так хотелось бы знать куда еще занесет судьба
Тест с ответами по теме: «Пунктуация сложного предложения»
1. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие.
а) Дунул ветер_ все дрогнуло, ожило и зашумело.
б) Прошел дождь_ зашумели деревья в лесу.
в) Хвалы приманчивы_ как их не пожелать?+
2. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.
а) Знайте_ он опасный человек.
б) Любишь кататься_ люби и саночки возить.+
в) Заранее предупреждаю_ удобств на пути не будет.
3. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
а) Не сули журавля в небе_ дай синицу в руку.
б) Доверие_ всегда самый дорогой подарок.
в) Так хотелось бы знать_ куда еще занесет судьба?+
4. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?
а) Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету.
б) Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.+
в) Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму.
5. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?
а) Я доверяю любящим_ они великодушны.
б) Земля кругла_ на ней не скроешь тайны.+
в) Люблю веселое искусство природы_ цветы, бабочек, тропические растения, водопады, фонтаны.
6. Отметьте полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.
Теперь (1) когда машины повернули к перевалу (2) море осталось позади.
а) Предложение сложное, сложноподчиненное. Запятая (2) ставится между частями сложного предложения.+
б) Предложение сложное, сложноподчиненное. Придаточное предложение выделяется запятыми (1) и (2).
в) Предложение простое, имеет уточняющее обстоятельство времени, которое выделяется запятыми (1) и (2).
7. Отметьте полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.
Сонечка писала (1) что настроение тяжелое (2) но чтобы он о них не беспокоился.
а) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из трех частей. Запятые (1) и (2) ставятся между частями сложного предложения.+
б) Предложение сложное, состоит из двух частей, запятая ставится между частями сложного предложения.
в) Предложение сложное, состоит из двух частей, запятая (1) ставится между частями сложного предложения. Запятая (2) ставится между однородными членами, которые имеются в придаточном.
8. Отметьте полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.
Снег был глубокий (1) но твердый (2) лыжи не проваливались.
а) Предложение сложное, состоит из двух частей. Между частями сложного предложения ставится запятая (2).
б) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится тире (2). В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая (1).
в) Предложение сложное, бессоюзное, между частями предложения ставится двоеточие. В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая.+
9. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.
а) Когда началась гроза, игра прекратилась_ и дети бросились бежать домой.+
б) В такую бурю волк не рыщет_ и медведь не вылезает из берлоги.
в) От долгого сидения у него затекли ноги_ и заболела спина.
10. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.
а) Солнце пекло невыносимо_ и дул теплый ветер.
б) Кто из нас не был молод_ и кто не увлекался?
в) В доме все окна были закрыты_ дверь же была распахнута настежь.+
11. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.
а) Она сказала ему, что_ если он болен, то надо лечиться.
б) Он раздражителен_ и когда здоров, и когда болен.
в) Яков встал рано утром, когда солнце не палило так жарко_ и с моря веяло бодрой свежестью.+
12. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.
а) Чтобы отбить, отбросить вражий вал_ такие вынес город испытания, каких еще ни разу не знавал за двести сорок лет существования.
б) У костра остался проводник, который_ пока путешественники охотились, приготовил ужин.+
в) Пушкин не скрывал, что_ если бы во время восстания он находился в Петербурге, то был бы вместе с декабристами.
13. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.
а) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака.
б) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.+
в) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.
14. Отметьте номер предложений с пунктуационной ошибкой.
а) После завтрака экскурсанты пошли к морю, которое, хотя ветра не было, гулко шумело и плескалось.
б) Так как приближалась ночь, мы остались в селении, которое находилось в пятнадцати километрах от железной дороги.
в) В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда потом не забываются, и надолго определяют его биографию.+
15. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.
а) Неприятель решил, что здесь нет защитников, и полез выше в гору.+
б) Вечером, когда немного утихло, мы пошли на мол, чтобы посмотреть, как придет пароход.
в) Поздно вечером раздался протяжный свисток и показался сияющий огнями паровоз.
16. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в данном предложении?
Чаадаев без посторонних рассуждений просто сравнил (1) то (2) что есть в России (3) с тем (4) что есть в Европе (5) и это как раз потрясло больше всего.
а) 2, 3, 4;+
б) 2, 4, 5;
в) 1, 3, 5;
17. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в данном предложении?
Собрались было плыть дальше (1) но (2) когда поднялся ветер (3) и пошла больше волна (4) то повернули к берегу.
а) 1, 2, 4;+
б) 1, 4;
в) 1, 3, 4;
18. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в данном предложении?
Я совершенно уверен (1) что у этого лорда есть что-то очень смешное (2) чего он стыдится (3) что тайно мучает его (4) и (5) отчего он так злобно пишет свои книги.
а) 1, 2, 3, 4;
б) 2, 3, 4, 5;
в)1, 3, 4.+
19. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку знаков препинания в данном предложении?
Прирученные и специально обученные беркуты ловят на охоте зайцев (1) ломают спину лисицам (2) и (3) если с малолетства приучить (4) даже и волка останавливают.
а) 1, 2;
б) 1, 3, 4;
в) 1, 2, 3, 4.+
20. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в данном предложении?
Я люблю подмосковные леса (1) и (2) когда они весело шелестят при летнем ветерке (3) и (4) когда они (5) заснеженные (6) спокойно спят под холодным светом луны.
а) 1, 3;
б) 2, 4, 5;
в) 3, 5, 6.+
21. Знаки препинания расставлены правильно в следующих предложениях:
а) Моему приятелю отвели сарайчик в конце сада и заставили его таскать волынку всякий раз, как он брался за свои упражнения.+
б) Иван Семенович подумал, что если бы этот человек был на самом деле невиновен, это сразу бы почувствовалось.
в) Обычно в картине существует некий центр, в котором находятся ее главные герои и где происходит основное событие.+
г) Несмотря на то что с утра шел дождь и дул сильный ветер, мы отправились на экскурсию в замок.+
д) Чувствуется, что он все делает с удовольствием и вкусом, что предстоящая работа ему приятна и что жизнь для него радостна и что замечаешь в себе какой-то подъем.
22. Запятая ставится на месте пропусков:
Князь Андрей любил танцевать_ и _ желая поскорее отделаться от умных разговоров _с которыми все обращались к нему _ подошел танцевать и выбрал Наташу _ потому что на нее указал ему Пьер _ и потому что она была первая хорошенькая женщина _ попавшая ему на глаза.
а) 2,3,4,5,7+
б) 3,4,5
в) 1,2,3,4,5,6,7
23. Двоеточие на месте пропуска ставится в следующих предложениях:
а) И теперь я знаю точно _ так будет всегда, что бы не происходило с людьми.+
б) Снега налетят _ не отыщешь и зернышка, морозом заря разгорится…
в) Понапрасну всматривались мы вдаль _ навстречу нам поднимался туман.+
г) Посмотришь вниз и увидишь _тот же сыпучий снег разрывают полозья, и ветер упорно поднимает и уносит все в одну сторону.+
24. Тире ставится на месте пропусков в следующих предложениях:
а) Ивановский достал часы _ было половина десятого.
б) Дальше следовало подождать, может, передохнуть даже, залечь _ с вершины холма их могли уже заметить немцы.
в) Входишь в лес _ тишина и покой охватывают тебя.+
Тест с ответами на тему: “Синтаксис и пунктуация”
1. Знак препинания, который ставится между репликой и словами автора:
а) Запятая
б) Тире+
в) Точка с запятой
г) Троеточие
2. Отметьте верное утверждение:
а) Обращение – это речь действующего лица
б) Обращение – это слово, которое называет автора
в) Обращение – это слово или сочетание слов, называющее лицо к которому обращена речь+
г) Обращение – это речь, обращённая к самому себе
3. Выберите, где указано предложение, в котором на месте пропуска ставится тире:
а) Доверие_ всегда самый дорогой подарок
б) Так хотелось бы знать_ куда еще занесет судьба? +
в) Не сули журавля в небе_ дай синицу в руку
4. Определите, где указано предложение, в котором на месте пропуска ставится двоеточие:
а) Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу +
б) Люди вели себя по-разному одни беспокойно оглядывались другие словно застыли
в) Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму
5. Определите, что не является словосочетанием:
а) иметь в виду;
б) зелёный цветочек;
в) путём замены;
г) вследствие урагана.+
6. Выберите словосочетание, в котором вид связи – примыкание:
а) беспокоиться о детях;
б) возможность учиться;+
в) мой друг;
г) рассказ ветерана.
7. Определите, где указано предложение, в котором на месте пропуска ставится тире:
а) Я доверяю любящим_ они великодушны
б) Слышу я звенит синица средь желтеющих полей
в) Земля кругла_ на ней не скроешь тайны +
8. Выберите, где указаны виды предложений, которые относятся к группе предложений по интонационной (эмоциональной) окраске:
а) восклицательные и невосклицательные предложения +
б) распространенные и нераспространенные предложения
в) повествовательные, побудительные и вопросительные предложения
9. Определите, где указаны виды предложений, которые относятся к группе предложений по наличию второстепенных членов относятся:
а) повествовательные, побудительные и вопросительные предложения
б) распространенные и нераспространенные предложения +
в) восклицательные и невосклицательные предложения
10. Предложение, в котором надо поставить тире между подлежащим и сказуемым:
а) Капли мёда словно жемчуг.
б) Гусь, известно, птица важная.
в) Учиться всегда пригодится.
г) Март начало весны.+
11. Отметьте безличное предложение:
а) Оттуда несло запахом полыни.+
б) Что посеешь, то и пожнёшь.
в) Скоро сказка сказывается.
г) Хочу жить на этой планете!
12. Предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены):
а) Артисты вышли на сцену и концерт начался.
б) Темнело и сбоку несло резким холодом.
в) Он выдержал экзамен и был принят в вуз.+
г) Всадник пришпорил коня и скоро его не стало видно.
13. Определите, где указано какой знак ставится перед каждой репликой в диалоге:
а) кавычки
б) тире +
в) двоеточие
14. Выберите, где указано название предложения, которое предложение, которое соответствует приведенному ниже правилу:
“Запятая перед союзом и не ставится, если он соединяет однородные придаточные предложения в составе сложноподчинённого”:
а) Мысль ведёт за собой слово, дабы оно выразило её и передало людям
б) Яков встал утром, когда солнце ещё не палило так сильно и с моря веяло бодрой свежестью +
в) Хорошо, просто здорово знать человеку, что дома его ждут и любят
15. Отметьте сложное предложение (знаки препинания не расставлены):
а) В этом месте слыхал я есть небольшой грот.
б) Два-три прыжка и зверя не стало.
в) Воодушевляясь вымыслом отец сочиняет что придёт в голову.
г) Прочитайте Чехова и вы почувствуете в нём сатирика.+
16. Определите предложение, в котором на месте вопросительного знака запятая не нужна:
а) Весна (?) и уже тепло.
б) Опять было ясно и тихо (?) и падал снег.+
в) Мы должны знать где происходили события (?) и какие были последствия.
г) Перед рассветом звёзды исчезают (?) а небо расчищается.
17. Выберите, где указано какой знак ставится после слов автора, если слова автора стоят перед прямой речью?
а) двоеточие +
б) запятая
в) тире
18. Определите, где указано предложение, в котором на месте пропуска ставится двоеточие:
а) Дунул ветер_ все дрогнуло, ожило и зашумело
б) Хвалы приманчивы_ как их не пожелать +
в) Прошел дождь_ зашумели деревья в лесу
19. Определите, где указано предложение, в котором на месте пропуска ставится тире:
а) Знайте_ он опасный человек
б) Я тебе определенно скажу_ у тебя есть талант
в) Любишь кататься_ люби и саночки возить +
20. Отметьте предложение, которое соответствует схеме: [ ]: [ ] (знаки не расставлены):
а) Она позвонила ответа нет.
б) Быть сильным хорошо быть умным вдвое.
в) Тренер волновался спортсмен ошибался.+
г) Меня заинтересовало что он там делает.
21. Отметьте сложноподчинённое предложение:
а) Мысль, что мы обмануты, была невыносима.+
б) Старый князь был ещё в городе, и его ждали каждую минуту.
в) У неё слёзы были на глазах и голос дрожал.
г) Было темно, и только на вершине деревьев дрожал яркий золотой луч.
22. Определите предложение с ошибкой в согласовании:
а) Светлое будущее казалось Грину очень далёкое, а он хотел ощутить его немедленно.+
б) Когда зелёный сад весь сияет от солнца и кажется счастливым, хочется, чтобы вся жизнь была такой.
в) Около крыльца толпилось человек семь казаков.
г) Хлеба при свете заходящего солнца казались розовато-жёлтыми.
23. Отметьте вариант с ошибкой в построении предложения с несогласованным приложением:
а) По мнению Белинского, Хлестаков – «главное лицо» «Ревизора».
б) В балладе В.А. Жуковского «Светлане» показаны народные гадания.+
в) Создание «Толкового словаря» – главное дело всей жизни В.И. Даля.
г) В «Вишнёвом саде» Чехова нет центрального героя.
24. Найдите особенность у написания реплик в диалоге:
а) Реплики пишутся через запятую
б) Реплики начинаются с маленькой буквы
в) Все реплики пишутся в кавычках
г) Каждая реплика пишется с новой строки+
25. Отметьте предложение, в котором запятая не нужна:
а) После грозы всё блестело и сверкало (?) и дышалось легко.+
б) Было темно и холодно (?) и мне очень хотелось поскорее оказаться дома.
в) Уже начинало припекать (?) и с крыльца падала звонкая капель.
г) Ветер дул с моря (?) и городок обдавало запахом водорослей.
26. Определите предложение, которое соответствует схеме: [ ] – [ ] (знаки не расставлены):
а) Рожь гнулась и качалась лес побледнел и расплылся.
б) Сомнений не было где-то близко проходила дорога.
в) Трус не любит жизни он только боится её потерять.
г) Рванул ветер сосна стряхнула с себя шапки снега.+
27. Отметьте сложноподчинённое предложение:
а) Ветер стих, поднебесные страсти улеглись, сквозь тучи пробивались лучи солнца.
б) В прежние годы у обрывистого края оврага, где вырос микрорайон, соорудили спортивный трамплин.+
в) Он вспомнил ночное событие, но вспомнил без страха, как нечто произошедшее в свой черёд.
г) Она открыла дверь и, пройдя мимо, вошла во вторую комнату.
28. Определите все цифры, где должны стоять запятые:
Удивительны скульптуры Родена (1) под рукой (2) которого (3) камень становился податливым и тёплым.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 3;
в) 2;
г) 1.+
29. Определите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:
а) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
б) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного.+
в) Иван был почти всегда сонливый да ленивый.
г) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.
30. Определите грамматически правильное продолжение предложения:
Занимаясь спортом,
а) нагрузки должны увеличиваться постепенно.
б) укрепляется здоровье.
в) не забывайте о полноценном питании.+
г) результат не всегда виден сразу.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тесты.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тесты.
Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тесты.»
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие.
Дунул ветер_ все дрогнуло, ожило и зашумело.
Прошел дождь_ зашумели деревья в лесу.
Я взглянул в окно_ на безоблачном небе разгорались звезды.
Хвалы приманчивы_ как их не пожелать?
Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.
Знайте_ он опасный человек.
Любишь кататься_ люби и саночки возить.
Заранее предупреждаю_ удобств на пути не будет.
Я тебе определенно скажу_ у тебя есть талант.
В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
Не сули журавля в небе_ дай синицу в руку.
Доверие_ всегда самый дорогой подарок.
Так хотелось бы знать_ куда еще занесет судьба?
Я советую читать и изучать классиков_ Пушкина, Тургенева, Толстого.
В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?
Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету.
Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.
Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму.
Люди вели себя по-разному одни беспокойно оглядывались другие словно застыли.
В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?
Я доверяю любящим_ они великодушны.
Земля кругла_ на ней не скроешь тайны.
Люблю веселое искусство природы_ цветы, бабочек, тропические растения, водопады, фонтаны.
Слышу я_ звенит синица средь желтеющих полей.
Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении. Снег был глубокий (1) но твердый (2) лыжи не проваливались.
Предложение сложное, состоит из двух частей. Между частями сложного предложения ставится запятая (2).
Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится тире (2). В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая (1).
Предложение сложное, бессоюзное, между частями предложения ставится двоеточие. В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая.
Предложение сложное, бессоюзное. Тире (1) ставится между частями предложения, так как содержание одной противопоставляется другой. Запятая (2) отделяет уточняющий член предложения.
Какое предложение является сложным бессоюзным?
Перед грозой в лесу бывает так хорошо, точно все кругом курится благовонными испарениями.
Небо с закатного края прояснилось, выглянуло солнце.
Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
По последним метеорологическим данным ожидается потепление.
Укажите верное утверждение о предложении.
Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня.
Предложение бессоюзное сложное;
Предложение простое, осложнено однородными сказуемыми заговорил и изумил.
Как объяснить постановку тире в предложении?
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Предложение простое неполное.
Вторая часть сложносочинённого предложения содержит указание на резкую смену событий.
Вторая часть сложносочинённого предложения содержит следствие.
Объясните постановку двоеточия в данном предложении.
Не копай другому ямы: сам в неё и свалишься.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условия совершения действия, обозначенного во второй части.
В каком предложении не должно ставиться тире? (Знаки препинания не расставлены.)
Нидерланды государство на северо-западе Европы часто называемое Голландией.
На востоке страна граничит с Германией на юге с Бельгией.
В средние века считалось, что бордосская сталь самая надёжная в мире.
Один из самых ярких признаков нашего отдаления от народа то, что мы почти совсем перестали петь хором.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:
«Хорошо» сочинять стихи и «правильно» их сочинять ( ) вещи различные.
Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части.
Ставится двоеточие: при однородных членах с обобщающим словом.
Ставится тире: при однородных членах с обобщающим словом.
Ставится тире: между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным с прилагательным.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
В каком примере недостаёт второго тире?
Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.
Я пытался поймать такси ( ) не тут-то было.
Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.
Ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой.
Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.
Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
В портрете воссоздаётся облик человеческой индивидуальности: вместе с внешним сходством художник запечатлевает духовный мир изображаемого человека.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Стекло всё шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитена, оно защищает наши квартиры от холода и превращается в эластичную ткань, которая служит людям.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.