Профильность информационных потребностей означает что
Классификация информационных потребностей
Одним из сложных вопросов теории информационных потребностей является их классификация, т. е. распределение на взаимосвязанные классы по каким-либо существенным признакам. Важность классификации для практики состоит в том, что знание информационных потребностей позволяет выделить те из них, которые в наибольшей мере следует принимать во внимание при организации справочно-информационного обслуживания.
Известны различные подходы к классификации информационных потребностей, основанные на выделении присущих им признаков.
При одинаковых условиях деятельности, возникающие у разных субъектов потребности могут различаться по точности и полноте той информации, которая действительно необходима для успешного осуществления этой деятельности. Причем практически каждая информационная потребность будет содержать как правильные, так и неправильные представления о необходимой информации, поскольку они зависят от знаний, которыми обладает субъект (от его информационного потенциала).
Под объективными свойствами понимается та часть содержания потребностей, которая соответствует информации, действительно необходимой для решения задачи деятельности. А субъективным свойством информационных потребностей является та часть содержания информации, которая, наоборот, не соответствует необходимой информации.
Все информационные потребности имеют общественный, а не естественный характер и именно они рассматриваются в триаде (общественные, коллективные и индивидуальные).
При изучении информационной потребности необходимо рассматривать не отдельную личность и ее поведение, а формы социальной деятельности и социальные отношения, присущие общественной системе в целом. В общем случае носителем потребности в информации выступает общество, поэтому потребность в информации характеризуется как общественная потребность или общественная информационная потребность. Понятие личности как носителя потребности вводится на основе представления об элементе системы. С этой точки зрения личность рассматривается в качестве элементарного носителя общественной информационной потребности.
Потребность личности характеризуется ее самосознанием, уровне интеллектуального развития, способностью к творчеству. Кроме того, потребность обусловлена личной культурой, личными информационными способностями и возможностями. В основе личной потребности лежит базовый факт, значимый для сферы личной жизни.
Под коллективом в данном случае следует понимать определенную группу людей, объединяемую общностью информационных потребностей. Группа может быть формально организованной (коллективный абонент) или неформальной (постоянные или временные общественные и профессиональные объединения). Удовлетворение коллективных потребностей должно способствовать успешному выполнению стоящих перед группой задач.
Между коллективными информационными потребностями, которые возникают как явления коллективного, группового сознания, и потребностями индивидуальными, возникающими и существующими только в сознании конкретных индивидуумов, имеются определенные отношения. Разумеется, что коллективные информационные потребности не существуют помимо и вне потребностей конкретных индивидуумов. С другой стороны, их нельзя считать как простую сумму слагаемых индивидуальных потребностей. Коллективные информационные потребности следует рассматривать в качестве относительно самостоятельной целостности, формирующейся в соответствии с общими целями и задачами людей, составляющих данный коллектив. Коллективное сознание в большинстве случаев способно выразить объективные тенденции развития с большей полнотой и точностью, чем индивидуальное, поэтому коллективным потребностям может быть присущ более объективный характер.
Существуют и другие признаки, но которым выделяются соответствующие виды потребностей в информации: реальные и потенциальные информационные потребности; пассивные и выраженные, временные и постоянные, профессиональные и непрофессиональные. Различают информационные потребности по тематике, видам необходимой информации (фактографическая, концептуальная, методическая, инструктивная и др.), по видам документов (книги, журналы, специальные виды научно-технической документации, отчеты и др.), по особенностям потребителей информации (ученые, инженеры, предприниматели и др.).
Поскольку информационные потребности формируются не только в сфере профессиональной, но и других видах деятельности, важно учитывать и так называемые «личностные» потребности, т. е. не связанные с его профессиональной деятельностью.
Теория информационных потребностей
Информационная потребность (ИП) — осознанная потребность в получении определенной порции информации, необходимой для извлечения из нее недостающих знаний.
Информационные потребности — свойство лица, группы лиц или системы, которое отображает необходимость получения информации для выполнения поставленной задачи в практической деятельности. Информационная потребность (ИП) — осознанная потребность в получении определенной порции информации, необходимой для извлечения из нее недостающих знаний.
В ГОСТе 7.73-96 «Поиск и распространение информации. Термины и определения» информационные потребности определены как «характеристики предметной области, значения которых необходимо установить для выполнения поставленной задачи в практической деятельности». В целом потребность понимается как рассогласование между имеющимися в наличии ресурсами и ресурсами, необходимыми для решения вновь возникших задач. Потребности проявляются во влечениях, интересах, целях и, в конечном счете, в поведении.
Впервые термин «информационные потребности» был использован журналистом Робертом Тейлором в статье «Способ задавать вопросы», опубликованной в журнале «American Documentation» в 1962 году. В статье Тейлор попытался описать, как индивид сознательно или бессознательно получает ответ от информационной системы. Также он изучал взаимное влияние между искателем информации и данной системой.
Согласно Тейлору, информационные потребности имеют четыре уровня чёткости формулирования запроса:
Тейлором была предложена модель осознанности информационного запроса, а также он затронул тему возможности существования неосознанного информационного запроса. Информация в неосознанном виде не может быть чётко структурированной.
В широком спектре человеческих потребностей существует и потребность в информации, которая вытекает из сущности социальной системы как системы информационной, в которой взаимодействие (сотрудничество) между подсистемами и элементами протекает в том числе в форме информационных процессов. Потребность в информации пронизывает все другие человеческие потребности, обслуживает их и в то же время носит самостоятельный характер, выражая творческую сущность человеческого сознания, ведь информация обеспечивает процесс мышления. Потребность рассматривается как стимул человеческой деятельности
Изначально потребность возникает на уровне психики человека, затем она переходит на уровень мышления, после чего следует языковой уровень, в котором модель вербализуется. Переходя с уровня на уровень, модель часто деформируется и в итоге представляет собой запрос не совсем соответствующий модели, возникшей на психическом уровне.
В научной литературе «информационными» часто называют потребности:
В качестве общей конечной цели библиотечно-информационного обслуживания выступает содействие удовлетворению информационных потребностей членов общества. В связи с этим изучение особенностей информационных потребностей рассматривается как основа формирования системы библиотечно-информационного обслуживания.
Для удовлетворения информационных потребностей создавались библиотеки и архивы, а в последние десятилетия — сложные информационные системы. Именно нужды потребителей определяют виды обслуживания, которые должны обеспечить информационные специалисты.
Совершенствование информационного обеспечения пользователей в библиотеке невозможно без знания происхождения, характера и динамики их информационных потребностей.
Информационная потребность в первую очередь вытекает из профессиональной деятельности пользователей, которая определена конкретными целями и задачами. Другими словами, любой организации присущи определенные особенности (специфика) деятельности, определяющие специфические ИП ее сотрудников. Именно в ходе решения поставленных задач, реализации целей деятельности возникает потребность обращения к информации. Поэтому специфика деятельности и определяет сущность ИП.
Особенности формирования информационных потребностей:
Информационная потребность формулируется человеком в виде информационного запроса. Поскольку информационная потребность не всегда бывает окончательно и четко осознана, библиографам необходимо на этапе приема запроса провести беседу и задать наводящие вопросы. Информационная потребность не всегда может быть приравнена к информационному запросу. Поэтому существуют неудовлетворенные информационные потребности даже при большом количестве предложенных источников информации.
Умение пользователя выразить свою информационную потребность в виде информационного запроса есть один из показателей его информационной культуры, проявляющейся в информационном поведении.
Информационные потребности возникают в результате деятельности человека, осознаются им как дискомфорт и вынуждают его действовать, т. е. находить каналы и возможности получения нужной информации.’Таким образом, информационные потребности служат стимулом деятельности человека.
Классификация информационных потребностей
по форме существования:
по видам необходимой информации:
по видам документов:
исходя из содержания:
по темпу проявления:
во временном аспекте:
по форме предоставления информации в библиотеке:
Виды информационных потребностей
Исходя из системно-эволюционного подхода, человеку присущи три уровня информационных потребностей, которые не вполне совпадают с классификацией информации. На первом уровне — физиологические информационные потребности, и для высших животных с ЦНС добавляются психофизиологические информационные потребности, связанные с регуляцией органов дыхания, кровообращения и пр., на которые влияют гормональные воздействия под управлением ЦНС, включая также психические воздействия. Таким образом, можно выделить всего два вида докогнитивных информационных потребностей: физиологические и психофизиологические.
На втором уровне рассматриваются когнитивные информационные потребности также двух видов — довербальные, отвечающие поведенческой информации и вербальные, отвечающие логической информации, по В. И. Корогодину. Потребности довербального уровня связаны с формированием на начальном этапе развития индивида важнейшей для сознания системы «Я/неЯ», которая требует наличия личностного архива впечатлений и начинает развиваться одной из первых. Также одной из первых развивается система запечатлевания образно-зрительных ассоциаций, необходимых для ориентирования в пространстве (а в дальнейшем и на местности), а также для социализации (лица и эпизоды, связанные с общением). Развиваются начальные информационные потребности с помощью игровых механизмов, подражания и эмпатии, которые заложены генетически. Особо отметим значение эмпатии как способности к сопереживанию текущему эмоциональному состоянию другого субъекта для обучения. Эти начальные информационные потребности в свою очередь связаны с развитием тонкой моторики у младенцев и тактильного общения. Затем развиваются потребности, связанные с развитием тактильно-моторных навыков движения и прямохождения. Это способствует дальнейшему развитию пространственного воображения и памяти.
Впоследствии развиваются информационные потребности более высокого порядка, связанные с освоением пространства и живого окружения (у животных — стая, жертвы, хищники; у детей — родственники, сверстники, незнакомые взрослые) — познания окружающего мира. Все вышеприведенные докогнитивные информационные потребности соответствуют «биогенным» коммуникативным потребностям у А. В. Соколова. Социальные условия речеобразования в раннем детском возрасте рассмотрены в классических работах французского психолога и философа Ж. Пиаже и советского психолога и педагога Л. С. Выготского, которых по праву считают создателями теории когнитивного развития. Упомянем о генетических условиях речеобразования, которые присущи только одному биологическому виду — человеку.
На вербальном уровне почти все отмеченные довербальные информационные потребности не только не исчезают, но и развиваются и обогащаются новым содержанием. В вербальной форме обогащаются информационные потребности, связанные с формированием личностных архивов, а игровые и подражательные потребности достигают уровня, необходимого для обучения речи. Любознательность связана с развитием познавательной информационной потребности в вербальной форме. Таким образом, можно выделить на этом уровне следующие когнитивные информационные потребности:
1. Довербальные
1.1. Тактильного общения.
1.2. Невербально-ассоциативные (поведенческие): формирование личностного архива впечатлений для системы «Я/неЯ»; запечатлевание образно-зрительных ассоциаций для ориентирования в пространстве/на местности; запечатлевание образно-зрительных ассоциаций для общения (лица и личностные эпизоды).
1.3. Игровые, подражательные.
1.4. Тактильно-моторные, необходимые в том числе для для реализации навыков ходьбы, движения, тонкой моторики и пр.
1.5. Пространственного воображения и принятия автоматических решений по ориентации в пространстве(пространственного мышления).
1.6. Накопления архива впечатлений — зрительных и других ассоциаций — «любознательность» (для увеличения запаса паттернов — шаблонов поведения), |
2. Вербальные
2.1. Обыденные (ориентация в обыденной среде проживания — состояние окружающей среды; питание, одежда, транспорт и пр. — т. е. необходимая для решения задач в рамках о паттернов поведения в семье и быту).
2.2. Производственные (необходимая для решения производственных задач в рамках паттернов поведения в производственном коллективе).
2.3. Любознательности (необходимой для пополнения разнообразных знаний), которую можно, по А. В. Соколову, разделить на следующие «биогенные абсолютные потребности»:
2.4. Вербально-коммуникативные («контактная», необходимая для социализации в рамках паттернов разнообразного общения и др.), включая:
Из вышеприведенных когнитивных информационных потребностей только довербальные соответствуют биогенным коммуникативным способностям у А. В. Соколова, а все остальные — социогенным. Вполне очевидна взаимосвязь биогенных и социогенных когнитивных информационных потребностей. Например, любопытство ограничивается строгими этическими рамками (социальными табу), а любознательность поощряется специальными социальными механизмами в развитых обществах.
Наряду с биогенными и социогенными, следует выделить техногенные индивидуальные информационные когнитивные потребности (далее — ИКП), которые стали выявляться со времен последней информационной революции. Утверждать о их наличии позволяют массовые пристрастия — «мании» и даже зависимости от новых техногенных информационных средств. Одной из первых появилась сохраняющаяся до сих пор телемания — индивидуальная зависимость от телевидения, а в последние годы — интернет-зависимость. По всей видимости, в интернет-зависимости на уровне техногенной ИКП проявляется потребность в аффилиации, которая социально обусловлена. Общественное сознание, как это давно подмечено, по своей природе мифологично и в рамках современного мифа о современных информационных технологиях в рамках аффилиации издается мотив к использованию все более новых технических информационных средств. Примером могут служить современные гаджеты: они мало добавляют к базовым возможностям Интернета и мобильной телефонии, но весьма востребованы благодаря массовой рекламе у молодежи, на которую они и ориентированы. Аффилияция более выражена у молодых людей, чем у пожилых, в силу их вполне понятного консерватизма. Понимание значения аффиляции позволяет создавать особые рыночные механизмы продвижения гаджетов западными ИТ-корпорациями. Они научились формировать молодежные аудитории в Интернете (главным образом в социальных сетях), через которые сначала знакомят со своими «проектами» аудиторию, а далее, используя аффиляцию, продвигают их на рынок. Гаджеты сначала становятся предметом «эксклюзивного» потребления, а потом массового.
Степень агрегации информационной потребности рассматривается как единичная (без изменения), синтетическая (предполагает обобщение) и комплексная (допускает как обобщение, так и репродуцирование).
Среди источников удовлетворения информационной потребности выделяют собственные, посторонние и заимствованные.
Библиографические информационные потребности — это потребности человека в библиографической информации, а документальная потребность — это потребность в необходимых для жизнедеятельности документах с зафиксированной в них социально значимой информацией.
Цели обращения потребителей к информации:
23.06.2020, 3145 просмотров.
Выявление информационных потребностей
Простейшим способом выявления информационных потребностей можно было бы считать анализ запросов пользователей при их обращении в библиотеку или информационную службу. Такой анализ действительно необходим, но недостаточен для предоставления качественных услуг.
Общие положения
Информационные потребности находят выражение в запросах — словесной форме выражения потребности или описания информационного дефицита, с которым сталкиваются люди. Поэтому простейшим способом выявления информационных потребностей можно было бы считать анализ запросов пользователей при их обращении в библиотеку или информационную службу. Такой анализ действительно необходим, но недостаточен для предоставления качественных услуг.
То обстоятельство, что информационные потребности возникают как реакция человека на информационный дефицит, приводит к их неопределенности. Четко осознается лишь необходимость в получении информации для движения вперед. Если бы при этом пользователь представлял себе, каких именно сведений ему недостает, можно было бы считать, что стоящая перед ним задача частично уже решена. Однако, как справедливо заметил Ю. А. Шрейдер, потребность только тогда может быть адекватно и полно выражена в запросе, когда она удовлетворена. Возникает парадокс: для того чтобы получить требующуюся информацию, надо сформулировать запрос на нее, а для точной формулировки запроса нужно ознакомиться с информацией по теме. Но неопределенность информационных потребностей является не единственной причиной неточности формулировки пользователями запросов. Возникающее в сознании человека неясное «знание о незнании» оказывается трудно облечь в слова. Д. И. Блюменау так характеризует этот процесс: потребность обычно формируется на уровне психики, затем переходит на уровень мышления, а затем — на языковой, то есть обрастает словами. «Переходя с одного уровня на другой психический образ. деформируется, изменяется, теряет какие-то детали и “на выходе” порой имеет лишь самое общее сходство с “Оригиналом”».
Наконец, точность формулировки запросов зависит от знания пользователями возможностей или «разрешающей способности» системы обслуживания. Если у человека нет опыта использования информационных услуг или он не доверяет обслуживающему его библиотекарю, библиографу, сотруднику информационного подразделения, запрос будет сформулирован очень широко. Заявки типа «все о титане и титановых сплавах» или «все о Второй мировой войне» возникают именно из-за этих причин.
Но пусть в ходе уточнения запроса читатель осознал неправомерность его расширения, пусть он уверился в желании и способности библиографа понять, что требуется на самом деле, и найти нужную информацию. Означает ли это, что при следующем обращении запрос будет сформулирован точнее? Совсем нет, так как доверие к системе обслуживания приводит к чрезмерному сужению темы, представлению ее в виде задачи, которую решает пользователь. «Почему шлифование стали на станке конкретного тина не обеспечивает требуемой чистоты поверхности?» или «Какое косметическое средство используется для предотвращения солнечного ожога кожи ребенка?» — вот примеры запросов второго типа.
Итак, ориентация только на запросы пользователей не позволяет получить всестороннее и достаточно надежное представление об информационных потребностях. Кроме того, ориентация на запросы ведет к тому, что обслуживание идет вослед спроса, а не опережает его и не формирует новые потребности. Учитывая же, что библиотеки и службы информации являются просветительскими центрами, направленными на расширение общекультурного и профессионального кругозора пользователей, такой подход не рационален. Для изучения и, главное, предвидения появления новых информационных потребностей требуется комплексно использовать совокупность путей и средств.
Отметим, что изучение информационных потребностей и выбор тех из них, на удовлетворение которых будет ориентировано обслуживание, в универсальных (публичных и научных) библиотеках, ин-формационно-аналитических центрах и в специальных библиотеках или информационных службах организаций (НИИ, заводов, медицинских учреждений, вузов) осуществляется по-разному. Первые ориентированы на спрос, а вторые — на информационное обеспечение важнейших направлений деятельности учреждения, структурными подразделениями которого они являются.
Иначе говоря, избирая тематику книжных выставок, указателей литературы, дайджестов, универсальные библиотеки примут во внимание частоту поступления запросов по данным направлениям. Информационные подразделения учреждений будут ориентированы лишь на значимость проблематики для успешного функционирования организации в настоящем и будущем не зависимо от того, сколько сотрудников занято в реализации того или иного проекта.
Выявление информационных потребностей в библиотеках-самостоятельных учреждениях
Универсальные научные и публичные библиотеки изучают объективные информационные потребности путем анализа директивных и программных документов, определяющих направления развития страны, региона, города, района. Ключевые проблемы, стоящие перед обществом, превращаются в проблематику обслуживания. Защита окружающей среды, использование ресурсосберегающих технологий, охрана материнства и детства, утверждение норм здорового образа жизни — вот примеры трансформации общественных потребностей в программу библиотечно-библиографического обслуживания населения.
Значимыми для универсальных библиотек являются сведения о демографическом составе и условиях жизни населения, обязательно проявляющихся в особенностях контингента обслуживаемых, их потребностях и ожиданиях (искомых выго/j). Именно на этой основе устанавливаются приоритеты, выбираются те группы или категории пользователей, ответственность за качественное обслуживание которых библиотеки возлагают на себя. Оснований для такого выбора может быть много, но, как правило, в обязательном порядке учитываются:
Иначе говоря, универсальные библиотеки стремятся удовлетворить тот максимум информационных потребностей, который возможен при использовании имеющихся в их распоряжении ресурсов. Это достигается путем ориентации на информацию повышенного спроса.
Выявлению коллективных (групповых) информационных потребностей способствует ознакомление с особенностями деятельности раз-личных категорий пользователей. Если речь идет об обслуживании школьников, полезными оказываются учебные программы, списки литературы, рекомендуемой преподавателями. При удовлетворении потребностей студентов анализируются государственные образовательные стандарты по разным специальностям. Внимание обращается на общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, изучаемые в большинстве вузов.
Если стоит задача информационного сопровождения деятельности творческих объединений, клубов по интересам (краеведческих, исторических, поэтических и т. д.), полезными оказываются их уставы и программы, материалы, освещающие опыт работы других подобных обществ.
Директивные и программные материалы, публикации в прессе по злободневным темам, демографические данные, нормативные и учебно-методические разработки для образовательных учреждений позволяют сформировать представление о потенциальном спросе, что необходимо, но недостаточно. Выявлению же реального спроса способствует анализ:
Автоматизация процессов библиотечной технологии уменьшает трудоемкость этих процедур, открывая возможность мониторинга спроса и предпочтений. Но для этого важно на этапе проектирования библиотечных информационно-управленческих систем предусмотреть реализацию ими подобных исследовательских функций.
Представление о направленности и содержании общественных и коллективных информационных потребностей служит основой для осуществления массового и группового обслуживания. Одновременно оно способствует изучению индивидуальных потребностей, создавая как бы контекст, смысловое пространство, в пределах которого уточняются запросы пользователей. Изучение же индивидуальных информационных потребностей способствует обогащению представлений об общественных и коллективных потребностях.
Индивидуальное обслуживание, уточнение запросов в универсальных библиотеках является чрезвычайно сложным процессом. Заявки читателей могут относиться к любой области знаний, а библиотекари- библиографы публичных библиотек, как правило, не специализируются по определенной тематике. В универсальных научных библиотеках такая специализация принята, но рамки ее чрезвычайно широки: вся экономика, техника, медицина или биология. Именно поэтому требования к профессионализму сотрудников универсальных библиотек особенно высоки. Они должны обладать широким общекультурным и политехническим кругозором, ориентироваться в совокупных информационных ресурсах, владеть навыками общения, то есть уметь быстро устанавливать благоприятные доверительные деловые отношения с незнакомыми людьми.
Отметим, что в сфере сервиса культура общения рассматривается как составляющая профессионализма. При осуществлении информационного обслуживания от умения библиотекаря-библиографа правильно строить диалоге пользователем зависит и полнота выявления необходимых сведений, и доверие людей к системе обслуживания, и объективность последующей оценки качества услуг.
В публичных библиотеках беседе с читателем предшествует ознакомление библиотекаря-библиографа с данными читательского формуляра. Образование, место работы и должность, возраст — все эти сведения будут учтены затем в ходе уточнения запроса. Методика уточнения неопределенных читательских запросов была разработана Э. Л. Шапиро, который утверждал, что есть один вопрос, на который можно получить ответ даже в ситуации неориентированного человека в проблеме. Именно с него и надо начинать диалог. «Для чего Вам нужна эта информация?» — спрашивает библиотекарь, стремясь прежде всего уточнить цель поиска [ПО].
Процесс уточнения индивидуальных запросов предусматривает прохождение ряда этапов:
Название этапа | Особенности |
1. Уточнение цели поиска информации | На этот вопрос может ответить любой читатель, и именно цель поиска определяет дальнейшую стратегию совместных действий. |
2. Детальное определение тематики, которая в запросе часто либо неправомерно расширяется, либо сужается | Установление понятий «выше» и «ниже» ключевых смысловых единиц запроса. На данном этапе помогает использование различных ИПЯ (УДК, ББК, рубрикатора ГРНТИ), фиксирующих родовидовые отношения между понятиями. |
3. Определение возможных областей применения данных или аналогичных методов, материалов, технологий, оборудования | На данном этапе читателю задается вопрос: «Где может использоваться (в каких областях может изучаться) интересующий Вас объект?». Полученные сведения позволяют установить ассоциативные связи как дополнительные направления поиска информации. Выявлению ассоциативных связей способствует также обращение к предметным поисковым системам (традиционным предметным каталогам, электронным каталогам, поисковым системам Интернета). |
4. Выявление документов, авторов, организаций, занимающихся данной проблемой и известных читателю до начала поиска | Использование этих сведений как эталонных признаков. |
5. Установление требуемой полноты информации и предпочтительной формы ее предоставления | Определение стратегии поиска, уточнение критериев отбора документов. Выбор вида информационной продукции и формы ее предоставления. |
Возможность уточнения неопределенных читательских запросов подтвержденная практикой библиотечно-библиографического обслуживания, убедительно свидетельствующей о том, что:
Выявление информационных потребностей в службах информации и библиотеках — структурных подразделениях учреждений
Выявлению информационных потребностей сотрудников учреждений способствует целый ряд обстоятельств:
Можно утверждать, что по сравнению с библиотекарями-библиографами универсальных библиотек, работники информационных подразделений учреждений находятся в значительно более благоприятных условиях. Однако от них требуется глубокое погружение в проблематику информационных потребностей, так как обслуживаемые специалисты ожидают информационного сопровождения их проектов и поддержки принимаемых управленческих или научно-технических решений, а не предоставления литературы по теме запроса.
Выявление профессиональных информационных потребностей специалистов учреждения начинается с анализа объективной составляющей потребностей, то есть определения границ предметной области, в рамках которой осуществляется деятельность организации. Быстрому вхождению в предметную область способствует ознакомление с инженерными и библиотечно-библиографическими классификациями, рубрикаторами, а также с обзорно-прогностическими материалами, отражающими тенденции развития отрасли или проблемы.
Далее от представления об объективных информационных потребностях постепенно переходят к изучению коллективных потребностей. Прежде всего, оно предполагает детальное рассмотрение структуры учреждения, включая:
профессиональный состав работающих. Нужные сведения получают из различных организационно-распорядительных документов: Устава, учредительного договора, Общего положения о деятельности организации, положений об отделах, должностных инструкций сотрудников и т. д. В последние годы в связи с внедрением на многих промышленных предприятиях системы качества, перечисленные документы составляются весьма тщательно, продуманно и детально. Часто в положения об отделах включают позиции: информация, получаемая отделом от других подразделений; информация, создаваемая отделом с указанием направлений ее распространения. Эти сведения оказываются полезными при разработке системы информационного обеспечения.
Далее анализируется планово-отчетная документация, а также многие другие источники, дающие представление о направлениях деятельности учреждения:
Тип учреждения | Анализируемые документы |
НИИ, проектные | Технические задания, отчеты НИР, проектная документация, организации протоколы заседании научно-технических советов. |
Вузы | Государственные образовательные стандарты по специальностям вуза, учебные планы, программы учебных дисциплин, тематика дипломных и курсовых работ и т. д. |
Промышленные предприятия | Планы внедрения новой техники, номенклатура выпускаемой продукции, технологическая документация, документы по сотрудничеству с другими организациями (переписка, договоры и т. д.), планы работы и протоколы заседаний. научно-технических советов |
Сопоставление сведений, полученных при изучении структуры учреждения и документации, отражающих деятельность организации в целом и каждого подразделения в отдельности, позволяет охарактеризовать:
Ознакомление с тематикой публикаций сотрудников, выявление авторов изобретений дает ценные сведения о творческой активности специалистов и основания для последующего выбора абонентов информационного обслуживания. Уточнение и детализация представлений о коллективных информационных потребностях, а также выявление индивидуальных потребностей происходит в ходе интервьюирования сотрудников подразделений. Респондентов выбирают из числа наиболее авторитетных, то есть квалифицированных, творчески- и информационно-активных специалистов, так как от правильности и полноты их ответов, дальновидности и ориентации в достижениях своей и смежных отраслей будет затем зависеть рациональность построения системы информационного обеспечения предприятия.
В ходе беседы выясняется:
Результативность беседы возрастает, если специалиста просят указать тематику потребностей не на чистом листе, а просмотрев рубрикатор, предварительно составленный сотрудниками информационного подразделения. В таком рубрикаторе в логической последовательности и с нужной степенью детализации указываются основные направления разработок организации. Специалиста просят:
Интервьюирование становится особенно ответственной процедурой, если стоит задача создания автоматизированной информационной системы (ИС). В этой ситуации — ситуации предпроектного обследования организации специалистов просят дополнительно ответить на следующие вопросы:
Далее сведения, полученные на всех этапах, совмещаются в рамках рубрикатора информационных потребностей. Под совмещением имеется в виду устранение синонимии, установление родовидовых отношений между темами и последовательности их расположения. Иначе говоря, осуществляются те же процессы, что и при создании любого контролируемого ИПЯ. Именно поэтому на данном этапе большую помощь оказывают все имеющиеся классификации: инженерные, приводимые в справочниках и монографиях; классификаторы; рубрикатор ГРНТИ, расширенная рубрикация к отраслевым выпускам РЖ ВИНИТИ и так далее.
Полнота и правильность отражения признаков информационных потребностей проверяется затем путем экспертной оценки рубрикатора, для чего он передается для ознакомления ведущим специалистам предприятия.
После внесения всех необходимых изменений и дополнений рубрикатор информационных потребностей становится основой для организации системы информационного обеспечения учреждения. Разумеется, что в нем не могут быть учтены все потребности: в ходе разработок неизбежно возникают запросы, лежащие за пределами предметной области организации. Поэтому рубрикатор информационных потребностей, включая в основном сведения о стабильных потребностях, совпадающих с профилем деятельности учреждения, может служить достаточно надежной основой для комплектования фонда, актуализации баз данных, текущего информирования, но не для выполнения разовых запросов.
Учитывая же, что именно разовые неожиданно возникающие запросы как раз и обладают наибольшей степенью неопределенности, сотрудникам информационных подразделений учреждений так же, как и работникам универсальных библиотек, важно владеть методикой их уточнения. И хотя сама эта процедура остается неизменной, определенная специфика есть. Она связана, во-первых, с меньшим тематическим разбросом запросов, нежели это наблюдается в универсальных библиотеках. Во-вторых, сотрудники информационных подразделений учреждения лучше знают обслуживаемых пользователей, в том числе их базовое образование, опыт предшествующей деятельности, должностные и функциональные обязанности, уровень информационной компетентности. Все это, естественно, облегчает диалог. В-третьих, часто известна причина возникновения запроса, который может быть соотнесен с определенными изменениями в деятельности предприятия, знакомыми библиотекарю или сотруднику информационной службы. Эти изменения выступают в качестве фона, контекста, позволяющего уточнить содержание требующихся сведений.
Все это делает возможным при работе с неопределенными запросами использовать приемы, предлагаемые психологами творчества для решения нетривиальных задач:
Приемы решения творческих задач | Приемы уточнения запроса и последующего поиска информации |
1. Разглядывание неизвестного с разных сторон путем его постепенного «поворачивания» перед мысленным взором | Детальное уточнение целей и тематики поиска. |
2. Рассмотрение проблемы на более высоком уровне и, значит, в иной системе связей | Расширение запроса, а затем и области поиска с использованием родовидовых связей. |
3. Поиск аналогов данных объектов или явлений в других областях | Поиск информации по ассоциативным связям с использованием для этого прежде всего предметных ИПЯ или указателей ключевых слов, включая поисковые системы Интернет. |
Как правило, специалист знает о «незнании» больше, нежели указывает в запросе. Помочь словесному выражению этих не вполне осознанных им представлений может перечень аспектов или фасетов, позволяющий описать объект путем его «поворачивания» перед мысленным взором, последовательного многостороннего рассмотрения. В качестве перечня аспектов могут использоваться планы-макеты нормализованного анализа информации.
Затрудняет уточнение запросов и последующий поиск информации то обстоятельство, что сотрудники информационных подразделений учреждений менее ориентированы (по сравнению с их коллегами из универсальных библиотек) в совокупных ресурсах общества. Информационные же ресурсы собственного предприятия всегда ограничены по тематике основной направленностью деятельности организации.
Если вновь возникшие потребности относятся к категории длительного действия, сведения о них заносятся в рубрикатор. Вообще же рубрикатор, являясь действенным инструментом обслуживания, обращен во вчерашний день жизни учреждения. Он отражает осмысленные и вербализованные направления изучения информации, но не содержит перспективной проблематики, указаний на «точки роста» завтрашних исследований и разработок. Здесь мы сталкиваемся с парадоксом: чтобы сформировалась информационная потребность, человек должен столкнуться с неизвестным объектом или явлением и оценить, а точнее «узнать» в них полезное для себя. Однако такое «столкновение» предполагает заявку, заказ на информацию об этих неизвестных объектах.
Могут ли сотрудники библиотек или информационных подразделений способствовать развитию потребностей, выявлению новых направлений? В определенной степени могут, но при условии постоянного слежения за изменением тематической структуры документального потока и осуществления ассоциативного поиска информации за пределами предметной области деятельности специалистов.
При изучении потока основное внимание обращают на появление:
Ассоциативный поиск предполагает выявление неизвестного «за ни-точку» известных понятий. Это целесообразно потому, что одни и те же объекты или явления выступают компонентами самых различных систем, в рамках которых они изучаются в разных комбинациях связей и отношений. Межотраслевой поиск позволяет увидеть объект с точки зрения многих аспектов или ракурсов, обнаружить неожиданные связи с другими объектами. Возникает возможность интеграции и комплексирования знаний на междисциплинарном уровне. В последние годы продуктивность ассоциативного поиска неизмеримо возросла благодаря возможности использования гиперссылок и поисковых систем Интернет.
Сам факт наличия в профессиональном тезаурусе библиографов понятия «выдача неожиданно полезной информации» свидетельствует о правомерности ориентации информационных работников на расширение тематики потребностей.
04.04.2021, 2780 просмотров.