Пророк что это значит

Значение слова «пророк»

Пророк что это значит. Смотреть фото Пророк что это значит. Смотреть картинку Пророк что это значит. Картинка про Пророк что это значит. Фото Пророк что это значит

1. По воззрениям различных религий — провозвестник и истолкователь воли бога. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: — Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Пушкин, Пророк. С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Лермонтов, Пророк.

2. Предсказатель будущего. Я не пророк, но заранее знаю, о чем будет речь. Чехов, Скучная история. То кричит пророк победы: — Пусть сильнее грянет буря! М. Горький, Песня о Буревестнике.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Утверждения о пророках встречаются во многих религиозных культурах, включая иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, также существуют утверждения о пророчествах Сивилл, дельфийском оракуле, и т. п.

ПРОРО’К, а, м. 1. По воззрениям различных религий — провозвестник и истолкователь воли богов, божества (книжн.). Ветхозаветные пророки. С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка, в очах людей читаю я страницы злобы и порока. Лермонтов. 2. Предсказатель будущего. Не нужно быть пророком, чтоб отгадать последствия сего необдуманного поступка. Загоскин.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

проро́к

1. религ. по религиозным представлениям — проповедник и истолкователь воли Божией, провидец ◆ Как труп в пустыне я лежал, // И бога глас ко мне воззвал: // «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, // Исполнись волею моей // И, обходя моря и земли, // Глаголом жги сердца людей». Пушкин, «Пророк», 1826 г. ◆ С тех пор как вечный судия // Мне дал всеведенье пророка, // В очах людей читаю я // Страницы злобы и порока. Лермонтов, «Пророк», 1841 г.

2. перен. предсказатель, человек, делающий точные прогнозы ◆ Кажется, не нужно быть пророком, чтобы отгадать последствия этого необдуманного поступка. Загоскин, «Рославлев, или Русские в 1812 году», 1830 г.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Пророк что это значит. Смотреть фото Пророк что это значит. Смотреть картинку Пророк что это значит. Картинка про Пророк что это значит. Фото Пророк что это значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: зазноба — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Пророк

Греч. слово профетес, к-рым в НЗ передается понятие пророк», означает «глашатай», «вещатель», причем довольно часто здесь подразумевается предсказатель будущего. В ВЗ наряду с самым употребит. в евр. яз. словом нави (возм., «вещатель», «глашатай», но скорее всего «призванный») иногда встречаются слова роэ (в Синод. пер. — «прозорливец», 1Цар 9:9; 1 Пар 9:22; 29:29), хозэ (в Синод, пер. — «прозорливец», 2Цар 24:11; «провидец», Aм 7:12; оба эти слова содержат намек на способ восприятия откровений), а также просто «человек Божий» (1Цар 2:27 и след.; 3 Цар 12:22). Но все эти слова не до конца раскрывают суть пророч. служения.

1) вряд ли можно говорить о едином образе П. в ВЗ. В истории Израиля П. должен был возвещать народу Божью волю, «ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам 3:7). П. надлежало предостерегать народ от греха, а также ободрять и утешать его. Переломным моментом в истории пророч. служения стало вавил. пленение. После него П. (Аггей, Захария, Малахия) больше говорили о новых спасит. деяниях Бога, хотя в их пророчествах присутствовали и слова о суде; перед пленом же П. редко обращались к народу со словами ободрения. Можно выделить несколько основных причин, побуждавших Бога направлять в мир Своих посланников. Это:

а) искажение веры в Бога Израиля и смешение ее с чуждыми культами (см., напр., Иез 8:6 и след.);

б) утрата израильтянами веры в своего Господа, когда это было связано с событиями политич. жизни (напр., Ис 7:1-9);

в) отступление от Божьих заповедей, касающихся отношений к бедным (Ис 5:8; Мих 2:1 и след.).

По поручению Господа П. предостерегали израильтян от всех этих ошибок, призывая их обратиться к вере и повиноваться Богу Израиля (Иер 3:7; 4:1-4; Иоил 2:12). Они грозили Божьим судом в случае непослушания (Ам 4:6-13). Т.о., П. — это люди, к-рые, с одной стороны, ощущали живую связь Бога с Его народом, а с другой — знали о Божьих путях и о будущей судьбе Израиля. П. — это Божий дар Своему народу, предостерегающая совесть, через к-рую Бог общается с ним. В пророч. служении отразилось избрание Израиля (см. Избрание, избранность, избирать), его особая роль среди других народов. Предназначение П. заключается именно в том, чтобы вновь и вновь — в словах милости и в словах гнева — высвечивать особую миссию Израиля как народа Божьего;

2) к числу П. относятся авторы пророч. книг (от Исаии до Малахии) и целый ряд др. ветхозаветных П.: см. Авраам (Быт 20:7), см. Моисей (Втор 18:15-18; 34:10), см. Аарон (Исх 7:1), см. Самуил (1Цар 3:20), см. Гад (1Цар 22:5), см. Нафан (2Цар 7:2), см. Ахия (3Цар 11:29), см. Самей (3Цар 12:22), см. Иуй (3Цар 16:7; 2 Пар 19:2), см. Илия и см. Елисей, см. Михей (3Цар 22:9), а также см. Иоанн Креститель (Мф 3:7-11; ср. 11:13). Упоминаются по именам и пророчицы: см. Мариамь (Исх 15:20), см. Девора (Суд 4:4), — Алдама (4Цар 22:14) (см. Олдана) и см. Анна (Лк 2:36); в Ис.в:3 под словом «пророчица» подразумевается жена Исаии;

3) известно, что во времена Самуила (1Цар 10:5,10; 19:20), Илии (4Цар 2:3,5,15) и Елисея (4Цар 4:38-41; 6:1) существовали т.наз.«школы П.» — служение и тесное общение нескольких пророков. Несколько таких групп, очевидно, объединялись вокруг Самуила (1Цар 19:20,24) или Елисея (4Цар 4:38), к-рые, по кр. мере в отдельные периоды, руководили ими. Через одного из таких «сынов пророческих» (3Цар 20:35 и след.) Господь говорил с Ахавом; но во многих случаях такое «пророчество», хотя и исходило от изливавшегося на П. Духа Божьего, видимо, все же не бьио прямым и ясным (1Цар 10:10; 19:20-24);

4) подобных П. собирал Ахав (3Цар 22:6; ср. ст. 22 и след., где эти П. названы «его пророками»), а позднее они нередко упоминаются наряду со священниками как профессиональные П. при святилище (Ис 28:7; Иер 6:13; 8:1; 14:18; 23:11). Они пророчествовали за плату (Мих 3:5,11), что в народе обычно считалось делом естественным (1Цар 9:7 и след.; 3 Цар 13:7 и след.; 4 Цар 8:8 и след.),но против подобной деят-сти восставали П. Господа. Истинные Божьи П., напр. Амос (Ам 7:14) и Михей (Мих 3:5-8), решит. отмежевывались от профессиональных П., к-рые, со своей стороны, были злейшими врагами Божьих П., и в часта, пр. Иеремии (Иер 18:18). Если истинные П. Господа были зависимы только от Бога, то лжепророки, заботясь о своем благополучии, возвещали лишь то, что хотела слышать толпа (Иер 5:31). Они активно вмешивались в политику (Иер 6:14; 8:11; Иез 13:10,16), внушая народу ложные надежды (Иер 14:13-16; 23:17,25-27,32; 27:10,14 и след.; Иез 13). Они не были посланы Богом (Иер 23:21), и хотя этих П. посещали видения и сны, их пророчества все же были ложными (Иер 14:14;23:25-27; Иез 13:6 и след.; 22:28); именно поэтому их постиг Божий суд (Иер 23:30-32; Мих 3:6). Однако иногда Бог использовал лжепророков, чтобы с их помощью ослепить царя и народ, вставших на путь непослушания (3Цар 22:22 и след.);

5) суть пророч. служения легче всего понять на примере тех П., чьи пророчества дошли до нас в письм. виде. Знаменат., что в начале пророч. служения каждого П. стоит его призвание Богом и получение от Него пророч. силы (Ис 6; Иер 1; Иез 1-3; Ам 7:15; Иона 1:1 и след.); Бог также дает П. опред. поручение. Призвания, к-рые очень разнятся между собой, помогают понять весть, сообщаемую каждым из П. С момента призвания П. становился «рабом Божиим» (Иер 7:25);

Сам Бог направлял и наставлял его во всем, в т.ч. и в вопросах личной жизни. Так, Он предписал Осии и Исаии вступить в брак, дал имена их детям (Ос 1; Ис 8:1-4). Если полученное от Бога поручение противоречило собств. устремлениям П., это могло вызвать в его душе острый внутр. конфликт (Иер 20:7 и след.; Ос 1). Для народа Израиля П. — это полномочный посланник Бога. Поскольку служение П. — это служение стража (Иез 3:17; 33:7), а его слово — это предостережение от греха, обличение греха (Ис 1:2 и след.; Иер 7; Ос 4:1 и след.) и возвещение суда (Ис 5:1 и след.; Ам 2:4 и след.), то он оказывается во многом противопоставленным своему народу, а потому- одиноким (Иер 1:17 и след.). В результате П. живет в страшном напряжении, оказавшись между Божьим поручением и всем тем, что связывает его с его народом. Такое положение посредника характеризует сущность служения П. Оно близко к служению священника, но никогда не было и не должно было быть офиц. должностью, — а когда это происходило, мельчало и скатывалось к ложному пророчеству. Всякий раз в особо сложные ист. периоды Бог воздвигал для Своего народа нового П.

III. ПРОРОЧЕСКОЕ СЛОВО В ВЗ:

1) слова П. всегда строго связаны с теми историч. моментами, в контексте которых они произносятся (Агг). Это нисколько не умаляет их актуальности для нашего времени, но не позволяет утверждать, что все П. возвещали одну и ту же весть. Каждый П. должен передать людям врученное ему Богом особое послание. Тем не менее существует несколько центральных понятий, вокруг к-рых кристаллизуется пророч. слово;

2) дабы указать на имеющиеся у них полномочия говорить от имени Бога, П. нередко начинали свою речь словами «так говорит Господь» (еяр.неум яхве, «речение Яхве»; Ис 1:24;Иер 29:11 и др.);

3) во многих случаях весть П. — это призыв к обращению (см. Обращение, обратить, обратиться) от греха и к послушанию Богу (Иез 3:19). С призывом к обращению связана и угроза суда. Только послушание и обращение позволяют Израилю избежать Божьего гнева. Орудием суда Божьего могут быть язычники: ассирийцы, вавилоняне или соседние с Израилем народы (Ис 7:1 и след.; 9:8 и след.; Иер 21:4 и след.; 28). Ист. катастрофы — это не что иное, как исполнение Божьего суда над Его народом. Задача П. состоит в том, чтобы раскрыть духовную сторону этих событий (Иер 27:12 и след.; ср., однако, Ис 44:24 — 45:7);

4) пророч. слово обращено к будущему. Оно всегда говорит о Божьих деяниях, совершаемых Господом для Его народа и через Его народ. Несмотря на грехи людей. Бог хранит верность Своему народу и избавляет его от греха Своим новым творением. Поэтому в пророч. речах все более явственное звучание приобретает весть о Том, Кто положит новое начало всему, о Мессии (см. Остаток; ср. ниже, 111,8). Так П. становятся живым доказат-вом верности Бога и предвестниками событий, связанных с приходом Мессии;

5) Божье послание может быть передано по-разному: через краткий призыв, через песнь (Ис 5:1 и след.) или произнесенную речь (Иер 7:1 и след.); слово Бога может быть передано прямо (Ам 7:16; Агг 2:2 и след.) или через символич. действие (Ис 20; Иер 28; 32; Ос 4-12). Нередко П. получают Божье откровение в видениях (Зах 1-6; см. также Иез), но чаще передаваемая Богом весть излагается после вступит, слов П.: «И было ко мне слово Господа. »; сведений же о способе восприятия откровения в Библии нет (см. Пророчество, II). Письм. изложение всегда вторично (Иер 36), оно лишь «протоколирует» действия пророка;

6) в.пророч. слове явной становится и «всеобщность» Бога. Слово П. обращено не только к народу Израиля, это может быть и послание к другим народам, возвещающее порой Божий суд (Ис 13-23; Иер 46 и след.;Иез 25-32; Ам 1:3 — 2:3). Божьи деяния не ограничиваются Израилем, но все они в конечном счете совершаются ради него;

7) пророч. слово требует от людей веры и вынуждает их к принятию решения. Это явствует из противопоставления лжепророков и П. истинных (Иер 28). Нет внешних признаков, по к-рым можно отличить верное слово от ложного. Верное пророчество подтверждается исполнением (Иер 28:9), а ложное раскрывается разоблачением (Втор 18:22);

8) пророч. слово, независимо от времени, когда оно было сказано, указывает на Божье новое начало, на Иисуса Христа (Ис 9:6 и след.; 11:1 и след.; 53; Иер 23:5 и след.; Зах 9:9). Т.о., так или иначе все П. говорили об одном — о Божьем Новом Завете (Иер 32:32 и след.).

IV. НЗ И ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРОРОКИ.

НЗ видит в Иисусе окончат, исполнение пророч. слова, завершение Божьего откровения, для передачи к-рого и призваны П. (Евр 1:1 и след.). Евангелисты расценивали события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, как исполнение слов П. (Мф 2:5 и след.; 3:3; 21:4 и след.; Рим 14:9-11). В 1Пет 1:10-12 новозаветный взгляд на П. представлен наиб. полно. Иисус предстает здесь как некогда сокровенная, а теперь явленная миру Личность, о Которой провозвещали все П.

Пророч. служение существует и в НЗ. Как церк. служители, новозаветные П. упоминаются сразу вслед за апостолами Кор 12:28; Еф 4:11), вместе с к-ры-ми (ср. 1 Кор 14:37; 2 Пет 3:2) они составляют основу Церкви (Еф 2:20; 3:5). Как в ВЗ слово П. служило дополнением к Закону (4Цар 17:13), так и в НЗ учение апостолов (Деян 2:42; см. Евангелие от Матфея, 1,2) дополняется посылаемым через П. откровением Божьей воли, к-рое касается либо данного момента (Деян 21:10-14), либо будущих событий (Деян 11:28). Целью пророч. служения всегда было укрепление Церкви (Деян 15:32), достижение ею совершенства (Еф 4:11-16).

Источник

Пророк

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Греч. слово профетес, которым в НЗ передается понятие пророк», означает «глашатай», «вещатель», причем довольно часто здесь подразумевается предсказатель будущего. В ВЗ наряду с самым употребит. в евр. яз. словом нави (возможно, «вещатель», «глашатай», но скорее всего «призванный») иногда встречаются слова роэ (в Синод. пер. – «прозорливец», 1Цар. 9:9 ; 1Пар. 9:22 ; 1Пар. 29:29 ), хозэ (в Синод, пер. – «прозорливец», 2Цар. 24:11 ; «провидец», Ам. 7:12 ; оба эти слова содержат намек на способ восприятия откровений), а также просто «человек Божий» ( 1Цар. 2:27 ; 3Цар. 12:22 ). Но все эти слова не до конца раскрывают суть пророч. служения.

II. ПРОРОК В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) вряд ли можно говорить о едином образе П. в ВЗ. В истории Израиля П. должен был возвещать народу Божью волю, «ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» ( Ам. 3:7 ).П. надлежало предостерегать народ от греха, а также ободрять и утешать его. Переломным моментом в истории про-роч. служения стало вавил. пленение. После него П. (Аггей, Захария, Малахия) больше говорили о новых спасит. деяниях Бога, хотя в их пророчествах присутствовали и слова о суде; перед пленом же П. редко обращались к народу со словами ободрения. Можно выделить несколько основных причин, побуждавших Бога направлять в мир Своих посланников. Это: а) искажение веры в Бога Израиля и смешение ее с чуждыми культами (см., напр., Иез. 8:6 ); б) утрата израильтянами веры в своего Господа, когда это было связано с событиями политич. жизни (напр., Ис. 7:1–9 ); в) отступление от Божьих заповедей, касающихся отношений к бедным ( Ис. 5:8 ; Мих. 2:1 ). По поручению Господа П. предостерегали израильтян от всех этих ошибок, призывая их обратиться к вере и повиноваться Богу Израиля ( Иер. 3:7 ; Иер. 4:1–4 ; Иоил. 2:12 ). Они грозили Божьим судом в случае непослушания ( Ам. 4:6–13 ). Т.о., П. – это люди, которые, с одной стороны, ощущали живую связь Бога с Его народом, а с другой – знали о Божьих путях и о будущей судьбе Израиля. П. – это Божий дар Своему народу, предостерегающая совесть, через которую Бог общается с ним. В пророч. служении отразилось ⇒ избрание Израиля, его особая роль среди других народов. Предназначение П. заключается именно в том, чтобы вновь и вновь – в словах милости и в словах гнева – высвечивать особую миссию Израиля как народа Божьего;

2) к числу П. относятся авторы пророч. книг (от Исаии до Малахии) и целый ряд др. ветхозаветных П.: ⇒ Авраам ( Быт. 20:7 ), ⇒ Моисей ( Втор. 18:15–18 ; Втор. 34:10 ), ⇒ Аарон ( Исх. 7:1 ), ⇒ Самуил ( 1Цар. 3:20 ), ⇒ Гад ( 1Цар. 22:5 ), ⇒ Нафан ( 2Цар. 7:2 ), ⇒ Ахия ( 3Цар. 11:29 ), ⇒ Самей ( 3Цар. 12:22 ), ⇒ Иуй ( 3Цар. 16:7 ; 2Пар. 19:2 ), ⇒ Илия и ⇒ Елисей, ⇒ Михей ( 3Цар. 22:9 ), а также ⇒ Иоанн Креститель ( Мф. 3:7–11 ; ср. Мф. 11:13 ). Упоминаются по именам и пророчицы: ⇒ Мариамь ( Исх. 15:20 ), ⇒ Девора ( Суд. 4:4 ), ⇒ Алдама ( 4Цар. 22:14 ) (⇒ Олдана) и ⇒ Анна ( Лк. 2:36 ); в Ис. 8под словом «пророчица» подразумевается жена Исаии. См. также хронол. таблицы в приложении;

3) известно, что во времена Самуила ( 1Цар. 10:5.10 ; 1Цар. 19:20 ), Илии ( 4Цар. 2:3.5.15 ) и Елисея ( 4Цар. 4:38–41 ; 4Цар. 6:1 ) существовали т.наз.»школы П.» – служение и тесное общение нескольких пророков. Несколько таких групп, очевидно, объединялись вокруг Самуила ( 1Цар. 19:20.24 ) или Елисея ( 4Цар. 4:38 ), которые, по кр. мере в отдельные периоды, руководили ими. Через одного из таких «сынов пророческих» ( 3Цар. 20:35 ) Господь говорил с Ахавом; но во многих случаях такое «пророчество», хотя и исходило от изливавшегося на П. Духа Божьего, видимо, все же не бьио прямым и ясным ( 1Цар. 10:10 ; 1Цар. 19:20–24 );

Сам Бог направлял и наставлял его во всем, в т.ч. и в вопросах личной жизни. Так, Он предписал Осии и Исаии вступить в брак, дал имена их детям ( Ос. 1 ; Ис. 8:1–4 ). Если полученное от Бога поручение противоречило собств. устремлениям П., это могло вызвать в его душе острый внутр. конфликт ( Иер. 20:7 ; Ос. 1 ). Для народа Израиля П. – это полномочный посланник Бога. Поскольку служение П. – это служение стража ( Иез. 3:17 ; Иез. 33:7 ), а его слово – это предостережение от греха, обличение греха ( Ис. 1:2 ; Иер. 7 ; Ос. 4:1 ) и возвещение суда ( Ис. 5:1 ; Ам. 2:4 ), то он оказывается во многом противопоставленным своему народу, а потому- одиноким ( Иер. 1:17 ). В результате П. живет в страшном напряжении, оказавшись между Божьим поручением и всем тем, что связывает его с его народом. Такое положение посредника характеризует сущность служения П. Оно близко к служению священника, но никогда не было и не должно было быть офиц. должностью, – а когда это происходило, мельчало и скатывалось к ложному пророчеству. Всякий раз в особо сложные ист. периоды Бог воздвигал для Своего народа нового П.

III. ПРОРОЧЕСКОЕ СЛОВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) слова П. всегда строго связаны с теми историч. моментами, в контексте которых они произносятся (см. Агг). Это нисколько не умаляет их актуальности для нашего времени, но не позволяет утверждать, что все П. возвещали одну и ту же весть. Каждый П. должен передать людям врученное ему Богом особое послание. Тем не менее существует несколько центральных понятий, вокруг которых кристаллизуется пророч. слово;

2) дабы указать на имеющиеся у них полномочия говорить от имени Бога, П. нередко начинали свою речь словами «так говорит Господь» еяр.неум яхве, «речение Яхве»; Ис. 1:24 ; Иер. 29 идр.;

3) во многих случаях весть П. – это призыв к ⇒ обращению от греха и к послушанию Богу ( Иез. 3:19 ). С призывом к обращению связана и угроза суда. Только послушание и обращение позволяют Израилю избежать Божьего гнева. Орудием суда Божьего могут быть язычники: ассирийцы, вавилоняне или соседние с Израилем народы ( Ис. 7:1 ; Ис. 9:8 ; Иер. 21:4 ; Иер. 28 ). Ист. катастрофы – это не что иное, как исполнение Божьего суда над Его народом. Задача П. состоит в том, чтобы раскрыть духовную сторону этих событий ( Иер. 27:12 ; ср., однако, Ис. 44 – Ис. 45:7 );

4) пророч. слово обращено к будущему. Оно всегда говорит о Божьих деяниях, совершаемых Господом для Его народа и через Его народ. Несмотря на грехи людей. Бог хранит верность Своему народу и избавляет его от греха Своим новым творением. Поэтому в пророч. речах все более явственное звучание приобретает весть о Том, Кто положит новое начало всему, о Мессии (⇒ Остаток; ср. ниже, 111,8). Так П. становятся живым доказат-вом верности Бога и предвестниками событий, связанных с приходом Мессии;

5) Божье послание может быть передано по-разному: через краткий призыв, через песнь ( Ис. 5:1 ) или произнесенную речь ( Иер. 7:1 ); слово Бога может быть передано прямо ( Ам. 7:16 ; Агг. 2:2 ) или через символич. действие ( Ис. 20 ; Иер. 28 ; Иер. 32 ). Нередко П. получают Божье откровение в видениях, но чаще передаваемая Богом весть излагается после вступит, слов П.: «И было ко мне слово Господа. »; сведений же о способе восприятия откровения в Библии нет (⇒ Пророчество, II). Письм. изложение всегда вторично ( Иер. 36 ), оно лишь «протоколирует» действия пророка;

6) в пророч. слове явной становится и «всеобщность» Бога. Слово П. обращено не только к народу Израиля, это может быть и послание к другим народам, возвещающее порой Божий суд. Божьи деяния не ограничиваются Израилем, но все они в конечном счете совершаются ради него;

7) пророч. слово требует от людей веры и вынуждает их к принятию решения. Это явствует из противопоставления лжепророков и П. истинных ( Иер. 28 ). Нет внешних признаков, по которым можно отличить верное слово от ложного. Верное пророчество подтверждается исполнением ( Иер. 28:9 ), а ложное раскрывается разоблачением ( Втор. 18:22 );

8) пророч. слово, независимо от времени, когда оно было сказано, указывает на Божье новое начало, на Иисуса Христа ( Ис. 9:6 ; Ис. 11:1 ; Ис. 53 ; Иер. 23:5 ; Зах. 9:9 ). Т.о., так или иначе все П. говорили об одном – о Божьем Новом Завете ( Иер. 32:32 ).

IV. НОВОЗАВЕТНЫЕ И ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРОРОКИ

НЗ видит в Иисусе окончат. исполнение пророч. слова, завершение Божьего откровения, для передачи которого и призваны П. ( Евр. 1:1 ). Евангелисты расценивали события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, как исполнение слов П. ( Мф. 2:5 ; Мф. 3:3 ; Мф. 21:4 ; Рим. 14:9–11 ). В 1Петр. 1:10–12 новозаветный взгляд на П. представлен наиб. полно. Иисус предстает здесь как некогда сокровенная, а теперь явленная миру Личность, о Которой провозвещали все П.

V. ПРОРОКИ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Пророч. служение существует и в НЗ. Как церк. служители, новозаветные П. упоминаются сразу вслед за апостолами 1Кор. 12:28 ; Еф. 4:11 ), вместе с к-ры-ми (ср. 1Кор. 14:37 ; 2Петр. 3:2 ) они составляют основу Церкви ( Еф. 2:20 ; Еф. 3:5 ). Как в ВЗ слово П. служило дополнением к Закону ( 4Цар. 17:13 ), так и в НЗ учение апостолов ( Деян. 2:42 ; ср. ⇒Евангелие от Матфея, 1,2) дополняется посылаемым через П. откровением Божьей воли, которое касается либо данного момента ( Деян. 21:10–14 ), либо будущих событий ( Деян. 11:28 ). Целью пророч. служения всегда было укрепление Церкви ( Деян. 15:32 ), достижение ею совершенства ( Еф. 4:11–16 ).

Источник

ПРОРОК

Проро́к (гр. προφήτης, лат. propheta), сонм ветхозаветных святых, почитаемых Церковью как провозвестники воли Божией, предрекавшие приход Христа. Пророк – это лицо, говорящее от имени Бога, сообщающий народу Божий слова; эти слова могут быть как пророчеством в узком смысле, т.е. предвозвещением будущего, так и наставлением или утешением. В Св. Писании подчеркивается, что пророки призываются Богом, т.е. пророчество всегда выступает как дар, как избрание свыше, а не как решение самого пророка о своей судьбе. Как говорится в Книге пророка Амоса, “Господь Бог сказал – кто не будет пророчествовать?” (Ам. 3,8).

Христос (равно как затем и апостолы) постоянно ссылается в Своей проповеди на “закон и пророков”, показывая народу, что Он и есть тот Мессия, о котором возвещали пророки. С приходом Христа пророчество как институт иссякает, поскольку пророческий дар получает вся Церковь как община “чад Божиих”. Об этом говорит апостол Петр в день Пятидесятницы, приводя слова пророка Иоиля: “И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать” (Деян. 2, 18).

Почитание ветхозаветных пророков как христианских святых возникает в древней церкви чрезвычайно рано, являясь, видимо, продолжением и переосмыслением культа пророков в ветхозаветной религии. Со временем в восточной церкви (в отличие от западной) появляются празднования ветхозаветным святым, в православном календаре память всех ветхозаветных святых (включая пророков) празднуется в неделю перед Рождеством Христовым, и вместе с тем в отдельные дни чествуются отдельные пророки: Самуил, Иоад, Илия и Елисей, шестнадцать пророков, оставивших писания. По свидетельству св. Кирилла Иерусалимского (+ 386 г.), уже в древней литургии в ходатайственной молитве после совершения Евхаристии среди святых назывались и ветхозаветные пророки (как это имеет место и в современных литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого). В православной традиции в честь ветхозаветных пророков вынимается на проскомидии вторая частица из “девятичинной” просфоры – в честь “Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея; святых трех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков”.

Источник

Значение слова пророк

Словарь Ушакова

прор о к, пророка, муж.

Фразеологический словарь русского языка

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Православие. Словарь-справочник

1. Человек, предсказывающий будущее.

2. Лицо, возвещающее людям слово назидания, увещания и утешения по особому внушению Святого Духа (см. 1 Кор. 14, 3).

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

По воззрениям различных религий, провозвестник и истолкователь воли богов; предсказатель будущего.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

В Писании упомянуты по именам следующие пророки:

Авдий (не назван пророком),

Агей ( Езд.5:1 ; Агг.1:1 ),

Адда ( 2Пар.12:15 ; 2Пар.13:22 ),

Азария ( 2Пар.15:1 ) (не назван пророком),

Амос ( Ам.7:14 ) («не пророк и не сын пророка»),

Ананий ( 2Пар.16:7 ) (прозорливец),

Анания ( Иер.28:1 ) (лжепророк),

Асаф ( 2Пар.29:30 ) (прозорливец),

Ахав ( Иер.29:21 ) (лжепророк),

Вариисус ( Деян.13:6 ) (лжепророк),

Варнава ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),

Давид (не назван пророком),

Елдад ( Чис.11:26 ) (не назван пророком),

Елиезер ( 2Пар.20:37 ) (не назван пророком),

Еман ( 1Пар.25:5 ) (прозорливец),

Енох ( Иуд.1:14 ) (не назван пророком),

Идифун ( 2Пар.35:15 ) (прозорливец),

Иезекииль (священник — Иез.1:3 ),

Иеремия ( Иер.28:5 ; Мат.2:17 ) (из священников — Иер.1:1 ),

Ииуй ( 2Пар.19:2 ) или Иуй ( 3Цар.16:12 ),

Иозиил ( 2Пар.20:14 ) (левит, пророком не назван),

Иоиль ( 2Пар.9:29 ) (прозорливец),

Иона ( 4Цар.14:25 ; Мат.12:39 ),

Исаия ( 4Цар.20:1 ; Мат.3:3 ),

Луций ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),

Малахия (пророком не назван),

Манаил ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),

Михей ( Иер.26:18 ; Мих.1:1 ) (пророком не назван),

Модад ( Чис.11:26 ) (пророком не назван),

Моисей ( Втор.18:15 ; Втор.34:10 ),

Наум (пророком не назван),

Осия (пророком не назван),

Савл ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),

Самуил ( 1Цар.3:20 ; Деян.13:20 ),

Саул ( 1Цар.10:11 ) («во пророках», см. пророчествовать),

Седекия ( Иер.29:21 ) (лжепророк),

Симеон ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),

Софония (пророком не назван),

Урия ( Иер.26:20 ) (пророком не назван),

Хозай ( 2Пар.33:19 ) (пророком не назван),

Кроме того, в Священном Писании упоминаются просто пророки без обозначения имени:

пророк ( Чис.12:6 ) ( Суд.6:8 ) ( 2Пар.25:15 ),

некоторые пророки ( Деян.13:1 ),

прочие пророки ( Неем.6:14 ) (лжепророки),

человек Божий ( 1Цар.2:27 ) ( 3Цар.13:1 ) ( 3Цар.20:28 ) ( 2Пар.25:7 ),

50 сынов пророческих ( 4Цар.2:7 ),

100 пророков ( 3Цар.18:13 ),

400 пророков ( 2Пар.18:5 ) (лжепророки),

сонм пророков ( 1Цар.10:5 ),

весь израильский народ (патриархи) ( 1Пар.16:22 ).

Пророками также названы в 3Цар.18:19 служители Ваала (450 человек) и дубрав (400 человек).

В Библии, в четвертом (пророческом) отделе Ветхого Завета помещены книги шестнадцати пророков, которые делятся на «больших» (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и «малых» (остальные). Когда говорится «закон и пророки» ( Мат.22:40 ; Рим.3:21 ), то имеются в виду именно эти шестнадцать пророков, но их пророчества — до Иоанна ( Мат.11:13 ), ибо основные их пророчества осуществились в Иисусе Христе.

Пророки, книги которых помещены в Библии, были из самых разных сословий: от пастуха (Амос), до священников (Иеремия, Иезекииль) и члена царской фамилии (Софония).

Православный энциклопедический словарь

провозвестник воли Божией.

Православная энциклопедия

человек, по особому внушению Святого Духа умеющий предсказывать будущее и говорить людям слова назидания, утешения и увещевания.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Тот, кто говорит вместо или прежде кого-то. Желание пророчествовать сродни болезни, однако верующие видят в нем чудо. «Надо признать, что у пророков самая неблагодарная работа», – пишет Вольтер. Ведь успех пророчества более чем зыбок. И, если человек говорит от имени Бога, как разобраться, кто перед нами – пророк или сумасшедший? Провидец или фанатик? И как узнать, правду ли он говорит? «Пророчество – трудное искусство, – много позже заметил Вуди Аллен, – особенно когда оно касается будущего». Не лучше ли заняться настоящим? И вместо того, чтобы пророчествовать о будущем, готовить его?

Библия: Тематический словарь

А. Прокомментированные темы

1. ПРОРОКИ как тема:

2. ИСПОЛНЕНИЕ как тема:

Евангелия от Матфея:

Б. Как становились пророками

непосредственный призыв Бога:

Ис 6:8; Иер 1:4,5; Ам 7:14,15

1Цар 10:6,9-11; 1Цар 19:23,24

поставление другим пророком:

присоединение к группе пророков:

4Цар 2:3,5,7; 4Цар 6:1-4

В. Что совершали пророки

1. Передавали послания от Бога людям

они утверждали: «Так говорит Господь»:

2. Были стражами над людьми:

Иер 6:16,17; Иез 3:16-21

3. Обличали грехи царей:

2Цар 12:1-12; 3Цар 18:18,19

4. Объявляли суд над людьми:

3Цар 21:20–24; Ис 2:6-21; Иер 4:5-18

5. Предсказывали будущее:

3Цар 17:1; Деян 11:28

Ис 65:17–25; Иоил 2:28–32; Мих 5:2–5; Лк 24:25-27

6. Призывали людей к покаянию:

4Цар 17:13; Иер 18:11; Ам 5:4–6,14,15

7. Подавали надежду людям:

Иер 23:3–8; Ам 9:11–15; Соф 3:9-17

Дан 2:17–45; Дан 3:9-28

9. Записывали послания Божии:

Иер 30:2; Авв 2:2; Откр 1:11,19

Г. Способы определить истинного пророка

исполнение пророчеств в полноте:

Втор 18:21,22; Иер 28:1-17

соответствие пророчеств Слову Божию:

Втор 13:1–3; 3Цар 22:17–28,37; 1Ин 4:1-3

ведение пророком богобоязненной жизни:

Иер 23:9-18; 2Пет 2:1–3,13-18

Д. Отношение к пророкам

2Пар 36:16; Деян 7:52

иногда бросали в темницы:

2Пар 18:25,26; Иер 37:15,16

3Цар 19:10; Мф 21:35,36; 1Фес 2:15

Е. Иисус Христос — последний пророк Божий

исполнил Божие обетование о пророке:

Втор 18:15,18; Деян 3:21–23; Деян 7:37

исполнил все пророчества Ветхого Завета:

Мф 5:17; 2Кор 1:20; 1Пет 1:10,11

называл себя пророком:

учил Словам Божиим:

Ин 7:16; Ин 12:49,50; Евр 1:1,2

Он — Слово Божие во плоти:

Ж. Пророки в Новозаветной церкви

Деян 11:28; Деян 21:10

двенадцать человек в Ефесе:

1Кор 13:2; 1Фес 4:13-17

2. Пророческий дар — дар Духа

упомянут Петром в день Пятидесятницы:

1Кор 12:10; 1Кор 14:1; Еф 4:11

отличен от дара учительства:

Деян 13:1; 1Кор 12:28; Еф 4:11

3. Функции пророков в церкви

служили основанием церкви:

их дар предпочтителен говорению на языках:

послание должно назидать церковь:

послание должно дойти до неверующих:

послание должно испытываться другими пророками:

1Кор 14:29–32; 1Фес 5:19,20; 1Ин 4:1

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG prophet)

тот, кто обращается от имени Бога к народу Бога. Наиболее известны еврейские пророки, чьи писания содержатся в Ветхом Завете.

Словарь Богословских Терминов (Майерс)

Prophet

Посредник между Богом и людьми, который принимал прямое откровение от Бога и открывал Божью волю людям.

Словарь Ожегова

ПРОРОК, а, м.

1. В религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории прошедшее, настоящее и будущее. Книги пророков (излагаемые в Библии). П. Илья. П. Иоанн Предтеча (торжественно провозгласивший пришествие Иисуса Христа).

2. перен. Тот, кто пророчит, предсказывает чтон.

Нет пророка в своём отечестве (книжн.) о верных суждениях, уме, к-рые у себя, среди своих часто оказываются не оценены [по евангельскому сказанию, передающему слова Иисуса Христа о том, что не почитать пророка могут разве что только в своём доме или в своём отечестве].

| ж. пророчица, ы (устар. и ко 2 знач. ирон.).

| прил. пророческий, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Литература. Knobel, «Der Prophetismus der Hebräer» (1837); Kö ster, «D. Propheten d. A. u. N. Test.» (1838); Tholuck, «D. Propheten und ihre Weissagungen» (2 изд., 1860); Ewald, «D. Propheten d. A. Bundes» (2 изд., 1867); Robertson Smith, «The prophets of Israel» (1882); А. Лопухин, «Библейская история при свете новейших исследований и открытий» (СПб., 1892—95).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *