Пространственный звук что это
Пространственное аудио в AirPods: как включить и проверить звучание (+ аудио тест)
На летней презентации WWDC 2020 компания Apple сделала особый акцент на новых анонсированных функциях беспроводных наушников AirPods Pro, среди которых наибольшую интригу вызвало «Пространственное аудио». Данная программная разработка должна предоставить пользователям возможность просматривать видео и слушать музыку с реалистичным эффектом пристуствия без специального оборудования.
Что такое «Пространственное аудио» в AirPods Pro?
Сами разработчики сравнивают пользовательский опыт при прослушивании аудиоконтента в режиме пространственного звука с посещением кинотеатра — объемный звук исходит со всех сторон одновременно и меняется с каждым движением головы пользователя относительно родительского устройства (iPhone, iPad, Apple TV и т.д.). И это действительно полезная функция, дающая новые, легко отличимые от обычного стерео и даже объемного 5.1 звука ощущения.
Как работает «Пространственное аудио» в AirPods Pro?
Для создания подобного эффекта Apple использует специальные программные технологии, использующие акселерометр и гироскоп устройства для создания своегообразного звукового поля, внутри которого находится голова и гаджет пользователя. Таким образом создается ощущение того, что вместо двух наушников (как в обыкновенном стерео режиме) слушатель принимает волны, исходящие из множества размещенных вокруг виртуальных источников, в результате чего даже просмотр фильма на смартфоне может стать весомой альтернативой походу в кинотеатр.
Какие устройства поддерживают «Пространственное аудио»?
Функция доступна только для владельцев топовых AirPods Pro, ее поддержка также ожидается для AirPods Studio, которые могут быть запущены в продажу осенью 2020 года.
«Пространственное аудио» требует наличия iOS 14 или iPadOS 14 или более поздних версий ПО. Кроме того, сами наушники AirPods Pro должны быть обновлены до актуальной прошивки. Обратите внимание, что обновление прошивки AirPods Pro производится автоматически во время зарядки.
Как включить пространственный звук в AirPods Pro?
Активировать функцию можно двумя способами:
1. Перейдите по пути: «Настройки» → «Bluetooth» → «AirPods Pro» и установите переключатель «Пространственное аудио» в положение Включено.
2. Откройте Пункт управления, нажмите и удерживайте ползунок громкости, а затем тапните соответствующую иконку.
Какие форматы поддерживают «Пространственное аудио»?
Естественно, далеко не каждый ролик на YouTube или загруженный с торрента CAMRip фильм можно смотреть с пространственным звучанием, для этого необходим контент с объемным звуком 1.5 или 1.7, а также Dolby Atmos.
Функция «Пространственное аудио» в AirPods Pro не зря была отдельно отмечена в рамках июньского анонса WWDC и наверняка будет не только массово использоваться владельцами наушников Apple, но и стимулировать создателей контента на запись объемного звука в соответствующих форматах. Таким образом, пространственный звук можно внести в список причин для перехода на новую версию iOS для тех, кто до сих пор этого не сделал.
Как сделать тест (проверить) «Пространственное аудио» на примере?
Проверить эффект «Пространственного аудио» на AirPods Pro можно на видео ниже:
Как настроить Dolby Atmos в наушниках: 3D-звук на любом устройстве
Содержание
Содержание
Объемный звук давно стал стандартом для фильмов, а в последнее время функция 3D-звучания все чаще встречается и в играх. Объемный звуковой ландшафт позволяет игроку по-иному окунуться в атмосферные игры с красивым саунд-дизайном и обрести реальные преимущества в соревновательных тайтлах. Появляется возможность услышать направление шагов подкрадывающегося врага, почувствовать, откуда идут выстрелы, а при должном скилле даже попасть в противника через стену. Как получить эти преимущества — расскажем в статье.
Девайсы с функцией 3D-звука
Существует несколько способов добиться объемного звучания в наушниках. Самое сложное, зато и самое качественное решение — многоканальные наушники. В отличие от обычных с двумя динамиками, в них встроено по 4-5 небольших громкоговорителей с каждой стороны. Но и стоят они гораздо дороже. Помимо этого из-за громоздкой конструкции увеличивается вес, так что их сложно долго носить. Зато и объемный звук получается самым настоящим, как в домашнем кинотеатре. А вот музыка в них звучит специфически, они больше подходят именно для просмотра кино и игр. Музыкальные альбомы с многоканальным звуком — большая редкость, хоть на Amazon Music и можно найти несколько релизов, смикшированных специально для технологии Atmos, а Sony развивает формат 360 Reality Audio.
Большую популярность в последние годы получили наушники со встроенной эмуляцией 3D-звучания. Конструктивно они представляют собой привычные всем наушники с двумя динамиками по бокам. В них либо встроен аппаратный модуль, который превращает звук в объемный одним нажатием кнопки, либо соответствующую функцию можно настроить в драйверах к устройству. Вдобавок, такие наушники весят меньше моделей с реальным 7.1 — в них комфортнее убивать монстров часами напролет.
Некоторые звуковые карты поставляются с утилитами для моделирования объемного звучания. К примеру, карты Creative сопровождаются приложением Sound BlasterAxx с функцией SBX Pro Studio Surround, которая и творит все волшебство, дополнительное ПО не требуется. Некоторые карты Asus поставляются с утилитой Sonic Studio, где также есть подобная функция.
Компания Sony также разработала свою технологию виртуального 3D-звука для нового поколения консолей и назвала ее Tempest Engine. Сделала она это на базе разработок формата 360 Reality Audio для музыки с объемным звуком. Разработчики уверяют, что эффект настолько сильный, что можно отдельно расслышать стук каждой капли дождя в игровом окружении.
Однако все эти решения требуют покупки реальных устройств или смены любимых наушников на игровую гарнитуру. В то же время существуют и способы воспроизвести такой эффект программно несколькими кликами мыши.
Windows Sonic for Headphones
Пользователи Windows 10 могут обойтись встроенными возможностями операционной системы. Еще в 2017 году Microsoft представила функцию Spatial Sound, которая позволяет различным программам напрямую общаться с аудиопотоком ОС и добавлять эффект объема в наушники. Чтобы ее включить, нужно открыть параметры звука, выбрать пункт «Свойства устройства» вывода и в разделе «Пространственный звук» переключиться на Windows Sonic for Headphones.
Преимущества этой функции:
Но есть и недостатки:
Dolby Atmos for Headphones
Второй самой популярной программой для таких фокусов является Dolby Atmos for Headphones. Она предустановлена на многих смартфонах и планшетах, а также поставляется в виде отдельного приложения Dolby Access, которое можно скачать через магазин Microsoft Store. Разработчик дает бесплатную неделю на тест, сама программа стоит 15 долларов.
После установки Dolby Atmos появится в разделе «Пространственный звук» в свойствах аудиоустройства.
По звуку Dolby Atmos for Headphones заметно отличается от дефолтного приложения Windows. Сама обработка меньше режет ухо, при этом эффект объема более выражен. Звуковой ландшафт кардинально отличается от обычного стерео, особенно это заметно при прямом сравнении:
Музыка в стерео звучит привычно. И это станет плюсом для тех, кто не любит слушать альбомы с призвуком обработки от подобных эффектов — не придется каждый раз выключать ее в параметрах звука после выхода из игры.
Atmos также позволяет смотреть в наушниках фильмы и слушать музыку с многоканальным звуком. В интерфейсе есть соответствующие пресеты и настройки, а также несколько пользовательских пресетов.
Присутствует десятиполосный эквалайзер и нормализатор громкости для выравнивания перепадов звука в фильмах. Также разработчик уверяет, что приложение усиливает эффект объема в традиционных аудиосистемах формата 5.1 и 7.1.
Какие игры поддерживают Dolby Atmos
Главный недостаток Dolby Atmos в том, что технология работает только с теми играми, которые ее поддерживают. Если игра умеет делиться с системой только стереозвуком, то волшебства не получится. Ознакомиться с полным списком можно на сайте разработчика.
Стоит отметить, что в некоторые игры уже встроена возможность пространственной обработки звука. К примеру, в Overwatch функцию Dolby Atmos for Headphones можно включить в настройках звука — не нужно ничего качать и устанавливать. А в Counter-Strike: Global Offensive есть свой собственный движок для 3D-аудио, причем его можно отключить, чтобы воспользоваться внешним софтом. Так что всегда стоит для начала проверить настройки своей игры — иногда их может быть достаточно для нужного результата.
Некоторые студии также сотрудничают с теми или иными производителями наушников или звуковых карт. К примеру, Battlefield 1 имеет звуковые профили для гарнитур Logitech с поддержкой объемного звучания.
Какие наушники подходят для Dolby Atmos лучше всего
Технически Dolby Atmos и подобные системы работают с любыми наушниками. Но лучше всего подходят охватывающие наушники с большими динамиками. Они позволяют создать более широкую звуковую сцену и усиливают эффект объема, позволяя технологии раскрыть свой потенциал. В сети можно найти различные подборки лучших наушников для наиболее выраженного эффекта, но все они сводятся к одному: чем наушники качественнее — ровнее АЧХ, выше детализация и динамика — тем лучше.
Пользователи реальных 7.1 наушников с несколькими динамиками в каждом ухе получат еще более выраженный эффект объема и смогут точнее определять направление звуков.
DTS Headphone: X
Еще одна технология виртуального 3D-звука от компании DTS, которая, как и Dolby Digital, специализируется на многоканальном звуке для кино. В эпоху DVD фильмы нередко сопровождались звуковыми дорожками от обеих компаний.
DTS Headphone:X — функция программы DTS Sound Unbound, которую можно загрузить в Windows App Store и бесплатно тестировать 20 дней, само приложение стоит 20 долларов.
Технически оно также поддерживает любые наушники, плюс содержит базу из 500 моделей с заранее оптимизированными настройками. Доступно также для Xbox One X и S. Список поддерживаемых игр есть на сайте разработчика.
Как это вообще работает
Звук приходит в левое и правое ухо с небольшой разницей во времени. Человеческий мозг с самого детства учится определять разницу между тем, как слышат один и тот же звук разные уши. Кроме того, звуковые волны отражаются от тела, головы и преломляются особым образом из-за формы ушных раковин.
Последнее особенно важно — витиеватая форма ушных раковин заставляет звук многократно отражаться и поглощаться, прежде чем дойти до барабанной перепонки. Сложная форма раковины по-разному искажает сигналы, пришедшие с разных направлений. Неслучайно у многих млекопитающих с хорошим слухом уши такой странной формы — это помогает точнее определить направление источника звука.
Бурый ушан прячет уши под крылья, когда спит
Достаточно поставить манекен с микрофонами в ушах (такие используются при создании бинаурального аудио) и обычный микрофон рядом, чтобы сравнить, как тело, голова и форма ушей человека искажают звук. Набор этих искажений называют Head-related transfer function (HRTF), их можно представить в виде формул и уравнений. Эти данные и позволяют довольно точно смоделировать изменения звуковой волны на пути к барабанной перепонке.
Объемный звук в наушниках позволяет смотреть фильмы и играть в игры с многоканальной дорожкой в любое время суток, не мешая соседям грохотом сабвуфера. Появляется возможность общаться с другими игроками по сети с помощью привычной гарнитуры. А уж VR-игры и 3D-звук и вовсе созданы друг для друга — работая вместе, они обеспечивают беспрецедентное погружение в игровой мир. Киберспортсмены получают реальное преимущество за счет возможности точно определить направление стрельбы соперника, а для рядовых игроков это простой и недорогой способ получить целый домашний кинотеатр в своих любимых наушниках, позволяющий по-новому ощутить игровой мир.
Ответы на главные вопросы про новый Apple Music: как включить Spatial Audio, какой формат выбрать?
Разбираемся в нововведениях стримингового сервиса.
Фото: Илья Кичаев / Wylsacom Media
Сразу после WWDC 2021 Apple начала открывать доступ к двум новым функциям стримингового сервиса Apple Music. Это пространственное аудио и музыка с качеством без потерь. Нынешнее обновление рискует стать революционным на рынке сразу по нескольким параметрам. Первый — цена, ведь стоимость подписки осталась прежней. Второй — Spatial Audio, большое количество подписчиков и заинтересованность лейблов.
Apple в июне запустит Apple Music без сжатия и с пространственным аудио
Spatial Audio
Где-то в интернете я столкнулся с жаргонным словечком «шпатель» — так назвали новую функцию в Apple Music. Кто автор, не знаю, но звучит, как мне кажется, забавно.
Пространственное аудио в плейлистах помечено значком Dolby Atmos. При активации этой технологии создаётся ощущение эффекта присутствия, которого можно достичь лишь с помощью систем вроде 5.1 или 7.1. По задумке, музыка, изначально сведённая для двух каналов, будет звучать так, будто бы вы находитесь в одном помещении с артистами, расположенными по всей комнате.
Spatial Audio в Apple Music реально может изменить музыкальный рынок. Дело в том, что у Apple в 2019 году было более 60 млн платных подписчиков сервиса, а AirPods — самые популярные наушники в мире. То есть лейблы сейчас могут быть реально заинтересованы в продвижении музыки в Dolby Atmos.
В каких наушниках работает?
Dolby Atmos в Apple Music включится автоматически, если у вас AirPods, AirPods Pro, AirPods Max, BeatsX, Beats Solo3 Wireless, Beats Studio3, Powerbeats3 Wireless, Beats Flex, Powerbeats Pro и Beats Solo Pro.
Как включить?
Заходите в настройки вашего айфона и ищите в списке приложение «Музыка»:
В этом разделе вам необходим подраздел «Звук»:
Открывайте и выбирайте нужный вариант:
Если у вас наушники из списка выше, то подойдёт вариант «Автоматически». Режим «Всегда включено» активируется, когда у вас другие наушники. Но это будет имитация Dolby Atmos и, скорее всего, довольно посредственная, о чём свидетельствует предупреждение:
Как звучит?
Я сравнил звучание одного трека Linkin Park — In the End:
Сравнение сделал в трёх разных версиях:
Для начала поясню, что я в прошлой жизни работал звукорежиссёром, а вообще немножко музыкант и кое-что знаю о сведении музыки.
В AirPods Max исходный трек звучит очень хорошо. Всё меняется с включением Dolby Atmos. Вначале действительно по-новому расставленные инструменты вызывают восторг. Ровно до тех пор, пока не вступают гитары в припеве.
Эти гитары в исходном треке давали роковый напор. Но в новом миксе он потерян, поскольку звук распределился по отдалённым краям.
Затем я надел другие наушники, включил имитацию — и тут стало совсем всё плохо.
Ради интереса я послушал другие треки в Dolby Atmos в AirPods Max и понял, что слушать музыку в этом формате вряд ли когда-либо буду.
Но тут стоит понимать, что это чисто субъективно. Мне вот не понравилось, а Вале Wylsacom очень зашло:
Музыка без Dolby Atmos теперь кажется плоской как Земля. 🙆♂️
Сколько альбомов доступно в Spatial Audio?
Точное количество Apple не называет. На данный момент есть несколько плейлистов с музыкой разных жанров, где представлены треки исключительно в Dolby Atmos. Также есть несколько выделенных старых и новых альбомов, их число не превышает 70 штук.
Со временем медиатека Dolby Atmos в Apple Music будет расширяться.
Lossless и Hi-Res
Если про «шпатель» слышали немногие, то вот жаргонное «лось» для Lossless известно давно.
Lossless — музыка без потерь. Она идёт в том качестве, которое могут дать вам CD-диски, где был лишь один альбом (помните, в нулевых мы покупали такие?), а также DVD Audio. Качество в данном случае будет от 16 бит / 44,1 кГц до 24 бит / 48 кГц.
Hi-Res или «аудио высокого разрешения» — один из максимально качественных вариантов звучания, находящихся в относительно широком доступе. По сути, к Hi-Res многие относят и обычный Lossless, но всё-таки настоящим «хайрезом» считается звук в качестве выше указанного, то есть это может быть от 24 бита / 50 кГц до 24 бит / 192 кГц. В случае с Apple Music, скорее всего, Hi-Res будет представлен в качестве 24 бита / 192 кГц.
Что это вообще за цифры?
Число в кГц — это частота, с которой аналоговая волна будет считываться для перевода в цифровой эквивалент. Чем выше частота, тем выше качество.
Дело в том, что аналоговая волна по своей природе является плавной и мягкой:
Аналоговая волна. Иллюстрация: Светлана Чувилёва / Wylsacom Media
А цифровой звук — грубо говоря, «рубленый». Чем выше частота считывания волны, тем более плавным будет «слепок» этой самой волны, то есть звук будет максимально близким к аналоговому сигналу.
Красным показана схематичная дискретизация для перевода аналогового сигнала в цифровой. В первом случае частота дискретизации низкая, а во втором — высокая, что повышает качество сигнала. Иллюстрация: Светлана Чувилёва / Wylsacom Media
Цифра, указанная в битах, является разрядностью сигнала. Она свидетельствует о том, сколько бит информации будет содержаться в одном семпле. Семпл — это как раз та часть информации, которая определяется частотой дискретизации. То есть в случае со 192 кГц будет 192 тысячи семплов, разрядность которых достигнет 24 бита.
В обоих случаях работает зависимость «чем выше параметр — тем лучше».
Сколько песен представлено в Lossless и Hi-Res?
Судя по всему, из 75-миллионной фонотеки в Lossless доступно только 20 млн треков. Полностью всю медиатеку Apple надеется обработать к концу года.
Hi-Res для наушников будет практически бесполезен. Разницу, связанную непосредственно с самой записью, в Lossless и Hi-Res услышат единицы, а при слепом прослушивании, скорее всего, либо никто, либо люди с очень натренированными ушами. Вся разница проявляется при подключении к усилителям, которые вносят значительные коррективы в сам сигнал.
Hi-Res для беспроводного подключения будет ещё более бесполезен. Связано это с Bluetooth, потому как пропускная способность его канала сильно ограничена. Поэтому я составил рекомендации, какой формат, на чём слушать.
Форматы
HE-AAC подходит для самых дешёвых наушников, а также если вам глубоко плевать на качество звука. Ну либо вы живёте в месте, где прямо-таки очень плохо с интернетом, а каждый байт стоит примерно миллиард евро.
Формат AAC выдаёт подходящее для большинства людей качество — кому-то же нравится звук в Spotify. Максимальный битрейт составляет 256 кбит/с, что из-за специфики сжатия сигнала может во множестве мест звучать лучше, чем звучит mp3 в качестве 320 кбит/с. Разница достигается из-за того, что ААС опирается на психоакустику, а mp3 по-простому сжимает сигнал.
Вариант «Без потерь» предоставляет музыку в формате ALAC с качеством, сравнимым с CD Audio и DVD Audio, то есть от 16 бит / 44,1 кГц до 24 бит / 48 кГц. Этот формат также подходит для прослушивания на беспроводных наушниках с поддержкой кодека AAC c той лишь разницей, что качество не будет ограничено 256 кбит/с, а будет примерно в два раза выше: в стерео максимальный битрейт AAC составляет 529 кбит/с. Это спокойно переварят ваши AirPods и другие наушники с поддержкой такого кодека. Также подойдут и проводные наушники, которые можно подключить через донгл «Lightning — 3,5-мм»:
Последний вариант «Высокое разрешение, без потерь», то есть тот самый Hi-Res. Apple не советует его слушать без внешних инструментов вроде высококлассных ЦАПов. Без них музыка в упомянутом качестве на айфоне даунсемплится до 24/48, поскольку айфон понимает, что сейчас нет инструмента, который сможет «разогнать» сигнал. Но даже с такими ЦАПами вы, скорее всего, услышите лишь изменения, внесённые самим ЦАПом, нежели повышением битрейта.
Hi-Res отлично подходит для прослушивания музыки с компьютера, к которому у вас подключена дорогая акустика. Либо Hi-Res подойдёт в том случае, если ваша Apple TV подключена через HDMI к качественному AV-ресиверу, который уже распределяет звуковой сигнал на существующие колонки.
Что такое пространственный звук? У всех ли оно есть?
В последнее время мы стали свидетелями того, как звук смартфонов стал более важным не только для пользователей, но и для производителей, поскольку они осознали, что это один из аспектов, в котором их больше всего задают покупатели смартфонов. Например, прошло несколько лет с тех пор, как пространственный звук начали получать поддержку Android.
Конкретно это было с версия Android 7 что Google решил начать добавлять эту аудиотехнологию. И несмотря на то, что прошло уже немало времени, правда в том, что этот тип звука все еще неизвестен многим людям. Поэтому, если вы один из них, это будет лучший способ узнать, что такое пространственный звук и как вы можете получить его на своем мобильном телефоне Android.
Для чего это
Как это использовать?
Пространственный звук на мобильном устройстве немного отличается от того, что используется, например, в кинотеатрах. В основном потому, что мы смотрим на виртуальный объемный звук, но он работает очень похожим образом. Источник звука закодирован так, что музыка имеет определенное место, откуда она должна исходить, поэтому создается впечатление, что она из определенного места.
Какие мобильные телефоны совместимы
Чтобы получить доступ к этому меню с различными параметрами, все, что вам нужно сделать, это открыть меню настроек на своем мобильном телефоне. Затем перейдите в раздел «Звук», и там мы найдем Аудио Вариант тюнера, которым может быть Dolby Atmos, Dirac или другой.
Загрузите это на свой Android
Как мы уже говорили, это будет зависеть от того, будут ли наши Телефон на Андроиде имеет технологию Dolby Atmos. Хотя, к счастью, мы также можем добиться большей точности пространственного звука благодаря приложениям, улучшающим эту функцию. Хотя, очевидно, в вашем устройстве эта технология должна быть в стандартной комплектации.
Это бесплатное приложение создать виртуальный объемный звук из любого источника на мобильный телефон. Поэтому мы рекомендуем вам настроить приложение, подключить наушники, воспроизвести фильм и насладиться атмосферой погружения, создаваемой пространственным звуком.