Псалом 90 текст молитвы для чего читают 40 раз
Псалом 90
Псалом сей имеет следующее надписание: Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей. А в Псалтири, изданной Российским Библейским Обществом, по переводу с еврейского языка, он имеет такую надпись: «Хвалебная песнь Давидова», каковой надписи соответствует и надпись Вульгаты, т.е. Библии на латинском языке, без приписки слов: не надписан у еврей, а просто: «laus cantici David XC», т.е. «хвалебная песнь Давидова». Все это свидетельствует о том, что в древнем еврейском собрании псалмов над 90-м псалмом не было поставлено никакого надписания, и что имеющаяся ныне краткая надпись: «Хвалебная песнь Давидова» – внесена в книгу псалмов впоследствии, например, при создании греческого перевода LXX толковников, и внесена, конечно, не самопроизвольно, а на основании дошедших до богомудрых издателей древних преданий ветхозаветной Церкви, приписывавших составление сего псалма Давиду.
По содержанию своему псалом этот хвалебный («Хвалебная песнь Давида») и вместе – учительный: здесь пророк учит о том, что надежда человека на Бога имеет непреодолимую силу, и что поэтому всякий, кто верою и надеждою связывает себя с помогающим ему Богом, – делается другом и сожителем Его и находится в совершенной безопасности.
Особенность сего псалма составляет быстрая перемена лиц, выражающих свои мысли и чувства. Здесь или пророк выражает свои мысли о праведнике, живущем полною надеждою на Бога (ст. 1–2), или, обращаясь к праведнику, успокаивает его теми благами, какие изливаются на уповающего на Бога (ст. 3–8, 10–13), или говорит от лица этого праведника, вполне преданного воле Божией (ст. 2,9), или же от лица Самого Бога, выражающего Свое благоволение праведнику (ст. 14–16).
Одни из толковников видят в сем псалме общий, отвлеченный поэтический образ праведника, в котором все случаи избавлений взяты псалмопевцем совершенно произвольно, без всякого исторического отношения, и который столько же идет к Давиду, сколько и к Езекии, и ко всякому другому праведнику. Другие же указывают в нем такие черты, которые почти все замечательным образом идут к лику благочестивого царя Иудейского Езекии и к обстоятельствам его времени. Кто знаком с историей сего Езекии, тому совершенно ясно, что в указанном изображении праведника мы имеем поэтическое изображение сей истории. Ввиду ясного сходства представленного образа праведника с историей Езекии, уже блж. Феодорит, приписывавший вообще все псалмы Давиду, признавал псалом 90 пророчеством Давида о Езекии.
Пс.90:1–2 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
Не совсем ясный смысл изречений 1-го стиха, по церковно-славянскому переводу, выясняется при чтении других переводов. Так, в переводе с еврейского он читается: «Живущий под покровом Всевышнего (в крове Бога Небесного) в тени Всемогущего почивает»; а в переводе с латинского читается так: «Кто жительствует с помощию Всевышнего (Allissimr), тот будет пребывать в покровительстве Бога Небесного. Он скажет Господу: Ты заступник мой и прибежище мое: Бог мой, я буду надеяться на Него». Здесь выражается, с одной стороны – полная преданность воле Божией человека ни на кого более не надеющегося, как только на Бога, а с другой – полная безопасность того, кто находится в ближайшем общении с Богом Небесным, под Его крепкою защитою. Он и в молитве обращается к одному Богу и дерзновенно говорит Ему: Ты заступник мой и Ты один прибежище мое; и не только на молитве, но и пред другими исповедует: Он Бог мой и на Него я уповаю.
Здесь пророк, обращая речь к самому покровительствуемому Богом, говорит, что Господь Бог избавит тебя от сети ловца (птицелова или зверолова, от сети ловчи) и от всякого враждебного слова, могущего привести тебя в смятение (от словесе мятежна), вообще от всякой клеветы и заговора против тебя. Он прикроет тебя, будет осенять или охранять как бы плечами своими (плещма Своима осенит тя), и ты будешь иметь надежду, что под покровительством Его пребудешь в безопасности (и под криле его надеешися). В первом выражении образ речи заимствован от тех воинов, которые во время сражения стоят в передних рядах и плечами своими закрывают находящихся позади их, а во втором выражении подобие взято от птиц, которые крыльями своими прикрывают своих птенцов. Таким образом, мысль псалмопевца можно выразить так: всемогущая сила Божия защитит тебя, и, находясь под охраною Божественного попечения, ты будешь вполне безопасен. Сама истина Божия окружит тебя со всех сторон оружием. Под истиною Божией нужно разуметь здесь верность Божию обетованиям: Он обещает Свою помощь всем уповающим на Него, и действительно подает ее. По переводу с еврейского, последняя речь выражена так: «истина Его есть щит и ограждение».
Пс.90:5–6 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.
Многие из людей подвержены бывают страху в ночное время, при угрожающей опасности, а иногда и совсем без всяких опасностей, при одном только представлении опасности, по причине окружающей тьмы. Некоторые, кроме того, воспитанные в разных суевериях, испытывают какой-то безотчетный страх при так называемых «встречах». Хотя подобные суеверия о «встречах» не повсеместны и не всеми приемлемы, тем не менее они всегда существовали, можно сказать, с глубокой древности, и потому их нельзя оставлять без внимания. Псалмопевец, как бы представляя все подобные случаи страха, успокаивает человека, находящегося под покровительством Божиим, говоря ему: охраняемый силою Божией, ты не будешь бояться никаких опасностей, ни явных ни тайных, ни днем, ни ночью, не будет у тебя страха нощнаго, не будешь бояться и стрелы, летящей днем. Ты избавишься от всякой (неприязненной) вещи, бывающей ночью (во тме преходящия), от опасной «встречи» и от всякой случайности, неожиданной при «встречах» (от сряща, т.е. от всего того, что с нами случается нечаянно), и от злого духа, нападающего в полдень. Под именем беса полуденного разумеется злой дух, в ясный день или в полдень причиняющий человеку различного рода вред болезни, например, моровую язву и заразу. Другие под именем беса полуденного разумеют солнечный зной, сильно жгущий в Палестине и бывающий смертоносным для путников. А блж. Иероним, согласно с сим, разумел известное на Востоке моровое поветрие, или смертоносный ветер, называемый Самум.
Пс.90:7–8 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.
Опасности угрожают человеку со всех сторон. С одной стороны тысяча, или как в переводе с еврейского: «Близ тебя падет тысяча и тьма по правую руку твою» (и тма одесную тебе), т.е. и тысячи, и десятки тысяч, и бесчисленное множество врагов нападет на тебя, но тебя не коснется (к тебе же не приближится). Или же так: если с одной стороны нападет на тебя тысяча врагов, а с другой – десять тысяч или бесчисленное множество, то и тогда никто из них не приближится к тебе, не погубит тебя. И ты не только не потерпишь никакого вреда от нападающих нечестивцев, но напротив, только будешь смотреть своими глазами, и сам увидишь воздаяние им от Господа (обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши). Так и было с благочестивым царем Иудейским Езекиею. Когда, с многочисленным войском, напал на него и осадил Иерусалим Сеннахирим, царь ассирийский, тогда Езекия молитвенно возопил ко Господу Богу, возложив все упование на Него. И Господь вскоре избавил Езекию от страшной опасности, угрожавшей ему, поразив в одну ночь все многочисленное (185 тысяч) воинство ассириян ( 2Пар.32 ).
Пс.90:9 Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое.
Надеющийся на Бога и всегда живущий в помощи Всевышняго сам в себе от удовольствия говорит: Ты, Господи, вся моя надежда и опора (яко ты, Господи, упование мое), и сказав так, одного Всевышнего избрал ты (положил еси) прибежищем твоим, говорит псалмопевец.
Пс.90:10–13 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия.
Пс.90:14–16 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое.
После того, как успокоил праведника утешительными словами об ангелах, посылаемых Богом для охранения его от разных бед и напастей, пророк вводит Самого Бога говорящим о праведнике в таких выражениях: так как он надеялся на Меня (яко на Мя упова), то Я избавлю его и скрою от опасности. А за то, что он познал и уверовал в Меня (яко позна имя Мое), т.е. Мне одному служил и покланялся, не признавая других богов, Я всегда буду помогать ему и внимать молитве его (услышу его). Если постигнет его какая-нибудь скорбь, то Я буду с ним и в скорби (с ним есмь в скорби), избавлю его (изму его) от всяких скорбных и тяжких обстоятельств, и не только избавлю, но и прославлю его, т.е. и самые несчастные обстоятельства направлю ему в благополучие и славу. Я сделаю для него то, что сделал некогда многострадальному праведнику Иову, или то же, что сделал для благочестивого царя иудейского Езекии. Долготою дний исполню его, т.е. получит он долголетнюю жизнь на земле и сподобится вечно блаженной жизни будущего века.
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8
Псалом 90 Живый в помощи Вышнего
В этой статье Вы найдёте истории, связанные с 90-ым псалмом “Живый в помощи Вышняго”, а также текст самого псалма, который был написан царём Давидом.
Девяностый псалом важен в нашей духовной жизни и любим многими православными христианами. Псалом читается, когда люди нуждаются в особой защите: когда им бывает страшно, когда они оказались в трудной ситуации и не знают, как справиться с ней без помощи свыше.
90-й псалом заключает в себе огромную надежду на Бога, как на Защитника и понимание того, что Бог не наказывает людей за проступки, а помогает им. Некоторые учат наизусть текст псалма, кто-то носит с собой поясок с 90 псалмом, кто-то выписывает текст в блокнот. Важно понимать, что без твердой веры, без понимания того, о чем говорится в псалме царя Давида, все это не имеет никакого значения.
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, – это значит, что тот, кто живет, надеясь на Бога, живет под кровом Небеснаго, под защитой Господа. Бог распространяет над верующим Свой Покров. Бог содержит человека под Небесным кровом. Как в родном доме верующий чувствует себя в этом мире, если он молится, читает 90 псалом и обращается к Богу, как к Отцу и Защитнику.
Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися, – какие бы опасности не подстерегали человека, Богу под силу защитить нас от любой из них. Бог покрывает нас Своими Руками, поддерживает нас, как родители поддерживают под руки своего малыша. Мы под крылом у Господа, так птица покрывает крыльями своих птенцов, чтобы защитить их от опасности.
Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое, – Бог обращается со Своей милостью к каждому из нас, если мы обращаемся к Нему с искренней верой, старается жить по заповедям Божьим. В жизни человека много скорбей и испытаний, но тем, кто проходит их с искренним упованием на Бога, легче перенести их.
Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое, – уверенность в помощи Божьей, в том, что Он обязательно нас услышит и придет, помогает нам справляться с трудностями и порой являет настоящие чудеса. Ведь все, что не подвластно человеку, подвластно Богу. Именно для этого, чтобы ощутить поддержку Господа, обычно читается 90 псалом – Живый в помощи Вышняго.
90 псалом – Живый в помощи Вышняго. Текст молитвы
Живый в помощи Вышняго. Как молитва помогает людям
Живый в помощи Вышняго
Я давно собираю и записываю истории, связанные с 90 псалмом, знаменитой молитвой «Живый в помощи Вышняго…» У этой молитвы, написанной израильским царем Давидом (XI-Xв. до н. э.) по случаю избавления его народа от трехдневной моровой язвы, какая-то особенная судьба именно в России. Многие из этих историй связаны с Великой Отечественной войной.
« Осенью 41-го мне было семь лет, моей сестре Сонечке пять. Так получилось, что в эвакуацию в Актюбинск мы уехали только весной 42-го, поэтому страшную осень и зиму первого года войны были в Москве. Мой папа Гущин Андрей Федотович, несмотря на слабое зрение, добровольцем пошел в ополчение. Там и погиб. Моя мама Александра Филипповна, врач, все время проводила в госпитале, и мы с Сонечкой оставались с бабушкой – Натальей Тимофеевной. Бабушка была из крестьянской семьи, и перебралась к нам в Москву от голода конца тридцатых из Брянской области. Вспоминания о войне у меня обрывочные. Как началась война почему-то не помню, но зато хорошо помню чувство голода, и то, как осенью 41-го ездили с бабушкой на поля собирать капустные листья. Поля находились где-то в районе Сокола. Очень хорошо помню запах и вкус этих листьев – мы их очищали от гнили и ели, подмерзшие, а бабушка варила из них щи, очень вкусные.
Помню, как всю осень говорили про какого-то Гудериана: «Гудериан подошел к Туле, Гудериан подползает к Москве…» У меня, ребенка, это слово «Гудериан» почему-то ассоциировалось с какой-то огромной змеей – аспидом, василиском, я видела таких в книжке. Помню, как однажды мы с бабушкой были по делам в центре, и вдруг пошел снег, и снег был черный. И женщина, проходившая мимо, каким-то срывающимся на визг голосом запричитала: «Господи, пришел конец света!»
Помню, как бабушка, сердитая, крепко схватив меня за руку, сказала: «Никто не знает ни дня, ни часа. И даже если ангел с небес начнет возвещать конец света, да анафема ему будет». Сейчас понимаю, что это были слова из Евангелия. Мы быстро вернулись домой. В тот день я и выучила 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго…» Может быть от недоедания, память у меня в детстве была плохая, мне с трудом далась даже таблица умножения, но молитву я запомнила быстро. Бабушка заставила нас с Соней ее повторять, пока мы ее не выучили. С тех пор мы каждый вечер молились. И еще: бабушка строго-настрого наказала, чтобы мы об этом никому не говорили. За капустными листьями мы ездили почти всю осень, но помню, как однажды соседка сказала, что Гудериан подошел совсем близко, он в районе метро «Сокол», прямо у наших капустных полей. В тот вечер мы долго молились, бабушка, думаю, всю ночь – как сейчас вижу ее, стоящую перед иконой на коленях. А ночью ударил мороз. И техника Гудериана встала.
У меня, ребенка, было такое чувство, что это произошло, потому что мы – я, Сонечка и бабушка, молились. «На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия». А бабушка с утра была такой просветленной, радостной, я ее такой видела только один раз, когда из ссылки вернулся ее старший сын Валериан, уже после войны. Она нам сказала, что в этот день, когда Гудериан стал под Москвой, был большой праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Потом 90 псалом помогал мне еще не раз. Бабушка скончалась во сне в 56-м, когда я уже закончила институт. С войны из пятерых бабушкиных сыновей вернулся только Никанор».
Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.
наш приходской сайт
О чтении Псалтири на всякую потребность
Псалтирь так ценен, что даже дневной если читает человек, то быстро отмолит себя и родных. А если поднимет ночной, он в десять раз сильнее, вымолит не только своих и себя, а до седьмого колена вытащит. Схиархимандрит Иоанникий
Чтение Псалтири вызывает глубокие молитвенные чувства в человеке, утешает в скорби, успокаивает душу. Молясь по этой книге, мы прежде всего восхваляем Бога. Также псалмы имеют и покаянное содержание. Они подсказывают нам слова, которые помогают искренне раскаяться перед Господом, открыть Ему свою душу. Можно сказать, что через царя и пророка Давида Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы. Церковь всегда обращала особое внимание на молитву по Псалтири. Среди монахов раньше считалось естественным знание этой книги наизусть.
Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения. Это единственная книга Ветхого Завета, которая полностью включена в богослужения Православной Церкви.Для удобства чтения все псалмы поделены на 20 кафизм, каждая из которых состоит из трёх частей славы (по названию славословия, которое читается в начале части). Кафизмы содержат от 6 до 9 псалмов.
Если Псалтирь читать постоянно, то глубже и осмысленнее придёт понимание вечерних и утренних богослужений в храме. Отдельные псалмы или кафизмы целиком поются и читаются на Вечерне, Утрене, Божественной литургии, великопостных часах (кафизмы), часах (псалмы), во время свершения молебнов, таинств. Утреня начинается с Шестопсалимия, название которой говорит о прочтении 6 псалмов. Чаще других читается псалом 50, который каждый православный христианин должен знать наизусть.
Псалтирь можно читать стоя (предпочтительнее) и сидя, вслух или вполголоса. Читать со вниманием, обязательно соблюдая ударения. Главное — настроить внутреннее состояние. Особо рекомендуется читать её во время постов. Церковью разработан Устав чтения Псалтири, в котором можно найти ответ на вопрос: как правильно читать Псалтирь дома. Порядок чтения не имеет никакого значения. Можно читать понравившиеся псалмы, кафизмы по очереди или вразнобой, на всякую потребу. Главное — это делать регулярно, постоянно, последовательно. Если миряне к молитвам утром и вечером дома прибавляют один или несколько понравившихся псалмов, то читают в них только текст. Аналогия: 50 псалом в утренних молитвах. Если читаются кафизмы (одна или несколько), то перед их началом и окончанием читаются особые молитвы, которые обычно есть в самой книге.
Псалтирь нужно читать всегда: утром, вечером, ночью, днём.
Носите её с собой. Вот ночью не спится, проснулись, а рядом Псалтирь — читайте. На работу пошли с утра — читайте. В метро сели — читайте. Всегда надо читать. Я сам — честно говорю — каждый раз, когда беру в руки Псалтирь, думаю: «Господи, это же про меня, про нас, про всех, для нас». Читаешь — и просто пьёшь, пьёшь, пьёшь и не можешь насытиться, настолько Псалтирь глубокая, вечная книга. Пока Царство Божие не вошло в силу, пока не наступил этот союз Небесного Иерусалима с земной жизнью, Псалтирь — безпримерное молитвенное правило.
Читай любой псалом, рассуждай, пой его ещё раз, ещё раз. Это всё безценное, драгоценное, великое, вечное, и оно спасёт тебя. Это великая книга. Поэтому изучайте эту книгу, упражняйтесь и спасайтесь ею, она велика. Это главная книга Писания, это центр между Старым и Новым Заветом: всё старое и всё новое — всё в ней. С Богом!
Хотя «Псалтирь» и именуют Давидовой, в действительности он написал лишь большую часть этой книги, но не всю. Перу царя и пророка сегодня приписывают 78 псалмов из 150-ти. К созданию почти половины псалмов приложили руку другие авторы, в числе которых привратники Иерусалимского храма – «сыны Кореевы», начальник певцов Давида Асаф, певцы Еман и Идифун, а также царь Соломон, что отражено в надписании соответствующих псалмов.
Большая часть псалмов надписана именами их авторов, но некоторые песни Псалтири подписаны, как «ла-манацеах» или по-русски «начальнику хора». Исследователи Библии предполагают, что такие псалмы были предназначены для разучивания и исполнения хором левитов при Иерусалимском храме. Еврейские комментаторы, подчёркивая важность Псалтири, дополнительно причисляют к её авторам Адама, Мелхиседека и Авраама.
Одно из песнопений Псалтири, а именно 89-й псалом, оставил нам даже пророк Моисей. Кроме того, часть текстов осталась ненадписанной. В своём нынешнем виде Псалтирь сложилась ко временам Ездры и Неемии, то есть примерно к V веку до Рождества Христова. Неканонический 151-й псалом присутствует в греческом и славянском изданиях Псалтири, но никогда не употребляется за богослужением.
Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, изглаживает грехи, напитывает душу дыханием Святаго Духа. Прямое упоминание Псалтири содержится даже в исламском Коране. Название «Псалтирь» происходит от названия похожего на арфу греческого музыкального инструмента «псалерия» и свидетельствует о том, что в древности большинство псалмов пелось под аккомпанемент музыкальных инструментов. Католики и сегодня исполняют псалмы под музыку органа. В еврейском языке эта книга именуется «Тегилим» — «хваления».
По древней монашеской традиции вся Псалтирь полностью прочитывается иноком каждую неделю. Для этого она разделена на 20 кафизм (разделов). Каждая кафизма поделена на три «славы» и включает от шести до девяти псалмов. Отдельные стихи, псалмы или даже целые кафизмы присутствуют во всех без исключения богослужениях суточного круга, в том числе и в Божественной литургии.
Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения.
Богатое назидательное, нравственное и богословское наполнение псалмов делает их столь же полезными для чтения в домашней молитве, сколь и в храме. По сути, «Псалтирь» является одной огромной молитвой Богу и содержит прославления, восхваления и прошения ко Всевышнему в любом из эмоциональных состояний человека. Это своего рода «духовный камертон», который позволяет нам настроиться на дальнейшую молитву.
В домашней или келейной молитве на каждой «славе» каждой кафизмы принято читать особые молитвы и поминать живых и усопших близких. В некоторых монастырях и храмах чтецы, сменяя друг друга, читают Псалтирь непрерывно. Такое чтение с поминовением живых и усопших называется Неусыпаемой Псалтирью. Также Псалтирь принято читать при исходе души из тела, что служит молитвой и назиданием для самого умирающего и для его родных. Читают псалтирь и над гробом усопшего сразу после смерти все время вплоть до отпевания.
В православной аскетической практике до ныне существует благочестивый обычай чтения Псалтири по соглашению, когда группа верующих раздельно друг от друга прочитывает за одни сутки всю Псалтирь целиком. При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму. Если кому-то в один из дней не удалось прочитать положенную ему кафизму, она читается назавтра плюс следующая за ней по порядку.
Так в течение Великого поста вся Псалтирь прочитывается не менее 40 раз. Одному человеку такой подвиг не под силу.
Псалтирь не читается в период от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно. Во всех остальных случаях Псалтирь читается мирянами.
Афанасий Великий так объяснил феноменальную любовь верующих к Псалтири: «Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах».
Советы начинающим
1. Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома.
2. Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух — вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).
3. Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это — грех.
4. Читать псалмы можно сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» — «не сидя»). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».
5. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев — бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести.
6. Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. Пулеметчик не всегда понимает, как стреляет пулемет, однако его задача — бить по врагам. Относительно Псалтири существует утверждение: «Ты не понимаешь — бесы понимают». По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов.
В келейном чтении принято деление кафизм на три Славы.
Перед и после кафизмы читаются особые молитвословия.
Молитвы перед чтением кафизмы
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный.
Трисвятое по Отче наш.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.
Затем читается очередная кафизма с поминанием имен на каждой «Славе».
На «Славах»
Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза).
Господи, помилуй (3 раза).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Спаси, Господи, и помилуй Патриарха (имя рек), далее — поминается имя правящего архиерея и имена по списку, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и их святыми молитвами меня, недостойнаго, прости и помилуй! (После этой молитвы можно класть земные поклоны в зависимости от усердия верующего).
На первой и второй «Славе» поминаются имена о здравии, на третьей Славе — имена о упокоении: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (по списку) и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Твое Небесное!» (и земные поклоны).
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
И далее — следующие псалмы.
После третьей «Славы» читаются написанные в очередной кафизме тропари и молитвы. Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз — по пальцам или четкам.
Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.
После чтения кафизмы — «Достойно есть» и заключительные молитвы.
О чтении Псалтири
Схиархимандрит Иоанникий: «Читайте Псалтирь, Апостол, Евангелие — здесь все. Кто читает Псалтирь ночью две кафизмы — за весь Псалтирь идет. Вслух Псалтирь читать ценнее, про себя по необходимости. Поднимайте ночной Псалтирь — отмолите себя и тех, кого и не знаете до седьмого колена. Дневной тоже ценно. Как листья спадают по осени с дерева, так и грехи с человека читающего Псалтирь. Читайте 17-ю кафизму — отмолите свои грехи и грехи родных до 7-го колена. 17-ю кафизму обязательно вечером в пятницу читайте. 17-ю кафизму по умершему читайте каждый день. Вымолите в Царствие небесное.»
Рассказ сельского священника: «Одна девяностолетняя старушка рассказала, что ей на сороковой день после своей смерти явился во сне знакомый псаломщик. При жизни, она помогала ему по хозяйству: мыла полы, посуду, стирала. Он с грустью сказал: “Отчего вы так мало молитесь, а ведь для нас нет лучшей помощи, чем чтение Псалтири”.
Из книги «Жизнеописание старца схиигумена Саввы. С любовью о Господе, ваш Д.О.С.» (М.,1998): «Мы жили с мужем вдвоем, но мира и тишины в доме не было. Я мужу не уступала, а он, в свою очередь, доказывал свою правоту, и так долго продолжалось. Наконец мне все это надоело, и я решила вести себя по-другому. Муж мне скажет обидное слово, чувствую, что начинаю раздражаться, — беру Псалтирь и начинаю читать. Муж немного пошумит, потом замолчит. И так мало-помалу у нас в доме водворились тишина и спокойствие. Пришла я в храм, мимо проходит отец, остановился около меня и говорит: «Вот давно бы так!».
Старица схимонахиня Антония: «Семнадцатая кафизма – это основа Псалтири, её нужно читать обязательно целиком, она неделимая… Помните семнадцатую кафизму! Чтобы семнадцатая кафизма была прочитана каждый день! Не сможете вечером прочитать, значит, днём, в дороге, где угодно, но семнадцатую кафизму нужно читать ежедневно. Это ваша сберкнижка духовная, это ваш капитал за ваши грехи. На мытарствах семнадцатая кафизма будет уже в защите за вас». Некоторые думают, что 17 кафизма читается только тогда, когда до ней доходит очередь и по-другому нельзя. Это не совсем так. Ее хорошо читать каждый день и многие благочестивые миряне так и делают. —- Для усопших — это великая помощь!»
Старец Иероним (Санаксарский) советовал тем, у кого родственники курят, каждый день за курящего читать 108 псалом. Если погибает родственник (духовно) — читать Псалтирь и Акафист Божией Матери «Взыскание погибших». За мужчину сильно бес борется, говорил он, в семь раз сильнее, чем за женщину, потому что мужчина — образ Божий (имелось в виду, что в мужском образе приходил на землю Господь Иисус Христос и первым человеком был Адам). На жалобы батюшка отвечал: — Читай Псалтирь! — Батюшка, в семье большие ссоры. — Читай Псалтирь. — Батюшка, на работе неприятности. — Читай Псалтирь. Я недоумевала, как это может помочь? Но начинаешь читать — и все устраивается.
КАК ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ДЕМОНИЧЕСКИХ СИЛ
Прп.Варсонофий Оптинский говорил, что для каждого православного христианина нужно читать хотя бы Славу в день. Я хочу сказать, что прп.Александр, начальник обители Неусыпающих, ввёл Чин Неусыпаемой Псалтири в монастырях. О нём очень хорошо написано в в Четьи-Минеях. Некоторые духовные исполины читали и всю Псалтирь в день на постоянной основе. Как, например, Симеон Дивногорец, Парфений Киевский, и др. Ефрем Сирин говорит о псалмах, чтобы они были непрестанно на наших устах. Это такая сладость — слаще меда и сот. Благ нам закон Господень паче тысящ злата и сребра. Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия (Псалом 118, 127). Действительно, читаешь и не можешь умилиться. Это прекрасно! При чтении не всё понятно. Но Амвросий Оптинский говорит, что понимание приходит со временем. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Псалом 118, 18). Будем надеяться, действительно, что откроются наши духовные очи.
О чтении Псалтири в разных случаях
Прп.Арсений использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность.
Греческий первоисточник можно найти в издании «О Герон Паисиос» иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год.
(Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать)
(Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два – отцу Паисию Cвятогорцу)
Псалтирь. Одна из самых любимых и самых замечательных Библейских книг. В ней – спектр эмоций и бесконечная любовь к Всевышнему. В ней – вся жизнь! Я знаю многих, кто регулярно перечитывает псалмы. И постоянно делится находками и размышлениями о прочитанном. Люблю эту книгу и я. Со мной она часто дождливыми днями. Когда настроение падает, и серость за окном очень трудно воспринимать с каким-то оптимизмом, Псалтирь помогает справиться с хандрой. Я не всегда ее читаю. Если не получается уединиться с книгой, то я ее слушаю. И очень часто с завершающими словами 150-го псалма «Все дышащее да славит Господа!» если не на небе, то в душе всегда появляется радуга. Да и на небе порой тоже. И все – печаль уходит, душевное равновесие восстанавливается, жизнь вновь играет самыми яркими красками!
Итак, само название Псалтирь получила от древнего музыкального инструмента псалтерия. Он относится к семейству арф. Греки называли его кифарой, а у славян был очень похожий инструмент – гусли. Причем, греки относились к этому музыкальному инструменту несколько несерьезно, а вот славяне уважали и почитали его, и даже считали, что десять струн его – это десять заповедей Божиих.
Что касается самой Псалтири, то это самая объемная книга Библии. Псалмы из этой книги читают во время Богослужений в церквях, а также в синагогах. Авторов этой замечательнейшей книги несколько, и они хорошо известны тем, кто регулярно читает Священное Писание. Ровно половина псалмов – 75 – принадлежат перу царя Давида. А остальные – Асафу, придворному псалмопевцу Давида, на его счету двенадцать псалмов, храмовых привратникам – сынам Кореевым, Моисею и другим… И не удивительно, что всех этих людей разделяют не просто поколения. Их разделяют века! Но ведь и Псалтирь писалась практически 900 лет. И первая ее часть увидела свет сразу за Пятикнижием Моисеевым, с чего, собственно, и начинается Священное Писание.
Интересен и тот факт, что самая короткая библейская глава – это псалом 116-й, а его сосед, 118-й псалом – являет собой самую длинную библейскую главу. А «золотая середина» – как раз между ними: 117-й псалом. Именно он делит Библию пополам, именно он, псалом, расположившийся между самым коротким и самым длинным библейскими повествованиями. И несет в себе самую важную христианскую мысль о том, что лучше уповать на Господа, чем надеяться на человека.
Четвероевангелие и Псалтирь многократно пересекаются в повествованиях. Если в Псалтири можно, читая, обнаружить ряд пророчеств о Христе, то в Четвероевангелии мы не раз сталкиваемся с описанием событий из жизни царя Давида. Вот сколько удивительных открытий таит в себе эта удивительная книга! Но и это еще не все.
В позапрошлом, да и самом начале прошлого века Псалтирь заменял ребятишкам букварь. Именно по Псалтири они учились грамоте, и выучившись, считались книжными людьми. А перевели на славянский язык с греческого книгу Псалтирь всем известные равноапостольные святые, солунские братья Кирилл и Мефодий. И произошло это в IX веке.
Кроме того, стоит добавить, что псалмы – это не просто тексты. Они были написаны для пения. Это песни, будь то благодарственные, хвалебные или в которых содержится какая-либо просьба. Но все равно, это– песни. И совсем неудивительно то, что многие композиторы пытались переложить их на свою музыку. Дмитрий Бортнянский и Игорь Стравинский – одни из них. Поэтов также вдохновляла Псалтирь. И они рифмовали псалмы, причем очень красиво. И уже их стихотворения стали побуждать читающих все же раскрыть книгу Давидову и прочесть псалмы в оригинале. Гавриил Державин, Михаил Ломоносов, Иван Крылов, Александр Сумароков, Апполон Майков…. Этот список можно продолжать. Все они обратились в своем творчестве к Псалтири.
Что же касается структуры самой книги, то она разделена на 20 частей, называемых кафизмами. В свою очередь, каждая кафизма разделена еще на три части, именуемые славами. После первой и второй славы мы читаем молитву о здравии, с добавлением имен близких нам людей, а после третьей молимся о тех, кто отошел ко Господу. Во многих церквях, в том числе и в той, прихожанкой которой я являюсь, Великим Постом читается Псалтирь. Мы ежедневно читаем по кафизме, за весь пост получается прочесть Псалтирь дважды. И молимся о здравии всех читающих и их сродников, а также о душах отошедших ко Господу. Это невероятно роднит прихожан и помогает легче перенести все тяготы и искушения Великого Поста.
Что касается монастырского устава, то во многих монастырях Псалтирь читают круглосуточно. Оттого ее еще часто зовут «Неусыпаемой». А на Богослужениях Псалтирь прочитывается в течение недели целиком, а во время Великого Поста – дважды. Ну, и конечно же – Шестопсалмие – неотъемлемая часть любого всенощного бдения. В этот момент службы в храме гасят светильники, чтобы мы лучше сосредоточились на молитве. Это напоминает нам также и о мраке, в котором Вифлеемские пастыри шли ко Христу, и о грядущем Страшном Суде. Так что, без Псалтири не обходится ни утреннее, ни вечернее Богослужения.
Еще одна интересная деталь, о которой хочу упомянуть. Читающие Псалтирь наверняка обратили внимание, что перед началом каждого псалма есть одна строка. Например, может быть написано «Начальнику хора» или «На струнных орудиях». Ну, или другие вводные. Что же они значат? «При появлении зари», например, написанное перед текстом 21-го псалма, говорит о том, что данный псалом распевается на мотив традиционной утренней песни. Многие псалмы начинаются с фразы: «Начальнику хора». Например, 4-й, 5-й и 6-й псалмы. Да и другие тоже. Эта фраза означает, что данные псалмы взяты из сборника, принадлежавшего руководителю храмовых музыкантов. Псалмы со 119-го по 133-й объединяет одно начало: «Песнь восхождения». В давние времена именно эти псалмы пели паломники, входящие в Храм. Фраза «При обновлении Дома» связана с праздником Обновления Храма. Именно поэтому слово «Дом» написано с заглавной буквы. Дом Божий. И, наконец, упоминание какого-то музыкального инструмента – это указание хору относительно исполнения.
Что касается инструментов, которые использовались при аккомпанементе псалмопевцу, то они все указаны в самих псалмах. Например, при исполнении 4-го псалма нужны «струнные орудия», такие как кинора, псалтерия или кифара. Кимвалы, о которых говорят другие псалмы, – это ударные. Нечто похожее на литавры. А тимпаны – это бубны.
Почему же люди так полюбили Псалтирь? Наверняка, за искренность и простоту изложения, художественность формы выражения мыслей, общность ее содержания и безусловную любовь к Господу. Авторы псалмов излагали только то, что сами прочувствовали, пропустили через себя и пережили, и при этом повествовали все вышеупомянутое так, чтобы это было понятно простому человеку. И все в ней находили и утешение, и надежду.
Да и мы сами, куда мы без псалмов? Например, тех, которые мы читаем повседневно. «Господь просвещение мое…» – 26-й псалом, который читают от защиты от врагов видимых и невидимых, от всякой скорби. Лично я его читаю ежедневно и другим советую. Далее – известный всем 50-й псалом, читаемый ежедневно за утренним правилом. И, наконец, самая сильная молитва каждого православного христианина – 90-й псалом «Живый в помощи Вышнего». Да и с момента кончины человека, первые сорок дней по нему читается Псалтирь. Это связано с тем, что душа усопшего в первые сорок дней проходит испытания на мытарствах, то есть препятствиях, соответствующих разным грехам. Поэтому молитва в этот период особенно важна. И опять-таки, в этом нам помогает Псалтирь.
Читайте псалмы! В них столько благодати, в них столько веры, в них столько настоящих, неподдельных чувств и эмоций! Как сказал Василий Великий: «Псалтирь за весь мир Бога молит». Душеполезного вам чтения!