Психология детей с расстройствами эмоционально волевой сферы и поведения чем занимается
Психология детей с расстройствами эмоционально волевой сферы и поведения чем занимается
По мере развития ребенка его эмоции также претерпевают изменения и важно в этот период не допустить эмоциональных нарушений у детей.
Бесплатные занятия с логопедом
Безусловно, все любящие родители заботятся о здоровье своих малышей. Однако зачастую мамы и папы обращают внимание исключительно на физическое развитие ребенка, почему-то не уделяя должной заботы эмоциональному состоянию малыша. Вот только эмоции играют в жизни человека далеко не последнюю роль. Эмоции появляются с первых дней жизни малыша, с их помощью ребенок общается с родителями, давая понять, что он огорчен, испытывает боль или ему хорошо.
По мере развития ребенка его эмоции также претерпевают изменения и важно в этот период не допустить эмоциональных нарушений у детей. Малыш учится не только говорить, ходить или бегать, но и чувствовать. От простых эмоций, которые он испытывает в младенчестве, переходит к более сложному чувственному восприятию, начинает знакомиться со всей эмоциональной палитрой.
По мере взросления ребенок не просто сообщает родителям, что испытывает дискомфорт, потому что голоден или у него болит живот, но и начинает проявлять более сложные эмоции.
Как и взрослый человек, малыш учиться радоваться, восторгаться, грустить, удивляться или злиться. Правда главным отличием пятилетнего ребенка от годовалого малыша является не только то, что он умеет чувствовать «широко», но и то, что он умеет контролировать свои эмоции.
В современном обществе специалисты все чаще пытаются привлечь внимание к такой серьезной проблеме, как эмоциональные нарушения у детей.
Причины и последствия эмоциональных нарушений у детей
По данным медицинской статистики в 50% случаев нарушения эмоциональной сферы у детей, окончивших младшую школу, выражаются в развитии нервных заболеваний. Это очень тревожный результат, тем более учитывая тот факт, что мы говорим о нервных заболеваниях детей, которые не достигли и 16 лет.
Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать:
Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития.
Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст». Молодые люди бунтуют всегда, но особенно это заметно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает определяться со своими желаниями и оценивает собственные возможности.
Наиболее часто встречающимися проявлениями эмоциональных нарушений у детей являются:
Коррекция эмоционально волевых нарушений у детей
Прежде чем говорить о методах коррекции эмоционально волевых нарушений у детей, стоит дать определение данной проблеме. Эмоционально-волевая сфера или другими словами психоэмоциональное состояние человека представляет собой динамику развития его чувств, а также эмоций. Поэтому эмоционально волевые нарушения у детей – это не что иное, как нарушения психического состояния.
При нарушении эмоциональной сферы у детей появляется чувство сильной тревоги или апатии, настроение становиться мрачным и ребенок замыкается в себе, начинает проявлять агрессию или впадать в депрессию. Для того чтобы улучшить состояние ребенка, страдающего эмоциональными нарушениями следует обратиться к профильному специалисту. Тот в свою очередь начнет индивидуальную или групповую работу с ребёнком, а также расскажет родителям, как себя правильно вести при психической нестабильности малыша.
Психоэмоциональные нарушения поддаются успешному лечению в случае раннего обнаружения и грамотного подхода к их коррекции.
Несколько советов для родителей, которые столкнулись с эмоциональными нарушениями у детей:
Устранить нарушения эмоциональной сферы у детей поможет детский психолог, который при помощи специальных развивающих игр объяснит ребенку, как правильно реагировать на возникающие стрессовые ситуации и контролировать свои чувства. Однако участие родителей в лечении психоэмоциональных нарушений детей никто не сможет заменить, поскольку малыши доверяют своим родителям и, конечно же, берут с них пример.
Поэтому если в будущем вы хотите избежать развития тяжелых психических заболеваний у ребенка, то сразу же начните принимать активное участие в его лечении.
Решающим фактором в коррекции нарушений психоэмоционального характера является внимание со стороны взрослых. Научитесь уделять больше внимания своему ребенку, помогайте ему разобраться в чувствах и эмоциях. Не стоит требовать от малыша, чтобы он перестал переживать, но следует поддержать его в любых переживаниях и помочь разобраться в сложных эмоциях. Терпение, забота и безграничная родительская любовь помогут сохранить психическое здоровье ваших детей.
Эмоционально — волевые нарушения у детей и подростков, психологическое сопровождение
автор: Бехтерева Наталья Владимировна
Педагог — психолог Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Новоуральская школа № 2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Эмоционально — волевые нарушения у детей и подростков, психологическое сопровождение
ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ,
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Бехтерева Наталья Владимировна
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Новоуральская школа № 2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
В наше время все чаще можно встретить семьи, в которых дети не просто не хотят учиться, а вообще по несколько месяцев не посещают школу. Актуальность проблемы охватывает не только одну семью, но и общество в целом.
« Мотивация – это психофизиологический процесс, который под действием внешних или внутренних факторов, стимулирует у людей желание заниматься той или иной деятельностью».
Мотивация бывает внутренней и внешней.
О внутренней мотивации можно говорить тогда, когда человек что-то делает просто ради удовольствия, интереса, достижения цели.
При внешней мотивации деятельность направлена на достижение каких-то целей. При этом они могут быть не связаны напрямую с характером этой деятельности — так, ребенок может ходить в школу не потому, что хочет учиться, а чтобы не ругали родители (принуждение и угроза наказания), за награждение, или для общения с друзьями. Внешняя мотивация – это стимулы, которые приходят к нам от других людей или обстоятельств. Что касается детей, то внешней мотивацией для них часто является принуждение со стороны взрослого. То есть, ребенок берется за учебу только потому, что его заставили, запугали, а вовсе не потому, что привили интерес к познанию нового. Развитие эмоциональной волевой сферы протекают параллельно с формированием мотивации и потребностей ребенка, и является одним из важнейших условий становления личности ребенка. Развитию эмоциональной сферы способствуют семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности.
В процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Для правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.
Основными причинами нарушений являются:
Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений.
В дошкольном возрасте наблюдается, чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности.
В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.
Основные внешние проявления выглядят следующим образом:
В настоящее время отмечается рост эмоционально – волевых расстройств.
Несформированность эмоционально-волевой сферы может проявляться на разных уровнях:
Эмоционально – волевые расстройства бывают двух типов:
-Психологическая травма (хронические стрессы, длительное эмоциональное напряжение);
— Гипер или гипоопека со стороны близких (особенно в подростковом возрасте);
— Нарушение гормонального фона (гормональный дисбаланс);
— Острая нехватка полезных веществ (витаминов, минералов).
Эмоциональная несформированность (неустойчивость) может сопутствовать и некоторым соматическим заболеваниям (сахарный диабет, сосудистые и органические заболевания головного мозга, черепно-мозговые травмы).
Наиболее яркими проявлениями расстройства эмоциональной сферы являются депрессивный и маниакальный синдромы.
При депрессивном синдроме можно наблюдать три основных признака у детей и подростков:
Ребенок постоянно тоскует, ощущает подавленность и печаль,
проявляет реакции на радостные и другие события.
В ее легких проявлениях выражается в виде замедления односложной речи и долгим обдумыванием ответа. Тяжелое течение характеризуется неспособностью осмысления заданных вопросов и решения ряда простейших логических задач.
Двигательная заторможенность проявляется в виде скованности и медлительности движений. При тяжелом течении депрессии существует риск возникновения депрессивного ступора (состояние полной подавленности).
При маниакальном синдроме, так можно наблюдать три основных признака:
Нарушение эмоционально – волевой сферы у детей и подростков необходимо лечить комплексно, учитывая психологическую и физиологическую симптоматику.
Школьный психолог проводит комплексную психодиагностику обучающегося (используются методики и тесты для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей: арт- терапевтические методики, цветовой тест Люшера, шкала тревожности Бэка, опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН), тест школьной тревожности Филипса).
Коррекция дисгармоний в развитии личности ребенка, научить правильно, реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства, научить детей справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снять психологическое напряжение, создать возможность для самовыражения.
Консультативная работа с родителями или лицами их заменяющими, с ребенком.
Врач – невропатолог (поможет лечить неврологические нарушения, проводится диагностика, назначение медикаментозной терапии, для формирования динамического равновесия и определенного запаса прочности ЦНС).
В том числе и другие специалисты узкого профиля (врач – эндокринолог, врач – психиатр).
Комплексное и своевременное лечение у детей и подростков помогают полностью устранить симптомы заболевания. Именно поэтому основная роль отводится именно родителям.
Анализируя опыт врачей, психологов, педагогов, можно дать следующие рекомендации по работе с эмоционально – волевой сферой у детей и подростков:
Профилактика эмоциональных состояний у детей и подростков в образовательном учреждении следующая:
— Знание семейной обстановки и предрасположенность ребенка к невротическим реакциям.
— Благожелательная атмосфера на уроке, смягчение эмоционального дискомфорта (педагог должен постоянно подкреплять успех ребенка, стимулировать его к выполнению деятельности подсказками, одобрениями, похвалой, постоянной констатацией успеха).
— Повышение активности и самостоятельности у учащихся.
-Коррекция самооценки, уровня сознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
— Выбор правильного стиля общения.
-Вовлечение в активные творческие формы деятельности (содержательная оценка ее результатов, всяческое подчеркивание достижений и ряд других средств должны способствовать повышению успеваемости детей с неврозами).
— Повышение самоконтроля педагога.
— Двигательная разгрузка детей, уроки физической культуры.
Психология детей с расстройствами эмоционально волевой сферы и поведения чем занимается
Автор: Федосеева Мария Владимировна
Организация: ГБУ Городской психолого-педагогический центр Департамента образования г. Москвы
Населенный пункт: г. Москва
Одной из актуальных проблем современного образования является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Это связано с тем, что на сегодняшний день многие дети имеют нарушения в физическом и психическом развитии при ограниченной возможности интеграции этих детей в систему социальных отношений.
Состояние здоровья детей с ограниченными возможностями препятствует освоению образовательных программ без специальных условий.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют особые потребности, нуждаются в специальном уходе и специальных условиях обучения и развития, в обогащении опыта взаимодействия со сверстниками.
В группу детей с ограниченными возможностями здоровья входят дети со следующими особенностями:
задержка психического развития;
нарушения развития речи (общее недоразвитие речи, нарушение речи системного характера);
нарушения слуха и зрения;
нарушения опорно-двигательного аппарата;
минимальная дисфункция мозга;
нарушения эмоционально-волевой сферы;
нарушения познавательной сферы;
системные заболевания, влияющие на освоение образовательных программ (ОРВИ, диабет, перенесённый туберкулез, атопический дерматит).
Следует отметить, что в последние годы стремительно увеличивается количество детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
К типичным нарушениям эмоционально-волевой сферы, подлежащих коррекции относятся:
гиперактивность поведения, СДВГ;
страхи, повышенная тревожность;
агрессивность в поведении;
нарушение навыков общения и самообслуживания;
В практике работы специалистов-психологов коррекционных центров развития ребёнка одним из ведущих направлений является работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста со следующими нарушениями эмоционально-волевой сферы:
страхи, повышенная тревожность;
нарушение навыков общения и самообслуживания.
Гиперактивное поведение характеризуется повышенной двигательной активностью младших школьников, импульсивностью, высокой отвлекаемостью и низкой концентрацией внимания на учебных заданиях. Гиперактивный ребёнок совершает много беспокойных, резких движений всем телом. Если гиперактивному школьнику предложить выполнить какое-либо задание, то, как правило, он начинает его выполнять, не дослушав инструкцию до конца, а спустя некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать. Младшие школьники с гиперактивным поведением трудно адаптируются в школе, плохо входят в детский коллектив, часто имеют пробелы в обучении и проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
Тревожный ребёнок напряженно смотрит на всё, что происходит вокруг, робко здоровается, разговаривает негромким голосом. Также тревожные дети отличаются чрезмерным беспокойством, часто пессимистичны, ощущают себя беспомощными, сторонятся всего нового. Они отличаются самокритичностью, имеют низкую самооценку, стремятся к одобрению взрослыми их деятельности. Для тревожных детей нередко характерны и соматические проблемы.
Аутичные дети имеют трудности в общении и социализации, неспособны к установлению эмоциональных связей с другими людьми, имеют нарушения речевого развития. Зачастую аутичный ребёнок кажется отрешённым, безразличным к окружающему, избегает прямого взгляда, стремится уйти от контактов с окружающими людьми. Аутичные дети склонны отказываться от коллективной игры, предпочитая игру индивидуальную. Также аутичным детям свойственны стереотипные механические движения и действия, они любят придерживаться определённых ритуалов, а изменения их режима дня, привычного течения жизни способны вызвать “уход в себя” или вспышки агрессии, а иногда и аутоагрессии. Для аутичных детей иногда свойственно отставание в развитии речи.
Реализуя агрессивное поведение, ребёнок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения», причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт. Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с окружающими людьми всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивность отрицательно сказывается на здоровье младших школьников, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.
Демонстративность поведения, которая часто является следствием недостатка внимания со стороны окружающих людей, как правило, характеризуется намеренным и осознанным нарушением принятых норм и правил поведения, особенно нарушением дисциплины на уроках. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым. Часто детям с высокой демонстративностью свойственна любовь к украшениям. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривляние, капризы, истерики, а иногда подчеркнуто “идеальное” поведение и даже нарочитая застенчивость.
Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребёнка сохраняются черты, присущие более раннему возрасту. Инфантилизм поведения предполагает личностную незрелость преимущественно эмоционально-волевых свойств.
У младших школьников инфантилизм проявляется следующими характеристиками:
слабой способностью ребёнка подчинять своё поведение требованиям ситуации;
неумением сдерживать свои желания и эмоции;
преобладанием игровых интересов (более характерных для дошкольников) в младшем школьном возрасте;
повышенным фоном настроения;
недоразвитием чувства долга;
неспособностью к волевому напряжению и преодолению трудностей;
повышенной подражаемостью и внушаемостью;
дефицитом познавательной активности при обучении;
отсутствием школьных интересов, несформированностью позиции ученика;
быстрой пресыщаемостью в любой деятельности, требующей активного внимания и интеллектуального напряжения;
стремлением быть в обществе детей младшего возраста или тех, кто им покровительствует;
недостаточной дифференциацией межличностных отношений;
медленным усвоением воспитываемых навыков и знаний об окружающем мире.
Нарушение общения возникает при затруднительном становлении коммуникативной компетентности, причём надо отметить, что становление коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте идёт в процессе становления учебной деятельности ребёнка. У ребёнка с нарушением общения можно отметить неадекватно сформированный образ сверстника. Такой ребёнок не усвоил нормы и правила взаимодействия со сверстниками, затрудняется или неспособен понимать эмоции и чувства другого человека, не имеет сформированных стратегий поведения для выхода из конфликтных ситуаций. Также возможно отсутствие положительного отношения к сверстнику, преобладание к сверстнику конкурентного отношения. Дети с нарушением общения зачастую не умеют достигать собственных целей общения с учётом интересов сверстника, демонстрируют неспособность к конструктивному сотрудничеству.
Специальные исследования проблем поведения младших школьников (исследования О.Я. Яшиной, Л.К. Славиной, А.И. Захаровой) показали, что причины возникающих трудностей могут быть различными.
В одних случаях, нарушения являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребёнка на те или иные затруднения школьной жизни или на неудовлетворяющий ребёнка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребёнка при этом отличается нерешительностью или негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением не желают вести себя хорошо и специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребёнок действительно не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие отрицательных переживаний ведёт к нарушениям поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.
В других случаях проблемы поведения определяются индивидуальными особенностями ребёнка, в частности, особенностями протекания нервных процессов: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью, или наоборот, психомоторной расторможенностью. Эти особенности протекания нервных процессов обнаруживают себя преимущественно в гиперактивном поведении с характерной эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.
В целом, трудности в становлении поведения младших школьников зачастую обусловлены отсутствием или задержкой становления соответствующих возрасту ребёнка интегративных личностных новообразований.
Следствием наличия проблем в поведении младших школьников является школьная дезадаптация, низкая успеваемость, низкая самооценка ребёнка и его неуверенность в себе, наличие социально-опосредованных страхов, повышенная тревожность, а также трудности в построении конструктивных отношений с окружающими людьми.
Концепция сопровождения как направления в оказании помощи детям, начала разрабатываться в нашей стране с середины 90-х годов XX века (исследования Э.М. Александровской, М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, Е.А. Козыревой, Р.В. Овчаровой, Т.И. Чирковой и др.). В её основу был положен опыт работы психолого-медико-педагогических комиссий и специализированных учреждений в системе образования.
В современной психологической литературе под психолого-педагогическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребёнка в ситуациях взаимодействия в школьной среде, в среде сверстников и в условиях семьи.
Коррекционная работа строится на основе следующих принципов сопровождения:
Опора на “зону актуального развития”, признание приоритетности внутреннего мира каждого ребёнка.
Самостоятельность ребёнка в овладении системой отношений с миром и с самим собой через самостоятельное принятие решений и самостоятельные действия.
Осуществление сопровождения с использованием педагогических средств, с участием школьного учителя и через традиционные формы учебного и воспитательного взаимодействия.
Система работы, направленной на коррекцию имеющихся нарушений эмоционально-волевой сферы младших школьников имеет следующую структуру:
Анализ среды развития ребёнка, возможностей для обучения и развития, требований к уровню развития ребёнка, его возможностям и способностям.
Отслеживание актуального уровня развития ребёнка и его динамики.
Определение критериев эффективности обучения и развития, определение условий его успешного развития и обучения на основе реализации индивидуального подхода.
Разработка индивидуальных программ для ребёнка коррекционно-развивающей направленности, разработка индивидуальных коррекционных маршрутов.
Разработка и реализация определённых мероприятий, индивидуальных и групповых занятий, форм и методов работы с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
Создание системы работы по проведению таких мероприятий при обязательном соблюдении условия создания ситуаций успеха каждому ребёнку.
Первичный анализ условий развития ребёнка, его обучения и воспитания включает в себя изучение педагогом-психологом данных индивидуальной карты, оформляемой при посещении психолого-педагогического консилиума и анкет, заполняемых родителями.
Актуальный уровень развития эмоционально-волевой сферы ребёнка выявляется на первом этапе индивидуальной работы с самим ребёнком и с его родителями с помощью методов психодиагностики. Диагностике подлежат уровень тревожности, наличие страхов, уровень развития произвольности, агрессивность, личностные качества, акцентуации и черты характера, стиль общения, самооценка.
Психодиагностическая работа с ребёнком проводится с использованием следующих методик:
проективная методика “Дом. Дерево. Человек” (Дж. Бук);
проективная методика “Несуществующее животное” (М. З. Друкаревич/ А. Л. Венгер);
проективная методика “Нарисуй человека” (Ф. Гудинаф, Д. Харрис /К. Маховер)
методика ““Да” и ”Нет”” (Л. Красильникова, Д. Б. Эльконин);
методика “Детский вариант личностного теста Д. Кеттелла” (Д. Кеттелл);
методика “Кактус” (М. А. Панфилова);
методика “Тест руки” (Э. Вагнер);
методика “Тест тревожности” (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) для первоклассников;
методика “Страхи в домиках” (М. А. Панфилова);
методика “Лесенка” (В. Г. Щур);
проективная методика “Нарисуй себя” (А. М. Прихожан, З. Василяускайте);
методика “Проба Де Греефе” (Де Греефе);
методика “Беседа о школе” (Нежнова Т. И.);
методика “Исследование мотивации учения у первоклассников” (М. Р. Гинзбург)4
методика “Изучение школьной мотивации учащихся начальных классов” (Н. Г. Лусканова).
Участие родителей в психодиагностическом обследовании заключается в заполнении карты наблюдений за ребёнком.
Для каждого нарушения эмоционально-волевой сферы разработаны критерии, по которым можно судить о степени проявления данного нарушения. Задача родителей – наблюдать за ребёнком и фиксировать частоту проявления нарушения.
По результатам психодиагностического обследования на каждого ребёнка составляются:
Карта психологического развития ребёнка
Портрет ребёнка с данным нарушением (например, портрет гиперактивного ребёнка).
В этих картах помимо основной информации содержится отметка об эмоциональной реакции ребёнка на ситуацию обследования, а также на их основе определяется индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут.
В индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут заложены две формы работы:
Индивидуальная работа с ребёнком
Работа с родителями ребёнка
Индивидуальная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы, проводится в следующих направлениях:
снятие мышечного напряжения;
· развитие умения действовать по правилу и волевой регуляции;
· обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций;
· формирование способности к эмпатии, доверию и сочувствию;
· обучение умению управлять собой и своим поведением и действиями, в том числе в конкретных, наиболее волнующих ситуациях;
· развитие коммуникативных навыков;
формирование чувства доверия и уверенности в себе.
Система коррекционных мероприятий подбирается индивидуально для каждого ребёнка и складывается из различных методов и приёмов работы с ребёнком.
Для коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы систематически используются следующие методы и приёмы работы с ребёнком:
Упражнения на мышечное расслабление (“Ласковые лапки”, ”Ловим комаров”, ”Морские волны”, ”Давайте поздороваемся”, ”Два барана”, “Штанга”, “Сосулька”, “Насос и мяч ”, “Танцующие руки”, ”Водопад”)
Дыхательные упражнения (“Воздушный шарик”, “Корабль и ветер”, “Подарок под ёлкой”, “Дудочка”, “Дыхание телом”, “Драка”)
Занятия по программе “Волна”
Арт-терапия (техника “Мандала”, работа с “Листком гнева”, упражнения “Звезда недели”, “Цветок достижений”, коллажи “Моё любимое путешествие”, ”Моя семья”)
Песочная терапия (упражнения “Остров”, “Мир для плохой и злой игрушки”, “Мой путь”, “Построй свой мир”, “Мир для злой игрушки”)
Занятия в сенсорной комнате, комнате психологической разгрузки (“Тактильная дорожка”, “Воздушнопузырьковая трубка”, “Сухой бассейн”, световые проекторы, светозвуковые панели)
Телесно-ориентированные упражнения (“Устойчивые ножки”, “Дуб и ураган”,)
Игровая терапия, игры-драматизации (подвижные игры, “Кричалки-шепталки-молчалки”, “Разговор с руками”, ”Колпак мой треугольный, “Расставь посты”, “Прогулка с компасом”, “Глаза в глаза”, “Гусеница”, “Волшебный стул”, ”Распознавание эмоций”)
Аутогенная тренировка (прослушивание аудиозаписей с формулами расслабления с последующим выполнением упражнений дома с родителями или самостоятельно)
Занятия с нейропсихологом
Работа с родителями ребёнка предполагает:
ознакомление с психологическим портретом ребёнка, составленным с учётом выявленных нарушений эмоционально-волевой сферы;
· предоставление родителям информационных материалов (“Правила работы с гиперактивным/агрессивным ребёнком”, “Правила игры с гиперактивным/агрессивным ребёнком ”);
· выполнение родителями данных рекомендаций;
получение обратной связи от родителей.
Утверждение идеи психолого-педагогического сопровождения в качестве основы профессиональной деятельности педагога-психолога имеет ряд важнейших следствий:
Становится возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на личности школьников.
В процессе сопровождения педагог-психолог (и другие взрослые), создавая ситуации выборов различного характера, побуждает школьника к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.
Психолого-педагогическое сопровождение создаёт условия для максимального в данной ситуации личностного развития ребёнка и его эффективного обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение является гарантом наилучшего приспособления младшего школьника к условиям школьной среды и школьным требованиям и школьной среды к нему.
Психолого-педагогическое сопровождение является актуальным и перспективным направлением как с точки зрения осмысления целей и задач работы педагога-психолога, так и с точки зрения разработки конкретных моделей его профессиональной деятельности.
Литература
Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. – М., 2008.