такая хрупкая планета экологическая сказка

Классный час «Эта хрупкая планета»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: «Эта хрупкая планета»

Цель: Привить любовь к природе.

Задачи : 1. Прививать готовность сохранять и защищать природу.

2. Учить понимать закономерности происходящего в ней.

3. Познакомить с интересными фактами.

Оборудование: буквы, ромашка с загадками, картинки со стихотворениями, книга природы, высказывания.

Эта хрупкая планета

Орг. начало мероприятия.

1-я страница – «Загадки»

2-я страница – «Познавательная»

3-я страница – «Знатоки родной природы»

4-я страница – «Книга рекордов Гиннеса»

Орг. завершение мероприятия.

Орг. начало мероприятия.

Добрый день, дорогие ребята! Мы рады вас всех видеть. Устраивайтесь поудобнее на своих местах, успокаивайтесь. И мы надеемся, что вы будете вести себя, как подобает правилам этикета, ведь теперь вы их знаете, не будете кричать с мест и громко комментировать.

Константин Паустовский, замечательный наш писатель, сказал: «Человеку нельзя жить без природы, как нельзя жить без сердца». И наш сегодняшний классный час называется «Эта хрупкая планета».

Мой земной, мой родной, мой кружащийся мир… Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из Космоса похож на елочную игрушку. Мы мчимся вместе с тобой в космическом пространстве среди звёзд, и, кажется, нет этому пути конца.

И всегда было бы так, но Земля в опасности. День за днем, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы.

Катастрофически сокращаются леса. Во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились на 10 – 30% территории. Площадь тропических лесов Африки уменьшилась на 70%, Южной Америки – на 60%.

Истощаются природные ресурсы. При сохранении современных темпов добычи и потребления, разведанные запасы нефти будут исчерпаны уже через 30 лет, газа – через 50, угля – через 200 лет, железа – 250 лет.

Концентрация токсичных синтетических веществ в сточных промышленных водах, поступающих в естественные водоёмы, превышает предельно допустимые нормы в 50 – 150 раз. Расход пресной воды таков, что человечество может исчерпать все её запасы уже к 2100 году…

Закончился ХХ век. Век, в котором человечество приблизилось к грани экологической катастрофы. ХХ век оставил нерешенным вопрос выживания. Нам предстоит искать пути спасения планеты и самих себя.

Ты стал великой былью.

Когда ты был не прав.

Ведь мы тебя любили.

Прости своих детей

За их нелегкий нрав.

Убогий и прекрасный.

В безмерной высоте.

Мелькнувший над землей

Святоша и безбожник.

Оставишь ли в живых

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по страницам книги Природы.

Эту страницу мы посвящаем загадкам о животных, птицах и растениях. Я напомню вам слова великого сказочника Ганса Христиана Андерсена: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок.» Перед нами чудесная ромашка. На каждом лепестке чудесного цветка будет загадка для вас.

Детеныш еще не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он? (кукушонок)

У кого уши на ногах? (у кузнечика)

Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (муравьи)

Глаза на рогах, а дом на спине (улитка)

Из куста шипуля, за ногу тяпуля (змея)

О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свиток алых лепестков,

Раскрывшихся благоуханной чашей.

О каком цветке идет речь? (роза)

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход! (бобры)

Любит морковку. (Заяц)

Явился в желтой шубке:

«Прощайте, две скорлупки!» (цыпленок)

В траве мелькает, хвостом виляет.

Хвост оторвет – другой наживет. (ящерица)

Злая, как волчица, жжется, как горчица!

Что это за диво? Это же… (крапива)

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней май сережки дарит ей. (береза)

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица. (земляника)

Он в лесу стоял, никто его не брал.

В красной шапке модной, никуда не годный. (мухомор)

Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел: «Подходи, кто очень смел» (змея)

Мало на земле зверей, кто бы был его сильней.

Потому и стал царем, все вы слышали о нем. (лев)

Коль в пески ты попадешь, транспорт лучше не найдешь.

Вам подскажет местный люд, что поможет вам… (верблюд)

Да, ребята, это кошка, только выросла немножко.

На нее не цыкнешь: «Брысь», так как это все же… (рысь)

Конфетное дерево растет в Индии, Японии и Китае. Не так давно его завезли на Кавказ и в Крым. Подсушите на солнце плоды конфетного дерева, и они напомнят вкус настоящих конфет (вкусных и сладких). А вот плоды колбасного дерева хоть с виду и напоминают колбасу, но совершенно несъедобны.

В Индии, Индонезии и на тропических островах можно встретить хлебное дерево. Конечно, на нем поспевают не булочки, батоны и буханки, а крупные тяжелые плоды, килограммов по 30 каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, по вкусу напоминающие настоящий хлеб.

Из семян шоколадного дерева получают шоколад и какао.

Из коры молодых побегов бумажного дерева делают бумагу для денежных знаков.

Семена сального дерева покрыты слоем тугоплавкого жира, похожего на воск. Из налета на семенах получают растительное масло, используемое в производстве свечей.

Плоды мыльного дерева содержат сложные химические соединения, растворы которых легко пенятся при взбалтывании и поэтому используются вместо мыла.

Карандашное дерево – красный можжевельник – растет на юге нашей страны. Древесина его мягкая, легкая, с розоватым ядром, хорошо режется и колется. Поэтому и идет она главным образом на оболочки карандашей.

Следующая страница – «Знатоки родной природы». Я буду называть описание животного, насекомого или растения, а вы должны отгадать, что это. Слушайте внимательно.

В Древней Руси этого зверька называли «векша». Он грациозен и красив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка)

Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик)

Время цветения этого кустарника – апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчьи ягоды)

Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. Весной эти птицы ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков – листоедов. (Скворцы)

Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но, разводя и охраняя тлю (так как питаются ее сладкими выделениями), они приносят этим вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи)

Перелистываем еще одну страничку нашего журнала. Эта страница взята из Книги рекордов Гиннеса. Давайте, ребята, вспомним:

Самое большое животное на земле. (Кит. Он млекопитающее, а не рыба, дышит не жабрами, а легкими. 86 видов. Самый большой – голубой или синий. Его длина примерно 33 м. На его спине могут уместиться 30 слонов.)

Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на земле. (Акулы. Появились 400 млн. лет назад, раньше, чем динозавры. Насчитывается более 350 видов.)

Самая крупная кошка. (Тигр. Амурские тигры достигают в длину 3,5 м и весят более 300 кг.)

Самая большая змея. (Анаконда. Обитает в Южной Америке. Самая длинная – 8м 29 см, по 6 – 7 м встречаются часто.)

Самая крупная птица. (Страус. Достигает высоты 2,5 м, весит примерно 100 кг, но развивает скорость до 50 км/ч.)

Самая маленькая птичка. (Колибри. Самые маленькие – величиной со шмеля. Съедают пищу в 2 р. больше своего веса.)

Самый большой зверь на суше. (Слон. Индийский слон весит 5- 6 т, африканский-7 – 8 т. Живут слоны 60 – 70 лет.)

Самый высокий зверь. (Жираф. Достигает роста 5,5 – 6 м, весит целую тонну.)

Самый лучший прыгун. (Кенгуру. Обитает только в Австралии. Около 50 видов. Достигает длины вместе с хвостом свыше 2,5 м, а на свет появляется размером всего 3 см. Прыгает до 3 м в высоту и до 12 м в длину.)

Самый большой лежебока. (Барсук. Летом спит весь день, а зимой – день и ночь. Довольно большой зверь, примерно 1 м длиной. Полезный – уничтожает вредных насекомых, грызунов, ядовитых змей.)

Это называется – природа

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется – природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым.

Все это называется – природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой дивный добрый лекарь;

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

Молодцы! Вы справились отлично и с этим заданием.

Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Мы надеемся, что вам понравилось, и вы узнали для себя много нового и интересного. А что вы узнали? Кто может рассказать? (ответы) Да, правильно. Молодцы!

Давайте будем беречь планету.

Во всей Вселенной похожей нету,

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

Большое спасибо вам за работу. До свидания!

Источник

Конспект экологической игры по станциям на тему «Эта хрупкая планета»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ЭТА ХРУПКАЯ ПЛАНЕТА.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СТАНЦИЯМ

Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля – наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

Наша планета называется Земля. Ее освещает солнышко, поэтому на ней светло, ее окружает слой озона, поэтому есть кислород, которым дышит все живое, на ней есть вода – поэтому есть жизнь. Какая красивая наша планета и какая хрупкая. О бережном отношении к ней и пойдет разговор.

5 станция «Экологическая катастрофа»

Катастрофа – событие с несчастными, трагическими последствиями. Экологическая катастрофа – разрушительное воздействие на окружающую среду.

Загрязнение морей и океанов.

Загрязнение околоземного космического пространства.

Выброс в воздух вредных веществ из котельных, автопарков, химических и ремонтных заводов, выброс радиоактивных отходов.

Пролив и утечка горюче-смазочных материалов.

Главная водная артерия страны мелеет. Одна из крупнейших рек на Земле, самая большая река Европы может лишиться этого статуса. Она мельчает, зарастает илом и камышом. Под угрозой исчезновения оказались ценные породы рыб.

Но даже то, что мы имеем сейчас, ещё цветочки, ведь учёные прогнозируют «настоящую засуху» на Волге после 2015 года. Как её будем переживать?!»

Говоря о последствиях обмеления Волги для Саратова, эксперты сходятся во мнении: помимо главного итога – потери молодого поколения рыб, может быть нарушена навигация судов, возникнут перебои с подачей воды на дачные участки. К тому же сильно увеличится популяция комаров: ведь обмеление – идеальная ситуация для их размножения.

Именно поэтому в некоторых регионах Верхней Волги теплоходы уже не могут нормально пройти через шлюзы. А в районе Волгограда многотонные речные лайнеры еле-еле могут пришвартоваться теперь летом к берегу.

В районе Казани баржи вынуждены загружать лишь наполовину, чтобы они могли пройти по реке.

«Если оставим все, как есть, то через несколько лет рыбу можно будет промышленным способом и не добывать. Просто ее не будет», — говорит начальник межрайонного отдела рыбоохраны по Саратовской области Александр Бутов.

Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»

Игровой прием «Яблоко»

Многие годы человек выбрасывал в океан мусор, часть его опускалась на дно, часть разлагалась, часть осталась на поверхности океана.

В северной части Тихого океана океанские течения сформировали компактные и долгоживущие скопления плавающего мусора, которые получили название «мусорные острова».

Но что больше пугает ученых так это темпы роста мусорного острова. За 40 лет остров вырос в 100 раз (!). Сегодня ученые насчитывает в Мировом океане сотни миллионов мусорных островов, которые уже имеют твердую поверхность. Скоро континенты начнут называть островами в океане мусора.

Сегодня площадь всех мусорных пятен превосходит даже территорию США! Каждые 10 лет площадь этой колоссальной свалки увеличивается на порядок.

Загрязнение началось с тех времен, когда изобрели пластик. С одной стороны, незаменимая вещь, которая неимоверно облегчила жизнь людей. Облегчила до тех пор пока пластиковое изделие не выбросят: пластик разлагается более ста лет, и благодаря океанским течениям сбивается в огромные острова. Один такой остров размером более американского штата Техас плавает между Калифорнией, Гавайями и Аляской — миллионы тонн мусора. Остров быстро растёт, ежедневно в океан со всех материков сбрасывается

2.5 миллиона кусочков пластика и прочего мусора. Медленно разлагаясь, пластик наносит серьёзный вред окружающей среде. Птицы, рыбы (и прочие обитатели океана) страдают больше всего. Пластиковые отбросы в Тихом океане являются причиной гибели более миллиона морских птиц в год, а также более 100 тысяч особей морских млекопитающих. В желудках павших морских птиц находят шприцы, зажигалки и зубные щетки — все эти предметы птицы заглатывают, принимая их за еду.

Всё более и более мелкие частицы концентрируются в поверхностном слое океана, и в итоге морские организмы, обитающие здесь же, начинают употреблять их в пищу, путая с планктоном. Большое количество долговечного пластика оказывается в желудках морских птиц и животных, в частности, морских черепах и черноногих альбатросов.

Кроме прямого причинения вреда животным, плавающие отходы могут впитывать токсичные яды. В конечном итоге ядовитые вещества могут попасть и в организм человека, съевшего отравленную рыбу.

1 станция «Знатоки природы» (викторина)

1. Какое животное в сказках превращается в царевну?

2. Какая птица кричит громче всех?

3. О каком животном написана повесть «Муму»?

4. Сколько ног у паука?

5. Какой породы был пес Артемон?

6. О каком животном говорят «быстроногий»?

8. У кого уши на ногах?

9. Какая рыба самая большая?

10. Где содержат змей?

11. В какой стране корова – священное животное?

2 станция «Хвостатая викторина»

• Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру.)

• На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (Лев.)

• Ее хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых. (Корова.)

• Ее пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зеленых веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков. (Белочка.)

• У этого великана нос гораздо длиннее, чем хвост. (Слон.)

• Для этого речного строителя его хвост является и рулем, и веслом, в нем же он накапливает жир на зиму. (Бобер.)

• Это животное легко узнают по кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10. (Енот.)

• Этот прыгучий зверек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние лапы птицы, хвост льва. (Тушканчик.)

• Хвост этих грызунов является отличным средством для добывания пищи из малодоступных мест: хвост просовывается, окунается в сладость, а затем обсасывается. (Мыши и крысы.)

• Голос у этой птицы самый неприятный, зато хвост самый красивый. (Павлин.)

• Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове. (Орел.)

• Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (Ящерица.)

Дополнительные задания: дать полный ответ на вопрос.

• Стрекоза вредное или полезное насекомое? Чем питается? (Полезное, она хищник и питается мелкими насекомыми.)

• Кто трижды родится, прежде чем станет взрослым? (Бабочка: кокон, гусеница, бабочка.)

• Что случается с пчелой, после того как она кого-нибудь ужалит? (Пчела погибает.)

3 станция «Пантомимы»

1задание: изобразить поведение человека во время разных природных явлений:

2 задание (знает только тот, кто показывает; остальные должны догадаться, что это за ситуация):

пытается поймать ящерицу,

хочет искупаться в речке, но очень холодно заходить в воду.

4 станция «Правила поведения в природе» (рисунки на асфальте)

У всех у нас есть мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты, –
Поля, луга, леса, моря и реки.

Моя планета – человека дом.
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: «Больше не могу…»?

Источник

Конспект классного часа «Эта хрупкая планета»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Открытый классный час в 5 классе на тему:

«ЭТА ХРУПКАЯ ПЛАНЕТА».

Цель: Прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать её, понимать закономерности происходящего в ней.

Оформление: плакат с названием классного часа, глобус, на подставках – страницы журналов.

Я хочу начать наш урок с отрывка из стихотворения Е. Евтушенко

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!»

Как вы думаете, о чем автор хотел сказать в этом стихотворении? Какую мысль он хотел донести до читателей?

Это четверостишье является эпиграфом нашего урока, как вы думаете, какой теме будет посвящен наш первый урок в этом учебном году?

Мой земной, мой родной, мой кружащийся шар… Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на ёлочную игрушку. Мы мчимся в месте с тобой в космическом пространстве среди звёзд, и, кажется, нет по этому пути конца…

Земля в опасности. День за днём, час за часом, человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы.

Катастрофически сокращаются леса. Во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились на 10-30% территории. Площадь тропических лесов Африки уменьшилась на 70% Южной Америки – на 60%.

Истощаются природные ресурсы. При сохранении современных темпов добычи и потребления, разведённые запасы нефти будут исчерпаны уже через 30 лет, газа – через 50, угля – через 200 лет, железа – 250 лет, цинка – 25 лет, свинца – через 20 лет.

Концентрация токсичных синтетических веществ в суточных промышленных водах, поступающих в естественные водоёмы, превышает предельно допустимые нормы в 50-150 раз. Расход пресной воды таков, что человечество может исчерпать все её запасы уже к 2100 году…

Чтобы любить природу, нужно её знать. Сейчас мы с вами попутешествуем по сказочному лесу и узнаем много интересных и невероятных фактов из жизни зелёных обитателей: зверей, птиц, насекомых.

А знаете ли вы, что в Бразилии растёт молочное дерево? Иногда его называют «дерево-корова». Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору – и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко.

Конфетное дерево растёт в Индии, Японии и Китае. Не так давно его завезли на Кавказ и в Крым. Подсушите на солнце плоды конфетного дерева, и они напоминают вкус настоящих конфет (вкусных и сладких).

А вот плоды колбасного дерева хоть с виду и напоминают колбасу, но совершенно несъедобны.

В Индии, Индонезии и на тропических островах можно встретить хлебное дерево. Конечно, на нём поспевают не булочки, батоны и буханки, а крупные тяжелые плоды, килограммов по 30 каждая. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, по вкусу напоминающие настоящий хлеб.

Из семян шоколадного дерева получают шоколад и какао.

Бумажное дерево – из коры его молодых побегов делают бумагу для денежных знаков.

Семена сального дерева покрыты слоем тугоплавкого жира, похожего на воск. Из налёта на семенах получают растительное масло, используемое в производстве свечей и мыловарении.

Плоды мыльного дерева содержат сложные химические соединения, растворы которых легко пенятся при взбалтывании и поэтому используются вместо мыла.

Карандашное дерево – красный можжевельник – растет на юге нашей страны. Поэтому и идёт она главным образом на оболочки карандашей.

Давайте познакомимся с животными-рекордсменами, занесенными в эту книгу.

Самое большое животное на земле. (Кит. Он млекопитающее, а не рыба, дышит не жабрами, а лёгкими. 86 видов. Самый большой – голубой или синий. Его длина примерно 33м. На его спине могут уместиться 30 слонов.)

Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на Земле. (Акулы. Появились 400 млн. лет назад. Раньше. Чем динозавры. Насчитывается более 350 видов.)

Самый быстрый зверь. (Гепард. В переводе означает «собака-кошка». Развивается скорость до 120км/час.)

Самая крупная кошка. (Тигр. Амурские тигры достигают в длину 3,5 м и весят более 300 кг.)

Самая большая змея. (Анаконда. Обитает в Южной Америке. Самая длинная – 8м 29 см. по 6-7м встречаются часто.)

Самая крупная птица. (Страус. Достигает высоты 2,5 м, весит примерно 100 кг, но развивает скорость до 50 км/час).

Самая маленькая птица. (Калибра. Их насчитывают 400-500 видов. Самые маленькие – величиной со шмеля. Съедают пищу в 2 раза больше своего веса.)

Самый высокий зверь. (Жираф. Достигает роста 5,5-6м, весит целую тонну.)

Самый лучший прыгун. (Кенгуру. Обитает только в Австралии. Около 50 видов. Достигаю длины вместе с хвостом свыше 2,5 метров, а на свет появляются размером всего 3см. Прыгает до трёх метров в высоту и до 12 метров в длину.)

Самые большие обезьяны. (Горилла. Длина тела взрослого самца может достигать 2м, а вес 270кг.)

Самая большая черепаха. (Слоновая. Весит примерно 600 кг. Длина и ширина по 1,5м. Может голодать по 18 месяцев.)

Самая хитрая кошка. (Леопард. Может бесшумно и ловко подкрадываться к жертве, прикидываться мертвым, изображая умирающего, стонать, подманивая неопытных олений, верблюдов.)

Самый большой лежебока. (Барсук. Летом спит весь день, а зимой – день и ночь. Довольно большой зверь. Примерно 1 м длиной. Полезный – уничтожает вредных насекомых, грызунов, ядовитых змей.)

Мы сейчас разделимся на три команды, и будем разгадывать загадки. И посмотрим кто из вас лучше знаком с окружающим нас миром.

Кто строит себе под водой дом из воздуха? (Паук-серебрянка.)

Детёныш ещё не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он? (Кукушонок.)

Лыко дерёт, а лаптей не носит. (Коза.)

У кого уши на ногах? ( У кузнечика.)

Кто в лесу без топоров строит избу, без углов? (Муравьи.)

Глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка.)

Из куста шипуля, за ногу тяпуля. (Змея.)

Кто дважды родится, один раз умрёт ? (Птица.)

«Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы; как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная». Из какого произведения эти слова? ( А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».)

О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свиток алых лепестков,

Раскрывшихся благоуханной чашей.

О каком цветке идёт речь? ( О розе.)

В Древней Руси этого зверька называли «вешка». Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка.)

Это насекомое хранит удивительную тайну сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик.)

Время цветения этого кустарника – апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко-красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хинный зверь. (Волчьи ягоды.)

Этих птиц любят за их весёлый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной эти птицы ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц жучков-листоедов. ( Скворцы.)

Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100 000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но разводя и охраняя тлю (так как питаются её сладкими выделениями), они приносят этим вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи.)

Мы с вами сегодня на уроке узнали и вспомнили много удивительных представителей флоры и фауны, но как я уже говорила в начале урока, мир вокруг нас очень хрупок и все чудный создания природы могут исчезнуть с лица земли.

Ребята, как вы думаете, что может стать причиной исчезновения разных видов животных и растений с лица земли?

сокращение лесов, полей, рек, (среды обитания)

загрязнение окружающей среды

Природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Первый закон: «Всё связано со всем» (как вы понимаете эти слова?)

В природе всё находится в равновесии, всё связано. Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов. Например, в Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах. В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».

Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром».

Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше».

Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

Давайте обсудим, что нужно людям нужно сделать, чтобы черные и красные страницы больше не появлялись

охранять природу, создавать заповедники, бороться с браконьерами;

строить очистные сооружения;

отменить моду на меха;

не выбрасывать мусор в реки и озера;

помогать бездомным животным…

Для того чтобы защитить Землю, не нужно быть бедным или богатым, высоким или низким, даже не нужно быть очень ученым. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Помните о нашем разговоре. Сохраните природу для будущих поколений! Охраняйте ее богатства, берегите наших близких домашних животных и не обижайте, а защищайте тех, кто по какой-то причине оказался на улице.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *