Программа с чего начинается родина для начальной школы
Программа внеурочной деятельности » С чего начинается Родина»
Программа внеурочной деятельности «С чего начинается Родина? ” составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования на основе авторской программы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы, часть 2.) Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, Москва, «Просвещение» и адаптирована на 1 год обучения.
Нормативно – правовой аспект
Конвенция ООН о правах ребенка;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2. 4. 4. 1251-03);
Письмо Минобрнауки России «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006г. № 06-1844;
Устав МКОУ «ООШ для обучающихся с ОВЗ»
Локальные акты МКОУ «ООШ для обучающихся с ОВЗ» (положения, правила, должностные инструкции и др.)
Актуальность и новизна этой проблемы определена Федеральным Государственным Стандартом начального общего образования 2010 года.
Программа внеурочной деятельности «С чего начинается Родина? « основана на системе духовных ценностей, моральных приоритетов, реализуемых в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни
Выбор данной программы педагогически целесообразен.
Психолого – педагогические особенности детей с ОВЗ
В моём классе обучаются дети с умственной отсталостью, олигофренией. Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга. Развитие этих детей с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4—5 годам. Их речь не выполняет своей основной функции — коммуникативной. Внимание характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Установлено, что многие испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Память также отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. У детей отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. Дети с умственной отсталостью предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. В процессе обучения и воспитания на первый план выдвигается недостаточная сформированность мотивационной основы эмоционально-волевой сферы, которая может сохраняться и в старшем школьном возрасте. Таким образом, ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т. е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать собственно образовательные (общеобразовательные) программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования): навыки ориентировки в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей; развивать потребностно-мотивационную, эмоциональн
Цель освоения программы:
-Формирование чувства привязанности к своему дому, школе,семье.
— Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине, культуре и традициям.
— Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому и настоящему.
— Воспитание гражданско – патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Место учебного курса в учебном плане
На: занятия по внеурочной деятельности «С чего начинается Родина?» во 2 классе отводится:
68 часов, 2 часа в неделю.
Возраст обучающихся 9-10 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Процесс обучения строится в занимательной форме. Это обусловлено возрастными особенностями младших школьников. Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные игры, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета, использование малых фольклорных форм: загадок, потешек, хороводов, закличек. Виды игр:
• на развитие внимания и закрепления терминологии;
• игры-конкурсы (с делением на команды);
• сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
Использование сказок и поучительных рассказов всегда обогащает занятие и делает его понятнее это:
• сказочные сюжеты уроков;
• сочинение своих сказок;
Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.
Методы формирования взглядов и обмен информацией:
Методы организации деятельности:
— показ примеров и образцов;
-создание ситуации успеха;
Методы стимулирования и мотивации;
— создание ситуации успеха;
Методы стимулирования долга и ответственности:
Формы организации занятий:
— участие в выставках и конкурсах различного уровня;
-участие в воспитательных мероприятиях школы.
— работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);
— групповая (обучающиеся обмениваются мнениями).
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа “С чего начинается Родина? ” предполагает формирование патриотических чувств и воспитание чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
1.2. Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для экологического сознания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и,выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Личностными результатами изучения курса “С чего начинается Родина” является формирование следующих умений:
— Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
— Объяснять, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
— Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
— В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
— Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
— Проговаривать последовательность действий на занятии.
— Учиться высказывать своё мнение.
— Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
— Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
— Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
— Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
— Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
— Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне 1 – 2 предложений).
— Слушать и понимать речь других.
— Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
Иметь начальные представленияо правах и обязанностях человека, о культуре и традициях своего народа, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Программа внеурочной деятельности “С чего начинается Родина? ” включает шесть направлений, логически связанных между собой.
— формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность,
— воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
Предполагаемый результат деятельности:
— понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
— формировать уважение к членам семьи;
— воспитывать семьянина, любящего свою семью и своих родителей;
— формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
— сформировать представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
— сформировать представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
— сформировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
3. “Я и культура” – направление творческой деятельности обучающихся на освоение культуры своего народа.
— воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности.
Предполагаемый результат деятельности:
— умение видеть прекрасное в окружающей жизни,
-вовлечь детей в кружки художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
— формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, к созданию атмосферы товарищества и дружбы в коллективе;
— воспитывать положительное отношение к учебе, развивать познавательную активность,
— воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
Предполагаемый результат деятельности:
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству, его прошлому и настоящему.
— развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию,
— верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне,
— воспитывать любовь к родному краю,
— воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
— убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историю и традиции.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
— воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, и природой;
— формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду.
Предполагаемый результат деятельности:
— обучающиеся должны любить и беречь природу, занимать активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Средства и материалы, необходимые для реализации программы
1. Дидактические игры, грамматические сказки, художественные тексты;
2. Занимательный материал (ребусы, кроссворды, загадки);
3. Подборка схем, таблиц, иллюстраций и т.д.
Для отслеживания результативности образовательного процесса удобно использовать следующие этапы контроля
— стартовый контроль (сентябрь); позволяет определить исходный уровень духовно – нравственного воспитания обучающихся
— текущий контроль (в течение всего учебного года)
— промежуточный контроль (по изучаемым темам, разделам и др.);
— инновационную модель обучения
— компетентностно – деятельностную модель обучения;
— инновационное содержание внеурочной деятельности;
Перечень учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса “С чего начинается Родина” в частности.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия –комнатные растения;
2) географические карты, книги, справочники
3) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
4) Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор),
6. Список литературы
1. Вяземский Ю. От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах / Ю. Вяземский. – М.: АСТ, 2015. – 320 с.
2. Гафиатулина Н. Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки / Н. Х. Гафиатулина, А. В. Роженко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 283 с.
2. Государственные символы Российской Федерации http://www.gov.ru/main/symbols/gsrf1.html (дата обращения 06.06.2015)
3.Детский путеводитель. Россия для детей. – М.: Эксмо, 2015. – 192 с.
4. Детская энциклопедия. Чудеса света. Россия. – М.: РОСМЭН, 2015. – 96 с.
5. История России. Праздники на Руси. – М.: Белый город, 2010. – 48 с.
6. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей / А. О. Ишимова. – М.: Эксмо, 2015. – 816 с.
8.Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы / С. Лаврова. – М.: Белый город, 2014. – 48 с.
10. Сергеева В. П. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности. М. :РОСМЭН, 2015
12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного начального образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 05.06.2015)
13.Федеральный государственный образовательный стандарт основного начального образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 06.06.2015)
Календарно – тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности «С чего начинается Родина?» 2 класс
( 2 часа в неделю, 68 часов в год)
Основные виды деятельности обучающихся
Воспитательная программа для учащихся начальной школы «С чего начинается Родина?»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1
Решение педсовета протокол № ______
от « __ 31 ____»_ августа ___2014года
«С чего начинается Родина? »
Срок реализации : 2014 – 2018
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Мощным средством воспитания будущего гражданина – патриота является краеведение.
Краеведение – это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края. Краеведческая деятельность позволяет ребенку познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно- нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Предпосылкой создания программы явился анализ анкет, адресованных детям, из которого стало ясно, что краеведению в школе должно являться приоритетным направлением. Ответы детей показали, что они немало знают о нашем городе, крае, но у них есть желание и интерес к познанию своего края. Общеизвестно, что наиболее благоприятный период для воспитания, когда велика потребность в познании окружающего мира, высока эмоциональность восприятия, неиссякаем интерес ко всему, что окружает ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края как окружающего ребенка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно-ценностной и практической ориентации ребенка.
Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания. Это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, член семьи, житель своего города, страны; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.
Задача школы вместе с родителями воспитать человека «как индивидуальность» с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно и достойно проявляющую свое личное «Я». Помочь маленькому человеку усвоить многовековой опыт человеческого, духовно-нравственного общения между людьми, стать полноценным гражданином своей страны. А воспитание гражданственности начинается с истоков, с самоопределения, с осознания своего «я», «я» в мире, который окружает ребёнка.
Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Считаем, что для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.
На протяжении многих лет со времён многочисленных перемен, начавшихся в нашей стране и продолжающихся в настоящее время, проблема патриотического воспитания школьников остаётся нерешённой. Получили широкое распространение такие негативные качества, как равнодушие, эгоизм, агрессивность. Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родине. В условиях многонационального состава нашего города проблема уважения места, где ты родился, осознания его своеобразия, толерантного отношения к различным культурам, гордости за малую родину становится особо актуальной. Дети вырастут, разлетятся по просторам нашей страны, но заложенные в детстве принципы уважения к малой Родине, определят тот внутренний стержень, который поможет стать успешным, а значит, принести пользу себе, своей семье, стране. В этих условиях школа, наряду с семьёй, остаётся основным инструментом, способным влиять на становление гражданина и патриота своей страны.
Основные цели программы:
— ввести ребёнка в социальный мир, помочь ему усвоить преставления о себе, других людях, об основах взаимоотношений с людьми, способах поведения, в которых проявляются отношения к окружающему миру .
-воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю;
-подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения;
-приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково- исследовательской деятельности;
-изучение и пропаганда школьных, городских, краевых, национальных традиций, культуры;
-формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
-создание условий для творчества обучающихся, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции;
-изучение и пропаганда школьных, городских, краевых, национальных традиций, культуры;
-повышение качества патриотического воспитания в классном коллективе.
В связи с этим в рамках приоритетного патриотического направления воспитательная программа предполагает комплексную работу и по другим направлениям. В ней представлены следующие направления воспитательной работы: патриотическое, эстетическое воспитание, формирование коммуникативных навыков, активной социальной позиции, развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей, коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.
Главное в программе, отличительная её особенность – системный подход к формированию жизненной позиции, создание условий для самопознания и самореализации с опорой на краеведение, национальное своеобразие и традиции города.
В реализации программы предполагается использование инновационных подходов в воспитательной деятельности: проектирования, арт-педагогики, интерактивной технологии.
Реализация данной программы будет проходить при непосредственном взаимодействии с психологической службой гимназии.
Формы данного взаимодействия :
— профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
Программа рассчитана на период с 1-го по 4-ый класс и включает в себя 5 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.
Методы и формы работы при реализации воспитательной программы: беседы и наблюдения, личный пример, поощрение, поручение, классные часы, встречи с жителями города, проекты, интерактивные мероприятия, акции, занятия – практикумы, экскурсии, тематические праздники и вечера, устные журналы, конкурсы, игры, соревнования, родительские собрания в различных формах, тренинги, дни здоровья, соблюдение и традиций гимназии, мероприятия арт-терапии, трудовые десанты (субботники), создание Книги памяти, создание личного портфолио, портфолио класса, кружковая деятельность, олимпиады, викторины.
— активная жизненная позиция;
— приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
— патриотическое и гражданское самосознание;
— уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
— эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
— представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
Формы подведения итогов реализации воспитательной программы:
— составление личного портфолио учащегося, портфолио класса;
— участие в мероприятиях различного уровня;
— диагностика (определяется применением методов сравнительного анализа, анализа результатов деятельности, наблюдения, анкетирования);
— вовлечение в досуговую деятельность, общественные организации города;
— укрепление традиций гимназии, создание новых;
— формирование лидерской группы из инициативных и активных учащихся класса, родительской общественности;