такие нравственные качества как доброта великодушие служат основанием подхода
Консультация «Воспитание добром»
Лидия Максимова
Консультация «Воспитание добром»
В статье рассматривается нравственное воспитании детей дошкольного возраста в частности привитие добра. Основным методом является личный пример.
Совершенно необязательно делать великие вещи.
Можно делать и маленькие, но с великой любовью.
С самого раннего возраста важно формировать у ребенка такие качества, как доброта, милосердие, отзывчивость, трудолюбие, уважение, любовь. Для достижения этой цели в дошкольном учреждении создается атмосфера любви и доверия. Шелгунов Н. В. утверждал «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку». О. С. Богданова и Л. И. Катаева считают, что формирование первоначальных нравственных представлений дошкольников — это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка.
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких чувствах, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях, представляется на сегодняшний момент очень актуальной.
По словам В. В. Путина «На самом деле, это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге — укреплять нашу страну. От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму, сможет ли она быть современной, перспективной эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».
М. Ф. Харламов под нравственным воспитанием понимает «сознательное и систематическое культивирование в подрастающем человеке общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нравственным нормам и воплощать их в практической деятельности»
Процесс нравственного воспитания – важная задача педагогики на современном этапе развития нашего общества.Об этом свидетельствует нормативна- правовая ориенетация в сфере образования отражающая в документах:
стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Важность аспекта нравственного воспитание детей является понимание добра и зла, их проявление в поступках по отношению к другим людям, окружающему миру. Становление осознанного отношения к добру подчеркивал В. А. Сухомлинский «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать».
Необходимо в воспитании у детей добрасформировать следующие представления:
если тебя окружают добрые люди, ты сам делаешься добрее;
доброта, как нравственное качество человека, проявляет себя в любви, милосердии, терпимости;
стремление делать добро другим людям.
Добрые поступки как проявления добротыдля ребенка служат нескольким целям: улучшить собственное благополучие, повысить социальный статус и заслужить одобрение других, поддержать образ «Я», справиться с собственными эмоциями и настроением.
Существуют разные методы воздействия на нравственные чувства ребенка в целях воспитания в детях доброты.
Добрый пример — лучшее поучение. Лишь опираясь на него, слово получает истинную силу. К тому же и это слово должно быть верным, точно выбранным.Остальное зависит от мастерства: от умения воздействовать не только словом, но и выражением лица (мимикой, взглядом, жестом. Красноречивый взгляд может подчас сказать больше целой нотации, а жест заменить поучение. Всему этому родители должны научиться. Но при всех особенностях словесного воздействия оно всегда в сути своей должно быть добрым, как, впрочем, и другие виды практического влияния на детей. Постоянная ворчливость, небрежность в выборе слов, обращенных к ребенку, так же плохи, как и вечно насупленный, раздраженный вид.
Доброта не исключает требовательности, напротив предполагает ее и связана с ней. А. С. Макаренко так определил подход к воспитательной работе: как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему. Здесь и уважение, и требовательность — это вера в возможности ребенка.
«Куклы-Кувадки, сделаны с любовью и добром» (фотоотчёт) Узнав, что на сайте проходит такая замечательная акция «Гирлянда дружбы», нам очень захотелось принять в ней участие. Было принято решение.
Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.
Фотоотчет «Акция «Подарки детям — с добром и теплом!» Акция «Подарки детям- с добром и теплом!» Совсем скоро красивой, доброй сказкой войдет в наши дома Новый год! Все с нетерпением ждут любимый.
Консультация для родителей «Воспитание или наказание?» Без строгости в воспитании ребенка не обойтись,но не надо путать ее с наказанием. Воспитание детей ремнем формирует у него страх перед.
Консультация для родителей «Воспитание усидчивости у ребёнка» Неусидчивый ребёнок доставляет много хлопот для своих родителей. Всё ему интересно, усидеть на одном месте не может. Берёт одну игрушку,.
Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье» Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье.»«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо ГЕНДЕР.
Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.
Консультация «Экологическое воспитание» Экологический субботник в детском саду Экологическое воспитание очень важно, ведь малышей нужно как можно раньше приучать к бережному отношению.
ДОБРОТА КАК НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
Доброта, как нравственное качество человека, проявляет себя в любви, милосердии, альтруизме, терпимости, стремлении делать добро другим людям. По неизвестным причинам, данная проблема не нашла ее серьезного изучения у современных исследователей. Я, как заинтересованная этой сферой, считаю необходимым доскональное изучение этой проблемы.
Многочисленные исследования в зарубежной психологии показывают, что добрые поступки служат нескольким целям: улучшить собственное благополучие, повысить социальный статус и заслужить одобрение других, поддержать образ «Я», справиться с собственными эмоциями и настроением. Проявления доброты, мотивированные исключительно внутренними побуждениями и ради благополучия другого человека возможно лишь при наличии в человеке любви.
Любовь к другому человеку, по мнению С.Л. Рубинштейна, выступает как первейшая и острейшая потребность человека. Она выступает как оценка чувством, основывающаяся не на явлении только, не на непосредственном восприятии человека, а на раскрытии сущности человека, как зеркало, способное увидеть подлинную сущность человека. Доброта, основанная на любви, характеризуется тем, что, человек не только не нарушает прав других и не вредит их благополучию, а чувствует в себе потребность заботиться о ближнем. Доброе отношение к другому предполагает признание прав другого на такое обращение. Стремление делать добро другим, не ожидая внешнего или внутреннего вознаграждения, преобразует весь эмоциональный строй психики и возможно лишь у любящего человека. Современные исследования так же подтверждают, что здоровье личности, ее психическое спокойствие в наибольшей степени обеспечивает идеал бескорыстного отношения к другому.
Таким, образом, доброта как нравственное качество человека, проявляется, прежде всего, в любви, милосердии, альтруизме, терпимости, помощи, стремлении делать добро другим людям не ожидая внешнего или внутреннего вознаграждения.
Но в реальности, в современном обществе наблюдается снижение нравственного уровня личности и общества в целом, что существенно сказывается на психическом и физическом здоровье человека и благополучии общества. И это не может не вызвать беспокойства. Поэтому сегодня значительно активизировалось внимание к нравственной проблематике, как на высоком официально-административном уровне, так и во всех сферах жизни и деятельности современного общества.
Несмотря на то, что попытки изучения данной проблемы предпринимались многими исследователями, данный ракурс не нашел место в их изысканиях.
Список использованной литературы:
Ромах О.В Интеллектуальный потенциал культурологии с. 6-10. Аналитика культурологии. 2004, № 1, с. 6-10
Ромах О.В. Информациология языков культуры. Аналитика культурологии, 2005, № 1. с. 7.15
Ромах О.В., Лапина Т.С. Культурогенная энергетика: ее виды и их взаимосвязь. Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 48-53
Ромах О.В., Познание в культурологии Аналитика культурологии, 2007, № 3. с. 96-99
Ромах О.В. Деятельность как способ развития культуры. Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 119-128
Ромах О.В., Лапина Т.С. Самоценность человеческой жизни как основание социального окультуривания. Аналитика культурологии, 2010, № 1 с. 35-49
Ромах О.В., Лапина Т.С. Антропологические представления о человеке как творца и производного культуры Аналитика культурологии, 2010, № 1с. 49-64
Ромах О.В. Взаимообусловленность культуры и творчества. Аналитика культурологии, 2010, № 1 с. 196-203
Как воспитывать в ребенке доброту?
Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людьми, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, готовность понять другого.
Проблема нравственного воспитания интересовала педагогическую науку на протяжении долгих лет. Во все времена ценились в людях такие качества, как доброта, справедливость, милосердие, честность, отзывчивость, уважение к людям. Эти качества провозглашались как особо ценностные категории в трудах Я. А. Каменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского др.
В период после Октябрьской революции в России теория нравственного воспитания подверглась существенной переработке, в результате была отвергнута идея вечной и неизменной нравственности, подчеркивался классовый характер нравственности. В результате в течение многих десятилетий в воспитательном процессе отдавалось предпочтение идейно-политическому воспитанию в ущерб нравственному. Но лучшие педагоги в своей деятельности исходили, прежде всего, из воспитания глубоко нравственных качеств личности. Так, на необходимость воспитания в детях нравственных качеств и нравственного поведения обращали внимание А. С. Макаренко, уделявший особое внимание формированию нравственных отношений в детском коллективе, В. А. Сухомлинский, показавший тесную связь нравственного воспитания с развитием эмоциональной сферы ребенка, его умением переживать, радоваться за других, воплотивший свои взгляды в практической деятельности, Ш. А. Амонашвили, обративший особое внимание на влияние взаимоотношений педагога и детей, родителей и детей на процесс нравственного воспитания, и другие.
Проблема нравственного воспитания сегодня приобретает особую актуальность. Недооценка воспитания нравственных качеств оборачивается изъянами в облике всего общества. Сегодня дефицит нравственности стал источником многих противоречий, наблюдаемых в нашей жизни. Все чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым.
В нашем детском саду было проведено исследование с целью выявления уровня представлений дошкольников о таких нравственных качеств «доброта», «милосердие», «культура поведения». Обследовались дети подготовительной к школе группе в количестве 20 человек. В ходе исследования нами использовался метод проблемных ситуаций. Детям были предложены игровые ситуации, в которых необходимо было сделать нравственный выбор. Ситуации включали в себя следующее:
1 ситуация. Исследование проявления милосердия.
Дети играют во дворе. Вдруг один из них упал и сильно ушибся. От боли он заплакал.
2 ситуация. Исследование проявления доброты.
На занятии Маша рисовала дерево. Вдруг у нее сломался зеленый карандаш. Она расстроена. Говорит своему товарищу: «Я сильно нажимала и сломала карандаш»
3 ситуация. Исследование культуры поведения.
Мальчик (девочка) возвращается домой из детского сада. Навстречу ему идет другой мальчик, нечаянно задевает его и говорит: «Извини!»
Дети выбирали различные варианты поведения в данных ситуациях. Одни из них, показавшие высокий уровень нравственных представлений, в ситуации «милосердие» прекращали игру, успокаивали товарища, оказывали первую помощь; в ситуации «Доброта» сочувствовали Маше и предлагали свой карандаш; в ситуации «Культура поведения» спокойно реагировали на произошедшее, отвечая: «Ничего страшного! », «Бывает! » и т. п. Другие – в первой ситуации проявляли сочувствие на словах («Ну как же ты так! », «Больно», «Не плачь» и т. д.) ; во второй ситуации предлагали обратиться за помощью воспитателю, в третьей ситуации высказывали неудовольствие: «Смотреть нужно! » и т. д.
Третьи – или не обращали внимания на своего товарища, попавшего в беду, смеялись над ним, дразнили; не проявляли сочувствия девочке, сломавший карандаш, («Нужно было не нажимать так сильно»), вступали в конфликт.
Анализ результатов исследования показал, что у детей в основном преобладает средний уровень сформированности добрых чувств, представлений, адекватного поведения, т. е. дети, понимали бедственное положение товарища, сочувствовали ему, но не выражали желания помочь делом. Полученные результаты утвердили нас в мысли, что необходима систематическая и целенаправленная работа по нравственному воспитанию дошкольников.
Нравственное воспитание детей – достаточно сложный процесс. С течением времени ребенок постепенно овладевает общепринятыми в обществе нормами поведения и взаимоотношений. Но путь этот долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому так важна роль взрослого, с помощью которого этот процесс осуществляется. Источником развития доброты, милосердия, сочувствия у дошкольника выступают взаимоотношения с близкими людьми. Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников, чутко реагируют на проявления недоброжелательности. Очень важно, чтобы они распространяли гуманные чувства не только на себя, а умели сострадать другим людям, быть милосердными. Ребенок должен знать, что такое быть милосердным, честным, справедливым, добрым и т. п. Дети должны уметь ответить на вопросы, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Приучая детей раздумывать над поступками, мы развиваем их сознание. С этой целью мы используем в работе с детьми групповые и индивидуальные беседы о добрых поступках людей, обогащаем их речь такими словами, как «добрый», «чуткий», «отзывчивый». Чаще всего подобные беседы проводятся после чтения художественных произведений. Так, в беседе по рассказу Я. Сегеля «Как я был мамой», цель которой – вызвать у детей желание заботиться о малышах (накормить, позабавить, спеть песенку, помочь одеться) после чтения рассказа воспитатель предлагает детям подумать над вопросами:
• Чем вам понравился рассказ?
• Как вы думаете, за что Яшу могли поблагодарить родители маленького Саши?
• Как вы считаете – кормить маленького ребенка – это трудная работа? А что об этом говорит автор?
• Как Яша уговорил Сашу поесть? Как он создавал у него хорошее настроение?
• Как Яша укладывал спать малыша?
В заключении воспитатель говорит детям о том, что воспитательница младшей группы попросила прислать к ней помощников. На вопрос о том, кто бы хотел помочь малышам, подняли руки все дети, что говорит об эффективности беседы.
Читая детям ненецкую сказку «Кукушка» — о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от недобрых, черствых сыновей, мы спрашиваем детей: «Вам жалко сыновей? », стремясь тем самым подвести их к выводу жалости, сострадания – ведь они остались совсем одни. Стремясь воспитывать у детей заботу о тех, кто нуждается в помощи, защите, сочувствии, проводим беседы по произведениям Н. Артюховой «Трудный вечер», Е. Благининой «Посидим в тишине», А. Барто «Вовка-добрая душа» и др. Цель таких бесед – показать детям, что ласковое, доброе слово, хорошее отношение к человеку действует быстрее и эффективнее, чем сила.
Мы стремимся чаще создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить свою самостоятельность, активность. Дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. Осознание детьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений о доброте и милосердии, а, следовательно, и развитию их чувств, поведения.
Поэтому в своей работе мы предлагаем детям ситуации морального выбора, когда ребенок оказывается «на распутье» перед несколькими одинаково возможными, но разными по своему нравственному смыслу линиями поведения, из которых он должен предпочесть одну. Например, воспитатель говорит ребенку: «Ты можешь пойти поиграть. Но если хочешь, помоги товарищу – у него задание оказалось труднее, чем у тебя. Сам выбери, что станешь делать»
Развивая представления детей о понятии «доброта», «сочувствие», мы используем ситуации:
1. В детском саду праздник. Все пришли нарядные. Только Маша пришла в обычном платье. Нина спросила: «Почему ты не нарядная? » Маша ответила: «У меня мама заболела» и заплакала.
2. Мама пришла с работы усталой. Дочка смотрит телевизор.
В данных ситуациях детям требовалось проявить сочувствие, способы доброжелательного поведения, найти пути решения проблемы. Ценность данной формы работы с детьми состояла в том, что она давала им возможность тренировки в доброжелательном поведении.
В формировании у дошкольников нравственных качеств особое значение имеет сотрудничество родителей и воспитателей. В работе с родителями в детском саду проводится анкетирование, готовятся библиотечки книг для семейного чтения. На одном из родительских собраний на тему «Воспитания у детей доброты и милосердия» педагог предложил родителям правила воспитания ребенка:
1. Люби своего ребенка!
2. Охраняй своего ребенка!
3. Будь добрым примером для него!
4. Играй со своим ребенком!
5. Трудись со своим ребенком!
6. Предоставляй ребенку возможность переживаний!
В результате систематической работы по воспитанию у детей гуманных чувств, дошкольники стали более доброжелательными по отношению друг к другу, научились прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноваты, научились считаться с желаниями и интересами других.
Это убедило нас в необходимости воспитания у детей нравственных качеств посредством различных форм и методов, в тесном сотрудничестве с родителями.
ВЕЛИКОДУШИЕ — что это. В чем проявляется великодушие
Черта характера великодушие объединяет в себе различные качества человека. Под этим термином следует понимать присущую индивидууму склонность к благородным поступкам. Объяснить, что такое великодушие можно по-разному, для него характерны следующие качества: бескорыстность, уступчивость, снисходительность и другие.
Великодушие – что это?
Дословно великодушие можно трактовать, как «величие души». Это общая характеристика положительных черт, позволяющих человеку в нужный момент проявить себя и быть готовым бескорыстно оказать помощь. Великодушие – это моральное и нравственное качество, личностный принцип, проявление человечности, способность жертвовать своими интересами и комфортом во благо других.
Объяснить, что значит великодушие, можно как душевное состояние индивидуума. То есть, качество, позволяющее прощать обиды, проявлять щедрость и гуманное отношение к окружающим. Для великодушного человека несвойственны следующие черты характера: зависть, скупость, мелочность, мстительность. Определение данного качества отличается в зависимости от национальной и религиозной принадлежности. Например, в русском языке такое понятие дословно с греческого переводилось, как гордость, а это считалось пороком.
В чем проявляется великодушие?
Характер человека проявляется в его поступках, как он поведет себя в той или иной ситуации, так и будут судить его окружающие. Много, кого можно назвать великодушным человеком, например, того, кто благосклонно относится к другим людям, даже к тем, кто по своим поступкам этого не заслуживает. Проявляя гуманность и щедрость по отношению к другим, он не ждет ответа или благодарности.
Великодушие проявляется, как снисходительность к людям. Это способность не судить чужие поступки, на проявлять злость к ним, а еще умение прощать. Великодушие тесно переплетается с другими человеческими качествами, такими как милосердие, справедливость, щедрость. Такие черты характера являются совокупностью качеств, присущих индивидууму.
Что общего между великодушием и состраданием?
Это два смежных понятия, они имеют общее определение. Для человека, обладающего этими качествами свойственно проявление заботы о других людях, оказание помощи нуждающимся, прощение обидчиков, отказ от мести. Если индивидуум обладает одной чертой, например, великодушием, то в любой ситуации он способен проявить снисходительность и сострадание.
Сочувствие и сопереживание порождают желание бескорыстно помогать ближним. То есть это социальный аспект эмоционального состояния. Отсюда рождается сострадание, а оно приводит к великодушию. Оба понятия следуют друг за другом и не могут существовать по отдельности. Истинное сопереживание приводит к желанию помогать и содействовать. Отсюда, что такое сострадание и великодушие – это две характеристики личности, которые существуют совместно друг с другом.
Чем великодушие отличается от благородства?
Если значение первого термина понятно, то под вторым понимают моральное качество человека, приводящее его к самоотверженности и честности. Это совокупность положительных черт характера, они позволяют жертвовать своими интересами и оказывать бескорыстную помощь. Термин благородство по определению похож на великодушие, но он имеет другое происхождение. Ранее это качество присваивалось только дворянам, то есть, людям из «благого рода», им было свойственна возвышенность морального и нравственного поведения.
Для благородного человека характерна бескорыстная уступчивость, способность к самоотдаче, отсутствие злопамятства. Это качество в широком смысле оценивает моральные черты личности. Термин великодушие является синонимом благородства, но имеет несколько другой оттенок. Его основное проявление в том, чтобы уметь отвечать добром на добро и зло, не иметь склонности к предательству, мести. Благородство, как черта характера более близка к сочувствию и состраданию.
Великодушие – пример из жизни
Примеров проявления высоких душевных качеств в реальной жизни много, например, великодушный человек простит обидчика и не будет ему мстить. Или такое свойство присуще личности, способной оказывать помощь и содействие нуждающимся, без корыстных помыслов, по зову сердца, в любой ситуации, даже в ущерб своим интересам. Великодушный человек совершает поступки искренне, без злого умысла.
В разных ситуациях может проявляться великодушие, примеры:
Что мешает человеку проявлять великодушие?
В современных реалиях сохранить великодушие по отношению к людям сложно. Моральные и нравственные качества человека формируются в зависимости от социальных и этнических традиций. Есть несколько причин, что мешает человеку проявлять великодушие, аргументы:
Видео: Великодушие – что это такое?
Как стать великодушным?
Совершать великодушные поступки может человек, испытывающий сочувствие к окружающим. Это проявление положительных качеств присуще не всем. Человека воспитывает социум, семейные традиции, религия. Чтобы проявлять великодушие, нужно с состраданием относиться к другим, эта черта поможет понять эмоции и проявить милосердие, научиться жертвовать своими интересами.
С умения слушать и понимать людей начинает зарождаться великодушие, что это такое и как его достичь? Умение слушать позволяет войти в положение собеседника и прочувствовать его эмоции, душевные переживания. После, проявляется желание помочь и проявить участие без ожидания чего-то взамен. Также великодушие проявляется в умении радоваться чужим успехам и достижениям, без зависти.
Можно по-разному объяснить, что такое великодушие, у этого качества есть несколько определений. Это совокупность положительных характеристик поведения человека, дающих ему возможность проявлять любовь и заботу по отношению к окружающим. Для великодушной личности свойственны самоотверженность, самопожертвование, гуманность.