Программирование с чего начать ребенку
20 игр, чтобы научить ребёнка программированию
Привет Хабр! Меня зовут Оксана Селендеева. Я считаю, что лучше начинать программировать с юного возраста — 4-5 лет, потому что кодинг активно развивает у детей когнитивные функции мозга, и это впоследствии помогает им отлично усваивать точные науки. А попробовать себя в программированию можно через обучающие игры. Мы с преподавателями школы программирования для детей CODDY составили такую подборку.
Для дошкольников
Box Island — мобильная 3D-игра, которая обучает основам кодирования через увлекательное приключение. Игроки путешествуют по острову Box и помогают персонажу собирать звезды, разбросанные по пустыне. Через игровой квест дети изучают основы алгоритмов, последовательностей, циклов и условных выражений, а ещё игра развивает алгоритмическое мышление и распознавание образов.
CodeKarts — приложение для подготовки дошкольников к изучению кодинга. Головоломка развивает наблюдательность, концентрацию внимания и логику. Действие игры происходит на треке: дети пишут код и составляют путь для гоночной машины. Игра доступна в двух режимах: с одним автомобилем без ограничений по времени или соревнование с самим приложением CodeKarts.
ScratchJr — вводный язык программирования для детей, который помогает создавать собственные интерактивные истории и игры. Дети оживляют персонажей, чтобы они двигались, прыгали, танцевали и пели. Ребята научатся решать проблемные ситуации, разрабатывать проекты и творчески выражать свои мысли с помощью технологий.
ElChavo — бесплатная игра, разработчики которой призывают родителей учиться вместе с детьми, потому что в 21 веке программирование должно стать таким же обязательным предметом, как письмо или чтение. С помощью игры ребенок научится программировать инструкции для персонажа и управлять объектом в трёхмерном пространстве, а еще он зарабатывает очки и медали.
Константин Жучков, преподаватель курса «Программирование для самых маленьких»
FixThe Factory — головоломка с препятствиями от LEGO. Дети управляют роботом EV3RSTORM, который раскладывает батарейки на фабрике по правильным местам. Игра развивает логическое и пространственное мышление, обучает основным операциям. Я советую игру FixTheFactory, потому что у неё красивое оформление и понятные задачи. Дети решают задачки словно щёлкают орешки. А больше всего детей поражает, что в свои 4-5 они уже программируют.
SpriteBox — полномасштабная приключенческая игра, которая помогает быстро перейти к кодингу на реальном языке программирования. Обучение начинается с управления иконками, которые затем уступают текстовым командам. Дети решают головоломки и изучают последовательности, операции, циклы, а также.
Lightbot — мобильное приложение от создателей SpriteBox, которое учит программировать с помощью несложных головоломок. Ребенок пишет код и командует роботом, который может ходить, поворачиваться, прыгать и включать свет.
ПиктоМир — российская разработка для обучения детей основам программирования. В «ПиктоМире» ребёнок собирает несложную программу из пиктограмм и управляет роботом. Игра ориентирована на дошкольников, поэтому писать код не требуется.
Для школьников
Scratch — популярная игра по программированию для обучения детей от 8 до 16 лет. Она подходит для изучения алгоритмов, данных и переменных, освоения базовых понятий. Игра проста, понятна и приводит к быстрым результатам — ребенок создает мультики, анимацию, мини-игры с помощью новых навыков. Scratch учит не только программированию, но и дизайну. Для начала работы достаточно посмотреть обучающее видео или прочитать книгу «Scratch для детей».
Minecraft — любимая игра детей по всему миру. Она вдохновила корпорацию Microsoft на создание образовательной программы на её основе. Ребенок выбирает героя и пишет код, чтобы взаимодействовать с персонажем. В процессе он узнает базовые понятия программирования и научится использовать команды, чтобы управлять движениями героев в игровом мире. В Швеции Minecraft включен в школьную программу в качестве инструмента по развитию цифрового творчества. Лучше разобраться в программировании с Minecraft можно с помощью книги Крейга Ричардсона.
Александр Цегенько, преподает курс «Программирование Майнкрафт»
Minecraft развивает воображение ребенка. Он помогает детям понять, из каких материалов сделаны инструменты и вообще весь наш мир. Благодаря разделению игрового мира на кубики у детей развивается пространственное воображение. Также ребята учатся охранять природу, потому что в игре настоящие причинно-следственные связи. Если начнется пожар, то лес может полностью выгореть. Если истребить класс животных, то они перестанут появляться.
CodeMonkey — веселая и познавательная игра, в которой дети научатся программировать на реальном языке. Они будет помогать обезьянке доставать бананы и взаимодействовать с другими животными. Игра развивает творческие способности, логику, критическое мышление и навыки решения проблем с помощью IT.
Tynker — платформа с множеством обучающих курсов и игр по HTML&CSS, JavaScript, Python и другим языкам программирования. Темы постепенно усложняются — от основ кодирования ученики переходят к дизайну игры, робототехнике и дополненной реальности. Всего в Tynker около 2000 игр для начинающих и продвинутых кодеров. Также игры делятся на универсальные, для мальчиков и девочек.
Kodu — игра для визуального программирования от Microsoft. У нее простое управление с помощью иконок, уроки разбиты на инструкции и действия. С помощью Kodu можно создать 3D-игру, например, на Xbox.
Алиса Петровская, преподаватель курса «Программирование Kodu Game Lab»
Я люблю Kodu Game Lab, потому что она позволяет наглядно показать ребёнку логику программирования, развивает объемное мышление и имеет красочное оформление. Дети легко могут создать собственную игру, в которую потом можно сыграть с друзьями.
Grasshopper — мобильная игра от Google для изучения JavaScript. Дети учатся разбираться в основных понятиях программирования через визуальные головоломки. Помогает им в этом веселый кузнечик.
Code Kingdoms — игра для изучения Java и Lua. Разработчики обещают, что ребята смогут создать собственные игры и проекты в Minecraft и Roblox.В игре интересные задачи и механики, хорошая визуализация результатов, есть библиотека видеокурсов и онлайн-поддержка.
Codecombat — это платформа для изучения информатики. Игры и курсы разработаны при поддержке учителей, чтобы изучение программирования было быстрым и качественным. Ученики пишут код, начиная с первого уровня игры, и видят, как их изменения обновляются в реальном времени. Это помогает быстро осваивать синтаксис и учит писать грамотный код.
Разработка игры в Codecombat
Андрей Фурлетов, преподает Unity 3D Python в Школе программирования для детей CODDY
Рекомендую CodeCombat — полноценный тренажер, оформленный в виде РПГ-игры, в котором плавно растет сложность, а интерес подогревается прокачкой персонажа. Ребята осваивают программистские инструменты через решение логических задач. После их выполнения становятся доступны новые, оформленные в виде лута, благодаря чему сразу хочется попробовать их в деле. Видно, что разработчики вложили в программу много труда и тестировали ее на реальных людях.
Gamefroot — простой инструмент для разработки и тестирования игр с возможностью поделиться творением с друзьями. Ребенок научится создавать анимацию и игры с современной графикой.
Arduino — программное обеспечение, которое заинтересует ребенка робототехникой. Изначально разрабатывалось для создания прототипов студентами без опыта в программировании. Позже Arduino приобрел популярность у детей и подростков, и разработчики адаптировали приложение. Оно стало ещё проще, но увлекательности не потеряло.
Flexbox Froggy — игра для изучения современного способа верстки Flexbox. Ребенок научится кодом выравнивать объекты на странице, и в этом ему поможет лягушонок Фрогги. В игре есть инструкция, как перемещать лягушат на лилии.
Интерфейс игры Flexbox Froggy
Grid Garden — похожая на Flexbox Froggy игра, которая научит писать CSS-код, чтобы вырастить морковный сад. С помощью CSS-свойств поливают огород, и чем лучше получается, тем больше урожай.
Мы рассказали не обо всех играх для детей, только о самых интересных. Чтобы выбрать подходящую для ребенка, ориентируйтесь не только на возраст, но и на характер, и способности.
Как разнообразить уроки программирования для детей разных возрастов
В этом материале Александра Дмитренко, Software Engineer, рассказывает о своем опыте преподавания программирования детям и объясняет, что работает лучше всего для каждой возрастной группы.
Коротко о своем опыте
В университетские годы, когда надо было придумать, как делать лабораторную работу по программированию, я иногда начинала описывать проблему своему 10ти-летнему племяннику – по сути использовала метод «Резиновой уточки». Должна сказать, что он таки рабочий. Кроме того, заметила, что племяннику становится интересно поразмыслить над решением, когда он понимал задачу. Он подходил к компьютеру и начинал рассматривать код, спрашивал, как он работает. Так он решил начать программировать, а я ему помогала.
Через несколько лет, когда я уже работала в IT как тестировщик-автоматизатор, мне предложили менторить начинающих Java-разработчиков. Таким образом я и себя стимулировала учиться. С тех пор, я занимаюсь менторингом взрослых. Также время от времени делаю вебинары для начинающих IT-шников.
Больше двух лет назад присоединилась к программе eKid – обучение детей школьного возраста программированию на языках Scratch, HTML/CSS, Python и др. Заниматься этим проектом я стала случайно. Казалось, что это слишком большая ответственность. Посреди учебной программы искали человека заменить тренера, и никак не могли найти. Девушка с моего проекта рассказала, что «она там была, и это не страшно». Так я уже 2+ года участвую в программе и преподаю разным группам (начинающим и опытным, младшим и старшим). Под каждую группу детей хочется подстроится и сделать им интересное занятие. Поэтому я часто изучаю возрастную психологию и экспериментирую с программой и наполнением уроков.
Хочу поделиться своим опытом и рассказать, какой подход к программированию лучше подходит для каждого возраста детей.
Основы
Все дети разные. Особенности и темпы развития ребенка зависит от ряда факторов:
Дети в возрасте 7-9 лет
Им интересны игры, в них участвовать. Эти дети воспринимают происходящие вокруг события как сказку и представляют себя её героями. Что угодно, даже обычный носок, надетый на руку, оживает и становится частью представления. А если эта вещь действительно сама может двигаться и говорить, то это часть магического действия. Конечно, им нравится играть с роботами, потому хорошим вариантом будет придумать историю, развивающуюся вокруг этого механизма, который можно запрограммировать.
Примеры удачных идей
Создайте пьесу на основе любого известного детского фильма или литературного произведения. Например, «Гарри Поттер и философский камень». Место действия – Хогвартс, команды детей соревнуются, чьи заклинания (написанные на языке программирования) лучше. Когда дети научились самостоятельно достигать какого-то результата, все вместе могут работать над общим проектом, например, запрограммировать шарообразного робота быть мячиком в кубке по квиддичу. Следующий урок можно сделать в формате другой серии о приключениях волшебника.
Прислушайтесь к детям: если они все время говорят о покемонах – очевидно им интересна эта тематика. Просмотрите несколько мультфильмов, и на их основе самостоятельно придумайте что-то новое.
Одна из групп детей, с которыми я работала, увлекалась темой пиратов. Я придумала персонажа – волшебницу, которая подарила детям робота и научила их программировать. Злой пират, увидев это, украл робота, пока дети отвлеклись. Ребята отправились на выручку, однако и сами попали в ловушку. Для того, чтобы выбраться из темницы, они должны были выполнить задания по программированию. Когда пират уснул, дети сбежали, забрав робота и сладкие сокровища из пиратских тайников.
Что может пойти не так
Мы решили снять фильм – продолжение «Звездных воин». Дети были актерами, но также должны были запрограммировать робота, который по сценарию проложил бы путь по лабиринту к принцессе Лее, затем напугал стражей, и помог принцессе бежать. Однако, во время съемок, дети-стражники вдруг оказались смелыми и «отказались бояться». Пришлось импровизировать: заставить робота их загипнотизировать. Это сработало, и принцесса была спасена!
Помните!
Будьте готовы к тому, что не все будет идти согласно первоначальному плану. Дети могут внести существенные коррективы в сюжет. Придумать, как спасти ситуацию – это самая забавная часть проекта.
Дети в возрасте 10-11 лет
В этом возрасте дети уже ощущают себя личностям, они хотят сделать нечто значимое, их волнуют вопросы торжества справедливости.
Что может пойти не так
Когда я пыталась повторить сюжетную игру о пирате с более старшими детьми, попытка переросла в дискуссию о том, имел ли пират право похищать робота и какое наказание он должен бы понести за такое преступление. Дети в этом возрасте стараются продемонстрировать свои знания и остроумие при первой же возможности.
Примеры удачных идей
Придумайте нечто особенное. Обсуждая, как можно запрограммировать робота, мы решили создать волшебный шар-предсказатель. Написав эту программу, каждый хотел задать ему свои вопросы и, возможно, услышать ответ, который сам же и сочинил. Одна девочка задала вопрос, получит ли она котенка на день рождения. Ответ «Нет» ее не удовлетворил, потому она продолжала спрашивать, пока, наконец, не услышала «Да». Но ее мама, наблюдая за процессом, уточнила, что первый ответ все же был верен. Мальчик, задав вопрос о том, победит ли он на олимпиаде по математике, услышал «Да», и это предсказание обрадовало обоих: его и отца мальчика.
Еще одна «рабочая» идея – создать большой проект, максимально похожий на серьезные, «взрослые»: от постановки задачи до применения scrum методологии. В этом возрасте дети стремятся выучить новые слова и понятия, чтобы казаться взрослее, поэтому не нужно даже пытаться заменить профессиональную терминологию более простыми и понятными словами. Примером такого проекта может быть самостоятельное проектирование и написание детской игры на Scratch или Python. Дайте детям возможность поставить цели и достичь их.
Лично мне наиболее комфортно работать именно с этой возрастной группой. Дети в этом возрасте уже более самостоятельны, не ждут, когда их начнут развлекать, но и не столь избирательны, как подростки.
Дети в возрасте 12-15 лет
Многие называют подростков «трудными», поскольку в этом возрасте они находятся в поиске собственного стиля в первую очередь поведения, часто отвергая предложенное, изобретая что-то новое, пробуя и выбирая. Они подчинены сиюминутным импульсам. В работе с подростками успеха добьется тот наставник, который сумеет создать интерес к своему предмету и желание его изучать. Подросткам нужно позволить думать самостоятельно и полагаться на свои идеи. Учитель должен предложить им материал, и при этом дать личностям раскрыться в полной мере.
Примеры удачных идей
Создание нового эпизода «Звездных войн» с роботом BB-8 или волшебного шара-«предсказателя». Подросткам понравится возможность продемонстрировать креативность и экстравагантные идеи, предложить необычные сюжетные повороты или оригинальные фразы для «предсказателя». Программирование с использованием функциональных блоков будет им интересно, но использование JavaScript увлечет их не менее. Напишите с ними простую программу, вроде телеграмм бота или калькулятора. Эти дети высоко ценят практические навыки, они приходят на занятия по программированию, потому что хотят связать с этим свою будущую профессию. Некоторые даже переживают, что начали слишком поздно! Подбадривайте их, хвалите за успехи, не акцентируйте внимание на неудачах, и они вам доверятся.
Помните!
Невозможно понравиться всем. Всегда есть шанс «сесть в лужу», особенно, когда вы попытаетесь пошутить. Часть ребят будет увлечена созданием фильма и обсуждением сюжета, другие же будут более скептичны и предпочтут работать над домашним заданием по программированию. Когда мнения расходятся, просто примите это как должное.
Как разработчики учат своих детей программировать (и надо ли это делать)
Мы в IT-Академии Алексея Сухорукова не занимаемся детским обучением, но у нас и наших преподавателей есть много интересного и познавательного на эту тему. Однако начать мы решили с западного опыта. В этой статье профессиональные разработчики и основатели стартапов рассказывают о том, как обучали своих маленьких (иногда совсем маленьких!) детей кодированию.
Мэтт Лернер (Matt Lerner), VP Product & Design @redfin, co-founder of @walkscore
Совет №1. Начинайте с элементарного
Когда моему сыну Сай было четыре года, мы уже начали пользоваться программами по созданию логотипов на iPad (Mad Logo) и делать анимации, используя язык программирования для детей Scratch. Но я хотел, что бы сын заглянул вовнутрь, и придумал некоторые уловки, которые бы смогли увлечь его программированием на Python. Этот язык достаточно простой, чтобы ребенок мог его понять и при этом достаточно мощный, чтобы реализовать все идеи, которые приходят мне в голову и за которые мне платят хорошую зарплату.
Совет №2. Переходите на Python.
Вы знаете, что Python уже установлен на вашем макбуке? Вам достаточно открыть окно терминала и ввести python для запуска (для выхода нужно нажать ctrl+d). Все, что вам нужно, чтобы запустить Python и начать на нем программировать, есть вот в этом руководстве.
Совет №3. Говорите с компьютером.
Для того, чтобы ребенок обратил внимание, у меня есть специальный лайфхак. Заставьте компьютер говорить! Если у вас макбук, то просто откройте окно терминала и введите команду “приветствовать”. Компьютер ответит “привет”. Разве не магия?
Совет №4. Поиграйте в игру с угадыванием числа на Python.
Чтобы запустить эту программу:
Это настоящая игра с угадыванием. Мой сын Сай сначала любил просто играть в нее, но потом мы изучили каждую строчку кода, чтобы понять, как она работает.
Откройте этот файл с помощью текстового редактора и попробуйте изменить max_number на 100.
Совет №5. Все остальное вы легко найдете в интернете.
Вот код, который мы использовали с моим сыном. Тогда ему было уже 6 лет, и я думаю, что он был слишком юн, чтобы понять рекурсию, но ему очень нравилось смотреть, как компьютер делает действительно большие факториалы.
Я уверен, что есть шестилетние дети, уже заработавшие миллионы долларов на игре для iPhone, которую они написали сами. Но мои дети не начали писать какие-то собственные программы. На самом деле, я даже не уверен, что им интересно программирование!
Мой восьмилетний сын сейчас очень хорошо знает Java и любит этот язык программирования. Я использовал целый ряд интересных интуитивных инструментов, которые нацелены на то, чтобы обучать 8-14-летних подростков программированию.
Шаг 1. Minecraft и YouTube.
Первый этап был такой же, как и у всех. Моему сыну исполнилось 7 лет и он очень интересовался Minecraft. Чуть позже он начал смотреть различные ролики на YouTube, он увидел, как люди создают новые текстуры, предметы, скины и добавляют их в игру. Ему всегда нравилось Lego, и возможность создавать новые блоки и персонажи в Minecraft очень увлекла его. Я считаю, что это самый яркий творческий инструмент для его возраста. Вместе с друзьями они встречаются, заходят в игру и получают по настоящему коллективный творческий опыт.
И обязательно разрешайте смотреть им ролики на YouTube. Это вдохновляет детей, показывает им их настоящие возможности. Потом они перейдут на ролики о науке, искусстве и обучении.
Шаг 2. Нужно научиться Java, чтобы самому делать моды в Minecraft
Шаг 3. Летняя школа Minecraft Redstone
Шаг 4. Прорыв с Youth Digital
Мы пытались самостоятельно создавать моды на компьютере, но это оказалось сложно. Тогда я случайно наткнулся на сайт YouthDigital.com, на котором мой сын и научился программировать на Java. Этот ресурс, созданный Джастином Ричардсом, блестящ во всех отношениях. Система сочетает в себе интерактивные обучающие видео, пользовательскую версию инструмента кодирования Eclipse и Minecraft. Дети смотрят ролики, редактируют на Java в Eclipse, а результаты своих изменений смотрят в Minecraft. Вот, что значит XXI век!
Это правильное кодирование, а не интерфейс для перетаскивания. Вот скриншот из работы моего сына в доказательство.
Шаг 5. Игра CodeKingdoms
Сам я начал кодировать с 12 лет и с тех пор увлекаюсь поиском новых способов и инструментов. Сегодня я соучредитель и партнер инвесторского фонда SparkLabs Global Ventures, дочерней компании SparkLabs Korea. Один из стартапов, в который мы вложились, это проект CodeKingdoms. Это восхитительная игра с умными способами привлечения и обучения детей кодированию. Мой сын проникся ей и рассказал всем своим друзьям.
Я уверен, что у этого проекта впереди яркое будущее, и я смело рекомендую игру всем родителям, которые хотят увлечь своих детей кодированием.
Этим летом мой сын хочет опять отправиться в летний лагерь. Скорее всего, он выберет курс робототехники. Сейчас он и его друг самые технически продвинутые ребята в школе. Здорово видеть, как он лидирует в школьных кружках и помогает остальным погружаться в мир программирования.
Еще я бы упомянул здесь вдохновляющий моего сына мультфильм Big Hero 6. Он отлично демонстрирует детям, как круто заниматься творчеством и технологиями. После его просмотра он стал мечтать о создании собственной лаборатории с роботами.
Рич Клейн (Rich Klein), Full-stack web developer, автор детских книг.
Я взял ноутбук своей матери и установил на нем Python и Sublime. Навыки в Scratch позволили ему быстро освоить переменные, условные обозначения, циклы и списки. Все началось довольно весело, но потом мой сын остановился и потерял мотивацию. Задания из второй части книги не могли конкурировать с тем же Scratch, не говоря уж о Xbox. Но я понимаю, что это был отличный опыт для нас обоих, и уверен, что в будущем мой сын еще вернется к Python, потому что у него так много применений.
JavaScript приходит на помощь
Я помню, как он был взволнован, когда понял, что может просматривать код на сайтах и менять содержимое с помощью Chrome DevTools. Добавление “poop” в заголовки веб-страниц очень веселит детей. Я решил, что ему надо осваивать HTML и JavaScript, и заказал книгу “JavaScript для детей”, где даются все основы. Он работал по книге чуть больше часа по выходным, но добился значительного прогресса.
Как объяснять детям концепции программирования
Тут важно переводить абстрактные компьютерные концепции на вещи из реального мира. Вот несколько примеров, которые отлично сработали для моего сына и помогли ему во всем разобраться.
Замыкание. Замыкание похоже на окаменелость динозавра. Вы можете получить информацию о динозавре из ископаемого, хотя сам динозавр исчез миллионы лет назад.
Файлы cookie. Я прихожу в пекарню и пекарь спрашивает меня, какое печенье я хочу. Потом я начинаю каждый день бывать в этой пекарне, и он уже просто спрашивает меня: “Вам как обычно?”. Этот пример был все же недостаточно четким (потому что пекарь все же совершал повторяющийся запрос), и тогда мой сын сам предложил пример с нашим парикмахером. Мы приходим, и он просто начинает стричь нас, потому что знает, чего мы хотим.
Оно требует времени, практики, терпения и приверженности, а для детей это не самые легкие вещи. Мы с моим сыном все еще находимся в самом начале этого пути, но потихоньку продвигаемся вперед. Я стараюсь не ограничивать его интерес к новым вещам. Например, мы недавно посетили одно небольшое событие, связанное с инди-разработкой компьютерных игр. Ему стало интересно, и теперь он смотрит видеоролики о Unity. Думаю, что следующим важным шагом для него станет разработка собственной программы или приложения. Не знаю, когда и как это произойдет, но в любом случае, его первый минимально жизнеспособный продукт будет для нас новой точкой отсчета.
Вы как-будто поднимаетесь в гору, но на ее вершине оказываетесь у подножья другой горы.
Я никогда не заставляю своих детей кодировать. Я могу выступать только в роли наставника и мотиватора. Мой сын бросил код и увлекся художественной литературой. Но в определенный момент его заинтересовал искусственный интеллект и машинное обучение. И тогда мы вернулись к Python!
Грейс Франсиско (Grace Francisco), вице-президент по связям с разработчиками в Roblox
Прорыв случился благодаря одному семинару, где я помогала коллеге. Там мы показывали другим детям, как использовать Scratch для программирования. Мои дочери тоже были в этой детской мастерской. Они увидели кучу мальчиков и девочек, которые с интересом копались в компьютерах. На том занятии им было весело, и после него моя старшая сказала, что хочет тоже работать в технологиях “как мама”.
Потом их двоюродные сестры познакомили их с Minecraft, и это стало их любимым развлечением. Я создала специальную среду разработки для них на JavaScript.
Мне очень нравится блеск в их глазах, когда они открывают для себя новые возможности программирования. Сложность в том, что маленькие дети часто теряют внимание и надо постоянно находить баланс между игрой и обучением в игре.
Я думаю, в мире будут продолжать появляться все более и более инновационные технологии для обучения детей программированию. Оно только еще становится привычным в богатых и статусных школах, но важно, что бы такое обучение проникло в каждую школу во всех частях света.
Язык программирования может стать для всех таким же фундаментальным навыком как грамматика и математика, навыком, который изучается в школе и необходим для работы и жизни.
Я надеюсь, что мои дочери будут продолжать развиваться в технологиях, но при этом соблюдать баланс и расти в навыках лидерства и в простых человеческих отношениях. Я думаю, что следующее поколение девушек будет еще лучше, я хочу, чтобы они меняли мир к лучшему в технологиях и за их пределами.
Надо ли обучать детей программированию с ранних лет?
Да, обязательно, и как можно раньше (так же как грамматике и математике)