Программа пкрс что это
ОПОП или ППССЗ и ППКРС?
Александра, здравствуйте! Можно ли задать Вам вопрос? Вы так легко разбираетесь во всей нормативной документации. Надеюсь на Вашу помощь! Александра, сейчас вышли новые актуализированные ФГОС и ФГОС по ТОП-50. Правильно ли я поняла, что теперь нет ППССЗ, а стало ООП? И программы, рабочие в том числе, теперь менять на ООП? Если раньше, допустим на 1 курсе, рабочая программа звучала так: Рабочая программа по уч.дисциплине «География» программы подготовки специалистов среднего звена специальности технического профиля и т.д…. то теперь нужно писать РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧ.ДИСЦ. ГЕОГРАФИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ…? и внутри ППССЗ меня на ООП?
Термин ППССЗ сохранился, вот цитата из ФГОС:
«1.3. Содержание СПО по специальности определяется программой подготовки специалистов среднего звена (далее — образовательная программа), разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО.»
А вот цитата из ФГОС по профессии:
1.3. При разработке программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее — образовательная программа) образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении N 1 к настоящему ФГОС СПО.
Более того, термины ОПОП, ППКРС и ППССЗ введены Законом об образовании. Он имеет больший вес, чем приказы, которыми утверждены ФГОС. На самом деле ФГОСы не противоречат закону, а исполняют его (аббревиатуры добавила я):
Статья 12. Образовательные программы
3. К основным образовательным программам относятся:
2) основные профессиональные образовательные программы (ОПОП):
а) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС), программы подготовки специалистов среднего звена(ППССЗ);
И по старым, и по новым ФГОС и ОПОП, и ППКРС, и ППССЗ имеют право на употребление. Разница в том, что ОПОП — обобщенное название программы, а ППКРС и ППССЗ — более узкие, указывающие на конкретные программы по профессии или по специальности
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Основная профессиональная образовательная программа
среднего профессионального образования
по направлению подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии среднего профессионального образования
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Основная профессиональная образовательная программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 50 от 29 января 2016 года, зарегистрировано в Минюсте РФ 24.02.2016, регистрационный № 41197
Клюева И.В., мастер производственного обучения первой категории, ГБПОУ «НПТТ»
Грибанова Г.В., заведующий методическим кабинетом ГБПОУ «НПТТ»
1.1. Общие сведения о программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС)
1.2. Нормативно-правовые основы разработки ППКРС
1.3. Общая характеристика ППКРС
1.4. Требования к абитуриентам
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения ППКРС
2.1. Область профессиональной деятельности
2.2. Объекты профессиональной деятельности
2.3. Виды профессиональной деятельности
2.4. Компетенции выпускников, формируемые в результате освоения данной ППКРС
3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса.
3.2. Программы дисциплин и профессиональных модулей профессионального цикла
Программы общепрофессиональных дисциплин
3.2.1. Программа ОП.01 Основы инженерной графики
3.2.2. Программа ОП.02 Основы автоматизации производства
3.2.3. Программа ОП.03 Основы электротехники
3.3.4. Программа ОП.04 Основы материаловедения
3.2.5. Программа ОП.05 Допуски и технические измерения
3.2.6. Программа ОП.06 Основы экономики
3.2.7. Программа ОП.07 Безопасность жизнедеятельности
Программы профессиональных модулей
3.2.9. Программа ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы
3.2.10. Программа ПМ. 02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом
3.2.11. Программа ПМ.04 Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением
3.3. Программа учебной и производственной практики
4. Материально-техническое обеспечение реализации ППКРС
4.1. Кадровое обеспечение образовательного процесса
4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
4.3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
5. Оценка результатов освоения ППКРС
5.1 Контроль и оценка достижений студентов
5.2 Организация итоговой государственной аттестации выпускников
6. Возможности продолжения образования
1.1. Общие сведения о ППКРС
ППКРС регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускников по данному направлению и включает в себя: стандарт ФГОС СПО, учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, рабочие программы профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки студентов.
1.2. Нормативно-правовые основы разработки основной профессиональной образовательной программы
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 50 от 29 января 2016 г., зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 41197 от 24 февраля 2016г.)
Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации;
Устав ГБПОУ «Нижегородский промышленно-технологический техникум»;
Примерная образовательная программа.
1.3. Общая характеристика ППКРС.
ППКРС ориентирована на реализацию следующих принципов:
деятельностный и практикоориентированнный характер учебной деятельности в процессе освоения основной образовательной программы;
приоритет самостоятельной деятельности студентов;
ориентация при определении содержания образования на запросы работодателей и потребителей;
связь теоретической и практической подготовки СПО,
ориентация на формирование готовности к самостоятельному принятию профессиональных решений, как в типичных, так и в нетрадиционных ситуациях.
Нормативный срок освоения ППКРС базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 2 года 10 месяцев. Присваиваемая квалификация:
Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом
Сварщик частично механизированной сварки плавлением
Трудоемкость ППКРС по очной форме обучения составляет 2449 часов, и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплинам общепрофессионального и профессионального циклов, учебную и производственную практику 39 недели, промежуточную аттестацию 4 недели, государственную (итоговую) аттестацию 3 недели.
По завершению образовательной программы выпускникам выдается диплом о среднем профессиональном образовании и уровне квалификации государственного образца.
1.4. Требования к абитуриенту
Абитуриент должен иметь документ государственного образца об основном общем образовании или среднем общем образовании.
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника:
изготовление, реконструкция, монтаж, ремонт и строительство конструкций различного назначения с применением ручной и частично механизированной сварки (наплавки) во всех пространственных положениях сварного шва.
2.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
технологические процессы сборки, ручной и частично механизированной сварки (наплавки) конструкций;
сварочное оборудование и источники питания, сборочно-сварочные приспособления;
детали, узлы и конструкции из углеродистых и конструкционных сталей и из цветных металлов и сплавов;
конструкторская, техническая, технологическая и нормативная документация.
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника
Проведение подготовительных, сборочных операций перед сваркой, зачистка и контроль сварных швов после сварки;
Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом;
Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением;
2.4. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения данной ППКРС.
Результаты освоения ППКРС определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности:
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
1. Проведение подготовительных, сборочных операций перед сваркой, зачистка и контроль сварных швов после сварки .
ПК 1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.
ПК 1.2. Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке.
ПК 1.3. Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки.
ПК 1.4. Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки.
ПК 1.5. Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку.
ПК 1.6. Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку.
ПК 1.7. Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрева металла.
ПК 1.8. Зачищать и удалять поверхностные дефекты сварных швов после сварки.
ПК 1.9. Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документации по сварке.
2. Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом.
ПК 2.1. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва.
ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва.
ПК 2.3. Выполнять ручную дуговую наплавку покрытыми электродами различных деталей.
ПК 2.4. Выполнять дуговую резку различных деталей.
3. Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением различных деталей.
ПК 4.1. Выполнять частично механизированную сварку плавлением различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва.
ПК 4.2. Выполнять частично механизированную сварку плавлением различных деталей и конструкций из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва.
ПК 4.3. Выполнять частично механизированную наплавку различных деталей.
3. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ППКРС по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
В соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ППКРС регламентируется рабочим учебным планом СПО (приложение 1).
Учебный план ППКРС (далее – учебный план) регламентирует порядок реализации ППКРС.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» учебный план является частью ППКРС.
Учебный план определяет качественные и количественные характеристики ППКРС:
объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;
перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик);
последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей;
виды учебных занятий;
распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения;
объемные показатели подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации.
Максимальный объем учебной нагрузки студентов составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы.
Максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов составляет 36 академических часов в неделю.
При формировании учебного плана распределен весь объем времени, отведенного на реализацию ППКРС, включая вариативную часть.
При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовывается как концентрированно, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки студентов.
3.2. Программы дисциплин и профессиональных модулей профессионального цикла
ППКРС содержит рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки студентов (приложение 2).
ГБПОУ «НПТТ» обновляет ППКРС в части состава дисциплин (модулей), установленных в учебном плане, и (или) содержание рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) с учетом изменения законодательства РФ, требований рынка труда по мере необходимости.
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
4. Материально-техническое обеспечение реализации ППКРС
4.1. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны обладать знаниями и умениями, соответствующими профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса.
Все дисциплины учебного плана обеспечены рабочими программами, а также учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам ППКРС.
При реализации ППКРС используется как традиционные, так и инновационные образовательные технологии: метод проектов с применением в соответствующих предметных областях, применение информационных технологий в учебном процессе (организация свободного доступа к ресурсам Интернет, предоставление учебных материалов в электронном виде, использование мультимедийных средств), тренинги и пр.
Для реализации компетентностного подхода предусматривается использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций студентов.
В учебном процессе используются компьютерные презентации учебного материала, проводится контроль знаний студентов с использованием компьютерных тестовых заданий. В учебном процессе организуются различные виды контроля знаний студентов: входной, текущий, промежуточный, тематический, итоговый. Государственная итоговая аттестация выпускников включает в себя защиту письменной экзаменационной работы и выпускной практической квалификационной работы.
Внеучебная деятельность студентов направлена на самореализацию в различных сферах общественной и профессиональной жизни. У студентов формируются профессионально значимые личностные качества, такие как эмпатия, толерантность, ответственность, жизненная активность, профессиональный оптимизм и другие. Решению этих задач способствуют различные мероприятия: научно-практические конференции, педагогические чтения, Дни здоровья, творческие конкурсы и конкурсы профессионального творчества и др.
В неаудиторная работа имеет необходимое методическое обеспечение.
Каждый обучающийся имеет доступ к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. В целях обеспечения самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и по каждому междисциплинарному курсу, а так же имеет доступ к банку электронных учебников.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Так же имеются официальные, справочно-библиографические и периодические издания.
4.3. Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
ГБПОУ «НПТТ» располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной и междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Кабинеты: технической графики; безопасности жизнедеятельности и охраны труда; теоретических основ сварки и резки металлов.
Лаборатории: материаловедения; электротехники и сварочного оборудования; испытания материалов и контроля качества сварных соединений.
Мастерские: слесарная; сварочная для сварки металлов.
Спортивный комплекс: спортивный зал; открытый стадион, полигон с элементами полосы препятствий; место для стрельбы.
Залы: библиотека, кабинет с выходом в сеть Интернет, актовый зал.
Техникум имеет достаточную степень компьютеризации учебного процесса. Оснащенность образовательного процесса компьютерной техникой следующая: персональные компьютеры, ноутбуки, мультиме дийные проекторы, принтеры, с канеры, цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат.
5. Оценка качества освоения студентами ППКРС
5.1. Контроль и оценка достижений студентов
В соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) оценка качества освоения студентами основной профессиональной образовательной программы включает т екущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию студентов.
Контроль успеваемости и промежуточная аттестация знаний проводится в соответствии с «Положением о проведении итоговой аттестации учащихся ГБПОУ «Нижегородский промышленно-технологический техникум».
В учебном процессе применяют следующие формы контроля и промежуточной аттестации:
«Об образованиии в Российской Федерации»
Рнформационный портал РїРѕ внедрению эффективных организационно-управленческих Рё финансово-экономических механизмов, структурных Рё нормативных изменений, новаций
Вы здесь
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Гарантии общедоступности и бесплатности не распространяются на тех лиц, которые получают образование соответствующего уровня повторно. Повторным является получение среднего профессионального образования по программам специалистов среднего звена и программам квалифицированных рабочих или служащих лицами, имеющими диплом с присвоением соответствующей квалификации. По смыслу части 5 статьи 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ повторным является также получение среднего профессионального образования по программам квалифицированных рабочих или служащих лицами, имеющими диплом специалиста среднего звена. В свою очередь, лицо, имеющее квалификацию квалифицированного рабочего или служащего и желающее продолжить свое обучение по программам специалиста среднего звена, имеет право на прием на бесплатной и общедоступной основе. Это означает, что лицо, получившее диплом специалиста среднего звена, не имеет права получать образование по программам квалифицированного рабочего или служащего, и не будет пользоваться льготами и бюджетными ассигнованиями. Поэтому, ППКРС студент сможет осваивать только за внебюджетные средства. Если на данный момент у студента нет ни одной квалификации, то, на мой взгляд, наиболее приемлемым является получения сначала ППКРС, а затем подача документов на ППССЗ. В таком случае студент может в обоих случаях рассчитывать на обучение за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Таов М.А.
Пограмма подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЛЬЯНОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ (ППКРС)
методической цикловой комиссией
подпись инициалы, фамилия
ППКРС среднего профессионального образования по профессии 23.01.01 Автомеханик разработана на основе ФГОС по профессии СПО, утвержденного приказом МОиН РФ от 01.01.2001г. № 000 и профессионального стандарта по профессии.
Зам. директора по учебно-производтсвенной работе
подпись инициалы, фамилия
подпись инициалы, фамилия
«12» сентября 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Нормативно-правовые основы разработки ППКРС
1.2.Нормативный срок освоения программы
1.3. Пояснительная записка
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
и требования к результатам освоения ППКРС…………………………………12
2.1. Область и объекты профессиональной деятельности
2.2. Виды профессиональной деятельности и компетенции
2.3. Специальные требования
3. Документы, определяющие содержание и организацию
образовательного процесс…………………………………………………………. 14
3.1. Базисный учебный план
4. Материально-техническое обеспечение реализации ППКРС………………. 17
5. Оценка результатов освоения ППКРС. 19
5.1. Контроль и оценка достижений обучающихся
5.2. Порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы
6. Приложение (Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей представлены в приложении)
1. Программа ОП.01 Электротехника
2. Программа ОП.02. Охрана труда
3. Программа ОП.03. Материаловедение
4. Программа ОП.04. Безопасность жизнедеятельности
5. Программа ФК.00 Физическая культура
6. Программа ОП.05. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
7. Программа ОП.06 Технология личностного профессионального развития
9. Программа ОП.08 Техническая механик
10. Программа ОП.09 Информационные технологии в профессиональной деятельности
11. Программа ОП. 10 Экологические основы природопользования
12. Программа ОП.12 Инструменты фирмы BOSCH для автослесарных работ
Программы профессиональных модулей
13. Программа профессионального модуля ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
14. Программа профессионального модуля ПМ.02 Транспортировка грузов и перевозка автомобилей
15. Программа профессионального модуля ПМ.03 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами
16. Программа учебной и производственной практики
1.1. Нормативно-правовые основы разработки ППКРС
Программа подготовки квалифицированных рабочих служащих по профессии 23.01.01 Автомеханик – комплекс нормативно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников.
Нормативную правовую основу разработки ППКРС составляют:
— Федеральный закон РФ от 01.01.2001г. «Об образовании в Российской Федерации»;
— Постановление Правительства РФ от 01.01.2001г. № 000 Типовое положение «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования»;
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.2001г. № 000 «Положение о практике обучающихся, осваивающих профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»;
— Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.01.2001г. № 000 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по основным программам профессионального обучения»;
— Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.01.2001г. № 000 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
— Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.01.2001г. № 000 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
— Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.01.2001г. № 000 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».
Учебно-методическая база введения и реализации ФГОС СПО:
— Рекомендации по формированию примерных программ учебных дисциплин СПО на основе ФГОС СПО (27 августа 2009г.);
— Рекомендации по формированию примерных программ профессиональных модулей СПО на основе ФГОС СПО (27 августа 2009г.);
— Письмо МОН РФ от 01.01.2001 №12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО»;
— Письмо ФИРО от 01.01.2001 №/709 «О рекомендациях издательств по использованию учебной литературы при реализации образовательных программ НПО и СПО в рамках ФГОС 3-го поколения»;
— Письмо МОН РФ от 01.01.2001 №03-1180 «Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в ОУ НПО/СПО».
1.2. Нормативный срок освоения программы
Нормативный срок освоения программы подготовки по профессии Автомеханик при очной форме получения образования: – на базе основного общего образования – 2 года 5 месяцев.
Квалификация выпускника: слесарь по ремонту автомобиля; водитель автомобиля категории В и С; оператор заправочных станций.
1.3. Пояснительная записка
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих, разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по профессии 23.01.01 Автомеханик, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «02» августа 2013 г. № 000 и предназначена для освоения ППКРС по выше указанной профессии.
ППКРС по профессии 23.01.01 Автомеханик предусматривает освоение следующих профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94); слесарь по ремонту автомобиля; водитель автомобиля категории В и С; оператор заправочных станций и учитывает специфику регионального рынка труда, направлена на удовлетворение потребностей работодателей.
Данная программа позволяет выявить уровень развития профессионально значимых личных качеств, склонностей и способностей обучающихся, таких как:
— уровень развития интеллекта и способность к обучению;
— общительность и организаторские способности;
— терпимость и сочувствие к людям, сопереживание их проблемам;
— профессиональные интересы и склонности.
Общеобразовательный цикл формируется в соответствии с рекомендациями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (технический профиль) в пределах ППКРС среднего профессионального образования. И осуществляется в соответствии с федеральными базисными учебными планами и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000 в реализации приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.2001 №24).
Техникум при разработке учебного плана и формирования общеобразовательного цикла, исходил из того, что в соответствии с ФГОС СПО нормативный срок освоения ППКРС при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования с получением среднего (полного)общего образования: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 недель.
Опираясь на опыт реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в пределах ППКРС СПО учитывались возрастные и социально-психологические особенности обучающихся.
Техникум учебное время, отведенное на теоретическое обучение (2052 час.) распределил следующим образом: на изучение базовых и профильных учебных дисциплин общеобразовательного цикла на основе Рекомендаций Минобрнауки Росси, 2007. При этом ОБЖ отводится 70 часов (приказ Минобрнауки России от 01.01.2001 г. № 000), на физическую, культуры – по три часа в неделю (приказ Минобрнауки России от 01.01.2001 г. № 000).
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54–академических часа в неделю, включая все виды внеаудиторной и аудиторной учебной работы. Согласно санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательном учреждении СПО СанПиНа 24.3.1186-03» максимальный объем аудиторной учебной нагрузки составляет 36 академических часов в неделю, а максимальная учебная нагрузка на 1 курсе составляет 35 часов. Поэтому общее количество часов на общеобразовательную подготовку составляет 2012 часов (2052 – 40) и 356 часов из общеобразовательной подготовки распределяется на увеличение профессиональной составляющей ППКРС СПО с целью повышения качества подготовки обучающихся по профессии, формирования общих и профессиональных компетенций.
По дисциплине «Физическая культура» предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
Консультации для обучающихся предусматриваются в объеме 100 часов на учебную группу. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются техникумом.
ППКРС по профессии 23.01.01. Автомеханик предусматривает изучение следующих учебных циклов:
— дисциплин технического профиля (1656 час. аудиторной нагрузки).
— общепрофессионального (215 час. аудиторной нагрузки):
— МДК профессиональных модулей (551 час. аудиторной нагрузки):
— ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;
— ПМ.02 Транспортировка грузов и перевозка автомобилей;
— ПМ.03 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.
— физическая культура (40 час.);
— учебная практика (производственное обучение 144 час.);
— производственная практика (540 час.).
Вариативная часть циклов ППКРС (программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих) представлена:
1. Дополнительной учебной дисциплиной ОП.06 «Технология личностного профессионального развития обучающегося». Данная дисциплина поможет сделать основной акцент на становление и развитие личностных характеристик обучающегося. Установить соотношение между мотивационно-потребностной сферой личности, и квалификацией работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовность к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. На предмет отводится 48 час. обязательной учебной нагрузки и 68 максимальной учебной нагрузки. Заканчивается изучение дисциплины – зачетом.
2. Дополнительной учебной дисциплиной ОП.07 «Основы предпринимательской деятельности». Данная дисциплина даст возможность развития инициативной самостоятельной деятельности граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Осуществление нахождение и формирования спроса на выполненную работу, оказание услуг, и удовлетворение его, путем изготовления (создания) (выполненных работ, оказанных услуг) в качестве товара. Безразлично, сам ли предприниматель организует производство этих товаров или выступает в качестве посредника между производителем и потребителем. На предмет отводится 36 час. обязательной учебной нагрузки и 51 максимальной учебной нагрузки.
3. Дополнительной учебной дисциплиной ОП.09 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в количестве 48 час., с целью повышения информационно-технологической культуры и применения информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» на основе рекомендаций работодателей. Заканчивается изучение дисциплины контрольными работами.
4. Дополнительной учебной дисциплиной «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» ОП.05 в количестве 36 час., с целью повышения представления об основных аспектах правовой деятельности выпускника в условиях рыночной экономики. Заканчивается изучение дисциплины – контрольной работой.
5. Дополнительной учебной дисциплиной ОП.10 «Экологические основы природопользования» в количестве 54 час., с целью формирования умений:
— по проведению анализа и прогнозирования экологических последствий различных видов деятельности;
— по использованию в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
— по соблюдению в профессиональной деятельности регламента экологической безопасности;
— по использованию необходимых нормативно-правовых документов;
— по применению документации систем качества.
6. Дополнительной учебной дисциплиной ОП.11 «Инструменты фирмы BOSCH для автослесарных работ» в количестве 54 час. Сформированные в результате освоения УД знания и умения могут стать базовыми структурными элементами для компетенций, формируемых в профессиональных модулях в рамках ППКРС в соответствии с ФГОС.
7. Дополнительной учебной дисциплиной ОП.08 «Техническая
механика» в количестве 34 час., с целью формирования умений: производить расчёты на растяжение и сжатие, на срез и кружение, на изгиб;
выбирать детали и узлы на основе анализа их свойств для конкретного применения; пользоваться государственными стандартами и другой нормативной документацией.
Количество часов так же распределены на:
Увеличение объема ОП.01 (на 15 часов) «Электротехника» способствует лучшему овладению умениями пользоваться электрифицированным оборудованием.
Увеличение объема ОП.03 (на 25 часов) способствует лучшему овладению умениями выбора материала для профессиональной деятельности, и определять основные свойства материалов по маркам.
Увеличение объёма часов ПМ.01, ПМ.02 (на 183 час.) способствует интеграции теории и практики, приближения обучения к условиям реальной трудовой деятельности. А также расширению и углублению подготовки профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника, в соответствии с запросами регионального рынка труда в области технического обслуживания, ремонта и управления автомобильным транспортом.
В учебном плане дано примерное распределение дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, учебной и производственной практики.
В учебный план, программы учебных дисциплин и профессиональных модулей могут вноситься изменения и дополнения с учетом потребностей работодателя и региональных требований рынка труда.
Мониторинг рынка труда позволяет конкретизировать квалификационные характеристики и определять образовательные приоритеты с учетом региональной специфики.
Целью мониторинга рынка труда является изучение конкурентоспособности выпускников в производственной сфере Ульяновской и других областей, в перспективах трудоустройства и дальнейшей успешной социальной адаптации.
Консультации с руководителями автотранспортных предприятий позволили сделать вывод о необходимости подготовки рабочих по профессии «Автомеханик».
Изменения и коррективы в ППКРС рассматриваются методической комиссией и утверждаются председателем.
Профессиональный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав модулей входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводится учебная и производственная практика в объеме 684 часа (19 недель).
Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся, и проводится при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей, чередуясь с теоретическими занятиями.
Производственная практика реализовывается концентрировано на предприятиях и организациях района и области, которые соответствуют профилю подготовки обучающихся.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются по каждому виду практики техникумом самостоятельно.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
В процессе обучения особое внимание обращено на необходимость прочного усвоения и выполнения требований безопасности. В этих целях преподаватель теоретического и мастер производственного обучения, помимо изучения общих требований безопасности, предусмотренных программами, значительное внимание уделяют требованиям безопасности труда, которые необходимо соблюдать в каждом конкретном случае при изучении каждой темы или переходе к новому виду работ в процессе обучения.
Мастер производственного обучения обучает эффективной организацией труда, правилами использования техники и передовых технологий на каждом рабочем месте и участие, детально рассматривать пути повышения производительности труда и меры экономии материалов и энергии.
К концу обучения каждый обучаемый должен уметь самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, технологическими условиями и нормами, установленными на предприятии. Экзамены квалификационные проводятся в соответствии с положением о порядке аттестации рабочих в различных формах обучения. Выпускнику выдается диплом или свидетельство СПО установленной формы и содержания.
Формы проведения консультаций – групповые.
Формы проведения промежуточной аттестации – зачет, дифференцированный зачёт, экзамен, экспертная оценка, выполнение самостоятельных, практических и контрольных работ.
Формы проведения государственной (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа).
Практикоориентирование программы составляет 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения ППКРС
2.1. Область и объекты профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускника: техническое обслуживание, ремонт и управление автомобильным транспортом; заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.
Объектами профессиональной деятельности выпускника:
— технологическое оборудование, инструмент и приспособления для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;
— оборудование заправочных станций и топливно-смазочные материалы;
— техническая и отчетная документация.
2.2. Виды профессиональной деятельности выпускника:
— Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;
— Транспортировка грузов и перевозка пассажиров;
— Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.
Профессиональные компетенции выпускника
ПМ. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта:
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы;
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания;
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности;
ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
ПМ. 02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров:
ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий «В» и «С»;
ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров;
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования;
ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств;
ПК 2.5. Работать с документацией установленной формы;
ПК 2.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.
ПМ. 03 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами:
ПК 3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях;
ПК 3.2. Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций;
ПК 3.3. Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию.
Общие компетенции выпускника:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем;
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами руководством, клиентами;
ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. Документы, определяющие содержание и организацию
3.1. Базисный учебный план
Настоящий базисный учебный план ОГБОУ СПО «УПСТ» разработан в соответствии с ФГОС, на основании Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 23.01.01 Автомеханик среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «02» августа 2013 г. № 000.
Квалификация выпускника: слесарь по ремонту автомобиля; водитель автомобиля категории В и С; оператор заправочных станций
часов вариативной части ППКРС и часов, высвобожденных из образовательной подготовки по профессии 23.01.01. Автомеханик