Психометрия что это такое

Психометрия

Содержание

Начало психометрии

Большая часть ранних исследований в области психометрии была основана на стремлении измерить интеллект. Фрэнсис Гальтон, известный как «отец психометрии», включил ментальные измерения в антропометрические данные. Зарождение психометрии также связано с психофизикой. Два других начинателя психометрии Джеймс Маккин Кеттел и Чарльз Спирмен получили докторские звания в Лейпцигской лаборатории психофизики Вильгельма Вундта.

Психометрист Луис Тёрстоун, основатель и первый президент Психометрического общества, в 1936 году разработал теоретический подход к измерению, который известен как закон сравнительных суждений. Этот подход тесно связан с психофизическими теориями Эрнста Вебера и Густава Фехнера. Также, Спирмен и Тёрстоун внесли большой вклад в развитие факторного анализа.

Карл Пирсон, Генри Кайзер, Джордж Раш, Джонсон О’Коннор, Фредерик Лорд, Ледьярд Тюкер, Артур Дженсен также внесли большой вклад в развитие психометрии.

Область психометрии

Область психометрии связана с количественным подходом к анализу тестовых данных. Психометрическая теория обеспечивает исследователей и психологов математическими моделями, используемыми при анализе ответов на отдельные задания или пункты тестов, тесты в целом и наборы тестов. Прикладная психометрия занимается применением этих моделей и аналитических процедур к конкретным тестовым данным. Четырьмя областями психометрического анализа являются нормирование и приравнивание, оценка надежности, оценка валидности и анализ заданий. Каждая из этих областей содержит набор определенных теоретических положений и конкретные процедуры, используемые при оценке качества работы теста в каждом отдельном случае.

Определение понятия «измерение» в социальных науках

Определение измерения в социальных науках имеет долгую историю. В настоящее время широкое определение, предложенное Стэнли Смит Стивенсом (1946), гласит, что измерение «приписывание чисел объектам или событиям по некоторому правилу». Это определение было представлено в работе, в которой Стивенс предложил четыре уровня измерения. Хотя это определение имеет широкое распространение, оно отличается от более классического определения измерения, принятого в физике, которое гласит, что измерение — это численная оценка и выражение одной величины по отношению к другой (Мишель, 1997).

Действительно, определение Стивенса было выдвинуто в ответ Британскому Комитету Фергюсона, председатель которого, А. Фергюсон, был физиком. Комитет был назначен в 1932 году Британской ассоциацией для содействия развитию науки в исследовании возможности количественной оценки сенсорных восприятий. Хотя ее председатель и другие члены были физиками, комитет также включал нескольких психологов. Доклад Комитета подчеркнул важность определения измерения. В то время, как ответ Стивенса заключался в том, чтобы предложить новое определение, которое окажет значительное влияние на эту область, это был не единственный ответ на доклад. Другой, кардинально отличающийся, ответ призывал принять классическое определение, как это отражено в следующем заявление: «Измерение в психологии и физике ни в каком смысле не различны. Физики могут проводить измерения тогда, когда они могут найти операции, с помощью которых можно обнаружить необходимый критерий. Психологи могут не беспокоиться о таинственных различиях в значении «измерения» в двух науках «. (Риз, 1943, стр. 49)

Эти различные точки зрения отражены в альтернативных подходах к измерению. Например, методы, основанные на ковариационной матрице, как правило, используют числа, такие как сырые баллы, как измерение. Такой подход неявно влечет за собой определение Стивенса, которое требует только то, что номера присваиваются по некоторому правилу. Таким образом, основной задачей исследований, как правило, считается открытие связей между показателями, и факторов, положенных в основу этих связей.

С другой стороны, когда используется измерительная модель такая, как модель Раша, номера не присваиваются на основе правил. Вместо этого, в соответствии с заявлением Риз выше, конкретные критерии для измерения указаны, а цель состоит в построении процедур или операций, которые предоставляют данные, отвечающие соответствующим критериям. Измерения оцениваются на основе моделей, и испытания проводятся для того, чтобы удостовериться в том, были ли выполнены соответствующие критерии.

Нормирование тестов

Нормирование тестов — составная часть их стандартизации, обычно включает проведение обследования репрезентативной выборки лиц, определение различных уровней выполнения тестов и перевод сырых тестовых оценок в общую систему показателей. Тесты иногда приравнивают, когда существуют различные формы того же самого теста. Приравнивание приводит оценки по всем формам к общей шкале.

Существуют 4 основные стратегии приравнивания. Первый метод предполагает проведение каждой формы теста на эквивалентной (например, случайной отобранной) группе респондентов, а затем оценки по этим различным формам устанавливаются т. о., чтобы равные оценки имели равные процентильные ранги (та же самая пропорция респондентов получает ту же или более низкую оценку). При более точном методе все респонденты заполняют все формы теста, и для определения эквивалентности показателей используются уравнения. Третий часто используемый метод связан с проведением общего теста или части теста со всеми респондентами. Эта общая оценочная процедура служит в качестве «связывающего» теста, который позволяет все последующие измерения привязывать к единой шкале. При проведении обследования с использованием различных форм одного и того же теста в каждую включаются несколько «анкерных заданий», выполняющих функцию такого «связывающего» теста.

Требования к тестированию

Надежность и валидность имеют отношение к обобщаемости показателей тестов — определению того, какие выводы по тестовым показателям являются обоснованными. Надежность касается выводов о согласованности измерения. Согласованность определяется по-разному: как временная устойчивость, как сходство между предположительно эквивалентными тестами, как однородность в рамках одного теста или как сравнимость оценок, выносимых экспертами. При использовании метода «тест-ретест» надежность теста устанавливается путем повторного его проведения с той же группой спустя определенный промежуток времени. Затем два полученных набора показателей сравниваются с целью определения степени сходства между ними. При использовании метода взаимозаменяемых форм, на выборке обследуемых проводятся два параллельных измерения. Привлечение экспертов («оценщиков») к оценке качества параллельных форм теста дает меру надежности, наз. надежностью оценщиков. Этот метод часто применяют, когда есть необходимость в экспертной оценке.

Валидность характеризует качество выводов, получаемых на основе результатов проведения измерительной процедуры.

Валидность рассматривается как способность теста отвечать поставленным целям и обосновывать адекватность решений, принятых на основе результата. Недостаточно валидный тест не может считаться инструментом измерения и использоваться на практике, поскольку зачастую полученный результат может серьёзно влиять на будущее тестируемого.

Выделяется три вида валидности тестов.

Конструктная (концептуальная) валидность. Её требуется определить, если тест измеряет свойство, имеющее абстрактный характер, то есть не поддающееся прямому измерению. В таких случаях необходимо создание концептуальной модели, которая бы объясняла данное свойство. Эту модель и подверждает или опровергает тест.

Критериальная (эмпирическая) валидность. Показывает, насколько соотносятся результаты теста с неким внешним критерием. Эмпирическая валидность существует в двух видах: текущая критериальная валидность — корреляция результатов теста с выбранным критерием, существующим в настоящее время; прогностическая критериальная валидность — корреляция результатов с критерием, который появится в будущем. Определяет, насколько тест предсказывает проявление измеряемого качества в будущем, учитывая влияние внешних факторов и собственной деятельности тестируемого.

Содержательная валидность. Определяет, насколько соответствует тест его предметной области, то есть измеряет ли он качество, для измерения которого предназначен, у репрезентативной выборки. Чтобы поддержать содержательную валидность теста, необходимы его регулярные проверки на соответствие, так как реальная картина проявления определённого качества может меняться у выборки с течением времени. Оценка содержательной валидности должна произвдится экспертом в предметной области теста.

Процесс валидизации теста должен представлять собой не сбор доказательств его валидности, а комплекс мер по повышению этой валидности.

Большинство процедур анализа заданий предполагают: а) регистрацию числа испытуемых, давших правильный или неправильный ответ на определенное задание; б) корреляцию отдельных заданий с др. переменными; в) проверку заданий на систематическую ошибку (или «необъективность»). Долю испытуемых, справившихся с заданием теста, наз., возможно не вполне точно, трудностью задания. Способ улучшить задания — подсчитать процент выбора каждого варианта ответа на задание с множественным выбором; полезно также вычислить средний тестовый показатель испытуемых, выбравших каждый вариант. Эти процедуры позволяют контролировать, чтобы варианты ответов выглядели правдоподобными для неподготовленных испытуемых, но не казались правильными наиболее знающим. Отбор заданий, которые сильно коррелируют с показателем полного теста, максимизирует надежность как внутреннюю согласованность теста, тогда как отбор заданий, которые сильно коррелируют с внешним критерием, максимизирует его прогностическую валидность. Описательная аналоговая модель этих корреляций называется характеристической кривой задания; в типичных случаях — это график зависимости доли испытуемых, правильно отвечающих на вопрос, от их суммарного тестового показателя. Для эффективных заданий эти графики представляют собой положительные восходящие кривые, не снижающиеся по мере прироста способности.

Источник

Научная электронная библиотека

Психометрия что это такое. Смотреть фото Психометрия что это такое. Смотреть картинку Психометрия что это такое. Картинка про Психометрия что это такое. Фото Психометрия что это такое

§ 7.5. Пси-феномены и субфизическая (субфотонная) материя (Psy-phenomenons and subphyscal (subphoton) matter)

В данном параграфе коротко осветим вопросы, касающиеся связи парапсихологических явлений и субфизической (субфотонной) материи.

Рассмотрим следующие вопросы.

1. Понятие пси-феноменов, классификация.

2. Принципы общетеоретических и методологических основ классификации явлений, описанных в парапсихологической литературе.

3. Гипотезы о причинных основах, объясняющих, описанные в парапсихологической литературе, явления.

1°. Понятие пси-феноменов, классификация

Под пси-феноменом (парапсихологическим феноменом) обычно понимается любой из нескольких типов событий, которые не могут быть объяснены известными законами природы, или знание, полученное иначе, чем обычными сенсорными путями. Дисциплина, занимающаяся изучением таких феноменов, называется парапсихологией.

В настоящий момент какой-либо научной классификации пси-феноменов не существуют. Известные в парапсихологической литературе классификации пси-феноменов в основном содержат субъективный, зачастую мистико-религиозный, ненаучный характер. Для построения более или менее научной классификации пси-феноменов необходимо выработать базовый принцип, на основе которого осуществляется деление пси-феноменов на группы. В основе этого базового принципа должны лежать научные методы и научные теории (гипотезы).

Наиболее близко, на наш взгляд, к разработке данного принципа подошел А.Ю. Панасюк[337]. За основу своей классификации пси-феноменов он взял классификацию психических явлений в психологии (психические процессы, психические состояния, психические свойства). Основываясь на данной классификации, Парасюк разделил пси-феномены на 3 группы: пси-процессы, пси-состояния, а так же пси-действия.

1) К пси-состояниям он отнес: состояние зомбированности, левитацию, астральную проекцию, пси-трансформацию структуры тканей организма, различные трансовые состояния.

2) К пси-действию он отнес автоживопись, автомузыку, автописьмо.

3) Пси-процессы Парасюк делит на пси-процессы экстрасенсорного восприятия (телепатия, психометрия, предвидение, анима-контакт, ясновидение, яснослышание, яснознание, ретрокогниция) и пси-процессы экстрасенсорного воздействия:, подразделяющиеся на пси-процессы экстрасенсорного физического воздействия (психокинез и полтергейст) и пси-процессы экстрасенсорного энергоинформационного воздействия (ворожба, заговор, заклятие, зомбирование, наговор, проклятие, сглаз, целительство, экстрасенсорное внушение)[338].

В то же время следует отметить, что предложенная Панасюком аналогия пси-феноменов и пси-явлений обладает рядом недостатков. Позитивной стороной данной аналогии является то, что она основана на методологической базе научной психологии. Негативной стороной является допущение ряда неточностей, противоречащих эмпирическим данным психологической науки. Подобные неточности, на наш взгляд, делают данную классификацию околонаучной. Это связано со следующим причинами.

Во-первых, «экстрасенсорное восприятие» можно назвать некой особенностью восприятия, своеобразной способностью индивида и соответственно – психическим свойством, а не психическим процессом.

Во-вторых, среди психических процессов в психологии не выделяется такого отдельного элемента как «воздействие» или «экстрасенсорное воздействие». Подобное воздействие опять же следует отнести именно к способностям – к конкретным возможностям, проявляющихся в конкретных видах деятельности.

В-третьих, в психологии также не принято выделять какое-либо действие как отдельное психическое явление. Любые действия следует отнести к тому или иному психическому состоянию (мотивационному, эмоциональному, волевому, деятельностному, связанному, например, с вниманием).

В-четвертых, в описываемых Панасюком явлениях заметна путаница между явлениями, относящимися к психике, и не имеющим к ней никакого отношения.

В-пятых, данная Панасюком классификация не является исчерпывающей, так как она не охватывает весь пласт явлений, описанный в парапсихологической литературе.

В-шестых, предлагая свою классификацию, Панасюк не выдвигает какие-либо теории, объясняющие парапсихологические явления. А без выдвижения каких-либо объясняющих гипотез теряется не только смысл классификации, но и возникает большая вероятность ошибок, путаниц, усложнений.

В-седьмых, предложенные Панасюком термины «физическое воздействие» и «энергоинформационное воздействие» не соответствуют общепринятым значениям. Так, если речь идет о психокинезе и полтергейсте, то ни о каком «физическом» воздействии тут речи нет. В данном случае мы наблюдаем явления, которые противоречат физическим законам и при их объяснении мы не можем использовать термины, описывающие законы и свойства физической материи.

Что касается понятия «энергоинформационное воздействие», то, как известно, такого термина в науке еще не выработано. Данное понятие чаще встречается в околонаучной и ненаучной литературе, при этом понятие «информация» довольно часто путается с понятием «энергия» или данные понятия даже отождествляются (например, есть утверждение, что энергия есть информация, а информация – есть энергия[339]). В общепринятом смысле, информация не есть энергия, поскольку энергия всегда подразумевает под собой определенную силу, а информация не является силой, она лишь может способствовать возбуждению различных энергий и сил. Поэтому рассуждая об «энергоинформационном воздействии» в первую очередь необходимо установить, о какой энергии и каких силах идет речь.

На основании указанных замечаний предложим свою классификацию, описываемых в парапсихологической литературе явлений.

1. Парапсихологические состояния

Сюда мы относим две группы феноменов:

1) феномены, возникающие в трансовых и суггестивных состояниях: состояние зомбированности, астральная проекция, пси-трансформация структуры тканей организма, левитация, появление различных творческих способностей: автоживопись, автомузыка, автописьмо.

2) феномены, связанные с особым эмоциональным, волевым, мотивационным, деятельностным состоянием: ворожба, заговор, заклятие, наговор, проклятие, сглаз, полтергейст «привязанный к человеку».

2. Парапсихологические способности

В данную группу мы относим феномены, связанные с экстрасенсорными способностями: телепатия, психометрия, предвидение, анима-контакт, ясновидение, яснослышание, яснознание, ретрокогниция, психокинез, способность зомбировать, целительство, экстрасенсорное внушение

3. Природные аномальные явления

К данной группе мы относим явления, не связанные с влиянием пси-факторов: полтергейст «не привязанный к человеку», геопатогенные зоны, смерч, торнадо

К данной группе явлений мы относим объективно несуществующие явления, представления о которых присутствуют в индивидуальном и массовом сознании по ряду причин. Сюда мы относим феномены жизни после смерти: реинкарнацию, воскресение мертвых, посмертное воздаяние, закон кармы и т.п.

Прежде чем раскрыть содержание указанных групп явлений и дать им объяснение, укажем, на основании каких принципов мы предложили данную классификацию.

2°. Принципы общетеоретических и методологических основ классификации явлений, описанных в парапсихологической литературе

На наш взгляд, в основу классификации парапсихологических явлений должны лечь представления о субфизической материи и ее свойствах (§§ 4.3; 4.4).

Неотъемлемым элементом в анализе данных представлений должно стать обоснование универсальности механических представлений.

Д.И. Менделеев (имеющий прямое отношение к парапсихологии, как известно, в 1875 году он возглавил при Петербургском университете специальную медиумическую комиссию) писал, что при создании теории, призванной объяснить какие-либо странные факты, исследователи должны полностью отбросить мистические соображения[340]. Передавая эту мысль другими словами, мы должны понимать, что за любыми явлениями скрывается определенная механика. Другое дело, эта механика имеет свое объяснение на определенном уровне материи, в зависимости от того к какому классу относится рассматриваемое явление. Так у физических явлений должна быть субфизическая основа и соответствующая ей механика. В основе психики, помимо установленных в настоящий момент физико-биохимических основ, также должна лежать и субфизическая материя.

Таким образом, мы можем предположить, что если откинуть все мистико-религиозные объяснения описываемых в парапсихологической литературе явлений, то вполне возможно выявить за каждым пси-феноменом определенную механику.

Вполне возможно, что парадоксальность и загадочность пси-феноменов как раз и заключается в том, что за их объяснением скрывается именно субфизическая материя – прямо не проявляющаяся в нашей физической материи реальность.

Здесь возникает логичный вопрос, какова же эта механика и возможно ли ее описание в рамках категорий физической материи? При ответе на данный вопрос мы должны исключить возможность прямолинейной экстраполяции механических свойств на иные формы объективной реальности, что в философии принято называть механицизмом. Мы должны понимать, что у любого явления есть своя причинная основа на нижележащих уровнях материи, другими словами – в основе любой формы материи лежит определенная механика.

Например, современная молекулярная биология и генетика сделала огромный шаг к раскрытию механизмов кроссинговера, передачи наследственности, синтеза белков и т.п. Но это же все механика, как угодно ее не назови, это конкретные механизмы, лежащие в основе биологических явлений. Говоря о физических основах, мы также можем сделать заключение, что здесь имеется также конкретная механика, в субстрате которой должны лежать принципы самосборки физической материи из субфизической. И это тоже механика, как ее не назови. Другое дело, субфизика должна оперировать совершенно иными представлениями о заряде, массе, энергии. Это совершенно другие понятия, их нельзя сводить к физическим.

Таким образом, мы можем предположить, что универсальность механических представлений есть не просто ключ к познанию мира, это и наглядный пример таких свойств материи как движение и развитие. При выяснении сущности любого явления всегда есть возможность разложить это явление на составляющие элементы и выявить в них определенную механику, т.е. процессы движения составных элементов рассматриваемого явления. Другое дело, что с учетом достижений физики
XX–XXI вв. сделать это будет достаточно сложно.

3°. Гипотезы о причинных основах, объясняющих, описанные в парапсихологической литературе, явления

Рассмотрим вышеуказанные группы явлений (в соответствии с нашей классификацией) и дадим им обоснование в виде тех или иных гипотез.

Первая группа явлений «Парапсихологические состояния»

Мы связываем феномены данной группы именно с психическими состояниями, поскольку данные феномены проявляются в определенных состояниях (трансовых и суггестивных).

Как известно, на сегодняшний день наукой полностью не установлены механизмы работы психики (в том числе и сознания), механизмы, лежащие в основе состояний сна и тем более промежуточных состояний между сном и бодрствованием, которые, по суди дела, и являются трансовыми и суггестивными состояниями.

Почему необычные феномены возникают именно в этих состояниях? Ответ связан с объяснением самого механизма психики (сознания, подсознания, бессознательного). В соответствии с нашими предположениями именно в промежуточных состояниях между сном и бодрствованием возникает возможность максимально задействовать резервы психики, а точнее – включать и выключать механизмы, ответственные за тот или иной феномен. Рассмотрим данные феномены и дадим им оценку.

Под состоянием зомбированности обычно понимается состояние, при котором человек, полностью теряет контроль над собой и своим телом или подчиняется чьим-то приказам.

Теоретическую возможность подобного состояния можно объяснить следующим образом.

Подобное состояние условно можно сравнить с состоянием сна, когда у человека теряется контроль с внешним миром. С физиологической точки зрения можно предположить, что в таком состоянии активируется какой-либо эмоциональный центр при выключении связей с другими центрами. Человек становится внушаемым и может выполнять какие-либо команды.

Астральная проекция или выход из физического тела. Данный феномен подразумевает способность человека получать какую-либо информацию, находящуюся за пределами зоны видимости (слышимости). В парапсихологической литературе предполагается, что подобный феномен можно объяснить «выходом из физического тела» и попаданием в зону непосредственно воспринимаемого события. В соответствии с нашими предположениями данный феномен можно объяснить механизмом «считывания» информации посредством субфизического взаимодействия. Возможно, что посредством субфизического взаимодействия из любой точки пространства можно «скачать» необходимую по запросу информацию. Механизм данного взаимодействия подробно описан в наших исследованиях.

Пси-трансформация структуры тканей организма – изменение структуры тканей организма под влиянием психики. Данный эффект можно объяснить механизмом внушения и срабатыванием защитных реакций организма, которые могут проявляться например в виде ожога (при внушении что к коже человека прикасается якобы раскаленное железо, на самом деле предмет прикосновения комнатной температуры).

Левитация – потеря веса при медитации. Данный феномен можно объяснить таким свойством субфизической материи как вызывать антигравитационные эффекты.

Появление различных творческих способностей: автоживопись, автомузыка, автописьмо. Феномен можно объяснить механизмом «скачивания» информации посредством субфизического взаимодействия.

Феномены, связанные с особым эмоциональным, волевым, мотивационным, деятельностным состоянием: ворожба, заговор, заклятие, наговор, проклятие, сглаз, полтергейст «привязанный к человеку».

Мы связываем рассматриваемые феномены именно с определенным психическим состоянием, поскольку именно подобное состояние открывает необходимые резервы психики и приводит к результирующему эффекту.

Подробную характеристику с объяснением рассматриваемых эффектов делать не будем. Укажем лишь на то, что в их основе лежит субфизической взаимодействие, которое активируется посредством его обращения от объекта феномена к субъекту.

Вторая группа феноменов, связанных с экстрасенсорными способностями: телепатия, психометрия, предвидение, анима-контакт, ясновидение, яснослышание, яснознание, ретрокогниция, психокинез, способность зомбировать, целительство, экстрасенсорное внушение

Данные феномены также напрямую связываются с субфизической материей и ее свойствами.

Третья группа феноменов: природные аномальные явления.

К данной группе мы относим явления, не связанные с влиянием пси-факторов: полтергейст «не привязанный к человеку», геопатогенные зоны, смерч, торнадо

Можно предположить, что в основе данных феноменов лежит также субфизическая форма материя. В случае полтергейста «не привязанный к человеку» мы встречаемся с антигравитационными эффектами. Геопатагенные зоны мы можем объяснить существованием участков земной поверхности, через которые проходит интенсивное субфизическое излучение, исходящее из центра Земли.

В механизмах образования смерча и торнадо помимо известных объяснений, выдвигаемых в науке, мы можем предположить и влияние субфизической материи.

Четвертая группа феноменов: феномены жизни после смерти (псевдо-феномены): реинкарнация, воскресение мертвых, посмертное воздаяние, закон кармы и т.п. В парапсихологической литературе данные феномены нередко рассматриваются наряду с такими пси-феноменами, как «регрессии в прежние жизни», ксеноглоссия и ксенолалия – способность говорить на мертвых языках (под гипнозом (ксеноглоссия) и без гипноза (ксенолалия).

В рассматриваемом параграфе мы не будем останавливаться на причинах веры в души и «загробные жизни». В то же время укажем, что рассматриваемые феномены (регрессии в прежние жизни, ксеноглоссия и ксенолалия) можно объяснить без обращения к «гипотезы жизни после смерти». Вполне возможно, что любая информация может содержаться даже в крохотных элементарных частицах и при определенных условиях «считываться» людьми, чем и можно объяснить рассматриваемые феномены.

Подробное описание вышерассмотренных феноменов мы представим в отельном исследовании под названием «Теоретическая психология».

В данном параграфе мы сформулировали принципы классификации явлений, описанных в парапсихологической литературе, и предложили авторскую классификацию пси-феноменов. Мы выделили: парапсихологические состояния, парапсихологические способности, природные аномальные явления и псевдо-феномены. На основе гипотезы о субфизической (субфотонной) материи мы выдвинули предположения, объясняющие описанные в парапсихологической литературе явления.

Заключение к главе 7

Рассмотренная нами гипотеза основ психики, разумеется, требует детальной проверки и проработки. В настоящем исследовании мы лишь обозначили направления развития науки в области изучения психических явлений и их основ. В последующих наших исследованиях, в частности в «Теоретической психологии» мы вернёмся к данным вопросам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *