так спой сегодня атаман
Братья Махно и Гуляй Поле: Спой, атаман
В оригинале на два и на один тон ниже (Cm и Dm)
Am H7 Em
За околицей сирень,
Am H7 Em
Да лучше б были холода!
Am H7 Em
За рекой родной курень,
Am F# H7
Не доплыть, не переплыть туда
Am D G
Em
Вот и мы, невесело, с тоской,
Am D G Em
Атаман, глядим вдвоём
Am H7 C
Нам ли пулям кланяться с тобой,
Am F# H7
Если до рассвета доживём?
Am H7 Em
Спой сегодня, атаман,
Dm E
Am
C уходящею зарёй
Am H7 C
Спой сегодня, атаман,
Am H7 Em
Завтра мы умрём с тобой
Над Кубанью злой туман,
Ветер гонит облака.
Спой сегодня, атаман,
Последний раз для казака!
Завтра, чуть взойдёт заря,
Худа, аль добра нам ждать?
Может, батько, мы помрём не зря,
Будут нас на воле вспоминать!
За околицей сирень,
Да лучше б были холода!
За рекой родной курень,
Не доплыть, не переплыть туда
Чёрный ворон вьёт над головой,
И гроза гуляет по степи.
Умирать не страшно нам с тобой
Посреди родной земли!
Последний раз для казака,
Последний раз для казака!
Братья Махно и Гуляй Поле: Спой, атаман
Fm G Cm
За околицей сирень,
Fm G Cm
Да лучше б были холода!
Fm G Cm
За рекой родной курень,
Fm D G
Не доплыть, не переплыть туда
Fm B D#
Cm
Вот и мы, невесело, с тоской,
Fm B D# Cm
Атаман, глядим вдвоём
Fm G G#
Нам ли пулям кланяться с тобой,
Fm D G
Если до рассвета доживём?
Fm G Cm
Спой сегодня, атаман,
Bm C7
Fm
C уходящею зарёй
Fm G G#
Спой сегодня, атаман,
Fm G Cm
Завтра мы умрём с тобой
Над Кубанью злой туман,
Ветер гонит облака.
Спой сегодня, атаман,
Последний раз для казака!
Завтра, чуть взойдёт заря,
Худа, аль добра нам ждать?
Может, батько, мы помрём не зря,
Будут нас на воле вспоминать!
Переход на 1 тон (на 2 лада) выше (Dm)
Gm A7
Dm
За околицей сирень,
Gm A7 Dm
Да лучше б были холода!
Gm A7 Dm
За рекой родной курень,
Gm E A7
Не доплыть, не переплыть туда
Gm C F
Dm
Чёрный ворон вьёт над головой,
Gm C F Dm
И гроза гуляет по степи.
Gm A7 B
Умирать не страшно нам с тобой
Gm E A7
Посреди родной земли!
Gm A7 Dm
Да спой же, слышишь, атаман,
Cm D Gm
C уходящею зарёй!
Gm A7 B
Спой сегодня, атаман,
Gm A7 Dm
Завтра мы умрём с тобой
Над Кубанью злой туман,
Ветер гонит облака.
Спой сегодня, атаман,
Последний раз для казака,
Последний раз для казака,
Последний раз для казака!
Так спой сегодня атаман
История одной песни
Песня стала широко известна в 1995 году после выхода ее на альбоме «О любви» Сергея «Чижа» Чигракова.
На самом же деле и до Чижа эта песня неоднократно исполнялась нашими рокерами, среди которых Андрей «Свин» Панов, Константин Кинчев, Ник Рок-Н-Ролл, Святослав Задерий, Александр «Рикошет» Аксенов и другие.
На обложке альбома «О любви» указано, что песня «народная». Однако те, кто слышал эту песню еще в 80-х годах, безоговорочно приписывали авторство незабвенному Андрею Панову.
Впервые упоминание о песне «Комиссар» в самиздатовской прессе встречается в журнале «Ухо» № 4 (8), 1983 год, в статье, повествующей о легендарнейшем концерте «АУ», состоявшемся 1 мая 1983 года в г.Люберцы.
Таким образом, в 1983 году произошло первое документально зафиксированное (как аудиозаписью, так и в прессе) исполнение песни «Комиссар». Наверное, тогда же московский художник Юрий Васильевич Непахарев («Хипов»), также вдохновленный этой песней и обаянием Свиньи, нарисовал его портрет в виде вернувшегося с войны «без одной ноги».
Тем не менее, когда песня, как говорится, «пошла в народ», из репертуара самих АУ она как-то незаметно выпала. Сколько раз ее спел непосредственно Свинья – можно буквально пересчитать по пальцам. Например, в 1988 году на фестивале «СыРок» в Измайлово, в рамках выступления одного из проектов Андрея «600». «Комиссаром» они завершили свою программу, слышно как зал дружно подпевает и хлопает в такт – песня знакома людям и любима ими.
Через год в Курьяновском ДК Аэрации состоялся фестиваль, посвященный 100-летию Н.И.Махно. И хотя во время выступления АУ «Комиссар» не прозвучал, после концерта Свин, к удовольствию не успевшей еще разойтись публики, с высоты балкона – без аккомпанемента – но от этого не менее трогательно, спел эту песню, так сказать, по велению души и сердца.
В книге Алексея Рыбина «АУ! Свинья» мама Андрея, Лия Петровна, с горечью вспоминает: «В общем, в жизни ему довелось хлебнуть – сначала из-за отца, потом из-за песен – был же такой список запрещенных песен, куда входили все песни Андрея. То есть, вообще группа «АУ». Тот же «Комиссар», которого ему все время инкриминировали, а это вообще не его песня… В Большом Доме мне говорили – антисоветчина, мол, «Комиссар»… Я говорю – да не Андрюшина это песня, он ее и на концертах перестал исполнять из-за того, что вещь чужая. Он всегда только свои пел.»
«- А все эти байки о том, как к кому-то дедушка в папахе у костра в дремучем лесу подошел и сказал, что это его песня — полное фуфло. Можешь сразу в морду плевать. Вещь эта, действительно, чисто технически была мной собрана буквально по кусочкам, и к ее авторству я имею прямое отношение: не было б меня — не было бы и этой песни. Теперь я ее не пою — чего петь-то, когда все поют? Поют, да и ради Бога! Раньше бы любой за счастье почитал, а сейчас судятся, авторские какие-то, выпендриваются… Поют твою песню, — надо радоваться. Не зря жизнь прожил, получается.»
(из интервью Андрея Панова «FUZZ» май 1996)
На самом деле эта песня никакая не «народная», а имеет – в таком именно варианте – конкретных авторов, и авторы эти – первые ленинградские панки из тусовки «АУ».
«Батька-атаман»: кто написал «народную» песню
Поиски авторов «казачьей народной» песни привели к самым неожиданным результатам
Дело было в мае 1922-го, когда основные бои Гражданской войны остались позади. Выпускники городских учительских курсов Сава Зорин и Гриня Кашин устроились на работу в статистическое бюро и отправились в первую командировку на село. На ночь они остановились в деревне Старый Кум, где сельсоветом руководил несгибаемый большевик Спиридонов по прозвищу Советский.
Неожиданно посреди ночи в селе объявилась банда атамана Митрясова и заняла дом председателя. Спиридонов и молодые советские госслужащие еще до прихода банды успели спрятаться в подполе.
Разбойники устроили в избе у Спиридонова гулянку, где пели песню, слова которой хорошо известны в России и сейчас:
Эх, конь мой вороной,
Судьям «Голоса» выступление понравилось: конкурсантов похвалили за то, что они «продолжают традиции» и сумели донести до слушателя «безысходность того времени».
Точно так же ее аннотировала на своем альбоме «О любви» 1995 года группа «Чиж & Co». Группа и ее лидер Сергей Чиграков в середине 1990-х были исправными поставщиками хитов для российских любителей рока: «Вечная молодость», «О любви», «Фантом». Хотя последний студийный альбом «Чиж & Co» выпустили в 1999 году, группа продолжает успешно гастролировать по России.
Песня «Вот пуля просвистела» стала известна широкому слушателю во многом благодаря «Чиж & Co». В реестре Российского авторского общества за Чиграковым закреплены частичные права на песню «Батька-атаман» (альтернативное название все той же «Вот пуля просвистела»). В графе «автор» указано, что музыка и текст народные, но также стоит и фамилия Чигракова.
Сам Чиграков на просьбу Русской службы Би-би-си о комментарии не ответил. А директор группы «Чиж & Co» Андрей Асанов сказал, что позиция музыканта отражена в интервью «Нашему радио», которое вышло в эфир в 2000 году.
«Простые аккорды, простая мелодия»
Первую группу Гудков и Панов организовали вместе. Позже, когда Гудков уже ушел из этого коллектива, он получил известность под названием «Автоматические удовлетворители». В 1983 году о концерте Андрея Панова в Люберцах написал андеграундный музыкальный журнал «УХО»:
Аудиозапись исполнения песни есть на YouTube.
На этом концерте вместе с Пановым играл музыкант Алексей Рыба Рыбин. После смерти Панова в 1998 году Рыбин написал о своем товарище книгу «АУ! Свинья!», где есть рассказ его матери, Лии Пановой, о судьбе песни.
И все же, согласно реестру Российского авторского общества, права на песню «Комиссар», а также на песню «Вот пуля пролетела» (первоначальный вариант песни, где текст несколько отличается от версии «Чиж & Co») зарегистрированы за Андреем Пановым.
Наконец, находится объяснение, почему широкое признание песни и всенародная любовь к ней не вызывают у авторов никакого энтузиазма.
Леонтьев говорит, что не смог найти в интернете запись, где бы исполнялся этот куплет. Но пересказывать его наотрез отказывается: «Кому надо, тот знает. Кому не надо, они замечательно и это поют». Единственное, что удается выудить из Леонтьева, так это то, что в последнем куплете было слово «комиссарики».
Найти этот куплет в сети, тем более, по одному слову, действительно, непросто, но возможно. Всего в поисковой выдаче Google меньше десятка интернет-страниц, где он приводится целиком. В основном это сайты-песенники. Но есть и страница LiveJournal, где пользователь romanik (сотрудник движения «Голос» Роман Удот) в 2006 году опубликовал текст песни с последним куплетом:
Щелкнул курок, вот и нету подлеца.
Удот объяснил: «Так пели у нас, студентов кафедры теоретической и экспериментальной физики МИФИ». По его словам, песня появилась в местной студенческой среде в конце 80-х. Сам Удот услышал ее от другого студента.
Давите красных сволочей,
Да чтоб не …… [крали] коней.
Давите красных сволочей,
Да за жену, да за детей!
И, хотя в эфире Первого канала песня звучала без четвертого куплета, без матерного припева с титром «народная», позже сотрудники канала, публикуя запись выступления в социальных сетях, исправились, указав авторами текста и музыки Леонтьева, Тинкельмана и Шолка соответственно.
Так почти за сорок лет песня, которую создали люди, близкие к питерской панк-тусовке 1980-х, превратилась в «народную», «белую» и «казачью».
Хотя ее авторы не связаны ни с казачеством, ни с белым движением и далеки от политики, они, конечно, понимали, что бросают определенный вызов советской системе. Но уж точно не рассчитывали, что панковский прикол кто-то станет воспринимать буквально.
Однако у Леонтьева, Тинкельмана и Шолка был еще один соавтор, о котором они в самом буквальном смысле забыли. Для него песня была полноценным идеологическим инструментом.
Повесть «С мандатом губкома» обнаруживается в номере 3 за 1978 год. По сюжету произведения двое выпускников учительских курсов Сава Зорин и Гриня Кашин отправляются в командировку на село, где их застает банда атамана Митрясова.
Она занимает дом председателя, а молодые советские госслужащие прячутся в подполе и слышат, как разбойники, пьянствуя над их головой, поют песни. Сначала плясовую:
У Советов денег нету,
А у нас их сколько хошь,
Потому как у Советов
Как добуду я обрез
Да уйду с обрезом в лес…
И начну я им опять
Следом «заунывный голос затянул слезливую песню»:
Пуля прямо в грудь
Но спасуся я на лихом коне.
Шашкою меня комиссар достал,
Кровью исходя, на коня я пал.
Эх, конь мой вороной,
Повесть эту написал писатель Сергей Мосияш. Он родился в 1927 году в Новосибирской области, в 1944 году пошел добровольцем в армию, потом работал на шахте, в школе, в советской прессе и преподавал в институте. Мосияш писал стихи и прозу почти всю сознательную жизнь. Но известность получил, прежде всего, как автор исторических романов о российских правителях, ориентированных на школьников. Его произведения были изданы общим тиражом более 3 миллионов экземпляров. Умер Сергей Мосияш в 2007 году в белорусском Гомеле. В ноябре 2017 года в городской библиотеке города открыли музейную комнату памяти писателя.
По просьбе Русской службы Би-би-си текст песни прокомментировал исследователь песен из Европейского университета в Санкт-Петербурге Рустам Фахретдинов. По его словам, ни такой, ни похожей песни нет ни в сборниках, изданных фольклористами по следам Гражданской войны, ни в песенниках до 1917 года, ни в документах и печатных изданиях эпохи войны, ни в мемуарах о ней.
Впрочем, историчность или не историчность песни вовсе не смущает народные коллективы, которые исполняют ее в наши дни, например, Московский казачий хор. В его версии песня вовсе не выглядит «розовой белогвардейской соплей», как называет ее Леонтьев.
История песни «Вот пуля просвистела…» («Комиссар», «Батька-атаман»)
Песню «Вот пуля просвистела…» многие считают народной казачьей и полагают, что она появилась на свет не позднее времён Гражданской войны. Это утверждение вводит в недоумение исследователей русского фольклора и историков музыки, ведь в сборниках произведений той эпохи она не упоминается. Зато она давно знакома истинным фанатам отечественного рока. А в 1995 году, благодаря Сергею «Чижу» Чигракову, песня стала крупным хитом.
Так кто же и когда написал композицию, также известную под названиями «Батька-атаман», «Атаман» и «Комиссар»?
История песни «Вот пуля просвистела…»
Попробуем проследить историю создания знаменитого произведения. Рассмотрим версии её происхождения, которые высказывали разные исполнители, а также будем опираться на расследование, которое провел Всеволод Бойко из русской службы Би-би-си.
Его результаты были опубликованы в декабре 2017 года на официальном сайте BBC.
Версия Чижа и Чернецкого
Широкая аудитория узнала о треке после того, как Сергей Чиграков включил его в альбом «О любви» (1995), поэтому начнём разбираться в истории песни «Атаман» с воспоминаний Чижа.
В 2000 году Сергей был в гостях на станции «Наше радио». В ходе беседы он несколько раз назвал «Батьку-атамана» украинской народной песней и сказал, что узнал о ней во время жизни в Харькове. Он также ссылался на воспоминания своего приятеля, дед которого якобы пел её со времен гражданской войны и коллективизации.
В Харькове Чиграков играл в рок-группе «Разные люди». Её основатель Александр Чернецкий утверждал, что песню «Вот пуля просвистела…» знали и любили всего его друзья:
Люди запоминали её во всех компаниях. Никто даже ручку не брал, не записывал. Простые аккорды, простая мелодия, её пели даже а капелла. Не было гитары – всё равно, после какой-то рюмки водки её запевали.
Именно Чернецкий спел её Чигракову. Но лидер группы «Разные люди» настаивал на том, что зародилась композиция не в Харькове. Якобы в конце восьмидесятых песню привёз из Архангельска один его знакомый.
Панковский след
Судя по всему, к Украине «Батька-атаман» действительно не имеет ни малейшего отношения. Равно как нельзя считать песню народной. У представителей питерской рок-тусовкий той поры её авторство не вызывало сомнений.
В 1983 году Игорь Шолк по прозвищу «Нехороший» и Михаил Тинкельман, которого друзья называли «Солидным», на скорую руку сочинили слова песни «Комиссар». Музыку написал Алексей «Лёва» Леонтьев.
Игорь Шолк отвечать на вопросы о композиции отказывается, а Михаил Тинкельман отреагировал на расспросы журналиста BBC так:
Род интереса к моей персоне меня совершенно не вдохновляет. Так как я очевидно не претендовал ни на какие бонусы и упоминания, связанные с текстом, то и не имею никаких обязательств по удовлетворению чьего-либо любопытства. Обратите также внимание, что песенка, сделанная по приколу и для забавы, современными исполнителями подаётся пафосно и натужно, что, естественно, также не располагает к участию в этом раскладе.
Алексей Леонтьев рассказал, как определился первый исполнитель трека:
Свин, когда приходил ко мне в гости, сказал, что он готов купить за две бутылки портвейна право первородства. Право первородства ему, конечно же, не было продано, но право исполнения было отдано. При этом то ли история умалчивает, то ли никто не помнит, видели ли мы эти две бутылки портвейна.
Итак, первым её исполнил Андрей «Свин» Панов из группы «Автоматические удовлетворители», что произошло 1 мая 1983 года в Люберцах. В том же году небольшую заметку о мероприятии опубликовал журнал «Ухо». В статье упоминалась песня «Атаман».
Известно интервью, в котором Свин отвечает на вопрос, кто автор песни «Батька-атаман»:
Вещь эта, действительно, чисто технически была мной собрана буквально по кусочкам, и к ее авторству я имею прямое отношение: не было б меня – не было бы и этой песни…
После концерта 1983 года Панов неохотно пел «Вот пуля просвистела», хотя иногда это случалось.
В книге «Ау! Свинья!» Алексей Рыбин приводит воспоминания матери музыканта:
Тот же «Комиссар», которого ему все время инкриминировали, а это вообще не его песня… мне говорили – антисоветчина, мол, «Комиссар»… Я говорю – да не Андрюшина это песня, он ее и на концертах перестал исполнять из-за того, что вещь чужая.
Посмотрим ещё одну памятную видеозапись выступления «Свина».
Важно учитывать, что ни один авторитетный исследователь народного песенного творчества не указывал на фольклорное происхождение композиции. Более того, по словам экспертов, она написана размером, который редко использовался в ту эпоху.
Смысл песни «Вот пуля просвистела»
В интервью Русской службе BBC Алексей Леонтьев рассказал об источнике вдохновения для авторов. Им стала повесть «С мандатом губкома» писателя Сергея Мотияша, опубликованная в журнале «Юность» в 1978 году.
По сюжету, молодые учителя отправляются в далёкую деревню, где им приходится скрываться от банды лихого атамана. Выпивая в избе, «злодеи» сначала поют залихватские куплеты:
У Советов денег нету,
А у нас их сколько хошь,
Потому как у Советов
Всей скотины – клоп да вошь.
Как добуду я обрез
Да уйду с обрезом в лес…
И начну я им опять
Комиссариков считать.
Позже они заводят жалостливую:
Провести параллели между этими песнями и композицией «Вот пуля просвистела…» отнюдь не сложно.
Дочь Сергея Мотияша не смогла подсказать журналисту Би-би-си, откуда взялись эти строчки. Она лишь высказала предположение, что у него были какие-то старые архивы.
Видимо, у «Батьки-атамана» был ещё один куплет. Якобы он таков:
По другой версии, он звучал следующим образом:
Давите красных сволочей,
Да чтоб не …… [крали] коней.
Давите красных сволочей,
Да за жену, да за детей!
Не исключено, что это уже истинное народное творчество, проявившееся, когда песня стала популярной.
Кавер-версии
В 1987 году на фестивале в Подольске песню «Вот пуля просвистела» с изменённым текстом исполнил Александр «Рикошет» Аксёнов в составе группы «Объект насмешек». После этого трека выступление прервал сотрудник госбезопасности.
О тех событиях рассказывал Игорь Гудков, который тогда был руководителем коллектива:
Я пошел на пульт, и туда пришел кгбэшник и выключал звук на песне «Комиссар». Меня чуть не свинтили там, потому что я ручки двигал наверх, а он их двигал вниз.
Впоследствии композицию полюбили всевозможные казачьи коллективы и поклонники «белого» движения. Как правило, о настоящей истории песни «Вот пуля просвистела…» они не знают.
Так спели «Вот пуля просвистела» участники шоу «Голос».
Текст песни «Вот пуля просвистела…» («Батька-атаман»)
Вот пуля просвистела, в грудь попала мне,
Спасся я в степи на лихом коне,
Но шашкою меня комиссар достал,
Покачнулся я и с коня упал.
На одной ноге я пришел с войны,
Привязал коня, сел я у жены.
Но часу не прошло, комиссар пришел,
Отвязал коня и жену увел.
Аккорды песни «Батька-атаман» («Вот пуля просвистела…»)
Вот пуля просвистела, в грудь попала мне,
Dm Am F G
Спасся я в степи я на лихом коне,
Am C A7
Но шашкою меня комиссар достал,
Dm Am F G
Покачнулся я и с коня упал.
Цитата о песне
99% уверенности, что этой песни не было ни до Гражданской войны, ни на ней.
Рустам Фахретдинов, Европейский университет
Несмотря на то, что история не до конца выясненная, [«Вот пуля просвистела…»] вполне себе ложится в репертуар казачьего коллектива. И она раскрывает исторический контекст, позволяет современному зрителю понять, чем была Гражданская война, и какие ощущения и эмоции испытывали люди в то время… Никогда бы ни подумал, что она написана в семидесятых – восьмидесятых годах. Настолько она передает эмоции, настолько она честная, что ли.
Вениамин Новоточинов, руководитель Московского казачьего хора