такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания

Такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания

такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания. Смотреть фото такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания. Смотреть картинку такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания. Картинка про такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания. Фото такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания

Интонация (лат. intonatio «громкое произнесение») – единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения [9]. Вместе с ударением интонация образует просодическую систему языка [5]. В отличие от сегментных фонетических единиц (фонем) и их дифференциальных признаков, не имеющих собственного плана содержания, все интонационные единицы двусторонни, то есть являются важным средством формирования высказывания и выражения его смысла.

Различаются два типа интонационных средств (интонем) [3]:

фразовые акценты – размещаются преимущественно на ударных слогах слов; основной их признак – перелом тона. Выполняют наиболее важные функции интонации: направление движения тона указывает на цель высказывания, или иллокуцию (так, в русском языке показателем общего вопроса служит восходящее движение тона), место фразового акцента – на «фокус» высказывания (более всего интересующий говорящего элемент предложения: ср. «Ваня приехал во вторник?» и «Ваня приехал во вторник?»);

интегральные (неакцентные) характеристики – охватывают группы слов или предложения целиком.

До середины XX века в отечественном языкознании исследовалась в основном роль интонации в различении типов высказывания. В 1940–1950-х гг. возрос интерес к соотношению интонации и синтаксиса [5]. В 1960-х гг. Е.А. Брызгунова предложила описание интонации в русском языке с использованием понятия интонационной конструкции. За основу классификации конструкций принят характер тона на ударном и прилегающих к нему слогах, называемых вместе центром конструкции [3].

Что касается методики исследования интонационных процессов, то в данном контексте можно сказать, что для определения инвентаря интонационных средств конкретного языка, как и при определении системы фонем, может использоваться метод сравнения минимальных пар, а также выявление обусловленных позицией (к примеру, положением относительно ударения) вариантов [3]. Всякое высказывание от паузы до паузы, независимо от его протяженности, фонетически оформляется как некое целое. Такое оформление называют интонацией высказывания или предложения. Традиционно в лингвистике интонация рассматривается как акустический фактор и характеризуется как ритмико-мелодическое оформление речи, т.е. она фонетически организует речь, придавая ей экспрессивную и эмоциональную окраску, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий.

Интонация отличается от языка к языку. При восприятии иноязычной речи (даже при довольно хорошем знании языка), от слушателя часто ускользают тонкие оттенки смысла, передаваемые незнакомыми интонационными средствами. Известно, как трудно, например, уловить на чужом языке шутку или иронию или выразить разные оттенки удивления, раздражения, презрения, доверия, недоверия, которые в большинстве случаев передаются только интонацией. Общеизвестно также, что труднее всего иностранцы усваивают именно интонацию. Люди, безукоризненно произносящие отдельные слова чужого языка, зачастую делают ошибки в интонации, особенно при произнесении значительных по объему отрезков речи. Можно сказать, что интонация представляет наиболее характерный фонетический признак данного языка. Наиболее общая функция интонации ‒ коммуникативная. Поскольку интонационную систему языка характеризует большая подвижность по сравнению с грамматической, следовательно, у интонации больше возможностей непосредственно отвечать целям общения. Теснейшая связь, существующая между интонацией и смыслом предложения, делает ее одним из важнейших факторов коммуникации. Именно интонация сообщает, является ли высказывание законченным или незаконченным, содержит ли оно вопрос, ответ и т.п. [6]

Интонация в сочетании с соответствующей грамматической структурой предложения и его лексическим составом является важным средством выражения значения высказывания. Наиболее хорошо изученными компонентам интонации являются мелодика и ударение. Так, в английском языке, например, имеются две основные речевые мелодии, два тона: нисходящий и восходящий. Нисходящий тон выражает законченность высказывания, категоричность. Поэтому утвердительные предложения произносятся с нисходящим тоном. Нисходящий тон в английском языке употребляется в повелительном и повествовательном предложениях. Однако падение тона в английском языке носит своеобразный характер: оно резче и глубже, чем в русском. Мелодика тесно связана с фразовым ударением. На вопрос учителя: «Какая буква написана на доске?» – ученик может ответить по-разному: «На доске написана буква «а», «Буква «а» или просто – «а». Смысловая законченность каждого из этих ответов определяется тем, что все они будут оформлены соответствующей интонацией.

Существует несколько мнений об интонации. Узкое определение интонации принадлежит иностранным фонетистам – Даниелю Джону, О`Коннер и др.: intonation – is the variations of the pitch of the voice. Эти фонетисты считают, что это только мелодика высказывания, хотя высота основного тона голоса действительно очень важна в интонации.

Точка зрения наших отечественных фонетистов, таких как Артемов В.А., Торсуев Г.П., Васильев В.А такова: intonation – is a complex unity of speech melody, sentence stress, tempo, rhythm and voice timbre, which enables the speaker to express his thoughts, emotions and attitudes towards the contents of the utterance. Acoustically intonation is a complex combination of varying fundamental frequency, intensity and duration [5].

В.А. Артемов полагает, что основная функция интонации заключается в выражении чувств воли, без элементов которой немыслима никакая жизненная коммуникация. Синтаксис почти не располагает средствами кодирования модальной эмоционально-волевой функции. Эту роль выполняют лексика и интонация.

Артемов делит синтаксическое значение интонации на два типа:

1) членение предложений на синтагмы, соответствующие его осмыслению говорящим, в зависимости от ситуации общения;

2) синтаксическая связь частей предложения – логические планы и логическая модальность мысли, выраженной во фразе (интонация причинно-следственной условной связи, интонация определенности, неопределенности, противопоставления, сравнения, вводности мысли и др.).

Неопределенность в трактовке понятия «функция» привела к появлению разнородных по принципам и противоречивых по содержанию систем классификации функций и интонации. Различные авторы выделяют эмоциональную и интеллектуальную, вербальную и голосовую, логическую, эмфатическую и акцентирующую, эмоциональную, эмфатическую и физиологическую и другие функции [1].

Л.Р. Зиндер дал трактовку термина «языковая функция» – функцией данного языкового средства следует считать «его предназначенность для передачи соответственной языковой категории». В соответствии с этой трактовкой можно выделить следующие функции интонации:

1) функция членения на синтагмы;

2) функция связи между синтагмами;

3) функция различения коммуникативных типов (ситуаций);

4) функция акцентного выделения элементов синтагмы;

5) функция выражения эмоциональных значений;

6) функция передачи модальных отношений [9].

Системный характер рассматриваемых функций интонации, их относительная независимость и взаимосвязь выявляется:

1) по их способностям формировать особые единицы;

2) по инвентарю и количественному выражению тех фонетических средств, которые преимущественно используются при реализации данной функциональной нагрузки интонации.

Широко распространено мнение, что интонация – вещь субъективная, что один и тот же текст разные артисты читают по-разному и что разница в чтении может быть очень существенной. Однако различное чтение оказывается отнюдь не безразличным для осмысления текста. Различное интонирование одного и того же текста есть следствие различного понимания его разными чтецами. Одно и то же предложение можно произнести с различной интонацией. И каждый раз оно будет несколько иным.

В интонации следует различать два аспекта: один, который можно назвать коммуникативным, поскольку интонация сообщает, является ли высказывание законченным или незаконченным, содержит ли оно вопрос, ответ и т.п. Другой, который можно было бы назвать эмоциональным, состоит в том, что в интонации заключена определенная эмоция, которая всегда отражает эмоциональное состояние говорящего, а иногда и намерение его (впрочем, не всегда осознаваемое им) определенным образом воздействовать на слушающего. Последнее имеют в виду, когда говорят об «эмфазе», эмоционально-экспрессивном выделении части высказывания посредством интонации.

Если иметь в виду целенаправленность интонации, то можно говорить, как это делает Н.С. Трубецкой, о ее функциях, но его классификация функций кажется неубедительной. Н.С. Трубецкой предлагает различать три функции звукового выражения речи: экспликативную, совпадающую с тем, что выше названо коммуникативной, апеллятивную, служащую для воздействия на слушающего, и экспрессивную, дающую возможность идентифицировать личность говорящего, его принадлежность к той или иной общественной группе и т.п. Рассматривать различаемые Трубецким три функции как явления одного порядка едва ли допустимо. Когда мы, например, понижаем голос к концу предложения, то можно сказать, что это делается именно для того, чтобы показать, что мы его заканчиваем. Когда мы говорим «ласково» или «сердито», то мы хотим показать слушающему наше отношение к нему в связи с содержанием высказывания. Когда же в нашей речи содержатся признаки, по которым можно определить, нормативна ли она или не нормативна, или же узнать, кто именно говорит, то это не потому, что мы хотим сообщить это собеседникам. Таким образом, если уж говорить не об аспектах, а о функциях, то из экспрессивной функции надо исключить отражение эмоционального состояния говорящего [6].

Эмоциональный аспект интонации не обязательно связан со смысловым содержанием высказывания. Будет ли сказано предложение: «Петров вернулся» с радостью или с сожалением, оно останется сообщением об одном и том же факте объективной действительности, иными словами – будет иметь одно и то же денотативное значение. Не отразится это и на синтаксической структуре предложения. Поэтому эмоциональный аспект до недавнего времени практически исключался из языковедения, а вопрос о его значении, с лингвистической точки зрения, о его языковой функции теоретически остается неисследованным и в наши дни.

В своем коммуникативном аспекте интонация имеет следующие значения:

1. Интонация является средством членения речи на предложения. Это особенно важно в чтении, которое в наше время благодаря развитию радио и телевидения играет огромную роль. Отсюда вытекает, в частности, важность связи между знаками препинания на письме и интонацией, подробно исследованной Т.М. Николаевой [7].

2. Интонация участвует в различении коммуникативных типов предложения, являясь иногда единственным средством так называемого общего вопроса (ср.: Петр идет домой. Петр идет домой?). То же можно сказать и об актуальном членении предложения. Так, в зависимости от выделенности логическим ударением слова Петр или слова домой, соответственно то или иное из них будет обозначать новое (рему). Следовательно, в первом случае предложение будет означать, что именно Петр, а не кто-либо иной идет домой, а во втором – что он идет домой, а не куда-нибудь в другое место.

4. Интонация отмечает, является ли данный отрезок речи конечной или неконечной синтагмой (ср.: «Он возвращается домой» и «Он возвращается домой, когда наступает вечер»).

Приведенных примеров достаточно, чтобы показать разнообразные функции интонации, которые связаны со смыслом и с синтаксическим строением предложения. При этом следует отметить, что интонация как таковая лишь косвенным образом выражает синтаксическую роль того или иного слова или синтагмы. Так, в последнем примере мы по интонации узнаем только, что первое предложение не заканчивает высказывания, но о том, что оно является главным, по ней судить нельзя: интонация первой части сохранится в основных чертах неизменной, если на первом месте окажется придаточное предложение.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что интонация складывается из нескольких компонентов:

1) частоты основного тона голоса (высотный или мелодический компонент);

2) интенсивности (динамический компонент);

3) длительности или темпа (временной, темпоральный компонент);

Все компоненты интонации, кроме паузы, обязательно присутствуют в высказывании, потому что никакой его элемент не может быть произнесен без какой-либо высоты голоса и т.д. Поэтому все компоненты интонации тесно взаимодействуют между собой. Однако можно, во-первых, установить некую иерархию их, во-вторых, имеются данные, свидетельствующие о некотором разделении функций между ними.

Рецензенты:

Куклин А.Н., д.фил.н., профессор кафедры марийского языка Института финно-угроведения, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола;

Кудрявцева Р.А., д.фил.н., доцент кафедры финно-угорской литературы и фольклора, директор Института финно-угроведения, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Источник

Интонация как важный элемент высказывания

такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания. Смотреть фото такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания. Смотреть картинку такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания. Картинка про такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания. Фото такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания Пименова Юлия
Интонация как важный элемент высказывания

Лингвистическое изучение интонации.

Интонация выполняет важную роль в общении: она позволяет точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к партнеру.

Интонация трактуется как сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, интенсивность, темп, тембр, паузу и логическое ударение, служащих на уровне предложений для выражения как различных синтаксических значений и категорий, так и экспрессивных и эмоциональных контрастностью.

Речевые паузы неодинаковы и различаются по продолжительности. Самые короткие связаны с особенностями произнесения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед взрывом. В среднем они длятся около 0,1 секунды. Частота и длительность «дыхательных пауз» зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Продолжительность их составляет в среднем 0,1-1,5 секунд. При этом паузы, которыми отделяются друг от друга синтагмы внутри фразы, менее длительны, чем паузы, разделяющие самостоятельные законченные предложения.

Тембр определяется как специфическая и относительно постоянная окраска голоса человека. В это понятие обычно вкладывается значение звонкости, звучности голоса. Имеется в виду чистота, яркость звучания. И если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр голоса является сугубо индивидуальным. С другой стороны тембр рассматривается как такое качество голоса, которое характеризуется постоянной пластической подвижностью включения в речь эмоциональных звуковых элементов. В данном случае тембр служит изменениям окраски голоса человека при выражении различных эмоций.

Одним из компонентов интонации является темп. Темп (длительность) характеризует относительную скорость произнесения отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой. Темп произнесения обусловлен содержанием высказывания,функцией составляющих его слов: служебные слова произносятся быстрее, чем знаменательные, среди знаменательных медленнее произносятся слова, несущие смысловую нагрузку. Помимо понятия темпа как компонента интонации, существует понятие темпа речи.

Темп речи, являясь одной из индивидуальных характеристик говорящего, определяется стилем произношения, который обусловлен ситуацией общения. В таком случае темп речи рассматривается как скорость артикуляции и измеряется числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Так, Л. А. Чистович считает, что темп существует «как самостоятельный параметр, определяющий осуществление артикуляторной программы» и что «человек обладает достаточно четкими внутренними стандартами для темпа и способен без специальных, извне заданных стандартов, удерживать его на постоянном уровне».

Выделяют три основных вида речевого темпа: медленный, нормальный и быстрый. Являясь индивидуальной характеристикой говорящего, темп речи не постоянен. У одного и того же человека он может быть как стабильным, так и изменяющимся. Причем, стабильный темп речи может реализоваться только на коротких сообщениях. Ускорение или замедление темпа речи, характеризующееся резким отклонением от средних величин, мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

Основным компонентом интонации принято считать мелодику, которая характеризуется относительным изменением высоты основного тона голоса, его понижением или повышением. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа. Мелодика служит средством членения речевого потока, а также связующим элементом его отдельных частей. Более чем другие компоненты интонации,мелодика определяет коммуникативный тип предложения: повествовательное, вопросительное, восклицательное, незавершенного повествования.

Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: А. Н. Гвоздев, Е. М. Хватцев, Н. Х. Швачкин и др.

Е. М. Хватцев в своих исследованиях выделяет, что уже сразу после рождения ребенок непроизвольно издает крики вроде «у-а», «э-э» и т. п.Они вызываются всякого рода неприятными для организма младенца раздражителями: голод, холод, мокрые пеленки, неудобное положение, боль.

Крик здорового ребенка, находящегося в спокойном, бодром состоянии, умерен по силе, приятен для слуха, не напряжен. Этим криком упражняются голосовые органы, в том числе и дыхательные, так как при крике, как и при речи, выдох длиннее вдоха.

К началу второго месяца младенец уже радостно «гукает», издавая невнятные, с кряхтением звуки, наподобие «гы», «кхы», а с третьего месяца в хорошем настроении начинают «гулить»: «агу», «бу»и позже: «мам, амм», «тль, дль». В гулении уже можно различить довольно ясные звуки речи.

С возрастом гуление сменяется лепетом, появляющимся в результате подражания речи взрослых. Ребенок как бы забавляется произносимыми звуками, наслаждается ими, а поэтому охотно повторяет одно и то же (ма-ма-ма, ба-ба-ба, на-на-на и т. п.). В лепете уже можно ясно различить некоторые вполне правильные звуки и слоги речи.

Крик, гуление, лепет еще не является речью, то есть сознательным выражением мыслей чувств, желаний, но по их интонации, тембру мать догадывается о состоянии ребенка и его потребностях.

Многократно повторяя звуки, ребенок упражняет свои органы речи и слух, а поэтому с каждым днем все чаще и лучше произносит эти звуки, их сочетания. Происходит тренировка, своеобразная подготовка к произнесению звуков будущей речи. Ребенок постепенно начинает по голосу и ритму слов отличать и понимать различные выразительные оттенки в речи матери и окружающих его взрослых. Так устанавливается первичное речевое общение ребенка с людьми.

Е. М. Хватцев отмечает, что ребенок все больше прислушивается к речи окружающих его взрослых, начинает понимать некоторые часто произносимые обращенные к нему слова, а затем, к концу первого года, не только понимать, но и, подражая, произносить отдельные, часто слышимые слова.

Психологическая особенность звуковых выражений ребенка первого года состоит в том, что основным носителем смысла речи является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Лишь с появлением слова начинает проявляться смысловое значение звуков. Через слово ребенок овладевает системой звуков языка. Ребенок внимателен к звучанию слов, и опирается в овладении звуками языка на слух и на артикуляцию. Однако ребенок не сразу овладевает системой звуков языка. В области речевого выражения и восприятия все еще ярко проявляется его ритмико-интонационная настроенность.

Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. Таким образом, вопрос о воспитании выразительности речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Затрагивая вопрос о функциях интонации, необходимо также отметить, что в выделении и характеристике этих функций больших разногласий у авторов нет.

Разные позиции отмечаются в решении вопроса о языковом статусе тех или иных функций. Интонациявыполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания; различает части высказывания в соответствии с их смысловой важностью, выделенностью; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; выражает конкретные эмоции, вскрывает подтекст высказывания; характеризует говорящего и ситуацию общения.

Особенности интонационной выразительности речи

у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Исследований, в которых подробно освещаются особенности интонационного оформления речи у детей с нарушениями речи в специальной литературе немного.

Отмечаются особенности психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления. Сосредоточившись на одном предмете, дети с трудом переключаются на другой. Воспринимая инструкцию, выполняют ее не сразу, а после некоторых повторений. Наблюдаются склонность к стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки.

Темп, и ритм речи взаимосвязан не только с речевой деятельностью, но и с общим мелкой моторикой; течение таких психических процессов, как память, внимание, мышление; процессами чтения и письма; эмоционально-волевой сферой.

Резко выражено нарушение ритма речи при дизартрии, так как при этой патологии нарушена не только произносительная, но и просодическая сторона речи, речевое дыхание, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

При дизартрии ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произношения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные, судорожные вдохи, активный выдох укорочен. Характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и ритмоинтонационной стороны речи.

Нарушения просодической стороны речи чрезвычайно многообразны и специфичны для разных форм дизартрии. Чаще всего они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи, нарушение тембра голоса (глухой, назализированный, хриплый, монотонный, сдавленный) слабая выраженность голосовых модуляций (ребенок затрудняется менять высоту тона).

В. А. Ковшиков считает, что при таком нарушении речи как алалия, у некоторых детей наблюдаются особенности просодики, возникают остановки, замедление темпа речи, протягивание звуков. Такие нарушения ритма речи связаны с затруднением поиска звуковых единиц и правил их функционирования (слов, флексий, способов сочетаний). Нарушение структуры слога проявляется в ее упрочении, в сведении к конструкциям согласный-гласный, согласный-гласный-согласный, согласный-согласный-гласный.

Л. И. Белякова, И. З. Романчук отмечают, что у детей с речевыми расстройствами речь нарушается системно, в том числе страдает и мелодическая организация речевого высказывания. Для детей представляет значительную трудность выполнение заданий на преобразование повествовательных предложений в вопросительные; выразительное прочтение предложений с перечислением, с сопоставлением, чтение сложных предложений; выделение интонацией заданного слова в предложении. Как отмечают авторы, у детей, страдающих общим недоразвитием речи, наряду с ошибками в понимании грамматических форм имеются значительные отклонения в понимании интонации. У не говорящих детей эти нарушения касаются в основном коммуникативной функции интонации, которая выражает различное осмысление предложения в зависимости от контекста, ситуации общения и находится в единстве со словарным запасом и грамматическим строем речи.

У детей, страдающих ОНР, наряду с ошибками в понимании грамматических форм имеются отклонения в понимании интонации. У этих детей отмечались отдельные недочеты в произношении звуков, в последовательном произношении слогов в многосложных незнакомых словах, в словах со стечение согласных.

такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания. Смотреть фото такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания. Смотреть картинку такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания. Картинка про такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания. Фото такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказыванияПесочная терапия как важный показатель благополучного развития детей-дошкольников На своих занятиях я стараюсь чаще использовать игры с песком. Я приготовила для них очень необычную игру. Рисование кварцевым цветным песком.

Библиотека как элемент образовательной среды ДОУ, направленный на социализацию ребенка Деятельность творческой мастерской: «Библиотека как элемент образовательной среды ДОУ направленный на социализацию ребенка» Социальный.

такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания. Смотреть фото такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания. Смотреть картинку такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания. Картинка про такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания. Фото такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказыванияДидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ» В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложен один из основных принципов дошкольного.

такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания. Смотреть фото такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания. Смотреть картинку такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания. Картинка про такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказывания. Фото такая функция интонации как заключается в превращении слов в высказыванияИгровая активность детей XXI века: квест-игра как элемент в системе развития ребенка Дошкольный возраст – начальный этап приобретения общественного опыта. Ребенок развивается под сферой воспитания, под испытанными впечатлениями.

Наказание как элемент воспитательного воздействия. Наказание как элемент воспитательного воздействия. Наказание надо рассматривать как один из элементов воспитательного воздействия на детей.

Консультация «Развивающие игры как элемент летних прогулок» Презентация «Чтобы лето было интересным…» Наступает лето – время длинных прогулок, ласкового солнышка и свежего воздуха. В летнюю пору.

Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области Пухова А. Н., воспитатель высшей категории, ГБОУ СОШ № 10 СПДС «Светлячок» Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой.

Стихотворение о воспитании (зарифмованы высказывания детей — их ответ на вопрос: Как правильно воспитывать детей) Как надо воспитывать детей? (от лица ребёнка) Внимание! Внимание! Внимание! Начинаем необычное родительское собрание! Родители, вам интересно.

Выставка результатов продуктивной деятельности детей и взрослых как элемент образовательной среды современного детского сада Дошкольный возраст – это период чрезвычайно активного познания ребенком мира, отношений, норм и требований. Здесь важно все – слово, жест,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *