так умирал иерусалим и камни делались камнями
Толкование Евангелия на каждый день года.
Среда 11-й седмицы по Пятидесятнице
Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
Иудеи делают вид, что чтут память праведников, которые жили когда-то, а сами ненавидят и гонят тех праведников, которые сегодня – рядом с ними. Бог ревниво относится к посягательству на Его святые установления, и с такой же ревностью Он заступается за честь Своих угодников. Память праведника благословится, а имена их ненавистников и гонителей будут покрыты позором. «Кровь праведников – единственное на земле писание, которое стереть невозможно, – говорит святитель Николай Сербский, – горит на главах до колена сотого».
Книжники и фарисеи строят гробницы мученикам и украшают их памятники. Они изображают сегодня возмущение их убийством. «Если бы мы были во дни отцов наших, – говорят они, – то не были бы сообщниками их – в пролитии крови пророков». Но именно это они бы делали тогда, и именно это они намереваются делать сейчас. Фарисеи замышляют убийство Христа, о Котором свидетельствовали все пророки. Точно также те, кто сегодня ни слова не скажет против сегодняшнего главного греха – сатанинской пропаганды разврата, ни за что не выступили бы против главного греха прежних дней – безбожного коммунизма. Мы думаем иногда, что если бы мы жили во времена земной жизни Спасителя, мы бы неотступно следовали за Ним, мы никогда не отвергли, не предали бы Его, но Христос – в Своем Духе, в Своем слове, в Своих заповедях – вчера, сегодня и во веки Тот же. «Таким образом, – говорит Христос, – вы сами против себя свидетельствуете». Те, кто осуждает грех в других, а себе позволяет то же самое или худшее, – наиболее неизвинителен (Рим. 1, 32 – 2, 1). «Вы сыновья тех, которые избили пророков», – говорит им Господь, потому что они идут вслед своих отцов, они – их духовные и физические наследники.
«Дополняйте же меру отцов ваших». Существует мера грехов, которая должна быть исполнена. Бог долготерпелив, но приходит время, когда Он не будет больше терпеть. Дети исполняют меру грехов своих отцов, если упорствуют в тех же самых грехах или новых, худших.
Господь утверждает, что вся история Израиля – история убийств людей Божиих. От начала до конца, от Авеля до Захарии, это история отвержения и нередко убийства праведников. Господь ясно дает понять, что дух убийства по-прежнему правит ими. Христос знает, что Он должен умереть и что в будущем Его последователей будут гнать, отвергать и убивать. В XII веке христианской эры известный философ-талмудист Маймонид, именем которого сегодня названа в Москве Академия, писал: «Подобает убивать и бросать в ров погибели всех, подобных Иисусу из Назарета, и их последователей». Ужас заключается в том, что избранный и возлюбленный Богом народ повернулся против Него. И час Креста приближается.
Слово Христово обращено не только к иудеям, но ко всем людям и ко всем народам. Мы знаем, что было в XX столетии в некогда православной России. И сегодня Господь напоминает всем, в том числе тем, кто строит гробницы новым мученикам и украшает им памятники, что на Страшном Суде мы должны будем сказать, содействовали или препятствовали мы Богу нашей жизнью. Каждый человек и каждый народ должен будет дать на это ответ.
«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!» Господь оплакивает этот город мира, ныне предназначенный к разрушительной войне, ибо грехи его вопиют к небу. «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» Сколько раз Он приходил к ним, проповедуя и совершая чудеса. Всякий раз, когда мы слышим святое Евангелие и воздыхание Духа Святого касается нас, Христос хочет собрать нас. «Я хотел, и вы не захотели», – говорит Господь. Он хотел спасти их, а они не захотели быть спасенными Им. И Он определяет участь Иерусалима: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». Этот дом – город и Храм, от которого скоро не останется камня на камне, их религия, в которой нет Бога, и человеческие души – незанятые, выметенные и убранные. Без Христа самое цветущее место станет пустыней. Когда Бог уходит, Его место заступают сразу все враги.
«Ибо сказываю вам, – говорит Господь – вы не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» Это было во время Его торжественного входа в Иерусалим накануне Крестных Страданий. Это будет, когда воскресший Христос явится в славе с сонмом святых и ангелов судить миру. Это «осанна» Господу нашему ныне возносится во всех храмах. Кто хочет быть со Спасителем в вечности, должен здесь на земле принести Ему поклонение всею жизнью своей.
4. Разрушение Иерусалима и конец мира
4. Разрушение Иерусалима и конец мира
То, о чем здесь сообщается, не политическая катастрофа. Конечно, и она тоже происходит, и о ней упоминается в исторических документах. Но Иисус говорит об этом событии как о наказании городу, отвергшему Мессию. В сообщении о Его последнем путешествии в Иерусалим сказано: «И когда Он приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк 19.41-44).
Что за час! Иисус знает, что Он Мессия и приносит спасение. Знает, что только в Нем находится возможность всех исполнений, не только религиозных, но и исторических; что все обеты прошлого могут осуществиться в Нем — но народ замыкается. Иисус не хочет принуждать, не может, потому что решение спастись свершается свободно. Итак, Он должен умереть, и тогда суд свершается над народом. С тех пор начинается вторая часть истории Израиля: рассеяние и вместе с тем все роковое, что оно принесло и самому народу, и всем другим народам.
Этот суд является последним ответом Бога на грех. Бог не только «блюститель морального закона»; Ему Живому, Святому, зло не только обнаруживается как оно есть, но Он обращается против греха. Он его ненавидит. В Нем поднимается что-то невыразимо страшное, названное в Священном Писании «Гневом Божиим». Этот гнев растет, пока не проявится наружу. Покаяние грешника может остановить его действие, как свидетельствует об этом спасение Ниневии после про»-поведи Ионы (Ион 3). Но придет время, когда мера исполнится. Когда в мире не останется ничего, что может оправдать его в святых очах Божиих, тогда настанет суд. Вспомним о гибели Содома и Гоморры: когда обнаружилось, что в этих городах не живет минимальное число праведников, которое Бог согласился объявить достаточным по настойчивой просьбе Авраама, этот последний должен был признать, что дело потеряно. Не потому, что с исторической точки зрения они были неспособны продолжать существование, но потому, что невозможно было остановить гнев Божий (Быт 19).
Конец мира происходит из чего-то иного, чем то, что случается в мире: оттуда, откуда приходят и Откровение, и Посланный людям Сын, и Святой Дух, так что нет смысла спрашивать, как этот конец произойдет. Он явится событием другого рода, и поэтому он непонятен. То, что утверждает Священное Писание, не естественно-научное объяснение: оно описывает сотрясение всех порядков и сил.
составляющее часть биологического, исторического и духовного целого, невозмутимо идущего своим путем, застрахованного от нависшей над ним религиозной тайны, а как на возможность суда, перед которой стоял Иерусалим, так же как стоит и мир, и все целое. Я буду подлинно верующим в библейском смысле слова, только когда защита, которую непосредственная реальность дает, как кажется, притупленному уму, падет и угроза Божия суда станет действительностью. Мышление нового времени исказило все это. Человек уже не испытывает страха Божия. Он принимает его в нравственном смысле или как неопределенную радость, а не как то, что он есть в действительности: как угрозу святого гнева, который более велик, чем град Иерусалим и чем мир. Итак, здесь тоже христианин должен будет воспитывать самого себя, чтобы осознать положение вещей в области веры.
Поддельный Иерусалим (теория)
И снова доброго времени суток.
Итак, Иерусалим-сити – город, в котором якобы крестился, жил, проповедовал, и близ которого умер Иисус. «Пуп земли» для Христиан и Иудеев.
Теория гласит, что под названием Иерусалим в Новом Завете, описан не современный Иерусалим, а совсем другое место.
Когда-то в древности существовало царство под названием Иудея, столицей которого был Иерусалим. Сегодня считается, что история об Иисусе Христе произошла именно там. Но почему считается именно так?
В прошлом посте было изложено, что возможно полностью вся история о «Мессии» Христе может оказаться выдумкой, но также я отметил, что могли существовать и предпосылки: реальный человек, который подвергся мифологизации как и тысячи исторических персонажей, в частности пророков различных религий, до него.
Если он и существовал, обладая некоторыми основными особенностями, исповедуемыми ранними Христианами, то где?
В современном Иерусалиме очень трудно найти подлинные свидетельства новозаветной истории. В частности, главная христианская святыня – Храм Гроба Господня имеет современный вид с очень недавних времён, века с 19го, в том числе и его главная святыня – кувуклия, сам Гроб Господень. Храм часто рушился и перестраивался, и абсолютно невозможно доподлинно установить, когда же он был построен. Этой датой принято считать 325 год – та же дата, что и дата проведения 1 Вселенского Собора в Никее, когда Христианство провозгласили религией Римской империей. Хмм..
Невозможно найти в современном Иерусалиме и Голгофу. Сегодня Голгофа – это просто холмик, на котором стоит Храм Гроба Господня. Здесь вообще нет ни одной горы, которая бы соответствовала бы евангельскому описанию места распятия Христа.
Израиль часто захватывался, его святыни и названия стирались и переиначивались. Восстановлением мест и названий в Израиле – предмет, так называемой «библейской археологии». И большинство наименований новозаветных мест существовало какое-то время только в исторических документах и на бумаге археологов, и давалось уже после исследований заново.
Множество из находок, свидетельствующих о том, что новозаветные события происходили именно в Израиле, оказались подделками. В частности оссуарий, каменный ящик, в котором якобы были захоронены останки брата Иисуса – Иакова. Этот поддельный оссуарий был выставлен в Канаде, в королевском музее города Онтарио. Но через несколько лет выяснилось, что это подделка. Позже в 1980м году и вовсе стали находить оссуарии с останками самого Иисуса, его жены и даже сына «Иуды». Но это сегодня никем не признаётся.
По факту, ничего значительного, что говорило бы в пользу утверждения о жизни Иисуса на Израильской земле, найдено не было. Почти все «реликвии», будь то копьё Лонгина, Туринская плащаница, терновый венец или святой грааль, не были найдены, оказывались подделками или имели несколько претендентов «истинность».
Изначально, начиная с фресок в римских катакомбах типичной особенностью иконографии жизни и распятия Иисуса было изображение за ним цветущей зелёной местности. Также на картинах часто рисовались люди, одетые в довольно тёплую одежду, что никак не может соответствовать климату пустыни, коей сегодня является Израиль. Всё это списывается на полёт фантазии художников, что в большинстве случаев таковым и является. Но о том, что в Иерусалиме бывало довольно холодно говорит и Библия. Вот цитата из Острожской Библии, 1 книга Ездры:
И собрашеся все люди Иудинны и Вениаминовы в Иерусалим тремя днями, иже есть месяц девятый, двадцатого дня месяца. И седоша все люди перед домом Божьим одрожания за грех и с зимою. Обачи люди мнози есть, и время снежное и есть мощно стояти вне.
В более поздних изданиях Библии слова о морозной зиме и снеге убрали.
Раньше полагалось, что место жизни и распятия Христа находится в самом центре мира («пуп мира»). Серединой Земли тогда называлась середина известных на то время земель.
Вот так это выглядело, слева Европа, справа Азия, снизу Африка, а в центре всегда помещался новозаветный Иерусалим.
До средневековых экспедиций и крестовых походов на Израильскую землю у европейцев было вообще довольно расплывчатое представление о месте новозаветных событий. Где-то у Средиземного моря, где-то на востоке, где-то за Европой.
Так что же за место считается географическим стыком Европы, Азии и Африки? Это Босфор. Место, где находится Константинополь. Левый берег Босфора – Европа, правый – Азия, а через Средиземное море уже находится и Африка. Вот центр трёх частей света.
А что же мы можем там найти, кроме Константинополя конечно? Вдруг на азиатском берегу Босфора мы находим заброшенный город Йорос, с большой каменной крепостью, который находится примерно в 30 км. От Стамбула. И, о чудо, вдруг там же мы обнаруживаем гору Бейкоз с «гробницей» какого-то «Юши».
Вот это место. Красивая цветущая земля над рекой. Недалеко есть и каменистая, пустынная местность. У реки и по сей день занимаются рыбалкой.
Кстати, пытаемся увидеть это место со спутника.. И на тебе, лол)
Согласно Евангелие недалеко от Иерусалима находилась гора Голгофа – место казни Иисуса. В современном Иерусалиме за голгофу принято считать небольшой холм, мало чем отличающийся от других холмов.
А вот к югу от крепости Йорос есть гора, которая действительно очень похожа на Голгофу – это гора «Юши», самая высокая гора на верхнем Босфоре (180 м. над уровнем моря). Там находится старинная могила под названием «гробница Юши», которая некоторыми историками считается могилой Иисуса Навина. Но почему бы ему быть похороненным здесь свидетельств полагать нет. И вообще существует ещё не одно место, выдающее себя за «могилу Навина».
Так вот есть повод думать, что это символическая могила – место распятия Христа.
Эта гробница выглядит так: прямоугольное земляное возвышение длиной 17 и шириной около двух метров, окружённое высокой чугунной решёткой. Внутри решётки земля, поросшая травой и несколькими деревьями. В разных концах могилы находятся два круглых цилиндрических камня, в центре одного из них видно четырёхугольное отверстие и полную широкую трещину. Над камнем стоит высокое копьё с арабской надписью. Вся эта могила обнесена каменной стеной с двумя входами и несколькими окнами.
А вот описание Голгофы в «Хождении игумена Даниила» (начало 12 века), когда тот совершал древнейшее паломничество из Руси на якобы место смерти Христа:
От Пупа земного до распятия Господнего саженей двенадцать. Место распятия находится к востоку, оно было на высоком камне, выше древка копья.
Камень этот был кругл, как небольшая горка. Посреди этого камня на самом верху высечена скважина круглая, локоть вглубь, а в ширину менее пяди. Здесь был сооружен крест. Внутри под этим камнем лежит голова Адама.
Во время распятия Христа, когда он преставился, тогда разодралась церковная занавесь, и камень потрескался, дал трещину, над головою Адама. И этой трещиной кровь и вода из ребер Христа омочила голову Адама и омыла все
грехи рода человеческого. И есть расщелина на этом камне до сегодняшнего дня, на левой стороне от распятья, как знамение честное.
Место распятия Господня и камень окружены стеной… Двое дверей имеется… Ниже распятия, где голова Адама, создана небольшая церковь… А от распятия до снятия со креста саженей пять. Распятие находилось к северу, где
разделили (стражники) одежду Христа, в другом месте возложили на Его голову терновый венец и облекли в одежды поругания.
Всё это практически в точности соответствует современному виду «гробницы Юши», кроме описания мозаик и фресок распятия Христа. Было множество времени и мотивов эти изображения уничтожить, ведь произошло завоевание турками.
Так как же город Йорос стал отождествляться с Иерусалимом? Намеренно ли? Может случайно из-за созвучности названий и близости расположения (с точки зрения европейцев)?
В любом случае он представляет из себя разрушенное заброшенное место. Только к северу от него находится небольшой рыбацкий посёлок Анадолу Кавагы. (вспомним, что Иисус очень характеризовался с рыболовством и рыбным промыслом)
Это место использовалось ещё греками и финикийцами для торговых целей. Греками же поселение и было названо Ιερός (Иерос) – святое место. Там же цвела древнегреческая языческая религия.
Видимо именно созвучность названий Иерос и Иерусалим и предопределила великую путаницу или сделало простым мистификацию событий, описанных в Новом завете.
Для объективности стоит продолжить теорию:
Если новозаветный «Иерусалим» находился на берегу Босфора, то что же стоит считать за другие, описанные в евангелие места? Река Иордан – место где принял крещение Иисус, и у которой читал свои проповеди. Что это?
Вариантов нет, кроме как Иордан – это сам Босфор (ранее его называли рекой, как и океаны называли морями)
Из Нового завета описание Иордана такое – река протекала с севера на юг из одного моря в другое.
Интересный факт: В латинской Библии Вульгате есть строки «Иерусалим на Босфоре».
Но из-за этих и множества прочих противоречий Папа Римский Дамасий в 380-е годы распорядился «привести в порядок» латинский перевод, работа над которым шла, по крайней мере, до кончины Иеронима в 420 году. И ещё не одну правку Вульгата претерпевала пока не стала с 16 века официальной Библией католической церкви. Естественно слов о Босфоре там больше нет.
Вот в общем то и всё. Иерос был отождествлён с Иерусалимом, за гору Бейкоз стали считать один из холмов Иерусалима, на котором построили Гроб Господень, вместо «реальной» гробницы Юши.
Вот как осуществилось ветхозаветное «пророчество» о приходе «мессии». Вот такая вот монополия Израиля на чудеса и святые места.
Всё как всегда, евrеи воду мутят)
отсыпь мне тоже этого дерьма, иначе этот текст не выдержит никакой критики.
Итак, Иерусалим-сити – город, в котором якобы крестился, жил, проповедовал, и близ которого умер Иисус.
«крестился» он дн за 3 до своей смерти (хе-хе-хе), то слово, что используется в евангелиях (звучит примерно как баптитзейн) означает «окунание» или «омовение».
жил он в Назерете, в Иерусалим ходил только поломничать
проповедовал он по всей иудее, шляясь туда-сюда
Когда-то в древности существовало царство под названием Иудея, столицей которого был Иерусалим.
По факту, ничего значительного, что говорило бы в пользу утверждения о жизни Иисуса на Израильской земле, найдено не было.
Также на картинах часто рисовались люди, одетые в довольно тёплую одежду, что никак не может соответствовать климату пустыни, коей сегодня является Израиль.
вообще-то то время выпало на холодную стадию климатического цикла. В израиле и сейчас снежок попадывает иногда, а в те времена и не такое бывало. Если что, сейчас мы живём в тёплой стадии
Там находится старинная могила под названием «гробница Юши», которая некоторыми историками считается могилой Иисуса Навина. Но почему бы ему быть похороненным здесь свидетельств полагать нет. И вообще существует ещё не одно место, выдающее себя за «могилу Навина».
Надеюсь, я не зря потратил 20 минут и этот комментарий заставит задуматься
Местоположение, описание местности, нрава и быта туземцев широко имеются в документах, составленных в Древнем Риме, так что Ваша теория не больше чем просто фантазия уровня Задорнова, Рен-ТВ и иже с ними.
в гугл картах не замазано и местонахождение выше
Всё, Иисус на самом деле турок, а убили его жиды. Еееее, антисемитизм
Изначально, начиная с фресок в римских катакомбах типичной особенностью иконографии жизни и распятия Иисуса было изображение за ним цветущей зелёной местности. Также на картинах часто рисовались люди, одетые в довольно тёплую одежду, что никак не может соответствовать климату пустыни, коей сегодня является Израиль. Всё это списывается на полёт фантазии художников, что в большинстве случаев таковым и является. Но о том, что в Иерусалиме бывало довольно холодно говорит и Библия. Вот цитата из Острожской Библии, 1 книга Ездры:
И собрашеся все люди Иудинны и Вениаминовы в Иерусалим тремя днями, иже есть месяц девятый, двадцатого дня месяца. И седоша все люди перед домом Божьим одрожания за грех и с зимою. Обачи люди мнози есть, и время снежное и есть мощно стояти вне.
В более поздних изданиях Библии слова о морозной зиме и снеге убрали
Просто добавлю фотку Иерусалима зимой
Интересная теория. Ее еще Фоменко и Носовский в «Новой хронологии» поднимали.
Что касается снимка со спутника, то если смотреть не в яндексе, то всё прекрасно видно)
В общем, как я думал, от изначального христианства за столько веков со всеми этими переписываниями библии ничего первоначального и не осталось.
Сначала думал что автор маслость еба%ут и бредит, теперь склоняюсь к тому что это явно запланированный фейк, интересно к чему он выведет?
Отвлеченный вопрос: а во что тогда верить? И зачем люди сами выдумывают богов и приплетают им свои качества? Можно ли постичь высшую «божественную» суть мира и погрузиться в просветление?
Код Библии взломан Франция колыбель христианства
Второе пришествие
Инопланетяне прилетают на Землю. Вокруг собираются делегации разных стран, религиозные лидеры и расспрашивают пришельцев об их жизни.
Когда очередь доходит до Папы Римского, он спрашивает: «Знаете ли вы о Спасителе и Господе Боге нашем, Иисусе Христе?»
Удивленный, Папа восклицает: «Каждый год? Да мы уже 2000 лет ждем его второго пришествия!».
Пришелец видит, что священник начинает гневаться, и пытается его успокоить: «Ну, может, ему нравится наш шоколад больше чем ваш».
Папа изумляется: «Шоколад? А это здесь вообще при чем?».
«Да, шоколад. Когда он впервые посетил нашу планету, мы подарили ему здоровую коробку шоколадок. Погодите, а вы что сделали?»
Ненадёжный способ
Лол, это должна быть реклама Иисуса, но Сатана тут выглядит адски крутым
«Сатана не шепчет «верь в меня», он шепчет «верь в себя»»
Oh, shi.
*Собака Джона Уика умирает естественной смертью*
Его друг: Не грусти. Бог даёт жизнь и забирает её.
Крепкое религиозное мракобесие
Отношение Иисуса Христа к торговцам в храме
«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, и овец, и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли». Евангелие от Иоанна, главы 2:13-16.
Изгнание торгующих из храма (Эль Греко, до 1570 года)
Про благородного султана Салах ад-Дина и подлых крестоносцев
Хорошо известно, что при взятии Иерусалима в 1187 году мусульмане не устроили кровавой бойни на улицах города, позволив большей части его обитателей относительно спокойно покинуть пределы Святого града. Данный эпизод очень любят приводить в пример «исламского благочестия» и личного «благородства Салах ад-Дина», который не в пример варварам-европейцам, устроившим кровавую баню при взятии города в 1099 году, показал свое не только военное, но и моральное превосходство над латинянами. Все это, конечно, максимально далеко от истины.
Начнем с того, что изначально Саладин планировал сделать с христианами, засевшими в Иерусалиме примерно аналогичные июлю 1099 года действа – то бишь, вырезать всех до единого. Отговорили его, скорей всего, собственные соратники, потому что никакой репутации «благородного льва Востока» у Саладина на тот момент не было. Его отношение к пленным так же сложно было назвать «гуманным», но к этому мы еще вернемся.
Из этого, кстати, проистекает нехитрая мысль, что обвинять крестоносцев в резне после взятия Иерусалима в 1099 году довольно странно. Никаких других вариантов там просто не могло быть. Жителям Иерусалима предложили сдаться – они отказались, уверенные в том, что изрядно поредевшее после двухлетнего похода войско латинян не сможет взять хорошо укрепленный город. Мало того, защитники города всячески издевались над латинянами, когда последние совершали крестный ход около стен: улюлюкали, кричали оскорбления, стреляли из луков, мочились на самодельные кресты и занимались другим действом в духе группы pussy riot. Очень странно было после такого показательно уничижительного отношения к религии оппонента в XI веке ожидать милосердия. Разумеется, что кровавую резню после взятия города это не оправдывает, но «а что вы еще ожидали, простите меня?».
Теперь про «благородство» Саладина. Как бы придворные поэты и историки не воспевали рыцарские манеры султана («отправил коня Ричарду, когда увидел как храбро он бьется»), но реальность такова, что вам вряд ли захотелось бы оказаться в плену у этого курда. Даже не беря в расчет тот факт, что именно Саладин активно развивал религиозную вражду между мусульманами и христианами (тут вопросов нет, человеку нужно было разжечь пламя религиозной войны и выкинуть латинян обратно в Европу), то количество смертей на его совести впечатляет:
1. 23 ноября 1177 года, за два дня до своего поражения при Монжисаре, Саладин совершил рейд в окрестности Аскалона. Его воины захватили пленников, и всем им по приказу султана отрубили головы.
2. В 1178 году франки разграбили окрестности Хамы, но были разбиты и доставлены к султану. И вновь Салах ад-Дин велел их обезглавить.
3. В августе 1179 года, после взятия замка тамплиеров Шатле, султан казнил всех «вероотступников и лучников». Большинство из 700 пленников были убиты волонтерами-мусульманами. Кстати, способ казни султан выбрал весьма оригинальный: арбалетный болт в затылок.
4. В 1183 году все взятые в плен люди Рено де Шатийона (около 170) – «в наказание за их замысел против Священного дома [Каабы в Мекке]» также были казнены султаном.
Есть и более интересные истории, например, Бодуэн д’Ибелен (брат будущего защитника Иерусалима) был пленен в 1179 году и объяснял Саладину, что не может собрать запрашиваемый выкуп. В итоге Саладин приказал «вытащить из его рта все зубы», и уже на втором Бодуэн взмолил о пощаде и сказал, что все заплатит, а султан после такой процедуры поднял выкуп до 200 000 безантов.
Саладин вообще любил прибегать к помощи богословов в «легализации» очередной резни, в то время, как некоторые его соратники, наоборот, проявляли гораздо большую гуманность к побежденным. Известна история, когда Саладина отговорили убивать пленного мальчика, позволив обменять его на мусульманина. Секретарь султана ал-Фадил, открыто заявлял: «Убивать пленника со связанными руками. это дурное деяние».
И это мы еще не касаемся широкого известной истории с казнью Ричардом Львиное Сердце 3000 пленных мусульман после взятия Акры в 1191 году, где Саладин принял самое активное участие в умерщвлении своих соплеменников (пусть и не напрямую).
В общем, не отменяя того факта, что Саладин, в среднем по больнице, был гораздо более толерантным правителем, чем большинство его соплеменников (все-таки до сдирания кожи, распиливания пилами, скальпирования и закапывания заживо аки Захируд Тугтегин и Илгази он не опускался), но рассматривать его противостояние с христианами как образец некой «осени Средневековья» по Хейзингу в корне неправильно.