Прокофьев говорил что писательство
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Паустовский Константин Георгиевич
Книга «Том 1. Романтики. Блистающие облака»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Выслушав Прокофьева, я предложил ему написать обо всем, что он рассказал. Вопреки моим опасениям. Прокофьев охотно согласился.
Он сидел в Красноводске, дожидаясь парохода на Кара-Бугаз. Пароход застрял в Гасан-Кули, и даже капитан порта не мог сказать точно, когда он придет, — во всяком случае, не раньше чем через неделю.
Для записей Прокофьев взял себе два дня. В общежитии он писать не мог. Топографы сильно заинтересовались его писательскими опытами и начали изощряться в остроумии насчет «святого вдохновения» и «лавров Шолохова, не дающих Прокофьеву спать». Поэтому Прокофьев уходил с утра в Новый город, к своему приятелю, и писал в его прохладной комнате. В общежитие он возвращался только вечером, и мы тотчас же шли на окраину города купаться.
Ночь, как бы разведенная на саже, опускалась на море и берег глубокой тишиной. Мы не видели воды, мы лишь чувствовали ее прохладный уровень на разгоряченном теле. Постепенно глаза привыкали к темноте, и светоносная крупа звезд начинала осыпаться вокруг нас, падала в воду; вода слабо светилась, и, стоя в ней по пояс, мы ясно представляли вокруг себя открытое и мелкое тропическое море.
Портовые фонари лежали на воде неподвижно, как голубые глаза глубоководных рыб, поднявшихся в полночь поглазеть на звезды. Море пахло остро, как пахнут огороды, обильно политые на рассвете. В запахе его были крепкие соки соли и устриц.
Прокофьев, одеваясь на ощупь в кромешной темноте, говорил, что писательство — самое тяжелое и заманчивое занятие в мире и что если бы он не был геологом, то наверняка сделался бы писателем. Двух дней, чтобы записать свой рассказ, ему уже не хватало. Он просил отсрочки еще на два дня. Из-за этого я пропускал очередной пароход на Баку (по маршруту Прокофьева я должен был ехать в Дагестан). Мы долго спорили, но в конце концов мне пришлось согласиться.
Рассказ свой Прокофьев отдал мне за день до моего отъезда. Ему очень не хотелось, чтобы я читал его при нем. Ложный стыд еще не выветрился из него окончательно. Назывался рассказ «Черные реки».
«Года три назад я заинтересовался странным явлением, происходившим на острове Челекен. Явление это заключалось в том, что с острова вот уже тридцать лет добывают нефть, тогда как, по всем геологическим данным, запасы нефти на Челекене очень невелики и должны были быть исчерпаны за первые десять — пятнадцать лет добычи.
Одно из научных учреждений командировало меня на Челекен для выяснения этого обстоятельства.
Я впервые попал в Среднюю Азию. Меня удивила пустынность тех мест, где мне пришлось бывать. В научной литературе эти места упоминаются довольно часто, и, казалось, они должны быть более населенными.
Кратковременное пребывание на Челекене убедило меня, что корни неиссякаемости челекенской нефти можно выяснить только на материке, примерно в районе Чикишляра, Гасан-Кули и Атрека.
Я выехал туда. В Гасан-Кули на рейде пассажиров пересадили на плоскодонные фелюги, а в километре от суши — с фелюг на арбы и по мелкой воде вывезли, наконец, на плоский песчаный берег.
Я ощутил необычайную духоту, жажду и тревогу. Я задыхался от запаха гнилой рыбы и пережил состояние, знакомое всем впервые попадающим на Восток. Его можно назвать «тоской по привычному». Прохладные лаборатории института и густая листва ленинградских садов, создававшая в комнатах зеленый сумрак, показались мне потерянным раем. Я спрашивал себя, действительно ли существуют березовые леса и реки, заросшие кувшинками, моросящие дожди и трава. Особенно неправдоподобным казалось существование травы — настолько голой и кремнистой была здешняя пересохшая земля.
Я бывал в Баку, жил в Грозном, на Эмбе и, как геолог, прекрасно знал, что нефтяные залежи лежат на высохшем дне бывших морских заливов, в местах, обычно бесплодных и малопривлекательных. Самая тоскливость этих мест, куда я попал, показалась мне довольно верным доказательством, что нефть здесь должна быть в большом количестве.
Я поселился в ауле Кульджар, у туземного врача — табиба. Это был коричневый, напыщенный старик туркмен, считавший меня тоже знахарем по части нефти и других ископаемых богатств и потому как бы товарищем по профессии. Табиб вынужден был скрывать от непосвященных свои занятия.
Когда я приехал в Кульджар, аул стоял на месте уже год и был окружен поясом зловонных отбросов и грязи. Я тогда еще не знал, что аулы могут стоять на месте лишь полтора-два года. После этого они так загрязняют всю землю вокруг, что их приходится переносить на свежее место.
Я ушел с головой в свою работу. Возможно, многие не знают теории о первичной и вторичной нефти. Сущность этой теории в том, что нефть, возникая в одном месте, совершает далекие странствования под землей, обычно из глубоких пластов поближе к поверхности, передвигаясь по пустотам и пористым породам в сторону наименьшего сопротивления. Большую роль при этом играет давление нефтеносных газов.
По моим наблюдениям, в случае с Челекеном мы имеем классический пример передвижения нефти. Забыл упомянуть, что нефть, найденная в том месте, где она образовалась, называется первичной, а нефть, найденная далеко от места образования, или такая вот бродячая нефть, называется вторичной. На Челекене — нефть вторичная, беспрерывно наплывающая в тамошние нефтеносные пласты откуда-то со стороны. Этим и объясняется неисчерпаемость челекенских залежей. Но где сама родина нефти? Этот вопрос занимал меня чрезвычайно.
Мне было очень трудно найти рабочих. Все туркмены моего аула были из рода Игдыр. Род этот, испокон веков владевший неисчислимыми стадами, знаменит предрассудками. Только молодежь после революции начала работать, старики же до сих пор считают работу унизительной и проводят время в праздности, курении и игре в кости. Работают женщины.
Табиб изводил меня медленно, но верно. Он втайне ненавидел большевиков и, упоминая о революции, со вздохом провозглашал старинное изречение: «Когда караван поворачивает, то хромой верблюд оказывается впереди». Под хромым верблюдом он, очевидно, подразумевал бедняков, ставших у власти.
Он бесил меня своими варварскими способами лечения. Он настаивал красный перец на верблюжьем молоке и растирал этой ядовитой гадостью веки у трахоматозных. Больным сифилисом он давал курить смешанную с табаком и растертую в мельчайший порошок высушенную голову ящерицы — варана. Нарывы он лечил прикладыванием теплого мяса только что убитых ящериц или щенков. Но самым чудовищным было лечение дизентерии. От нее летом погибало много детей. Табиб изо всей силы закручивал больному пупок, не обращая внимания на отчаянные крики. Этот способ лечения обычно кончался грыжей.
Табиб знал только четыре болезни — трахому, дизентерию, сифилис и туберкулез желез. Все остальные недуги он называл сердечными и лечил их прижиганием. Способ прижигания напоминал изощрённую пытку. Больному туго привязывали к боку тлеющую кошму. Когда ожог, по мнению табиба, достигал нужных размеров, кошму снимали и на обожженное место клали компресс из мочи.
Я терпел все это две недели, потом послал с оказией записку в Чикишляр, требуя, чтобы табибу запретили калечить людей.
Вскоре после этого я уехал в горы. Здесь мне удалось сделать ценное открытие, заставившее меня забыть о табибе.
Перед отъездом я переселился от табиба в кибитку вдовы Начар. Она сама перешла в шалаш, стоявший в нескольких шагах от кибитки. Кибитка Начар мне понравилась. Она была очень чистая и стояла далеко от аула, за чертой зловония и дохлых щенков, в полосе крепких ветров, дувших с отдаленных гор.
Знаки препинания перед союзом и в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью могут оказаться рядом два союза – сочинительный и подчинительный (или сочинительный союз и союзное слово). Сочетающиеся союзы разделяются или не разделяются запятыми в зависимости от контекстуальных условий. Запятая на стыке союзов ставится, если «изъятие» внутренней придаточной части не нарушает структуры предложения и после придаточной части предложения нет второй части союза (то, так) или союза но. Например: А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце. (К.Симонов) (ср.: и у Сабурова от них вдруг защемило сердце). Прокофьев, одеваясь на ощупь в кромешной темноте, говорил, что писательство – самое тяжелое и заманчивое занятие в мире и что если бы он не был геологом, то наверняка сделался бы писателем. (К.Паустовский) – «изъятие» невозможно; после придаточного стоит то.
Упражнение 42. Объясните постановку знаков препинания.
Упражнение 43. Спишите, расставьте недостающие знаки препинания.
1. Он слезал с лошади осторожно вернее сползал и когда встал на землю и взял коня в повод пошел медленно на подогнутых ногах. (С.Алексеев) 2. Негромкие голоса доносились отчетливо и если раньше волчонок слышал в человеческой речи только яркие интонации то сейчас начал различать отдельные слова и оттенки чувств. (С.Алексеев) 3. В доме к моему немалому удивлению было тихо и если бы не яркий огонь в окошке можно было бы подумать что там уже все спят. (Ф.Абрамов) 4. За день камни нагреваются и когда скроется солнце за облаками или налетит свежий ветер на этих валунах накупавшись до «гусиной кожи» мы любили греться. (Г.Титов) 5. Уже светало и когда волчиха пробиралась к себе густым осинником то было видно отчетливо каждую осинку и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка. (А.Чехов) 6. У человека есть одна родина и куда бы ни забросила его судьба он не смеет забывать свой край свой город. (Е.Парнов)
Упражнение 44. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.
Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. Тоненькая стройная похожая на пятнадцатилетнюю девочку. То было время ее первых стихов и (не)обыкнове_ных (не)ожида_ных триумфов.
Прошло два-три года и в ее глазах в осанке и в ее обращени_ с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности – величавость. С каждым годом она становилась величестве_нее и это выходило у нее как(то) само собой.
В поз_нейшие годы всегда и везде и в очереди за керосином селедками и хлебом и в переполне_ном жестком вагоне и в ташкентском трамвае и в больничной палате набитой десятком больных всякий чу_ствовал ее «спокойную важность» и относился к ней с особым чу_ством уважения хотя держалась она со всеми очень просто и дружестве_но. Она оставалась величестве_ной во всех случаях жизни – и в светской беседе и в интимных разговорах с друзьями и под ударами свирепой судьбы.
Замечательна в ее характере другая черта она была соверше_но лиш_на чу_ства собстве_ности и не любила и не хр_нила вещей ра_ставалась с ними удивительно легко. Вокруг нее (не)было (не,ни)какого комфорта и я не помню в ее жизни такого периода когда окружавшая ее обстановка могла(бы) назват_ся уютной.
Конечно она очень ценила красивые вещи и понимала в них толк. Стари_ные подсвечники и восточ_ные ткани гравюры и ларцы иконы древнего письма то и дело по_влялись в ее скромном жилье и через несколько дней и_чезали. (Не)ра_ставалась она только с такими вещами в которых была запечатл_на для нее память сердца шаль подаре_ная ей Мариной Цветаевой перстень получе_ный ею от покойного мужа.
Упражнение 45. Проверьте себя!
На месте каких цифр в предложениях должны быть запятые?
А. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег (1) и заложены (2) и уже солнце скрылось до половины (3) и вчерашний мороз покрывал звездами лужи у перевоза (4) а Пьер и Андрей (5) к удивлению лакеев (6) кучеров (7) и перевозчиков (8) еще стояли на пароме (9) и говорили. (Л.Толстой)
а) 1, 3, 4, 5, 9;
б) 2, 4, 6, 7, 8;
в) 2, 3, 4, 5, 6, 8;
г) 2, 4, 6, 9.
Б. Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) они выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань. (Н.Резанова)
а) 1, 2, 3, 4, 5;
б) 1, 3, 4, 5;
в) 1, 2, 3, 5;
г) 1, 3, 5.
В. Он не знал (1) куда они направляются (2) и почему оказались именно здесь (3) однако (4) следовал за ней (5) и не задал ни единого вопроса.
а) 1, 2, 3, 5;
б) 1, 2, 3, 4, 5;
в) 1, 3;
г) 1, 3, 4.
Г. Пересекая и ручьи (1) и речки (2) он некоторое время бежал по воде (3) и (4) хватая ее на бегу горстями (5) пил (6) хотя можно было бы набрать во фляжку (7) и (8) так и не утолив жажды (9) снова выскакивал на берег. (С.Алексеев)
а) 2, 4, 5, 6, 8, 9;
б) 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
в) 1, 4, 5, 9;
г) 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Д. С вершин деревьев валятся на землю последние сухие листья (1) и по лесу нельзя ступить (2) так как и листья (3) и трава хрустят под ногами (4) и далеко предупреждают всех лесных обитателей об опасности.
а) 2, 3, 4;
б) 2, 3;
в) 1, 2, 3, 4;
г) 1, 2. 3.
(Ответы сверьте на стр. 11.)
Упражнение 46. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1. Ветер все крепчал и казалось хотел загнать космонавтов обратно на корабль. (К.Булычев) 2. Можно было подумать что ему до зарезу нужно было кому-то позвонить и он то решается то вновь начинает колебаться. (В.Каверин) 3. Петя знал что он плохо воспитан и что некоторые неудачи в его жизни произошли именно по этой причине. (В.Каверин) 4. Через несколько километров вырубки кончились и потянулся темный, старый бор раскиданный по валам. (С.Алексеев) 5. Он постоял на пригорке рассмеялся радуясь хорошему дню чистому воздуху и тому что впереди три выходных и набрав в легкие лесной свежести быстрым пружинистым шагом двинулся вниз по склону. (Р.Злотников) 6. Кажется еще несколько минут назад стоял яркий день и вот уже длинные синие тени выползают из долин заметно для глаза поднимаясь по склонам и молниеносно сгущаясь в расселинах. (Р.Злотников) 7. Вдали за черными кустами и черной бетонной оградой попыхивало в небо пламя а здесь было темно и тихо и что-то по-лесному, по-подмосковному шуршало. (С.Смирнов) 8. Спустившись этажом ниже он прошел до самого конца длинного коридора и свернув налево толкнул обитую черной искусственной кожей дверь. (Е.Парнов) 9. Всюду журчала невидимая вода и мягко вздыхал оседающий снег. (О.Куваев) 10. Но и им было ведомо тоже что ничто доброе не пропадает и только зло уходит бесследно из мира. (В.Немирович-Данченко) 11. Какое хрупкое существо человек и как он поддается всяким влияниям начиная с детских лет! 12. Самолет заходя на посадку и делая над океаном размашистый разворот снижался и все новые и новые подробности проступали внизу. (П.Проскурин) 13. Над лесом послышался характерный постукивающий шум и прямо надо мной взволновал листву пролетающий вертолет. (В.Гусев) 14. Солнце пока не зашло за дома но длинные тени легли на белый снег и от этого казалось стало еще холоднее. (А. и Б. Стругацкие) 15. Капитан дал согласие на полет и хотя это должно было занять целый день мы отложили исследования города. 16. Я думаю у них просто-напросто сейчас слишком много своих проблем и они понимают что мы ничем не можем им помочь. (М.Славин) 17. Ветер в этом ущелье ежеминутно меняется из-под каменных берегов звенят подземные ручьи и чернеют пещеры полные темной воды. (С.Скиталец)
Упражнение 47. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.
О комедии Фонвизина «Недоросль»
I. Все сцены в которых являет_ся Простакова исполн_ны жизни и верности потому что характер ее выдерж_н до конца с (не)ослаб_вающим ис_кус_твом с (не)изменяющеюся исти_ною. Смесь наглости и низости трусости и злобы гнус_ного бе_человечия во всем и нежности, равно гнус_ной, к сыну согл_сова_ны в характере ее живописцем сметливым и наблюдательным.
II. Ведь и госпожа Простакова любила своего Митрофана: она (не)щадно била по щекам старую Еремеевну и за(то) что дитя много кушало и за(то) что дитя мало кушало.
III. Для взрослых Митрофан вовсе (не)смеш_н. Ра_судок совесть и честь стыд и приличие страх Божий и человеческий все основы человеческого порядка г_рят в этом простаковско-скотининском аду. Как только ее (Простакову) простили она спохв_тилась стала опять сама собой и первой ее мыслью было перепороть (на)смерть всю дворню за свою (не)удачу и когда ей заметили что тиранствовать никто (не)волен она увековечила себя знаменитым возр_жением (Не)волен! Дворянин когда захочет и слуги высеч_ (не)волен! Да на что ж дан нам указ о вольност_ дворянства?
Да, госпожа Простакова мастерица т_лковать указы.
Упражнение 48. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
Павел Андреевич Федотов родоначальник юмористического жанра в русской живопис_. Он окончил кадетский корпус и когда уже стал офицером в свободные от службы часы стал посещать рисовальные классы Академи_ художеств. Он рисовал жанровые сцены подмече_ные им на улицах и упражнялся в портретировани_ карандаш_м и акварельными красками своих сослуживцев и знакомых. Долгое время Федотов сч_тал основной для себя батальную живопись в которой он уже пр_успел и которая в то время сулила почет и материальное обеспечение. Басн_писец Крылов помог Федотову понять что ему следует быть не баталистом и что из него выйдет мастер бытового жанра. Гениальный старец убеждал его «бросить солдатиков и лошадок» и занят_ся исключительно этим жанром. Послуш_вшись совета художник удвоил усилия по изучению приемов живопис_ масл_ными красками и овл_дев ими вскоре создал полотна прослав_вшие его «Свежий кавалер, или Утро чиновника получившего первый крест» и «Разборч_вая невеста».
На выставк_ в Академи_ художеств посетители толпились перед его картинами каждому хотелось видеть изображения целиком выхвач_ные из жизни и полные мысли и здорового юмора. Популярности Федотова способствовало и стихотворное объ_снение к картине «Сватовство майора» соч_не_ное самим художником и распростр_нившееся в рукописных копиях.
Федотов соч_нял и басни и э_легии и пьесы и романсы которые сам же перел_гал на музыку но с этим видом своего творчества он познакомил только самых близких друзей.
(По «Энциклопедическому словарю» Брокгауза и Ефрона)
Дайте толкование выделенных слов. Подберите ряд слов, содержащих корень -аква-, объясните их значение.
Поставьте ударение в слове обеспечение.
Сделайте морфемный и словообразовательный разбор слова послуш_вшись.
(Сверьте ответы упражнения 45: А – в; Б – г; В – в; Г – г; Д – г.)
Упражнение 49. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки.
Всего несколько месяцев отделяют крымское путешествие Грибоедова от во_стания на Сенатской площад_.
Еще раньше интересуясь прошлым и настоящим Тавриды Грибоедов изучал произведения древних географов вчит_вался в страницы и русских и восточных летописей.
(В)течени_ трех месяцев пр_бывания в Крыму он пос_тил и знаменитые пещеры и величественный Чатыр-Даг и древние развалины замков и Никитский ботанический сад прекрасные д_лины и бухты (полу)острова. Поднявшись (в)верх скалистым косогором попал он на Чертову лес_ницу и пр_од_лев крутой перевал и обогнув бл_жайшую гору остановился перед Балаклавской бухтой откуда продолжил свой путь на Севастополь.
Большой знаток русской истории Грибоедов был первым кто вспомнил о пр_бывани_ у херсонских степей русских дружин и заговорил о князе Владимире который пр_нес на Русь православие. Грибоедов намеревался написать трагедию о великом русском реформаторе и поэтому совершил специальную поездку осматривая побережье вплоть до Херсонесского маяка.
Упражнение 50. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки.
(В)первые Толстой побывал на севастопольских б_стионах когда уже (в)течени_ двух месяцев на подступах к городу шли кровопролитные бои. Он осматр_вал город пр_вратившийся в крепость и беседовал с солдатами матросами и офицерами и все что он увид_л говорило ему стойкость и храбрость героизм и мужество севастопольцев (на)много выше чем пр_дст_влялось ему до приезда в Крым. Толстой видел и (не)имоверные страдания солдат из-за бездорожья и плохого транспорта безобразного снабжения и отвратительного медицинского обслуживания. Наблюдения пр_вели смелого и резкого в суждениях офицера к выводу о (не)обходимости пр_образования Росси_. Он сост_вляет две докладные записки пр_дст_вляющие собой про_кты переформирования батарей и армий и посылает их правительству и обе они оказ_вают_ся без ответа. Но офицер(патриот) не успока_вает_ся и продолжает искать другие пути используя имеющееся у него главное орудие – перо. Он пишет «Севастопольские рассказы» где по словам Некрасова «просто верно» перед_на жизнь ос_жде_ного города потому что автор их был и св_детелем и учас_ником обороны Севастополя.
РУСТЬЮТОРС
Задание 20 ЕГЭ по русскому языку. Практика
Современники Пушкина говорили (1) что во время отпевания обширная площадь перед церковью представляла собою сплошной ковер из человеческих голов (2) и (3) что (4) когда тело поэта выносили из церкви (5) то шествие на минуту запнулось: на пути лежал кто-то большого роста, в рыданиях.
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мне тоже захотелось выудить что-нибудь покрупнее (1) и (2) хотя Евсеич уверял (3) что мне хорошей рыбы не вытащить (4) но я упросил его дать мне удочку побольше и также насадить большой кусок.
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сияя в блеске солнца (1) море точно улыбалось добродушной улыбкой Гулливера (2) сознающего (3) что (4) если он захочет (5) то одно движение — и работа лилипутов исчезнет.
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Прокофьев, одеваясь на ощупь в кромешной темноте, говорил (1) что писательство — самое тяжёлое и заманчивое занятие в мире (2) и (3) что (4) если бы он не был геологом (5) то наверняка бы сделался писателем.
5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мне так было весело на сенокосе (1) что (2) хотя отец уже звал меня (3) мне не хотелось даже ехать домой (4) так что ему пришлось взять меня на руки и усадить в телегу.
6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Бенджамин Франклин (1) смеясь (2) уверял (3) что (4) если бы мошенники знали все преимущества честности (5) то они ради выгоды перестали бы мошенничать.
7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дело тяжёлое для всех было ещё и потому (1) что (2) хотя прямых доказательств злого умысла обнаружено не было (3) но не было и доказательств обратного (4) а масштабы последствий требовали суровой кары виновному.
8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Древнеримская поговорка утверждает (1) что (2) когда людям плохо (3) то они поневоле редко смотрят на звёзды (4) ибо ходят с опущенной головой.
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мне очень хотелось увидеться с бывшими одноклассниками (1) и (2) когда наша встреча состоялась (3) я спросил их (4) скучают ли они по школе.
10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Шведы постоянно опустошали озерный Русский Север (1) и (2) когда в Северной войне боевое счастье улыбнулось войскам Петра Первого (3) то (4) в ознаменование избавления от всегдашней угрозы (5) была выстроена Преображенская церковь.
11. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Оба моих проводника объяснили мне (1) что (2) если во время штиля туман вдруг перестаёт моросить и начинает подниматься кверху (3) и если при этом раскатистое эхо исчезает (4) надо ждать весьма сильного дождя.
12. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ангелина Семеновна выяснила (1) что Вениамин уколов не делал (2) и (3) что сейчас их делать уже поздно (4) потому что (5) если собака была бешеная (6) то и он в ближайшие дни непременно должен взбеситься.
13. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Коля шёл и думал о том (1) что (2) когда кончится война (3) в доме будет много хлеба (4) и он целый день будет есть коржи.
14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я понимаю эти чувства у других(1) и (2) если (3) не могу одобрять их (4) то и не осуждаю их.
15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мы тотчас поладили (1) и (2) хотя по контракту (3) обязан он был учить меня по всем наукам (4) но он предпочел наскоро выучиться (5) от меня кое-как болтать по-русски.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Если y вас нет в виду ничего лучшего (1) и (2) если перспектива вечера у бедной больной (3) не слишком вас пугает (4) то (5)я буду очень рада видеть вас (6) нынче у себя.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Этот Швабрин превеликий плут (1) и (2) если попадется ко мне в руки (3) то я велю его судить (4) в двадцать четыре часа, и мы расстреляем его на парапете крепости.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Тезкин думал о том (1) что (2) если бы это хоть на каплю зависело от него (3) он отдал бы половину своих лет за то (4) чтобы она поступила (5) и была счастлива.
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Казалось (1) что (2) когда Николай готовился к выступлению на конференции (3) и писал тезисы (4) он думал только о случившемся.