такие нервные лица быть беде
Рок-н-ролл мертв – Аквариум
«Рок-н-ролл мертв» – песня группы «Аквариум» из альбома «Радио Африка». Автор текста и музыки – Борис Гребенщиков. Премьера студийной версии композиции состоялась в 1983 году.
Аквариум – Рок-н-ролл мертв – слушать
Интересные факты
Песня «Рок-н-ролл мертв» – одна из самых известных в репертуаре группы «Аквариум», а также во всем русском роке. Композиция стала хитом сразу после выхода и к сегодняшнему дню обрела культовый статус. На это произведение сделано большое количество кавер-версий.
Борис Гребенщиков написал песню «Рок-н-ролл мертв» во время записи альбома «Табу». Автор вспоминал, что в ходе работы клавишник Сергей Курехин и гитарист Александр Ляпин постоянно спорили на тему, чей инструмент должен быть заметнее. От этих споров лидер «Аквариума» спасался на балконе, где однажды и сочинил рассматриваемое произведение.
Альбомная версия композиции, вошедшая в «Радио Африка» была записана не в студии Андрея Тропилло, а в передвижном вагоне-звукозаписи MCI, принадлежавшем московскому отделению «Мелодии». Передвижка была на выезде в Ленинграде и её активно использовали рок-музыканты. Помимо прочих, в ней был записан альбом «Блокада» группы «Алиса».
Аквариум – Рок-н-ролл мертв – текст
Какие нервные лица – быть беде;
Я помню, было небо, я не помню где;
Мы встретимся снова, мы скажем «Привет»,
В этом есть что-то не то.
Рок-н-ролл мертв, а я еще нет,
Рок-н-ролл мертв, а я…
Те, что нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл мертв, а я еще нет.
Отныне время будет течь по прямой;
Шаг вверх, шаг вбок – их мир за спиной.
Я сжег их жизнь, как ворох газет –
Остался только грязный асфальт.
Рок-н-ролл мертв, а я еще нет,
Рок-н-ролл мертв, а я…
Те, что нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл мертв, а я еще нет.
Локоть к локтю, кирпич в стене;
Мы стояли слишком гордо – мы платим втройне:
За тех, кто шел с нами, за тех, кто нас ждал,
За тех, кто никогда не простит нам то, что
Рок-н-ролл мертв, а я еще нет,
Рок-н-ролл мертв, а я…
Те, что нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл мертв, а я еще нет.
Текст песни Аквариум — Рок-н-ролл мёртв
Оригинальный текст и слова песни Рок-н-ролл мёртв:
Легенды русского рока
Какие нервные лица — быть беде;
Я помню — было небо, я не помню, где;
Мы встретимся снова, мы скажем «Привет», —
В этом есть что-то не то;
Но рок-н-ролл мертв, а я еще нет,
Рок-н-ролл мертв, а я…
Те, что нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл мертв, а я еще нет.
Отныне время будет течь по прямой;
Шаг вверх, шаг вбок — их мир за спиной.
Я жег их жизнь, как ворох газет —
Остался только грязный асфальт.
Но рок-н-ролл мертв, а я еще нет,
Рок-н-ролл мертв, а я…
Те, что нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл мертв, а я… еще нет.
Локоть к локтю, кирпич в стене;
Мы стояли слишком гордо — мы платим втройне
За тех, кто шел с нами, за тех, кто нас ждал,
За тех, кто никогда не простит нам то, что
Рок-н-ролл мертв — а мы еще нет,
Рок-н-ролл мертв, а мы…
Те, что нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл мертв, а мы…
Рок-н-ролл мертв, а я еще нет,
Рок-н-ролл мертв, а я…
Те, что нас любят, смотрят нам вслед,
Рок-н-ролл мертв, а я…
Перевод на русский или английский язык текста песни — Рок-н-ролл мёртв исполнителя Аквариум:
Legends of Russian rock
Если нашли опечатку в тексте или переводе песни Рок-н-ролл мёртв, просим сообщить об этом в комментариях.
Борис Гребенщиков Рок-Н-Ролл Мертв
Другие песни
Krolik.biz — музыкальный портал, который представляет собой огромную медиатеку, где можно слушать и качать музыку в формате mp3. На нашем ресурсе легко найти музыкальные произведения различных жанров и тематической направленности, включая драйвовый рок, изысканный джаз, мелодичное ретро, легкую классику и много чего другого! Все сборники и отдельные треки тщательно рассортированы по категориям, благодаря чему их поиск осуществляется максимально быстро. Отдельно в меню Вы сможете найти самые «горячие» музыкальные новинки и рейтинг топ-100 наиболее популярных композиций.
Поиск музыки
Чтобы найти и послушать или скачать музыку достаточно использовать поисковый фильтр. В этот фильтр можно ввести имя или псевдоним исполнителя, группы, а также название композиции, причем, как на русском, так и на английском языке.
Также можно использовать поиск музыки по жанру. Это не менее эффективный и удобный способ поиска необходимого музыкального материала.
Понравившиеся композиции можно добавить в плейлист, создав собственную музыкальную коллекцию.
Прослушивание музыки
На нашем ресурсе у Вас будет доступ к абсолютно любому музыкальному материалу всевозможных жанров и направлений. У нас можно слушать музыку онлайн бесплатно и без регистрации. Вам достаточно выбрать интересующую Вас песню и запустить ее через встроенный плеер.
В отличие от других ресурсов мы не ставим ограничения на прослушивание музыки и не предлагаем скачивать дополнительные программы на ПК. Также Вы не столкнетесь с необходимостью отправлять какие-либо смс или вводить многочисленные капчи.
Скачивание музыки
У нас Вы сможете скачать музыку бесплатно и без регистрации в неограниченном количестве — это может быть несколько треков любимого исполнителя.
Музыка на нашем портале представлена в формате mp3 — наиболее популярном и широко применимом для оценочного ознакомления формате хранения и передачи информации в цифровой форме. Данный формат поддерживается всеми ОС и современными моделями аудио- и DVD-плееров.
Согласно законодательству РФ весь музыкальный материал, представленный на этом ресурсе, предназначен только для персонального использования в ознакомительных целях. Права на упомянутые музыкальные файлы принадлежат их владельцам. После прослушивания загруженного аудиофайла Вы должны удалить его, либо же, приобрести лицензионный компакт-диск. В противном случае Вы нарушите закон об интеллектуальной собственности.
«Рок-н-ролл мертв»
В регулярной архивной рубрике «Афиши» — торжественный манифест Бориса Гребенщикова, подсмотренный им у Патти Смит, а также лучшие его кавер-версии.
Классический состав «Аквариума» 1980-х: Александр Титов (бас), Дюша Романов (флейта), БГ, Всеволод Гаккель (виолончель). Курехина и Ляпина, сыгравших ключевые роли в записи альбома «Радио Африка», на этой фотографии нет
В августе 1982-го, когда «Аквариум» записывал пятый «естественный» альбом «Табу», Борис Гребенщиков существовал между гитаристом Александром Ляпиным и клавишником Сергеем Курехиным. Оба хотели сыграть как можно больше, а в итоге каждый заполнял собой все звуковое пространство. Гребенщиков хотел жить дружно «и еще — чтобы альбом получился фантастически хорошим». Таким он и получился, но дружно жить в студии, Доме юного техника на Охте, было невозможно. От курехино-ляпинских «творческих споров» БГ, как признался восемнадцать лет спустя, «спасался на балконе». Там он и придумал, когда «было тяжело», свое самое знаменитое противопоставление — сочинил текст, начинавшийся со слов «Какие нервные лица, быть беде».
Играть «Рок-н-ролл мертв, а я еще нет» БГ начал в том же 1982-м — см. акустическую версию из бутлега «Рыбный завтрак». После «Табу», однако, «Аквариум» почти полгода нигде не выступал — и электрическая версия песни (уже с хрестоматийным ляпинским соло) стала главным концертным номером группы уже в 1983-м. Это было еще до ее выхода на альбоме «Радио Африка».
Возможно, хронологически первая версия «Рок-н-ролл мертв» из записанных — из бутлега «Рыбный завтрак»
Выход этот, как ни странно, провалился. Шестой трек (пятый — на мелодиевской пластинке, где почему-то нет «Ваны Хойа») оказался совершенно лишним. После благостных экспериментов с перкуссиями, клавишами и духовыми вдруг сетует трагедийная гитара. Никаких дудок — сплошная патетика последнего героя. «Мы до сих пор поем, но нам уже недолго ждать», «Никто из нас не выйдет отсюда живым» — это строчки с предыдущего «Табу», где констатация летального исхода была бы весьма к месту. На «Радио Африке» же даже «Еще один упавший вниз» исполнен так, что гибели сопутствует сплошное просветление. А «Рок-н-ролл мертв» — это все, конец эфира, тьма безвременная и окончательная. «В этом есть что-то не то».
«Радио Африка» — «гобелен», куда БГ с Курехиным хотели «воткнуть все, что знают о звуке». Хоть они и слабо представляли, что из него получится, пластинка мыслилась БГ как «альбом радостной музыки». Только в финале на ней начали появляться песни, которые «встали на место и попросить их выйти уже не было никакой возможности». Одной из них, по словам БГ, был «Рок-н-ролл мертв».
Каноническая версия песни с альбома «Радио Африка»
Записывали ее будто из-под палки. Мешали в том числе препятствия чисто технического характера. Ляпин говорил, что сыграл «самое ужасное соло» в жизни. Виолончелист Гаккель в своей книге отмечал, что бэк-вокал тоже получился криво — записан «с разной динамикой», «демонстрация полной художественной самодеятельности». Переделывать все было решительно некогда: в прибывшей из Москвы передвижной мелодиевской студии MCI, роскошно оборудованной для начала 1980-х, работать можно было только одиннадцать дней. Да и то только ночью, тайком от «Мелодии» и милиции, — предназначалась студия для записи живой классической музыки. Ночь, спешка, похмелье — несмотря на все это, не повезло именно песне «Рок-н-ролл мертв». Впрочем, единственный студийный вариант все равно стал каноническим, многим полюбился и впоследствии вошел на несколько сборников лучших вещей «Аквариума».
«Возможно, там и от Патти Смит что-то было, но КАКАЯ РАЗНИЦА?», — говорил много позже Александр Ляпин, придумавший, кстати, аранжировку. По словам Ляпина, на одной из репетиций у Гаккеля он «всего лишь наиграл последовательность известных аккордов» — а БГ «подхватил». Последовательность эта, как общеизвестно, чрезвычайно схожа с патти-смитовской «Ghost Dance». Текст «Ghost Dance» намекает на ритуальный индейский танец, направленный на воссоединение с умершими и предположительно связанный с пейотлем. В припеве поется «Мы снова будем жить» — что поется у БГ, известно. Он и сам отмечает сходство мелодий, но при этом утверждает, что так вышло «подсознательно»: услышал задолго до того и через несколько лет сочинил свое, даже и не думая, что в чем-то могут упрекнуть. К этой версии примыкает и более туманная формулировка: «Рок-н-ролл — это фольклор со всеми вытекающими, и каждый волен исполнять то, что считает нужным для себя».
БГ исполняет «Рок-н-ролл мертв» вместе с Джоанной Стингрей на английском; вообще существует несколько переводов текста на английский, а еще — перевод Максима Леонидова на иврит
Чемпион России по интервью, БГ не мог не придумать массу остроумных ответов на новый любимый вопрос поклонников и журналистов: «А вот вы поете, что рок-н-ролл мертв — это правда?» — «Всегда есть люди, которым хочется взять в руки гитару или синтезатор, или что-то еще и — выдать» (1999), «Да, рок как стиль умер лет 20 назад. И хорошо, что умер!» (2006), «Это песня не про 82 год, эта песня про сегодня. Каждое слово попадает на удивление точно» (2007), «Приблизительно с 1959 года :-)» (2008), «Для меня музыка жива. А как она называется, мне, в общем, совершенно до лампы» (2008), «Рок-н-ролл исчез в конце 50-х — то, что было дальше, уже не рок — совсем иное» (2011). В недавнем «последнем» — одном из многих последних, как водится, — интервью он выделил новый «очень симпатичный альбом» Эрика Клэптона. Тут бы и в самом деле спросить у создателя, а почему, собственно, все так и как оно на самом деле. Но он давно сказал: «Я, конечно, могу объяснить эту песню вплоть до единого слова, до каждой строчки, но это не имеет смысла, так как когда есть противоречия, тогда возникает возможность жизни».
Эта «возможность жизни» провоцирующего лозунга в самых разных обстоятельствах возникает уже больше тридцати лет. Не только в сотнях заголовков и текстов и не только на концертах «Аквариума», где «Рок-н-ролл мертв» сегодня звучит довольно часто. 6 мая 2012 года песня, а именно ее первая строчка, довольно неожиданно стала пророческой: стремясь, видимо, пробудить в людях чувство гордости, ее включили на митинге на Болотной площади. С тех пор время и правда течет по прямой — хотя, возможно, и не по той, о которой мечталось лирическому герою.
«Рок-н-ролл мертв» в этом видео начинает звучать с отметки 1.34
«Если бы провести сейчас опрос на тему «Какая из советских рок-песен подошла бы вам в качестве гимна?» — большинство, я думаю, назвало бы «Рок-н-ролл мертв», — написал в 1987 году Артемий Троицкий. Вопрос не в том, подошла бы она в качестве гимна кому-нибудь сегодня, и если да, должен ли этот человек быть связан с рок-музыкой, а в том, соответствует ли она самому Гребенщикову. И какую эмоцию выражает «а я еще нет». Примерно в середине 1980-х БГ говорил, что «Рок-н-ролл мертв» нравится ему больше других — он «в ней сумел сказать все, что долго и мучительно формулировал внутри себя». А через двадцать примерно лет заявил: «Я попросил железнодорожной воды, и с тех пор я 16 лет нахожусь на железной дороге. Поэтому к словам нужно относиться очень внимательно. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется! Вот — отзывается теперь».
От собственного слова на балконе уже не спасешься.
10 кавер-версий «Рок-н-ролл мертв»
1. Mujuice
«Рок-н-ролл мертв» — один из самых популярных гребенщиковских сюжетов и чуть ли не единственный, удостоившийся хотя бы нескольких непозорных кавер-версий. Причиной тому, вероятно, все тот же пленительный припев, и по сей день способный иных приводить в ажитацию. «Совершенно гениальный в своей прямоте текст» оказался близок и Муджусу — редкому музыканту, в самом деле не потеребившему струны для собственной интерпретации. Гребенщиков никогда не отрицал, что песня «Рок-н-ролл мертв» — это провокация; версия Муджуса в каком-то смысле выполняет ту же функцию — посмотреть хотя бы на пир яда, неизбежно устроенный по такому случаю в комментариях на «Ленте.ру», в рамках спецпроекта которой и был записан этот кавер.
2. Ник Рок-н-ролл & AzZzA
«Будь один, если хочешь быть молодым», — добавляет в песню БГ цитату из другой песни БГ человек, на чью жизнь «Рок-н-ролл мертв» повлияла самым прямым образом: он услышал ее и поехал знакомиться с автором. Сам Ник выступил не в одиночку — на басу, кстати, лидер «Смысловых галлюцинаций», — зато в пресловутом припеве удачно вывернул все ручки громкости вверх.
3. «Рубль»
Для другого «БГ» (в смысле — журнала) собственную вариацию записал редкий, если не единственный, российский автор, способный заменить собой покойного. Ну или по крайней мере максимально убедительно на это претендующий.
4. 386 DX
На свой электронный лад переделал «Аквариум» и московский художник, воспользовавшийся одной лишь «трешкой» — компьютером, выпущенным всего через два года после «Радио Африка».
5. Krec, Крест, Пух
Ностальгический речитатив, в котором довольно неожиданно участвует лидер панк-группы F.P.G., заканчивается на оптимистичных для рок-н-ролла строчках.
6. Жара
Еще один кавер из проекта «Ленты». Тоже, строго говоря, хип-хоп-версия, но уже исполненная под туманный контрабас и не отходящая от оригинального текста.
7. Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер»
Вячеслав Бутусов, уже давно лично для себя рок-н-ролл похоронивший, добавляет в песню вожделенные духовые и как бы современный электронный звук, а в компенсацию, видимо, пропускает половину слов — хотя тут лучше, возможно, было бы обойтись и вовсе без них.
8. «Наив»
По гребенщиковскому сочинению российские панки десять лет назад озаглавили целый альбом, добавив в него характерный для собственной кавер-версии вопросительный знак.
9. «Слот»
Еще одна тяжкая версия — от московской группы «Слот», которая «Аквариум» вряд ли любит, но смотрит ему вслед и изо всех сил вопит: «Он родился мертвым в этой стране».
10. «Полынь»
«Cперва это сказал я, а потом повторил Мэрилин Мэнсон. Рад, что он так внимательно слушает «Аквариум», — еще один вариант ответа БГ на замучивший его и всех вопрос. «Полынь» с прицельным вниманием зачем-то послушала обоих.
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
АКВАРИУМ — «Рок-н-Ролл Мертв» (БГ)
Входит в альбом «Радио Африка» (1983)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
***
БГ, «Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи»:
Курехин хмурился на «слишком прямо роковую» гитару Ляпина; думаю, что Ляпин с удовольствием играл бы больше, громче и с меньшим количеством фортепианного колочения; мне же (как известному коту Леопольду) хотелось, чтобы все жили дружно, и еще — чтобы альбом получился фантастически хорошим. Поэтому часто приходилось спасаться от страстей на балконе студии, где, по этому случаю, и написался в период записи «Табу» «Рок-н-Ролл Мертв».
***
Примечательно, что песня была дописана в откомандированной в Ленинград передвижной студии MCI московского отделения фирмы «Мелодия» на финальной стадии записи и сведения альбома в период с 18 по 28 июля 1983 года.
***
Интервью с БГ на «Нашем радио» в программе «Соки и воды», 20 октября 2000:
— Я даже не спрашиваю, сколько раз вам задавали вопрос «Мертв ли рок-н-ролл или нет?» Правда, что эта песня была записана вами буквально за несколько часов, где-то на балконе студии.
— Я спасался на балконе, потому что в студии самой бушевал спор между Ляпиным и Курехиным, о том, кто должен играть больше, а кто — меньше.. не личный спор, а их записи спорили. Все возможные места заполняли одновременно и Ляпин, и Курехин, а потом я приходил это как-то растусовывать, чтобы никого не обидеть… было тяжело.
— А вообще стоило эту песню показывать общественности, чтобы потом вас доставали этим вопросом «Мертв ли рок-н-ролл или нет?» и зачем вы сделали такое серьезное заявление?
— Провоцировать людей необходимо. Чем больше их провоцируешь, тем лучше.
***
Интервью с Александром Ляпиным для Lenta.ru, 19.07.2012:
— Правда, что во времена «Табу» между вами и Курехиным возникали разногласия?
— Так я и знал, что будет этот вопрос, меня им задолбали. Я еще раз во всеуслышание подтверждаю, что мы с Сергеем были достаточно близкие друзья и друг друга уважали. И все это враки, что мы там ссорились или ругались. Были творческие споры. Если люди помнят песню «Пустые места», там совершенно шикарное соло Сергея Курехина. И еще какие-то мои гитары, их много, они аккомпанирующие. Так вот, это самое соло я сам предложил сыграть Сергею, потому что меня было слишком много заготовках к тому альбому. Я сказал Борису: «Пусть Сергей сыграет хорошее соло, это его соло, авангардное, хорошее». И он сыграл его. А я играл только аккомпанирующей гитарой, сольной в этой песне нет.
***
В. Гаккель. «Аквариум как способ ухода за теннисным кортом»:
Как-то ночью мы с Ляпиным то ли после репетиции, то ли после концерта тащились по Малой Садовой в поисках алкоголя и набрели на мобильную студию, которая была пришвартована к «Дому Радио». Дверь была приоткрыта и оттуда доносилась музыка Beatles. Мы были очень коммуникабельны и решили заглянуть. Мы были с инструментами, и ребята, которые там были, нас не испугались и пригласили зайти.
Это оказалась фантастического уровня шестнадцатиканальная студия. Мы познакомились с Виктором Глазковым и уже через несколько дней писали треки, которые не успели сделать у Тропилло.
Я записал виолончель в песне про «Архангельского всадника»… Также, в этой же студии, мы записывали голоса в песне «Рок-н-ролл мёртв». Это программное произведение, которое неизменно становилось кульминацией любого концерта, совершенно провалилось в студии. Соло Саши Ляпина красиво, но лишено того прорыва, которого он добивался на концертах. Наши три голоса[6] были записаны с разной обработкой в разных акустических пространствах. Правда, они были спеты с разной динамикой, Дюша там почему-то очень сильно кричит.
***
Из интервью с А. Ляпиным:
— …»Рок-н-ролл мертв» мне в студии абсолютно не нравится, это просто ужасно. Я бы его не включал в «Радио-Африку». Дело не мое, конечно… Во-первых, я там сыграл ужасно. Самое ужасное соло в моей жизни.
— Ты считаешь, что там недостаточно энергии?
***
Из рецензии А. Зелёного, К. Кича (Александра Старцева) в журнале «Рокси», № 6, ноябрь 1983 года:
Основной хит альбома, конечно, «Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет». Но его постигла судьба «Пепла» с «Табу». На концерте эти вещи имеют почти материальную сущность, в студии они теряют половину. Что же касается смысла текста, который уже вызвал дурацкие споры и обсуждения «всерьёз» — «а мёртв ли рок-н-ролл на самом деле» и тому подобное, то надо отметить, что заявление это весьма самоуверенное.
***
Из интервью с БГ, январь 1985:
— Скажу сейчас одну сакраментальную вещь. Вот мы все говорим о рок-н-ролле, говорим, естественно, подразумевая, что он жив, что он не умрет. А ты ведь написал — «рок-н-ролл мертв»!
БГ: Я не отказывюсь ни от одного слова! Не надо даже придумывать объяснения! Я, конечно, могу объяснить эту песню вплоть до единого слова, до каждой строчки, но это не имеет смысла, так как, когда есть противоречия, тогда возникает возможность жизни. Жизни и веры. Музыка для меня — это то, что дает возможность к вере! Музыка — это когда появляется волшебство! То волшебство, которое нельзя объяснить! В это можно только поверить, почувствовать!
— Но ведь эта песня была воспринята по-другому!
БГ: Что делать! Хорошо, что она хоть как-то была воспринята. Человек подумает и увидит, что парадокс заключается в самой природе этой песни, ведь в том, что эта песня — рок-н-ролл, сомнения нет. В том, что в песне поется «рок-н-ролл — мертв», нет сомнения тоже. Вот ведь парадокс! Решайте его, как хотите, но не примитивно. Ведь примитивный подход каков? Тут ведь написано, что рок-н-ролл мертв — значит, он мертв. А раз человек поет все это в рок-н-ролле, значит, он врет! Как только человек пойдет немножко дальше, в другом направлении, то все становится ясным!
***
Беседа Дмитрия Быкова с Борисом Гребенщениковым, 1989 год
(напечатано в «Собеседник» №1, январь 1990):
http://www.nneformat.ru/archive/?id=1275
— Вы семь лет назад провозгласили: «Рок-н-ролл мертв…»
— Свою функцию он выполнил. Он уничтожил барьер между культурой и цивилизацией, он снова сделал культуру модной. В Штатах даже считают, что культура началась с 30-х годов, а все, что было раньше, не то…
— Нет, я ощущаю себя в контексте предыдущих десяти тысяч лет человеческой истории.
***
Из интервью БГ после концерта в Нижнем Новгороде 25 апреля 2007 г.:
За десять лет у отрицающего традиции рока появились свои традиции. Из убежища от среды рок сам стал средой со всеми вытекающими отсюда последствиями. И оказалось, что способ избежать давления среды сам может оказать давление и лепить уродов, если, врубаясь, не быть последовательным и не оказывать сопротивления этому давлению…
Любой музыкальный стиль следующим поколением должен быть поставлен на рога и поиметь пинка, иначе культура зачахнет и умрёт.
***
Онлайн-интервью с БГ, «Росбалт», 25.06.2008:
— А правда, что рок-н-ролл мертв?))
БГ: Приблизительно с 59-го года :-).
***
Из интервью с БГ:
— Так всё-таки: мёртв ли рок-н-ролл на самом деле?
— Это тайна. Пусть это остаётся тайной.
— Вы пожелали настоящему мужчине жить в семидесятых годах прошлого века…
— Вы на каждом из своих концертов исполняете песни из альбомов, написанных в разное время. Как вы думаете, ваши песни взрослеют вместе с вами?
— Это смело сказано, потому что многие песни себя заявили вспышкой. И они актуальны только в один момент. Но есть и другие. Например, понятно, что когда мы сегодня отыграли «Рок-н-ролл мёртв» — это песня не про 82 год, эта песня про сегодня. Каждое слово попадает на удивление точно.
***
Интервью с БГ после концерта в Нижнем Новгороде, 20.04.2007:
— Вы на каждом из своих концертов исполняете песни из альбомов, написанных в разное время. Как вы думаете, ваши песни взрослеют вместе с вами?
Б.Г.: Это смело сказано, потому что многие песни себя заявили вспышкой. И они актуальны только в один момент. Но есть и другие. Например, понятно что когда мы сегодня отыграли «Рок-н-ролл мертв» — это песня не про 82 год, эта песня про сегодня. Каждое слово попадает на удивление точно.
***
БГ в гостях у Дмитрия Гордона г.Киев, 28.01.2007:
— Вы автор фразы: «Рок-н-ролл мертв, а я еще нет»…
— Да, у меня есть старинная песня с таким припевом: сперва это сказал я, а потом повторил Мэрилин Мэнсон. Рад, что он так внимательно слушает «Аквариум».
— А рок-н-ролл — он жив или все-таки умер?
— Когда я пел про это, то на самом деле ничего не имел в виду, всего лишь пел песню, а песни — материя волшебная, магическая, и не мне их интерпретировать. Но вот ощущения свои помню хорошо: больно было наблюдать, как на моих глазах музыка, которую я очень люблю, превращалась в застывшие штампы. Не стоит ждать возрождения джаза, потому что навсегда ушло то время, ушли люди, которые делали это время. То же и с рок-н-роллом: он умер, когда Элвис ушел в армию. Каждая музыка выполняет свою роль в эволюции человечества и, когда она уходит, уходят вместе с ней люди, которые умели ее делать. Теряются приемы, а их не восстановить, да и не стоит. Умер Гленн Миллер, и нашлись люди, которые делали аранжировки после него, — что из этого вышло?
— На ваших глазах развивалась отечественная рок-музыка. И вы были её основоположником…
БГ: Давайте я лучше буду её свидетелем.
— Ну, хорошо, свидетелем. А сейчас рок-н-ролл жив?
БГ: Знаете, каждый вкладывает в это слово своё понимание и поэтому для каждого по-своему. Для кого-то жив, для кого-то – нет. А кто-то этого слова вовсе не знает. Всегда существует музыка, которая в данный момент созвучна человеку. Слава Богу, что она есть. Вот это и есть рок-н-ролл. В этом смысле он жив, а как музыка, где люди волосами трясут, я думаю, что уже не очень жива. Никому это и не надо – потрясли и хватит.
— То есть, для вас он жив?
БГ: Для меня музыка жива. А как она называется, мне, в общем, совершенно до лампы. По барбану, как говорится (смеется).
***
Интервью с БГ для газеты «Пермские Новости», № 51 (1546) 18.12.2009:
www.permnews.ru
– Вы не изменили своё мнение о рок-н-ролле, который давно уже почил в бозе?
– А что, есть новые данные разведки?
– А мы вообще не рок-н-ролл. Я думаю, что мы играем русскую народную музыку.
– Одной из самых знаменитых стала ваша фраза: «Рок-н-ролл мертв, а мы еще нет»… Критики пишут, что вы первым предсказали период безвременья в музыке и искусстве. Так ли это?
– Если вам скучно, то винить в этом можете только самого себя. Меньше всего я склонен причитать: вот в наше время были люди, события, а нынче все измельчало. По-прежнему происходит масса всего интересного. Мы имеем несчастную склонность ограничивать свой кругозор тем, что уже знаем. Если посмотрим шире, то увидим, что происходит что-то, что массу людей радует и дает им цель в жизни. Но мы про это не знаем, потому что мы этот феномен не умеем выделять из всех остальных. Это время такое же, как и все остальные времена. Я помню периоды, когда было интереснее искать новую музыку, а были периоды, когда было так же, как сейчас… Поверьте, во все времена есть люди, кем можно восхищаться, завидовать их решительности, героизму, постоянству. Всегда есть люди, которые делают что-то лучше, чем ты. В какой-то мере это мои учителя. Я считаю ими весь мир.
— Ваша знаменитая фраза «Рок-н-рол мертв, а я еще нет» могла бы возникнуть сейчас, а не годы назад?
— С какого ляда она могла бы возникнуть, если рок-н-ролл мертв столько десятков лет, что про него уже не вспомнить?! Рок-н-ролл умер, по словам, когда Элвиса Пресли взяли в армию, по-моему, это был 1958 или 1959 год. А после, если верить газете английских коммунистов «Morning Star», была поп-музыка – «Битлз», «Роллинг Стоунз» и все остальные. На самом деле, рок-н-ролл исчез в конце 50-х – то, что было дальше, уже не рок – совсем иное. Мне безразлично, как называется это сейчас.
Кстати, все хорошее, что я слышу – как правило, идет с Украины. Состояние рока в России – будто мы забиваем гвозди: бум-бум-бум. В Украине люди занимаются роком с большим чувством и шармом, даже когда не все получается. Думаю, у них выше требования к себе.
— Как вам нынешний джаз, он меняется в лучшую сторону?
— Джаз умер в середине 60-х годов, когда Майлз начал играть электрическую музыку. Если джаз живой, то и рок-н-ролл тоже (скептически улыбается). И это не мое мнение, а всех людей, которые занимаются этой музыкой: джаз перестал существовать в 60-ых, потому что жизнь изменилась. Все. Для него уже не было места. Появились все новые и новые штуки, которые перестали быть джазом. Если мы говорим о нем, как о музыкальной форме, использующей те или иные элементы или приемы, тогда, естественно, до сих пор существует масса хороших музыкантов.
Тоже и с блюзом. То, что сейчас называется блюзом… Мы далеко от Миссисипи. Английский блюз таковым назвать нельзя. И никто не пытается говорить, что это так. Форма-то есть, а содержания прежнего нет – стиль жизни другой. Каждая музыка рождается для какой-то жизни, для какого-то образа жизни, для людей, которые живут этой жизнью полноценно. И то, что игралось на крылечке в 1912 году на трех струнах – это был блюз. И люди, исполнявшие его, не знали, что они исполняют блюз. Это было счастье.
Из всего сказанного получается, что умер скорее не рок-н-ролл или блюз, а тот образ жизни.
— Несколько десятков лет назад Вы пели, что «рок-н-ролл» мертв. Что живо сейчас?
— Как называть то, что есть сейчас, не так уж и важно. Важно, что оно вообще есть. Когда старые и не знающие смысла этого термина люди говорят: «о, это все рок-н-ролл», делается смешно. Давайте говорить, что все это джаз, или, что все это фокстрот. Это ведь бессмысленно. Музыка не имеет названия, потому что она живая. Главное, чтобы эту музыку молодые мальчики пели молодым девочкам. А как она называется – неважно.
***
Интервью Бориса Гребенщикова для издания ТАСС, апрель 2018:
— О том, что рок-н-ролл мертв, вы, Борис Борисович, спели еще тридцать пять лет назад, но…
— Извините, поправлю: слово «рок» ничего не значит. Это торговый ярлык, которым манипулируют продавцы музыкальных магазинов.
— Тогда объясните, чем вы столько лет занимаетесь?
— Песнями. Иногда музыкой, но чаще — песнями.
— Зачем нужны какие-то определения? Чтобы удобнее расставлять по полочкам и продавать?
***
Тема смерти рок-н-ролла так же поднималась такими рок-певцами, как Девид Бирн из TALKING HEADS («В моём понимании рок-н-ролл мёртв. Претензии остались, но сама музыка омертвела»), Дэвидом Боуи в песне «Rock’n’roll Suicide» — «Рок-н-ролльное самоубийство») и Яном Андерсоном (JETHRO TULL) в песне «Too Old To Rock’n’Roll Too Young To Die» — «Я слишком стар для рок-н-ролла, но молод, чтобы умереть» (ср. с «Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет»)
Лежит Боб дома — больной, электрическим псом искусанный.
Вдруг входит доктор Кинчев и начинает Боба горчичниками обклеивать. Потом клизму поставил, шприц под лопатку вогнал и промывание желудка сделал.
А Боб даже не шелохнулся, только подумал с грустью: «Странно… рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет… очень странно».
БГ — не то, что Высоцкий. Напьется бывало Высоцкий и пишет: «Где был я вчера, не найду днем с огнем, только помню, что стены с обоями». БГ-интеллигент с похмелья пишет: «Я помню было небо — я не помню где…»
***
НЕМНОГО о ПЛАГИАТЕ:
Припев песни «Рок-н-Ролл мертв» подозрительно похож на мелодию песни Патти Смит «Ghost dance» с альбома «Easter» (1978). Вы можете убедиться в этом, прослушав мой самодельный микс.
Из интервью с БГ, «Кукиш» (г. Сыктывкар), № 8, 1990 г.:
— Почему песня Патти Смит на пластинке «Радио Африка» значится как песня, написанная Б. Гребенщиковым и группой «Аквариум»?
— Что ты имеешь в виду? «Рок-н-ролл мертв»? Есть какие-то общие темы в музыкальном плане, но, мягко говоря, по тексту я что-то не заметил особой похожести с Патти Смит. …«Рок-н-ролл мертв» с песней Патти Смит похожи лишь мелодией. Я написал ее через несколько лет после того, как услышал Патти. Когда я писал эту вещь, мне и в голову не приходило, что через некоторое время кто-то может усомниться в том, что эта песня моя. Это обычно получается подсознательно.
***
Кавер-версии:
Джоанна Стингрей — «Rock n Roll’s Dead» (англоязычная версия, альбом «Rock Me, But Don’t Disrupt My Mind», 1987);
Вячеслав Бутусов и группа «Ю-Питер» — «Рок-н-ролл мёртв» (сборник разных исполнителей «Трибьют Бориса Гребенщикова. Часть 2. Земля», 2003);
НАИВ — «Рок-н-ролл мёртв» (альбом «Rock’n’Roll мёртв?», 2003);
Слот — «Рок-н-ролл мёртв» (альбом «F5», 2011);
Mujuice — «Рок-н-ролл мёртв» (проект «Re:Аквариум» сайта Лента.ру, 2012);
Жара — «Рок-н-ролл мёртв» (проект «Re:Аквариум» сайта Лента.ру, 2012)
_______________________________________________________________________
Какие нервные лица — быть беде;
Я помню, было небо, я не помню где;
Мы встретимся снова, мы скажем «Привет», —
В этом есть что-то не то;
Рок-н-ролл мертв, а я еще нет,
Рок-н-ролл мертв, а я;
Те, что нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл мертв, а я еще нет.
Отныне время будет течь по прямой;
Шаг вверх, шаг вбок — их мир за спиной.
Я сжег их жизнь, как ворох газет —
Остался только грязный асфальт;
Но рок-н-ролл мертв, а я еще нет,
Рок-н-ролл мертв, а я;
Те, что нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл мертв, а я…
…еще нет.
Локоть к локтю, кирпич в стене;
Мы стояли слишком гордо — мы платим втройне:
За тех, кто шел с нами, за тех, кто нас ждал,
За тех, кто никогда не простит нам то,
что
Рок-н-ролл мертв — а мы еще нет,
Рок-н-ролл мертв, а мы;
Те, что нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл мертв, а мы;
Рок-н-ролл мертв, а я еще нет,
Рок-н-ролл мертв, а я;
Те, что нас любят, смотрят нам вслед,
Рок-н-ролл мертв, а я…
_______________________________________________________________________