такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода

Консультация «Воспитание добром»

такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть картинку такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Картинка про такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода Лидия Максимова
Консультация «Воспитание добром»

В статье рассматривается нравственное воспитании детей дошкольного возраста в частности привитие добра. Основным методом является личный пример.

Совершенно необязательно делать великие вещи.

Можно делать и маленькие, но с великой любовью.

С самого раннего возраста важно формировать у ребенка такие качества, как доброта, милосердие, отзывчивость, трудолюбие, уважение, любовь. Для достижения этой цели в дошкольном учреждении создается атмосфера любви и доверия. Шелгунов Н. В. утверждал «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку». О. С. Богданова и Л. И. Катаева считают, что формирование первоначальных нравственных представлений дошкольников — это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка.

В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких чувствах, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях, представляется на сегодняшний момент очень актуальной.

По словам В. В. Путина «На самом деле, это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге — укреплять нашу страну. От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму, сможет ли она быть современной, перспективной эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».

М. Ф. Харламов под нравственным воспитанием понимает «сознательное и систематическое культивирование в подрастающем человеке общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нравственным нормам и воплощать их в практической деятельности»

Процесс нравственного воспитания – важная задача педагогики на современном этапе развития нашего общества.Об этом свидетельствует нормативна- правовая ориенетация в сфере образования отражающая в документах:

стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);

федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Важность аспекта нравственного воспитание детей является понимание добра и зла, их проявление в поступках по отношению к другим людям, окружающему миру. Становление осознанного отношения к добру подчеркивал В. А. Сухомлинский «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать».

Необходимо в воспитании у детей добрасформировать следующие представления:

если тебя окружают добрые люди, ты сам делаешься добрее;

доброта, как нравственное качество человека, проявляет себя в любви, милосердии, терпимости;

стремление делать добро другим людям.

Добрые поступки как проявления добротыдля ребенка служат нескольким целям: улучшить собственное благополучие, повысить социальный статус и заслужить одобрение других, поддержать образ «Я», справиться с собственными эмоциями и настроением.

Существуют разные методы воздействия на нравственные чувства ребенка в целях воспитания в детях доброты.

Добрый пример — лучшее поучение. Лишь опираясь на него, слово получает истинную силу. К тому же и это слово должно быть верным, точно выбранным.Остальное зависит от мастерства: от умения воздействовать не только словом, но и выражением лица (мимикой, взглядом, жестом. Красноречивый взгляд может подчас сказать больше целой нотации, а жест заменить поучение. Всему этому родители должны научиться. Но при всех особенностях словесного воздействия оно всегда в сути своей должно быть добрым, как, впрочем, и другие виды практического влияния на детей. Постоянная ворчливость, небрежность в выборе слов, обращенных к ребенку, так же плохи, как и вечно насупленный, раздраженный вид.

Доброта не исключает требовательности, напротив предполагает ее и связана с ней. А. С. Макаренко так определил подход к воспитательной работе: как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему. Здесь и уважение, и требовательность — это вера в возможности ребенка.

такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть картинку такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Картинка про такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода«Куклы-Кувадки, сделаны с любовью и добром» (фотоотчёт) Узнав, что на сайте проходит такая замечательная акция «Гирлянда дружбы», нам очень захотелось принять в ней участие. Было принято решение.

такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть картинку такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Картинка про такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подходаКонсультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть картинку такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Картинка про такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подходаФотоотчет «Акция «Подарки детям — с добром и теплом!» Акция «Подарки детям- с добром и теплом!» Совсем скоро красивой, доброй сказкой войдет в наши дома Новый год! Все с нетерпением ждут любимый.

такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть картинку такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Картинка про такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подходаКонсультация для родителей «Воспитание или наказание?» Без строгости в воспитании ребенка не обойтись,но не надо путать ее с наказанием. Воспитание детей ремнем формирует у него страх перед.

такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть картинку такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Картинка про такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подходаКонсультация для родителей «Воспитание усидчивости у ребёнка» Неусидчивый ребёнок доставляет много хлопот для своих родителей. Всё ему интересно, усидеть на одном месте не может. Берёт одну игрушку,.

такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть картинку такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Картинка про такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подходаКонсультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье» Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье.»«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо ГЕНДЕР.

такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть картинку такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Картинка про такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подходаКонсультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть картинку такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Картинка про такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подходаКонсультация «Экологическое воспитание» Экологический субботник в детском саду Экологическое воспитание очень важно, ведь малышей нужно как можно раньше приучать к бережному отношению.

Источник

такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть картинку такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Картинка про такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода

такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть картинку такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Картинка про такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода

такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть картинку такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Картинка про такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода

такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть картинку такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Картинка про такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода

такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть картинку такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Картинка про такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода

такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть картинку такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Картинка про такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода

такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть картинку такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Картинка про такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода

такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Смотреть картинку такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Картинка про такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода. Фото такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода

ДОБРОТА КАК НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА

Доброта, как нравственное качество человека, проявляет себя в любви, милосердии, альтруизме, терпимости, стремлении делать добро другим людям. По неизвестным причинам, данная проблема не нашла ее серьезного изучения у современных исследователей. Я, как заинтересованная этой сферой, считаю необходимым доскональное изучение этой проблемы.

Многочисленные исследования в зарубежной психологии показывают, что добрые поступки служат нескольким целям: улучшить собственное благополучие, повысить социальный статус и заслужить одобрение других, поддержать образ «Я», справиться с собственными эмоциями и настроением. Проявления доброты, мотивированные исключительно внутренними побуждениями и ради благополучия другого человека возможно лишь при наличии в человеке любви.

Любовь к другому человеку, по мнению С.Л. Рубинштейна, выступает как первейшая и острейшая потребность человека. Она выступает как оценка чувством, основывающаяся не на явлении только, не на непосредственном восприятии человека, а на раскрытии сущности человека, как зеркало, способное увидеть подлинную сущность человека. Доброта, основанная на любви, характеризуется тем, что, человек не только не нарушает прав других и не вредит их благополучию, а чувствует в себе потребность заботиться о ближнем. Доброе отношение к другому предполагает признание прав другого на такое обращение. Стремление делать добро другим, не ожидая внешнего или внутреннего вознаграждения, преобразует весь эмоциональный строй психики и возможно лишь у любящего человека. Современные исследования так же подтверждают, что здоровье личности, ее психическое спокойствие в наибольшей степени обеспечивает идеал бескорыстного отношения к другому.

Таким, образом, доброта как нравственное качество человека, проявляется, прежде всего, в любви, милосердии, альтруизме, терпимости, помощи, стремлении делать добро другим людям не ожидая внешнего или внутреннего вознаграждения.

Но в реальности, в современном обществе наблюдается снижение нравственного уровня личности и общества в целом, что существенно сказывается на психическом и физическом здоровье человека и благополучии общества. И это не может не вызвать беспокойства. Поэтому сегодня значительно активизировалось внимание к нравственной проблематике, как на высоком официально-административном уровне, так и во всех сферах жизни и деятельности современного общества.

Несмотря на то, что попытки изучения данной проблемы предпринимались многими исследователями, данный ракурс не нашел место в их изысканиях.

Список использованной литературы:

Ромах О.В Интеллектуальный потенциал культурологии с. 6-10. Аналитика культурологии. 2004, № 1, с. 6-10

Ромах О.В. Информациология языков культуры. Аналитика культурологии, 2005, № 1. с. 7.15

Ромах О.В., Лапина Т.С. Культурогенная энергетика: ее виды и их взаимосвязь. Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 48-53

Ромах О.В., Познание в культурологии Аналитика культурологии, 2007, № 3. с. 96-99

Ромах О.В. Деятельность как способ развития культуры. Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 119-128

Ромах О.В., Лапина Т.С. Самоценность человеческой жизни как основание социального окультуривания. Аналитика культурологии, 2010, № 1 с. 35-49

Ромах О.В., Лапина Т.С. Антропологические представления о человеке как творца и производного культуры Аналитика культурологии, 2010, № 1с. 49-64

Ромах О.В. Взаимообусловленность культуры и творчества. Аналитика культурологии, 2010, № 1 с. 196-203

Источник

Как воспитывать в ребенке доброту?

Сего­дня осо­бенно остро назрели про­блемы, свя­зан­ные с нрав­ствен­ной куль­ту­рой лич­но­сти, кото­рая про­яв­ля­ется во вза­и­мо­от­но­ше­ниях людьми, в про­яв­ле­нии таких нрав­ствен­ных качеств, как доб­рота, мило­сер­дие, сопе­ре­жи­ва­ние, готов­ность понять другого.

Про­блема нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния инте­ре­со­вала педа­го­ги­че­скую науку на про­тя­же­нии дол­гих лет. Во все вре­мена цени­лись в людях такие каче­ства, как доб­рота, спра­вед­ли­вость, мило­сер­дие, чест­ность, отзыв­чи­вость, ува­же­ние к людям. Эти каче­ства про­воз­гла­ша­лись как особо цен­ност­ные кате­го­рии в тру­дах Я. А. Камен­ского, И. Г. Песта­лоцци, А. Дистер­вега, К. Д. Ушин­ского др.

В период после Октябрь­ской рево­лю­ции в Рос­сии тео­рия нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния под­верг­лась суще­ствен­ной пере­ра­ботке, в резуль­тате была отверг­нута идея веч­ной и неиз­мен­ной нрав­ствен­но­сти, под­чер­ки­вался клас­со­вый харак­тер нрав­ствен­но­сти. В резуль­тате в тече­ние мно­гих деся­ти­ле­тий в вос­пи­та­тель­ном про­цессе отда­ва­лось пред­по­чте­ние идейно-поли­ти­че­скому вос­пи­та­нию в ущерб нрав­ствен­ному. Но луч­шие педа­гоги в своей дея­тель­но­сти исхо­дили, прежде всего, из вос­пи­та­ния глу­боко нрав­ствен­ных качеств лич­но­сти. Так, на необ­хо­ди­мость вос­пи­та­ния в детях нрав­ствен­ных качеств и нрав­ствен­ного пове­де­ния обра­щали вни­ма­ние А. С. Мака­ренко, уде­ляв­ший осо­бое вни­ма­ние фор­ми­ро­ва­нию нрав­ствен­ных отно­ше­ний в дет­ском кол­лек­тиве, В. А. Сухом­лин­ский, пока­зав­ший тес­ную связь нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния с раз­ви­тием эмо­ци­о­наль­ной сферы ребенка, его уме­нием пере­жи­вать, радо­ваться за дру­гих, вопло­тив­ший свои взгляды в прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти, Ш. А. Амо­на­швили, обра­тив­ший осо­бое вни­ма­ние на вли­я­ние вза­и­мо­от­но­ше­ний педа­гога и детей, роди­те­лей и детей на про­цесс нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния, и другие.

Про­блема нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния сего­дня при­об­ре­тает осо­бую акту­аль­ность. Недо­оценка вос­пи­та­ния нрав­ствен­ных качеств обо­ра­чи­ва­ется изъ­я­нами в облике всего обще­ства. Сего­дня дефи­цит нрав­ствен­но­сти стал источ­ни­ком мно­гих про­ти­во­ре­чий, наблю­да­е­мых в нашей жизни. Все чаще наблю­да­ются про­яв­ле­ния рав­но­ду­шия, нетер­пи­мо­сти, агрес­сив­но­сти между людьми, что делает про­цесс вос­пи­та­ния нрав­ствен­ных качеств у детей осо­бенно необходимым.

В нашем дет­ском саду было про­ве­дено иссле­до­ва­ние с целью выяв­ле­ния уровня пред­став­ле­ний дошколь­ни­ков о таких нрав­ствен­ных качеств «доб­рота», «мило­сер­дие», «куль­тура пове­де­ния». Обсле­до­ва­лись дети под­го­то­ви­тель­ной к школе группе в коли­че­стве 20 чело­век. В ходе иссле­до­ва­ния нами исполь­зо­вался метод про­блем­ных ситу­а­ций. Детям были пред­ло­жены игро­вые ситу­а­ции, в кото­рых необ­хо­димо было сде­лать нрав­ствен­ный выбор. Ситу­а­ции вклю­чали в себя следующее:

1 ситу­а­ция. Иссле­до­ва­ние про­яв­ле­ния милосердия.

Дети играют во дворе. Вдруг один из них упал и сильно ушибся. От боли он заплакал.

2 ситу­а­ция. Иссле­до­ва­ние про­яв­ле­ния доброты.

На заня­тии Маша рисо­вала дерево. Вдруг у нее сло­мался зеле­ный каран­даш. Она рас­стро­ена. Гово­рит сво­ему това­рищу: «Я сильно нажи­мала и сло­мала карандаш»

3 ситу­а­ция. Иссле­до­ва­ние куль­туры поведения.

Маль­чик (девочка) воз­вра­ща­ется домой из дет­ского сада. Навстречу ему идет дру­гой маль­чик, неча­янно заде­вает его и гово­рит: «Извини!»

Дети выби­рали раз­лич­ные вари­анты пове­де­ния в дан­ных ситу­а­циях. Одни из них, пока­зав­шие высо­кий уро­вень нрав­ствен­ных пред­став­ле­ний, в ситу­а­ции «мило­сер­дие» пре­кра­щали игру, успо­ка­и­вали това­рища, ока­зы­вали первую помощь; в ситу­а­ции «Доб­рота» сочув­ство­вали Маше и пред­ла­гали свой каран­даш; в ситу­а­ции «Куль­тура пове­де­ния» спо­койно реа­ги­ро­вали на про­изо­шед­шее, отве­чая: «Ничего страш­ного! », «Бывает! » и т. п. Дру­гие – в пер­вой ситу­а­ции про­яв­ляли сочув­ствие на сло­вах («Ну как же ты так! », «Больно», «Не плачь» и т. д.) ; во вто­рой ситу­а­ции пред­ла­гали обра­титься за помо­щью вос­пи­та­телю, в тре­тьей ситу­а­ции выска­зы­вали неудо­воль­ствие: «Смот­реть нужно! » и т. д.

Тре­тьи – или не обра­щали вни­ма­ния на сво­его това­рища, попав­шего в беду, сме­я­лись над ним, драз­нили; не про­яв­ляли сочув­ствия девочке, сло­мав­ший каран­даш, («Нужно было не нажи­мать так сильно»), всту­пали в конфликт.

Ана­лиз резуль­та­тов иссле­до­ва­ния пока­зал, что у детей в основ­ном пре­об­ла­дает сред­ний уро­вень сфор­ми­ро­ван­но­сти доб­рых чувств, пред­став­ле­ний, адек­ват­ного пове­де­ния, т. е. дети, пони­мали бед­ствен­ное поло­же­ние това­рища, сочув­ство­вали ему, но не выра­жали жела­ния помочь делом. Полу­чен­ные резуль­таты утвер­дили нас в мысли, что необ­хо­дима систе­ма­ти­че­ская и целе­на­прав­лен­ная работа по нрав­ствен­ному вос­пи­та­нию дошкольников.

Нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние детей – доста­точно слож­ный про­цесс. С тече­нием вре­мени ребе­нок посте­пенно овла­де­вает обще­при­ня­тыми в обще­стве нор­мами пове­де­ния и вза­и­мо­от­но­ше­ний. Но путь этот долог, не все­гда эффек­ти­вен и не обес­пе­чи­вает глу­бины в осво­е­нии морали. Поэтому так важна роль взрос­лого, с помо­щью кото­рого этот про­цесс осу­ществ­ля­ется. Источ­ни­ком раз­ви­тия доб­роты, мило­сер­дия, сочув­ствия у дошколь­ника высту­пают вза­и­мо­от­но­ше­ния с близ­кими людьми. Дети рано начи­нают чув­ство­вать доб­роту, спра­вед­ли­вость взрос­лых, сверст­ни­ков, чутко реа­ги­руют на про­яв­ле­ния недоб­ро­же­ла­тель­но­сти. Очень важно, чтобы они рас­про­стра­няли гуман­ные чув­ства не только на себя, а умели состра­дать дру­гим людям, быть мило­серд­ными. Ребе­нок дол­жен знать, что такое быть мило­серд­ным, чест­ным, спра­вед­ли­вым, доб­рым и т. п. Дети должны уметь отве­тить на вопросы, почему нужно быть таким, посту­пать так, а не иначе. При­учая детей раз­ду­мы­вать над поступ­ками, мы раз­ви­ваем их созна­ние. С этой целью мы исполь­зуем в работе с детьми груп­по­вые и инди­ви­ду­аль­ные беседы о доб­рых поступ­ках людей, обо­га­щаем их речь такими сло­вами, как «доб­рый», «чут­кий», «отзыв­чи­вый». Чаще всего подоб­ные беседы про­во­дятся после чте­ния худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний. Так, в беседе по рас­сказу Я. Сегеля «Как я был мамой», цель кото­рой – вызвать у детей жела­ние забо­титься о малы­шах (накор­мить, поза­ба­вить, спеть песенку, помочь одеться) после чте­ния рас­сказа вос­пи­та­тель пред­ла­гает детям поду­мать над вопросами:

• Чем вам понра­вился рассказ?

• Как вы дума­ете, за что Яшу могли побла­го­да­рить роди­тели малень­кого Саши?

• Как вы счи­та­ете – кор­мить малень­кого ребенка – это труд­ная работа? А что об этом гово­рит автор?

• Как Яша уго­во­рил Сашу поесть? Как он созда­вал у него хоро­шее настроение?

• Как Яша укла­ды­вал спать малыша?

В заклю­че­нии вос­пи­та­тель гово­рит детям о том, что вос­пи­та­тель­ница млад­шей группы попро­сила при­слать к ней помощ­ни­ков. На вопрос о том, кто бы хотел помочь малы­шам, под­няли руки все дети, что гово­рит об эффек­тив­но­сти беседы.

Читая детям ненец­кую сказку «Кукушка» — о том, как мать пре­вра­ти­лась в кукушку и уле­тела от недоб­рых, черст­вых сыно­вей, мы спра­ши­ваем детей: «Вам жалко сыно­вей? », стре­мясь тем самым под­ве­сти их к выводу жало­сти, состра­да­ния – ведь они оста­лись совсем одни. Стре­мясь вос­пи­ты­вать у детей заботу о тех, кто нуж­да­ется в помощи, защите, сочув­ствии, про­во­дим беседы по про­из­ве­де­ниям Н. Артю­хо­вой «Труд­ный вечер», Е. Бла­ги­ни­ной «Поси­дим в тишине», А. Барто «Вовка-доб­рая душа» и др. Цель таких бесед – пока­зать детям, что лас­ко­вое, доб­рое слово, хоро­шее отно­ше­ние к чело­веку дей­ствует быст­рее и эффек­тив­нее, чем сила.

Мы стре­мимся чаще созда­вать усло­вия, в кото­рых ребе­нок мог бы про­явить свою само­сто­я­тель­ность, актив­ность. Дети стар­шего дошколь­ного воз­раста спо­собны не только раз­ли­чать хоро­шие и пло­хие поступки, но и пони­мать, почему нужно посту­пать хорошо, какой мотив стоит за каж­дым поступ­ком. Осо­зна­ние детьми моти­вов поступ­ков спо­соб­ствует более глу­бо­кому усво­е­нию пред­став­ле­ний о доб­роте и мило­сер­дии, а, сле­до­ва­тельно, и раз­ви­тию их чувств, поведения.

Поэтому в своей работе мы пред­ла­гаем детям ситу­а­ции мораль­ного выбора, когда ребе­нок ока­зы­ва­ется «на рас­пу­тье» перед несколь­кими оди­на­ково воз­мож­ными, но раз­ными по сво­ему нрав­ствен­ному смыслу лини­ями пове­де­ния, из кото­рых он дол­жен пред­по­честь одну. Напри­мер, вос­пи­та­тель гово­рит ребенку: «Ты можешь пойти поиг­рать. Но если хочешь, помоги това­рищу – у него зада­ние ока­за­лось труд­нее, чем у тебя. Сам выбери, что ста­нешь делать»

Раз­ви­вая пред­став­ле­ния детей о поня­тии «доб­рота», «сочув­ствие», мы исполь­зуем ситуации:

1. В дет­ском саду празд­ник. Все при­шли наряд­ные. Только Маша при­шла в обыч­ном пла­тье. Нина спро­сила: «Почему ты не наряд­ная? » Маша отве­тила: «У меня мама забо­лела» и заплакала.

2. Мама при­шла с работы уста­лой. Дочка смот­рит телевизор.

В дан­ных ситу­а­циях детям тре­бо­ва­лось про­явить сочув­ствие, спо­собы доб­ро­же­ла­тель­ного пове­де­ния, найти пути реше­ния про­блемы. Цен­ность дан­ной формы работы с детьми состо­яла в том, что она давала им воз­мож­ность тре­ни­ровки в доб­ро­же­ла­тель­ном поведении.

В фор­ми­ро­ва­нии у дошколь­ни­ков нрав­ствен­ных качеств осо­бое зна­че­ние имеет сотруд­ни­че­ство роди­те­лей и вос­пи­та­те­лей. В работе с роди­те­лями в дет­ском саду про­во­дится анке­ти­ро­ва­ние, гото­вятся биб­лио­течки книг для семей­ного чте­ния. На одном из роди­тель­ских собра­ний на тему «Вос­пи­та­ния у детей доб­роты и мило­сер­дия» педа­гог пред­ло­жил роди­те­лям пра­вила вос­пи­та­ния ребенка:

1. Люби сво­его ребенка!

2. Охра­няй сво­его ребенка!

3. Будь доб­рым при­ме­ром для него!

4. Играй со своим ребенком!

5. Тру­дись со своим ребенком!

6. Предо­став­ляй ребенку воз­мож­ность переживаний!

В резуль­тате систе­ма­ти­че­ской работы по вос­пи­та­нию у детей гуман­ных чувств, дошколь­ники стали более доб­ро­же­ла­тель­ными по отно­ше­нию друг к другу, научи­лись про­щать неча­янно при­чи­нен­ную боль, изви­няться, если вино­ваты, научи­лись счи­таться с жела­ни­ями и инте­ре­сами других.

Это убе­дило нас в необ­хо­ди­мо­сти вос­пи­та­ния у детей нрав­ствен­ных качеств посред­ством раз­лич­ных форм и мето­дов, в тес­ном сотруд­ни­че­стве с родителями.

Источник

ВЕЛИКОДУШИЕ — что это. В чем проявляется великодушие

Черта характера великодушие объединяет в себе различные качества человека. Под этим термином следует понимать присущую индивидууму склонность к благородным поступкам. Объяснить, что такое великодушие можно по-разному, для него характерны следующие качества: бескорыстность, уступчивость, снисходительность и другие.

Великодушие – что это?

Дословно великодушие можно трактовать, как «величие души». Это общая характеристика положительных черт, позволяющих человеку в нужный момент проявить себя и быть готовым бескорыстно оказать помощь. Великодушие – это моральное и нравственное качество, личностный принцип, проявление человечности, способность жертвовать своими интересами и комфортом во благо других.

Объяснить, что значит великодушие, можно как душевное состояние индивидуума. То есть, качество, позволяющее прощать обиды, проявлять щедрость и гуманное отношение к окружающим. Для великодушного человека несвойственны следующие черты характера: зависть, скупость, мелочность, мстительность. Определение данного качества отличается в зависимости от национальной и религиозной принадлежности. Например, в русском языке такое понятие дословно с греческого переводилось, как гордость, а это считалось пороком.

В чем проявляется великодушие?

Характер человека проявляется в его поступках, как он поведет себя в той или иной ситуации, так и будут судить его окружающие. Много, кого можно назвать великодушным человеком, например, того, кто благосклонно относится к другим людям, даже к тем, кто по своим поступкам этого не заслуживает. Проявляя гуманность и щедрость по отношению к другим, он не ждет ответа или благодарности.

Великодушие проявляется, как снисходительность к людям. Это способность не судить чужие поступки, на проявлять злость к ним, а еще умение прощать. Великодушие тесно переплетается с другими человеческими качествами, такими как милосердие, справедливость, щедрость. Такие черты характера являются совокупностью качеств, присущих индивидууму.

Что общего между великодушием и состраданием?

Это два смежных понятия, они имеют общее определение. Для человека, обладающего этими качествами свойственно проявление заботы о других людях, оказание помощи нуждающимся, прощение обидчиков, отказ от мести. Если индивидуум обладает одной чертой, например, великодушием, то в любой ситуации он способен проявить снисходительность и сострадание.

Сочувствие и сопереживание порождают желание бескорыстно помогать ближним. То есть это социальный аспект эмоционального состояния. Отсюда рождается сострадание, а оно приводит к великодушию. Оба понятия следуют друг за другом и не могут существовать по отдельности. Истинное сопереживание приводит к желанию помогать и содействовать. Отсюда, что такое сострадание и великодушие – это две характеристики личности, которые существуют совместно друг с другом.

Чем великодушие отличается от благородства?

Если значение первого термина понятно, то под вторым понимают моральное качество человека, приводящее его к самоотверженности и честности. Это совокупность положительных черт характера, они позволяют жертвовать своими интересами и оказывать бескорыстную помощь. Термин благородство по определению похож на великодушие, но он имеет другое происхождение. Ранее это качество присваивалось только дворянам, то есть, людям из «благого рода», им было свойственна возвышенность морального и нравственного поведения.

Для благородного человека характерна бескорыстная уступчивость, способность к самоотдаче, отсутствие злопамятства. Это качество в широком смысле оценивает моральные черты личности. Термин великодушие является синонимом благородства, но имеет несколько другой оттенок. Его основное проявление в том, чтобы уметь отвечать добром на добро и зло, не иметь склонности к предательству, мести. Благородство, как черта характера более близка к сочувствию и состраданию.

Великодушие – пример из жизни

Примеров проявления высоких душевных качеств в реальной жизни много, например, великодушный человек простит обидчика и не будет ему мстить. Или такое свойство присуще личности, способной оказывать помощь и содействие нуждающимся, без корыстных помыслов, по зову сердца, в любой ситуации, даже в ущерб своим интересам. Великодушный человек совершает поступки искренне, без злого умысла.

В разных ситуациях может проявляться великодушие, примеры:

Что мешает человеку проявлять великодушие?

В современных реалиях сохранить великодушие по отношению к людям сложно. Моральные и нравственные качества человека формируются в зависимости от социальных и этнических традиций. Есть несколько причин, что мешает человеку проявлять великодушие, аргументы:

Видео: Великодушие – что это такое?

Как стать великодушным?

Совершать великодушные поступки может человек, испытывающий сочувствие к окружающим. Это проявление положительных качеств присуще не всем. Человека воспитывает социум, семейные традиции, религия. Чтобы проявлять великодушие, нужно с состраданием относиться к другим, эта черта поможет понять эмоции и проявить милосердие, научиться жертвовать своими интересами.

С умения слушать и понимать людей начинает зарождаться великодушие, что это такое и как его достичь? Умение слушать позволяет войти в положение собеседника и прочувствовать его эмоции, душевные переживания. После, проявляется желание помочь и проявить участие без ожидания чего-то взамен. Также великодушие проявляется в умении радоваться чужим успехам и достижениям, без зависти.

Можно по-разному объяснить, что такое великодушие, у этого качества есть несколько определений. Это совокупность положительных характеристик поведения человека, дающих ему возможность проявлять любовь и заботу по отношению к окружающим. Для великодушной личности свойственны самоотверженность, самопожертвование, гуманность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *