Проективная методика что мне нравится в школе

Методика №2 Рисуночный тест «Что мне нравиться в школе?»

Н.Г. Лусканова

Схема оценки детских рисунков.

При работе с рисунком, необходимо учитывать многие аспекты. Рисунок рассматривается как своеобразное интервью, данное ребенком при помощи изобразительных средств. Анализ рисунков позволяет определить не только интеллектуальную сферу ребенка (ум, зрительная память, запас знаний, что отражается на содержании и правильности рисунка), но и его эмоционально-волевую сферу (тон настроения, интересы, активность). Было выявлено, что дети очень подвижные (гиперактивные) чаще изображают подвижные объекты: рисунки активных, стеничных детей (устойчивых к стрессу) отличаются крупным форматом и яркостью красок, наоборот. Детей робких, астеничных (легко утомляемых) – бесцветностью и мелкостью изображения; у очень эмоциональных, импульсивных детей отмечается небрежность рисунка, размашистый штрих; у детей тревожных, неуверенных в себе – уплотненность, закрашивание всей площади, штриховка.

При анализе рисунков оценивались следующие показатели:

1. Соответствие заданной теме (если рисунок был на свободную тему)

2. Сюжет (что именно изображено)

3. Размеры рисунка и отдельных деталей

4. Цветовое изображение

5. Динамика изображения

6. Правильность рисунка

7. Законченность рисунка

Примерная схема оценки рисунка на тему « Что мне нравится в школе?»

1. Несоответствие теме указывает на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание чаще всего игровых мотивов. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, узоры, военные действия и т.д., что свидетельствует о мотивационной незрелости;

б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать, что свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьному режиму и требованиям;

в) непонимание задачи, неверное ее истолкование. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к теме. Чаще это дети с ЗПР.

При несоответствии рисунка заданной теме проставляется 0 баллов.

2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, то есть что именно изображено:

· Учебные ситуации (учитель с указкой, ученики за партами, доска с заданиями). Свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных интересов. Оценивается в 30 баллов.

· Ситуации неучебного характера (школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями…). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с большей направленностью на внешние атрибуты. Оценивается в 20 баллов.

· Игровые ситуации (качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки, другие предметы, телевизор и т.д.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации. Оценивается в 10 баллов.

Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию. По рисункам детей можно судить не только об уровне школьной адаптации, но и о наиболее привлекательных для него сторонах школьной жизни.

Для изучения школьной мотивации рисунки на школьную тему в различных вариантах могут предлагаться детям несколько раз в течение года.

Анализ результатов.

10 баллов – низкий уровень мотивационной готовности, преобладание игровых мотивов учебной деятельности;

Источник

Методика «Что мне нравится в школе».

Методика определяет, как дети относятся к школе, взаимоотношение с учителем и сверстниками, а также мотивационную готовность к учебе в школе.

Просмотр содержимого документа
«Методика «Что мне нравится в школе».»

Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой)

Цель: методика определяет, как дети относятся к школе, взаимоотношение с учителем и сверстниками, а также мотивационную готовность к учебе в школе.

Ход занятия: «Ребята, изобразите на листочках, что вам больше всего нравится делать в школе. Рисовать можете все, что захотите.»

Оборудование: лист формата А4, карандаши

1. Несоответствие с заданной темой показывает, что:

а) отсутствует школьная мотивация, и превалируют другие мотивы, чаще всего игровые. В данном случае дети изображают автомобили, игрушки, военные события, узоры. Все это говорит о мотивационной инфантильности;

б) детский негативизм. Отказ ребенка рисовать на заданную тему, рисует то, что больше всего получается или то, что нравится, хочет рисовать. Данное поведение характерно ученикам, которые имеют трудности к приспособлению к ясному пониманию выполнения школьных заданий;

в) неправильная интерпретация поставленной задачи, ее осмысление. Ребенок либо ничего не рисует, либо срисовывает сюжет у сверстников. Чаще всего это характерно детям с ЗПР.

2. Соответствие рисунка с темой свидетельствует о положительном отношении к школе, учебе, но здесь нужно анализировать и сюжет рисунка:

а) учебная обстановка — учитель, объясняющий у доски, ученики, которые сидят за партами, школьная доска с заданиями и т.д. Такие рисунки говорят о высокой учебной мотивации, инициативности ребенка, присутствии у него познавательных учебных мотивов;

в) рисунки с игровыми ситуациями — качели во дворе, игровой уголок, игрушки и другие атрибуты, находящиеся в классе (например, телевизор, цветы на подоконнике и т. д.) – характерны ученикам с позитивным отношением к учебе, но с доминированием игровой мотивации.

Для большей верности в оценке школьных рисунков стоит осведомиться у ученика, что он нарисовал, почему именно эти предметы или сюжет.

Как правило, данная методика позволяет говорить не только о положительной или отрицательной учебной мотивации, но позволяет выявить, какие отношения сложились с учителем и сверстниками, успешно ли прошел период адаптации.

Источник

ОЦЕНКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Разработанный нами способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов включает в себя схему анализа детских рисунков на школьную тему и краткую анкету, состоящую из десяти вопросов, отражающих отношение детей к школе, учебному процессу.
Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации предлагается система балльных оценок. При этом рисунки и ответы на вопросы оцениваются по единой
30-балльной шкале, что позволяет сравнить между собой полученные результаты. При помощи данного метода можно быстро выявить среди большого контингента учащихся тех детей, которые характеризуются негативным отношением к школе.
Методика может быть использована для исследования эффективности учебно-воспитательного процесса в том или ином классе, для выбора оптимальных условий обучения, для определения готовности детей к школе, для оценки динамики школьной адаптации/дезадаптации.
При необходимости можно использовать либо только детские рисунки, либо только анкету.
Способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов утвержден техническим советом ВНИИ гигиены детей и подростков в качестве рационализаторского предложения (Н.Г. Лусканова, рац. предложение № 138 от 7.06.1985 г.).

СХЕМА ОЦЕНКИ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ

Рисунок ребенка рассматривается нами как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Это интервью имеет проективный характер: в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать (см. Л.Н. Бачерикова, 1979; Г.Т. Хоментаускас, 1985, 1986).
Исследование эмоциональных и личностных особенностей детей по их рисунку было проведено еще в 1928 году А.М. Шуберт. Полученный материал (свыше 10 тысяч рисунков) показал, что своеобразие рисунка определяется не столько интеллектуальной сферой ребенка — его умом, зрительной памятью, запасом знаний (что лишь частично отражается на содержании и правильности рисунка), сколько его эмоционально-волевой сферой — настроением, интересами, активностью и т.п.
Например, было выявлено, что подвижные дети чаще изображают подвижные объекты; рисунки активных, стеничных детей отличаются крупным форматом, яркостью красок и, наоборот, робких, астеничных — бесцветностью и мелкостью изображения; у эмоциональных, импульсивных детей отмечается небрежность рисунка, размашистый штрих; плотное закрашивание всей площади, заполнение всех межконтурных пространств свидетельствует о наличии внутреннего беспокойства у ребенка (см. А.М. Шуберт, 1928; 1929).
Прежде чем разработать систему оценки детских рисунков, мы провели специальное исследование, в котором рисунки использовались в качестве вспомогательного иллюстративного материала, а основу составляли объективные психодиагностические данные.
В нашем исследовании мы пытались разработать эффективные критерии для оценки детских рисунков. В связи с этим мы не только судили о ребенке по его рисункам, но и, зная индивидуальные особенности детей, проводили анализ их рисунков.
Всего нами было рассмотрено более 2 000 рисунков младших школьников. Рисунки были как на свободную, так и на заданную тему. Предлагались следующие темы: «Что мне нравится в школе», «Что мне нравится дома», «Моя семья», «Мое любимое занятие», «Мои желания», «Мои друзья и я», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Добро и зло», «Самое красивое», «Самое интересное», «Как я провел каникулы», «Какой мне хотелось бы видеть школу», «Что мне не нравится в школе» и другие.
Некоторые, наиболее значимые для нас темы, например «Школа», повторялись в разных вариантах несколько раз в год в каждом классе. Это позволяло выявить динамику отношения ребенка к школе и изменения в самом рисунке.
При анализе рисунков мы оценивали следующие показатели.

1. Соответствие заданной теме (если рисунок был не на свободную тему).
2. Сюжет (что именно изображено).
3. Размеры рисунка и отдельных деталей.
4. Цветовое решение.
5. Динамика изображения.
6. Правильность рисунка.
7. Законченность рисунка.

Техника и манера исполнения рисунка принимались во внимание, если они свидетельствовали о каких-то психологических свойствах учащихся.

В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА

Приведем примерную схему оценки детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе».

1. Несоответствие теме указывает на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и проч. Свидетельствует о мотивационной незрелости ребенка;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;
в) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

Если рисунок не соответствует заданной теме, то при количественной обработке проставляется 0 баллов.

2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, то есть что именно изображено:

а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов (30 баллов);
б) ситуации неучебного характера — школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты (оценка 20 баллов);
в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т.п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (оценка 10 баллов).

При изучении школьной мотивации учащихся рисунки на школьную тему в различных вариантах могут предлагаться детям несколько раз в течение учебного года. Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.
Иногда по рисункам детей можно судить не только об уровне учебной мотивации, но и о наиболее привлекательных для него сторонах школьной жизни.
Так, например, школьники с психомоторной расторможенностью, повышенной двигательной активностью нередко изображают игру в футбол на уроке физкультуры, драки с ребятами на перемене, рисуют класс, в котором все перевернуто вверх дном и т.п.
Чувствительные, сентиментальные дети обязательно включают в рисунок декоративные элементы (орнамент, цветы, мелкие детали интерьера класса и т.п.).
Анализ содержания рисунков является сложной самостоятельной задачей и требует от экспериментатора хорошего владения проективными техниками.

Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть фото Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть картинку Проективная методика что мне нравится в школе. Картинка про Проективная методика что мне нравится в школе. Фото Проективная методика что мне нравится в школе

Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть фото Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть картинку Проективная методика что мне нравится в школе. Картинка про Проективная методика что мне нравится в школе. Фото Проективная методика что мне нравится в школе

Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть фото Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть картинку Проективная методика что мне нравится в школе. Картинка про Проективная методика что мне нравится в школе. Фото Проективная методика что мне нравится в школе

Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть фото Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть картинку Проективная методика что мне нравится в школе. Картинка про Проективная методика что мне нравится в школе. Фото Проективная методика что мне нравится в школе

Изменение мотивации у Виталика Е.
от первого класса к третьему,
отображенное в рисунках на тему
«Что мне нравится в школе».

А — наиболее типичный рисунок в первом классе (учебная мотивация)

В — наиболее типичный рисунок в третьем классе (игровая мотивация)

Изменение мотивации у Дениса Н. от первого класса к третьему, отображенное в рисунках на тему «Что мне нравится в школе».

А — наиболее типичный рисунок в первом классе (игровая мотивация)

В — наиболее типичный рисунок в третьем классе (учебная мотивация)Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть фото Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть картинку Проективная методика что мне нравится в школе. Картинка про Проективная методика что мне нравится в школе. Фото Проективная методика что мне нравится в школеПроективная методика что мне нравится в школе. Смотреть фото Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть картинку Проективная методика что мне нравится в школе. Картинка про Проективная методика что мне нравится в школе. Фото Проективная методика что мне нравится в школеПроективная методика что мне нравится в школе. Смотреть фото Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть картинку Проективная методика что мне нравится в школе. Картинка про Проективная методика что мне нравится в школе. Фото Проективная методика что мне нравится в школеПроективная методика что мне нравится в школе. Смотреть фото Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть картинку Проективная методика что мне нравится в школе. Картинка про Проективная методика что мне нравится в школе. Фото Проективная методика что мне нравится в школе

Рисунки школьников, имеющих низкую учебную мотивацию, на тему «Что мне нравится в школе»

Рисунки школьников, имеющих высокую учебную мотивацию, на тему «Что мне нравится в школе»Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть фото Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть картинку Проективная методика что мне нравится в школе. Картинка про Проективная методика что мне нравится в школе. Фото Проективная методика что мне нравится в школеПроективная методика что мне нравится в школе. Смотреть фото Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть картинку Проективная методика что мне нравится в школе. Картинка про Проективная методика что мне нравится в школе. Фото Проективная методика что мне нравится в школеПроективная методика что мне нравится в школе. Смотреть фото Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть картинку Проективная методика что мне нравится в школе. Картинка про Проективная методика что мне нравится в школе. Фото Проективная методика что мне нравится в школеПроективная методика что мне нравится в школе. Смотреть фото Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть картинку Проективная методика что мне нравится в школе. Картинка про Проективная методика что мне нравится в школе. Фото Проективная методика что мне нравится в школеПроективная методика что мне нравится в школе. Смотреть фото Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть картинку Проективная методика что мне нравится в школе. Картинка про Проективная методика что мне нравится в школе. Фото Проективная методика что мне нравится в школе

АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета.
При разработке анкеты мы опросили более 200 школьников 6—8-летнего возраста. Нами было отобрано десять вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию.
Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

— ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
— нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в ноль баллов.

Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено пять основных уровней школьной мотивации.

Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как успеваемость ребенка по различным предметам, его положение в группе и особенности взаимоотношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и проч. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников.

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АНКЕТЫ

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления.

1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые они выбирают.
2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.

АНКЕТА

1. Тебе нравится в школе?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

— чаще хочется остаться дома
— бывает по-разному
— иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

— не знаю
— остался бы дома
— пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

— точно не знаю
— хотел бы
— не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть фото Проективная методика что мне нравится в школе. Смотреть картинку Проективная методика что мне нравится в школе. Картинка про Проективная методика что мне нравится в школе. Фото Проективная методика что мне нравится в школе

ЛИТЕРАТУРА

1. Бачерикова Л.Н. Речь и рисунок — показатели деятельности второй сигнальной системы. Автореф. канд. дисс. М., 1979.
2. Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности. В сб.: Здоровье, развитие, личность. М.: Медицина, 1990.
3. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. Вопросы психологии, 1986, № 1.
4. Хоментаускас Г.Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи. Автореф. канд. дисс. М., 1985.
5. Шуберт А.М. Изучение личности ребенка по его рисунку. В сб.: Психопатология и психопрофилактика детского возраста. /Под ред. В.А. Гиляровского. М.: Изд-во Мосздравотдела, 1929.

6. Шуберт А.М. Рисунок аномального ребенка как материал для психологической характеристики. В сб.: Основные проблемы педологии в СССР. М., 1928.

Источник

Методики для школьников по выявлению дезадаптации.

Методики, направленные на исследование проявлений

на разных возрастных этапах.

Младший школьный возраст.

1. Проективная методика «Что мне нравится в школе?», автор Лусканова Н. Г.

Цель: выявить отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.

Возрастная направленность: 6 – 7 лет.

Инструментарий: листы формата А4 по количеству обследуемых, простой карандаш, цветные карандаши.

Процедура проведения: раздать листы, карандаши и зачитать инструкцию.

Инструкция
«Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за него ставиться не будут».

1. Несоответствие теме указывает на:
а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и пр. Свидетельствует о мотивационной незрелости;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;
в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

2. Соответствие заданной теме говорите наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, т.е. что именно изображено:
а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;
б) ситуации неучебного характера — школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты;
в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Источник: Под ред. В.Е. Клочко. Возрастная психология, 2003.

2. Методика ориентировочной школьной зрелости, авторы: А. Керн, Я. Йирасек.

Цель: выявление готовности к школьному обучению.

Возрастная направленность: 5 – 7 лет.

Инструментарий: специальные бланки, карандаши, листы бумаги.

Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.

Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т.е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему языке, например, на английском: “He eats soup”.

Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же». Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.

Процедура обработки:
Задание № 1 – рисование мужской фигуры
1 БАЛЛ выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой) и уши, на лице – глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим способом (контурным), заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не открывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.
2 БАЛЛА. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
3 БАЛЛА. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
4 БАЛЛА. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (доста-точно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.
5 БАЛЛОВ. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.
Задание № 2 Копирование слов, написанных письменными буквами
1 БАЛЛА. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.
2 БАЛЛА. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.
3 БАЛЛА. Явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
4 БАЛЛА. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
5 БАЛЛОВ. Каракули.
Задание № 3 Срисовывание групп точек
1 БАЛЛ. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.
2 БАЛЛА. Число и расположение точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.
3 БАЛЛА. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.
4 БАЛЛА. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.
5 БАЛЛОВ. Каракули.

3. Методика «Какой Я?», автор Р. С. Немова.

Цель: определение самооценки.

Возрастная направленность: 5 – 7 лет.

Инструментарий : специальный бланк для ответов.

1. Тест школьной тревожности Филлипса.

Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Возрастная направленность : 10 – 12 лет.

Инструментарий: бланки для ответов.

Процедура проведения : Инструкция. «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «–» если не согласны».

Процедура обработки: в соответствии с предложенным ключом.

2 . Методика «Отношение к предметам», автор Л. Балабакина.

Цель: разработка рейтинга школьных предметов.

Возрастная направленность: школьный возраст.

Инструментарий: бланки для ответов.

Процедура проведения: Инструкция:»Оцените, пожалуйста, свое отношение к перечисленным учебным предметам, пользуясь следующей шкалой: 2 балла – это про меня; 1 балл – не уверен (а); 0 – это не про меня».

Процедура обработки: производится подсчет баллов и затем сравнивается с предложенным вариантом.

Литература: Микляева А. В., Румянцева П. В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320с.

3. Методика «Социометрия», автор Дж. Морено.

Цель: изучение взаимоотношений в малых группах.

Возрастная направленность: от 7 лет.

Инструментарий: листы бумаги, письменные ручки.

Процедура проведения: указать 3 фамилии своих одноклассников, которые наиболее приятны, симпатичны; 3 фамилии своих одноклассников, которые неприятны, не нравятся, никогда не позовете в гости.

Процедура обработки: путем вычисления и построения матрицы.

Литература: Микляева А. В., Румянцева П. В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320с.

Старший школьный возраст.

1. Методика исследования самооценки, авторы Ч. Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин.

Цель: выявление уровня самооценки тревожности.

Возрастная направленность: от 12 лет.

Инструментарий: готовые бланки для ответов.

Процедура проведения: « Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Процедура обработки: Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

Литература: Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2011. – с. 59-63.

2. Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса, авторы М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.

Цель: выявление уровня мотивации.

Возрастная направленность: от 10 лет.

Инструментарий: бланк – анкета.

Процедура проведения: Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает.

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *