Профсоюз ржд что дает работнику
КАКИЕ ВИДЫ КОМПЕНСАЦИЙ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ОТ РЖД
Для кого положены?
Работникам РЖД предоставляется внушительный перечень преференций. Существуют отдельные категории граждан, которым полагаются индивидуальные льготы. Общие же формы поддержки доступны:
Иногда перечень получателей льгот и дотаций увеличивается.
Например, такое возможно, если сам работник умер во время несения службы. Тогда его семья получает финансовую и иную помощь без ограничений по количеству детей.
Форматы преференций
РЖД – одна из крупнейших российских компаний. По состоянию на 2021 год в ней работает более 748 000 человек. Такой большой штат обязывает руководство компании разрабатывать внутри организации свои гарантии и преференции. Отображаются они в коллективном договоре. До конца 2022 года действует соглашение, подписанное и утвержденное 28 октября 2021 года. Составлено оно руководящим составом РЖД с учетом мнения Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей.
В коллективном договоре прописаны льготы, на которые могут рассчитывать работники компании. Можно выделить следующие категории материальных преференций:
Проще говоря, льготы могут иметь полностью бесплатный характер, предоставляться в формате скидки или возврата потраченных средств. Есть у сотрудников РЖД и нематериальные льготы, например, трудовые.
Скачать для просмотра и печати: Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2020–2022 гг.
Выплаты работникам ржд при рождении ребенка
Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух и более детей пособие выплачивается на каждого. При рождении мертвого ребенка (форма справки №26) единовременная выплата не назначается. Данное пособие выплачивается, если факт рождения зарегистрирован в органах ЗАГСа в установленном порядке. При этом не имеет значения, сколько времени прожил младенец после рождения. Государство заинтересовано в рождении здоровых детей. Поэтому от беременных требуется периодическое посещение врача, сдача анализов, прохождение УЗИ — все это помогает в своевременном обнаружении и устранении проблем в развитии ребенка. И чтобы женщины в положении не оттягивали визит к врачу, государство выплачивает им определенную сумму. Необходимое условие — постановка на учет в женской консультации в первые три месяца беременности для наблюдения и заполнения карты.
Коллективный договор оао «ржд» на 2014-2016 годы Главное, что следует понимать как работникам, так и работодателю, это то, что материальная помощь при рождении ребенка является сугубо добровольной.
В случае изменения размера выплаты, пособие в измененном размере назначается, если малыш родился в день, когда в соответствии с федеральном законом был изменен размер пособия, и позднее. Если младенец родился до вступления в силу федерального закона, которым был изменен размер выплаты, пособие выплачивается в ранее установленном размере, независимо от того, когда последовало обращение за ним.
Трудовые преференции
Руководство старается обеспечить своим сотрудникам оптимальные условия труда. Так, те, кто трудится на железной дороге (вне зависимости от должности), могут получить следующие формы трудовых льгот:
Компания также заинтересована в привлечении молодых сотрудников для работы на Крайнем Севере. Для таких граждан предусмотрены отдельные формы поддержки. Более того, при нуждаемости в жилье организация готова взять на себя все соответствующие расходы. Как правило, жилье предоставляют из жилфонда РЖД.
Ряд преференций существует и в случае сокращения сотрудников. Так, льготы такого характера могут получить (в форме приоритетного оставления на должности):
Во время сокращения сотрудникам также предлагают альтернативные вакансии. Нередко работникам приходится переходить на менее хорошо оплачиваемую должность. Тогда РЖД из своих средств производит доплату до среднего уровня з/п в течение 3 месяцев.
Длительность оплачиваемого отпуска составляет 28 дней. Для инвалидов этот срок увеличен до 30 дней, для несовершеннолетних – до 31 дня. Дополнительные отпуска в размере 7 дней положены лицам, трудовая деятельность которых сопряжена с вредными, опасными условиями. Для некоторых должностей также предусматривается дополнительный отпуск длительностью 14 дней с оплатой, к примеру, это правило действительно для машинистов тепловозов.
Право на получение корпоративной пенсии
Претендовать на получение негосударственной пенсии могут все сотрудники РЖД, которые соответствуют параметрам для назначения данного рода пенсии, а также ежемесячно принимают участие в программе, перечисляя определенную сумму взноса в фонд. При переводе на новую должность или место работы, где поддерживается НПО «Благосостояние», право на получение пенсии сохраняется.
Важно знать! Закон о страховых пенсиях
Если человек уволился с места работы в сфере РЖД до момента выхода на пенсию, он может компенсировать недостаток лет или стажа увеличением суммы ежемесячного платежа, либо погашением долга, который рассчитывается на момент увольнения. Это позволит получать корпоративную пенсию по достижению возраста с сохранением всех платежей, вносимых ранее.
Гарантии по зарплате
Финансовые выплаты – одна из важнейших составляющих для любого человека. Поэтому РЖД устанавливает следующие правила в отношении заработной платы:
Формирование зарплаты для работников на разных должностях производится индивидуально. Также учитывается стаж работы, переработки, условия труда. Также существуют затраты, которые полностью компенсируются за счет компании. Сюда относятся:
Денежные выплаты иного характера
К сожалению, иногда работники РЖД получают физические увечья или погибают на рабочем месте. Тогда для них предусматривается дополнительный перечень финансовых преференций. При установлении инвалидности вследствие профессионального заболевания назначается единоразовая выплата. Размер ее зависит от группы инвалидности:
Если же во время работы сотрудник погиб не по своей вине, то его родственникам полагаются следующие формы финансовой помощи:
Кстати, для детей погибших сотрудников кроме ежемесячной выплаты предоставляется возможность бесплатно обучиться по профильному направлению, если их возраст не достиг 24 лет.
Какой размер льготы работникам РЖД в 2021 году
Кодекс социальной корпоративной ответственности был утвержден еще в 2008 году. В него входят следующие льготы:
1) В случае смерти работника РЖД, члены его семьи могут получать поддержку при покупке жилья, дети до 18 лет имеют право пользоваться льготами на обучения в школьных и высших учебных заведениях.
2) Дети с 14 до 24 лет в случае смерти работника РЖД от несчастного случая на производстве, имеют право бесплатно учиться не только в средних, но и в высших учебных заведениях.
3) Работникам РЖД, потерявшим свое здоровье во время теракта при исполнении своих служебных обязанностей, могут рассчитывать на бесплатное лечение. Сюда относится полный спектр реабилитационных услуг включая психологической и терапевтической поддержкой.
Кроме социальных льгот, работникам РЖД предусмотрены и трудовые льготы. Независимо от занимаемой должности, каждый сотрудник РЖД получает различные скидки, предусмотренные работодателем:
1) В случае необходимости работнику предоставляется жилплощадь по договору найма из фонда РЖД (при наличии свободного). Все расходы на себя берет на себя работодатель в полном объеме.
2) Работникам РЖД Крайнего Севера предоставляется помощь по специальной программе “Молодежь ОАО РЖД”.
3) Работникам РЖД оплачивается высшее образование, курсы переподготовки. Как правило, это происходит без отрыва от основной работы на производстве. Два раза в год работник имеет право воспользоваться бесплатным проездом на жд транспорте в плацкартном вагоне в обе стороны по месту назначения.
4) Сотрудники, чей рабочий стаж превышает 20 лет, и которым до выхода на пенсию осталось 2 года, имеют преимущества при сокращении остаться работать на предприятии.
5) Во время работы в подразделениях РЖД сотрудника могут призвать в армию. После увольнения в запас не позднее чем 3 месяца до этого события, работник имеет право вновь занять свою должность. При этом он получает одноразовую материальную помощь в размере 4,600 тысяч рублей.
6) В семье, где одновременно работают два супруга, увольнять сразу обоих категорически запрещено законом. Такой случай имеет место только в случае полного закрытия предприятия.
В зависимости от региона, оклад работников РЖД меняется. Однако, средняя заработная плата работника путей составляет 20,000 – 25,000 рублей, начальника станции – от 27,000 рублей, монтера путей – от 19,000 до 35,000 рублей, проводника пассажирского вагона от 23,000 рублей, сотрудника ремонтно-конструкторского бюро от 24,000 рублей.
Кроме полноценной оплаты труда в 2021 году работники РЖД смогут воспользоваться следующими льготами:
– финансовая помощь в определенных случаях; – санаторно-курортное лечение; – полный соцпакет; – бесплатный проезд на жд транспорте до места работы; – бесплатный проезд на поездах дальнего следования в обе стороны один раз в год.
Кроме этого сотрудникам РЖД предоставляются еще и другие льготы. Если работник отработал на предприятии более 3 лет, он получает к основному окладу еще и дополнительную надбавку за “верность” каждый год. Равняется она в среднем трем месячным заработным платам. Несмотря на всю нестабильность экономической ситуации в стране, ЖД компании продолжают выплачивать своим работникам официальную заработную плату в полном объеме, включая дополнительные “бонусы” и льготы.
Компенсационный пакет
Одной из форм льгот является предоставление компенсационного пакета. Он был создан для привлечения людей на работу в РЖД. Суть заключается в компенсации части собственных затрат служащего. Правда, распространяется это правило на тех работников, которые:
Перечень компенсационных затрат время от времени меняется. Например, в 2021 году сюда входят затраты на оплату детского сада, спортивных учреждений (секций, спортзалов и т. д.), летнего отдыха детей и родителей на территории России, проезда на работу в общественном транспорте и т. д.
Такой формат льгот предусматривает необходимость подтверждения своих трат – надо сохранять чеки и другие платежные документы. После их предоставления принимается решение о компенсации, а деньги переводятся вместе с очередной з/п на банковскую карту работника.
Для пенсионеров
Те сотрудники, которые вышли на пенсию, работая в РЖД, имеют право на особые преференции. Перечень их включает:
Почетные работники могут рассчитывать на дополнительные преференции, в том числе финансовые. Все вместе должно помочь вести пенсионерам достойный образ жизни.
Прочтите: Какие льготы положены по потере кормильца в 2021 году
Преференции неработающим пенсионерам
Чтобы получать пенсию от РЖД, потребуется иметь стаж работы в отмеченной компании как минимум, 10 лет, а в ряде ситуаций – не менее 20 лет. Если оформление пенсии происходит ввиду получения инвалидности после выполнения должностных обязанностей, то количество лет стажа не влияет на назначение выплат.
Так, неработающие пенсионеры РЖД получают следующие преференции:
Таким образом, льготы работникам РЖД – это действенный инструмент привлечения новых сотрудников в компанию и сохранения штата.
Роспрофжел: защитник или социальный отдел РЖД? Расследование vgudok.com о деятельности официального профсоюза ЖД-монополии
Наши коллеги из корпоративного издания ОАО «РЖД» опубликовали большое интервью с председателем Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей («Роспрофжел») Николаем Никифоровым. Материал приурочен к 115-летию профсоюза в апреле. Мы не могли пройти мимо, тем более что профсоюзную тему уже изучали предметно. Для начала предлагаем взглянуть на результаты опроса, проведённого в самой массовой группе железнодорожников в одной из соцсетей.
Только 2% принявших участие в голосовании полностью поддерживают Роспрофжел, почти 6% не теряют надежды, 12,5% ставят результативность этой общественной организации в зависимость от лидера первички. Две трети респондентов отказывают союзу в праве на существование. Затруднившихся сделать свой выбор, но желающих узнать итог голосования, 14%. В чём же дело? Давайте обратимся к интервью профсоюзного лидера. В самом начале Николай Алексеевич сообщил читателям железнодорожной ежедневки: «наша главная задача — улучшение социально-экономического положения работников». Звучит красиво. Только Устав Роспрофжел считает иначе.
«2.2. Основные задачи Профсоюза:
2.2.1. защита прав и интересов членов Профсоюза […];
2.2.2. обеспечение защиты права члена Профсоюза на рабочее место […];
2.2.3. обеспечение защиты права члена Профсоюза на справедливую оплату труда […];
2.2.4. контроль за соблюдением работодателями (их представителями) законодательства о труде […], защита членов Профсоюза от незаконных взысканий, увольнений и других противоправных действий;
2.2.5. социальная поддержка членов Профсоюза;
2.2.6. реальное повышение жизненного уровня каждого члена Профсоюза;
2.2.7. обеспечение каждому члену Профсоюза гарантий и компенсаций […];
2.2.8. защита прав и интересов членов Профсоюза при реорганизации, ликвидации, приватизации […]».
Обратили внимание? Председатель Роспрофжел говорит одно, в Уставе — немного другое. «Защита прав и интересов» проходит лейтмотивом задач профсоюза. Она же является единственной целью создания профсоюзов согласно Закону от 12.01.1996 №10-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст.2, ч. 1):
«Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов».
Как видим, путаница начинается на этапе понимания целей и задач союза его лидерами и, как следствие, рядовыми членами. Возможно, именно поэтому официальный профсоюз никто и не воспринимает, как защитника. Путёвочки, подарочки на Новый год, 23 февраля/8 марта, матпомощь (три тысячи дадут — считай, хорошо) на свадьбы-рождения-похороны. Детишек в летний лагерь.
Машинисты МЦК сообщили, что профсоюз согласовывает графики работы, в которых заложены переработки.
Повышение жизненного уровня своих членов (интересно, как?), о котором говорит г-н Никифоров, Устав Роспрофжел декларирует только шестым пунктом. Если исходить из положений закона, а не трактования задач Роспрофжела его лидером и восприятия этого союза работниками монополии, то картина складывается следующая.
Разочаровавшись в профсоюзе «официальном», помощник машиниста Алексей Мироненко организовал в депо Новокузнецк ЗСДТ первичную организацию Межрегионального профсоюза железнодорожников (МПЖ). Его уволили. Не защитил Роспрофжел машиниста Алексея Огневенко, которого уволили за участие в забастовке. Помог железнодорожнику лишь ЕСПЧ. На Западно-Сибирской дороге провели липовую оценку условий труда, повлекшую снижение размера оплаты труда. Роспрофжел молчал. Машинист Сергей Болтунов из депо Новосибирск ЗСДТ пытался заставить работодателя работать по им же утверждённым инструкциям. Итог – администрация включила репрессивную машину на всю мощь. Голоса профсоюза не слышно.
«А где роль профсоюзов? За что им отчисляют деньги? Под ответ их вместе с руководством ФПК!» — оценил участие Роспрофжела наш читатель в ответ на публикацию о письме проводника ФПК президенту страны с просьбой отменить повышение пенсионного возраста для этой категории работников.
Всё необходимое для реальной защиты прав работника в Уставе Роспрофжела есть.
Ещё один проблемный для работника монополии вопрос — т.н. «оптимизация». Мы много писали о ней, к примеру в этом материале или в этой статье. Много упоминаний об этом и в письмах наших читателей. Смысл один: обычное сокращение штатов при прежнем или бо́льшем объёме работы. Цитируем Николая Никифорова: «Позиция профсоюза — не соглашаться с увольнением работников до тех пор, пока работодатели не представят веских оснований. Например, внедрят новую технику, изменят технологию, станут использовать прогрессивные формы организации труда и производства. Недопустима практика повышения производительности труда исключительно за счёт сокращения штата». Кому верить — решайте сами. Мы верим своим глазам.
Будем объективны. В наших публикациях были и упоминания о профсоюзе в позитивном ключе. К примеру, в депо Дно профсоюз принял активное участие в организации музея. Помог профсоюз и в создании и функционировании музея в депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский. Музей депо в Великих Луках также организован при помощи профсоюза. Одна деталь: было это всё ещё при социализме, а подобная деятельность целью профсоюза не является.
Выходит, совсем всё плохо с достижением Роспрофжела своих целей? Нет! Есть ложка мёда в этой бочке дёгтя! Совсем недавно мы рассказывали о ситуации с соблюдением режима труда и отдыха в депо Хабаровск ДВОСТ Т. Председатель первички Роспрофжела К.С. Варфаламеев предъявил работодателю требование об устранении нарушений. Как ни крути, но этот пример из сообщений наших корреспондентов на сегодняшний день единственный, из которого видно, что профсоюз действует в соответствии со своими целями. Тем не менее, 12,5% респондентов (помните результаты опроса?) верят своим лидерам. Мы не можем с ними не согласиться: всё необходимое для реальной защиты прав работника в Уставе Роспрофжела есть. Нет желания идти против работодателя.
В чём же причина такого более чем печального положения дел? Помните, совсем недавно Роспрофжел очень активно рассказывал, какой замечательный Коллективный договор подготовлен и принят при его непосредственном участии? С мнениями работников и экспертов мы наших читателей знакомили. Давайте ещё раз заглянем в документ.
Оказывается, помещения первичкам предоставляются безвозмездно, а средства на культурно-массовую работу и зарплату председателей первичек берутся у работодателя. Теперь понятна запредельная активность топов Роспрофжела в продвижении документа. Помимо тех пунктов, на которые мы обратили внимание, раздел 9 Коллективного договора устанавливает и другие случаи, когда профсоюз безвозмездно пользуется материальными благами работодателя. Способен такой профсоюз встать к нему в оппозицию? Ответ очевиден.
В этой связи уместно ещё раз вспомнить уже упомянутую нами ст. 2 Закона о профсоюзах:
«Все профсоюзы пользуются равными правами!»
Можете себе представить, что ОАО «РЖД» предоставит материальные блага настоящему, «зубастому» профсоюзу на тех же условиях? Мы тоже. Истоки запредельной любви работодателя и Роспрофжела ясны. Обычная взаимная зависимость. Профсоюз помалкивает, а работодатель оплачивает молчание и силком загоняет работников в организацию, которая должна за ним же и присматривать. Паритет интересов.
Ну и для полноты картины — снова цитата из Закона о профсоюзах.
Есть ли из искусственно созданной ситуации выход? Безусловно. Известный с незапамятных времён: рыночные отношения и конкуренция. Работники будут скидываться своими взносами на зарплату председателя первички только тогда, когда будут видеть прок от его деятельности. Не хватит средств — будет он работать, как миленький, наравне со всеми, а профсоюзную деятельность вести на общественных началах. По мановению волшебной палочки закончатся командировки в курортные регионы по вопросу обеспечения отдыха членов профсоюза. Этот вопрос применительно ко всем работникам будет вынужден решать тот, кому и надлежит это делать: работодатель. Ну а у профсоюза останется только один путь: становиться настоящим защитником. Тогда и интервью лидера не будет восприниматься, как пиар на пустом месте.
Своим взглядом на проблемы Роспрофжела vgudok.com попросил поделиться генерального инспектора труда Союза профсоюзов России Сергея Храмова.
«Роспрофжел позиционирует себя, как консервативная организация, главной задачей которой является улучшение социально-экономического положения работников. Иными словами, это социальный отдел предприятия, ведущий переговоры с работодателем на условиях работодателя и по правилам работодателя. Например, профсоюз готов рассматривать вариант повышения заработной платы на уровне роста производительности труда за счёт частичного использования средств, высвободившихся в связи со снижением численности. Значит, «профкомычи» готовы сократить сотни и тысячи работников (из зарплат которых многие годы удерживается процент в кассу профсоюза), переложив работу уволенных на оставшихся. При этом они готовы согласиться и с очевидным в наших условиях: с тем, что только скромная часть сэкономленного достанется самим оставшимся работникам.
Это уже не говоря о том, что само по себе обсуждение вопроса о «повышении производительности труда» противоречит самой сути понятия «профсоюз». Профсоюз — это объединение людей, работающих по найму, т.е. продающих работодателю-нанимателю свою квалификацию, умноженную на их рабочее время, — рассказал наш собеседник.— А объединение наёмных работников в профсоюз своей важнейшей задачей ставит именно повышение цены этого произведения. Вследствие чего производительность труда является заботой исключительно для работодателя.
На ж/д транспорте процветает премиальная-депремиальная система оплаты труда.
Соцпакет, конечно, это хорошо, но есть и другие, и как мне кажется, более значимые проблемы: это в первую очередь заработная плата, которая оставляет желать лучшего как своим размером, так и, что самое страшное, на ж/д транспорте процветает премиальная-депремиальная система оплаты труда. А это означает, что за любое несогласие с позицией начальства, а к этой категории российские работники относят и «профкомычей» из Роспрофжела и ФНПР, простой машинист, ремонтник, проводник может лишиться половины зарплаты в виде лишения премии, т.е. не предусмотренного ТК РФ взыскания — депремирования. Именно эта, сохраняющаяся с советских времен (Постановление СМ СССР, ЦК КПСС и ВЦСПС № 1115 от 1986 года) премиально-депремиальная система з/п и является инструментом закрепощения работников на всех российских предприятиях.
Кстати, о соцпакете. Как известно, в коллективных договорах и соглашениях Роспрофжела говорится о соцпакете, финансируемом из прибыли РЖД или «дочек». А прибыль, что не менее общеизвестно, это разность между доходом и расходами, в том числе и как раз на заработную плату. Таким образом, требование профсоюза об увеличении соцпакета автоматически означает согласие на снижение з/п… При молчаливом согласии профсоюза, а то и благодаря прямой поддержке работодатель увеличивает время непрерывной работы работников локомотивных бригад, то есть увеличивает плечи обслуживания, в результате чего рабочее время доходит до 12 часов, что можно сравнить с дальнобойщиками (4 часа и отдых). Повсеместно не соблюдается режим междусменного отдыха, работников вынуждают в своё личное время проходить всевозможные инструктажи, совещания. А «профкомычи» Роспрофжела при этом поддакивают, иногда отмалчиваются. Забывая при этом, что задачей профсоюза является защита интересов работника, а не «вхождение в положение» работодателя. При таком подходе Роспрофжел обречён быть придатком работодателя».
Мы поздравляем Роспрофжел с грядущей юбилейной датой, и желаем этому общественному объединению возродиться из пучины верноподданичества и стать той силой, в поддержку которой работник сам захочет отчислять членские взносы.