Программы подготовки среднего звена что это

Программы подготовки среднего звена что это

Порядок получения среднего профессионального образования в настоящее время регламентируется следующими законодательными нормами:

Статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) и

Приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» (ред. от 11.12.2015).

Согласно современной статистике:

из официально трудоустроенных в настоящее время работающих не менее 20 миллионов получили среднее профессиональное образование;

приблизительно 50% этих работников занята в сфере обслуживания и на производстве;

Порядок получения среднего профессионального образования с 2013 года регулируется статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Закон об образовании в РФ № 273-ФЗ вступил в силу 01.09.2013 года и постоянно в него вносятся корректировки. В настоящий момент действует редакция Закона от 03.08.2018 года.

Начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование

Довольно часто на страницах интернета путают понятия:

Разберемся с чем это связано и в чем отличия этих понятий.

В соответствии с данной статьей:

начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования;

начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.

В соответствии с этой статьей:

среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования;

подготовка специалистов среднего звена в области искусств по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств начинает осуществляться на базе начального общего образования;

граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам;

среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

В новом Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ понятие «Начальное профессиональное образование» было ИСКЛЮЧЕНО.

В действующем в настоящее время Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ законодательно закреплены только следующие понятия:

п.12 Статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

п.4 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

п.5 Статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

п.3 ч.2а Статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

п.2 ч.3 Статьи 23 «Типы образовательных организаций» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Также, чтобы лучше уяснить действующую в настоящее время терминологию в области профессионального образования, следует обратить внимание на следующие положения статьи 108 «Заключительные положения» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ:

образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом:

Таким образом, использование в настоящее время понятия начального профессионального образования неправомерно. Современное законодательство об образовании предусматривает только уровень среднего профессионального образования.

Получение среднего профессионального образования

С 2013/14 уч. года в связи с вступлением в силу Закона об образовании в РФ № 273-ФЗ профессиональные образовательные организации реализуют следующие образовательные программы среднего профессионального образования:

программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ранее по рабочим профессиям готовили в учреждениях начального профессионального образования: училищах и лицеях);

программы подготовки специалистов среднего звена.

Таким образом среднее профессиональное образование направлено на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Его можно получить:

10 — 11-ти классов среднего общего обязательного образования.

Обучение по программам среднего профессионального образования проводят:

Для поступления в профессиональную образовательную организацию необходимо представить:

Если среднее профессиональное образование начинается после 9-ти классов основного общего образования:

то в образовательную программу включаются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 10 — 11-х классов среднего общего образования,

а также образовательные стандарты получаемой профессии или специальности.

Обучение и поступление в профессиональные образовательные организации проходит на бюджетной основе, если:

учащийся поступил после основного общего образования;

когда количество поступающих превышает количество бюджетных мест, учитываются результаты поступающих по образовательной программе основного или среднего общего образования (средний балл аттестата).

По профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и/или психологических качеств:

Образование, полученное в образовательных организациях среднего профессионального образования, можно продолжить в вузе по соответствующей специальности.

В соответствии с Законом об образовании в РФ № 273-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей:

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на общедоступной основе:

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования:

Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего:

п. 5 статьи 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Обучающиеся по программе среднего профессионального образования имеют право:

сдать ЕГЭ, даже если ранее не получали среднего общего образования;

в случае успешной сдачи экзаменов учащемуся выдается аттестат о среднем общем образовании.

С перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования можно ознакомиться в Приказе Минобрнауки России от 29.10.2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».

Диплом о среднем профессиональном образовании

Среднее профессиональное образование подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании. Диплом учитывается при поступлении на обучение по программам бакалавриата и специалитета.

Источник

Программы подготовки среднего звена что это

Статья 68. Среднее профессиональное образование

1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, осуществляется на основании результатов вступительных испытаний в порядке, установленном в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты вступительных испытаний (при наличии), результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 24.03.2021 N 51-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.

Источник

Что значит специалист среднего звена?

Что такое специалисты среднего звена?

Подготовка рабочих и специалистов среднего звена Начальное профессиональное образование (НПО) и среднее профессиональное образование (СПО) являются самостоятельными уровнями образования.

Образовательные программы СПО могут быть базовой подготовки и повышенной подготовки.13 нояб.

В чем разница между средним и средним специальным образованием?

Средне — специальные учебные заведения (колледжи, техникумы, училища и т. п. ) дают среднее образование и готовят специалистов среднего звена (техников, медсестер, муз. работников и т. п. ) Средне — профессиональные учебные заведения (СПТУ) дают среднее образование и рабочую профессию (по профилю учебного заведения).

Что лучше среднее профессиональное или среднее специальное?

Ничем не отличается. Среднее специальное образование — это устаревшее понятие. Профессиональное это ПУ или как в СССР ПТУ, среднее специальное это техникум или колледж, т. е. на ступень выше и соответственно лучше.28 сент. 2013 г.

Чем отличается среднее профессиональное образование от начального профессионального образования?

Среднее профессиональное получают в техникумах, колледжах. Получают компетенции для работы, например, менеджерами среднего звена, мастерами цехов и т. п. После получения этого образования можно пойти учиться в ВУЗ на 3 курс, как правило. Начальное профессиональное — это училища, лицеи.

Источник

Университеты выходят из моды? Почему выпускники школ всё чаще выбирают колледжи

Разбираемся, что это — обходной манёвр, вынужденное решение или сознательно построенная образовательная траектория.

Программы подготовки среднего звена что это. Смотреть фото Программы подготовки среднего звена что это. Смотреть картинку Программы подготовки среднего звена что это. Картинка про Программы подготовки среднего звена что это. Фото Программы подготовки среднего звена что это

Программы подготовки среднего звена что это. Смотреть фото Программы подготовки среднего звена что это. Смотреть картинку Программы подготовки среднего звена что это. Картинка про Программы подготовки среднего звена что это. Фото Программы подготовки среднего звена что это

Koolshooters / Pexels / Artmodern / WikiMedia / Colowgee для Skillbox Media

Ежегодные опросы, результаты приёмных кампаний и научные исследования говорят об одном: за последнее десятилетие выпускники российских школ стали чаще поступать в колледжи. За этим трендом — сложное переплетение причин.

Из этой статьи вы узнаете:

Программы подготовки среднего звена что это. Смотреть фото Программы подготовки среднего звена что это. Смотреть картинку Программы подготовки среднего звена что это. Картинка про Программы подготовки среднего звена что это. Фото Программы подготовки среднего звена что это

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Статистика доказывает: спрос на СПО растёт

В недавнем исследовании учёные из Института образования Высшей школы экономики Вера Мальцева и Алексей Шабалин пересчитали абитуриентов и выпускников в вузах и в системе СПО за 2005–2020 годы. Данные они взяли из ежегодных федеральных статистических наблюдений и демографической статистики Росстата. Вывод — потоки поступающих перетекли от вузов к СПО уже в середине 2010-х годов.

Но популярность приобрели не все программы СПО, а только те, на которых готовят специалистов среднего звена. Спрос на программы подготовки квалифицированных рабочих или служащих, наоборот, медленно, но непрерывно снижается.

Эти два вида программ отличаются по продолжительности, требованиям к абитуриентам и по итоговой квалификации. Например, после 11 класса можно всего за десять месяцев выучиться на младшую медицинскую сестру по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих). На программе подготовки специалистов среднего звена «Сестринское дело» нужно будет учиться не меньше двух лет и десяти месяцев.

Чтобы определить охват молодёжи разными программами профессионального образования, исследователи вычислили долю людей соответствующего возраста, которые обучались в колледжах или вузах или уже имели диплом. Для программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) типичный возраст обучения — 15–17 лет, для подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) —
15–19, для бакалавриата и специалитета — 17–25 лет. По диаграмме ниже видно, что за 15 лет СПО расширило охват, а доля молодёжи с высшим образованием немного снизилась.

Программы подготовки среднего звена что это. Смотреть фото Программы подготовки среднего звена что это. Смотреть картинку Программы подготовки среднего звена что это. Картинка про Программы подготовки среднего звена что это. Фото Программы подготовки среднего звена что это

Это подтверждают и результаты ежегодных приёмных кампаний. В 2020 году на программы подготовки специалистов среднего звена впервые поступило больше людей, чем на бакалавриат и специалитет: 900 тысяч против 873. На программы подготовки рабочих и служащих было принято 214 тысяч человек.

С 2005 года доля тех, кто выбирает среднее профессиональное образование, выросла среди выпускников и 9-х, и 11-х классов. Как видно на графике ниже, для
9-х классов доля поступающих на программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) увеличилась за десятилетие с 25,5 до 38%.

Программы подготовки среднего звена что это. Смотреть фото Программы подготовки среднего звена что это. Смотреть картинку Программы подготовки среднего звена что это. Картинка про Программы подготовки среднего звена что это. Фото Программы подготовки среднего звена что это

Большинство (67,1% в 2020 году) выпускников 11-х классов по-прежнему идут в вузы. Но и среди них процент поступающих на СПО в последнее время вырос — от 12,7% в 2012-м до 20,6% в 2020-м.

Как популярность СПО объясняют исследования

Что влияет на рост приёма на программы СПО? Недостатка в гипотезах нет. Вот лишь несколько распространённых версий.

Версия 1: школа «выталкивает» неуспешных учеников

Введение обязательного единого государственного экзамена вынудило школы ужесточить отбор в старшие классы, считают сторонники этой гипотезы. Школам не нужны проблемы со сдачей ЕГЭ, поэтому они стремятся выпустить после
9-х классов всех учеников с относительно слабыми результатами. Отсев происходит и через прямой отбор, и за счёт нежелания самих школьников и их родителей тратиться на подготовку к ЕГЭ и переживать связанный с ним стресс.

Многие исследователи признают действие таких «выталкивающих» факторов. По данным экспертов из Института образования ВШЭ, с 2000-го по 2015 год доля выпускников 9-го класса, которые продолжают обучение в средней школе, снизилась почти на 12 процентных пунктов. Это подтверждает, что переход в старшие классы стал сложнее.

Но только этим популярность СПО не объясняется. Ведь, как отмечают Мальцева и Шабалин, есть выпускники 11-х классов, которые тоже поступают в колледжи, хотя они уже сдали ЕГЭ и могли бы претендовать на поступление в вуз. Получается, университетская траектория им неинтересна (или недоступна) по не связанным со школой причинам.

Версия 2: с дипломом СПО проще поступить в вуз

Поступление в колледж иногда описывают как обходной манёвр на пути в университет. Логика такая: ЕГЭ сдать сложно, конкуренция за бюджетные места на популярных программах в вузах огромная, велик риск не набрать нужных баллов и остаться в конце приёмной кампании у разбитого корыта. Поступление на программу СПО после 9-го класса снижает эти риски.

И действительно, абитуриенты с дипломом СПО сдают не ЕГЭ, а внутренние вступительные экзамены в вузе, эти испытания считаются более простыми. Даже если не получится пройти на бюджет — что ж, профессия уже есть, можно идти работать.

Некоторые данные подтверждают значимость в масштабе всей страны этой обходной траектории. Например, по данным Мониторинга экономики образования 2015 года 60% учащихся по программам подготовки специалистов среднего звена планировали после выпуска поступать в вузы. Причём подавляющее большинство из них намеревались параллельно работать.

Похоже, далеко не всем желающим удаётся воплотить эти планы в жизнь. Так, по словам заместителя министра просвещения Дмитрия Глушко, в 2020 году в вузы поступили только 12% ребят, которые окончили колледж в этом же году. Мальцева и Шабалин на основе данных федеральных статистических наблюдений оценивают эту долю выше (см. график ниже). Но они тоже не считают, что для основной массы студентов СПО поступление туда — только хитрый способ пройти в вуз. Такую «транзитную траекторию», предполагают исследователи, выбирают в основном выпускники особых колледжей при вузах, где отлажен приём после СПО на бакалавриат.

Программы подготовки среднего звена что это. Смотреть фото Программы подготовки среднего звена что это. Смотреть картинку Программы подготовки среднего звена что это. Картинка про Программы подготовки среднего звена что это. Фото Программы подготовки среднего звена что это

Может быть, выпускники колледжей делают перерыв в учёбе — служат в армии, заводят семьи, работают, а уже потом поступают в вузы, как изначально и собирались? Такие траектории, безусловно, есть, но вряд ли они массовые. Мальцева и Шабалин выяснили, что с 2015 года доля поступающих в вузы с дипломами СПО (независимо от того, когда они окончили колледж, в этом же году или несколько лет назад) в составе всего приёма не меняется — это 35%.

Версия 3: диплом о высшем образовании потерял ценность

Конечно, по-прежнему есть специальности, вход в которые возможен только с дипломом о высшем образовании. Но в то же время по многим современным профессиям, в том числе цифровым, можно работать и без университетской корочки.

Давайте посмотрим, как с годами меняются образовательные планы школьников. По данным опроса, проведённого образовательной компании Maximum Education в мае 2021 года, среди родителей учеников 5–11 классов 60% планировали, что их дети поступят в вуз. А в другом опросе — его провела рекрутинговая платформа SuperJob — из родителей одиннадцатиклассников только 43% ответили, что ребёнок будет поступать в университет. Примечательно, что SuperJob проводит такой опрос ежегодно, и с 2010 года доля тех, кто планирует поступление в вуз, снизилась почти вдвое.

Некоторые исследования связывают снижение интереса к высшему образованию с тем, что обучение в вузе перестало быть выгодным. Исследователи человеческого капитала оценивают экономическую эффективность образования по тому, какую оно приносит отдачу. Для этого сопоставляют доходы людей одного поколения и из одной профессиональной области, но с разным уровнем образования. Если сотрудник с университетским дипломом зарабатывает на 80% больше, чем его коллеги, не учившиеся в вузе, значит, отдача от высшего образования составляет эти 80% дохода.

Чаще учёные рассчитывают отдачу от каждого дополнительного года образования, а не в целом от диплома.

Согласно исследованию Всемирного банка за 2018 год, в среднем по миру год любого образования даёт человеку прибавку к зарплате в 8–9%, а конкретно высшего образования — 15%, тогда как в России год любого образования дает прибавку лишь 5,6%, а высшего — 8%. Проще говоря, по данным Всемирного банка, у нас очень низкий уровень отдачи от образования — ниже среднего по миру.

То же исследование показало, что отдача от образования в России начала снижаться ещё в нулевые годы. Эти данные Всемирного банка широко разошлись по российским СМИ и были признаны многими исследователями. Появился даже термин «проклятие образованного русского» (the educated Russian’s curse) — он означал, что инвестиции в своё образование у нас в стране не окупаются.

Стоп! Существует ли это «проклятие образованного русского» на самом деле?

В 2021 году появилась альтернативная позиция: заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ, член-корреспондент РАН Ростислав Капелюшников показал, что посчитанная Всемирным банком оценка отдачи от образования в 5,6% может быть ошибочной.

РМЭЗ — ежегодный опрос, который проводится под эгидой ВШЭ с 1994 года. Каждый год исследователи работают с одной и той же выборкой домохозяйств в 35 регионах России, что позволяет отслеживать перемены год за годом. Это хороший источник, но у него есть и ограничения: в выборке всего пять тысяч семей, охвачено недостаточно регионов, и заработки респондентов учитываются в месячном, а не годовом формате — случайные колебания могут исказить картину.

В своей работе Капелюшников пересчитал отдачу от образования в России за тот же период, что и исследователи Всемирного банка, по нескольким более обширным базам данных. Так, он использовал обследования заработной платы по профессиям (ОЗПП), выборочное наблюдение использования суточного фонда времени населением (ВНИСФВ), выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах (ВНДН). Все эти исследования проводятся Росстатом. У них есть свои ограничения — они начались значительно позже, чем РМЭЗ, и только ВНДН проводится ежегодно, по другим двум сведения собираются реже.

Так вот, по данным этих источников не видно снижения отдачи от образования в России. Судя по ним, каждый дополнительный год образования приносит россиянину прибавку к зарплате в 12–13% годовых, а высшего образования — до 25%.

Ростислав Капелюшников делает вывод, что экономическая привлекательность образования, и прежде всего высшего, в России остаётся достаточно высокой. И если спрос на высшее образование снижается, это происходит не потому, что оно становится менее выгодным:

«Если такое ослабление и возможно, то не столько за счёт уменьшения выгод, сколько за счёт увеличения издержек — не вследствие негативных сдвигов в структуре относительных заработков, а вследствие нарастания денежного и неденежного бремени для учащихся и их семей».

Версия 4: долгая учёба в вузе — малодоступная привилегия

Гипотезу о том, что спрос на СПО растёт потому, что высшее образование стало менее доступно по экономическим причинам, исследователи обсуждают давно. Вере Мальцевой и Алексею Шабалину она тоже представляется наиболее точной.

Казалось бы, странно говорить о недоступности высшего образования, когда число бюджетных мест в университетах, в первую очередь региональных, постоянно растёт.

Но сеть колледжей и техникумов гораздо шире, чем вузов, и выпускнику из небольшого города проще и дешевле получить среднее профессиональное образование. К вузу нужно готовиться с репетиторами, зачастую нужно переезжать, а в перспективе придётся несколько лет провести на учёбе, не имея возможности выйти на работу.

Мальцева и Шабалин отмечают, что за 2010-е годы семей, для которых такие соображения — ключевой фактор, стало больше. Похоже, что даже семьи с хорошим относительно других экономическим положением всё чаще считают высшее образование слишком дорогим для своих детей. В 2013 году только 31% студентов СПО происходили из групп населения с самыми высокими доходами
( 4‑й и 5‑й квинтили ). В 2017 году уже 52% студентов вышли из семей этих групп.

Другие эксперты разделяют это мнение. Директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко так описала в интервью на сайте РАНХиГС причины участившихся переходов в систему СПО после 9-го класса:

«Усиливается неопределённость будущего и одновременно снижаются доходы семей. В связи с этим родители хотят, чтобы их дети быстрее вышли на рынок труда, начали зарабатывать. Ухудшение экономического положения привело к тому, что планировать на восемь лет вперёд (два года в старшей школе, четыре года бакалавриата и два года магистратуры) могут всё меньше семей».

Недавний социологический опрос, проведённый исследователями из Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, подтвердил — выпускники выбирают СПО из экономических соображений. В исследовании участвовали 903 респондента из Свердловской, Самарской и Волгоградской областей, которые обучаются по программе СПО или уже получили диплом. В результате авторы выделили три главных фактора выбора СПО: стремление пораньше выйти на рынок труда, успешно трудоустроиться и получать высокий заработок.

Причём чем ниже уровень социально-экономического развития региона (а исследователи специально выбрали три региона с разными доходами населения), тем важнее для респондентов краткосрочные экономические мотивы — возможность выйти на рынок труда и зарабатывать уже в ближайшем будущем. А чем благополучнее регион, тем более значим фактор престижа будущей профессии — 59% респондентов из Свердловской области сказали, что выбирали при поступлении в СПО престижную специальность.

Почему системе СПО пора измениться

В академической науке пока не изучался ещё один фактор роста СПО — может быть, колледжи просто сами по себе становятся привлекательнее? В пользу этого говорит позитивный информационный фон, созданный вокруг СПО движением WorldSkills. Мальцева и Шабалин согласны с тем, что эти соревнования стали в России полноценным инструментом для развития среднего профессионального образования — внедряются новые отраслевые стандарты, практика демонстрационного экзамена, идёт переподготовка преподавателей.

Пока нет исследований, которые подтвердили бы влияние нового имиджа СПО на рост числа поступающих. Но эта связь выглядит логично — если среднее профессиональное образование становится более современным, качественным, престижным, то выбор в пользу колледжа — это не отказ от вуза, как от чего-то более ценного, не жертва. Это самостоятельная и вполне осознанная образовательная траектория.

Но до сих пор система СПО недостаточно гибко реагировала на возросший спрос, считают Мальцева и Шабалин. Она словно бы оказалась не готова к собственной популярности.

В целом колледжи ориентированы на выпускников 9-х классов — для них они замещают старшую школу, помогают реализовать конституционное право граждан России на бесплатное среднее образование. А бюджетные места в СПО для выпускников 11-х классов в 2010-х годах выделялись по остаточному принципу, утверждают исследователи. Из-за этого в колледжах появился конкурс на поступление по ряду популярных специальностей — траектория СПО перестала быть безбарьерной. И несмотря на то, что в Конституции РФ закреплено право на бесплатное среднее профессиональное образование, в системе разрастается платный приём.

Однако сейчас в среднем профессиональном образовании происходят большие перемены: запускается эксперимент по профессионалитету, обновляются образовательные стандарты, в крупных городах создаются учебные заведения нового типа. Возможно, система СПО подошла к рубежу, когда количественный рост получится перевести в качественный, а отдельные «лучшие практики» распространить на всю страну.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *