Психология образования это что

Психология образования

Педагогическая психология или психология образования — раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.

Предмет педагогики

Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

Категории педагогики

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. Предмет педагогики — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

В свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспитании (имеется в виду «воспитание» в широком смысле); это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения (здесь «воспитание» употребляется в узком смысле).

Полезное

Смотреть что такое «Психология образования» в других словарях:

Психология образования — отрасль психологической науки, изучающая процессы созидания человеком образа мира в себе самом посредством полагания себя в мир культуры и тем самым ее присвоения и развития, формирования систем отношений к природе, обществу, другим людям и к… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — область прикладной психологии, изучающая особенности психической деятельности человека как субъекта учебной деятельности, динамику обучаемости в различные возрастные периоды, обусловленную особенностями памяти, внимания, мыслительных процессов … Профессиональное образование. Словарь

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — Отрасль психологии, занимающаяся теорией и проблемами образовании. Обычно сюда включаются такие проблемы, как применение принципов обучения в классе, разработка учебных программ и реформ, тестирование и оценка способностей и склонностей, процессы … Толковый словарь по психологии

психология педагогическая — отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения, психологические проблемы обучения и воспитания. Исследует: 1) психологические вопросы целенаправленного… … Большая психологическая энциклопедия

Психология обучения — Педагогическая психология или психология образования раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д.… … Википедия

Психология воспитания — Psychologie de l Éducation … Википедия

ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

психология искусства — отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Поскольку в искусстве человек духовно… … Большая психологическая энциклопедия

Психология восприятия — Психология восприятия раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе… … Википедия

Источник

Психология образования

Психология образования это что. Смотреть фото Психология образования это что. Смотреть картинку Психология образования это что. Картинка про Психология образования это что. Фото Психология образования это что

Психология образования (или педагогическая психология) – это отрасль психологии, занимающаяся научным изучением того, как человек учится. Изучение процессов обучения, как с когнитивной, так и с поведенческой точки зрения, позволяет исследователям понимать индивидуальные различия в интеллекте, когнитивном развитии, влиянии, мотивации, саморегуляции и самооценке, а также их роли в обучении.

Психология образования может быть частично понята через ее связь с другими дисциплинами. В основном это касается психологии, но также можно найти пересечения с медициной, биологией и нейронаукой.

Эта дисциплина строилась на теориях оперантного кондиционирования, функционализма, структурализма, конструктивизма, гуманистической психологии, гештальт-психологии и обработки информации. При этом корни психологии образования восходят ко времени Аристотеля и Платона. Второй считал, что умение усваивать знания – это врожденная способность, первый же полагал, что, несмотря на преемственность, эти навыки можно развить.

Педагогическая психология и ее подходы

Иоганн Гербарт (1776-1841) считается отцом педагогической психологии. Он утверждал, что на успешное обучение влияет интерес к предмету и учителю. Он также полагал, что педагоги должны учитывать существующие ментальные установки учеников – то, что они уже знают – при представлении новой информации или материала. Гербарт придумал то, что сейчас известно как «формальные шаги в педагогике». Вот 5 шагов, которые должны использовать учителя:

В педагогической психологии применяются несколько подходов: бихевиоризм, когнитивизм, социально-когнитивная теория и конструктивизм. Рассмотрим коротко каждый из них.

Бихевиоризм

Основа бихевиористского (поведенческого) подхода в образовании состоит в том, что учителя могут корректировать поведение своих учеников, систематически поощряя тех, кто соблюдает правила, похвалой, жетонами или звездочками, которые потом можно на что-нибудь обменять. Здесь мы имеем дело с внешней мотивацией.

Такой подход часто критикуется психологами, которые утверждают, что он подтачивает внутреннюю мотивацию. Особенно если последней достаточно. Другие же говорят, что он повышает внутреннюю мотивацию, особенно, если она истощается.

Судя по всему, метод поощрений работает, но:

Когнитивизм

Когнитивный подход намного популярней, чем поведенческий. Вероятно, потому что применяет все самые передовые исследования в области памяти. Например, обнаружилось, что ученики лучше запоминают текст, если повторяют его не сразу, а через определенное время.

При когнитивном подходе педагоги поощряют своих учеников использовать мнемотехники, как для кратковременного, так и для долговременного усвоения информации.

В последнее время ученые исследуют так называемые «схемы». Схема – это некая карта, которую учащийся извлекает из долговременной памяти при решении задачи. Или же наоборот – помещает. Это позволяет ему одновременно читать материал, понимать и запоминать.

Социально-когнитивная теория

Суть этого подхода заключается в том, что ученик наблюдает за работой учителя, а затем повторяет его действия. Поэтому его еще иногда называют имитационным научением.

Дополняется этот подход самонаблюдением. Ученик должен осознавать и оценивать свои действия и уметь рассказывать о том, что он делает.

Конструктивизм

В этом подходе акцент ставится на предварительные знания, опыт и деятельность учеников, а также на культурные и социальные факторы процесса обучения.

На развитие конструктивизма оказал влияние советский психолог Лев Выготский, который описал, как взаимодействие со взрослыми и более опытными учениками позволяют учащемуся усваивать психические конструкции. Его теорию развил Джером Брунер, который предложил понятие образовательных лесов: метод обучения, когда ученику представляется поддержка в виде «опор», которые постепенно убираются по мере усвоения знаний.

Роль мотивации в психологии образования

Мотивация – это внутреннее состояние, которое активирует, ведет и поддерживает желаемое поведение. Мотивация определяет, как человек учится и как относится к изучаемому предмету. Она:

Многие исследования в области психологии образования показывают одно и то же: никакая воля и дисциплина не помогут, если ученик не разовьет в себе внутреннюю мотивацию. Все внешние факторы имеют лишь краткосрочный эффект.

Интересна и теория атрибуции, разработанная Бернардом Вайнером. Он указывает, что убеждения студентов относительно своих будущих успехов и неудач прямо влияют на повышение их навыков, эмоции и мотивацию. Например, когда студенты терпят неудачу и при этом у них возникает ощущение того, что они никак не могут повлиять на ситуацию, появляется чувство стыда и вины, что приводит к низкой производительности. И наоборот, когда они ощущают, что могут повлиять на свой успех, то удваивают усилия и получают хорошие оценки и знания.

На мотивацию также влияет то, какие цели перед собой ставит учащийся. Если их суть в том, чтобы достичь определенного уровня мастерства, то студент стремится повысить свои способности и умения во что бы то ни стало. Такого же результата добиваются и те, чьей задачей является получение хороших оценок.

Цель, основанная на овладении мастерством, приводит к таким результатам:

Локус контроля также является существенным фактором успешной успеваемости студентов. Для подтверждения этого Кассандра Б. Уайт провела эксперимент, в результате которого выяснилось, что люди, которые считают, что их тяжелая работа приведет к более успешным результатам обучения, не зависящим от удачи или судьбы, достигают больших успехов в обучении. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы привить ученику подобное мышление.

Учитывая все вышесказанное, давайте подведем итоги прочитанного, а также добавим несколько эффективных советов, которые могут использовать как педагоги, так и те, кто занимается самообразованием.

Психология образования это что. Смотреть фото Психология образования это что. Смотреть картинку Психология образования это что. Картинка про Психология образования это что. Фото Психология образования это что

Используйте метод образовательных лесов

Метод образовательных лесов – это поддержка, предоставляемая в процессе обучения, которая адаптирована к потребностям ученика с целью помочь ему достичь своих целей. Подходит, скорее, для педагогов, чем для учащихся.

Эти «опоры» могут включать следующее:

Опоры можно использовать при моделировании задачи, попытке дать хороший совет, проведении коучинга.

Для того, чтобы этот метод был эффективен, нужно обратить внимание на следующее:

Опорами могут выступать ментальные карты, диаграммы, графики, слова, ассоциации, аналогии, метафоры, пошаговые инструкции, схемы, контуры и многое другое.

Самонаблюдение

Самонаблюдение (интроспекция) – один из самых древних, но при этом невероятно эффективных методов. Суть его заключается в том, чтобы смотреть внутрь себя, изучать работу собственного мышления и выяснять, почему мы делаем то, что делаем.

Таким образом, самонаблюдение не является расплывчатым, бессистемным или случайным наблюдением. Например, вы задачи ученику вопрос. Он должен:

У этого метода есть критики среди ученых, так как пользу метода самонаблюдения доказать эмпирически нельзя. Но косвенные признаки говорят об эффективности.

Экспериментальный метод

Экспериментальный метод в педагогической психологии был популяризирован немецким психологом Вундтом, который открыл первую психологическую лабораторию в Лейпциге в 1879 году.

Экспериментальные исследования пролили свет на различные способы запоминания, влияние разных факторов на обучение, умственную усталость, формирование образов и воображение, степень внимания, последствия предоставления детям практики или наставничества на тестированиях интеллектуального уровня, передачи обучения, роли созревания в обучении и т. п.

Выкладка экспериментального метода заключается в следующем:

Метод кейсов

Метод кейсов – техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций.

Ученики должны изучить ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее. Это может быть либо физический кейс, который выполняется в реальном мире, либо теоретический – на бумаге или видео.

В любом случае начинать стоит на бумаге – чтобы написать сценарий. Вы должны найти материал из своего профессионального опыта, либо придумать его, основываясь на реальных событиях. Хороший кейс отвечает следующим параметрам:

Источник

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Смотреть что такое «ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» в других словарях:

Психология образования — Педагогическая психология или психология образования раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д.… … Википедия

Психология образования — отрасль психологической науки, изучающая процессы созидания человеком образа мира в себе самом посредством полагания себя в мир культуры и тем самым ее присвоения и развития, формирования систем отношений к природе, обществу, другим людям и к… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — Отрасль психологии, занимающаяся теорией и проблемами образовании. Обычно сюда включаются такие проблемы, как применение принципов обучения в классе, разработка учебных программ и реформ, тестирование и оценка способностей и склонностей, процессы … Толковый словарь по психологии

психология педагогическая — отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения, психологические проблемы обучения и воспитания. Исследует: 1) психологические вопросы целенаправленного… … Большая психологическая энциклопедия

Психология обучения — Педагогическая психология или психология образования раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д.… … Википедия

Психология воспитания — Psychologie de l Éducation … Википедия

ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

психология искусства — отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Поскольку в искусстве человек духовно… … Большая психологическая энциклопедия

Психология восприятия — Психология восприятия раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе… … Википедия

Источник

Психология образования

Полезное

Смотреть что такое «Психология образования» в других словарях:

Психология образования — Педагогическая психология или психология образования раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д.… … Википедия

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — область прикладной психологии, изучающая особенности психической деятельности человека как субъекта учебной деятельности, динамику обучаемости в различные возрастные периоды, обусловленную особенностями памяти, внимания, мыслительных процессов … Профессиональное образование. Словарь

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — Отрасль психологии, занимающаяся теорией и проблемами образовании. Обычно сюда включаются такие проблемы, как применение принципов обучения в классе, разработка учебных программ и реформ, тестирование и оценка способностей и склонностей, процессы … Толковый словарь по психологии

психология педагогическая — отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения, психологические проблемы обучения и воспитания. Исследует: 1) психологические вопросы целенаправленного… … Большая психологическая энциклопедия

Психология обучения — Педагогическая психология или психология образования раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д.… … Википедия

Психология воспитания — Psychologie de l Éducation … Википедия

ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

психология искусства — отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Поскольку в искусстве человек духовно… … Большая психологическая энциклопедия

Психология восприятия — Психология восприятия раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе… … Википедия

Источник

Психология образования

Вы будете перенаправлены на Автор24

Цели, задачи и основы психологии образования

Психология образования или педагогическая психология является одной из важнейших разделов в психологии. Она изучает методы воспитания и их воплощение в жизнь для увеличения эффективности преподавания. Здесь применяются педагогические приемы для улучшения преподавания и формирования общеобразовательных программ. Эта наука тесно взаимодействует с социальной психологией.

Целями данной психологии являются подбор оптимальных решений для условий, способствующих формированию процесса обучения.

Значимым моментом в педагогической психологии является понятие обучения. Это процесс особой деятельности, обеспечивающий усвоение теории и учебной практики.

Принципами психологии служит обучение с учетом личных уникальных особенностей человека для проектирования различных направлений в учебе. Также при обучении не должно быть только передачи знаний, при этом идет формирование и развитие личности, определение мотиваций и приоритетов его жизни.

Процесс воспитания идет в продолжение всей жизни человека, и нередко это связано с сознательным влиянием педагогической психологии. Это влияние выражается в получении педагогического опыта и передачи этих знаний.

Также педагогическая психология занимается закономерностями при формировании личности. Она тесно связана с когнитивной психологией, занимающейся исследованием познавательных процессов в человеке, которые составляют основу личности. При этом, в своих исследованиях психология образования применяет методики когнитивного подхода, делая вклад в развитие этой отрасли.

Ведущую роль в процессе образования играют личные цели обучающегося при общении и взаимодействии с другими лицами. Важные роли родителей, воспитателей, педагогов или других посредников между личностью и культурой, имеют непосредственное значение.

Подразделы психологии образования

В современной науке сформировалось несколько подразделов педагогической психологии:

Готовые работы на аналогичную тему

Рассмотрим подробнее самые распространенные подразделы.

Психология, изучающая высшее образование занимается педагогической работой в студенческой среде при высших учебных заведениях. Незначительно отличаясь от психологии школьников, она учитывает поведенческую и мотивационную сферу студентов, естественную смену их жизненных приоритетов и формирование их личностей.

Психология, изучающая профессиональное образование делает акцент в своих исследованиях не на людях, которые обучаются в специальных заведениях, а на лицах, завершивших свое образование и начинающих личную и профессиональную занятость. Этот подраздел психологии более сложный, потому что человек получает знания и умения не в рамках воспитания, а во время приобретения профессионального опыта. Таким образом, снижается вероятность непосредственного влияния учителей и преподавателей на процесс развития человека.

Значение мотивации в психологии образования

Мотивация является важнейшей составной частью обучения и воспитания человека. От ее присутствия в сознании зависит то, как человек будет использовать в своей профессиональной жизни приобретенные навыки и знания.

Образование всегда связано с выдержкой и силой воли, которые важны для решения поставленных задач и завершения всех процессов при обучении. Здесь в основу воспитания закладывается самовоспитание. Благодаря ему полученные навыки становятся жизненным опытом, естественным проявлением человеческих навыков.

Именно поэтому мотивация служит важнейшим компонентом, используемым в психологии образования для формирования сильной личности.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 16 09 2021

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *