Простое поминовение о здравии что это такое
Православная Жизнь
Для чего мы подаем записки с именами о здравии и об упокоении в алтарь?
Заказная литургия, Неусыпаемая Псалтирь, панихида, сорокоуст — что означают эти слова? Когда какую службу можно заказывать? Как убедиться, что твою записку точно прочитали?
В чём сила молитв о других?
Вначале давайте разберемся, для чего вообще мы пишем поминальные записки или заполняем книжечки (помянники) с именами живых или усопших родственников или знакомых. Записка говорит о нашем желании помянуть дома и никого не забыть во время чтения утренних молитв или о нашей просьбе помолиться о ком-то в храме во время литургии, молебна или других богослужений.
О том, какую силу имеют молитвы о других, мы неоднократно читаем в Священном Писании. Давайте вспомним чудо превращения воды в вино на свадебном пире в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11); чудо исцеления слуги сотника из Капернаума (Мф. 8:5-13); чудо исцеления парализованного человека, которого друзья на носилках спустили через разобранную крышу к Иисусу Христу (Мк. 2:1-12). В каждом из этих случаев кто-то ходатайствовал перед Господом, то есть молился, за других людей. В частности, это были просьбы Богородицы, сотника и четырёх друзей.
Обращаясь к Богу с различными прошениями о других людях, мы совершаем молитву предстояния. То есть мы берём на себя дерзновение просить Бога не о собственных нуждах, а о спасении близких нам людей.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя», — говорил Иисус Христос (Мф. 22:37-39). Молитва о других — это и есть проявление любви к ближнему.
«Плодоносящая» или «непраздная»?
В записках, подаваемых в храме, мы пишем имена людей, крещённых в Православной Церкви. Имена указываем в родительном падеже (о здравии кого?) и в соответствии с полным именем святого, данным при Крещении (Марии, а не Маши; Георгия, а не Егорки; Александра, а не Саши или Шуры).
Вначале указываем имена представителей духовенства с указанием сана (протоиерея Иоанна, а не отца Ивана; схимонахини Елисаветы, а не матушки Лизы), а затем — имена мирян.
Перед именем можно написать «болящего», «путешествующего», «воина», если такие определения относятся к поминаемому человеку. Беременную по-церковнославянски мы называем «непраздная», хотя часто встречается надпись «плодоносящая», и это неправильно. Плодоносящими и добродеющими называют тех, кто приносит в храм и жертвует различные приношения (раньше это были плоды урожая), и тех, кто помогает храму или трудится в нём.
Как помянуть Ихтиандра или Изауру?
Сложность возникает в том случае, если человек носит имя, которого нет в православных святцах. И это не обязательно экзотические или совсем уж «не наши» имена (Звездина, Ихтиандр, Изаура). Многие с удивлением узнают, что в православном календаре нет и вроде бы «обычных» имён: Артур, Руслан, Анжела, Алина, Олеся.
Хорошо, если у человека сохранилось свидетельство о Крещении, куда должно быть вписано крещальное имя. А если нет, но человек точно знает, что его в детстве крестили? В этом случае нужно обратиться к священнику, который подскажет, как изменить имя. Обычно либо над ним читают молитву имянаречения, либо человек приходит на Исповедь и Причастие, где его называют уже другим именем.
Алина, например, после этого может стать Ангелиной или Еленой; Олеся — Александрой; Руслан — Рустиком, и так далее.
Нужно ли молиться за святого Николая?
В церковных молитвах об упокоении мы не поминаем самоубийц, которые добровольно лишили себя главного дара, полученного от Господа, — своей жизни.
В течение 40 дней после смерти (начиная с самого дня упокоения) мы называем усопшего «новопреставленным», то есть представшим перед Господом. Неправильно писать «вновь представленного», ведь это будет означать, что человек уже когда-то умирал, потом воскрес, а теперь умер еще раз.
«Приснопоминаемым» мы называем усопшего в особые дни его памяти: день рождения, день смерти, именины. Обычно сокращенно перед именем пишут «п/п».
Молясь за усопшего священнослужителя, мы по-прежнему указываем его сан: Блаженнейший митрополит Владимир, новопреставленный протоиерей Димитрий.
В записку об упокоении не нужно вписывать имена святых («об упокоении святого Николая»). Канонизируя того или иного подвижника благочестия, Церковь выражает уверенность, что их души уже достигли Царства Небесного. Поэтому святые молятся о нас на небесах.
Чем отличаются разные службы?
Допустим, мы уже написали поминальные записки. Как теперь выбрать, на какой именно вид богослужения их подать? На литургию, Псалтирь или молебен?
В каждой местности традиции служб и их названия могут немного отличаться. Литургию еще называют Обедней или Бескровной Жертвой. Поэтому перед тем, как подавать записку, уточните у дежурного по иконной лавке, какой именно смысл вкладывают в название службы в данном храме. Кто и когда будет читать вашу записку? Будут ли вынимать из просфоры частичку за каждое имя?
Заказная литургия. Важнейшая христианская служба — литургия, во время которой хлеб и вино становятся Истинным Телом и Истинной Кровью Христовыми. Святые отцы называют этот процесс преложением или претворением Святых Даров.
Во время первой части литургии — проскомидии — священник читает заказные записки и вынимает из просфор частички о здравии и упокоении, по одной частичке за каждое имя. Поэтому в некоторых храмах поминовения называют не «заказной литургией», а «проскомидией».
На второй части литургии — литургии оглашенных — священник или диакон молятся о здравии и упокоении православных христиан, читая вслух имена, указанные в заказных записках. Если записок очень много (что часто бывает на праздники в приходских храмах, а в крупных монастырях ежедневно), то публичное возглашение всех имён сделало бы службу непомерно долгой.
Исходя из этого, на практике вслух могут прочитать лишь часть записок, а остальные имена поминают мысленно или вполголоса во время службы. Поэтому если во время прошений о здравии и упокоении вы не услышали поданные вами имена, это не означает, что о них забыли. На самом деле, к этому моменту службы их прочитали уже дважды — на проскомидии и сейчас.
Третья часть службы — литургия верных. Здесь к запискам обращаются дважды. Вначале имена положено поминать после пресуществления Святых Даров, когда на престоле перед священником находятся Тело и Кровь Христовы. «Великая честь — помянуть чье-либо имя в час, когда совершается воспоминание Страшной Жертвы, Страшных Таинств и присутствует Сам Владыка Христос», — говорит святитель Иоанн Златоуст.
И ещё раз мы молимся о живых и усопших в самом конце службы, когда после причащения мирян священник погружает в чашу с Кровью Христовой те частички, которые были вынуты на проскомидии и находились потом на Престоле. При этом священник говорит такие слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих». Таким образом, душам поминаемых людей даруется особая благодать. Вот почему так важно заказывать прежде всего литургию, а потом уже все остальные службы.
Особые прошения на литургии. Бывает, что возникает потребность в особых молитвах, которые священник может прочитать на проскомидии и во время литургии.
Обычно таких прошений несколько:
На каждое из этих прошений может быть подан отдельный список имен. Например, вы собираетесь в путешествие — закажите литургию о путешествующих. Когда вернетесь из поездки — поблагодарите Господа, отслужив благодарственную литургию. Собираетесь сменить работу или о чём-то просите Бога, закажите литургию на всякое прошение. Болеет ли кто-то из вас — помолитесь, заказав литургию о недужных.
«Простые записки» на литургию. Помимо заказных записок, на литургию в храмах можно подать и так называемые «простые». Обычно это более упрощенный вариант заказных. «Поминовение с частицей» — вынимают частички на проскомидии, но не читают имена вслух. «Поминовение без частицы» — за каждое имя молятся в алтаре, но не вынимают частички. Уточните в своём храме, что означают эти термины у вас.
Сорокоуст. Это сорок заказных литургий, отслуженных одна за другой. То есть за каждое имя должны вынимать частички в течение сорока литургий. Можно поминать христиан и о здравии, и об упокоении.
В монастырях, в которых литургии совершают ежедневно, сорокоуст принимают ровно на 40 дней. Например, с 1 ноября по 10 декабря включительно. Но в большинстве приходских храмов литургии каждый день не совершают. Поэтому сорокоуст продлевают. Уточняйте в иконной лавке, на какой срок принимают сорокоуст в вашем храме.
Полугодовое, годовое, вечное поминовение. Это поминовение, соответственно, в течение шести месяцев, года или «вечно», то есть всего времени, пока будет существовать храм или монастырь.
Поминовение на Псалтири. В монастырях есть традиция непрерывного чтения Псалтири (так называемая Неусыпаемая Псалтирь). Сменяя друг друга, монахи круглосуточно читают эту священную книгу. После прочтения нескольких псалмов следует молитва о живых или усопших. Мы можем подать поминовение на Псалтири — и ощутить благодатную помощь этой молитвы.
Молебен. Это краткое богослужение просительного или благодарственного характера с молитвенным обращением к Богу, Богородице или святым. В отличие от литургии, которую, как правило, совершают только в храмах, молебны можно служить в любом месте: в домах прихожан, на предприятиях, во время общественных мероприятий.
В отличие от литургии, на молебнах не вынимают частички из просфор. Поэтому, если делать выбор между литургией или молебном, нужно отдать предпочтение литургии, а уже потом заказывать молебен.
Молебны можно совершать с чтением акафиста или без него; с освящением воды. Бывают молебны, посвященные праздникам или святым; на начало Нового года; об учащих и учащихся; о болящих; перед началом доброго дела; об умножении любви и другие. Спрашивайте в иконной лавке, в какие дни совершают молебны в вашем храме, и подавайте поминальные записки на них.
Панихида. Это молебен об упокоении душ усопших. Так же, как и в случае молитв о здравии, вначале лучше заказать литургию об упокоении, а уже потом — панихиду. Краткая панихида называется «лития».
Как правило, панихиду заказывают на третий, девятый, сороковой день смерти христианина; в очередную годовщину его упокоения, а также в дни его рождения и именины. Особо молясь в эти дни, мы просим у Господа прощения грехов усопшего и проявляем свою любовь к нему.
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20), — такую заповедь оставил нам Иисус Христос. Будем молиться не только о себе, но и о других. И будем уповать на помощь Божью.
Первые шаги в храме.
О поминовении
Фото: В. Корнюшин / Православие.Ru |
Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.
Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).
Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.
Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заздравной и заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких.
Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, — это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются.
Многие, правда, указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).
Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный».
Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.
Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.
Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она — наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.
В конце молебна обычно священник совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.
Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.
Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.
Во многих монастырях существует особая треба — поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай).
В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.
Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.
Храм в честь Святителя Николая Чудотворца д. Деменщина Смоленского района. Благочиние Смоленского районного округа.
Добро пожаловать на наш приходской сайт
Церковная записка – какие они бывают?
Что такое Церковная записка, и какие они бывают?
Дорогие братья и сестры!
Совершая церковное поминовение, мы самым лучшим образом заботимся о своих родных и близких. Живущим с нами просим у Господа телесное здравие, благополучие и душевное спасение, а усопшим блаженный и безмятежный Рай.
Записка или церковная записка ― это список имен, который священник поминает за Божественной Литургией, панихидой или молебном.
Записки бывают О здравии (в которую записываются имена живых людей)
и О упокоении, (в нее записываются имена усопших).
Записки делятся на две категории:
разовые (одноразовое поминание) – простая, заказная, особая, панихида, молебен,
и длительные (многоразовое поминание) – сорокоуст, полгода, год.
Теперь я постараюсь как можно понятней описать значение и поминание каждой из них. (Есть один момент, который Вам лучше уяснить сейчас. Во все категории (кроме панихиды в которую вписываются имена только о упокоении и молебна – где пишут имена лишь о здравии), можно подать записки как О здравии так и О упокоении.
Записки с разовым поминанием (на одну службу)
Простую записку во время Литургии читает алтарник (помощник священника).
Заказную записку (или, как ее еще называют – «обедню») читает сам священник два раза. Первый раз – в начале Литургии, на проскомидии, вынимая при этом частички из просфоры, которые в конце службы будут опущены в Чашу, где они омоются в Крови Христовой, а значит и грехи помянутых людей омоются в Его Крови. Второй раз поминает имена на Литургии во время ектеньи (особом молении).
Особую записку также читает сам священник но четыре раза, присовокупляя к каждому имени особое прошение. (Если человек болящий, то прошение о болящем, если путешествующий, то прошение о благополучном путешествии, если у человека какая-то другая нужда, то прошение о благополучном исполнении дела). В первый раз во время проскомидии, второй раз на Литургии во время ектеньи, и два раза на молебне.
Молебен – это особое Богослужение о живых, и поэтому записки на него можно подавать только о живых. Молебен можно заказать Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, или любому угоднику Божию (свт. Николаю Чудотворцу, прп. Сергию Радонежскому, блж. Матроне Московской, и другим святым).
Молебен может быть просительным (когда Вы просите о чем-либо, например перед началом важного дела, об исцелении больного, о путешествующих, на начало учения детей, молебен в день именин своему Небесному покровителю и т.д.), или благодарственным (когда Вы уже благодарите Господа, Богородицу и святых об исполнении Вашего прошения).
Молебны служатся в храме в основном после Литургии, но иногда и до Литургии, или в любое другое время.
Панихида – это особое Богослужение о усопших. Подавая на панихиду записки, мы также улучшаем загробную участь близкого нам умершего человека. И чем чаще мы молимся о умерших, тем лучше становиться их участь. Если душа усопшего в аду, то с каждой за нее молитвой, она чувствует облегчение в муках, пока Господь, по Вашим постоянным молитвам, совсем не простит ее и не примет в Рай. Если же душа усопшего в Раю, то в каждый раз, как только вы молитесь о ней, она молится за вас, и ее участь становиться более счастливой (так как в Раю нет предела блаженству!).
Поэтому святые отцы заповедают молиться о умерших даже в том случае, если их душа находится в Раю.
Записки с многоразовым поминанием
Сорокоуст – это многоразовое поминовение. В течении сорока дней, когда совершаются в храме службы, священник всякий раз поминает записанное Вами имя, и вынимает за этого человека частицу из просфоры.
Полгода – эта когда имя будет поминаться на каждой службе в течении полугода, и в каждый раз будет выниматься частица из просфоры для омовения грехов.
Год – имя поминается на каждой службе в течении всего года с выниманием частицы из просфоры.
Я описал те записки, которые можно подать во всех храмах Русской Православной Церкви, и, конечно же, в наш Свято — Никольский храм.
Ответы на частые вопросы относительно поминовений, совершаемых в монастыре
Дорогие братья и сестры!
На сайте Валаамского монастыря valaam.ru уже несколько лет работает электронная форма подачи записок. В этой статье мы постарались ответить на самые частые вопросы, которые регулярно поступают на электронный адрес монастыря – rites@valaam.ru.
Как подать записку?
Для заказа поминовения о здравии или об упокоении нужно воспользоваться формой на сайте ПОДАТЬ ЗАПИСКУ.
На форме необходимо:
Просим вас быть очень внимательными при заполнении!
Каков размер пожертвования за поминовение?
Рекомендуемое пожертвование за одно имя:
При заполнении имен на форме автоматически рассчитывается рекомендуемое пожертвование, размер которого Вы можете изменить как в большую, так и в меньшую сторону.
Что такое проскомидия?
Проскомидия – подготовительная часть Божественной литургии. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения – преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а также поминаются живые и усопшие православные христиане.
За Матерь Божию, святых и нас, простых верующих, вынимаются частички из просфорок. В конце Литургии все вынутые частички погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».
По согласному учению святых отцов поминовение за проскомидией самое действенное. Например, святитель Афанасий Ковровский пишет: «Поминовение живых и усопших на проскомидии, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями. Это самое важное, самое сильное, самое действенное поминовение».
Что значит «Неусыпаемая Псалтирь»?
Неусыпаемая Псалтирь – это особый род молитвы, которая совершается непрерывно, за исключением воскресных и праздничных дней, в которые поминовение не положено по древней монастырской традиции.
Днем Псалтирь читается на Центральной усадьбе в Успенском храме и на Всехсвятском скиту, а ночью – на Никольском скиту. Сама книга Псалтирь состоит из 20 кафизм, а каждая кафизма разделена на 3 «Славы». На каждой «Славе» поминаются живые и усопшие. Чтецы сменяют друг друга каждые 1-2 часа.
Подробнее о поминовении за чтением Неусыпаемой Псалтири.
Чем проскомидия отличается от Неусыпаемой Псалтири?
Когда начнется поминовение?
Годовые поминовения за проскомидией начинают поминаться через неделю после подачи.
Точный срок поминовения вам придет в письмах по электронной почте.
Можно ли заказать вечное поминовение?
В Валаамском монастыре записки о здравии или об упокоении на вечное поминовение не принимаются. Максимальный срок поминовения – 1 год.
Можно ли подавать записки за некрещенных или инославных?
Для поминовения у нас принимаются только имена людей, крещённых в Православной Церкви. Католики, протестанты и вовсе некрещёные люди не могут поминаться в храме. Это значит, что их имена не будут вписаны в монастырские синодики и не будут прочитаны во время совершения треб и поминовений.
Пожалуйста, обратите внимание на имена, которые вы вносите в записки на поминовение. Нередко встречаются имена, которые не значатся в святцах христианских святых, либо имеют явно нехристианские корни. Если такой человек все же крещён (например, по обряду поместных Православных Церквей), укажите в поле «Пометка» около его имени «Крещенный/Крещенная».
Записка подана о здравии, а нужно об упокоении. Мы допустили ошибку.
Пожалуйста, будьте внимательны при подаче записки. Если имена уже были внесены в синодики, найти и исправить их не представляется возможным. Напишите нам на rites@valaam.ru или позвоните 8 800 550-34-43 (звонок бесплатный) и укажите номер записки. Мы начнем поминать об упокоении указанных в ней христиан.
Что мне делать, если я подал записку о здравии, а через некоторое время человек умер (почил)?
Как подать записку банковским переводом?
Для подачи записок из дальнего зарубежья, если по каким-то причинам не удается пожертвовать другими способами, есть возможность пожертвовать с помощью банковского перевода. Для этого нужно на форме ПОДАТЬ ЗАПИСКУ выбрать способ пожертвования «Валютный банковский перевод», распечатать сформированный бланк для перевода или сфотографировать его и взять его с собой в отделение банка.
После оформления перевода пришлите, пожалуйста, нам в ответном письме на rites@valaam.ru номер записки (указан на бланке) и номер перевода.
Как подать записку почтовым переводом?
После оформления перевода пришлите, пожалуйста, нам в ответном письме на rites@valaam.ru номер записки (указан на бланке) и номер перевода.
В дополнение к статье рекомендуем также ознакомиться с особенностями совершения монастырских треб и поминовений.
Как моему родственнику подать записку, если у него нет возможности сделать это через Интернет?
Позвоните нам 8 800 550-34-43 (звонки с городских и мобильных номеров по России бесплатно) и сообщите имена и требу для поминовения. Пожертвовать в этом случае можно прямо с баланса телефона.
Также в любом почтовом отделении можно отправить почтовый перевод для «Федеральный клиент «Валаамский монастырь (пожертвования)»», в комментарии указав имена и требу.
Вынимают ли частицы за каждое имя на проскомидии?
В нашем монастыре поминовение за проскомидией осуществляется без вынимания частиц за каждое имя. На утреннем богослужении в Спасо-Преображенском соборе монастырская братия прочитывает синодики о здравии и об упокоении. А в это время в алтаре совершается проскомидия. По будням Великого поста поминовение также совершается, но без проскомидии, которая в это время года не положена по Уставу.
Как совершается поминовение за проскомидией Великим постом?
В будни Великого поста не положено совершения проскомидии. Однако записки все равно прочитываются в этот период во время утреннего богослужения, оставить людей вовсе без поминовений мы не можем. Также все поданные записки обязательно будут прочитаны по субботам и воскресеньям в момент совершения проскомидии.