такая красота что глаз не оторвать
ЗАГОРОДНЫЙ
Для одних растений осень – сигнал сбрасывать листву, для других, наоборот, повод раскрыться во всей красе. И последних очень мало, по крайне мере тех, что будут расти в Средней полосе. Хочу рассказать вам про три многолетних кустарника, которые осенью выглядят краше, чем летом.
Сумах
Сумах – это скорее дерево, чем кустарник, но растет медленно. У него красивы листья и соцветия в виде кистей, стоящих вверх. Летом листва зеленая, соцветия бордовые. Осенью растение полностью становится красновато-коричневым. Это надо видеть.
Растет сумах хорошо на солнечных местах, в тени своей красотой не порадует. В выращивании неприхотлив, особых подкормок не требует.
Обратите внимание! Не выносит заболоченные участки, сажать лучше подальше от сквозняков.
Саженцы сумаха продают по весне и осенью. Сажать можно сразу после покупки. Перед зимой приствольный круг нужно замульчировать. По весне некоторые ветки могут быть обморожены, в этом нет ничего страшного, достаточно их обрезать. Сумах положительно относится к этой процедуре, поэтому дерево можно формировать как захочется.
Рябина
Давно забытый кустарник. Мне он нравится больше всего. Осенью эффектны как красные листья, так и ягоды. Помню у бабушки росла рябина – летом невзрачная, а осенью – королева сада. Я имею в виду обыкновенную рябину, потому что сейчас выведено много гибридов.
Рябина тоже растет медленно. В ботанической энциклопедии написано, что может достигать 12 м, но таких деревьев я не видела. В основном 2 м. Скорее всего, это зависит от обрезки, которую лучше проводить по весне и формировать кустарник по желанию.
Если планируется сбор ягод, то сажать стоит сразу несколько саженцев для будущего опыления. Посадку нужно планировать на весну или осень, желательно на солнечной стороне и плодородной почве.
Обратите внимание! Поливают рябину регулярно, особенно в период цветения, за несколько недель до сбора ягод и после.
Бересклет крылатый
Сейчас все садоводческие центры завалены саженцами этого кустарника. Несколько лет назад про него и не знали. Это настоящее украшение сада осенью. Листва у бересклета становится розово-красной, побеги раскидистые, он выглядит как огненный шар. Максимальная высота чуть больше 1,5 м. Помимо листвы, осенью на кустарнике появляются ягоды-коробочки. Они не осыпаются даже зимой.
Растение родом из Японии, но селекционеры вывели гибридные сорта, которые можно выращивать и в Средней полосе. На рынке представлены разные сорта, главное – обращать внимание на морозостойкость, некоторые придется укрывать.
Бересклет сильно разрастается, поэтому сажать его нужно в трех метрах от других растений. Делать это можно весной или осенью. Обрезать кустарник, чтобы придать ему желаемую форму, можно весной.
Обратите внимание! Размножается бересклет черенками, делением куста, семенами и отводками.
Какие у женщины глаза, настолько она темперамента и в любви горяча
Японские физиогномисты считают, что в глазах человека написан не только его характер, но и его прошлое, будущее и настоящее. Так что если мужчина вознамерился выбрать себе подругу жизни, прежде чем сделать свой окончательный выбор – необходимо внимательно всмотреться в глаза избранницы.
Существует одно интересное старинное японское наблюдение, говорящее о том, что если у женщины радужка глаза не достигает нижнего века, то такие дамы, как правило, отличаются высокой выносливостью, агрессивностью и вспыльчивостью.
Удлиненные глаза с широким веком, как бы чуть-чуть вытянутые к вискам, присущи женщинам, которые в будущем будут обладать хорошим материальным положением. Такая форма глаз гарантирует здоровую и счастливую старость.
Маленькие глазки, с редкими белыми ресничками, свидетельствуют о скупости, хитрости и очень большой бережливости своей обладательницы. Такие женщины не глупы и весьма своеобразны. Но они живут себе на уме. И японцы считают, что при встрече с такими барышнями нужно проявлять особую осторожность.
Девушки с большими, ближе к круглым, глазами, ясными и горящими — это счастливицы, которых ожидает удивительная жизнь полная событий. Перед ними будет открываться будущее, и они будут видеть перед собою только прекрасные перспективы. В жизни таким дамам все будет даваться легко.
Голубые глаза. Эта милая крошка только внешне кажется такой беззащитной и податливой. На самом деле она четко придерживается принципа «если кошка голубоглаза, ей не будет ни в чем отказа», поэтому парой поцелуев мужчина не отделается — ублажать девушку придется по полной программе. А вот получит ли мужчина то же самое взамен — это зависит от ее настроения. (Пример: Николь Кидман).
Серые. Она на редкость работоспособна, но подвигов в постели от нее не приходится ждать — это, пожалуй, единственная сфера в жизни, где она совершенно не заботится о результативности. Впрочем, если мужчина отдает преимущество качеству, а не количеству, такой вариант его вполне может устроить. (Пример: Шарлиз Терон).
Коричневые. Зажечь в ней огонь желания — дело не хитрое, но вот поддерживать его намного сложнее. Она очень чувственна, но ленива. Зато и от мужчины многого не потребует. Так что если в отведенное для обеденного перерыва время у мужчины осталось немного свободных минут, то он может смело предаться страсти. (Пример: Бритни Спирс).
Серо-голубые/зеленые. Чтобы растопить эту ледышку, придется попотеть. Заранее предупреждаем: душевная теплота в этом случае стоит не на последнем месте. Зато если уж получится, то этому счастливцу можно будет только позавидовать: у нее нет комплексов. К тому же она чрезвычайно романтична, нежна и темпераментна. (Пример: Мадонна).
Темно-карие. Ее импульсивность и раздражительность — ничто по сравнению с темпераментом. Даже если мужчина немного не в форме, откладывать свидание не стоит. Во-первых, сама она заводится с полоборота. Во-вторых, готова экспериментировать до утра, использует все свое богатое воображение и всю нежность, дабы мужчина смог почувствовать себя настоящим мужчиной. (Пример: Салма Хайек).
Взгляни на меня, люби меня!
Мимика, жесты чаще говорят намного больше, нежели простые слова. А глаза женщины — это вообще открытая книга! Необходимо только знать, как правильно ее читать. Глядя в пару бездонных, можно запросто определить, что именно чувствует женщина в момент общения.
Так если девушка постоянно отводит глаза в сторону, но при этом все равно старается проследить за взглядом мужчины — то подобное явно свидетельствует о том, что собеседник ей небезразличен.
Если же девушка во время общения смотрит себе под ноги или же водит глазами по сторонам, фиксируя взгляд на посторонних предметах — то интереса у нее к собеседнику не больше, нежели к лавочке стоящей рядом.
Если женщина в общении с мужчиной загадочно подымает глаза в небо и чаще смотрит поверх собеседника, нежели на него самого, не стоит обольщаться — романтических чувств дама не испытывает, а, скорее всего, думает о том, как лучше использовать подвернувшегося ей под руку кавалера.
Часто в самом невинном женском взгляде можно почувствовать небывалую силу и энергию. Это пробивающее током чувство невозможно описать, ибо действие подобных флюидов ощущается исключительно на душевном уровне и, собственно, более чем красноречиво говорят о личной заинтересованности женщины в мужчине.
Статусы про глаза, цитаты о глазах и взгляде.
В этих глазах не было страсти и желания жить. Яркие эмоции были лишь тонкой накидкой поверх бездонного озера боли.
Даниэла Стил, «Только с тобой»
— Мне нравятся Ваши глаза — темные и красивые как моя душа.
Это так важно — целовать именно те губы, смотреть именно в те глаза,
обнимать именно того человека, к которому потянулась твоя душа.
Эти глаза опять обманули.
Опрокинула, выкинула.
Куда пропало то в чём тонули.
Скажи, что это сон, ведь ты так не могла.
Как узнать насколько искренна улыбка?
При искренней, честной, радостной улыбке в уголках глаз рождаются маленькие морщины. Наигранная и неискренняя улыбка растягивает только щеки. Обращайте внимание на глаза, когда вам улыбаются.
Никакой макияж не украсит лицо так, как чистота в глазах и искренность в улыбке.
Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда!
Разве можно что-нибудь объяснить, когда не смотришь друг другу в глаза?
Эрих Мария Ремарк. Триумфальная арка.
Глаза их полны заката,
Сердца их полны рассвета.
Иосиф Александрович Бродский
Только она одна из всех, кого я помню, смотрела мне прямо в глаза — так, словно я что-то значу.
разве можно что-нибудь объяснить, когда не смотришь друг другу в глаза?
Эрих Мария Ремарк «Триумфальная арка»
Самое прекрасное – смотреть в глаза человеку, который улыбается. У каждого глаза «улыбаются» по-своему. Но именно улыбающиеся глаза самые прекрасные.
“Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается.”
Хемингуэй, Эрнест. “Старик и море.”
Разве можно что-нибудь объяснить, когда не смотришь друг другу в глаза?
У вас даже глаза похожи …
— Как?! Ведь у него карие, а у меня голубые…
— Но они одинаково влюблены!
— Какие у тебя сияющие глазищи.
— Это только для тебя…
Глаза не врут… Они всё скажут… И кто любил, и кто играл… Со временем судьба покажет, кто в жизни больше потерял…
…язык может скрыть истину, а глаза — никогда. Встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы! М.А. Булгаков
И взмах ее ресниц решил его судьбу…Маргаретт Митчелл
Никогда не обижай, и не пытайся врать человеку, который смотрит в твои глаза и видит в них свою жизнь.
Красота женщины не в одежде, фигуре или прическе. Она — в блеске глаз. Ведь глаза — это ворота в сердце, где живет любовь.
Я закрываю глаза и вижу твои. Фредерик Бегбедер
Легко обмануть глаза, но трудно обмануть сердце.
Аль Пачино
Глазами видят иллюзию, а сердцем истину.
Нельзя доверять ни фотографии, ни зеркалу. Единственно верное наше отражение в глазах любящего нас человека.
Основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете значения человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда. Михаил Булгаков
Если у вас умные глаза и загадочная улыбка, значит, вы фотографируетесь.
Желаю каждому встретить такие глаза, взглянув в которые вы увидите счастье.
Если у человека грустные глаза, значит он что-то понимает в этой жизни.
Если мужчина долго смотрит тебе в глаза,будь уверена-все остальное он уже разглядел…
Каждую ночь глаза красны как ртуть. Нет, я ничем не хочу тебя упрекнуть. Да собственно, и не в этом суть. Просто я не могу без тебя уснуть.
…Если бы я часто смотрела в эти глаза, я бы сошла с ума: кажется, они обо мне знают все, а я о них ничего…
Я вижу целый мир в глазах твоих
Моим глазам присуща зависть моему сердцу, из-за того, что ты глубоко у меня в сердце, но не видать глазу.
Если у человека грустные глаза, значит он что-то понимает в этой жизни.
Поделитесь с друзьями:
Любящие глаза по сторонам не смотрят.
Веки закрыты, но перед глазами ты.
Любящие глаза по сторонам не смотрят.
Глаза говорят больше, чем слова. Поэтому когда больно — мы отворачиваемся.
Основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете значения человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда!
Поделитесь с друзьями:
Женские глаза говорят лучше слов.
в глазах твоих чернеет боль и словом гнев не передать.
Не продырявь мне башку взглядом внимательных глаз
Женские глаза говорят лучше слов.
Главное, чтоб глазки блестели и улыбка была при тебе…
Глаза людей, следящих за костром, — правдивые.
Поделитесь с друзьями:
Когда глаза закрыты, в тебе труднее разобраться.
Для меня забыть твои глаза — это фантастика.
Когда глаза закрыты, в тебе труднее разобраться.
Дорогие девушки,чтобы глазки красивые были-не нужно мазаться как индейцы и наращивать ресницы, нужно просто искренне любить и немножко уметь краситься…
Открываю глазки для новой сказки…
Глаза — наиболее выразительная часть женского лица
Поделитесь с друзьями:
Для того, чтобы видеть, глаза не нужны.
Жуткая пустота ее глаз аккуратно обведена тушью.
Женщина счастлива, когда она видит улыбающиеся глаза своего мужа и знает, что она является причиной этой радости.
я хочу что бы у моей будущей дочки были его глазки.
Глаза обманут, улыбка солжет, но туфли скажут правду.
сначала у девочек папины глазки и носики, а потом папины машинки и денежки
Для того, чтобы видеть, глаза не нужны.
Поделитесь с друзьями:
Случайная цитата Следующая » Подождите.
Как сохранить зрение в современном мире
Современную жизнь невозможно представить без компьютера или смартфона. Многие люди проводят целый день, гладя в экран на работе. А отдыхают вечером у телевизора или с книгой. Поэтому в современном обществе тенденция снижения качества зрения имеет положительное значение, все больше людей надевают очки, или используют контактные линзы. Причиной тому служат: высокая нагрузка глаз, малоподвижный образ жизни, неправильное питание и плохая экология. В итоге, для сохранения качества зрения требуется соблюдать несколько правил.
Глаза – это одни из самых важных органов чувств, человек с их помощью получает до 90% информации. От правильного функционирования глаз зависит качество жизни, способность работать и обслуживать себя.
Органы зрения у человека наиболее приспособлены к меняющимся нагрузкам, например поочередному фокусированию глаз на разных предметах. Поэтому наиболее правильная работа зрительного аппарата, это краткосрочное напряжение в одной области, с последующим переходом в другую. Причем наибольшее расслабление глаз можно достичь взглядом вдаль. При современном образе жизни, особенно в городе, добиться этого невозможно. У большинства людей глаза отдыхают только во сне. Все остальное время подвергаются нагрузке от экрана телевизора, компьютера, мелкого шрифта на смартфоне.
С возрастом зрение портится у всех, но в современном обществе близорукость – одна из самых распространенных проблем. Чтобы избежать раннего ухудшения зрения, нужно соблюдать несколько несложных правил:
Как снизить нагрузку на глаза при чтении книг
Даже обычные бумажные книги дают большую нагрузку на зрение, если их неправильно использовать. С раннего возраста ребенка нужно приучать читать сидя, при правильном освещении. Есть несколько правил чтения книг, которые помогут сохранить зрение:
Правильный просмотр телевизора
Телевизор стал самым популярным способом отдыха. Но он тоже создает значительную нагрузку на зрение. Неслучайно детям рекомендуется смотреть его не более часа в день. Есть несколько правил, которые важны как для детей, так и для взрослых:
Сохранить зрение за компьютером
Работа за компьютером создает большую нагрузку на глаза, чем например телевизор или книга. Негативно влияют на глаза синий свет от монитора, его яркость, размер шрифта, расстояние до экрана. Рекомендуется проводить перед компьютером не более 6 часов, а детям – до 3 часов. Но не всегда это возможно. Поэтому при постоянной работе за компьютером часто появляются такие проблемы:
Чтобы этого избежать, нужно знать правила работы за компьютером. Самое главное – это расстояние до монитора. Экран должен быть немного ниже уровня глаз, расположен на расстоянии вытянутой руки. Сидеть нужно ровно, желательно кресло с анатомической спинкой. Нельзя напрягать шею или руки, это нарушает кровообращение.
При длительной работе за компьютером очень важно каждые 30-40 минут делать перерывы, выполняя гимнастику для глаз или глядя в окно. А при взгляде на монитор необходимо регулярно моргать, это помогает избежать сухости. Чтобы нейтрализовать вредное излучение от экрана, рекомендуется пользоваться специальными очками или линзами.
Глаза за рулем автомобиля
Очень важна острота зрения для человека за рулем автомобиля. Но долгое нахождение в дороге, особенно ночью, также создает большую нагрузку на глаза. Водители должны следить за дорогой, замечать мелкие детали и изменения в ситуации. Поэтому они реже моргают, что приводит к сухости глаз. Негативное влияние оказывают фары встречных автомобилей и блики в темное время суток, а также яркий солнечный свет.
Чтобы избежать снижения остроты зрения и опасной ситуации на дороге, нужно правильно сидеть, не напрягать плечи. Рекомендуется убрать мелкие предметы в поле зрения, которые могут отвлекать, не делать тонирование стекол. Если беспокоят какие-то проблемы, нужно использовать за рулем специальные очки. Есть варианты для солнечного дня, которые защищают от яркого света и бликов, а также для темного времени суток со специальным просветляющим покрытием.
Общая гимнастика для глаз
Острота зрения зависит от правильного функционирования глазодвигательных мышц. Когда человек длительное время смотрит на экран гаджетов, они не работают. Из-за этого слабеют и не могут выполнять свои функции. Поэтому специальная гимнастика для глаз не только помогает предотвратить ухудшение зрения, но может вернуть его остроту. Но выполнять ее необходимо несколько раз в день. Лучше всего – по несколько упражнения каждые 40 минут работы за компьютером. Упражнения эти простые:
Сохранить зрение несложно даже в условиях современной действительности. Нужно только соблюдать правила работы с гаджетами и беречь глаза от перенапряжения. Правильное питание, гимнастика глаз и отсутствие вредных привычек помогут избежать проблем. Рекомендуется также 1-2 раза в год посещать офтальмолога, который поможет вовремя обнаружить изменения в работе органа зрения.
Живое Предание
«Я не могу оторвать глаз от Тебя». Топ-9 песен Гребенщикова о Боге
В середине 80-х годов прошлого века, когда церкви были закрыты, религия запрещена, а о потустороннем говорилось разве что в связи с полтергейстом, советская молодежь услышала странные прекрасные песни, объяснить которые никто толком не мог. Это явление называлось рок-группа «Аквариум», и захватило оно определенный пласт интеллектуальной молодежи на многие годы.
«Джа даст нам все», — пел серебряный тенор, и у вчерашних школьников, недавно снявших пионерские галстуки, мурашки бежали по спине, ведь о духовных практиках тогда никто не слышал, а от этих непонятных песен так сильно веяло чем-то неизведанным. «Все, что я хочу, — это ты»… И слышалось за этими словами нечто большее, чем простая любовь к девушке. Что-то необъяснимое разумом, неизведанное.
Вместе с Мариной Михайловой мы послушали несколько песен и постарались услышать их.
«Город золотой»
Эту песню мы услышали от «Аквариума», но на самом деле еще раньше ее исполнял Алексей Хвостенко — Хвост. Слова к песне написал замечательный поэт — Анри Волохонский, а музыка принадлежит тоже замечательному композитору — великому мистификатору Владимиру Вавилову. Он писал музыку в XX веке в духе старинных авторов. На советских пластинках, выпущенных фирмой «Мелодия», композиции Вавилова подавались как сочинения итальянских композиторов XVII века.
Само стихотворение было написано под влиянием художника Акселя, жившего в Ленинграде на углу Фонтанки и проспекта Майорова — Вознесенского проспекта. Один из моих друзей, ученик Акселя, который часто у него в мансарде бывал, говорил, что в Петербурге и в Ленинграде всегда было какое-то окно, которое открывалось сразу в Царствие Небесное. И вот в те годы, то есть в 70-е, таким окном, такой дверью была мансарда Акселя, где собирались различные творческие и думающие люди. Там же Аксель вел работу над мозаикой, которая должна была называться «Небо». В мастерской было очень много голубой смальты, которую его друзья помогали колоть и подбирать. Волохонский написал эту песню, когда вокруг делали картину под названием «Небо», как она по-другому называлась, — «Рай на земле», Эдем. Там действительно рисуется картина рая — и стих Волохонского так и называется — «Рай».
Очень легко угадывается здесь начало Книги пророка Иезекииля, где пророку открываются четыре чудесных существа. Эти четыре существа стали символами четырех евангелистов. У Волохонского также получилось стихотворение про последний акт мировой истории — потому что, как говорит нам Откровение Иоанна Богослова, есть город, в котором сам Бог светит, и город этот — Небесный Иерусалим, дивный град на берегу реки, в котором все мы когда-то должны будем оказаться. Здесь этот город, этот сад и описан, причем описан с такой точностью, как будто автор все это видел сам.
Песня «Город золотой» была для многих людей удивительным свидетельством. Свидетельством о том, что Бог не просто есть, а Он близок к нам невероятно, так как то, о чем в тексте говорится, — это открытость священного измерения. В этом волшебном городе горит Звезда — где-то под небесами или даже над ними, но эта же Звезда горит в небе и над нами. А дальше мы слышим очень простую формулу: «Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят».
Святость вовсе не определяется формальной принадлежностью к какой-то религиозной организации, она определяется той мерой света, светлости, которую человек может вместить.
А Бог это и есть свет. Первая же часть этого стиха — «Кто любит, тот любим» — означает, что любящий причастен к божественной жизни.
«Сидя на красивом холме»
Унаследованная религиозность, полученная человеком в семье или в обществе, в котором он растет, это в некотором смысле ловушка. Это отлично знают родители подростков, ведь все мы переживали удивление, когда те дети, которые ходили с нами в церковь за ручку, благочестиво участвовали в богослужениях, в какой-то момент уходят и закрывают дверь Церкви, до поры до времени не переступая обратно этого порога. Это временное состояние, и я уверена, что человек, который получил христианский опыт в детстве, возвращается в Церковь в большинстве случаев в определенный момент. Но почему они уходят?
Потому что человек нуждается в том, чтобы пройти свой собственный путь. Все то, что мы получили от родителей, от старших, — это хорошие вещи, но мы никогда не сделаемся свободными людьми, если не проживем эти истины сами, не заплатим за них своими ошибками, не пройдем свои собственные пути. В этой короткой песне есть замечательные слова:
«Мы идем вслепую в странных местах,
и все, что есть у нас, это радость и страх.
Страх, что мы хуже, чем можем,
и радость от того, что мы в надежных руках».
Вот это удивительное состояние — радость и страх, его очень часто описывают люди, имеющие христианский опыт. Радость и страх — это то, что человеческая душа испытывает от приближения к Богу. Неслучайно мы очень часто видим в Священном Писании, что Бог говорит людям: «не бойся!». Да, есть радость от того, что все в надежных руках, — но тем не менее человек должен и страх пережить. Мне кажется очень ценной та ситуация, когда человек свидетельствует о собственном опыте, но при этом не ищет для него каких-то особых формул.
«Серебро Господа моего»
Когда-то Августин Блаженный сказал такие замечательные слова: «Ты, Господи, создал нас для Себя, и будет беспокойно метаться сердце наше, пока не успокоится в Тебе».
Как бы мы ни жили прекрасно, как бы мы ни были довольны всем, что нас окружает, как бы мы ни умели бесконечно радоваться своим близким и красоте этого мира, всегда нам еще чего-то не хватает, еще чего-то недостает. До тех пор, пока в нашей жизни не появляется Господь, мы не можем сказать о том, что наша жизнь полна, что она подлинна, что в ней есть глубина и завершенность. Пока этого не случилось, мы действительно поем о себе. Это любимый сюжет в жизни каждого человека — роман с самим собой, забота о себе, изучение самого себя.
Но есть тут такая хитрость: пока ты занят собой, ты собой не станешь.
Человек становится собою настоящим — только тогда, когда забывает о себе. Как сказано в Евангелии: «кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф 16:25). Речь здесь идет не только о жертвенном подвиге, но и об отношении к миру. Чем более пристально взор мой прикован ко мне самому — тем меньше у меня шансов стать тем, кем меня создал Бог. Для того чтобы стать самим собой, необходима свобода — в том числе и свобода от самого себя, от привязанности к собственной персоне. Когда человек поет о себе — он действительно считает и ждет, он надеется на будущее, не видя настоящего, которое окружает его, как прекрасный океан. Это состояние устойчивого «нежитья» продолжается до тех пор, пока в наше сердце не вонзится стрела, стрела Господа и веры.
Эта настоящая жизнь описана в евангельской притче о талантах, которая здесь, на мой взгляд, цитируется. «Серебро Господа моего» — это серебряные таланты, которые господин раздал своим рабам, отправляясь в дальнюю страну. Понятно, что это дар жизни. Мы все получили этот чудесный дар — и дальше вопрос, что мы с ним сделаем и что с ним можно сделать. Из контекста этой песни следует, что ничего.
Во-первых: «я не знаю слов, чтобы рассказать о тебе»: когда мы начинаем говорить о Боге, наши слова становятся как бумага, как прах и пепел. Был такой великий богослов Фома Аквинский — его труды лежат в основе богословия Западной Церкви. Он всю жизнь мыслил, изучал античную философию, писал книги, но вот однажды увидел Христа. Он молился — и к нему пришел Христос. После этого Фома сказал: «Все мои книги — это как солома, которую охватывает огонь и она превращается в пепел». Человеческие слова — это прах и пепел по сравнению с внутренним сокровищем, которые мы получаем, — оно выше слов, выше звезд, «вровень с нашей тоской». Эта возможность ответа на божественный дар, это путь.
Во втором куплете песни — чудная картина, человек выходит в дорогу: «И как деревенский кузнец, я выйду засветло. Туда, куда я, — туда не идет никто». Мы можем ответить на этот дар, только проживая эту жизнь. Не ставя искусственных целей, не придумывая каких-то определений самого себя и собственного смысла, а проживая жизнь шаг за шагом.
«День радости»
Эта песня хороша последними словами, которые являются цитатой из Послания апостола Иоанна Богослова, который говорит, что Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин 1:5). Но «День радости» это также история и про конец Света. Все образы здесь — образы Апокалипсиса, Откровения. Речь здесь о завершении, о восьмом дне, который наступит, когда вся полнота времен будет достигнута.
Обычно, когда говорят об Апокалипсисе, люди представляют себе страшные вещи, какие-то катастрофы, ужасающие события. Однако если мы внимательно почитаем Евангелие, то увидим невероятные вещи. Когда Иисус рассказывает о конце света, Он использует дивный, волшебно-нежный образ смоковницы. Он говорит: «Посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие» (Лк 21:29–31).
Все те ужасы, катастрофы, которые мы можем наблюдать, — они могут наполнять нас страхом и смятением, и в мини-апокалипсисе в Евангелии, когда Господь рассказывает об Апокалипсисе, Он говорит, что люди будут выть от страха в ожидании бед, грядущих на Вселенную. Но также Он говорит: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк 21:28).
Тут затрагивается очень важная для «Аквариума» тема — тема внутренней свободы и качества внутренней жизни. Конечно, мы можем впускать в себя тьму мира сего постоянно, и тогда нам действительно придется только плакать и выть от ужаса бед, грядущих на Вселенную. Но мы можем взращивать в себе тот самый свет, то самое «Серебро Господне», которое каждому из нас дано как талант, как дар, как неотъемлемое достояние. И тогда наша жизнь будет другой. Даже конец света мы увидим как бесконечно прекрасную картину, когда все, что мы сделали, выйдет без печали из наших рук.
«Дубровский»
Эта песня написана в начале 90-х годов. Те, кто постарше, хорошо помнят, что такое 90-е годы. Дело даже не в том, что было нечего есть и зачастую не было зарплаты, — это то, что можно пережить. Самое ужасное это то, что мы все время были на грани самой жестокой войны. Мало того, что и шла война в Чечне, но была угроза и другой войны — прямо совсем гражданской, такой, как была в 20-е годы: народ поделился на группировки и начал биться. И вот в этот самый час народной беды, в годы лихие появляется эмблема спасения, и эта эмблема — красавец Дубровский. Спасение происходит вот каким образом:
«Он бросил свой щит и свой меч, швырнул в канаву наган, он понял, что некому мстить, и радостно дышит».
Эта история, недописанная Пушкиным, ведь Пушкин «Дубровского» не завершил. Сохранились лишь наброски Пушкина, где он предполагает, как действие могло дальше развиваться, но Пушкин не закончил роман. В удивительной песне Гребенщикова предполагается, что сделал бы Дубровский как свободный человек. Он отказался бы от плана мщения, «он понял, что некому мстить, и радостно дышит». И этой перспективой, которая была предложена еще в 90-е, этим планом примирения мы почему-то так и не воспользовались. Нам почему-то кажется, что надо доказать свою правоту — и все к нам присоединятся, надо всем отомстить, восстановить правду и справедливость — и тогда на свете наступит мир. Но он не наступит, пока мы планируем кого-то наказывать, кому-то не подавать руки и кого-то исключать из сообщества.
И вот эти чудные слова: «Не прячь от Бога глаза, а то как Он найдет нас». Эти слова мне кажутся очень верными. Бог-то всегда нас помнит и всегда на нас смотрит. Бог прекрасен тем, что не оставляет даже мир, отвернувшийся от Него. Но способны ли мы взглянуть на Бога? Это тоже тема из трудов Блаженного Августина. Он говорит: «Бог прекрасен, потому что ты Его видишь». Мир существует во взгляде Божьем. Если мы не смотрим на Бога, то наша с Ним встреча не может состояться. Опять же тут затрагивается тема внутренней свободы, которую «Аквариум» начинает еще на заре своего творчества и не заканчивает по сей день. Конечно, мы можем раствориться в Вавилоне, но мы можем сделать и шаг в свою внутреннюю страну, где горит и сияет вечная правда божественного присутствия.
«Небесный град Иерусалим горит сквозь холод и лед, и вот он стоит вокруг нас и ждет нас, и ждет нас».
Это слова, которые дают большую надежду и вдохновение.
Так получается, что мы все время пытаемся изменить внешние признаки нашей жизни. Изменение жизни — это божественная прерогатива, а мы можем в ней участвовать настолько, насколько не имеем собственных планов. Это восточная мудрость, которую сформулировали задолго до Рождества Христова мудрецы даосские: они сказали, что искусство жизни заключается в недеянии. Это не значит, что я могу лежать на диване, и все будет происходить вокруг меня. Я могу пытаться пробивать стену головой от рассвета до заката, но удовольствия от этого нет и толк минимальный, а могу пойти вдоль стены и увидеть дверь, эта дверь распахнется — и я в нее войду.
Вот так даосы описывали отношение человека с жизнью: можно биться, а можно довериться тому, что они называли великим Дао. Дао — это великая мать. Мы говорим по-другому: о благоутробии и о божественной любви, которая каждому человеку на земле обозначает его место. У каждого из нас есть собственное призвание и свой путь — это место никто не может занять, этот путь никто не может пройти за нас. Войти в собственное внутреннее пространство — в эту внутреннюю империю, в которой действительно царит Бог и в которой мы можем с Ним войти в некоторое единство. Вступив в собственную глубину, мы увидим, что Царство Божье уже вокруг нас, оно прямо здесь.
Для того чтобы попасть в Иерусалим, не нужно никуда перемещаться.
«Девушки танцуют одни»
Песня была написана в конце 90-х. И если вы помните состояние умов и сердец в те времена — кажется, что все стало устойчивее и стабильней, но в то же время казалось, что наши надежды не сбылись и что нас, мягко говоря, обвели вокруг пальца. Что нас ввергли в состояние, когда лицемерие и ложь становятся законом жизни. И тогда действительно «мы закрыли глаза, чтоб не знать, как нам плохо».
Эта песня, без сомнения, трагическая. Так как речь идет не только о крушении надежд на справедливое демократическое устройство общества и рост экономики — все это опять же можно пережить. Речь идет о том, что у нас была некая духовная возможность, которую мы упустили: «На роскошных столах все открыто для пира — только нету гостей». Все возможности, казалось бы, открылись: вот у нас был в Советском Союзе запрет на информацию, но зато как мы радовались этой информации, как мы читали взахлеб, слушали диски, магнитофонные записи, которые к нам долетали. А потом оказалось, что все есть и все открыто — но никому ничего не нужно, так как все занялись прекрасным спортом — зарабатыванием больших денег. Недаром сказано в Евангелии, что невозможно служить Богу и мамоне. Мамона — это очень сильный конкурент. Снова повторю: «на роскошных столах все открыто для пира — только нету гостей». Можно «бить в этот бубен верхнего мира» (обращаясь к Небесам) — но никто не придет. И дальше удивительные и очень грустные слова: «все иконы в шитье, так что ликам нет места».
Это тема, которая потом будет в «Аквариуме» развиваться и расти, — тема трагической судьбы официального православия. Да, действительно, есть прекрасные люди в Церкви, их много, но все-таки мы постоянно сталкиваемся с тем, что отношение к Церкви негативное. И это не только потому, что есть злокозненные журналисты, которые готовы опорочить и очернить все, что свято, а еще и потому, что мы, Церковь, постоянно даем для этого поводы и причины. Так много всяких цветочков, украшений — что лики не разглядеть за этими украшениями. Здесь та же самая тема, что и в Дубровском, — про небесный град Иерусалим, который прямо здесь стоит и ждет, когда мы обратим на него взгляд.
«От пещер Катманду до холмов Сан-Франциско алеет Восток и сверкают в тени, эти двери в Эдем, что всегда слишком близко, но нам было лень встать… и девушки танцуют одни».
Что может быть печальнее, чем бездарно прожитая жизнь, когда двери райские раскрыты рядом с тобой, а человеку лень туда идти. Это трагичная тема: и Бог здесь, и все столы накрыты для пира, а никто не двигается с места.
«Обещанный день»
Если у человека есть внутри себя некая утвержденность, так как мы созданы по образу и подобию Божьему и внутри каждого из нас есть определенное основание, чтобы на нем стоять, чтобы быть достойным своего человеческого призвания, — то ему конец света не страшен. Это день решительный, это день какого-то конца и перехода. «Слева небеса, справа пустота, а я иду по проволоке между ними». И этот переход, который каждый из нас переживал или ему придется пережить, — это момент истины.
«Нечего желать и некем больше быть — здравствуй, это я». Еще Будда Шакьямуни за шесть столетий до Христа сказал, что причина страданий — желания, и когда человек отказывается от желаний, он обретает свободу, потому что тот, кто ничего не желает, — на все согласен и за все благодарен. «Некем больше быть» — это вторая ловушка, так как помимо желаний нас еще бесконечно отягощает необходимость кем-то быть. Как только мы появились на свет — нам сразу стали присваивать разные системы отношений, и эти системы отношений стали предлагать нам какие-то роли. Я могу исполнять роль заботливой матери, учителя, примерного студента, вежливого пешехода, — все это роли, но это все не я, это лишь возможности сыграть в какие-то игры.
А кто такой я настоящий? Где начинается моя правда с самим собой и с этой жизнью? Она начинается тогда, когда некем больше быть. Когда человек в силу своей внутренней свободы или просто, если он ушел на пенсию, лег в больницу, — уже не должен быть никем другим, он может сделаться самим собой. И вот тогда, когда мы освобождаемся от двух этих ловушек, которыми нас все время улавливает падшая жизнь, в отличие от жизни небесной, вот тогда мы можем сказать: «Здравствуй, это я».
Дальше понятно, кому эти слова нужно сказать. Господи — я Твой, я ничей другой. И здесь ничего, кроме Тебя, нет. Мы возвращаемся к тому, о чем уже послушали: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы».
«Я не могу оторвать глаз от тебя»
Если человек получил хотя бы маленький опыт Бога, он никогда не сможет от Него отказаться. В этом смысле: «не оторвать глаз». Точно так же, как мы не можем отказаться от собственного дыхания и солнечного света, мы не можем отказаться от Света небесного и от дыхания Духа. Это состояние появляется, когда мы освобождаемся от суеты.
«Молчание у меня снаружи, молчание у меня внутри, проснулся рано, тогда, когда еще не встало солнце».
И тот лик небесный, который мы не можем увидеть, — он вот здесь, он вот сейчас.
«Голубиное слово»
Эта песня — аллюзия к «Голубиной книге», средневековой русской книге. Предполагается, что истинное ее название — «Глубинная книга», то есть книга тайны соединения христианского и инородного мировоззрения и благочестия.
Эта песня является удивительной историей про то, что Господь никуда не возвращается, так как никуда не уходит. Открывая глаза, просто открывая глаза, мы оказываемся уже перед Его лицом и можем произнести это слово: «Господи, любимый, спаси нас». Мы начали с «Города золотого» — «Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад». А здесь все еще прекраснее: «Еще одного за руку — и в сад над рекою». То есть даже того, кто в этот сад не собирается идти, — можно взять за руку, как ребенка малого и неразумного, и он окажется в Саду над рекою.
Подготовил Павел Ершов
Все перечисленные в тексте песни, а также другие песни Гребенщикова, отобранные Мариной Михайловой, вы можете послушать в этом альбоме.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания