Проповедь что посеешь то и пожнешь
Что посеет человек, то и пожнет
Каждый наш следующий шаг тесно связан с предыдущим.
Не может быть счастливого будущего, если не решен вопрос с греховным прошлым.
Человеку присуще чувство справедливости. Воздаяние живет в нашей природе. И все же мы желаем, чтобы зло постигло всех виновных, однако, не нас. Но закон для всех един.
«Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным» (Пр.11:21). “Не обманывайтесь. Бог поругаем не бывает: что посеет человек, то и пожнет” (Гал.6:7).
Жажда возмездия
Псалмопевец Асаф писал: “Благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых» (Пс.72:1-3). «И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божье и не уразумел конца их. Так, на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти» (Пс.72:16-18).
Асаф успокоился, только когда понял, что возмездие настигнет этих людей.…Как мы бунтуем, когда не видим возмездия за преступление! Но прежде, чем этопоймут люди, его увидит Господь. И если есть место возмездию в материальном мире, то тем более это существует в духовном. И если суд земной можно подкупить и уйти от наказания, то Божий Суд «он недоступен звону злата, он ждет».
Итак! Если учитывать, что каждый наш шаг, каждая мысль или слово являются зернами посева, то как же тогда выглядит общая картина жатвы?
Время не уничтожает грехов
Так вот, «забывать прошлое» позволяется только праведному человеку! Грешнику же необходимо все привести в порядок.
Наказание неотвратимо
Для иллюстрации хочу привести пример из Библии – историю Давида и Вирсавии.
Царь Давид увлекся чужой женой, Вирсавией, прелюбодействовал с ней. А для того чтобы избавиться от ее мужа, Урии, отправил его на войну, в самую горячую точку, где тот погиб. Фактически это было убийством чужими руками. Давид женился на Вирсавии, у них родился ребенок.
Но наказание от Бога не замедлило. Пророк возвестил царю Давиду: «Так говорит Господь: «вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем.… Как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын». И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело. И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись, провел ночь, лежа на земле. И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба. На седьмой день дитя умерло» (см. 2 Цар. 12:11-12, 14-18).
Почему так больно?Но это ровно то, что ты посеял, ровно то, что ты принес в чужой дом.
Пять важных выводов
1. Жатва действует во всех сферах жизни. Где бы ты ни посеял, что бы ты ни посеял, жатва не замедлит прийти.
2. Жатву собирает Бог.
Не смотри на то, как и через кого осуществляется возмездие, но будь мудрым в понимании того, что это наказание приходит от Бога.
3. Разное время жатвы.
Жатва может прийти сразу, через месяц, а может – спустя много лет. Совершенно не важно, сколько прошло времени, помнишь ты свой поступок или уже сам забыл — жатва обязательно придет.
4. Урожай превышает посев.
Как в земном, жатва во много раз превышает посев, так и в духовном, наказание во много крат превышает преступление.
5. Жатва действует одинаково для всех. Давид был царем Израиля, «мужем по сердцу Божьему», однако не избежал жатвы. Это доказывает, что нет лицеприятия у Бога.
ЧТО посеет человек, ТО и пожнет
Сеяние и жатва (Гал. 6:7)
«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Галатам 6:7).
I. К Богу нельзя относиться легкомысленно.
1. Ни представляя, что не будет ни наград, ни наказаний.
2. Ни полагая, что формальное исповедание веры достаточно для спасения.
3. Ни воображая, что мы выберемся, скрывшись в толпе.
4. Ни суеверно предполагая, что определенные обряды над умирающим приведут все в порядок, какой бы ни была его жизнь.
II. Законами Его управления нельзя пренебрегать.
1. Как в природе: закон неумолим. Сила притяжения повергнет человека, как бы он ни сопротивлялся.
2. Так же в провидении. Социальная несправедливость во всех случаях приводит ко злу.
3. Совесть подсказывает, что закон не обойти: грех должен быть наказан.
III. Плохой посев принесет плохой урожай.
1. Это ясно по последствиям определенных грехов:
Грех похоти вызывает недуги в теле.
Грех идолопоклонства приводит к жестоким и унизительным ритуалам.
Грехи, порожденные испорченностью характера лежат в основе убийств, войн, ссор и бедствий.
Грехи страстей, особенно пьянство, вызывают нужду, бедность, разрушение психики и т.д.
2. Это ясно из того, когда грешник сам разочаруется последствиями своего поведения.
Его озлобленность разъедает сердце, жадность поглощает душу; неверность разрушает комфорт; страсти потрясают дух.
IV. Хороший посев принесет хорошую жатву.
По отношению к Богу – вера и послушание в Духе.
По отношению к людям – любовь, истина, справедливость, дружелюбие, терпение.
По отношению к самому себе – владение собой и своими страстями, чистоплотность поведения и т. д.
2. В чем состоит жатва Духа?
В вечной жизни внутри нас и в нашем пребывании с Богом во веки веков.
Представим человека, собравшего мелкий щебень, скрупулезно его покрасившего, чтобы он был похож на пшеницу, и по весне посеявшего его на полях, надеясь, что осенью соберет урожай пшеницы, как у его соседа. Такой человек – сумасшедший, глупец, воображающий, что дешевым трюком, издеваясь над Творцом природы, обойдет ее законы.
Но одинаково безрассудно поведение, а наказание намного тяжелее, если человек «сеет» нечестивость теперь в ожидании пожать благодать в конце. Грех не только невыгоден и гибелен, он явно обманчив. Люди не обманывают себя намеренно, грех обманом вымогает у грешника душу.
Но посев праведности не может быть напрасным трудом. Каждое действие, соделанное Божьей благодатью и по Его указанию, живо и плодотворно. Оно, возможно, незримо, как семя в борозде, но неизбежно прорастет благодатью. Продолжай сеять, христианин! Зрение не в состоянии проследить, куда падает семя; но коль зрение подводит, сей верой, и скоро будешь жать с радостью. – Вильям Арнот.
Божий Закон сеяния и жатвы
При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Коринфянам 9:6)
В последние годы многие люди стали испытывать финансовые трудности, стараясь «держаться на плаву» в постоянно меняющейся глобальной экономике. Повышение цен коснулось практически всех слоёв населения. Семьи пытаются «вписаться» в бюджет: приобрести продукты, оплатить коммунальные платежи, расходы на машину, школу, погасить кредиты и мириады других ежемесячных счетов.
ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА
Экономическая нестабильность также неблагоприятно повлияла на церкви, служения и миссионерские организации. Когда дела в экономике начинают идти плохо, многие верующие сокращают свои даяния Богу, выбирая не отделять десятину или особенные пожертвования для служений, благотворительных организаций. Такая «экономия на Боге» приобрела катастрофические последствия для Его Царства, поскольку для проповедования Евангелия и создания новых церквей требуются финансы.
Библия ясно учит нас, что десятины и приношения являются обязательными для всех верующих. Фактически на нас возлагается даже бо́льшая ответственность сохранять посвящение и быть верными в «тяжелые времена». Бог наблюдает за этим – и Его закон сеяния и жатвы работает всегда!
«СВЕСТИ КОНЦЫ С КОНЦАМИ»
Позвольте мне поделиться примером из моей жизни. Для меня превосходным образцом того, как быть верным Богу, независимо от экономической ситуации, является ответные действия моих родителей в таких случаях. Пожалуй, никто лучше пенсионеров не знает, как сложно «свести концы с концами» в условиях ограниченного бюджета. Мой папа уже на Небесах, поэтому я приведу вам пример из жизни моей мамы. Хотя она и живет в рамках ограниченного бюджета, и принимает много сложных финансовых решений, но никогда не прекращает отделять деньги для пожертвований и десятины.
Моя мама всегда бережно относилась к деньгам, тем более сейчас, когда она живёт на фиксированную пенсию. Она дважды подумает, стоит ли ей совершать отдельные поездки на машине: сначала в продуктовый магазин, потом отдельно в аптеку. Вместо этого она берет машину и делает несколько дел сразу, чтобы избежать лишних поездок и сэкономить на бензине. Она очень внимательно относится ко всем своим расходам.
Тем не менее, мама всегда принимает решение, что, независимо от того, что происходит с экономикой, она не будет уменьшать своё даяние Служению. Она знает, если верующие перестанут жертвовать, это, в конечном счете, повлияет на спасение людей, которым необходимо услышать Евангелие. Моя мама никогда не рассматривала своё «сеяние» в Служение как то, что можно «исключить из списка», для сокращения расходов.
Я хочу призвать вас занять такое же положение, как и моя мама. Будьте непоколебимы в своём желании поддерживать Божье дело, независимо от того, что происходит с экономикой. Каждый раз, когда вы отделяете деньги для распространения Божьего Царства, Он наблюдает. Он видит, когда вы урезаете расходы на что-то другое, но при этом отказываетесь уменьшать свою десятину и пожертвования. Бог обращает на это Свой взор, и Он непременно замечает вашу любовь, преданность и твёрдое посвящение. В результате Бог даст Вам такое обеспечение, какое никогда не смогут дать другие естественные источники. Бог умножит ваше семя настолько, насколько вы даже представить не можете!
СЕЯТЬ ИЛИ НЕТ?
При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
Павел говорил о даянии в Божье царство, когда писал о семени. И поскольку эту метафору дал нам Святой Дух, нам нужно глубже изучить, что она означает.
Что делает фермер – сеятель семени – чтобы убедиться, что осенью он соберет урожай?
Если фермер кладет семена в землю, то, по крайне мере, есть вероятность того, что у него будет урожай. Но если он скажет: «Ну, сейчас слишком тяжело сеять, поэтому я попридержу свои семена и не буду в этом году их сажать»? Или он решит: «Я лучше съем свои семена, потому что их так мало»? Эти неправильные решения гарантировано приведут к тому, что во время урожая у фермера настанет кризис, поскольку если семена не посадить в землю, то урожая просто не будет.
Будущее фермера полностью зависит от того, посеет ли он семена в землю. Фермер, который этого не сделает, абсолютно точно останется без урожая. Поэтому независимо от того, насколько жаркая погода или как сложно это сделать, фермер должен посеять семена в землю, если он хочет получить урожай.
Закон сеяния и жатвы применим к каждой сфере жизни, включая финансы, и он выше, чем естественные законы и экономические кризисы. Даже если мир вокруг тебя испытывает финансовые трудности, сеяние в Царство Божье принесет тебе защиту и благословения. Это то, что Бог тебе пообещал.
НЕБЕСНАЯ ЗАЩИТА
Одним из лучших примеров того, как Бог благословлял людей во время кризиса, является повествование о выходе Израиля из Египта. Божьи люди были благословлены и защищены в то время, когда мир вокруг них страдал. Хотя египтян постигли бедствия, эти бедствия никак не коснулись Сынов Израилевых, потому что они прислушивались к гласу Господа и в точности исполняли то, что Он повелевал им делать.
Мир вокруг израильтян распадался на части, но их послушание Божьему Слову построило невидимую стену, которая защищала их от разрушения, нанесшего вред и опустошившего Египет. Если бы Израиль не подчинился Божьим повелениям, эта невидимая стена не была бы воздвигнута, и они бы подверглись тем же бедствиям, что и народ Египта. Именно послушание отделило и спасло их в то время, когда неверующий мир вокруг них ужасно страдал.
Если мы с Вами не собьемся с правильного в отношении финансов пути, и будем сеять в Божье царство, независимо от того, насколько это кажется невозможным, у нас будет Небесная защита, мы будем сверхъестественно обеспечены, и благословение обязательно вернётся нам в умноженном виде. Как и с естественным семенем, может потребоваться время для созревания урожая, но Бог обещает во 2 Коринфянам 9:6, что, если мы посеем семя в землю, мы пожнем. Если мы сеем скупо, то так же и пожнём. Но если мы сеем щедро, Бог обещает, что мы щедро и пожнем. Плод, который мы пожнём, полностью зависит от количества, посеянного нами.
ФОКУС НА ИИСУСА
Мы должны быть тверды в своем посвящении, когда мы точно знаем волю Бога, в отношении того, куда и сколько мы должны посеять! Прежде всего, мы должны быть уверенны, что помещаем своё семя в землю, которая принесет хороший урожай. Затем нам нужно принять решение быть постоянными в даянии, несмотря на текущий экономический климат или прогнозы.
Просто держите свой взгляд точно сфокусированным на Иисусе. Тщательно выполняйте Его указание отдавать десятину, пожертвования и сеять семя. Если вы будете так поступать, Он заставит урожай благословений прийти к вам, невзирая на то, что происходит в мире вокруг вас. Это Божье обещание вам!
Я очень хорошо знаю, что многие люди беспокоятся об экономике и интересуются, что же будет дальше. Но не позволяйте этому происходить с вами! Дух страха заставит вас отступить и отойти от исполнения Божьих заповедей – и это запустит вас в негативный цикл, который принесет проклятие вместо благословения. Если же вы хотите пребывать в кругу благословений, вы должны взять власть над страхом во Имя Иисуса, и продолжать доверять Богу, подчиняясь Его повелению давать. Потому что это даяние – Его способ принести урожай в вашу жизнь. Не уклоняйтесь, продолжайте продвигаться вперед, не сводите свой взгляд с Иисуса и верьте, что хороший урожай придет из семени, которое вы посеяли в хорошую почву.
Если вы будете поступать правильно и подчинитесь Божьему повелению давать, то вам не нужно будет беспокоиться о будущем, потому что закон сеяния и жатвы работает. Этот универсальный закон гарантирует урожай обеспечения для вас, для вашей семьи и для вашего бизнеса, независимо от происходящего в мире.
Что ты сеешь — то и жнешь.
Тема, которую я предлагаю для размышления, проста. Даже неверующим хорошо знакомо изречение, оставленное в послании Апостола Павла Галатам 6, 7: «…что посеет человек, то и пожнет». Эта глубокая библейская истина, столь кратко изложенная, доступна пониманию каждого. Действительно: если по весне человек посеял хлеб, то по осени он не уберет картофель. «Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?» (Матф. 7, 16).
И все же, позвольте напомнить первую часть этого известного изречения, в котором Апостол Павел привел такие многозначительные слова: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает». И затем только добавил: «что посеет человек, то и пожнет». Значит, не все люди сознают ответственность посева и, неизвестно на что надеясь, собираются жать то, чего не сеяли. Таким людям крайне необходимо напоминание, что Бог поругаем не бывает. Кто в противность Богу сеял зло и грех, доброго урожая не соберет и Бога не обвинит — Он поругаем не бывает.
Именно посев более всего свидетельствует о жатве. И не за гробом только! Горькую жатву многие пожинают еще при жизни; об этом нельзя забывать. К примеру, что будет жать ленивый, проживший весну и лето праздно? Бедность и нужда придут на него, как разбойник (Притч. 6, 10—11).
Рассуждая о неразрывной связи посева и жатвы, напомню события из жизни Ноя. Он жил среди людей нравственно разложившихся, духовно мертвых. И что самое страшное — среди людей, навсегда утративших желание жить богоугодной жизнью. Иначе Бог не вынес бы окончательный приговор: «Конец всякой плоти пришел пред лицо Мое… Я истреблю их с земли» (Быт. 6, 13). Людей, сознательно презревших всякие моральные ценности, Бог не оставил жить. Когда откровенное бесстыдство становится нормой жизни, тогда наступает время Божьих судов. Не одно столетие Бог терпеливо наблюдал за жизнью людей на земле. Они ели, пили, женились, выходили замуж и ни о чем другом не думали (Матф. 24, 39). Из общей массы грешников Бог выделил лишь Ноя. Только в отношении его судьбы Он вынес милостивое определение. Почему?
Потому что среди моря неистовых беззаконников только Ной выделялся нравственной чистотой. Его увидел Бог праведным в роде сем. Ему дал откровение о грядущем возмездии и повелел строить ковчег для спасения своей семьи.
Жизнь людей текла по привычному греховному руслу, а Ной занимался далеко не легким делом (и не только физически). Это было величайшим испытанием его веры. Вокруг бушевал мир, безудержно развратный, совершенно уверенный в завтрашнем дне. Изо дня в день перед глазами людей, наполнявших землю злодеяниями, Ной на протяжении долгих лет продолжал необычную постройку. И хотя Писание неоднократно повторяет, что именно Ной приготовил ковчег, считаю возможным предположить, что и сыновья помогали ему. «Сын, вот тебе топор и молоток — и никуда от ковчега! Не завидуй праздно веселящимся молодым людям! Веселье их мгновенно, они погибнут в водах потопа!» — мог привлекать Ной к ответственному делу своих детей.
В таком напряженном ритме протекали тревожные дни. Не исключено, что друзья и соседи вслед Ною укоризненно качали головой: «Что за занятие нашел?! Ни себе покоя, ни сыновьям… Какое судно строит — неизвестно. Да на сухом месте! Далеко от моря! К чему такая трата времени и средств?!»
Катастрофа произошла неожиданно, после того как закончилось строительство и Ной с семейством вошел в ковчег. «…В сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт. 7, 11—12). Вода усилилась чрезвычайно и покрыла все высокие горы. Все живое лишилось дыхания, и только семейство Ноя было избавлено от гибели. На страницах Нового Завета о подвиге Ноя сообщается следующее: «Верою Ной, получив откровение о том, что` еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир…» (Евр. 11, 7).
Верой строить! Знаем ли мы, что это значит?! Ничто еще не предвещало беды, а Ной усердно подгонял одну доску к другой, строя ковчег для плавания на большой воде! Затем он осмолил его снаружи и внутри, чтобы не просочилась влага! Без внутреннего сердечного доверия Божьему Слову невозможно проявить такое послушание!
Благоговея строить! Знаем ли мы, что это такое? Это — ни на что невзирая и не дорожа собственной жизнью, строить! Это — изнемогая, созидать! Это — терпеть обиды, поношения, но святого дела не оставлять! Это — стать позорищем для мира и не смущаться! Это — приговорить себя к смерти и, не ожидая сочувственной поддержки, уверенной рукой довести до победного конца порученное Богом дело!
У когото было время наслаждаться мимолетной радостью личной жизни, а у Ноя вся радость — в усталости. Все счастье — в покорности повелению Бога. Какой прекрасный посев! Какое удивительное послушание Богу проявил Ной перед глазами своих детей! Ему не нужно было тревожиться о жатве: он стал наследником праведности по вере! Своим послушанием он не только спас себя и свою семью, но еще и осудил весь тогдашний мир. Да, один человек безоговорочной покорностью Богу осудил всех беспечных жителей земли!
Хочу отметить, что и сыновья, и невестки покорились отцу. Бог расположил их сердце, и они не противились такому необычному образу жизни. Все остальные жили в свое удовольствие, а семейство Ноя было занято серьезной работой. Только тогда, когда открылись небесные окна и на землю хлынули потоки вод, дети оценили поведение своего отца. Ной старательно сеял послушание Богу — и пожал милость! Работал в благоговении — и пожал избавление! Вошел во спасение — какая награда! Какая славная жатва! В наши дни не все родители сеют в душах детей добрые семена послушания Богу и строгого отношения ко греху. «Глупо говорить, что нельзя смотреть телевизор! — заявил отец многодетного семейства. — Дьяволу нет разницы проникнуть в душу через телевидение или через человека. Он действовал и через ученика Христа».
Какую жатву надеется собирать этот утративший страх Божий отец?! Христос противостал Петру, пытавшемуся отговорить Его от страданий: «Отойди от Меня, сатана!» А этот отец приглашает: «Приди, сатана, в мой дом через телевидение!»
Посещая общины братства, мне довелось встретить человека, который подошел ко мне с вопросом:
— Ты ночевал в моем доме. И сейчас я снова приглашаю тебя в гости.
Я согласился. Брат был словоохотлив, много говорил о своем благополучии.
— Бог благословил мою семью как никого! У меня восемь детей — всех женил и замуж выдал! У всех новые дома и машины! Пройди по улице: самые лучшие дома — это дома моих детей!
— А какое служение они несут в церкви? — поинтересовался я. Мой собеседник замолчал. Оказывается, ни один из его детей еще не член церкви.
— Я с пониманием отнесся бы к тебе, если бы ты сам глубоко сознавал, что, хотя материально у тебя все обстоит благополучно, но духовно — ты самый несчастный человек. Я думал, ты пригласил меня помолиться о твоей большой беде. Чему ты радуешься? Все богатство твоих детей сгорит, а где они будут вечность проводить? Какую ужасную жатву придется тебе жать! Ной строил по повелению Божьему для себя и для своих детей ковчег. В этом строении и обрели они спасение от неумолимых вод потопа. А ты не позаботился о главном: не посеял в душах своих детей стремления к небу, ко спасению. И Бога в гибели своих детей ты не обвинишь, — Он поругаем не бывает! Что посеял, то и пожнешь! Значат ли что-либо для вечности их новые дома и новые машины?! «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Матф. 16, 26).
В Израиле одно время судьей был Авдон. «У него было сорок сыновей и тридцать внуков, ездивших на семидесяти молодых ослах, и тридцать городов было у них…» (Суд. Изр. 12, 4). Кто-то с восхищением скажет: какое богатство! Но стоило ли только такой след оставить после себя грядущим поколениям?! А что эти сыновья и внуки сделали для Бога, для Его народа? — Священное Писание ничего об этом не говорит.
Был в моей жизни такой случай. Один пожилой, весьма богатый заключенный, отсидевший четыре срока, выходил на свободу. Сроки он получал большие, а освобождался быстро: откупался.
— Вы завтра будете на воле, наверное, счастливы? — поинтересовался я.
— У тебя вид счастливее, чем у меня! — откровенно заметилон. — Я думал, что счастье в деньгах. Их у меня столько, что, даже если неэкономно тратить, хватит лет на 300! Но зачем мне деньги?! Кто-то надеется получить удовлетворение, живя в роскошном доме, — я без труда могу купить гостиницу на тысячу мест! Но зачем мне она?! Не радуют меня и шикарные иномарки, — за мной мог числиться целый таксопарк, если бы я захотел! Михаил Иванович, дай мне лучше адрес твоей семьи…
— Я обеспечу ее средствами на всю жизнь!
— Моя семья довольна тем, что есть. Это, во-первых. А, во-вторых, я вам запрещаю даже думать об этом. Вы надеетесь, что поможете верующему человеку — и вам откроется свободный вход в Царство Небесное?! Ошибаетесь! За деньги жизнь вечная не обретается. Вы лучше признайте Иисуса Христа Сыном Божьим, покайтесь, чтобы не погибнуть…
На этом мы расстались. Позднее я узнал, что он пропал вместе со своими большими деньгами, потому что не в Боге полагал свою надежду, а в деньгах и в роскоши. И как жестоко обманулся! Бог поругаем не бывает. Честным путем трудно приобресть несметное богатство. Нужно было отнимать, обманывать, обижать. Что сеялось? Удивительно ли, что пришлось пожать полное разочарование здесь и вечные мучения в аду?
Пожалуй, нет горше беды, чем быть обманутым самим собой. Когда обманул кто-то, есть возможность обвинить другого. Но если наше обманутое сердце ввело нас в заблуждение и мы не можем освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?», — кто поможет нам? Кто вводит в соблазн ответ будет держать строгий: «…лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Матф. 18, 6). Ни один земледелец не бросает в распаханные борозды истлевшее зерно или гнилые клубни! Ни один! Сеют добротные, проверенные на всхожесть семена, ибо только тогда можно рассчитывать на урожай. Но люди, не утруждая себя заботой, сеяли алчность, поэтому в осень жизни пожали скорбь жестокую (Ис. 17, 11). Если бы это был трагический конец! Увы! — Лишь начало бесконечным мучениям. Не обманывайтесь! Бог поругаем не бывает.
Как много доброго и святого могут посеять в душах детей матери, если сами пребудут в страхе Господнем! Анна, мать Самуила, была второй женой Елканы, которую он очень любил. Но она не имела детей. «Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту… И была она (Анна — Прим. ред.) в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала… Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее. И как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего» (1 Цар. 1: 6, 10, 12—14).
Не всякая женщина перенесет такое оскорбление, да еще от священнослужителя: «Вытрезвись…» Думаю, у большинства христианок сегодняшних дней реакция на такое отношение была бы следующей: «Если здесь скорбящих и молящихся почитают пьяными, то мне среди таких верующих делать нечего!»
Но Анна в покорной тихой печали ответила священнику: «Нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом» (1 Цар. 1, 15). И все! Ничего другого Анна не сказала в свое оправдание. Не сказала даже о чем так скорбела. А скорбь у нее была действительно бездонная. Священник отпустил Анну с миром и сказал: «Бог Израилев исполнит прошение твое». Как все просто! Очень даже просто! Но не у всех получится так. Не все способны так глубоко смиряться, как Анна. Прекрасные семена незлобивости, кротости сеяла эта женщина. И какую благословенную жатву пожала!
Если бы Анна, с гневом взглянув на Илия, в горьких рыданиях отошла от него, то, разумеется, осталась бы ни с чем. Но Анна не сеяла в плоть. Она смиренно приняла незаслуженное оскорбление, и это было во благо. Ибо именно смиренных любит Бог и им дает Свою благодать (Притч. 3, 34). Бог живет в сердце смиренных и сокрушенных духом (Ис. 57, 15).
Обратите внимание еще на одну замечательную черту характера Анны: она не изменила данному слову и бесконечно доверяла Богу! Исполнив обещание, она привела отрока Самуила в храм и в радости посвятила его на все дни служить Господу. Богу отдала она сына, как и обещала, и причем навсегда! Раз в год она приносила ему малую верхнюю одежду, которую делала сама, и тогда встречалась с сыном. Думаю, ни слова сожаления, ни горьких вздохов расставания не услышал от нее маленький Божий слуга: «Сынок, служи Богу и не тоскуй о доме, о родителях! Богу приятна жертва радостная, добровольная!»
Легка ли была служба этого одинокого благочестивого мальчика? Спал Самуил там, где стоял ковчег Божий. Сам расстилал и собирал свою постель, сам пробуждался, причем рано. Первым он открывал дверь храма, последним ложился спать. И наблюдение за светильниками, горящими всю ночь, очевидно, было возложено на него, что вынуждало Самуила и во сне быть чутким. Не всякий мальчик справился бы с такой работой. Другой скоро бы утомился и уже не захотел жить вдали от родных. Но Самуил не противился, — мама пожелала такую судьбу своему сыну, отдала его в дом Божий на святую работу и не плакала, посвящая своего первенца Господу, но ликовала, что он принадлежит Богу!
Мы знаем, какой прекрасный пророк вырос из этого отрока! Как он любил свой народ! Как много о нем молился и ходатайствовал перед Богом! Святой мудростью дышат его слова: «Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов. Ибо непокорность есть такой же грех, что и волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» (1 Цар. 15, 22—23). Кто научил его такому послушанию? — Несомненно первыми его учителями были родители. На их зов он научился откликаться тотчас. Поэтому, когда в ночной тиши храма позвал отрока Бог, он не промедлил, не поленился встать и пошел на зов к Илию, еще не разумея, что Господь обращается к нему. Ни усталость, ни сон не помешали ему три раза откликаться на зов.
Скажите, разве Бог не мог сразу заговорить с Самуилом так, чтобы он понял, Кто` его зовет? Но Господь испытывал характер отрока, его способность к послушанию. Самуил не знал, что Господь испытывает его, но экзамен сдал на отлично. Если бы сердце Самуила не было таким покорным и кротким, он, услышав голос, отвернулся бы к стене, натянул одеяло на голову и погрузился в сладкий отроческий сон. Но Самуил, как некогда и его мать, проявил смирение и кротость и удостоен был слышать пророческое Слово Зовущего.
О, если бы родители сознавали ответственность за свое поведение еще задолго, как станут ими! Если бы сами покорялись Богу с детства, то пожали бы в своих детях большую покорность и повиновение Богу! Дети многих христианских семей ходят по дорогам своеволия. Бог не может пользоваться ими, потому что родители не научили их послушанию, не сеяли вовремя в их душах добрые семена покорности Богу. А во многих случаях — и сами не были послушны Господу во всем, не были смиренны и кротки, как Анна.
Подчеркну еще один штрих замечательного портрета Анны. Скажите, посвятив единственного сына Богу, уверена ли была Анна, что у нее еще будут дети? — Трудно сказать. Разве не могли ее тревожить обычные для каждой матери вопросы: «Кто будет опекать мою старость? Кто станет помощью в преклонные годы?» Подобные тревоги не возобладали ее сердцем. Надежда на сына не заменила упования на Бога. Свое единственное долгожданное дитя она отдала Господу навсегда. Бог не оставил ее: «И родила еще трех сыновей и дочерей; а отрок Самуил возрастал у Господа» (1 Цар. 2, 21).
«Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты…», — так характеризует Библия тревожное время тех давно минувших лет. Священник Илий был стар, а два его сына оказались людьми негодными, «они не знали Господа» и долга священников в отношении к народу. «Кто же станет управлять Израилем? Через кого Бог будет действовать в Своем избранном народе?» — вопросы не праздные, вопросы, томящие душу благочестивых людей. Но на сей раз судьбу последующего поколения вымолила у Бога уничиженная в собственном доме женщина. Ее скорбные вздохи услышал Бог и послал Своему народу вдохновенного провозвестника и судью. Он взывал к Господу об Израиле, и Господь слышал его (1 Цар. 7, 9).
Не секрет, что матери в наших церквах далеки от таких серьезных священных забот. Отовсюду слышится зов: «Приди в Македонию и помоги нам» (Д. Ап. 16, 9). Господь зовет сыновей: «Пойди… из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12, 1). И сын, повинуясь Богу, пошел бы, да в доме поднимается восстание, и церковь не дает согласия. На женитьбу, на поездки для заработков, для выезда в другие страны возражений можно не встретить, но ответить на призыв Господень препятствуют, к великому сожалению, нередко сами родители. Дал бы Бог, чтобы в Его народе и в наши дни нашлись не один отец и мать, которые поблагодарили бы Бога, что их сын, как некогда Елисей, пошел за пророком Господним, не попрощавшись даже с домашними!
Да поможет Он еще многим родителям, желающим видеть своих детей на служении в церкви, быть готовыми без ропота нести все домашние тяготы и не упрекать сыновей, когда они, как молодой Иисус Навин, не отлучаются от скинии (Исх. 33, 11)!