такие действия правительства как ограничение ввоза иностранных молочных
Действие продуктового эмбарго продлено до конца 2022 года
zmaris / Depositphotos.com |
Президент РФ Владимир Путин продлил контрсанкции в отношении западных стран еще на один год (Указ Президента РФ от 20 сентября 2021 г. № 534 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»). Действие продуктового эмбарго распространится на период с 1 января по 31 декабря 2022 года.
Напомним, оно было введено в августе 2014 года в ответ на санкции некоторых зарубежных государств (Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»). К ввозу в Россию ограничены некоторые продукты, сельскохозяйственная продукция и сырье – говядина, свинина, рыба, большинство овощей, колбасы, сыр и т. д. (постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778).
Документы по теме:
Читайте также:
Это может коснуться продуктов с истекающим и даже истекшим сроком годности.
Предусмотрены санкции как для участников оборота товаров, так и для операторов электронного документооборота.
Диппредставительства таких стран не смогут нанимать на работу россиян.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Постановления на запрет и ограничение допуска иностранных товаров
В законодательстве РФ в сфере закупок для стимулирования поставки товаров российского происхождения Правительством были разработаны Постановления, которые предоставляют преимущества таким товарам.
В этой статье мы расскажем о нюансах Постановлений, вводящих запреты и ограничения на допуск иностранных товаров. У каждого из них свои особенности.
Теперь у приказа два приложения. Из старого Приложения, которое теперь номер 1, исключили 10 позиций, еще несколько заменили, добавили более 30 новых. В новое Приложение номер 2 вошло больше 40 кодов ОКПД 2.
Для продукции из Приложения 1 преференция по цене контракта остается 15%.
Для товаров из второго Приложения, которые приобретаются в рамках нацпроектов, преимущество по цене будет составлять 20%.
Для торгов в форме конкурса, запроса котировок, запроса предложений: если товар Российского производства, то при оценке поданных заявок, цена, указанная участником, будет рассматриваться как будто она ниже на 15% (20%) (например, участник указал цену в заявке 100 000 руб, при рассмотрении и оценке будет учитываться, как будто он подал цену 85 000 руб (80 000 руб). При этом, контракт будет заключен с победителем по указанной им цене в заявке (в нашем примере – это 100 000 руб).
Для закупок в форме аукциона: заявки рассматриваются по той цене, которую участники указали в своей заявке. НО! Если победит участник, предложивший хотя бы 1 иностранный товар, то контракт с ним заключается на 15% (20%) ниже от предложенной им цены (например, такой участник предложил цену контракта 100 000 рублей и выиграл аукцион, но если он предлагает к поставке иностранный товар, то контракт с ним заключается на 85 000 (80 000) руб).
При участии в аукционе в 1 и 2 частях заявки необходимо обязательно декларировать страну происхождения товара!
Не применяется приоритет товаров российского происхождения если:
Постановление Правительства №102
Данное Постановление предписывает участникам предоставлять сертификат СТ-1, а также декларирование страны происхождения в 1 и 2 частях заявки.
Если в такой закупке принимают участие минимум 2 поставщика с российским товаром разных производителей, то к закупке применяется приказ 126н.
Если участник не предоставляет СТ-1, то его товар автоматически рассматривается, как иностранный.
Данное постановление на запрет и ограничение иностранного товара не применяется, если закупка проходит в рамках госпрограмм (они перечислены в самом постановлении).
Постановление Правительства №1236
Устанавливает запрет на допуск иностранных товаров. Чтобы подтвердить товар российского происхождения, никаких дополнительных документов прикладывать не надо. Наличие товара должно быть в соответствующем реестре – это и является подтверждением страны.
Сопровождение участия в тендерах
любой вид закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ, коммерческие торги), с гарантией выигрыша
Постановление Правительства №832
В данном постановлении условия похожи на ПП 102 с ограничением иностранного товара:
Если поставщик не декларирует страну происхождения товара и производителя – к нему применяется Приказ 126н и он участвует как поставщик иностранного товара.
Постановление Правительства №925
Конкурс или любая другая процедура с критериями оценки: если товар Российского производства, то при оценке поданных заявок, цена, указанная участником, будет рассматриваться как будто она ниже на 15%. А контракт заключается по цене, предложенной в заявке участника (аналогично Приказу Минфина 126н).
Конкурс или любая другая процедура с критериями оценки на поставку радиоэлектроннной продукции: если товар Российского производства, то при оценке поданных заявок, цена, указанная участником, будет рассматриваться как будто она ниже на 30%. Контракт заключается по цене, предложенной в заявке участника.
Аукцион или любая другая процедура, где проходит пошаговое снижение цены: если поставщик предлагает товар не российского происхождения, то контракт заключается на 15% меньше от предложенной цены в заявке.
Если в ходе аукциона цена упала до 0, то участники начинают предлагать свою цену за право заключить контракт. Т.е. поставщики называют цену, которую они готовы заплатить заказчику. Победитель, предлагающий иностранный товар, заключает контракт на 15% больше от предложенной им суммы.
Аукцион или любая другая процедура, где проходит пошаговое снижение цены на поставку радиоэлектроннной продукции: если товар Российского производства, то при рассмотрении поданных заявок, цена, указанная участником, будет оцениваться как будто она ниже на 30%.
Если в ходе аукциона цена упала до 0,то участники начинают предлагать свою цену за право заключить контракт. Т.е. поставщики называют цену, которую они готовы заплатить заказчику. Победитель, предлагающий иностранный товар заключает контракт на 30% больше от предложенной им суммы.
Согласно ПП № 925 для получения приоритета необходимо подтвердить страну происхождения товара декларированием в заявке. Если этого не будет, то товар будет оцениваться как иностранный. Для подтверждения услуг необходимо предоставить документ, указывающий на место регистрации участника.
Постановление на ограничение и запрет допуска иностранных товаров №925 не дает приоритет российским товарам, если:
Постановление Правительства №616
Данное постановление регламентирует запрет на допуск иностранного товара. Чтобы доказать российское происхождение товара, необходимо предоставить выписку из реестра промышленной продукции с реестровыми номерами товара во второй части заявки.
Если указываемый в заявке товар иностранного производства или российского, но в реестре его нет – то такую заявки должны отклонить.
Постановление Правительства №617
Ограничивает допуск иностранного товара, а именно:
заказчик должен отклонить все заявки с иностранными товарами, если подано минимум 2 заявки, где весь товар производства РФ или стран Евразийского союза разных производителей.
В случае, если предложенный товар производства РФ, то необходимо предоставить реестровый номер товара из реестра промышленный продукции.
Если товар произведен в стране, входящей в Евразийский союз, то участнику необходимо предоставить сертификат СТ-1.
В случае, если поставщик не предоставляет номер из реестра промышленной продукции или не предоставляет СТ-1, а также если товар иностранный, то к таким участникам (если заявки не были отклонены) применяется ограничение иностранного товара согласно приказу Минфина 126н.
Постановление Правительства №878
Постановление, устанавливающее полный запрет на допуск иностранного товара, в случае, если подано минимум 2 заявки с производством товара РФ или стран Евразийского союза. А этом случае заявки с иностранным товаром не допускаются.
Для подтверждения страны происхождения необходимо предоставить реестровый номер из реестра радиоэлектронной продукции. Других условий допуска нет.
Национальный режим в закупках: как работают запреты по 44‑ФЗ
Это вторая часть статьи о национальном режиме. В ней — о том, какие зарубежные товары нельзя закупать и в каких случаях заказчики могут обойти такой запрет.
Запрет на допуск иностранных товаров 44-ФЗ
В первой части статьи мы рассказали об одной из мер национального режима — ограничении закупки. Вторая мера — запрет на закупку некоторых товаров, которые производятся за границей.
Как и в первом случае, страны-участницы евроазиатского экономического содружества (ЕАЭС) не попадают под этот запрет. Напомним, что в состав содружества помимо России входят: Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия.
Заказчик не может заключить контракт на поставку зарубежных товаров, работ или услуг (ТРУ), если на них действует запрет. Он должен рассматривать только те заявки на участие, в которых поставщики предлагают российские товары или товары стран-партнеров.
Например муниципальный детский сад проводит закупку на 60 рулонов хлопчатобумажной ткани. В документации заказчик указал, что на закупаемую ткань действует нацрежим. Заявки на участие подали три поставщика: первый предложил ткани из России, второй — из Белоруссии, а третий — из Индии.
В двух заявках предлагаемые товары произведены не в России, но заказчик отклонил только одну из них. Белоруссия входит в состав ЕАЭС, поэтому на местные товары запрет не распространяется.
Не позднее, чем через десять дней после того, как заказчик заключит контракт, он должен передать информацию об итогах закупки в Государственную информационную систему промышленности (ГИСП).
При этом после подписания поставщик может заменить поставляемый товар, только если товар на замену произведен в ЕАЭС.
Правила применения запретов для разных категорий товаров правительство прописало в пяти постановлениях. Рассмотрим особенности каждого из них.
Запреты товаров машиностроения
Как действует запрет
При закупке автомобилей, машин общественного транспорта и спецтехники, которые правительство перечислило в приложении, заказчик отклоняет все заявки с заграничными товарами.
Также заказчик не может заключать договор лизинга, если после окончания срока действия этого договора он должен выкупить товар.
Как подтвердить страну происхождения
Поставщик предоставляет сертификат о происхождении товара, который выдал уполномоченный орган государства-участника ЕАЭС. Например в России этот сертификат можно получить в Торгово-промышленной палате, а в Казахстане — в Национальной палате предпринимателей республики.
Когда запрет не действует
Запреты программного обеспечения
Как действует запрет
Запрет действует не только на само программное обеспечение (ПО), но и на исключительные права на его эксплуатацию.
Заказчик может закупить только то ПО, которое есть:
Как подтвердить страну происхождения
Поставщик заполняет декларацию о стране происхождения товара и прикладывает ее к заявке.
Когда запрет не действует
Запрет устройств хранения данных
Как действует запрет
Под действие постановления попадают все товары, которые относятся к коду ОКПД2 26.20.2. Заказчик не должен допускать заявки с зарубежными товарами, если:
Запрет действует до 26 декабря 2021 года.
В контракте заказчик должен указать номер записи закупаемого товара в реестре. Этот номер поставщик прописывает в заявке на участие.
Как подтвердить страну происхождения
С помощью декларацию о том, что предлагаемые товары есть в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Эту декларацию поставщик готовит в свободной форме.
Запрет по Постановлению Правительства № 616
В мае 2020 года вступило в силу Постановление № 616. В нем правительство отменило шесть старых актов, которые накладывали запрет на отдельные виды товаров. Например ПП № 791, действовавшее на товары легкой промышленности. Новое постановление объединило в себе старые акты и частично изменило порядок действия запрета.
Как действует запрет
Запрет действует сразу на несколько категорий товаров. Полный список опубликован в приложении к постановлению. В него вошли, например:
Заказчики не могут закупать:
Это правило по-прежнему не применяют к товарам, произведенным в странах-участницах ЕАЭС.
При производстве некоторых товаров должны использовать только материалы или полуфабрикаты из стран ЕАЭС. Это правило действует на:
Однако если в странах ЕАЭС не производят необходимые материалы или полуфабрикаты это правило не применяют.
Запрет не действует, если
Как подтвердить страну происхождения
В заявке на участие поставщик предоставляет выписку из реестра российской или евразийской промышленной продукции. При этом Минпромторг не вносит в реестры данные:
Поэтому при поставке таких товаров выписка не нужна.
Правительство РФ обновило правила применения запретов и ограничений допуска в отношении иностранных товаров
Постановление Правительства РФ от 28 августа 2021 г. N 1432 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление №1432) содержит изменения сразу нескольких подзаконных актов принятых во исполнение статьи 14 Закона №44-ФЗ, которые направлены на создание благоприятных условий и возможностей для развития и укрепления позиций российских производителей электроники. Постановление №1432 вступает в силу со дня его официального опубликования и не применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок и приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления, в том числе к контрактам, информация о которых включена в реестр контрактов, заключенных заказчиками, до дня вступления в силу настоящего постановления. Постановление №1432 было опубликовано на Официальный интернет-портал правовой информации 31.08.2021г., а, следовательно, должно применяться с указанной даты.
Схемы интегральные электронные
Карты со встроенными интегральными схемами (смарт-карты)
Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие, как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника
Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных
Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных
Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода
Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки
Запрет по постановлению №616 не применяется на закупку запасных частей и расходных материалов к радиоэлектронной продукции, используемой заказчиком в соответствии с технической документацией на указанную радиоэлектронную продукцию.
Постановление №1432 в отношении радиоэлектронной продукции на которую устанавливается запрет по постановлению №616 распространило требование о недопустимости указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, предусмотренное подпунктом «а» пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Немалые изменения претерпело и постановление №878. В частности, правило «третий лишний» заменено на правило «второй лишний». Иными словами, если раньше для того, чтобы сработало ограничение по постановлению №878 и заказчик мог отклонить заявки с иностранными товарами надо было чтобы на участие в закупке вышло как минимум два участника с товарами из Евразийского экономического союза, то по новому правилу достаточно хотя бы одного такого участника.
Изменился подход к подтверждению страны происхождения товара по постановлению №878.
В частности, для подтверждения соответствия поставляемой радиоэлектронной продукции требованиям, постановления №878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
Постановление №878 дополняется следующими правилами:
— при отсутствии в составе заявки указания совокупного количества баллов такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств;
— при этом в обоих случаях информация о реестровых записях о товаре включается в контракт;
— при исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр или евразийский реестр промышленных товаров;
— при исполнении контракта замена электронной продукции, включенной в перечень, на электронную продукцию, сведения о которой отсутствуют в реестре или в реестре евразийских промышленных товаров, не допускается.
В постановлении №878 заменяется необходимость обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на получение разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемое в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Указанное разрешение потребуется, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
В добавок ко всему изложен в новой редакции перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный указанным постановлением №878.
Также постановлением №1432 обновлен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
За ввоз санкционных продуктов могут ответить транспортные компании
Вопрос о наказании для транспортных компаний, которые ввозят в Россию попавшие под эмбарго продукты, обсуждался на состоявшемся на прошлой неделе совещании у вице-премьера Виктории Абрамченко, сообщил РБК один из участников встречи. Возможность введения ответственности для транспортных компаний при выявлении факта перевозки ими запрещенных к ввозу в Россию продуктов сейчас проработают, в частности, Минсельхоз, подведомственный ему Россельхознадзор, Минтранс и Федеральная таможенная служба (ФТС), подтвердил источник в правительстве.
Представитель Абрамченко подтвердила лишь факт проведения совещания, отказавшись от других комментариев. Так же ответила и пресс-служба Россельхознадзора. В Минтрансе от комментариев отказались. РБК направил запрос в Минсельхоз и ФТС.
Запрет на ввоз продуктов из ЕС, Канады, Австралии, Норвегии и других стран Россия ввела в августе 2014 года в ответ на их санкции из-за присоединения Крыма и ситуации в Донбассе. Среди товаров, которые нельзя ввозить оттуда, — молочные продукты и сыры, некоторые виды мяса (говядина, свинина и птица), рыба и морепродукты, овощи и фрукты. Продэмбарго действует минимум до 31 декабря 2020 года.
Но российские власти неоднократно признавали, что, несмотря на запрет, попавшие под санкции продукты продолжают ввозить в Россию нелегальными способами. Перевалочной базой для поставок после введения продэмбарго стала Белоруссия, заявил экс-министр сельского хозяйства Александр Ткачев.
С ноября 2015 года ФТС выявила и уничтожила более 21 тыс. т санкционных продуктов. Но товаров с нарушениями, в частности без необходимых документов, было выявлено значительно больше — 190 тыс. т, из них 160 тыс. т были возвращены в соседние страны, прежде всего в Белоруссию и Казахстан. Россельхознадзор только за одиннадцать месяцев 2019 года уничтожил более 7 тыс. т овощей, фруктов и другой растительной продукции, ввоз которой запрещен в рамках российского продэмбарго.
Санкционные продукты, напоминает участник последнего совещания у вице-премьера, попадают в Россию несколькими способами: их переупаковывают как продукцию не попавших под эмбарго стран, ввозят под прикрытием (товар либо прячут за упаковками другого, разрешенного, либо документы оформлены на легальные продукты), наконец, ввозится продукция неизвестного происхождения, то есть без сопроводительных документов. Если хозяина санкционных товаров найти не удается, привлечь к ответственности следует ее перевозчика, пояснил смысл инициативы собеседник РБК.
В 2017 году Роспотребнадзор уже предлагал ввести штрафы за перевозку, хранение и продажу санкционных товаров и даже разработал соответствующий законопроект. Но документ не был принят и ответственность за их хранение и перевозку сейчас не установлена, объясняет партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. В Кодексе об административных правонарушениях есть лишь ст. 14.2, предполагающая штрафы за незаконную продажу запрещенных в России товаров или товаров, продажа которых ограничена законом. Де-факто единственное наказание для импортеров — изъятие и уничтожение санкционной продукции, если она обнаружена при ввозе, отметил Горбунов.
Почему вспомнили про поставки санкционки
Подумать, как перекрыть поток санкционных продуктов в Россию, вице-премьер Виктория Абрамченко поручила еще весной: свои предложения Минсельхоз и Россельхознадзор должны были подготовить до 22 мая. Поводом стали подозрения, что в страну под видом белорусских могут ввозиться шампиньоны из Польши. Вопросом заинтересовались, после того как в Совет Федерации обратился гендиректор агрофирмы «Выборжец» и попросил ужесточить контроль за ввозом грибов на российско-белорусской границе: из Белоруссии стало поступать много дешевых шампиньонов по цене ниже себестоимости российского производства.
Минсельхоз предложил усилить контроль за поставками санкционных продуктов на всей территории Евразийского экономического союза (в него входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия). Например, предусмотреть меры дополнительного контроля за продукцией и возможности ограничения поставок, если у какой-то из стран возникнет недоверие к системе контроля другого государства, а также провести аудит действующей системы, сообщали «Ведомости».