так что же такое честь почему издавна на руси принято было честь почитать уважать
Разработка урока. Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав). А. Пушкин «Капитанская дочка»
Анализ глав. Формирование читательской грамотности
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав). А. Пушкин «Капитанская дочка»»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав).
Тема: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав).
Цель: показать жанровое своеобразие повести; проследить истоки формирования личности Петра Гринева, развивать навыки анализа текста, воспитание нравственности обучающихся.
Методы обучения: исследовательский метод, проблемный метод.
Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выразительное чтение, комментарии учителя.
Педагогические технологии; проблемное обучение, метод проектов, компьютерные технологии.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
А.С. Пушкин «История Пугачева».
Иллюстрации к произведению.
Компьютерные презентации: «Образ Пугачева», «Екатерина II», «История создания повести».
Сообщение темы урока.
Проверка домашнего задания (сообщения, презентации учащихся).
Памятники А.С. Пушкину в разных городах.
История создания произведения.
Исторические личности в произведении.
Изучение нового материала.
В критической литературе неоднократно высказывались разные мнения о произведении Пушкина. До сих пор нет единства и в определении жанра произведения. Что это – повесть? роман? «Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом, и повестью.
Повесть: невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме мемуарных записок.
Судьба героев не просто дана на фоне истории, она тесно переплетена с исторически значимыми для страны и общества событиями. Это признаки романа.
Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III.
Вымышленные лица: П.А. Гринев и все остальные персонажи повести.
1. Исторические герои.
1. Вымышленные лица.
2. Крестьянское восстание: взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга.
2. Встречи с Гриневым. Взаимоотношения с Гриневым.
3. Казнь Пугачева и его сподвижников
3. Присутствие Гринева на казни, встреча Маши с Екатериной II.
Почему повесть названа «Капитанская дочка»? Маша Миронова – дочь капитана.
Что изменилось бы, если бы она называлась «Капитанская дочь»? Слово дочь более официальное, чем дочка.
Автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду». Эпиграф содержит основную мысль произведения.
Так что же такое честь? Почему издавна на Руси принято было честь почитать, уважать? Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы, доброе имя, почет, уважение.
Изменилось ли за века представление русских людей о чести?
А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное? Хочет заставить каждого из нас беречь свою честь.
Честь можно снискать добрыми делами, бескорыстием, человечностью.
Из письма А.С. Пушкина своему младшему брату Льву. 1822г. (Пушкину 23 года) ПСС.
«Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты еще не знаешь. С самого начала думай о них самое плохое, что только можно вообразить: ты не слишком ошибешься. Не суди о людях по собственному сердцу, которое, я уверен, благородно и отзывчиво. Никогда не принимай одолжений. Одолжение – чаще всего предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает. Никогда не делай долгов, лучше терпи нужду. Никогда не забывай умышленной обиды, будь немногословен или вовсе смолчи и никогда не отвечай оскорблением на оскорбление».
Расскажите о родителях Петруши. В какой семье он рос?
Какое значение имеет имя главного героя? Назван в честь деда. Уважение к семейным традициям.
Кто знает, что обозначает имя Петр? Петр – по-гречески значит «камень», твердость характера, сила духа.
В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос?
Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? Нельзя сказать. Но он перенял от отца прямоту и честность.
Какие заветы дал отец Петру при отправлении на службу?
С момента отъезда начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. В чем изменился герой?
«Честь»: что она значит для русского народа
Понятие «честь» не поддается осознанию индивидуумов, которые в силу границ и состояния собственного бытия, по воли Провидения, не являются носителями этой самой чести.
Честь нельзя спровоцировать, вызвать, сымитировать: это все равно, что пытаться силой воли поменять себе резус-фактор с положительного на отрицательный или отрастить, каприза ради, тридцать третий зуб.
Честь индивидуальная – качество наследственное, которое складывается деяниями нескольких поколений, главной целью которых является стяжание славы. Со времен Римской империи считалось, что совершенные на поле брани подвиги оказывают физиологическое влияние на кровь героев.
Гийом де Бар, один из герольдов Французского королевства времен Столетней войны писал: «Кровь насыщается славой. В ней является искра Божия, которая будет освящать кровь на протяжении многих поколений, даруя бессмертие храбрецу, стяжавшему эту славу». Маркировкой чести и крови одновременно, как правило, служат титул и родовой герб, который, по сути дела, является формулой крови. Одна осечка в цепочке поколений, скажем, факт трусости на поле боя или брак с представительницей низшего сословия, способна пустить насмарку славные подвиги, храбрость, героизм всех вместе взятых пращуров. Кровь будет «заражена», «вещество» чести необратимо испорчено, а бессмертие утрачено; герб станет пустышкой, и все нужно будет начинать с нуля.
«Честь» понятие феодальное – оно тесно связано с землей. Ее наличие обозначало право на владение вотчинами и окружение себя вассалами, а также привилегию наследственного почета, повод для которого порой скрывался в деяниях давно ушедших поколений.
Но это дела, так сказать, индивидуальные, западные. На Руси все по иному. Наша Родина, как известно, глуха к достижениям личностным и индивидуально-клановым, «кровным» селекциям и поискам материального бессмертия. А по сему с почетом да уважением у местных «баринов-бояринов», «графов-аристократов» исторически не складывалось. Нет, конечно, народ оказывал знаки уважения, но, не исходя из изощренной кровяной формулы и наличия и расположения атрибутов на родовом гербе нобиля, а, так сказать, «согласно штатному расписанию».
Русский народ почитал аристократию с фигой в кармане, полагая местных князьков бессмысленной и надуманной прокладкой между собой и помазанником Божием. Периодически он эту самую прокладку старался убрать. В последней своей попытке, роковой попытке, убрал весте с царем. Но это совсем другая история.
На Руси понятие чести по смыслу всегда было ближе к понятию «правда». И бояре, а позднее дворянство, озабоченные бесконечной оптимизацией своей крови, заботой о присутствии «гения рода» в гемоглобине, как раз с этой категорией испытывали определенные сложности. Носителей правды на Руси всегда было два – это царь и народ. А все остальное – от лукавого.
Кровь европейской аристократии «улучшалась» на столетних, тридцатилетних и всяких «цветочных» феодальных войнах, где безродные бойцы относились к расходному материалу. В беспощадных же бранях на Русской земле славу стяжал весь народ, а «командиры» являли собой попытку олицетворить неописуемый хаос народного подвига. Одни получали зарубки на гербах, другие – народную память.
Классическая феодальная война, война носителей чести, подобна размеренностью и регламентируемостью игре в гольф. И стяжаемая честь здесь хрупка – брак с простолюдинкой, подобный промаху на последней лунке, пустит под откос всю многовековую родословную.
Война народная, война за Родину сравнима с отчаянной рубкой сына за родную мать, над которой нависла угроза. Здесь нет правил и регламентов. Только чистая, сконцентрированная любовь, вылившаяся в лютую беспощадность в отношении обидчиков матери. Только правда, которая утверждается жертвой собственной жизни. Жертвой, которая, как правило, остается анонимной и которую обязательно припишут себе «люди чести» и получат за это очередной бессмысленный знак на погонах и привилегии.
У них слава в крови, а у нас, русских, в душе! А душа, как известно, вечна…
Урок по литературе «Береги честь смолоду» по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (урок обобщения)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок по повести «Капитанская дочка» в 8 классе
Тема: «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
постичь суть произведения через внутренний мир героев;
способствовать становлению активной нравственной позиции;
углубить понимание идейно-художественного богатства повести, расширить представление об этических понятиях;
учиться видеть настоящую красоту за внешней простотой;
Методы и приемы: блиц-опрос, беседа, тестирование, групповая работа
Оборудование : на мультимедиа эпиграфы, портрет А.С. Пушкина, рисунки учащихся, предметы для аукциона, эмблемы команд, сценическое оборудование, дипломы для награждения победителей.
1. Организационный момент:
сообщение темы и задач урока.
Вопрос к учащимся : Кому книга показалась сложной? А кому простой?
Слово учителя : И все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд? Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял А.С.Пушкин в конце своего творческого пути.
2. Обобщение и систематизация материала :
Слово учителя: Давайте вспомним страницы повести (опрос учащихся)
Имя отца Гринева? (Андрей Петрович);
Служил при графе? (Минихе);
Сколько было деревень и в какой губернии? (1, в Симбирской);
Сыну был пожалован в дядьки (стремянный Савельич);
Выучился Петруша грамоте (на 12 году);
… и мог очень здраво судить о (свойствах борзого кобеля);
Был нанят француз (мосье Бопре);
… который в отечестве своем был (парикмахером)
В Пруссии (солдатом);
… а потом приехал в Россию, чтобы (стать учителем, не очень понимая значения этого слова);
Батюшка вошел на урок (географии);
В это время Гринев (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды);
А Бопре (спал на кровати сном невинности);
Капитан Миронов и его жена были люди самые (почтенные);
В Марье Ивановне я нашел (благоразумную и чувствительную девушку);
Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» (пару серег);
Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак (Емельян Пугачев).
Слово учителя: Почему работу над повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы начинали с разговора о чести?
Ответы учащихся: (потому что автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду», а эпиграф содержит основную мысль произведения).
Слово учителя: Так что же такое честь?
Ответы учащихся: Честь – это…..
Вопрос учителя: Так что же издавна на Руси принято было честь, почитать, уважать?
Ответы учащихся: На Руси уважали…….
Вопрос учителя: Изменилось ли за века представление русских людей о чести?
Ответы учащихся: Не изменилось.
Слово учителя: Да, не изменилось. Мы так же с вами уважаем в человеке: достоинство, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть.
Вопрос учителя: Ребята, почему, как вы думаете, Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное?
Ответы учащихся: Потому что хочет заставить каждого из вас беречь свою честь.
Слово учителя: Честь можно снискать добрыми делами, бескорыстием, человечностью. Так вот кто же из героев снискал себе честь и сохранил ее до конца повести. Это мы с вами и должны обсудить в ТОК-ШОУ «Встреча с героями» (заранее подготовлена сценка из повести, герои ждут за дверью, дети угадывают героев по описанию, герои входят в класс):
Слово учителя: Отгадайте с какими героями вы сейчас встретитесь?
Сидел под образами в красном кафтане в высокой шапке и важно подбочась? (Е.Пугачев)
«Трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья так и затрепещется» (Марья Ивановна);
Он был одет казаком и отрастил себе бороду (Швабрин);
«Но жить убийством и разбоем – значит, по мне клевать мертвечину» (Гринев);
Сценка из главы «Сирота».
Слово учителя: Итак, в центре истории – человек.
Учитель обращается к Гриневу: Расскажите о себе.
Рассказ Гринева о себе: (каждому сильному учащемуся было задано домашнее задание – написать сочинение о герое, которого он будет играть на уроке)
Вопросы учителя к учащимся:
Стремился ли Петр Гринев выполнить заветы отца? В этом нам и нужно с вами разобраться. Как ведет себя Гринев при обороне Белгородской крепости?
На предложение Пугачева поступить к нему на службу Гринев соглашается или нет?
Какие качества характера Гринева понравились Пугачеву и расположили к себе? (прямота и искренность)
Однако не всегда долг побеждал в душе Гринева. Находясь в Оренбурге, он нарушил долг. Какой долг он нарушил: воинский или перед любимой женщиной?
Вопросы к Гриневу учащихся:
Слово учителя: Следующий наш герой Емельян Пугачев. Емельян, расскажите о себе.
Рассказ Пугачева о себе:
Вопросы учителя к учащимся:
Вот Пугачев сказал, что он справедлив, великодушен. Так ли это. Где проявляются эти качества?
Что вы можете сказать о Пугачеве, как полководце?
Вопросы учащихся к Пугачеву:
Слово учителя: Послушайте небольшие мини-сочинения о Швабрине и Марье Ивановне.
Швабрин рассказывает о себе:
Марья Ивановна рассказывает о себе:
Слово учителя: Так кто же сберег честь смолоду, а кто нет?
Слово учителя: Швабрин не только не усвоил эту народную мудрость, но ее откровенно проигнорировал. И жестоко поплатился за это.
— Итак, человек – это загадка. Следующее задание – разгадать эпиграфы:
2 команда «Белогорская крепость» ( о Марье Ивановне)
Слово учителя: А теперь аукцион знаний.
На продажу выставлены поистине «бесценные вещи», купить, которые сможет любой из вас за оценку «3», «4», «5» в обмен за знания. С условиями игры вы уже ознакомлены. Помогать вам будут сообразительность и память.
На мультимедиа изображены предметы:
Кувшин воды, накрытый ломтем хлеба.
(начальная цена – 3 балла, кто больше?)
(стук молотком – вещь продана)
Письмо, написанное женской рукой.
(стартовая цена – 3 балла, кто больше?)
(стук молотком – вещь продана)
(стартовая цена – 3 балла, кто больше?)
(стук молотком – вещь продана)
Слово учителя: Кто больше назовет фольклорных элементов в повести.
Эпиграфы ко многим главам;
Речь Пугачева насыщена пословицами и поговорками, иносказательная речь Пугачева на постоялом двору;
Сходство Пугачева с царем из сказок. За добро платит добром.
Слово учителя: Разрешите проблему, кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь» Екатерина 2 или Пугачев? Почему?
3. Итог урока: Что помогает понять нам Пушкин в этой повести?
Слово учителя: Итак, ребята, повесть Пушкина помогает понять за внешним, бытовым лицом мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки. Мы пытались разгадать характер героев, учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой. Таким образом, загадки повести – это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать. (награждение команд)
Презентация по литературе «А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Анализ 1,2 глав» (8 класс).
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав).
Что такое эпиграф? Эпи́граф (от др.-греч. ἐπι-γρᾰφή — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное. Эпиграф используется в литературе, кинематографе, музыке. Википедия
В качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» приводится в сокращённом виде русская пословица. Знаете ли вы её целиком?
В качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» приводится в сокращённом виде русская пословица. Знаете ли вы её целиком? Береги платье снову, а честь смолоду. Именно в таком виде она прозвучала в наставлении Андрея Петровича Гринёва своему сыну при расставании в начале романа.
Как вы поняли эпиграф? Какие вопросы больше волнуют в этом произведении автора: исторические, социальные или вопросы морали, нравственности?
Какова же идея произведения, судя по эпиграфу?
Какова же идея произведения, судя по эпиграфу? Главная идея связана с постановкой нравственных вопросов.
А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное?
А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное? Хочет заставить каждого из нас беречь свою честь. Так что же такое честь? Почему издавна на Руси принято было честь почитать, уважать? Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы, доброе имя, почет, уважение.
Как автор хочет заставить каждого из нас беречь свою честь? Честь можно снискать добрыми делами, бескорыстием, человечностью. Изменилось ли за века представление русских людей о чести?
Из письма А.С. Пушкина своему младшему брату Льву. 1822г. (Пушкину 23 года) «Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты еще не знаешь…Не суди о людях по собственному сердцу, которое, я уверен, благородно и отзывчиво. Никогда не принимай одолжений. Одолжение – чаще всего предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает. Никогда не делай долгов, лучше терпи нужду. Никогда не забывай умышленной обиды, будь немногословен или вовсе смолчи и никогда не отвечай оскорблением на оскорбление».
Кто является рассказчиком в «Капитанской дочке»? И в каком жанре он рассказывает об этой истории своей жизни?
Кто является рассказчиком в «Капитанской дочке»? И в каком жанре он рассказывает об этой истории своей жизни? Повествователем является сам Пётр Андреевич Гринёв и повествует в виде мемуаров (воспоминаний) или семейной хроники.
Почему автор передоверил своё повествование рассказчику?
Когда Гринёв писал свои мемуары и сколько ему уже было лет? «Ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра», Т.Е. после 1801 г., когда Александр I вступил на престол.
Анализируем I главу
Какое значение имеет имя главного героя?
Какое значение имеет имя главного героя? Назван в честь деда. Уважение к семейным традициям. Что обозначает имя Петр?
Что обозначает имя Петр? Петр – по-гречески значит «камень», твердость характера, сила духа.
Расскажите о родителях Петруши. В какой семье он рос? Свои тезисы подтвердите текстом.
На какого литературного персонажа похож Петруша в начале романа?
Петруша – Недоросль? Первая глава романа напоминает нам комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль». Петруша Гринёв так же, как и Митрофан, бездельничает, лазит на голубятню, с пренебрежением относится к учёбе. Его балует маменька. Так же, как у Митрофана, учитель Петруши невежествен. У Митрофана учитель — бывший кучер, у Петруши — бывший парикмахер. Обоим по шестнадцать лет. Но разница в изображении у Фонвизина и Пушкина существенная. Фонвизин смеётся и издевается над Митрофаном, его маменькой и учителями, его пьеса — это сатира. В пушкинском же романе то же самое описывается с добрым юмором и мягкой иронией. Кроме того, у Петруши и Митрофана совершенно разные отцы.
Что сформировало нравственный облик Петруши, имеет ли при этом значение недостаток его образования?
В чём состояло родительское благословение Петруши?
Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге?
Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? Нельзя сказать. Но он перенял от отца прямоту и честность.
Как проявил себя Гринёв в первом самостоятельном поступке-эпизоде с Зуриным?
Анализ II главы. 1. Пересказ (д/з).
Почему Пётр не послушался ямщика и Савельича, опасавшихся бурана?
Почему Пётр не послушался ямщика и Савельича, опасавшихся бурана? Молодое нетерпение, и легкомыслие, ещё одна молодая черта, сыграла здесь огромную роль, судя по последствиям. Эта черта характера свидетельствует о доверии к жизни, вере в благополучный исход.
Как назвал Гринёв «мужичка», который вывел его на дорогу во время метели, и какой смысл вкладывают в это слово герой и автор?
Как назвал Гринёв «мужичка», который вывел его на дорогу во время метели, и какой смысл вкладывают в это слово герой и автор? Вожатым. Проводник, знающий дорогу, ибо впоследствии он спасёт Гринёва и выведет его на верный жизненный путь.
Что выдающегося в облике и поведении Пугачёва?
Что выдающегося в облике и поведении Пугачёва? Его хладнокровие ободрило Гринёва, сметливость и тонкость чутья изумили. «Два сверкающих глаза», «живые большие глаза» говорят о ярком темпераменте, воле физическом здоровье; вообще наружность «вожатого» показалась Гринёву «замечательна». Плутовское выражение лица вызвана необходимостью скрываться, беречь тайну.
Как Пугачёв оценил подарок Гринёва?
Как Пугачёв оценил подарок Гринёва? Благодарный Гринёв, подаривший «своему вожаку» заячий тулуп, делает, по словам Пугачёва, «милость». Этот широкий жест Гринёва поселил в сердце Пугачёва глубокую симпатию к нему, спаситель и спасённый теперь окажутся связаны таинственной связью.
Буран предвещает бурные события в судьбе героя.
Какое значение имеет сон Гринева?
Какое значение имеет сон Гринева? Блуждание по снежной пустыне блуждание по мукам. Мужик с черной бородой Пугачев, позже благословит Петра и Машу. Топор, мертвые тела вскоре ему это предстоит увидеть.
Понятны ли вам слова и выражения, встретившиеся в II главе: «яицкий казак», «целовальник», «армяк»
2. Куда отец отправил служить Петра Гринёва? А) в Петербург, Б) в Оренбург, В) в Москву, Г) в Симбирск.
3. В каком качестве служил Савельич Петру Гринёву? А) учителем, Б) стремянным, В) дядькой, Г) телохранителем.
4. По каким признакам вожатый определил направление пути? А) по звёздам, Б) по дорожным столбам, В) по ветру, Г) по лаю собак.
5. Выберите правильное продолжение фразы: «Вместо отца моего в постели лежит…» А) Зурин с чёрной бородою, Б) домовой с чёрной бородою, В) ямщик с черной бородою, Г) мужик с чёрной бородою.
6. Выберите правильное продолжение фразы: «Одет он слишком легко. Дай ему мой …» А) лисий полушубок, Б) заячий тулуп, В) соболий воротник, г) шерстяной плед.
7. Назовите фамилию, имя, отчество отца Гринёва.
8. ФИО матери героя.
9. Возраст героя к тому времени, когда он «выучился русской грамоте»
10. Предмет, бережно хранимый матерью героя с момента крещения сына
11. Учебное пособие, из которого юный Гринёв изготовил бумажного змея во «время урока»
12. Название полка, куда герой был зачислен ещё до своего рождения.
13.Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы.
Ответы: 1-б 2-б 3-в 4-в 5-г 6-б 7-Андрей Петрович Гринёв 8-Автотья Васильевна 9-12 лет 10-рубашка 11-географическая карта 12-Семёновский 13-Симбирск 13б –12б- «5», 11-9 – «4», 8-6б.- «3», 0-5 б. – «2»
Домашнее задание Читать 3-5 главы (ТЕСТ) Напишите сочинение-миниатюру: «Какие впечатления произвёл на меня Петруша Гринёв в начале романа (1-2 главы)?»
Номер материала: ДБ-769410
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.