Программа внеурочной деятельности что где когда 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Клуб «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для старшеклассников и относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности.
Интеллектуальный клуб в процессе своей работы помогает расширению кругозора учащихся во многих направлениях: математика, естествознание, литература, краеведение, история и т.д.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Клуб «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»»
муниципальное общеобразовательное учреждение
Рязанцевская средняя школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Клуб «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Количество часов в неделю: 1 ч. в год: 34ч
Срок реализации: 1 год
п. Рязанцево, 2019-2020 уч.год
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для старшеклассников и относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности.
Интеллектуальный клуб в процессе своей работы помогает расширению кругозора учащихся во многих направлениях: математика, естествознание, литература, краеведение, история и т.д.
Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью умственной деятельности. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений. Развитый интеллект отличает активное отношение к окружающему миру, стремление выйти за пределы известного, активность ума, наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи. В основе предлагаемой программы лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для наиболее рационального ее решения; самостоятельность, которая проявляется как в познании, так и в практической деятельности, поиске новых путей изучения действительности. Развитый интеллект – это ещё и эрудиция, умение вспомнить в нужное время нужную информацию, правильно сформулировать ответ на заданный вопрос, быстро перебрать все возможные направления поиска. Клуб, кроме прочих, решает ещё и задачи общения, взаимодействия, совместного поиска решения. Умения собрать команду. Умения руководить этой командой. Умения корректно взаимодействовать, без взаимных упрёков за неправильный ответ. То есть, кроме общеинтеллектуальных задач клуб решает ещё и социальные задачи.
Воспитательная направленность занятий в рамках работы клуба «Что? Где? Когда?» связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к знаниям, развитием их любознательности, повышением их познавательной мотивации. Проведение предусмотренных программой тематических игр «Что? Где? Когда?» позволит педагогу акцентировать внимание школьников на ярких страницах отечественной и мировой истории и культуры. Также можно предоставить подросткам возможность самостоятельно организовать интеллектуальные викторины для учащихся младших классов, что позволит им приобрести и некоторый позитивный опыт социальной деятельности.
вовлечение детей в общественно полезную деятельность;
стимулирование познавательной деятельности;
содействие формированию и развитию личности ребенка, творческих способностей обучающихся, их самореализации;
удовлетворение потребностей и интересов детей;
расширение кругозора, воспитание чувства коллективизма.
повышение активности учащихся;
создание условий для организации увлекательно-содержательной деятельности, способствующей самовыражению учащихся;
создание благоприятного социально-психологического климата в школьном коллективе, обеспечение ситуации успеха для обучающихся;
формирование отношений сотрудничества между учителями, учениками и родителями;
развитие мотивации к учебе;
развитие коммуникативной культуры обучающихся;
углубление знаний по ряду предметов (истории, литературе, биологии, географии, математике, МХК, музыке…);
развитие учебных навыков, в том числе исследовательских;
развитие логического мышления, внимания;
развитие творческих способностей;
Развитие мотивации к повышению интеллекта
повышение уровня культуры обучающихся
активизация жизненной позиции ребенка.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей:
изучение интеллектуальных возможностей учащихся школы и динамики их роста;
формирование культуры умственного труда средствами воспитательной работы;
развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности, потребности в развитии собственного интеллекта;
развитие творческой инициативы и активности учащихся в интеллектуальной деятельности;
создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности учащихся в подготовке воспитательных мероприятий;
поддержка, стимулирование и поощрение учащихся, проявляющих себя в этой области.
Формы работы в рамках реализации программы:
виртуальные экскурсии по историческим и культурным местам России и мира;
работа в библиотечном фонде;
работа с электронными ресурсами;
командные интеллектуальные игры;
интеллектуальные игры на личное первенство;
участие в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских творческих конкурсах;
участие в предметных неделях;
участие в школьных и районных научно-практических конференциях,
интеллектуальных марафонах, интеллектуальных играх и фестивалях.
Результаты освоения программы:
В ходе реализации программы учащиеся должны:
научиться работать со словарями и энциклопедиями;
расширить свой кругозор;
научиться применять полученные знания, эрудицию в нестандартныхситуациях;
получить опыт участия в интеллектуальных играх;
овладеть основами дискуссионной деятельности;
развить творческие и интеллектуальные способности;
выработать умение работать в команде.
Срок реализации программы «Что? Где? Когда?» составляет 1 год по 1 час в неделю,
Основным средством проверки результатов деятельности учащихся являются итоговые интеллектуальные игры, где они используют полученные знания и навыки участия в интеллектуальных играх, а также результаты выступлений команды школы в Региональном чемпионате по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?».
Методическое обеспечение программы
Для реализации учебно-воспитательных целей используются следующие материалы:
архивы вопросов и игр;
информационные базы данных,
электронные (и иные) энциклопедии, справочники и интерактивные пособия.
Из технических средств применяются:
ноутбук с необходимым программным обеспечением;
Вопросы и другие игровые материалы берутся с интернет ресурсов.
Баландин Б.Б. 1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных) / Москва: РИПОЛ КЛАССИК
Белкин, В.А. Клуб интеллектуальных игр: методика тренировок / Москва, 2002.
Ворошилов, В.Я. Феномен игры / Москва, ЭКСМО, 2002.
Главная книга умных и веселых / Сост. Ю.Д.Хайчин. – Донецк: Сталкер, 1998.
Кто хочет стать миллионером? / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 2000.
Климович, Л.В. Играем в «знатоков»! / Минск: Беларускiверасень, 2005.
Климович, Л.В. Нам нужны сообразительные / Минск: Зорныверасень, 2007.
Левин, Б.Е. «Что? Где? Когда?» для «чайников» / Донецк: Сталкер, 1999.
Настольная книга умных и веселых / Сост. Ю.Д.Хайчин. – Донецк: Сталкер, 1997.
О, счастливчик! / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 1999.
О, счастливчик. Книга вторая. / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 1999.
О, счастливчик. Книга третья. / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 2000.
Своя Игра / Сост. И.К. Тюрикова. – Москва: ТЕРРА, тт 1-10
Хайчин, Ю.Д. ТВоя игра / – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
Авторы-составители: Е.В. Алексеев, В.Г. Белкин, Н.А. Курмашева, М.О. Поташев, И.К. Тюрикова. «Что? Где? Когда?»: Рольф; Москва; 2000.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Клуб «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для старшеклассников и относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности.
Интеллектуальный клуб в процессе своей работы помогает расширению кругозора учащихся во многих направлениях: математика, естествознание, литература, краеведение, история и т.д.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Клуб «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»»
муниципальное общеобразовательное учреждение
Рязанцевская средняя школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Клуб «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Количество часов в неделю: 1 ч. в год: 34ч
Срок реализации: 1 год
п. Рязанцево, 2019-2020 уч.год
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для старшеклассников и относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности.
Интеллектуальный клуб в процессе своей работы помогает расширению кругозора учащихся во многих направлениях: математика, естествознание, литература, краеведение, история и т.д.
Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью умственной деятельности. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений. Развитый интеллект отличает активное отношение к окружающему миру, стремление выйти за пределы известного, активность ума, наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи. В основе предлагаемой программы лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для наиболее рационального ее решения; самостоятельность, которая проявляется как в познании, так и в практической деятельности, поиске новых путей изучения действительности. Развитый интеллект – это ещё и эрудиция, умение вспомнить в нужное время нужную информацию, правильно сформулировать ответ на заданный вопрос, быстро перебрать все возможные направления поиска. Клуб, кроме прочих, решает ещё и задачи общения, взаимодействия, совместного поиска решения. Умения собрать команду. Умения руководить этой командой. Умения корректно взаимодействовать, без взаимных упрёков за неправильный ответ. То есть, кроме общеинтеллектуальных задач клуб решает ещё и социальные задачи.
Воспитательная направленность занятий в рамках работы клуба «Что? Где? Когда?» связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к знаниям, развитием их любознательности, повышением их познавательной мотивации. Проведение предусмотренных программой тематических игр «Что? Где? Когда?» позволит педагогу акцентировать внимание школьников на ярких страницах отечественной и мировой истории и культуры. Также можно предоставить подросткам возможность самостоятельно организовать интеллектуальные викторины для учащихся младших классов, что позволит им приобрести и некоторый позитивный опыт социальной деятельности.
вовлечение детей в общественно полезную деятельность;
стимулирование познавательной деятельности;
содействие формированию и развитию личности ребенка, творческих способностей обучающихся, их самореализации;
удовлетворение потребностей и интересов детей;
расширение кругозора, воспитание чувства коллективизма.
повышение активности учащихся;
создание условий для организации увлекательно-содержательной деятельности, способствующей самовыражению учащихся;
создание благоприятного социально-психологического климата в школьном коллективе, обеспечение ситуации успеха для обучающихся;
формирование отношений сотрудничества между учителями, учениками и родителями;
развитие мотивации к учебе;
развитие коммуникативной культуры обучающихся;
углубление знаний по ряду предметов (истории, литературе, биологии, географии, математике, МХК, музыке…);
развитие учебных навыков, в том числе исследовательских;
развитие логического мышления, внимания;
развитие творческих способностей;
Развитие мотивации к повышению интеллекта
повышение уровня культуры обучающихся
активизация жизненной позиции ребенка.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей:
изучение интеллектуальных возможностей учащихся школы и динамики их роста;
формирование культуры умственного труда средствами воспитательной работы;
развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности, потребности в развитии собственного интеллекта;
развитие творческой инициативы и активности учащихся в интеллектуальной деятельности;
создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности учащихся в подготовке воспитательных мероприятий;
поддержка, стимулирование и поощрение учащихся, проявляющих себя в этой области.
Формы работы в рамках реализации программы:
виртуальные экскурсии по историческим и культурным местам России и мира;
работа в библиотечном фонде;
работа с электронными ресурсами;
командные интеллектуальные игры;
интеллектуальные игры на личное первенство;
участие в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских творческих конкурсах;
участие в предметных неделях;
участие в школьных и районных научно-практических конференциях,
интеллектуальных марафонах, интеллектуальных играх и фестивалях.
Результаты освоения программы:
В ходе реализации программы учащиеся должны:
научиться работать со словарями и энциклопедиями;
расширить свой кругозор;
научиться применять полученные знания, эрудицию в нестандартныхситуациях;
получить опыт участия в интеллектуальных играх;
овладеть основами дискуссионной деятельности;
развить творческие и интеллектуальные способности;
выработать умение работать в команде.
Срок реализации программы «Что? Где? Когда?» составляет 1 год по 1 час в неделю,
Основным средством проверки результатов деятельности учащихся являются итоговые интеллектуальные игры, где они используют полученные знания и навыки участия в интеллектуальных играх, а также результаты выступлений команды школы в Региональном чемпионате по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?».
Методическое обеспечение программы
Для реализации учебно-воспитательных целей используются следующие материалы:
архивы вопросов и игр;
информационные базы данных,
электронные (и иные) энциклопедии, справочники и интерактивные пособия.
Из технических средств применяются:
ноутбук с необходимым программным обеспечением;
Вопросы и другие игровые материалы берутся с интернет ресурсов.
Баландин Б.Б. 1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных) / Москва: РИПОЛ КЛАССИК
Белкин, В.А. Клуб интеллектуальных игр: методика тренировок / Москва, 2002.
Ворошилов, В.Я. Феномен игры / Москва, ЭКСМО, 2002.
Главная книга умных и веселых / Сост. Ю.Д.Хайчин. – Донецк: Сталкер, 1998.
Кто хочет стать миллионером? / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 2000.
Климович, Л.В. Играем в «знатоков»! / Минск: Беларускiверасень, 2005.
Климович, Л.В. Нам нужны сообразительные / Минск: Зорныверасень, 2007.
Левин, Б.Е. «Что? Где? Когда?» для «чайников» / Донецк: Сталкер, 1999.
Настольная книга умных и веселых / Сост. Ю.Д.Хайчин. – Донецк: Сталкер, 1997.
О, счастливчик! / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 1999.
О, счастливчик. Книга вторая. / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 1999.
О, счастливчик. Книга третья. / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 2000.
Своя Игра / Сост. И.К. Тюрикова. – Москва: ТЕРРА, тт 1-10
Хайчин, Ю.Д. ТВоя игра / – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
Авторы-составители: Е.В. Алексеев, В.Г. Белкин, Н.А. Курмашева, М.О. Поташев, И.К. Тюрикова. «Что? Где? Когда?»: Рольф; Москва; 2000.
Программа внеурочной деятельности «Клуб интеллектуальных игр»
КЛУБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР
(для учащихся 9-11 классов)
Игра – одно из первых занятий, с которым человек знакомится еще в самом раннем детстве. Именно играя, он познает мир, делает собственные маленькие открытия, учится общаться с людьми. Ребенок растет, становится подростком, и его игры меняются вместе с ним, сохраняя свои функции: объединение людей, познание, возможность совершить открытие.
Все эти возможности предоставляют интеллектуальные игры и, прежде всего, конечно, «Что? Где? Когда?». Обучение по программе актуально для интеллектуально одаренных детей и подростков, так как игры, предусмотренные деятельностью кружка, способствуют развитию основных характеристик творческого и логического мышления. Поиск ответа за достаточно малое (всего 1 минута) время учит концентрации внимания, быстроте принятия решений. Элементы проектной и организаторской деятельности способствуют развитию навыков самостоятельной работы. Одним из важных воспитательных моментов является командный характер игры. Чтобы добиться результата, надо уметь слушать товарища, уважать его мнение, объективно оценивать и принимать коллективное решение. Навыки коллективной работы, полученные в игре, находят применение, как в школьной, так и во внеучебной деятельности обучающихся.
Занятия по программе кружка способствуют воспитанию нравственных и моральных качеств детей и подростков, так как соблюдение правил игры и честность по отношению к сопернику является одним из важнейших принципов деятельности кружка. И еще одна отличительная черта – уважение к своей команде, к организаторам и к противнику. Дружеская атмосфера в кружке позволяет избавиться от агрессии к сопернику по игре, создать доброжелательный настрой по отношению ко всем играющим. «Что? Где? Когда?» не только игра, но и спорт. А для спорта важно постоянное самосовершенствование, работа над собой. Ни один спортсмен не добьется успеха без волевых качеств, самообладания и стремления к победе – то же касается и участника интеллектуальной игры.
Один из самых сложных моментов не только в игре, но и в жизни,- не обратить внимания на неудачу, не бросить начатое дело. Но еще сложнее адекватно воспринять свою собственную победу. Тренировки в кружке делают и победы, и поражения регулярными, превращают их в обыденные происшествия и воспитывают спокойное отношение к ним.
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Педагогическая целесообразность обучения по программе «Клуб интеллектуальных игр» состоит в том, что программа ориентируется на следующие принципы:
Учет возрастных особенностей: содержание программы рассчитано именно на обучающихся 14-16 лет. Работа в группе позволяет реализовать стремление к общению, присущее детям этого возраста, а игровые формы делают процесс обучения увлекательным.
Принцип связи теории с практикой: применяя полученные навыки коллективной работы на практике (в том числе и в школе), обучающиеся добиваются больших успехов.
Принцип индивидуализации программы: для каждого находится особая роль в команде, в зависимости от его личностных особенностей, и ведется индивидуальная работа.
Принцип межпредметности: все предусмотренные программой игры основаны на достижениях разных наук и благодаря этому создают у детей системную и целостную научную картину мира.
Цель программы: развитие интеллектуального потенциала и повышение эрудиции одаренных детей.
1. Воспитательные задачи:
формирование навыков коллективного принятия решений;
формирование адекватного отношения к игре, своей победе или неудаче.
2. Развивающие задачи:
развитие мотивации к интеллектуальной деятельности;
формирование межпредметных связей;
развитие ассоциативного, логического и творческого мышления.
3. Обучающие задачи:
знакомство с методом «мозгового штурма»;
обучение самостоятельному оперативному принятию решений.
знание правил интеллектуальных игр;
знание особенностей применения метода «мозгового штурма»;
знание особенностей распределения ролей в команде;
умение самостоятельно принимать игровые решения;
умение принимать решения в условиях командной работы
Программа направлена на раскрытие и развитие отдельной личности, одной из главных задач программы становится объединение уже сложившейся команды. Немалая часть занятий в программе обучения посвящена написанию вопросов «Что? Где? Когда?». Эта форма работы не только помогает лучше понять специфику игры и вследствие этого улучшить результаты, но и позволяет развить навыки научной аргументации и грамотной критики.
Обучение по программе должно дать следующие результаты:
Овладение предметными компетенциями:
– знание правил и особенностей интеллектуальных игр;
– знание особенностей движения интеллектуальных игр в России;
– владение методом «мозгового штурма»;
– умение организовать и провести интеллектуальное мероприятие.
Формирование социальных компетенций:
– умение работать в команде;
– умение вести научную дискуссию;
– знание особенностей распределения ролей и игровых функций в команде;
– умение принимать командные и индивидуальные решения.
Формой контроля и способом определения результативности обучения является участие в интеллектуальных мероприятиях школьного, районного, городского уровней. При этом в течение обучения отслеживается результативность участия на разных уровнях.
Возраст обучающихся по программе: дети и подростки 14–17 лет (учащиеся 9–11 классов) с повышенным интеллектуальным развитием и склонностью к интеллектуальным видам деятельности. Широкий охват возрастов обусловлен спецификой клубной деятельности: направленностью на личный опыт обучающихся, возможностью объединять разновозрастных детей в одну группу, а также повышенным интеллектуальным развитием обучающихся клуба.
Срок реализации программы 1 год (68 часов).
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся один раз в неделю (по 2 академических часа: по 45 минут с перерывом 10 минут).
В программу входит проведение консультаций при работе над индивидуальной или групповой проектной деятельностью, подготовке капитанов команд и организаторов игр. В консультации могут участвовать как команды, так и отдельные игроки по мере подготовки к проведению или участию в мероприятиях.
Формы проведения занятий:
Основной формой проведения занятий является игра.
Программа основана на методических разработках таких теоретиков интеллектуальных игр, как В.Я.Ворошилов, Б.О.Бурда, М. Поташев, А. Левитас. При составлении использована программа Л. Климовича, разработанная для гомельского клуба интеллектуальных игр.
Новизна программы заключается в том, что Клуб интеллектуальных игр предлагает детям много форм игровой деятельности помимо «Что? Где? Когда?» и «Своей игры», таких как «Травести», «Ассоциации», «Словарь», каждая из которых помогает в развитии логического, творческого и абстрактного мышления, повышает общую эрудицию обучающихся. При разработке программы учтены нормативные документы РФ об образовании.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Формы и способы проверки результата
конкурс на лучший вопрос;
мультимедийная интеллектуальная игра;
участие в различных конкурсах школьного, районного и городского уровней.
На данном этапе обучения занятия направлены на совершенствование познавательных навыков, овладение приемами решения творческих, более сложных задач, определенным фондом знаний.
После прохождения курса обучения учащиеся
правила составления вопросов;
алгоритмы решения задач, рассуждения;
типы вопросов интеллектуальных игр;
правила интеллектуальных игр.
играть в интеллектуальные игры по правилам данной игры;
извлекать необходимые знания из литературы;
самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи;
осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки;
сравнивать результаты своей деятельности с эталоном;