Прочитайте тексты определите тему о чем говорится и основную мысль
Русский язык 5 класс Разумовская. Упражнение №44
Прочитайте тексты. Определите тему (о чём говорится?) и основную мысль (что говорится?) каждого текста. Найдите предложения, в которых сформулирована основная мысль. Понаблюдайте, как проводит автор основную мысль в тексте с помощью соответствующего отбора материала.
1 ) Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево − осину − с её бледно лиловым стволом и серо−зелёной металлической листвой, которую она вздымает на воздухе. Не люблю я вечное качанье её круглых неопрятных листьев, неловко прицепленных к длинным стебелькам. (И.Тургенев)
2 ) Мне нравится нежно−зелёная, яркая окраска стволов осины, отличная от красно−бурых сосен, от белых берёз, от чёрной коры дубов, ли и вязов. Я не хочу сказать, что краснолесье хуже, но красив и осиновый лес, как бы освещенный бледно−зелёным светом.
Многим не нравится, но мне нравится и вечное беспокойное даже в полное безветрие лопотание осины. Это ведь не скрежет, не грохот, не урчание моторов, не скрип тормозов, не железо по железу и не стекло по стеклу. Это − очень нежное, неназойливое, безобидное и, я бы сказал, какое−то прохладное лепетание, вроде вечного плеска моря.
С первым дыханием осени до неузнаваемости преображается матового−зелёная, сероватая листва осин. Точно каждый лист накалили на огне до яркой красноты, и вот теперь всё горит и светится. (В.Солоухин)
Решение
1 ) Тема: осина.
Основная мысль: «Я не слишком люблю это дерево − осину».
2 ) Тема: осина.
Основная мысль: «Красив и осиновый лес».
Отличие темы от основной мысли текста
Тема и основная мысль: связь и различие
Существуют разные определения понятия «текст».
В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.
В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.
Текст — это группа предложений, которые связаны между собой грамматически и синтаксически, а также объединены общим смыслом и темой.
Основные признаки:
Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:
Тема текста — это то, что раскрывается в его содержании.
Тексты могут описывать:
Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.
Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.
Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.
Основная мысль — это главный посыл, который автор хотел вложить в свое произведение, его ключевая идея. Она определяет содержание и напрямую связана с темой. Может быть выражена в одном или нескольких предложениях.
Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.
Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.
Разница между основной мыслью и темой:
Как определить тему текста и главную мысль
Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:
Подсказки, по которым можно определить тему:
Подсказки, по которым можно определить основную мысль:
Если после прочтения и пересказа всё равно не получается определить основную мысль, можно применить анализ текста по абзацам:
Чаще всего учащиеся совершают две распространенных ошибки при определении основной мысли:
Для того чтобы избежать этих ошибок, нужно прежде всего тщательно и вдумчиво читать текст. При формулировании основной мысли необходимо опираться на ключевые слова, а не заменять их синонимами.
Пояснения на примерах
Приведем несколько примеров, для того чтобы лучше понять, как определить тему и основную мысль текста.
Взволнованные дети, в нарядной одежде и с красивыми букетами в руках, заходят в класс. Они видят на партах новенькие, как будто только что отпечатанные книги. Первоклассники с любопытством рассматривают их. В книгах много красочных картинок и интересных заданий.
— Это ваша первая учебная книга, — говорит детям учительница. — Она называется букварь. Как вы думаете, почему у нее такое название?
Первоклассники поднимают руки.
— Мы будем по ней учиться буквам, — робко отвечает Машенька.
— С ее помощью мы научимся читать и писать, — весело говорит Сережа.
— Мы узнаем с ее помощью много нового, — добавляет Танечка.
Учительница улыбается. Она говорит детям:
— Да, вы правы. С этой книгой вы откроете для себя дорогу в мир знаний. С ее помощью вы потом научитесь хорошо читать и другие книги.
Тема этого текста — «Букварь», поскольку на протяжении всего рассказа речь идет именно об этой книге.
Основная мысль может быть сформулирована следующим образом:
«Букварь — это первая учебная книга для детей. С ее помощью дети обучаются чтению».
Волк является опасным хищником. Это очень сильное и выносливое животное. Волки охотятся на оленей, лосей и косуль. Но могут они есть и более мелкую добычу: зайцев, сусликов и даже мышей. Многие боятся и не любят волков. Но не все знают, что эти животные выполняют очень важную роль. Они являются своеобразными санитарами лесами, поскольку чаще всего охотятся на слабых и больных зверей. К тому же благодаря волкам контролируется популяция грызунов и травоядных животных.
Тема текста — «Волк» или «Волки».
Основная мысль: «Волк — не просто опасный хищник, но и полезный санитар леса».
Работа с основной мыслью текста-рассуждения
Тема: Работа с основной мыслью текста-рассуждения.
Цель: продолжить работу над определением основной мысли текста-рассуждения.
- Работая с текстом, стараясь понять информацию (содержание, мысль), заложенную автором в тексте, мы прежде всего должны определить тему текста (о чём говорится) и его основную мысль (тезис), так как именно основная мысль определяет основное содержание текста: что будет говориться по данной теме (как будет раскрываться тема). Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак.
Основная мысль текста
О чём говорится в тексте Что говорится об этом предмете
1. Как определить основную мысль текста?
Даю несколько рекомендаций:
1. Основная мысль должна быть ясной, поэтому в аналитическом тексте она часто формулируется как простое предложение с подлежащим и сказуемым (двусоставное). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чём), а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говориться.
Запомните: сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!
2. Для читателя удобно, когда в формулировке основной мысли не использованы слова в переносном значении, например, метафоры.
Если в тезисе всё-таки употребляются слова в переносном значении, то при работе с текстом их можно заменить синонимичными словами в прямом значении. Читатель эту замену может делать мысленно, а может оформить её в своих рабочих записях.
2. Тренировочные упражнения.
(тексты распечатаны, есть у каждого учащегося)
1. Прочитайте отрывки из текстов.
а) Самые опытные экскурсоводы советуют знакомиться с Лондоном при помощи собственных ног, так как места паломничества туристов расположены в городе компактно, и если вы в состоянии самостоятельно разобраться со схемой столицы, то никакой гид вам не нужен.
б) Примерно 25 процентов регулярных курильщиков умрёт преждевременно по причине курения, а ведь многие из этого числа могли бы прожить на 10, 15, а то и на 20 лет дольше.
в) Все гуляющие по набережной вдруг увидели несущееся совсем низко, над водой, громадное серое облако, которое вскоре окутало всех людей, и только тогда стало ясно, что это огромная стая стрекоз.
г) В одно мгновение всё кругом волшебно переменилось: дети с восхищением смотрели, как солнце просвечивает сквозь цветные слюдяные крылышки стрекоз, как радужно мерцает воздух, как на лицах гуляющих играют крошечные радуги, солнечные зайчики, искорки.
2. Сократите каждое предложение, оставив только самую необходимую информацию (это можно условно считать «основной мыслью» фрагмента).
3. Используйте рекомендации данные перед упражнением.
1. Прочитайте отрывки из текстов.
а) Каждый год около миллиона метеоритов, одни из которых представляют собой просто оплавленные при прохождении через земную атмосферу каменные булыжники, другие – таинственный сплав никеля и железа, поражают поверхность нашей планеты, пролетая около 270 миллионов километров от загадочного Астероидного пояса, который время от времени отправляет своих посланников в сторону Земли.
б) Опаснее всего, когда в земную атмосферу влетает целый рой космических осколков, именуемых метеоритным дождём, который бывает очень интенсивным, как, например, в Мексике, где на городок Пуэбло де Альенде одновременно обрушилось 8000 камней, общим весом в четыре тонны.
в) Однако учёные предупреждают о гораздо большей опасности, чем простое физическое поражение метеоритами людей или наземных объектов, поскольку посланцы вселенной, по их мнению, несут в себе неизвестные земной науке микроорганизмы, с которыми связывают возникновение диковинных болезней.
2. Сократите каждое предложение, оставив только основу содержания (его «основную мысль»).
3. Прочитайте все три изменённых фрагмента как один целостный текст. Восстановите основную мысль текста. Обоснуйте своё мнение. Для этого в каждом фрагменте найдите слова, помогающие сохранить тему (о чём текст). Этими словами могут быть подлежащее и дополнения.
Затем в каждом фрагменте найдите слова, помогающие сохранить «новое» (что об этой теме говорится). Этими словами могут быть сказуемые, определения и обстоятельства всех предложений текста.
4. Сделайте вывод о способах сохранения основной мысли текста.
Так как же определить основную мысль текста?
3.Через весь текст проходят цепочки слов, сохраняющие, во-первых, тему тезиса, во-вторых, его «новое».
4.Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нём своё развитие, углубляется, обосновывается. В рассуждении для этого используются доводы. Каждый довод представляет читателю новую грань основной мысли.
Обычно (но не всегда) каждый довод выделяется в отдельный абзац.
Довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с основной мыслью, он должен содержать необходимые смысловые оттенки в её раскрытии.
При анализе текста доводы, как и основная мысль, формулируются в виде простых предложений, в которых подлежащее и дополнения по смыслу перекликаются с темой тезиса, а сказуемое, обстоятельства или определения – с «новым» тезиса.
1. Лучше всего знакомиться с Лондоном при помощи собственных ног.
2. Примерно 25% курильщиков умрёт преждевременно.
1. Ежегодно миллионы метеоритов поражают поверхность Земли.
2. Опаснее всего метеоритный дождь.
3. Метеориты (посланцы Вселенной) несут неизвестные микроорганизмы, которые способствуют возникновению диковинных болезней.
Основная мысль целостного текста: Метеориты очень опасны для Земли.
— Так что же такое тема текста?
— Основная мысль текста?
4. Домашнее задание. Индивидуальная работа по текстам (каждому уч-ся даётся текст с заданиями).
Отличие темы от основной мысли текста
Тема и основная мысль: связь и различие
Существуют разные определения понятия «текст».
В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.
В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.
Текст — это группа предложений, которые связаны между собой грамматически и синтаксически, а также объединены общим смыслом и темой.
Основные признаки:
Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:
Тема текста — это то, что раскрывается в его содержании.
Тексты могут описывать:
Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.
Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.
Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.
Основная мысль — это главный посыл, который автор хотел вложить в свое произведение, его ключевая идея. Она определяет содержание и напрямую связана с темой. Может быть выражена в одном или нескольких предложениях.
Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.
Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.
Разница между основной мыслью и темой:
Как определить тему текста и главную мысль
Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:
Подсказки, по которым можно определить тему:
Подсказки, по которым можно определить основную мысль:
Если после прочтения и пересказа всё равно не получается определить основную мысль, можно применить анализ текста по абзацам:
Чаще всего учащиеся совершают две распространенных ошибки при определении основной мысли:
Для того чтобы избежать этих ошибок, нужно прежде всего тщательно и вдумчиво читать текст. При формулировании основной мысли необходимо опираться на ключевые слова, а не заменять их синонимами.
Пояснения на примерах
Приведем несколько примеров, для того чтобы лучше понять, как определить тему и основную мысль текста.
Взволнованные дети, в нарядной одежде и с красивыми букетами в руках, заходят в класс. Они видят на партах новенькие, как будто только что отпечатанные книги. Первоклассники с любопытством рассматривают их. В книгах много красочных картинок и интересных заданий.
— Это ваша первая учебная книга, — говорит детям учительница. — Она называется букварь. Как вы думаете, почему у нее такое название?
Первоклассники поднимают руки.
— Мы будем по ней учиться буквам, — робко отвечает Машенька.
— С ее помощью мы научимся читать и писать, — весело говорит Сережа.
— Мы узнаем с ее помощью много нового, — добавляет Танечка.
Учительница улыбается. Она говорит детям:
— Да, вы правы. С этой книгой вы откроете для себя дорогу в мир знаний. С ее помощью вы потом научитесь хорошо читать и другие книги.
Тема этого текста — «Букварь», поскольку на протяжении всего рассказа речь идет именно об этой книге.
Основная мысль может быть сформулирована следующим образом:
«Букварь — это первая учебная книга для детей. С ее помощью дети обучаются чтению».
Волк является опасным хищником. Это очень сильное и выносливое животное. Волки охотятся на оленей, лосей и косуль. Но могут они есть и более мелкую добычу: зайцев, сусликов и даже мышей. Многие боятся и не любят волков. Но не все знают, что эти животные выполняют очень важную роль. Они являются своеобразными санитарами лесами, поскольку чаще всего охотятся на слабых и больных зверей. К тому же благодаря волкам контролируется популяция грызунов и травоядных животных.
Тема текста — «Волк» или «Волки».
Основная мысль: «Волк — не просто опасный хищник, но и полезный санитар леса».
Работа с основной мыслью текста-рассуждения
Тема: Работа с основной мыслью текста-рассуждения.
Цель: продолжить работу над определением основной мысли текста-рассуждения.
- Работая с текстом, стараясь понять информацию (содержание, мысль), заложенную автором в тексте, мы прежде всего должны определить тему текста (о чём говорится) и его основную мысль (тезис), так как именно основная мысль определяет основное содержание текста: что будет говориться по данной теме (как будет раскрываться тема). Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак.
Основная мысль текста
О чём говорится в тексте Что говорится об этом предмете
1. Как определить основную мысль текста?
Даю несколько рекомендаций:
1. Основная мысль должна быть ясной, поэтому в аналитическом тексте она часто формулируется как простое предложение с подлежащим и сказуемым (двусоставное). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чём), а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говориться.
Запомните: сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!
2. Для читателя удобно, когда в формулировке основной мысли не использованы слова в переносном значении, например, метафоры.
Если в тезисе всё-таки употребляются слова в переносном значении, то при работе с текстом их можно заменить синонимичными словами в прямом значении. Читатель эту замену может делать мысленно, а может оформить её в своих рабочих записях.
2. Тренировочные упражнения.
(тексты распечатаны, есть у каждого учащегося)
1. Прочитайте отрывки из текстов.
а) Самые опытные экскурсоводы советуют знакомиться с Лондоном при помощи собственных ног, так как места паломничества туристов расположены в городе компактно, и если вы в состоянии самостоятельно разобраться со схемой столицы, то никакой гид вам не нужен.
б) Примерно 25 процентов регулярных курильщиков умрёт преждевременно по причине курения, а ведь многие из этого числа могли бы прожить на 10, 15, а то и на 20 лет дольше.
в) Все гуляющие по набережной вдруг увидели несущееся совсем низко, над водой, громадное серое облако, которое вскоре окутало всех людей, и только тогда стало ясно, что это огромная стая стрекоз.
г) В одно мгновение всё кругом волшебно переменилось: дети с восхищением смотрели, как солнце просвечивает сквозь цветные слюдяные крылышки стрекоз, как радужно мерцает воздух, как на лицах гуляющих играют крошечные радуги, солнечные зайчики, искорки.
2. Сократите каждое предложение, оставив только самую необходимую информацию (это можно условно считать «основной мыслью» фрагмента).
3. Используйте рекомендации данные перед упражнением.
1. Прочитайте отрывки из текстов.
а) Каждый год около миллиона метеоритов, одни из которых представляют собой просто оплавленные при прохождении через земную атмосферу каменные булыжники, другие – таинственный сплав никеля и железа, поражают поверхность нашей планеты, пролетая около 270 миллионов километров от загадочного Астероидного пояса, который время от времени отправляет своих посланников в сторону Земли.
б) Опаснее всего, когда в земную атмосферу влетает целый рой космических осколков, именуемых метеоритным дождём, который бывает очень интенсивным, как, например, в Мексике, где на городок Пуэбло де Альенде одновременно обрушилось 8000 камней, общим весом в четыре тонны.
в) Однако учёные предупреждают о гораздо большей опасности, чем простое физическое поражение метеоритами людей или наземных объектов, поскольку посланцы вселенной, по их мнению, несут в себе неизвестные земной науке микроорганизмы, с которыми связывают возникновение диковинных болезней.
2. Сократите каждое предложение, оставив только основу содержания (его «основную мысль»).
3. Прочитайте все три изменённых фрагмента как один целостный текст. Восстановите основную мысль текста. Обоснуйте своё мнение. Для этого в каждом фрагменте найдите слова, помогающие сохранить тему (о чём текст). Этими словами могут быть подлежащее и дополнения.
Затем в каждом фрагменте найдите слова, помогающие сохранить «новое» (что об этой теме говорится). Этими словами могут быть сказуемые, определения и обстоятельства всех предложений текста.
4. Сделайте вывод о способах сохранения основной мысли текста.
Так как же определить основную мысль текста?
3.Через весь текст проходят цепочки слов, сохраняющие, во-первых, тему тезиса, во-вторых, его «новое».
4.Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нём своё развитие, углубляется, обосновывается. В рассуждении для этого используются доводы. Каждый довод представляет читателю новую грань основной мысли.
Обычно (но не всегда) каждый довод выделяется в отдельный абзац.
Довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с основной мыслью, он должен содержать необходимые смысловые оттенки в её раскрытии.
При анализе текста доводы, как и основная мысль, формулируются в виде простых предложений, в которых подлежащее и дополнения по смыслу перекликаются с темой тезиса, а сказуемое, обстоятельства или определения – с «новым» тезиса.
1. Лучше всего знакомиться с Лондоном при помощи собственных ног.
2. Примерно 25% курильщиков умрёт преждевременно.
1. Ежегодно миллионы метеоритов поражают поверхность Земли.
2. Опаснее всего метеоритный дождь.
3. Метеориты (посланцы Вселенной) несут неизвестные микроорганизмы, которые способствуют возникновению диковинных болезней.
Основная мысль целостного текста: Метеориты очень опасны для Земли.
— Так что же такое тема текста?
— Основная мысль текста?
4. Домашнее задание. Индивидуальная работа по текстам (каждому уч-ся даётся текст с заданиями).