Пророк что это значит
Значение слова «пророк»
1. По воззрениям различных религий — провозвестник и истолкователь воли бога. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: — Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Пушкин, Пророк. С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Лермонтов, Пророк.
2. Предсказатель будущего. Я не пророк, но заранее знаю, о чем будет речь. Чехов, Скучная история. То кричит пророк победы: — Пусть сильнее грянет буря! М. Горький, Песня о Буревестнике.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Утверждения о пророках встречаются во многих религиозных культурах, включая иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, также существуют утверждения о пророчествах Сивилл, дельфийском оракуле, и т. п.
ПРОРО’К, а, м. 1. По воззрениям различных религий — провозвестник и истолкователь воли богов, божества (книжн.). Ветхозаветные пророки. С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка, в очах людей читаю я страницы злобы и порока. Лермонтов. 2. Предсказатель будущего. Не нужно быть пророком, чтоб отгадать последствия сего необдуманного поступка. Загоскин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
проро́к
1. религ. по религиозным представлениям — проповедник и истолкователь воли Божией, провидец ◆ Как труп в пустыне я лежал, // И бога глас ко мне воззвал: // «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, // Исполнись волею моей // И, обходя моря и земли, // Глаголом жги сердца людей». Пушкин, «Пророк», 1826 г. ◆ С тех пор как вечный судия // Мне дал всеведенье пророка, // В очах людей читаю я // Страницы злобы и порока. Лермонтов, «Пророк», 1841 г.
2. перен. предсказатель, человек, делающий точные прогнозы ◆ Кажется, не нужно быть пророком, чтобы отгадать последствия этого необдуманного поступка. Загоскин, «Рославлев, или Русские в 1812 году», 1830 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: зазноба — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Пророк
Греч. слово профетес, к-рым в НЗ передается понятие пророк», означает «глашатай», «вещатель», причем довольно часто здесь подразумевается предсказатель будущего. В ВЗ наряду с самым употребит. в евр. яз. словом нави (возм., «вещатель», «глашатай», но скорее всего «призванный») иногда встречаются слова роэ (в Синод. пер. — «прозорливец», 1Цар 9:9; 1 Пар 9:22; 29:29), хозэ (в Синод, пер. — «прозорливец», 2Цар 24:11; «провидец», Aм 7:12; оба эти слова содержат намек на способ восприятия откровений), а также просто «человек Божий» (1Цар 2:27 и след.; 3 Цар 12:22). Но все эти слова не до конца раскрывают суть пророч. служения.
1) вряд ли можно говорить о едином образе П. в ВЗ. В истории Израиля П. должен был возвещать народу Божью волю, «ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам 3:7). П. надлежало предостерегать народ от греха, а также ободрять и утешать его. Переломным моментом в истории пророч. служения стало вавил. пленение. После него П. (Аггей, Захария, Малахия) больше говорили о новых спасит. деяниях Бога, хотя в их пророчествах присутствовали и слова о суде; перед пленом же П. редко обращались к народу со словами ободрения. Можно выделить несколько основных причин, побуждавших Бога направлять в мир Своих посланников. Это:
а) искажение веры в Бога Израиля и смешение ее с чуждыми культами (см., напр., Иез 8:6 и след.);
б) утрата израильтянами веры в своего Господа, когда это было связано с событиями политич. жизни (напр., Ис 7:1-9);
в) отступление от Божьих заповедей, касающихся отношений к бедным (Ис 5:8; Мих 2:1 и след.).
По поручению Господа П. предостерегали израильтян от всех этих ошибок, призывая их обратиться к вере и повиноваться Богу Израиля (Иер 3:7; 4:1-4; Иоил 2:12). Они грозили Божьим судом в случае непослушания (Ам 4:6-13). Т.о., П. — это люди, к-рые, с одной стороны, ощущали живую связь Бога с Его народом, а с другой — знали о Божьих путях и о будущей судьбе Израиля. П. — это Божий дар Своему народу, предостерегающая совесть, через к-рую Бог общается с ним. В пророч. служении отразилось избрание Израиля (см. Избрание, избранность, избирать), его особая роль среди других народов. Предназначение П. заключается именно в том, чтобы вновь и вновь — в словах милости и в словах гнева — высвечивать особую миссию Израиля как народа Божьего;
2) к числу П. относятся авторы пророч. книг (от Исаии до Малахии) и целый ряд др. ветхозаветных П.: см. Авраам (Быт 20:7), см. Моисей (Втор 18:15-18; 34:10), см. Аарон (Исх 7:1), см. Самуил (1Цар 3:20), см. Гад (1Цар 22:5), см. Нафан (2Цар 7:2), см. Ахия (3Цар 11:29), см. Самей (3Цар 12:22), см. Иуй (3Цар 16:7; 2 Пар 19:2), см. Илия и см. Елисей, см. Михей (3Цар 22:9), а также см. Иоанн Креститель (Мф 3:7-11; ср. 11:13). Упоминаются по именам и пророчицы: см. Мариамь (Исх 15:20), см. Девора (Суд 4:4), — Алдама (4Цар 22:14) (см. Олдана) и см. Анна (Лк 2:36); в Ис.в:3 под словом «пророчица» подразумевается жена Исаии;
3) известно, что во времена Самуила (1Цар 10:5,10; 19:20), Илии (4Цар 2:3,5,15) и Елисея (4Цар 4:38-41; 6:1) существовали т.наз.«школы П.» — служение и тесное общение нескольких пророков. Несколько таких групп, очевидно, объединялись вокруг Самуила (1Цар 19:20,24) или Елисея (4Цар 4:38), к-рые, по кр. мере в отдельные периоды, руководили ими. Через одного из таких «сынов пророческих» (3Цар 20:35 и след.) Господь говорил с Ахавом; но во многих случаях такое «пророчество», хотя и исходило от изливавшегося на П. Духа Божьего, видимо, все же не бьио прямым и ясным (1Цар 10:10; 19:20-24);
4) подобных П. собирал Ахав (3Цар 22:6; ср. ст. 22 и след., где эти П. названы «его пророками»), а позднее они нередко упоминаются наряду со священниками как профессиональные П. при святилище (Ис 28:7; Иер 6:13; 8:1; 14:18; 23:11). Они пророчествовали за плату (Мих 3:5,11), что в народе обычно считалось делом естественным (1Цар 9:7 и след.; 3 Цар 13:7 и след.; 4 Цар 8:8 и след.),но против подобной деят-сти восставали П. Господа. Истинные Божьи П., напр. Амос (Ам 7:14) и Михей (Мих 3:5-8), решит. отмежевывались от профессиональных П., к-рые, со своей стороны, были злейшими врагами Божьих П., и в часта, пр. Иеремии (Иер 18:18). Если истинные П. Господа были зависимы только от Бога, то лжепророки, заботясь о своем благополучии, возвещали лишь то, что хотела слышать толпа (Иер 5:31). Они активно вмешивались в политику (Иер 6:14; 8:11; Иез 13:10,16), внушая народу ложные надежды (Иер 14:13-16; 23:17,25-27,32; 27:10,14 и след.; Иез 13). Они не были посланы Богом (Иер 23:21), и хотя этих П. посещали видения и сны, их пророчества все же были ложными (Иер 14:14;23:25-27; Иез 13:6 и след.; 22:28); именно поэтому их постиг Божий суд (Иер 23:30-32; Мих 3:6). Однако иногда Бог использовал лжепророков, чтобы с их помощью ослепить царя и народ, вставших на путь непослушания (3Цар 22:22 и след.);
5) суть пророч. служения легче всего понять на примере тех П., чьи пророчества дошли до нас в письм. виде. Знаменат., что в начале пророч. служения каждого П. стоит его призвание Богом и получение от Него пророч. силы (Ис 6; Иер 1; Иез 1-3; Ам 7:15; Иона 1:1 и след.); Бог также дает П. опред. поручение. Призвания, к-рые очень разнятся между собой, помогают понять весть, сообщаемую каждым из П. С момента призвания П. становился «рабом Божиим» (Иер 7:25);
Сам Бог направлял и наставлял его во всем, в т.ч. и в вопросах личной жизни. Так, Он предписал Осии и Исаии вступить в брак, дал имена их детям (Ос 1; Ис 8:1-4). Если полученное от Бога поручение противоречило собств. устремлениям П., это могло вызвать в его душе острый внутр. конфликт (Иер 20:7 и след.; Ос 1). Для народа Израиля П. — это полномочный посланник Бога. Поскольку служение П. — это служение стража (Иез 3:17; 33:7), а его слово — это предостережение от греха, обличение греха (Ис 1:2 и след.; Иер 7; Ос 4:1 и след.) и возвещение суда (Ис 5:1 и след.; Ам 2:4 и след.), то он оказывается во многом противопоставленным своему народу, а потому- одиноким (Иер 1:17 и след.). В результате П. живет в страшном напряжении, оказавшись между Божьим поручением и всем тем, что связывает его с его народом. Такое положение посредника характеризует сущность служения П. Оно близко к служению священника, но никогда не было и не должно было быть офиц. должностью, — а когда это происходило, мельчало и скатывалось к ложному пророчеству. Всякий раз в особо сложные ист. периоды Бог воздвигал для Своего народа нового П.
III. ПРОРОЧЕСКОЕ СЛОВО В ВЗ:
1) слова П. всегда строго связаны с теми историч. моментами, в контексте которых они произносятся (Агг). Это нисколько не умаляет их актуальности для нашего времени, но не позволяет утверждать, что все П. возвещали одну и ту же весть. Каждый П. должен передать людям врученное ему Богом особое послание. Тем не менее существует несколько центральных понятий, вокруг к-рых кристаллизуется пророч. слово;
2) дабы указать на имеющиеся у них полномочия говорить от имени Бога, П. нередко начинали свою речь словами «так говорит Господь» (еяр.неум яхве, «речение Яхве»; Ис 1:24;Иер 29:11 и др.);
3) во многих случаях весть П. — это призыв к обращению (см. Обращение, обратить, обратиться) от греха и к послушанию Богу (Иез 3:19). С призывом к обращению связана и угроза суда. Только послушание и обращение позволяют Израилю избежать Божьего гнева. Орудием суда Божьего могут быть язычники: ассирийцы, вавилоняне или соседние с Израилем народы (Ис 7:1 и след.; 9:8 и след.; Иер 21:4 и след.; 28). Ист. катастрофы — это не что иное, как исполнение Божьего суда над Его народом. Задача П. состоит в том, чтобы раскрыть духовную сторону этих событий (Иер 27:12 и след.; ср., однако, Ис 44:24 — 45:7);
4) пророч. слово обращено к будущему. Оно всегда говорит о Божьих деяниях, совершаемых Господом для Его народа и через Его народ. Несмотря на грехи людей. Бог хранит верность Своему народу и избавляет его от греха Своим новым творением. Поэтому в пророч. речах все более явственное звучание приобретает весть о Том, Кто положит новое начало всему, о Мессии (см. Остаток; ср. ниже, 111,8). Так П. становятся живым доказат-вом верности Бога и предвестниками событий, связанных с приходом Мессии;
5) Божье послание может быть передано по-разному: через краткий призыв, через песнь (Ис 5:1 и след.) или произнесенную речь (Иер 7:1 и след.); слово Бога может быть передано прямо (Ам 7:16; Агг 2:2 и след.) или через символич. действие (Ис 20; Иер 28; 32; Ос 4-12). Нередко П. получают Божье откровение в видениях (Зах 1-6; см. также Иез), но чаще передаваемая Богом весть излагается после вступит, слов П.: «И было ко мне слово Господа. »; сведений же о способе восприятия откровения в Библии нет (см. Пророчество, II). Письм. изложение всегда вторично (Иер 36), оно лишь «протоколирует» действия пророка;
6) в.пророч. слове явной становится и «всеобщность» Бога. Слово П. обращено не только к народу Израиля, это может быть и послание к другим народам, возвещающее порой Божий суд (Ис 13-23; Иер 46 и след.;Иез 25-32; Ам 1:3 — 2:3). Божьи деяния не ограничиваются Израилем, но все они в конечном счете совершаются ради него;
7) пророч. слово требует от людей веры и вынуждает их к принятию решения. Это явствует из противопоставления лжепророков и П. истинных (Иер 28). Нет внешних признаков, по к-рым можно отличить верное слово от ложного. Верное пророчество подтверждается исполнением (Иер 28:9), а ложное раскрывается разоблачением (Втор 18:22);
8) пророч. слово, независимо от времени, когда оно было сказано, указывает на Божье новое начало, на Иисуса Христа (Ис 9:6 и след.; 11:1 и след.; 53; Иер 23:5 и след.; Зах 9:9). Т.о., так или иначе все П. говорили об одном — о Божьем Новом Завете (Иер 32:32 и след.).
IV. НЗ И ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРОРОКИ.
НЗ видит в Иисусе окончат, исполнение пророч. слова, завершение Божьего откровения, для передачи к-рого и призваны П. (Евр 1:1 и след.). Евангелисты расценивали события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, как исполнение слов П. (Мф 2:5 и след.; 3:3; 21:4 и след.; Рим 14:9-11). В 1Пет 1:10-12 новозаветный взгляд на П. представлен наиб. полно. Иисус предстает здесь как некогда сокровенная, а теперь явленная миру Личность, о Которой провозвещали все П.
Пророч. служение существует и в НЗ. Как церк. служители, новозаветные П. упоминаются сразу вслед за апостолами Кор 12:28; Еф 4:11), вместе с к-ры-ми (ср. 1 Кор 14:37; 2 Пет 3:2) они составляют основу Церкви (Еф 2:20; 3:5). Как в ВЗ слово П. служило дополнением к Закону (4Цар 17:13), так и в НЗ учение апостолов (Деян 2:42; см. Евангелие от Матфея, 1,2) дополняется посылаемым через П. откровением Божьей воли, к-рое касается либо данного момента (Деян 21:10-14), либо будущих событий (Деян 11:28). Целью пророч. служения всегда было укрепление Церкви (Деян 15:32), достижение ею совершенства (Еф 4:11-16).
Пророк
I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
Греч. слово профетес, которым в НЗ передается понятие пророк», означает «глашатай», «вещатель», причем довольно часто здесь подразумевается предсказатель будущего. В ВЗ наряду с самым употребит. в евр. яз. словом нави (возможно, «вещатель», «глашатай», но скорее всего «призванный») иногда встречаются слова роэ (в Синод. пер. – «прозорливец», 1Цар. 9:9 ; 1Пар. 9:22 ; 1Пар. 29:29 ), хозэ (в Синод, пер. – «прозорливец», 2Цар. 24:11 ; «провидец», Ам. 7:12 ; оба эти слова содержат намек на способ восприятия откровений), а также просто «человек Божий» ( 1Цар. 2:27 ; 3Цар. 12:22 ). Но все эти слова не до конца раскрывают суть пророч. служения.
II. ПРОРОК В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) вряд ли можно говорить о едином образе П. в ВЗ. В истории Израиля П. должен был возвещать народу Божью волю, «ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» ( Ам. 3:7 ).П. надлежало предостерегать народ от греха, а также ободрять и утешать его. Переломным моментом в истории про-роч. служения стало вавил. пленение. После него П. (Аггей, Захария, Малахия) больше говорили о новых спасит. деяниях Бога, хотя в их пророчествах присутствовали и слова о суде; перед пленом же П. редко обращались к народу со словами ободрения. Можно выделить несколько основных причин, побуждавших Бога направлять в мир Своих посланников. Это: а) искажение веры в Бога Израиля и смешение ее с чуждыми культами (см., напр., Иез. 8:6 ); б) утрата израильтянами веры в своего Господа, когда это было связано с событиями политич. жизни (напр., Ис. 7:1–9 ); в) отступление от Божьих заповедей, касающихся отношений к бедным ( Ис. 5:8 ; Мих. 2:1 ). По поручению Господа П. предостерегали израильтян от всех этих ошибок, призывая их обратиться к вере и повиноваться Богу Израиля ( Иер. 3:7 ; Иер. 4:1–4 ; Иоил. 2:12 ). Они грозили Божьим судом в случае непослушания ( Ам. 4:6–13 ). Т.о., П. – это люди, которые, с одной стороны, ощущали живую связь Бога с Его народом, а с другой – знали о Божьих путях и о будущей судьбе Израиля. П. – это Божий дар Своему народу, предостерегающая совесть, через которую Бог общается с ним. В пророч. служении отразилось ⇒ избрание Израиля, его особая роль среди других народов. Предназначение П. заключается именно в том, чтобы вновь и вновь – в словах милости и в словах гнева – высвечивать особую миссию Израиля как народа Божьего;
2) к числу П. относятся авторы пророч. книг (от Исаии до Малахии) и целый ряд др. ветхозаветных П.: ⇒ Авраам ( Быт. 20:7 ), ⇒ Моисей ( Втор. 18:15–18 ; Втор. 34:10 ), ⇒ Аарон ( Исх. 7:1 ), ⇒ Самуил ( 1Цар. 3:20 ), ⇒ Гад ( 1Цар. 22:5 ), ⇒ Нафан ( 2Цар. 7:2 ), ⇒ Ахия ( 3Цар. 11:29 ), ⇒ Самей ( 3Цар. 12:22 ), ⇒ Иуй ( 3Цар. 16:7 ; 2Пар. 19:2 ), ⇒ Илия и ⇒ Елисей, ⇒ Михей ( 3Цар. 22:9 ), а также ⇒ Иоанн Креститель ( Мф. 3:7–11 ; ср. Мф. 11:13 ). Упоминаются по именам и пророчицы: ⇒ Мариамь ( Исх. 15:20 ), ⇒ Девора ( Суд. 4:4 ), ⇒ Алдама ( 4Цар. 22:14 ) (⇒ Олдана) и ⇒ Анна ( Лк. 2:36 ); в Ис. 8под словом «пророчица» подразумевается жена Исаии. См. также хронол. таблицы в приложении;
3) известно, что во времена Самуила ( 1Цар. 10:5.10 ; 1Цар. 19:20 ), Илии ( 4Цар. 2:3.5.15 ) и Елисея ( 4Цар. 4:38–41 ; 4Цар. 6:1 ) существовали т.наз.»школы П.» – служение и тесное общение нескольких пророков. Несколько таких групп, очевидно, объединялись вокруг Самуила ( 1Цар. 19:20.24 ) или Елисея ( 4Цар. 4:38 ), которые, по кр. мере в отдельные периоды, руководили ими. Через одного из таких «сынов пророческих» ( 3Цар. 20:35 ) Господь говорил с Ахавом; но во многих случаях такое «пророчество», хотя и исходило от изливавшегося на П. Духа Божьего, видимо, все же не бьио прямым и ясным ( 1Цар. 10:10 ; 1Цар. 19:20–24 );
Сам Бог направлял и наставлял его во всем, в т.ч. и в вопросах личной жизни. Так, Он предписал Осии и Исаии вступить в брак, дал имена их детям ( Ос. 1 ; Ис. 8:1–4 ). Если полученное от Бога поручение противоречило собств. устремлениям П., это могло вызвать в его душе острый внутр. конфликт ( Иер. 20:7 ; Ос. 1 ). Для народа Израиля П. – это полномочный посланник Бога. Поскольку служение П. – это служение стража ( Иез. 3:17 ; Иез. 33:7 ), а его слово – это предостережение от греха, обличение греха ( Ис. 1:2 ; Иер. 7 ; Ос. 4:1 ) и возвещение суда ( Ис. 5:1 ; Ам. 2:4 ), то он оказывается во многом противопоставленным своему народу, а потому- одиноким ( Иер. 1:17 ). В результате П. живет в страшном напряжении, оказавшись между Божьим поручением и всем тем, что связывает его с его народом. Такое положение посредника характеризует сущность служения П. Оно близко к служению священника, но никогда не было и не должно было быть офиц. должностью, – а когда это происходило, мельчало и скатывалось к ложному пророчеству. Всякий раз в особо сложные ист. периоды Бог воздвигал для Своего народа нового П.
III. ПРОРОЧЕСКОЕ СЛОВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) слова П. всегда строго связаны с теми историч. моментами, в контексте которых они произносятся (см. Агг). Это нисколько не умаляет их актуальности для нашего времени, но не позволяет утверждать, что все П. возвещали одну и ту же весть. Каждый П. должен передать людям врученное ему Богом особое послание. Тем не менее существует несколько центральных понятий, вокруг которых кристаллизуется пророч. слово;
2) дабы указать на имеющиеся у них полномочия говорить от имени Бога, П. нередко начинали свою речь словами «так говорит Господь» еяр.неум яхве, «речение Яхве»; Ис. 1:24 ; Иер. 29 идр.;
3) во многих случаях весть П. – это призыв к ⇒ обращению от греха и к послушанию Богу ( Иез. 3:19 ). С призывом к обращению связана и угроза суда. Только послушание и обращение позволяют Израилю избежать Божьего гнева. Орудием суда Божьего могут быть язычники: ассирийцы, вавилоняне или соседние с Израилем народы ( Ис. 7:1 ; Ис. 9:8 ; Иер. 21:4 ; Иер. 28 ). Ист. катастрофы – это не что иное, как исполнение Божьего суда над Его народом. Задача П. состоит в том, чтобы раскрыть духовную сторону этих событий ( Иер. 27:12 ; ср., однако, Ис. 44 – Ис. 45:7 );
4) пророч. слово обращено к будущему. Оно всегда говорит о Божьих деяниях, совершаемых Господом для Его народа и через Его народ. Несмотря на грехи людей. Бог хранит верность Своему народу и избавляет его от греха Своим новым творением. Поэтому в пророч. речах все более явственное звучание приобретает весть о Том, Кто положит новое начало всему, о Мессии (⇒ Остаток; ср. ниже, 111,8). Так П. становятся живым доказат-вом верности Бога и предвестниками событий, связанных с приходом Мессии;
5) Божье послание может быть передано по-разному: через краткий призыв, через песнь ( Ис. 5:1 ) или произнесенную речь ( Иер. 7:1 ); слово Бога может быть передано прямо ( Ам. 7:16 ; Агг. 2:2 ) или через символич. действие ( Ис. 20 ; Иер. 28 ; Иер. 32 ). Нередко П. получают Божье откровение в видениях, но чаще передаваемая Богом весть излагается после вступит, слов П.: «И было ко мне слово Господа. »; сведений же о способе восприятия откровения в Библии нет (⇒ Пророчество, II). Письм. изложение всегда вторично ( Иер. 36 ), оно лишь «протоколирует» действия пророка;
6) в пророч. слове явной становится и «всеобщность» Бога. Слово П. обращено не только к народу Израиля, это может быть и послание к другим народам, возвещающее порой Божий суд. Божьи деяния не ограничиваются Израилем, но все они в конечном счете совершаются ради него;
7) пророч. слово требует от людей веры и вынуждает их к принятию решения. Это явствует из противопоставления лжепророков и П. истинных ( Иер. 28 ). Нет внешних признаков, по которым можно отличить верное слово от ложного. Верное пророчество подтверждается исполнением ( Иер. 28:9 ), а ложное раскрывается разоблачением ( Втор. 18:22 );
8) пророч. слово, независимо от времени, когда оно было сказано, указывает на Божье новое начало, на Иисуса Христа ( Ис. 9:6 ; Ис. 11:1 ; Ис. 53 ; Иер. 23:5 ; Зах. 9:9 ). Т.о., так или иначе все П. говорили об одном – о Божьем Новом Завете ( Иер. 32:32 ).
IV. НОВОЗАВЕТНЫЕ И ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРОРОКИ
НЗ видит в Иисусе окончат. исполнение пророч. слова, завершение Божьего откровения, для передачи которого и призваны П. ( Евр. 1:1 ). Евангелисты расценивали события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, как исполнение слов П. ( Мф. 2:5 ; Мф. 3:3 ; Мф. 21:4 ; Рим. 14:9–11 ). В 1Петр. 1:10–12 новозаветный взгляд на П. представлен наиб. полно. Иисус предстает здесь как некогда сокровенная, а теперь явленная миру Личность, о Которой провозвещали все П.
V. ПРОРОКИ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Пророч. служение существует и в НЗ. Как церк. служители, новозаветные П. упоминаются сразу вслед за апостолами 1Кор. 12:28 ; Еф. 4:11 ), вместе с к-ры-ми (ср. 1Кор. 14:37 ; 2Петр. 3:2 ) они составляют основу Церкви ( Еф. 2:20 ; Еф. 3:5 ). Как в ВЗ слово П. служило дополнением к Закону ( 4Цар. 17:13 ), так и в НЗ учение апостолов ( Деян. 2:42 ; ср. ⇒Евангелие от Матфея, 1,2) дополняется посылаемым через П. откровением Божьей воли, которое касается либо данного момента ( Деян. 21:10–14 ), либо будущих событий ( Деян. 11:28 ). Целью пророч. служения всегда было укрепление Церкви ( Деян. 15:32 ), достижение ею совершенства ( Еф. 4:11–16 ).
ПРОРОК
Проро́к (гр. προφήτης, лат. propheta), сонм ветхозаветных святых, почитаемых Церковью как провозвестники воли Божией, предрекавшие приход Христа. Пророк – это лицо, говорящее от имени Бога, сообщающий народу Божий слова; эти слова могут быть как пророчеством в узком смысле, т.е. предвозвещением будущего, так и наставлением или утешением. В Св. Писании подчеркивается, что пророки призываются Богом, т.е. пророчество всегда выступает как дар, как избрание свыше, а не как решение самого пророка о своей судьбе. Как говорится в Книге пророка Амоса, “Господь Бог сказал – кто не будет пророчествовать?” (Ам. 3,8).
Христос (равно как затем и апостолы) постоянно ссылается в Своей проповеди на “закон и пророков”, показывая народу, что Он и есть тот Мессия, о котором возвещали пророки. С приходом Христа пророчество как институт иссякает, поскольку пророческий дар получает вся Церковь как община “чад Божиих”. Об этом говорит апостол Петр в день Пятидесятницы, приводя слова пророка Иоиля: “И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать” (Деян. 2, 18).
Почитание ветхозаветных пророков как христианских святых возникает в древней церкви чрезвычайно рано, являясь, видимо, продолжением и переосмыслением культа пророков в ветхозаветной религии. Со временем в восточной церкви (в отличие от западной) появляются празднования ветхозаветным святым, в православном календаре память всех ветхозаветных святых (включая пророков) празднуется в неделю перед Рождеством Христовым, и вместе с тем в отдельные дни чествуются отдельные пророки: Самуил, Иоад, Илия и Елисей, шестнадцать пророков, оставивших писания. По свидетельству св. Кирилла Иерусалимского (+ 386 г.), уже в древней литургии в ходатайственной молитве после совершения Евхаристии среди святых назывались и ветхозаветные пророки (как это имеет место и в современных литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого). В православной традиции в честь ветхозаветных пророков вынимается на проскомидии вторая частица из “девятичинной” просфоры – в честь “Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея; святых трех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков”.
Значение слова пророк
Словарь Ушакова
прор о к, пророка, муж.
Фразеологический словарь русского языка
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Православие. Словарь-справочник
1. Человек, предсказывающий будущее.
2. Лицо, возвещающее людям слово назидания, увещания и утешения по особому внушению Святого Духа (см. 1 Кор. 14, 3).
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
По воззрениям различных религий, провозвестник и истолкователь воли богов; предсказатель будущего.
Библейский Словарь к русской канонической Библии
В Писании упомянуты по именам следующие пророки:
Авдий (не назван пророком),
Агей ( Езд.5:1 ; Агг.1:1 ),
Адда ( 2Пар.12:15 ; 2Пар.13:22 ),
Азария ( 2Пар.15:1 ) (не назван пророком),
Амос ( Ам.7:14 ) («не пророк и не сын пророка»),
Ананий ( 2Пар.16:7 ) (прозорливец),
Анания ( Иер.28:1 ) (лжепророк),
Асаф ( 2Пар.29:30 ) (прозорливец),
Ахав ( Иер.29:21 ) (лжепророк),
Вариисус ( Деян.13:6 ) (лжепророк),
Варнава ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),
Давид (не назван пророком),
Елдад ( Чис.11:26 ) (не назван пророком),
Елиезер ( 2Пар.20:37 ) (не назван пророком),
Еман ( 1Пар.25:5 ) (прозорливец),
Енох ( Иуд.1:14 ) (не назван пророком),
Идифун ( 2Пар.35:15 ) (прозорливец),
Иезекииль (священник — Иез.1:3 ),
Иеремия ( Иер.28:5 ; Мат.2:17 ) (из священников — Иер.1:1 ),
Ииуй ( 2Пар.19:2 ) или Иуй ( 3Цар.16:12 ),
Иозиил ( 2Пар.20:14 ) (левит, пророком не назван),
Иоиль ( 2Пар.9:29 ) (прозорливец),
Иона ( 4Цар.14:25 ; Мат.12:39 ),
Исаия ( 4Цар.20:1 ; Мат.3:3 ),
Луций ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),
Малахия (пророком не назван),
Манаил ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),
Михей ( Иер.26:18 ; Мих.1:1 ) (пророком не назван),
Модад ( Чис.11:26 ) (пророком не назван),
Моисей ( Втор.18:15 ; Втор.34:10 ),
Наум (пророком не назван),
Осия (пророком не назван),
Савл ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),
Самуил ( 1Цар.3:20 ; Деян.13:20 ),
Саул ( 1Цар.10:11 ) («во пророках», см. пророчествовать),
Седекия ( Иер.29:21 ) (лжепророк),
Симеон ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),
Софония (пророком не назван),
Урия ( Иер.26:20 ) (пророком не назван),
Хозай ( 2Пар.33:19 ) (пророком не назван),
Кроме того, в Священном Писании упоминаются просто пророки без обозначения имени:
пророк ( Чис.12:6 ) ( Суд.6:8 ) ( 2Пар.25:15 ),
некоторые пророки ( Деян.13:1 ),
прочие пророки ( Неем.6:14 ) (лжепророки),
человек Божий ( 1Цар.2:27 ) ( 3Цар.13:1 ) ( 3Цар.20:28 ) ( 2Пар.25:7 ),
50 сынов пророческих ( 4Цар.2:7 ),
100 пророков ( 3Цар.18:13 ),
400 пророков ( 2Пар.18:5 ) (лжепророки),
сонм пророков ( 1Цар.10:5 ),
весь израильский народ (патриархи) ( 1Пар.16:22 ).
Пророками также названы в 3Цар.18:19 служители Ваала (450 человек) и дубрав (400 человек).
В Библии, в четвертом (пророческом) отделе Ветхого Завета помещены книги шестнадцати пророков, которые делятся на «больших» (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и «малых» (остальные). Когда говорится «закон и пророки» ( Мат.22:40 ; Рим.3:21 ), то имеются в виду именно эти шестнадцать пророков, но их пророчества — до Иоанна ( Мат.11:13 ), ибо основные их пророчества осуществились в Иисусе Христе.
Пророки, книги которых помещены в Библии, были из самых разных сословий: от пастуха (Амос), до священников (Иеремия, Иезекииль) и члена царской фамилии (Софония).
Православный энциклопедический словарь
провозвестник воли Божией.
Православная энциклопедия
человек, по особому внушению Святого Духа умеющий предсказывать будущее и говорить людям слова назидания, утешения и увещевания.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Тот, кто говорит вместо или прежде кого-то. Желание пророчествовать сродни болезни, однако верующие видят в нем чудо. «Надо признать, что у пророков самая неблагодарная работа», – пишет Вольтер. Ведь успех пророчества более чем зыбок. И, если человек говорит от имени Бога, как разобраться, кто перед нами – пророк или сумасшедший? Провидец или фанатик? И как узнать, правду ли он говорит? «Пророчество – трудное искусство, – много позже заметил Вуди Аллен, – особенно когда оно касается будущего». Не лучше ли заняться настоящим? И вместо того, чтобы пророчествовать о будущем, готовить его?
Библия: Тематический словарь
А. Прокомментированные темы
1. ПРОРОКИ как тема:
2. ИСПОЛНЕНИЕ как тема:
♦ Евангелия от Матфея:
Б. Как становились пророками
♦ непосредственный призыв Бога:
Ис 6:8; Иер 1:4,5; Ам 7:14,15
1Цар 10:6,9-11; 1Цар 19:23,24
♦ поставление другим пророком:
♦ присоединение к группе пророков:
4Цар 2:3,5,7; 4Цар 6:1-4
В. Что совершали пророки
1. Передавали послания от Бога людям
♦ они утверждали: «Так говорит Господь»:
2. Были стражами над людьми:
Иер 6:16,17; Иез 3:16-21
3. Обличали грехи царей:
2Цар 12:1-12; 3Цар 18:18,19
4. Объявляли суд над людьми:
3Цар 21:20–24; Ис 2:6-21; Иер 4:5-18
5. Предсказывали будущее:
3Цар 17:1; Деян 11:28
Ис 65:17–25; Иоил 2:28–32; Мих 5:2–5; Лк 24:25-27
6. Призывали людей к покаянию:
4Цар 17:13; Иер 18:11; Ам 5:4–6,14,15
7. Подавали надежду людям:
Иер 23:3–8; Ам 9:11–15; Соф 3:9-17
Дан 2:17–45; Дан 3:9-28
9. Записывали послания Божии:
Иер 30:2; Авв 2:2; Откр 1:11,19
Г. Способы определить истинного пророка
♦ исполнение пророчеств в полноте:
Втор 18:21,22; Иер 28:1-17
♦ соответствие пророчеств Слову Божию:
Втор 13:1–3; 3Цар 22:17–28,37; 1Ин 4:1-3
♦ ведение пророком богобоязненной жизни:
Иер 23:9-18; 2Пет 2:1–3,13-18
Д. Отношение к пророкам
2Пар 36:16; Деян 7:52
♦ иногда бросали в темницы:
2Пар 18:25,26; Иер 37:15,16
3Цар 19:10; Мф 21:35,36; 1Фес 2:15
Е. Иисус Христос — последний пророк Божий
♦ исполнил Божие обетование о пророке:
Втор 18:15,18; Деян 3:21–23; Деян 7:37
♦ исполнил все пророчества Ветхого Завета:
Мф 5:17; 2Кор 1:20; 1Пет 1:10,11
♦ называл себя пророком:
♦ учил Словам Божиим:
Ин 7:16; Ин 12:49,50; Евр 1:1,2
♦ Он — Слово Божие во плоти:
Ж. Пророки в Новозаветной церкви
Деян 11:28; Деян 21:10
♦ двенадцать человек в Ефесе:
1Кор 13:2; 1Фес 4:13-17
2. Пророческий дар — дар Духа
♦ упомянут Петром в день Пятидесятницы:
1Кор 12:10; 1Кор 14:1; Еф 4:11
♦ отличен от дара учительства:
Деян 13:1; 1Кор 12:28; Еф 4:11
3. Функции пророков в церкви
♦ служили основанием церкви:
♦ их дар предпочтителен говорению на языках:
♦ послание должно назидать церковь:
♦ послание должно дойти до неверующих:
♦ послание должно испытываться другими пророками:
1Кор 14:29–32; 1Фес 5:19,20; 1Ин 4:1
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG prophet)
тот, кто обращается от имени Бога к народу Бога. Наиболее известны еврейские пророки, чьи писания содержатся в Ветхом Завете.
Словарь Богословских Терминов (Майерс)
• Prophet
Посредник между Богом и людьми, который принимал прямое откровение от Бога и открывал Божью волю людям.
Словарь Ожегова
ПРОРОК, а, м.
1. В религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории прошедшее, настоящее и будущее. Книги пророков (излагаемые в Библии). П. Илья. П. Иоанн Предтеча (торжественно провозгласивший пришествие Иисуса Христа).
2. перен. Тот, кто пророчит, предсказывает чтон.
• Нет пророка в своём отечестве (книжн.) о верных суждениях, уме, к-рые у себя, среди своих часто оказываются не оценены [по евангельскому сказанию, передающему слова Иисуса Христа о том, что не почитать пророка могут разве что только в своём доме или в своём отечестве].
| ж. пророчица, ы (устар. и ко 2 знач. ирон.).
| прил. пророческий, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Литература. Knobel, «Der Prophetismus der Hebräer» (1837); Kö ster, «D. Propheten d. A. u. N. Test.» (1838); Tholuck, «D. Propheten und ihre Weissagungen» (2 изд., 1860); Ewald, «D. Propheten d. A. Bundes» (2 изд., 1867); Robertson Smith, «The prophets of Israel» (1882); А. Лопухин, «Библейская история при свете новейших исследований и открытий» (СПб., 1892—95).