такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением

Такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2014

Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль Южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрестков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперед. За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец, сзади плелся старший член труппы – дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.

Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествия в Китай» – обе бывшие в моде лет тридцать – сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной – дискантовой – пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу закрывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор, пока ей вдруг не приходило желание замолчать. Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:

– Что поделаешь. Древний орган… простудный… Заиграешь – дачники обижаются: «Фу, говорят, гадость какая!» А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают. Им сейчас «Гейшу» подавай, «Под двуглавым орлом», из «Продавца птиц» – вальс. Опять-таки трубы эти… Носил я орган к мастеру – и чинить не берется. «Надо, говорит, новые трубы ставить, а лучше всего, говорит, продай ты свою кислую дребедень в музей… вроде как какой-нибудь памятник…» Ну, да уж ладно! Кормила она нас с тобой, Сергей, до сих пор, бог даст и еще покормит.

Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное. Случалось иногда, что ночью, во время ночлега, где-нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу, рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий: точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин тихо гладил ее по резному боку и шептал ласково:

– Что, брат? Жалуешься. А ты терпи…

Столько же, сколько шарманку, может быть, даже немного больше, он любил своих младших спутников в вечных скитаниях: пуделя Арто и маленького Сергея. Мальчика он взял пять лет тому назад «напрокат» у забулдыги, вдового сапожника, обязавшись за это уплачивать по два рубля в месяц. Но сапожник вскоре умер, и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душою, и мелкими житейскими интересами.

Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени столетних маслин. Море иногда мелькало между деревьями, и тогда казалось, что, уходя вдаль, оно в то же время подымается вверх спокойной могучей стеной, и цвет его был еще синее, еще гуще в узорчатых прорезах, среди серебристо-зеленой листвы. В траве, в кустах кизиля и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях – повсюду заливались цикады; воздух дрожал от их звенящего, однообразного, неумолчного крика. День выдался знойный, безветренный, и накалившаяся земля жгла подошвы ног.

Сергей, шедший, по обыкновению, впереди дедушки, остановился и ждал, пока старик не поравнялся с ним.

– Ты что, Сережа? – спросил шарманщик.

– Жара, дедушка Лодыжкин… нет никакого терпения! Искупаться бы…

Старик на ходу привычным движением плеча поправил на спине шарманку и вытер рукавом вспотевшее лицо.

– На что бы лучше! – вздохнул он, жадно поглядывая вниз, на прохладную синеву моря. – Только ведь после купанья еще больше разморит. Мне один знакомый фельдшер говорил: соль эта самая на человека действует… значит, мол, расслабляет… Соль-то морская…

– Врал, может быть? – с сомнением заметил Сергей.

– Ну, вот, врал! Зачем ему врать? Человек солидный, непьющий… домишко у него в Севастополе. Да потом здесь и спуститься к морю негде. Подожди, дойдем ужотко до Мисхора, там и пополощем телеса свои грешные. Перед обедом оно лестно, искупаться-то… а потом, значит, поспать трошки… и отличное дело…

Арто, услышавший сзади себя разговор, повернулся и подбежал к людям. Его голубые добрые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания.

– Что, брат песик? Тепло? – спросил дедушка.

Собака напряженно зевнула, завив язык трубочкой, затряслась всем телом и тонко взвизгнула.

– Н-да, братец ты мой, ничего не поделаешь… Сказано: в поте лица твоего, – продолжал наставительно Лодыжкин. – Положим, у тебя, примерно сказать, не лицо, а морда, а все-таки… Ну, пошел, пошел вперед, нечего под ногами вертеться… А я, Сережа, признаться сказать, люблю, когда эта самая теплынь. Орган вот только мешает, а то, кабы не работа, лег бы где-нибудь на траве, в тени, пузом, значит, вверх, и полеживай себе. Для наших старых костей это самое солнце – первая вещь.

Тропинка спустилась вниз, соединившись с широкой, твердой, как камень, ослепительно белой дорогой. Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны. Лодыжкин хорошо знал эти места; каждый год обходил он их одно за другим во время виноградного сезона, когда весь Крым наполняется нарядной, богатой и веселой публикой. Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. Магнолии, с их твердыми и блестящими, точно лакированными, листьями и белыми, с большую тарелку величиной, цветами; беседки, сплошь затканные виноградом, свесившим вниз тяжелые гроздья; огромные многовековые платаны с их светлой корой и могучими кронами; табачные плантации, ручьи и водопады, и повсюду – на клумбах, на изгородях, на стенах дач – яркие, великолепные душистые розы – все это не переставало поражать своей живой цветущей прелестью наивную душу мальчика. Он высказывал свои восторги вслух, ежеминутно теребя старика за рукав.

– Дедушка Лодыжкин, а дедушка, глянь-кось, в фонтане-то – золотые рыбы. Ей-богу, дедушка, золотые, умереть мне на месте! – кричал мальчик, прижимаясь лицом к решетке, огораживающей сад с большим бассейном посредине. – Дедушка, а персики! Вона сколько! На одном дереве!

– Ей-богу? – радостно удивился Сергей.

– Постой, сам увидишь. Да мало ли там чего? Апельцын, например, или хоть, скажем, тот же лимон… Видал небось в лавочке?

– Просто так себе и растет в воздухе. Без ничего, прямо на дереве, как у нас, значит, яблоко или груша… И народ там, братец, совсем диковинный: турки, персюки, черкесы разные, все в халатах и с кинжалами… Отчаянный народишка! А то бывают там, братец, эфиопы. Я их в Батуме много раз видел.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Том 9. Очерки, воспоминания, статьи

НАСТРОЙКИ.

такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. Смотреть фото такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. Смотреть картинку такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. Картинка про такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. Фото такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением

такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. Смотреть фото такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. Смотреть картинку такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. Картинка про такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. Фото такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением

такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. Смотреть фото такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. Смотреть картинку такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. Картинка про такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. Фото такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением

такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. Смотреть фото такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. Смотреть картинку такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. Картинка про такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. Фото такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. Смотреть фото такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. Смотреть картинку такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. Картинка про такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. Фото такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением

Александр Иванович Куприн

Собрание сочинений в девяти томах

Том 9. Очерки, воспоминания, статьи

Фуражка прусского образца, без полей, с микроскопическим козырьком, с черным вместо синего околышком; мундир в обтяжку с отвороченной левой полой, позволяющей видеть белую шелковую подкладку; пенсне на широкой черной ленте; ботинки без каблуков и белые перчатки на руках вот обыкновенный костюм студента-драгуна, которого вы ежедневно видите на Крещатике. С тайной грустью думает он о том, что «как-то не принято» носить постоянно шпагу (это ведь так красиво, когда из-под мундира выглядывает золоченый кончик ножен), но по свойственному ему отсутствию инициативы он все- таки не решается ввести в своем кругу эту моду, уже давно не новую для петербургских студентов- гвардейцев. Наружности своей он старается придать возможно более корректный отпечаток, посвящая ей по крайней мере часа три-четыре в сутки. У него всегда найдется в карманах целый ассортимент туалетных принадлежностей, флакончик Vera-Violetta [1], напильничек, замша, розовый порошок и крошечные ножницы для ногтей, складное зеркальце, миниатюрная пудреница, палочка фиксатуара и коллекция щеточек для коротко остриженных волос, закрученных усиков и маленькой остроконечной бородки.

Тем не менее эти заботы никогда не скрывают ни умственной, ни душевной пустоты студента- драгуна, ни раннего его знакомства с радостями жизни, за которые в старое доброе время добродетельные и чадолюбивые отцы исправно посекали своих девятнадцатилетних сыновей. Эти качества сквозят в мутном, безжизненном взгляде из-под устало полуопущенных ресниц, в нездоровой бледности лица, в резких чертах около глаз и носа и в том плотоядном выражении глаз и губ, с которым студент-драгун оглядывает встречающихся ему на улице женщин.

Нечего уже и говорить о том, что он поразительно равнодушен к науке, искусству и общественным вопросам. Все печатное вызывает в нем род душевных судорог. Однако у него в распоряжении всегда есть десятка два или три общих мест, с помощью которых он прикрывает от неопытного наблюдателя свое убожество. «Шекспир? О! Это был великий знаток человеческого сердца. Вы знаете, его Гамлет так глубок, что его не могут до сих пор постичь лучшие комментаторы. Впрочем, говорят, что вовсе даже и не Шекспир его написал, а Бэкон». «Пушкин? Какая красота! Какая легкость и безыскусственность… Когда весь день стоит как бы хрустальный …Пушкин истинный создатель русского языка». «Вагнер? Вот где музыка будущего!» и так далее. Впрочем, надо оговориться: студент-драгун знаком отчасти с современной французской беллетристикой и цитирует наизусть целые порнографические страницы из Золя, Мопассана, Катюль Мендеса, Лоти и Бурже. При этом он питает слабость к бульварным французским восклицаниям вроде: «Тiens. fichtre. оh-lа-lа. il a du chien. » [2] и проч.

Студент-драгун ходит в самые модные рестораны. Ничто так не щекочет его мелкого тщеславия, как фамильярно-почтительный поклон франтоватого и фаворизованного местною золотою молодежью лакея. При этом студент-драгун топорщится, выпячивает грудь, говорит популярному лакею «ты» и «братец», брезгливо морщится, читая menu, но изредка бросаемые им на посетителей ресторана быстрые взгляды выдают его радостное волнение.

Не меньше удовольствия доставляет этому милому молодому человеку близость с лихачом Карлом или Ачкасом, близость, приобретенная ценою трех рублей «на чай», выпрошенных у товарища по кутежу с громадными усилиями и унижениями. Студент-драгун по своему происхождению принадлежит чаще всего к богатым, безалаберным семьям. Впрочем, между разновидностями этого типа попадаются нередко и дети бедных, но благородных фамилий, в которых они обыкновенно состоят на положении милых enfants terribles [4], боготворимых всеми членами семьи.

Источник

Помогите записать, расставляя недостающие знаки препинания. Русский язык. 11 класс. Пар.№72. Упр.№404. Учебник Греков В.Ф. ГДЗ.

Здравствуйте! Помогите записать, расставляя недостающие знаки препинания.

I. 1) Райский бросил взгляд на Волгу и забыл всё.
(Гонч.) 2) И роща и красивый фасад дома отражались в за-
ливном озере. (А. Н. Т.) 3) Я не вижу ни голубого неба ни
синего моря. Шум холод и солёные брызги вот пока моя
сфера! (Гонч.) 4) Я то засыпаю то пробуждаюсь открываю
глаза. (Пришв.) 5) Когда-то на острове как белых так и го-
лубых песцов было великое множество. (Пришв.) 6) Иней
подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на перилах
балкона и на листве. (А. Н. Т.) 7) Щёки румяны и полны и
смуглы. (Н.) 8) Она [обезьяна] была привязана тонкой це-
почкой к одной из скамеек на палубе и металась и пищала
жалобно по птичьи. (Т.) 9) Буран крутит швыряет снегом и
высвистывает и заливается жутким воем. (В. Ш.) 10) Её
[Вари] серые глаза были красны не то от бессонницы не то
от слёз. (Степ.) 11) Сейчас он работал над выращиванием
быстрорастущих деревьев из наших отечественных пород
ивы сосны ели. (Пауст.) 12) Теперь уже ни гор ни неба ни
земли не было видно. (Арс.) 13) В её [тайги] безграничных
дебрях суровые северяне лиственница и голубица жили в
теснейшем соседстве с нежными детьми юга бархатным де-
ревом и виноградником. (В. Аж.) 14) Другие факторы
как-то ветры разность температуры днём и ночью летом и
зимою морские брызги и прочее играют второстепенную
роль. (Арс.) 15) Всюду и наверху и нанизу кипела работа.
Повсюду раздавался стук топоров и молотков визг пил и ру-
банков лязг и грохот. (Стан.) 16) Океан словно замер и тихо
и ласково рокочет. (Стан.) 17) В комнате остались только
хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович. (Т.)

II. 1) Бабушка предложила моей матери выбрать для
своего помещения одну из двух комнат или залу или гости-
ную. (Акс.) 2) В траве в кустах кизила и дикого шиповни-
ка в виноградниках и на деревьях повсюду заливались
цикады. (Купр.) 3) Выступления танцевального ансамб-
ля проходили с большим успехом как в нашей стране так
и за рубежом. (Газ.) 4) Белое даже бледное лицо тёмные во-
лосы бархатный чёрный взгляд и длинные ресницы вот всё
что бросилось ему в глаза и ослепило его. (Гонч.) 5) Верхние
веки несколько нависали над глазами что так часто наблю-
дается у художников охотников моряков словом у людей с
сосредоточенным зрением. (Купр.) 6) Целые дни он тратил
на разрешение обыденных но необходимых хозяйственных
вопросов на проверку составляемых счетоводом отчётов и
бесчисленных сводок на выслушивание бригадирских док-
ладов на производственные совещания словом на всё то без
чего немыслимо существование большого коллективного
хозяйства и что в работе менее всего удовлетворяло Давы-
дова. (Шол.) 7) Пушкиногорье. Этот край где всё и небо и
рощи и трава и сам ветер дышит Пушкиным должен рас-
крыть перед каждым удивительный мир великого поэта
мир который делает человека духовно богаче. (Газ.)

Источник

ГДЗ Русский язык 11 класс Греков В. Ф. §72 Вопрос 404 Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

Привет, возможно кто-то уже отвечал на такое…ответом не поделитесь? 😉
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Объясните (устно) их употребление.
I. 1) Райский бросил взгляд на Волгу и забыл всё.
(Гонч.) 2) И роща и красивый фасад дома отражались в за-
ливном озере. (А. Н. Т.) 3) Я не вижу ни голубого неба ни
синего моря. Шум холод и солёные брызги вот пока моя
сфера! (Гонч.) 4) Я то засыпаю то пробуждаюсь открываю
глаза. (Пришв.) 5) Когда-то на острове как белых так и го-
лубых песцов было великое множество. (Пришв.) 6) Иней
подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на перилах балкона и на листве. (А. Н. Т.) 7) Щёки румяны и полны и
смуглы. (Н.) 8) Она [обезьяна] была привязана тонкой це-
почкой к одной из скамеек на палубе и металась и пищала
жалобно по птичьи. (Т.) 9) Буран крутит швыряет снегом и
высвистывает и заливается жутким воем. (В. Ш.) 10) Её
[Вари] серые глаза были красны не то от бессонницы не то
от слёз. (Степ.) 11) Сейчас он работал над выращиванием
быстрорастущих деревьев из наших отечественных пород
ивы сосны ели. (Пауст.) 12) Теперь уже ни гор ни неба ни
земли не было видно. (Арс.) 13) В её [тайги] безграничных
дебрях суровые северяне лиственница и голубица жили в
теснейшем соседстве с нежными детьми юга бархатным де-
ревом и виноградником. (В. Аж.) 14) Другие факторы
как-то ветры разность температуры днём и ночью летом и
зимою морские брызги и прочее играют второстепенную
роль. (Арс.) 15) Всюду и наверху и нанизу кипела работа.
Повсюду раздавался стук топоров и молотков визг пил и ру-
банков лязг и грохот. (Стан.) 16) Океан словно замер и тихо
и ласково рокочет. (Стан.) 17) В комнате остались только
хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович. (Т.)
II. 1) Бабушка предложила моей матери выбрать для
своего помещения одну из двух комнат или залу или гости-
ную. (Акс.) 2) В траве в кустах кизила и дикого шиповни-
ка в виноградниках и на деревьях повсюду заливались
цикады. (Купр.) 3) Выступления танцевального ансамб-
ля проходили с большим успехом как в нашей стране так
и за рубежом. (Газ.) 4) Белое даже бледное лицо тёмные во-
лосы бархатный чёрный взгляд и длинные ресницы вот всё
что бросилось ему в глаза и ослепило его. (Гонч.) 5) Верхние
веки несколько нависали над глазами что так часто наблю-
дается у художников охотников моряков словом у людей с
сосредоточенным зрением. (Купр.) 6) Целые дни он тратил
на разрешение обыденных но необходимых хозяйственных
вопросов на проверку составляемых счетоводом отчётов и
бесчисленных сводок на выслушивание бригадирских док-
ладов на производственные совещания словом на всё то без
чего немыслимо существование большого коллективного
хозяйства и что в работе менее всего удовлетворяло Давы-
дова. (Шол.) 7) Пушкиногорье. Этот край где всё и небо и
рощи и трава и сам ветер дышит Пушкиным должен раскрыть перед каждым удивительный мир великого поэта
мир который делает человека духовно богаче. (Газ.)

Источник

Такие глаза бывают у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением

Александр Иванович Куприн

Париж интимный (сборник)

До чего, дружок, я рад этой встрече! Посчитай-ка! От шестнадцатого года до двадцать восьмого – целых двенадцать лет не видались. Гарсон, еще два белого с гренадином! Вот, никак не могу приучить этого красавца наливать в стакан сначала чуточку гренадина, а потом уже доливать вином: так и смешивается скорее, и не надо ихних гнусных оловянных ложечек. Раз сорок ему говорил. Нет, привык по-своему, и ничем его не переупрямишь. Такой консерватор. Ах, милый мой, слезы мне глаза щипят. Встают давние, молодые годы. Москва. Охотничий клуб. Тестов. Черныши. Малый театр. Бега на Ходынке. Первые любвишки. Сокольники. Эх, не удержать, не повернуть назад колесо времени. Великое это свинство со стороны матери-природы.

Обидно вот что: встретились мы целый час назад. Ну, конечно, оба сначала не узнали друг друга, потом искренно обрадовались, крепко, по-братски, поцеловались. Но подумай: только теперь, и то с большим усилием – я нашел наконец тебя тогдашнего, прежнего тебя, самого предприимчивого из нас троих, веселых мушкетеров. В первый миг – признайся – обоим нам стыдно и жалко было глядеть друг на друга: так ужасно изжевали нас челюсти беспощадного времени, а злая жизнь покрыла наши лица, как корою, бороздами, морщинами, жестокими складками. Но, слава богу, теперь оттаяла, отпала вся наросшая кора. Ты опять тот же. Дай мне еще раз крепко пожать твои руки! Так! Здравствуй. Приветствую тебя в славном городе Тулузе. Гарсон! Литр белого вина. И оросите его гренадином. Оно спокойнее, если с запасом.

Ты говоришь – многовато? Пустяки. Вино легкое, а гренадин только отбивает привкус серы. Смотри, не обижайся. Подметил я твой моментальный взгляд, искоса. Знаю, у тебя мелькнула мысль про меня: «Не опустился ли?» Нет, дружище: я человек не опустившийся, а так сказать, опустошенный. Опустела душа, и остался от меня один только телесный чехол. Живу по непреложному закону инерции. Есть дело, есть деньги. Здоров, по утрам читаю газеты и пью кофе, все в порядке. Вино вкушаю лишь при случае, в компании, хотя сама компания меня ничуть не веселит. Но душа отлетела. Созерцаю течение дней равнодушно, как давно знакомую фильму.

Вот ты, давеча, вкратце рассказал о своем двенадцатилетнем бытии. Господи! что ни поворот судьбы, то целая эпопея. Какая-то дикая и страшная смесь мрачной трагедии с похабным водевилем, высоты человеческого духа со смрадной, мерзкой клоакой. Ты говорил, а я думал: «Ну, и крепкая же машинища человеческий организм!» А все-таки ты жив. Жив великой тоской по родине. жив блаженной верой в возвращение домой, в воскресающую Россию. Мои испытания, в сравнении с твоими, – киндершпиль, детская игра. Но в них есть кое-что занимательное для тебя, а меня тянет хоть один раз выплеснуться перед кем-нибудь стоящим. Трудно человеку молчать пять лет подряд. Так слушай.

Ты уж, наверное, догадался, что заглавие моего рассказа состоит только из трех букв «Она»? Но здесь будет и о моей глупости, о том, как иногда, сдуру, в одну минуту теряет человек большое счастье для того, чтобы потом всю жизнь каяться. Ах! не повернешь.

В четырнадцатом году, как, может быть, ты помнишь, я сдал последние экзамены в Институте гражданских инженеров, а тут подоспела война, и взяли меня в саперы. А когда набирались вспомогательные войска во Францию, то и я потянул свой жребий, будучи уже поручиком-инженером. Во Франции я был свидетелем всего: и энтузиазма, с которым встречались наши войска, и нашего русского героизма, а потом, увы, пошли митинги, разложение.

После армистиса мне нетрудно было устроиться близ Марсели на бетонном заводе. Начал простым рабочим. Потом стал контрмэтром, потом – шефом экипажа и начальником главного цеха. Много нас, русских, служило вместе; всё бывшие люди различных классов. Жили дружно. Ютились в бараках, сами их застеклили, сами поставили печи, сами устлали полы матами. У меня был отдельный павильончик, в две комнаты с кухонкой, и большая, под парусинным тентом терраса. Питались из общего котла бараньим рагу, эскарго, мулями, макаронами с томатами. Никто никому не завидовал. Да, что я тебе скажу: надумали мы всей русской артелью взбодрить, на паях, свое собственное дело: завод марсельской черепицы. Рассчитали – предприятие толковое. Но вот тут-то и случился со мною этот перевертон. Хотя, кто знает, может быть, я и вернусь когда-нибудь к этому черепичному делу?

Сначала-то нам скучновато было. Особенно в дни праздничные, когда время тянется бесконечно долго и не знаешь, куда его девать. Природа такая: огромная выжженная солнцем плешина, кругом вышки элеваторов, а вдали мотаются жиденькие, потрепанные акации и далеко-далеко синяя полоска моря – вот и весь пейзаж.

Люблю я Марсель. Все в ней люблю: и старый порт, и новый, и гордость марсельцев, улицу Каннобьер, и Курс-Пьер-де-Пуже, эту сводчатую темнолиственную аллею платанов, и собор Владычицы, спасительницы на водах, и узкие, в размах человеческих рук, старинные четырехэтажные улицы, и марсельские кабачки, а также пылкость, фамильярность и добродушие простого народа. Никогда оттуда не уеду, там и помру. Впрочем, ты сейчас увидишь, что для такой собачьей привязанности есть у меня и другая причина, более глубокая и больная.

Так вот: однажды в ноябре, в субботу – скажу даже число – как раз 8 ноября, в день моего ангела, архистратига Михаила, зашабашили мы, по английской моде, в полдень. Принарядились, как могли, и поехали в Марсель. День был хмурый, ветреный. Море, бледно-малахитовое, с грязно-желтой пеной на гребнях, бурлило в гавани и плескало через парапет набережной.

По обыкновению, позавтракали в старом порту неизбежным этим самым буйабезом, после которого чувствуешь себя так, будто у тебя и в глотке и в животе взорвало динамит. Пошлялись по кривым тесным уличкам старого города с заходами для освежения, посетили выставку огромных, слоноподобных серых кротких першеронов и в сумерки разбрелись, уговорившись завтра утром сойтись на старой пристани, чтобы пойти вместе на дневной спектакль: афиши обещали «Риголетто» с Тито Руффо.

Я всегда, по приезде в Марсель, останавливался в одной и той же гостинице, на другом краю города, в новом порту. Называлась она просто «Отель дю Порт». Это – мрачное, узкое, страшно высокое здание с каменными винтовыми лестницами, ступени которых угнулись посередине, стоптанные миллионами ног. Там, на самом верху, была низкая, но очень просторная комната. Она мне нравилась. Окна в ней были круглые, как пароходные иллюминаторы. Пол покрывал настоящий персидский ковер превосходного рисунка, но измызганный подошвами до нитей, до основы, до дыр. На стенах висели в потемневших облупившихся золоченых рамах старинные гравюры из морской жизни. Эту комнату по субботам оставляли в моем распоряжении.

С хозяевами отеля я уже давно успел подружиться. Долго ли нам, русским, а в особенности ярославцам, как я?

Хозяин был добродушный четырехугольный неповоротливый человек. Марселец родом и бывший моряк, весь в морщинах, с ясным взором и спокойной душой. Хозяйка Аллегрия, в противоположность своему флегматичному мужу, была подвижная испанка, сильно располневшая, но еще не потерявшая тяжелой, горячей южной красоты. Это она была настоящей самодержавной правительницей дома, а прислуживал во всех семи этажах и внизу, в ресторане, некто Анри, с виду настоящий наемный убийца, а по характеру самый веселый, проворный и услужливый малый во всей Марсели. Куда этому чернокудрому красавцу! Гарсон, еще один гренадин с белым!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *