такие губы сейчас не носят
Такие губы сейчас не носят
Пора восстановить справедливость. Раневскую превратили в нержавеющий автомат по выдаче шуток. Большую часть из которых она не произносила. И в ее тени совершенно засохла Рина Зеленая, актриса с превосходным ч/ю. Но куда более изящным. Некоторые шутки Зеленой приписали Раневской. Они дружили. Зеленая рекомендовала Раневскую на роль в «Подкидыше». Рина Васильевна была сценаристом ( вместе с Барто), именно она подарила Фаине Георгиевне бессмертную фразу про Мулю, которая стала раневским проклятием. Зато спустя очень много лет, когда две старушки гуляли по Ботаническому саду, Раневская вдруг слово в слово повторила весь монолог ненавистной героини.
Зеленая сходу придумывала фразы и для своих героинь. Чему режиссеры лишь радовались. «Такие губы сейчас не носят!» — это она. Бьютихак из кинофильма « Весна».
В юности Зеленая приятельствовала с Маяковским и как-то даже обыграла его в бильярд. Маяковский такого не ожидал от крохотной девчонки, обалдел. С кем она только не приятельствовала, озорница. Однажды на теннисном корте к ней подошел долговязый парень, попросил, чтобы Зеленая читала со сцены его детские стихи. Стихи ей понравились, согласилась. Долговязый ходил на эти ее концерты и потом Рина заодно его кормила, он был вечно голодный и без денег. Покупала ему по шесть отбивных. Долговязого звали Сергей Михалков.
Она шутила легко, обаятельно, быстро. Уже совсем пожилой возвращалась с Ливановым после съемок очередного « Холмса», в микроавтобусе. В них врезалась машина. Маленькая Рина Васильна перелетела через весь салон — прямо к Ливанову на колени. Отчеканила: «Спокуха — я с вами!»
К себе относилась иронично. На съемках последнего « Холмса», когда ей было 85, сказала режиссеру Игорю Масленникову: «Называйте меня теперь Руина Зеленая».
…Ей никак не давали звание Народной СССР. Она шутила: «Если и дадут — то за сорок минут до смерти». 1 апреля 1991 года Горбачев наконец подписал указ о присвоении звания. Именно в этот день Рина Зеленая умерла.
«Губы такие уже не носят»: великие фразы из фильма «Весна», которому стукнуло 73
Редактор, Культура, 8:54, 02.07.2020
Как появилась советская комедия, кто над ней работал и какие цитаты героев ушли в народ. Легендарной картине исполняется 73 года
Премьера известного советского фильма «Весна» состоялась 2 июля 1947 года. Жанр картины – музыкальная комедия с элементами научной фантастики. По мнению кинокритиков, лента входит в список лучших советских фильмов. Давайте вспомним, о чем она, кто над ней работал и какие фразы героев разошлись на цитаты.
О чем фильм «Весна»?
По сюжету, режиссер Аркадий Громов начинает съемки новой картины об ученых и решает ближе с ними познакомиться. Но оказывается, что артистка, выбранная им на роль, параллельно работает в опере и девушке нужно быть в двух местах сразу. К ее счастью, выясняется, что она как две капли воды похожа на одну из ученых, которая и заменяет ее на съемочной площадке. Из-за сходства девушки часто попадают в различные комические ситуации, но заканчивается все хорошо и каждая находит свою любовь.
Кто работал над картиной «Весна»?
Автором ленты, в которой использовалась музыка композитора Исаака Дунаевского, стал известный советский актёр немого кино, кинорежиссёр, сценарист и педагог Григорий Александров. На его счету несколько десятков картин, среди которых такие известные, как «Веселые ребята», «Встреча на Эльбе», «Волга, Волга». Кроме того, он был одним из сценаристов легендарной «Стачки» Сергея Эйзенштейна.
Съёмки «Весны», по сведениям «Википедии», велись в Москве и в Чехословакии.
Среди артистов, принявших участие в съемках, – звезды советского театра и кино. Прежде всего Любовь Орлова, исполнившая две главные женские роли: ученой Ирины Никитиной и артистки Веры Шатровой. Пару ей составил Николай Черкасов, сыгравший режиссера Аркадия Громова. Кроме того, в ленте можно увидеть легендарную Фаину Раневскую и Георгия Вицина.
Интересные факты о ленте «Весна»:
«Правоверный не мыслит»: цитаты Джорджа Оруэлла, которые актуальны и сейчас
Джордж Оруэлл жил 70 лет назад, но его мысли актуальны до сих пор. В день рождения знаменитого писателя вспоминаем цитаты из «1984»
Губы такие уже не носят
Губы такие уже не носят
Из кинофильма «Весна» (1947), снятого Григорием Васильевичем Александровым (псевдоним Г. В. Мормоненко, 1903—1983) по собственному сценарию (при участии А. Раскина и М. Слободского).
Используется: в качестве иронического комментария к поведению женщины, трепетно следящей за всеми веяниями моды, стремящейся быть «на уровне».
Смотреть что такое «Губы такие уже не носят» в других словарях:
МАТКА — (uterus), орган, являющийся источником менструальной крови (см. Менструация) и местом развития плодного яйца (см. Беременность, Роды), занимает центральное положение в половом аппарате женщины и в тазовой полости; лежит в геометрическом центре… … Большая медицинская энциклопедия
Семейство куньи — (Mustelidae)* * Семейство куньи включает 23 современных рода и около 65 видов хищных, от мелких (в том числе самых мелких представителей отряда) до средних (до 45 кг). Куньи распространены по всей Евразии, Африке, Северной и Южной Америке … Жизнь животных
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Семейство кошачьи — (Felidae)* * Кошачьи действительно, как пишет Брем, представляют собой самый совершенный тип хищников иными словами наиболее специализированные представители отряда. Семейство включает 36 видов, группируемых в 10 12 родов (хотя разные… … Жизнь животных
Китай государство в Азии — Содержание: География. История общая. История сношений К. с Европой. Язык и литература. Китайская музыка. Великая империя восточной и центральной Азии известна среди своих обитателей под названиями, ничего общего с европейскими (Китай, China,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Китай, государство в Азии — Содержание: География. История общая. История сношений К. с Европой. Язык и литература. Китайская музыка. Великая империя восточной и центральной Азии известна среди своих обитателей под названиями, ничего общего с европейскими (Китай, China,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора
Семейство Карповые (Cyprinidae) — Карповые самое богатое видами семейство подотряда карповидных. Ротовое отверстие у них окаймлено сверху только предчелюстными костями, которые подвижно соединены с верхнечелюстными. Рот выдвижной. На челюстях нет зубов, но на глоточных… … Биологическая энциклопедия
Майя — (Mayan) Определение майя, история развития, календарь майя Информация об определении майя, история развития, календарь майя Содержание Содержание Оприделение Области проживания Полуостров Юкатан Чьяпас Гватемала сегодня Календарь Майя Корреляция… … Энциклопедия инвестора
Такие губы теперь не носят
Как и Татьяну Пельтцер, эту актрису забыть невозможно. Как и Пельтцер, она блистала в эпизодах. Больших ролей ей просто не давали.
Рина Зеленая. Любимица нескольких поколений, актриса на все времена. «Путевка в жизнь» — один из первых фильмов, где она появилась. А потом был «Подкидыш». Когда и сегодня на телеэкранах появляется ее домработница, кстати, скопированная с реальной, жившей у сценаристки фильма Агнии Барто, нас от телевизоров не оторвать. Эта скороговорка, эта стрижечка с челкой, так потом постриглось полстраны, эти реплики, как всегда, придуманные самой артисткой: «Хорошее дело! Хватились! А пианины нету!»
Она не была красива — тяжелое лицо и маленький рост. К удивлению многих, такой маленькой она стала с годами — болезнь костей. А в молодые годы была стройной и. высокой, обожала спорт, отдавая предпочтение теннису, гребле и гимнастике. Вообще, внешность — это была больная тема, шутить на которую запрещалось. Ведь обиделась Рина Васильевна на всю жизнь на художника Бориса Ефимова за непонравившийся шарж. А близкой подруге, красавице Ирине Щеголевой, запрещала пудрить нос и красить губы, когда они вместе шли в гости. Но все это ерунда. Артистизм, особый шарм, независимый характер, острый язык делали Рину Зеленую красавицей. Ее фразы все повторяли. Помните, в фильме «Весна»: «Такие губы теперь не носят!»? Или — «Когда у вас бессонница, считайте до четырех. В крайнем случае, до половины пятого. » Или — «Называйте меня не Риной, а Руиной Васильевной». Очевидно, намекала на возраст, хотя сколько ей лет на самом деле — 89 или 96, так никто точно и не знал. В разные годы она называла разные даты своего рождения.
Вообще о ней говорили много. Например, что в Москве никто не одевается хуже, чем она. Может быть, только ее подруга Фаина Раневская. Что в молодые годы она выиграла в бильярд у самого Владимира Маяковского. Что просил у нее прощения за что–то сам Сергей Есенин. Что петь и танцевать с ней обожал Леонид Утесов. Еще она открыла поэта Сергея Михалкова. Будущий автор гимна и гениальных детских стихов в пору их знакомства был очень худ, беден и голоден. Рина Зеленая приводила поэта в ресторан и заказывала для него 6 отбивных. А он подарил ей тетрадь со своими стихами. «Дело было вечером, делать было нечего. » Она стала читать его стихи с эстрады. Когда Михалков женился на Кончаловской, артистка на свои деньги сняла для молодых квартиру. А потом познакомила поэта с актером Игорем Ильинским. И все. С того времени он стал сочинять стихи для Ильинского.
Замечательная артистка была поразительно непрактична. Много работала, прилично зарабатывала, но деньги мгновенно исчезали: они тратились на родственников, друзей, красивую жизнь. «Меня никто и никогда не видел с наперстком», — говорила она. И действительно, подол на платье подшить не могла. Когда во время войны ездила с фронтовыми бригадами, оторвавшиеся пуговицы ей пришивали бойцы. Часто меняла квартиры, чтобы не делать ремонт. Не знала, где в доме кухня, и когда хотела есть, грустно говорила родным: «Меня пора кормить». Или ехала в гости, где было застолье.
У нее было два мужа и мучительный роман с писателем Михаилом Кольцовым, которого убили в НКВД. Счастлива актриса была в браке с архитектором, автором знаменитого фонтана «Дружба народов» на ВДНХ Коте Топуридзе. Забавно, но умом и талантом мужа она гордилась больше, чем собственными успехами. Называла его «мой ангел» и хвасталась: «Мне не нужен ни один словарь. Коте знает все». Всерьез сердилась на Фаину Раневскую, что та слишком часто беспокоит ее мужа–интеллектуала по телефону. Вместе они прожили 40 лет и всегда ходили, держась за руки. Когда Коте умер, Рина Васильевна не имела сил, чтобы поехать на похороны. А во время поминок сидела, закрывшись в своей комнате. Сразу стала старухой. Она никогда не сожалела, что у нее нет детей. Считала, что дети мешают творчеству. Но о племянниках и детях мужа от первого брака очень заботилась.
Рина Зеленая умерла в День смеха 1 апреля 1991 года. За день до смерти получила звание народной артистки СССР. Последней ролью актрисы стала миссис Хадсон в телесериале «Шерлок Холмс». Во время съемок она постоянно смешила острыми фразами своих партнеров. Таких актрис, как она, сегодня, увы, нет.
Она, она зеленая была. Это наша черепаха Тортила с Красной звездой на груди
На заре карьеры ее имя Екатерина просто не уместилось на афише. С тех пор она Рина Зелёная. Если вы не знаете ее, то вы родились не в России. Ей – 120. Хочется вспомнить.
Она родилась в еще не красный день календаря, хотя и 7 ноября, ходила в школу при Николае II, пережила две войны, десяток генсеков и ушла из жизни в год распада Союза, в день дурака. Она гоняла бильярдные шары с Маяковским, читала свои рассказы Горькому, подкармливала начинающего поэта Михалкова. Выступала в составе фронтовых концертных бригад с Райкиным, Шульженко и Утесовым, разыгрывала эстрадные сценки с Ильинским, водила дружбу с Ахматовой и Раневской. За полвека переиграла кучу бабушек, прабабушек, комических старух, уборщиц, пассажирок общественного транспорта, ученых дам, певичек и прочих персонажей даже не второго – 3-4-го плана. Как черепаху Тортилу и миссис Хадсон ее знают все, исключений просто нет.
Висит один на сцене карлмарксовый портрет
Вхожу в одну я залу,
Висит один на сцене
В начале 1920-х Рина Зеленая перебралась в Москву. Здесь снова театр-кабаре, под названием «Нерыдай». Название забавное, но жизнь тяжелая: артистам денег почти не платили, они выступали за кормежку. Коронным номером Зелёной становится изобретенный ею новый эстрадный жанр «чарльстушки».
«Частушечный напев переходил в чарльстон. Актриса неожиданно сбрасывала сарафан («юбки не надо – спокойней для взгляда») и оказывалась в серебряном костюме гёрл с прикрепленными на нем огромным хвостом и головой петуха («сбоку перья – для внушения доверия»), на голове оставался все тот же кокошник. Она лихо отплясывала чарльстон, напевая очередную частушку уже в его ритме: «Мы гуляли на балу, /Танцевали парами. /Ели черную икру даже самоварами».
(ист. «Русская советская эстрада 19301945. Очерки истории», М., 1977)
Московская, а затем и ленинградская публика (в городе на Неве актриса выступала в театре «Балаганчик») была покорена природной комедийностью актрисы, а конферансье объявлял ее выступления так: «Актриса речи, рассказчица, мимистка, танцовщица с иронически лукавой улыбкой и мгновенной реакцией на окружающее. Если вы скажете мне, что это Рина Зелёная, я не буду возражать».
Детям о взрослых, взрослым о детях
В 1929 году зрители, знавшие Рину Зелёную лишь как исполнительницу юмористических и лирических песен, неожиданно увидели ее в новом качестве. Дело решил случай: на один из концертов опаздывал аккомпаниатор и, дабы потянуть паузу, организаторы попросили актрису исполнить «хоть что-нибудь». Зелёная вышла на сцену и, запинаясь, детским голоском, протараторила «Мойдодыра» Чуковского. Успех был столь оглушительный, что ей пришлось на ходу сымпровизировать еще несколько миниатюр. Так необыкновенный талант говорить детским голосом породил новое актерское амплуа, благодаря которому Рину Зелёную полюбили миллионы детей и их родителей. Причем актриса имитировала не только детский голос, но и детскую психологию. Для чего с тех пор она не расставалась с блокнотом, куда записывала словечки и разговорчики малышей. Вскоре голос Зелёной зазвучал по радио, а затем в мультфильмах.
«Когда мои выступления стали передавать по радио, в редакции приходило много писем от взрослых. Дети не выступали тогда по радио. Вообще они не были в такой моде, как сейчас, когда они выступают как чтецы-исполнители, докладчики, комментаторы, дикторы, поздравители, разъяснители. Все удивлялись, услышав голос маленького ребенка по радио. Учительница, жившая в одном из отдаленных уголков страны, взволнованно писала: «Я включила приемник с опозданием и не слышала имени малыша, который так чудесно читал стихи. Это было необычайно. Я прошу вас немедленно написать, в чьих руках находится воспитание этого талантливого ребенка».
(ист. – Р. Зелёная, «Разрозненные страницы», М., АСТ, 2016)
Прощай, папа, прощай, мама, я поеду на Кавказ
Летом 1931 года в кинотеатре «Колосс» состоялась премьера первого советского звукового фильма «Путевка в жизнь». В одном только этом столичном кинотеатре его крутили несколько месяцев подряд с утра до вечера при неизменно переполненном зале. Схожая картина наблюдалась по всему Союзу. Для одного из эпизодов режиссеру фильма Николаю Экку понадобилась девочка, которая должна была спеть хулиганскую песню. 30-летняя Рина Зелёная, о внешности которой Вера Инбер писала: «похожа на мальчика, который похож на девочку», подошла на роль идеально. Кстати, блатную песню для своего кинодебюта актриса выбрала сама:
Чем я, девочка, плоха?
На столе стоит чернило,
А в черниле два пера.
Прощай, папа, прощай, мама,
Тов. Зеленая вместе с боевыми частями прошла через Карпаты
Такие губы уже не носят
В 1946 году Григорий Александров снимал музыкальную комедию «Весна». Разумеется, со своей супругой Орловой в главной роли. Но на главной Зелёная и не настаивала, ей был нужен эпизод. Любой. И она заявилась к Александрову:
«- Давайте мне роль в новой картине. Вы обещали.
— Нету ни одной женской роли.
— Ее выбросили. Это роль парикмахера-гримера.
Но все-таки Григорий Васильевич прислал мне сценарий, и я сама написала роль гримерши, которая говорит Любови Орловой, то есть ее героине: «Такие губы теперь не носят!».
(ист. – Р. Зелёная, «Разрозненные страницы», М., АСТ, 2016)
Я сама была такою 300 лет тому назад
Теперь это трудно представить, но поначалу роль черепахи Тортилы режиссер Нечаев предлагал Раневской, которой на тот момент было почти 80. Фаина Георгиевна предсказуемо отказалась, отшутившись, мол, сыграю лишь в том случае, если съемки будут проходить в моем подъезде. А вот 73-летняя «молодуха» Зелёная за роль ухватилась: в «Приключениях Буратино» предполагалось много музыки и песен, и Екатерине Васильевне захотелось тряхнуть стариной. Правда, с чисто женским кокетством она наотрез отказалась исполнять изначальный 2-й куплет песни. Пришлось его попросту выбросить, а звучал он так:
Мне казалось, счастье рядом,
Только лапу протяни,
Но осенним листопадом
Прошуршали лета дни.
Старость все-таки не радость,
Люди правду говорят:
Как мне счастье улыбалось
Триста лет тому назад.
Встречу Буратино с черепахой Тортилой снимали под Минском на специально выкопанном пруде. Причем снимали в ноябре.
Екатерина Васильевна Зелёная ушла из жизни 1 апреля 1991 года. По горькой иронии судьбы, именно в этот день в советских газетах вышло сообщение о том, что Горбачев присвоил ей звание Народного артиста СССР.