тахилалия что это такое у детей

Тахилалия в логопедии: причины, формы, симптоматика и лечение

Определение тахилалии

Тахилалия проявляется патологически ускоренным темпом речи, при котором сохраняются правильное оформление речи, её грамматический строй и фонетическое оформление. При этом расстройстве отмечается повторение одних и тех же слов, «проглатывание» слов, запинки, изменение произношения слов, нарушение чтения и письма.

Наряду с брадилалией (замедленным темпом речи), это нарушение рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи. В данном случае речевые судороги отсутствуют. Структуру дефекта составляет ускоренный темп речи, моторное беспокойство, ускоренное протекание всех психических процессов.

Основные виды тахилали

Выделяют следующие формы тахилалии:

Полтерн неоднороден по своим проявлениям, поэтому внутри этой формы также выделяют полтерн с трудностями формулировки речи, подбора слов, с сенсорными (быстрый речевой темп с нарушением слухового внимания) и моторными нарушениями (быстрый речевой темп с неправильной артикуляцией).

Основные причины развития

Как правило, эта разновидность речевых нарушений возникает по причине следующих факторов:

Без проведения специальной коррекционной работы, данное расстройство, которое возникло в детском возрасте, может усугубиться в подростковом периоде и сопровождать человека в его взрослой жизни.

Основные симптомы тахилали

У людей с этим расстройством наблюдается речевая и неречевая симптоматика.

В первую группу входят:

К неречевым симптомам относятся:

Источник

Тахилалия

тахилалия что это такое у детей. Смотреть фото тахилалия что это такое у детей. Смотреть картинку тахилалия что это такое у детей. Картинка про тахилалия что это такое у детей. Фото тахилалия что это такое у детей

тахилалия что это такое у детей. Смотреть фото тахилалия что это такое у детей. Смотреть картинку тахилалия что это такое у детей. Картинка про тахилалия что это такое у детей. Фото тахилалия что это такое у детей

Общие сведения

Тахилалия (тахифразия) – чрезмерно скорый, неряшливый речевой поток, затрудняющий восприятие и понимание речи окружающими. Наряду с брадилалией (замедленной речью), тахилалия рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи. В отличие от заикания, при тахилалии речевые судороги отсутствуют, однако не исключается переход несудорожных речевых запинок в судорожные. Структуру дефекта при тахилалии составляет патологически быстрый темп устной речи, нарушения письменной речи, моторное беспокойство, ускорение протекания всех психических процессов.

тахилалия что это такое у детей. Смотреть фото тахилалия что это такое у детей. Смотреть картинку тахилалия что это такое у детей. Картинка про тахилалия что это такое у детей. Фото тахилалия что это такое у детей

Классификация тахилалии

Кроме чистых форм тахилалии, встречаются формы патологически ускоренной речи, сочетающиеся с нарушениями фонетики, лексики и грамматики. К таким комбинированным формам относят баттаризм (парафразию) и полтерн (спотыкание).

При баттаризме, наряду с тяжелым расстройством темпа речи, имеет место неправильное построение фразы, аграмматизмы.

Полтерн характеризуется патологически убыстренным, прерывистым темпом речи с несудорожными запинками и паузами. Данная форма тахилалии неоднородна; внутри нее выделяют:

Причины тахилалии

В логопедии существуют различные взгляды на причины и механизмы тахилалии. Ускоренный темп речи может наследоваться детьми от ближайших родственников, однако чаще возникновении тахилалии происходит на почве подражания торопливой речи окружающих или и неправильных приемов воспитания детской речи. К тахилалии более склонны неуравновешенные, легко возбудимые, гиперактивные дети. Возникнув в детском возрасте, тахилалия без специальной коррекции усиливается в подростковом периоде и нередко сопутствует человеку во взрослой жизни.

Возможно развитие тахилалии у больных с опухолями головного мозга; лиц, перенесших ЧМТ, нейроинфекции, нейрохирургические вмешательства. Полтерн может наблюдаться у пациентов с псевдобульбарным параличом, хореей, олигофренией, эпилепсией.

В основе патогенеза тахилалии лежит превалирование процессов возбуждения над торможением, что, в свою очередь, приводит к расстройствам темпа внутренней и внешней речи. Исследования показывают, что преобладание подкоркового ядра паллидума обусловливает повышенную двигательную активность. Однако при этом движения в общей и артикуляционной моторике становятся недостаточно координированными, что сопровождается расстройством ритма, темпа, плавности речи.

Симптомы тахилалии

Пациентов с тахилалией отмечает наличие характерной речевой и неречевой симптоматики. Главной характеристикой речи при тахилалии служит ее аномально убыстренный темп: в секунду произносится 20-30 звуков вместо 10-12, как при обычном, среднем темпе. Торопливая речь сопровождается запинками, повторами, перестановками, «проглатыванием» слогов и слов, невнятностью произношения фраз. Такой стремительный речевой поток практически невозможно понять. Привлечение внимания говорящего к своей речи на некоторое время ослабляет патологические проявления тахилалии, однако темп речи по-прежнему остается высоким по сравнению с нормой.

Наряду с экспрессивной речью, при тахилалии нарушается внутренняя и письменная речь. Возникающие в сознании слова быстро сменяют друг друга, еще до того, как человек успевает их произнести. При чтении и письме звуки, буквы и слоги переставляются местами, заменяются близкими по акустическим или графическим признакам.

Неречевые проявления тахилалии характеризуются нарушениями общей моторики, эмоционально-волевой сферы, поведения, вегетативной нервной системы. Под стать речи, все движения пациента с тахилалией быстры и стремительны; моторное беспокойство отмечается не только во время бодрствования, но и во сне. Познавательная сфера отличается неустойчивостью, быстрой переключаемостью внимания, недостаточным объемом моторной, слуховой и зрительной памяти. При резком возбуждении (волнении и споре) легко возникают вазомоторные реакции: потливость, тахикардия, покраснение кожных покровов.

При баттаризме и полтерн нарушаются все стороны речевой деятельности: экспрессивная и импрессивная речь, голос, просодика, речевое дыхание, артикуляционная моторика, лексика, грамматика, семантика.

Диагностика тахилалии

Медицинское обследование пациентов с тахилалией проводится неврологом и психиатром. При этом выясняется сопутствующая неврологическая симптоматика, состояние интеллекта, психические отклонения. В этом помогают данные анамнеза, жалобы, наблюдение, инструментальные исследования (электроэнцефалография, Эхо-ЭГ, МРТ головного мозга и др.).

Диагностическое обследование речи при тахилалии проводится логопедом. При этом исследуется состояние речевой моторики, особенности экспрессивной речи (звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи) и специфических форм речи (сопряженной, отраженной, шепотной, ритмической). При диагностике устной речи особое внимание обращается на темпо-ритмические характеристики, ударение, паузацию, характеристику голоса. Диагностика письменной речи при тахилалии включает задания на списывание и самостоятельное письмо, чтение слов, фраз и текстов с оценкой их скорости и качества. Психологом проводится обследование сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой сферы.

Тщательное медицинское и логопедическое обследование позволяет дифференцировать тахилалию от заикания и дизартрии.

Коррекция тахилалии

Коррекционная работа при тахилалии склыдывается из медицинского, психотерапевтического и логопедического воздействия. Пациентам с тахилалией назначается медикаментозная терапия, физиотерапия, специальные комплексы лечебной физкультуры, нейроседативный массаж, бальнеотерапия, занятия с психологом.

Целью логопедической работы при тахилалии является выработка навыка спокойной, неторопливой, плавной, ритмичной речи.

Прогноз и профилактика тахилалии

Возможность преодоления тахилалии определяется наличием у пациента невротических и психических расстройств, активностью сотрудничества пациента и его родственников с врачом и логопедом, микросоциальной средой, структурой дефекта. При баттаризме и полтерн прогноз неопределенный.

Профилактика тахилалии включает предупреждение и лечение травм головы, нервно-психических нарушений, инфекций и опухолей мозга; заботу о нервно-психическом развитии детей и правильном формировании их речи.

Источник

Тахилалия что это такое у детей

Статья раскрывает подробное изучение природы и механизмов патологически ускоренного темпа речи. Рассматривает основные принципы логопедической работы для лиц, имеющих тахилалию, а также устанавливает ее связь с заиканием.

Тахилалия — этиология, механизмы и принципы логопедической работы

В настоящее время специалисты, занимающиеся вопросами речевой патологии, имеют достаточно большое количество фактов, подтверждающее то, что по патогенетическим и этиологическим причинам расстройства темпа, ритма и плавности речи не являются однородными.

В связи с этим среди указанных нарушений нозологически могут быть выявлены расстройства несудорожного (тахилалия, брадилалия, спотыкание) и судорожного (разные формы заикания) характера.

Тахилалия относится к нарушениям развития внешней и внутренней речи с расстройством ритма и темпа. Речь человека при этом может быть непонятной, однообразной, недостаточно артикулированной.

Людям, страдающим тахилалией, это сильно ограничивает их возможности, несмотря на развитый, а иногда и высокий интеллект.

Тахилалия (tumultus sermonis, paraphrasia praeceps, battarismus) — это патологически ускоренный темп речи, сопровождающийся повторением и проглатыванием слогов и искажением звуков.

Несмотря на то, что тахилалия долгое время рассматривалась в синдроме сложных речевых расстройств, в 1933 году Ю.А. Флоренцкая выделила данное нарушение как самостоятельное нарушение речи, с доминирующим расстройством темпа речи. Многие специалисты и ученые поддерживали этот факт и, вследствие этого было доказано наличие наследственной природы генеза. Однако нельзя было отрицать роль внешних причин (подражание, неправильные приемы воспитания и т. д.).

Центральным звеном в патогенезе тахилалии является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения (М.Е. Хватцев, 1959). В случаях синхронности убыстрения темпа внутренней и внешней речи, тахилалия приближается к вариантам речи, характерным для народов юга.

Одновременно с нарушениями внешней и внутренней речи в патогенезе тахилалии имеются сходные расстройства чтения и письма, а также наблюдается быстрый темп общей моторики и всех психических процессов, гиперактивнотсь. В состоянии резкого возбуждения или при необходимости быстрого высказывания, у людей с тахилалией характерно убыстряется темп речи. На этом фоне появляются расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений. При активном привлечении внимания к речи происходит скорое восстановление равновесия между внутренней и внешней речью. Несмотря на то, что темп речи продолжает оставаться быстрым по сравнению с речью окружающих, запинки и спотыкания исчезают.

М. Зееманом было сделано наблюдение, что необычно быстрая, стремительная речь часто переходит в заикание или, наоборот, заикание переходит в тахилалию, что случается, однако, реже.

Тахилалию не сложно определить при наличии характерных признаков: ускорение темпа речи, интервербальная акцелерация и парартрия. Не смотря на это, патологически ускоренный темп речи можно ошибочно принять за заикание.

Зееман считал, что для заикания характерны тоны, которых нет при чистой тахилалии, к тому же, при тахилалии нарушен темп, а при заикании — динамика речи.

Исходя из психологического компонента механизма тахилалии, то он заставляет учитывать нарушения восприятия, дискоординацию процессов мышления и речи, особенности эмоционально-волевой сферы и поведения. Ю.А. Флоренская и З.С. Ходоровая описали главные принципы логопедической и психологической работы для лиц, имеющими тахилалию.

Важными аспектами являются привлечение внимания к речи таких лиц, восстановление спокойного темпа, а также выработка логического мышления.

Коррекционная работа необходима для снятия общей психомоторной возбудимости при перестройке патологических особенностей личности, благодаря использованию специальных видов лечебной физкультуры, медикаментозного лечения и физиотерапевтического воздействия.

Тахилалия является стойким нарушением речи, к тому же, обладающим тенденцию к рецидивированию.

Коррекционный курс по лечению патологически ускоренного темпа речи у детей дошкольного и школьного возраста может длиться от 6 месяцев до 1 года.

Успешность данной работы обеспечивает систематичность, стойкость, последовательность и длительность.

М.Е. Хватцев полагал, что методика устранения тахилалии должна строиться на основе самого описания дефекта. Ликвидации патологически ускоренного темпа способствует укрепление и оздоровление нервной системы, а также выработка прочных тормозных механизмов. Вследствие этого, при нервной патологически ускоренной речи используются те же приемы, что и для устранения заикания:

Важным этапом работы является использование упражнений. Они могут быть связаны с четким, ритмическим чтением, рецитированием и самостоятельной речью, когда каждый слог произносится под такт, отмечаемый ударом руки, или для замедления ученик читает вслед за движением по буквам пальца или указки логопеда, или через прорезь в полоске картона, который медленно передвигается по строке, открывая сначала только одно слово, затем синтагму, наконец, целую фразу.

Полезным будет являться и письмо под медленную диктовку, пение и физкультура. Дефицит должного внимания к вопросам патогенетических и этиологических причин, дифференциальной диагностики похожих речевых расстройств, включающих в себя нарушения темпа и ритма речи, часто приводит к ошибкам в дальнейшем лечебном воздействии, и не редко является следствием ухудшения состояния речи больного.

Своевременное устранение патологически ускоренного темпа речи в раннем детском возрасте исключает появление нарушений речи в дальнейшем и обеспечивает профилактику заикания. В зависимости от этого, подробное изучение этиологии, механизмов и патогенеза тахилалии обладает огромным практическим значением.

1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб.-метод.пособие. –СПб.: «Детство-Пресс», 2008.

2. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. 1962. — С. 266—267; 269—270

3. Кочергина В.С, Брадилалия, тахилалия, спотыкание. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1969. — С. 213—218; 221—226.

4. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедиче-ского воздействия: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. 4-е изд., доп. –М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5. Тараканова А.А., Елецкая О.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учеб. пособие. –СПб., 2012.

6. Хватцев М.Е. Логопедия. 253, М., 1959. — С. 242—308—310.

Источник

Тахилалия – симптомы, лечение, упражнения

Опубликовано 3 мая 2020 г.

Тахилалия, или ускоренный темп речи относится к нейропсихическим расстройствам и зачастую проявляется на фоне первичного заболевания — нервного или психического. Речевое расстройство сопровождается повторами слов, «проглатываниями» окончаний, запинками, неправильным произношением слов или слогов. Особенно подвержены ему дети возбудимые, гиперактивные, с диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Поэтому к диагностике и лечению тахилалии подходят комплексно. Необходимо, в первую очередь, выявить и устранить причину болезни — только так можно добиться хороших результатов. В противном случае недуг может остаться с человеком на всю жизнь и создавать немало трудностей.

Классификация нарушения речи по типу тахилалии

В норме человек говорит 10 – 12 звуков в секунду, при ускоренном темпе речи — до 30-ти.

Кроме того, выделяют несколько типов полтернов с разными нарушениями: моторными (при этом ребенок не только быстро говорит, но и неправильно произносит звуки), сенсорными (нарушено слуховое внимание), с трудностями подбора слов и формулировки речи.

Причины речевых нарушений

В основе причин и механизмов тахилалии лежат психогенные и соматические факторы, а также привычка. В зоне риска дети с неуравновешенной психикой, гиперактивные, легковозбудимые.

Если кому-то из ближайших кровных родственников поставлен диагноз тахилалия, то риск развития его у ребенка повышается.

Спровоцировать развитие заболевания может опухоль мозга, черепно-мозговая травма, нейроинфекция или психическое расстройство — шизофрения, например.

Не исключен и социальный фактор — ошибки в воспитании малыша, когда поощряется его подражание быстрой речи взрослых.

Симптомы тахилалии у детей

Самые характерные симптомы можно разбить на несколько групп:

1. Особенности речи. Она очень быстрая и нечленораздельная, ее крайне сложно понять. В ней преобладают повторы, «проглатывание» окончаний, перестановка слогов;

2. Навыки чтения и письма. Больные тахилалией испытывают трудности в этой области;

3. Особенности общей моторики. Движения стремительные, нервные, ребенок суетится;

4. Проблемы с вниманием и памятью. Ребенок быстро переключает внимание, не может сосредоточиться на чем-то одном, память плохая;

5. Реакции вегетативной нервной системы. Если ребенок возбужден, у него краснеет лицо, учащается сердцебиение, он потеет.

Эти симптомы являются поводом показать ребенка неврологу.

Комплексная диагностика заболевания

В диагностике болезни принимает участие несколько узких специалистов — невролог, психиатр, логопед.

Невролог оценивает неврологический статус маленького пациента, психиатр выявляется психические отклонения.

Прежде чем поставить ребенку диагноз, проводят обширное обследование, чтобы определить органические причины тахилалии. Для этого используют:

На основании полученных в ходе диагностики данных маленькому пациенту ставят диагноз и назначают схему лечения.

Комплексный подход к лечению

К коррекции тахилалии тоже подходят комплексно. Вот в каких направлениях работают врачи:

Только сочетание перечисленных подходов дает положительную динамику. Далее рассмотрим техники, которые используют для коррекции тахилалии у детей.

Дыхательная гимнастика: комплекс упражнений

При выполнении упражнений важно считать. Сначала это делает взрослый, через время – сам ребенок.

Упражнение первое. Вдох на 1 – 2 – 3, затем пауза на счет 1 и выдох также на 1 – 2 – 3. Вдыхаем через нос, выдыхаем — через рот. За один подход ребенок делает от 4-х до 6-ти циклов. Упражнение повторять несколько раз в день.

Упражнение второе. Ребенок делает шаг — и вдыхает, еще шаг — выдыхает, на третий шаг делает паузу. Один подход выполнять не дольше 3-х минут. Упражнение делать несколько раз в день, дома или на улице.

Упражнение третье. Ребенок глубоко вдыхает, выдыхает в течение минимум 4-х секунд и проговаривает согласные. Важно не раздувать при этом щеки, каждую букву повторить минимум 4 раза.

Логоритмика — учимся говорить медленно

Все упражнения для коррекции тахилалии нужно делать медленно — только так они будут эффективны. Продолжительность — от 3-х до 5-ти минут.

Упражнение первое. Ребенок один раз хлопает в ладоши и на каждый хлопок произносит слово. Это может быть название города, фрукта, овоща — группы подбираются произвольно, в зависимости от знаний и возраста ребенка.

Упражнение второе. Малыш шагает и считает. Под счет он говорит одно слово — как и в первом упражнении, это может быть название чего угодно. Очень важен не столько смысл сказанного, сколько медленное и четкое проговаривание каждого слова.

Упражнение третье. Это упражнение хорошо делать дома. Родители разбрасывают по комнате игрушки и дают малышу ведерко. Он ходит и собирает в него игрушки. Сначала берет игрушку в руки, четко и медленно называет ее и кладет в ведерко.

Музыкальная терапия: развиваем чувство ритма

Что, как не музыка, способствует развитию чувства ритма? На занятиях логопеды активно используют ритмичную музыку. Она улучшает работу головного мозга и его связи с телом. В результате у детей улучшается внимание, они лучше справляются со стрессом и выражают свои мысли.

Интерактивный метроном — современная техника

Еще одна техника, которую используют в работе с детьми с нарушениями речи, задержкой психического развития и другими диагнозами. Метроном стимулирует деятельность мозга, вследствие чего он лучше обрабатывает поступающую извне информацию. В результате у ребенка стабилизируются поведенческие реакции, он научается планировать свою деятельность, повышается нейродинамика.

Усваиваем медленный темп речи

Вот несколько вариантов заданий для детей:

Упражнения для коррекции тахилалии можно повторять несколько раз в день максимум по 5 минут.

Работа с текстом: варианты заданий

С текстом можно работать в нескольких направлениях.

Во-первых, попросить малыша медленно рассказать какую-нибудь историю или сказку.

Во-вторых, взрослый называет малышу несколько слов, из которых он должен составить предложение со смыслом.

А вот упражнения для маленьких пациентов, которые умеют читать. Например, малышу дают текст, который он должен потом пересказать. Также можно читать под такт, громко вслух и, наоборот, про себя. Эффективна обычная беседа в форме вопроса-ответа, прослушивание образов правильной речи.

Коррекционная работа длится от полугода до года.

Профилактика тахилалии у детей

Предупредить развитие речевого расстройства может бережное и ответственное отношение к здоровью ребенка — обеспечение его безопасности во избежание черепно-мозговых травм, инфекций. Также важно регулярно посещать педиатра, чтобы своевременно диагностировать возможные проблемы — опухоли мозга, психические или нервные нарушения.

К профилактическим мероприятиям относится также своевременное лечение выявленных заболеваний, в том числе и травм. А также и коррекция поведенческих нарушений, плохой памяти, гиперактивности.

Важно, чтобы родители не закрывали глаза на проблемы со здоровьем малыша, надеясь, что «пройдет само».

Прогнозы тахилалии у детей

Только лечащий врач может сказать, каких результатов и когда можно ждать. Это зависит от многих факторов — степени выраженности расстройства речи, общего состояния здоровья малыша, своевременности коррекции и усилий, которые приложили родители и сам ребенок (в том числе и работе дома).

Если родители уделяют достаточно внимания ребенку, занимаются с ним, выполняют все назначения врача по формированию речевых навыков, то прогнозы более чем положительные. Главное — не лениться и выполнять все рекомендации специалиста.

Коррекция речевого расстройства — это непростой и долгий путь, но его необходимо пройти ради будущего своего ребенка. В противном случае болезнь может стать причиной социальных и личностных проблем, вплоть до депрессии.

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Источник

Что такое Тахилалия

тахилалия что это такое у детей. Смотреть фото тахилалия что это такое у детей. Смотреть картинку тахилалия что это такое у детей. Картинка про тахилалия что это такое у детей. Фото тахилалия что это такое у детей

Тахилалия – это нарушение речи, которое характеризуется ускорением темпа речевого потока.

Причины появления Тахилалии

Как правило, тахилалия свойственна гиперактивным легко возбудимым, неуравновешенным детям. В целом, причины возникновения Тахилалии следующие:

Основные симптомы Тахилалии

Как правило, пациенты с тахилалией имеют ряд ярко выраженных симптомов:

Диагностика и лечение (коррекция) Тахилалии

Диагностика тахилалии заключается в комплексном обследовании, которое проводится неврологом, логопедом, психиатром, для оценки неврологического состояния, выявления психических отклонений. Для определения органических причин нарушения темпа речи проводят ряд инструментальных исследований: магнитно-резонансная томография головного мозга, электроэнцефалография, эхоэнцефалография и др. Кроме того, проводится диагностика устной и письменной речи.
Коррекция тахилалии складывается из комплексного медицинского, психотерапевтического и логопедического воздействия. Пациентам назначают медикаментозную терапию, лечебную физкультуру, нейроседативный массаж, психотерапию. Большое значение придается логопедической коррекции, которая проводится в коллективной форме.

Профилактика Тахилалии

Профилактика тахилалии заключается в предупреждении нервно-психических отклонений, инфекций и опухолей головного мозга, правильном формировании речи ребенка.

Запись на прием к врачу логопеду

Обязательно пройдите консультацию квалифицированного специалиста в области логопедии в клинике «Семейная».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *