Продукт опк что это

Как проходит диверсификация ОПК в России

Продукт опк что это. Смотреть фото Продукт опк что это. Смотреть картинку Продукт опк что это. Картинка про Продукт опк что это. Фото Продукт опк что это

Фото: Антон Тушин

Диверсификация производства оборонно-промышленного комплекса для многих военных предприятий России стала единственной возможностью для выживания в условиях неминуемого сокращения объемов гособоронзаказа, однако внедряемые государством меры не всегда мотивируют предприятия на конверсию, в том числе из-за отсутствия у менеджмента «продуктового» мышления и навыков по выводу изделий на рынок, рассказали ТАСС участники отрасли.

Ситуация для оборонных предприятий усложняется еще и потому, что Россия к 2020 году в основном завершит переоснащение армии и флота, что приведет к сокращению гособоронзаказа. Государство на сегодняшний день создало полный инструментарий поддержки проектов по диверсификации, уверены эксперты, однако они сомневаются, что предприятия этого сектора смогут эффективно и быстро этими возможностями воспользоваться.

«Сейчас в основной пул Минпромторга входят уже более 170 проектов по диверсификации ОПК, запланированных к реализации в ближайшие четыре-пять лет. Только от Ростеха, Росатома и Роскосмоса мы получили более 110 конкретных проектных предложений, связанных с выпуском гражданской продукции», – сказал министр.

Госкорпорация Ростех, в чей периметр входит внушительная часть предприятий российской оборонки, ставит амбициозные планы и намерена достигнуть целевого ориентира в 50% на пять лет раньше – к 2025 году.

Что производить и как продавать?

Особенностью российского оборонного комплекса является то, что большинство предприятий изначально создавались исключительно под военные задачи. Проведение технологических маневров по переводу мощностей на гражданские рельсы, тем не менее, идет планово: где-то со скрипом, а где-то почти космическим масштабом, как, например, в концерне «Калашников», где разрабатываются летающие машины, антидроны, беспилотники, катера и тяжелые мотоциклы, холдинге «Швабе», где производится оптика и медицинская техника, пользующаяся спросом и в России, и за рубежом.

Тем не менее, согласно исследованию Агентства по технологическому развитию, многие руководители организаций ОПК характеризуют свои настроения как «мы не знаем, что производить», «у нас нет маркетологов», «у нас нет технологий для производства гражданской продукции», «у нас режимное производство, и инсталлировать на нем новое оборудование для «гражданки» мы не сможем», «у нас нет производственного персонала», «у нас нет денег на модернизацию» и т.д.

Эти проблемы выглядят почти нерешаемыми, так как предприятия, занимающиеся тяжелым закрытым военным производством, никогда не задумывались о «гражданке». «Военные структуры сталкиваются с двумя главными сложностями диверсификации – отсутствием продуктового мышления и перевернутой пирамидой издержек. Для военных главным в производстве являются тактико-технические характеристики продукта, а сроки изготовления и цена уходят на второй план. На гражданском рынке важны цена и сроки вывода продукта на рынок, а тактико-технические характеристики задаются в зависимости от этих параметров. Предприятия, которые десятилетиями жили по одному принципу, при переходе неизбежно сталкиваются с затруднениями», – сказал ТАСС директор по особым поручениям Ростеха Василий Бровко.

Адаптация к рынку

В помощь оборонщикам, не имеющим опыта работы по гражданским направлениям, создана организация НПО «Конверсия» (совместная структура Ростеха и Внешэкономбанка). Она специализируется на выявлении потребностей рынка, поиске направлений и возможностей для продвижения и реализации продукции предприятий ОПК. «Мы проводили закрытое исследование среди генеральных директоров оборонных предприятий и обнаружили, что они не знают, что и для кого производить, с кем конкурировать. Наша задача – создать маркетинговый центр, занимающийся анализом продуктов. Для начала – тех продуктов, которые уже производятся оборонными предприятиями, на следующем этапе – тех, которые могли бы производиться. Также этот маркетинговый центр должен отвечать за конкурентный анализ: с кем конкурировать, куда и на каком рынке продавать», – пояснил ТАСС Василий Бровко.

Еще одним существенным подспорьем для оборонки в этом году стала новая спецпрограмма Фонда развития промышленности с одноименным названием – «Конверсия». «Ее участники получают допуск к дешевым и длинным деньгам. Основные параметры программы – льготные займы от 200 до 750 млн рублей на срок до пяти лет с процентной ставкой 1% в первые три года займа и 5% – на оставшийся период. Целевой объем продаж новой продукции – не менее 50% от суммы займа в год, начиная со второго года серийного производства. Участвовать в программе могут только предприятия, входящие в реестр организаций ОПК», – отметил Денис Мантуров.

Приоритет проектам по наращиванию гражданской продукции отдается также при отборе технологических направлений в рамках программы по субсидированию НИОКР. «Кроме того, действует совместная программа Минпромторга и Минобрнауки по созданию и развитию инжиниринговых центров при вузах, одно из основных направлений которой – развитие диверсификации. Бюджет программы на 2017 год – 700 млн рублей», – добавил министр.

В 2013–2016 годах было создано 49 таких инжиниринговых центров, на осень 2017 года запланировано проведение шестой очереди конкурсного отбора проектов. По словам Дениса Мантурова, основной акцент при отборе проектов будет сделан на тех направлениях, которые способствуют диверсификации продукции предприятий ОПК.

Главной точкой сбора гражданских проектов оборонных предприятий сегодня можно назвать платформу «ГИС промышленность». «На ее базе формируются интерактивные каталоги высокотехнологичной продукции, выпускаемой предприятиями ОПК. Уже сегодня они включают в себя 4,3 тыс. позиций номенклатуры, из которых более 2,2 тыс. позиций – это высокотехнологичная продукция гражданского и двойного назначения нашей оборонки», – добавил Денис Мантуров.

«Калашников» как пример успешной диверсификации

Многие предприятия ОПК смогли самостоятельно настроить свое производство на «мирный» лад. Так, например, Концерн «Калашников» не нуждается в услугах «НПО Конверсия», считает Василий Бровко. «Концерн и дальше будет разрабатывать инновационные продукты: электрические мотоциклы, гражданские катера, беспилотники, антидроны и так далее. Но, к сожалению, большинство предприятий такой энергией, компетенциями, деньгами не обладают», – отметил топ-менеджер Ростеха.

Соотношение военной и гражданской продукции сегодня в «Калашникове» составляет 80/20, однако предприятие рассчитывает в ближайшие пять лет увеличить долю «гражданки» до 50% и довести показатель EBITDA до отметки в 7 млрд рублей, сообщил ТАСС гендиректор концерна Алексей Криворучко.

Прославленный биатлонист, а ныне руководитель спортивных проектов концерна, Иван Черезов подтверждает – ижевская винтовка обладает высоким потенциалом, в том числе экспортным, но это направление, помимо всего прочего, ограничивают санкции. «Есть случаи, когда звонят из других стран и интересуются нашими винтовками, спрашивают, можно ли приобрести. К сожалению, санкции не позволяют им это сделать. Был случай, когда даже из Германии звонили с этим вопросом, говорили, что детям нравятся винтовки, они удобные, уход и ремонт минимальный, в отличие от Anschutz. В этом плане наша винтовка надежнее. Средняя цена БИ-7-4 порядка 70 тыс. рублей в зависимости от конфигурации, а Anschutz стоит порядка 3,5 тыс. евро минимум. В цене у немцев мы выигрываем», – поделился с ТАСС спортсмен.

В сборной России по биатлону соотношение примерно 30/70 – наши винтовки и Anschutz, отметил Иван Черезов, говоря о перспективах оснащения команды винтовками концерна. «Лидеры сборной, например, Антон Шипулин, Алексей Волков, выступают с винтовками Anschutz и просить их перейти на ижевские винтовки не совсем корректно, потому что стрельба такое дело – все на тонких ощущениях. У спортсменов годами формируются «отношения» с винтовкой. Скоро Олимпийские игры, и просить спортсмена поменять свой инвентарь. там лыжи не каждый меняет, не говоря уже о винтовках», – сказал он.

Работа на перспективу

Одним из флагманов развития в этом секторе может стать холдинг «Росэлектроника» (входит в Ростех). Компания имеет ряд высокотехнологичных разработок для нефтегазодобывающих и перерабатывающих предприятий – элементы питания для забойных телеметрических систем, телевизионные системы для буровых установок, комплекс глубокой криогенной переработки природного газа и другое.

Другим перспективным направлением для предприятий ОПК Минпромторг видит рынок дорожно-строительной техники, в ключевых сегментах которого – экскаваторах, бульдозерах, погрузчиках – доля импорта превышает сейчас 85%. Ковровский электромеханический завод, например, разработал образец экскаватора-погрузчика с дистанционным управлением. Проект нашел поддержку Фонда развития промышленности, и КЭМЗ ставит перед собой очень амбициозную цель – занять до 10% отечественного рынка этой техники к 2020 году.

На стыке военного и гражданского сектора сегодня реализуются и проекты в авиастроении. Так, концерн «Алмаз-Антей» – производитель зенитных ракетных систем и комплексов – создал отечественную систему управления воздушным движением, которая до этого базировалась на зарубежных технологиях. Сейчас предприятия концерна производят радиолокационную технику: метерологические радиолокаторы, аэродромные радиолокационные комплексы и другие изделия, а также автоматизированные системы управления воздушным движением. Оборудование «Алмаз-Антея» пользуется спросом не только внутри страны, но и успешно реализуется за рубежом. Концерн поставил в Египет системы и средства для управления воздушным движением, ведет переговоры о размещении в Индии производства локаторов гражданского назначения в рамках программы Make in India.

Одной из главных задач диверсификации, по мнению Минпромторга РФ, является наращивание экспорта высокотехнологичной продукции предприятиями российского ОПК.

В целом, Минпромторг фиксирует рост спроса на российскую продукцию двойного и гражданского назначения, доля экспортируемой продукции ОПК на текущий момент превышает 12%. Среди наиболее перспективных макрорегионов для сотрудничества в этом направлении Минпромторг выделяет Ближний Восток и, в частности, Саудовскую Аравию. «Российские предприятия ОПК готовы поставлять конкурентоспособную продукцию в сферах энергетического машиностроения (от трубопроводной арматуры до паровых котлов), автомобилестроения и транспортного машиностроения, медицинской промышленности. Одно из самых перспективных направлений экспортных поставок в Саудовскую Аравию – радиоэлектроника и телекоммуникационное оборудование. В этих областях российские оборонные предприятия обладают уникальными компетенциями и могут предложить нашим партнерам целую линейку инновационных решений», – сказал ТАСС представитель ведомства.

Таким образом, весь необходимый инструментарий, по мнению участников отрасли, сформирован, однако есть ряд первоочередных проблем, которые должны решить менеджмент военных предприятий. «У руководителей должен сработать инстинкт выживания. Это в прошлом можно было рассуждать, нужна ли нам «гражданка». Гособоронзаказ трансформируется, в его рамках появляются новые приоритеты. Чтобы выжить, нужно двигаться быстрее, чем остальные. Помните про ту лягушку в кувшине молока, которая должна быстро перебирать лапками, чтобы превратить это молоко в масло и не утонуть в нем? Другого пути нет. Мы должны следовать курсом на диверсификацию и ни в коем случае не выбиваться из графика. Трансформация продиктована временем», – считает Василий Бровко из Ростеха.

Источник

Диверсификация ОПК: цель, промежуточный этап или средство развития?

Продукт опк что это. Смотреть фото Продукт опк что это. Смотреть картинку Продукт опк что это. Картинка про Продукт опк что это. Фото Продукт опк что это

Автор: Игорь Фролов, д.э.н., заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Первая промежуточная цель диверсификации оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России, определенная Поручением Президента Российской Федерации, досрочно достигнута.

Но, анализируя ее текущие результаты и оценивая долгосрочные перспективы развития ОПК, необходимо поставить вопрос: пытаться ли продолжать в лоб решать задачу достижения паритета выпуска военной и гражданской продукции к 2030 году? Или стоит переформулировать цели развития комплекса для наращивания его потенциала перед новыми вызовами?

Задача диверсификации оборонно-промышленного комплекса как осуществление определенной системы мер, направленных на его устойчивое функционирование в условиях снижения гособоронзаказа, была поставлена в сентябре 2016 г. президентом РФ на совещании в Туле [1, 2] и развита на последующих совещаниях и в поручениях [3–5].

Продекларировано, что осуществление диверсификации можно оценить по достижению показателя доли гражданской продукции, выпускаемой организациями ОПК: к 2020 г. – не менее чем 17% от всей промышленной продукции комплекса, к 2025 г. – 30%, к 2030 г. – 50%.

Следует учитывать, что вычисление этого показателя зависит как от способа учета состава ОПК, который определяется в соответствии с законом «О промышленной политике в РФ» от 31 декабря 2014 г. №488-ФЗ ежегодно корректируемым Сводным реестром организаций ОПК, так и от критериев отнесения этих организаций к промышленным, научным и прочим.

По итогам 2018 г. в состав ОПК России включено 1319 промышленных и научных организаций, среднесписочная численность которых превышает 2 млн чел., в том числе, более 1,4 млн человек в оборонных отраслях промышленности. Порядка 3/4 от общего количества организаций находятся в сфере деятельности Минпромторга России. Они объединены в 41 интегрированную структуру (ИС), которые по бόльшей части входят в состав двух госкорпораций – «Ростех» и «Роскосмос». Организации, входящие в ИС, производят около 84% от всего объема выпуска промпродукции ОПК по итогам 2018 г. [6, с. 144].

Основная функция ОПК развитой страны – создание, поставка и поддержание эксплуатации образцов вооружений и военной и специальной техники (ВВСТ), приобретаемой как вооруженными силами в рамках их технического оснащения, так и другими странами – в рамках военно-технического сотрудничества. Но ОПК также выполняет и роль научно-технической и технологической базы по ряду направлений инновационного развития экономики страны.

Ключевой особенностью советского военно-промышленного комплекса, сформированного в 1920–1930-е гг., стала такая форма организации оборонной науки и производства, которая успешно реализовывала оснащение ВВСТ ВС СССР почти независимо от уровня технико-экономического развития гражданских отраслей промышленности и в условиях многоаспектного противостояния с крупнейшими военными державами планеты на протяжении почти полувека. Однако с учетом необратимого замедления темпов роста советской экономики со второй половины 1970-х гг. и постепенной деградации отношений со странами, входившими в Организацию Варшавского договора, советский ВПК в созданных масштабах в конечном итоге оказался слишком большим и избыточно ресурсоемким.

С трудом пережив трансформационный кризис 1990-х гг., российский ОПК все же смог начать восстанавливать свои научно-технические и производственно-технологические возможности, сперва медленно, а со второй половины 2000-х гг. – все быстрее и на более системной основе.

Каковы актуальные тенденции развития ОПК (cм. подробнее [7])? Посмотрим на его обобщенную динамику в сравнении с остальной промышленностью России за последнее десятилетие (рис. 1).

Продукт опк что это. Смотреть фото Продукт опк что это. Смотреть картинку Продукт опк что это. Картинка про Продукт опк что это. Фото Продукт опк что это

Рис. 1. Динамика развития промышленности, гражданского машиностроения (МСК) и промышленности ОПК (число раз к 2009 г., нарастающим итогом)

Как видно по рис. 1, промышленное производство в России в целом после 2013 г. находится в стагнации, и темпы роста составляют немногим более 2% в год (как это было в 2017–2018 гг.) – это путь к дальнейшему отставанию в масштабах мировой экономики.

Чуть лучше дело обстоит с гражданскими отраслями машиностроительного комплекса, который вырос после кризисного 2009 г. более чем в 1,5 раза, но его заметный подъем наблюдался только в посткризисный период (в 2010–2012 гг.), а в последующие годы этот комплекс также перешел к стагнирующему развитию.

На этом фоне динамика промышленности ОПК на первый взгляд выглядит блестяще: за последнее десятилетие она более чем удвоила свои объемы. Очевидно, что такое развитие обусловлено существенным наращиванием различных форм государственной поддержки. Но с 2017 г. темпы роста промышленности ОПК резко замедлились (3,4% в 2017 г. в сравнении с 9,5% в 2016 г.), а с 2018 г. объем промышленной продукции, произведенной организациями ОПК, в сопоставимых ценах впервые за два десятилетия снизился (на 2,5%) – за счет резкого падения выпуска продукции военного назначения.

Почему это произошло? Посмотрим на данные рис. 2.

Продукт опк что это. Смотреть фото Продукт опк что это. Смотреть картинку Продукт опк что это. Картинка про Продукт опк что это. Фото Продукт опк что это

Рис. 2. Номинальные расходы по статье «Национальная оборона» (НО) и военным НИОКР за период 2010–2018 гг. (левая шкала); динамика НО и ГОЗ (правая шкала)
* Экспертные оценки динамики ГОЗ с учетом дефлятора ОПК

Анализ данных, приведенных на рис. 2, показывает, что абсолютные объемы выпуска ОПК до 2017 г. включительно устойчиво возрастали за счет наращивания гособоронзаказа (ГОЗ) и, отчасти, экспорта ВВСТ.

Заметим, что расходы федерального бюджета по статье «Национальная оборона» стабильно росли до 2016 г. В 2016 г. военные расходы всех силовых ведомств секвестрировали на 10% по сравнению с плановыми, а Минобороны РФ – на 5%, в 2017 г. – снова сократили на 10%, а Минобороны РФ – на 6% [8].

Также по рис. 2 видно, что в 2016–2018 гг. Правительство РФ ускоренными темпами закрывало так называемую схему «кредитного ГОЗ» – дополнительного финансирования ОПК банками под гарантии государства (на 792,0; 186,8 и 477,0 млрд руб.) (см. подробнее табл. 1).

Продукт опк что это. Смотреть фото Продукт опк что это. Смотреть картинку Продукт опк что это. Картинка про Продукт опк что это. Фото Продукт опк что это

Табл. 1. Реализация государственных гарантий в ходе выполнения «кредитного ГОЗ» в 2011–2018 гг., млрд руб.

Источники : Казначейство РФ, Счетная палата РФ, распоряжения Правительства РФ, Минобороны РФ, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара [9, с. 604–618], расчеты автора.
* Общий дефлированный итог для банков в ценах 2018 г.

По данным табл. 1 видно, что в общей сложности федеральный бюджет за последние четыре года выплатил чуть более 1,6 трлн руб. (из них 792 млрд руб. за счет продажи пакета акций «Роснефти» иностранному инвестору), а «чистый» доход банков в ценах 2018 г. составил чуть более 0,2 трлн и в конечном счете (с учетом погашения оставшихся 200 млрд) достигнет примерно 0,3 трлн руб. Экономия бюджета от досрочного завершения «кредитного ГОЗ» уже составила порядка 131 млрд руб. [8].

Заметим также, что в 2018–2019 гг. объем гособоронзаказа (в части, касающейся Минобороны РФ) стабилизировался на уровне порядка 1,5 трлн руб. [10].

Благодаря существенному росту гособоронзаказа доля гражданской продукции в выпуске ОПК за последние годы плавно сокращалась: примерно с одной трети в 2011 г. до 15,9% в 2015 г.

В 2016 г. гражданская продукция выросла на 16,9%, скомпенсировав падение гражданского производства в 2015 г. (–13,4%). В целом абсолютные приросты гражданской промышленной продукции ОПК в 2013–2016 гг. были либо близки к нулю, либо отрицательны, за исключением авиационной промышленности (и отчасти радиоэлектронного комплекса), где государство реализовало значительное число разнообразных мер господдержки, направленных, в том числе, и на увеличение выпуска гражданской продукции.

И только с 2017 г. выпуск высокотехнологичной продукции за счет диверсификации стал устойчиво увеличиваться. В 2018 г. объем гражданской продукции вырос на 8,8%, и она стала единственным положительным компонентом роста ОПК, а ее доля в промышленности ОПК составила 20,9%.

Таким образом, предыдущий ключевой источник роста ОПК – гособоронзаказ – к настоящему времени и на среднесрочную перспективу исчерпал свои возможности.

Поэтому получается, что реализация задачи диверсификации производства предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса как бы естественным образом становится единственным путем его развития.

При этом локальные проблемы диверсификации, связанные, с одной стороны, с низкой конкурентоспособностью этой продукции, высокой зависимостью выпуска от импортных комплектующих и технологий, недостаточной емкостью внутренних рынков, а с другой – со скрытым нежеланием руководства многих организаций ОПК осваивать новую гражданскую продукции из-за недостатка инвестиций и широкого спектра слабо просчитываемых рисков, хорошо известны [11].

Однако если первый промежуточный этап диверсификации досрочно выполнен, то, может быть, достижение двух оставшихся «контрольных точек» приведет к процветанию комплекса? К сожалению, это не так.

Хроническим вопросом, а в ряде аспектов с 2017 г. даже обострившейся проблемой стало увеличение задолженности по кредитам и займам, обусловленное нарастанием зависимости от внешних источников финансирования. У трети организации ОПК доля собственных средств в структуре источников средств составляет менее 30%. Общая проблемная задолженность предприятий измеряется сотнями и сотнями миллиардов рублей. У десятков крупных организаций объем задолженности превышает размер выручки, полученной за отчетный период. А наращивание объемов выпуска гражданской продукции в ряде случаев только увеличивает долги предприятий, т.к. многие проекты на начальной фазе убыточны.

Сложившийся комплекс условий, провоцирующих перманентное нарастание задолженности предприятий (а не проблемы диверсификации), становится системной проблемой ОПК.

Дополнительно в среднесрочной (а при неблагоприятном стечении обстоятельств – и в краткосрочной) перспективе произойдет резкое ухудшение макроэкономической конъюнктуры, которое может спровоцировать глобальный финансово-экономический кризис.

По этому поводу идут многочисленные дискуссии, в которых выражаются полярные точки зрения (см., например, [12, 13]), но, вероятнее всего, этот кризис окажется лишь частью масштабной трансформации глобальной экономики и, следовательно, по своей динамике и последствиям будет сильно отличаться от циклических кризисов, к которым готовятся денежные власти многих стран. И организациям ОПК лучше заблаговременно подготовиться к этой ситуации, тем более, что кризис – это еще и новые возможности, связанные с неравномерным высвобождением рыночных ниш.

Следовательно, требуется переформулирование стратегических целей развития ОПК. При этом диверсификация должна стать инструментом, а не формальной целью функционирования ОПК. Механизмы управления и поддержки долгосрочного развития ОПК должны учитывать принципиально новую ситуацию – с одной стороны, сейчас в оборонно-промышленном комплексе нет избыточных мощностей, как это было в СССР в 1980-х гг., а с другой – российский ОПК унаследовал от советской эпохи закрытость от гражданских отраслей машиностроения. Это становится тормозом его развития, т.к. экономика РФ не сможет повторить схемы решений, успешных в советское время, ни по типу функционирования, ни по ресурсному обеспечению.

Ключевой задачей на среднесрочную перспективу становится стимулирование коммерциализации технологий и интеллектуальной собственности, налаживание бережливого производства, наращивание массы прибыли и реинвестирование ее в научно-технические заделы и новые высокорентабельные производства.

При этом в рамках государственных форм поддержки целесообразно разделять контракты на следующие виды:

Возможно включение в контур диверсифицируемых предприятий внешних команд, обладающих необходимыми компетенциями, или покупка технологических компаний, имеющих свои инновационные решения и ниши на рынках высокотехнологичной продукции. Целесообразно и выделение гражданских высокотехнологичных производств в отдельные бизнесы, с образованием отдельных юридических лиц, затем включаемых в состав ИС.

Что касается долгосрочных целей, ОПК необходимо постепенно трансформировать в открытый комплекс, способный решать задачи создания и мультиплицирования высокомаржинальных технологических бизнесов. При этом потребуется создать систему современного маркетинга, стимулирующего продвижение гражданской высокотехнологичной продукции на внутренний и внешние рынки.

Последнее, в частности, потребует переориентации предприятий на развитие иных бизнес-моделей, технологических и организационных компетенций (как в части проектирования продукции, построения кооперации, так и в отношении организации системы продаж и послепродажного обслуживания), сопрягаемых с оборонными производствами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *