Прочитайте текст о чем он определите тип речи текста
Методическая разработка урока русского языка на тему «Признаки и структура текста» (10 класс)
Конспект урока русского языка на тему
«Текст. Признаки и структура текста»
Коммуникативные : научиться понимать точку зрения автора, владеть правильным типом читательской деятельности, самостоятельно использовать приёмы слушания, формирование действий по ведению учебного диалога; отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, не враждебным для оппонентов образом;
Регулятивные: научиться выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и редактировать способы действия на пути к реализации целей.
Познавательные : формировать умение определять тип и стиль речи на примере представленных текстов; формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, формулировать тему, идею текста.
Предметные: научиться обобщать и систематизировать знания о тексте и его признаках; закреплять знания о типах и стилях речи; совершенствовать навыки орфографии и пунктуации.
Личностные: умение формировать положительную мотивацию изучения родного языка; нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.
Тип урока : комбинированный.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы работы : фронтальная беседа, комплексный анализ текста, самостоятельная работа, речеведческая деятельность, словарная работа.
Средства обучения: тексты (рабочие материалы), доска, схема.
Вступительное слово учителя.
— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел русского языка, который называется «Текстоведение».
— Что изучает этот раздел?
— Какая будет тема урока?
Мы с вами повторим то, что знаем о тексте, его признаки, вспомним типы и стили речи. А также будем продолжать учиться выделять тему, идею и проблему произведения.
— Запишем тему урока в тетради «Текст. Признаки и структура текста».
2. Целеполагание. Создание проблемной ситуации.
(У каждого ученика на парте лежат листы с тремя текстами).
— Перед вами рабочие материалы. Давайте посмотрим на первый текст. О чем он? Можно ли понять мысль автора? Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?
1. «Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов». «Лопай, что дают»… «Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу». «Добродетелью украшайтесь». «Катинька, я вас люблю безумно!»
(Это не текст и даже не отрывок из него. Каждое предложение здесь совершенно автономно: между ними нет связи, во всех говорится о разном).
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
(Потому, что он похож на другие тексты. Потому, что в нём есть законченная мысль. Потому, что предложения связаны друг с другом).
— Можем ли мы считать набор предложений текстом?
— Для чего нам нужны знания о тексте и его признаках? (Чтобы создавать собственные тексты)
4. Актуализация имеющихся знаний.
— Мы сказали, что одним из основных признаков текста является единство темы и наличие авторской мысли. Давайте вспомним что это?
— Что такое тема текста? (Тема – о чем этот текст).
— Что такое идея текста? (Идея – то, что хотел сказать автор текста).
— Давайте определим тему второго текста (стихотворение Тургенева «Русский язык»).
5. Объяснение нового материала.
— Что такое текст? Текст (от лат. textus — ткань; связь, соединение) — это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение.
— По каким признакам мы определяем текст? (выясняем на примере данного текста).
1. Составление схемы (коллективно, письменно)
Запись в тетради. Признаки текста:
Текст
Смысловая и грамматическая связь;
Наличие главной мысли;
Обобщение знаний о типах и стилях речи.
— Кроме того, одним из основных признаков текста является стиль. Вспомните, какие стили речи вы знаете.
Ученики не только называют стиль, но и вспоминают его отличительные особенности. Например, в художественном стиле встречаются различные средства выразительности (эпитеты, метафоры и т.д.); в научном обязательно используются научные термины; разговорный отличается тем, что в нем часто употребляются просторечные слова и выражения).
— Научный стиль используется для точной передачи научных знаний.
— Официально-деловой. Основная цель данного стиля – точная передача деловой информации.
-Художественный. Цель – воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин.
-Разговорный стиль используется для обмена сведениями, мыслями, чувствами.
— Основная цель публицистического стиля – воздействовать на читателя и слушателя, т. е. в чём-то убедить, к чему-то призвать?
6. Закрепление. Работа с текстом.
Возьмите текст № 2. Задание:
Прочитайте текст, определите тему, идею, тип и стиль речи. Прокомментируйте пропущенные орфограммы. В выделенном предложении пропущены запятые. Объясните, где и почему вы их поставите.
У каждого писателя есть главная, та единстве(н,нн)ая, (не)написа(н,нн)ая книга, которая терпеливо(медленно) оформляется, будто выкристаллизовывается по частям, по страницам из накопле(н,нн)ого душевного опыта. Это как бы вторая жизнь писателя, внутренняя, сложная, мучительная, ибо тр..пинки сознания, по которым он (не)зримо идет, не всегда ясны.
Если бы писателю удалось однажды написать эту Главную книгу высказав в ней все он вероятно больше бы не писал ничего ибо высказал самое нужное самое сокрове(н,нн)ое. Но человеческой жизни часто не хватает для этой Главной книги.
Пунктуация: деепричастный оборот, вводные слова, придаточное причины, однородные дополнения).
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— О чем мы сегодня говорили на уроке?
— При каком условии мы можем говорить, что перед нами текст? Повторим основные признаки текста.
Признаки текста: тематическое единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; наличие главной мысли, смысловая цельность, относительная законченность.
— Когда вам пригодятся знания, которые вы получили сегодня на уроке?
8. Домашнее задание:
1) Составить плана записанного текста; определить проблему, поставленную автором в тексте. Согласны ли вы с тем, что у каждого есть такая книга в жизни? Какая книга для вас стала «старым другом»?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Прочитайте текст о чем он определите тип речи текста
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10—13 текста. Запишите ответ.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот — Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром — сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород — и он следом, мама в магазин — и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки — Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.
(7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными.
(10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.
В предложениях 9—11 найдите слово со значением «чувство тревоги, беспокойство». Выпишите это слово.
В предложении 9 есть слово «опасения», которое имеет значение «чувство тревоги, беспокойство».
Ответ: опасения или опасение.
В предложениях 4—6 найдите антоним к слову «утром» и выпишите его.
Антонимы — это слова с противоположным значением.
В предложении 6 есть слово «вечером», которое является антонимом к слову «утром».
Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста
Не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: у Иваныча вышло совсем наоборот.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым котом? Запишите ответ.
Ответ может быть сформулирован так: Завидев хозяев, кот мурлыкал, тёрся об их ноги.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
В предложениях 10−13 представлено повествование. Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5—7 текста. Запишите ответ.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
(1)Мы не знали. как поймать этого кота. (2)Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (3)Наконец нам повезло. (4)Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на березу. (5)Мы начали трясти берёзу. (6)Кот решился на отчаянный поступок. (7)С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8)Выхода оттуда не было.
(9)На помощь был вызван Лёнька. (10)Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. (11)Ему поручили вытащить кота из-под дома. (12)Вскоре Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.
(13)Это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник. (14)Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: «Что же с ним делать?»
(15)«Выдрать!» — сказал я.
(16)Лёнька сказал: «А вы попробуйте его накормить как следует — тут лаской надо»
(17)Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, творожники и сметану. (18)Кот ел больше часа. (19)Он вышел из чулана пошатываясь и сел на пороге. (20)Потом он долго фыркал и тёрся головой о пол. (21)Это‚ очевидно, должно было обозначать веселье. (22)Потом кот растянулся у печки и мирно захрапел.
(23)С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.
(По К. Г. Паустовскому)
В предложениях 3—6 найдите слово со значением «смелый до безрассудности». Выпишите это слово.
В предложении 6 есть слово «отчаянный», которое имеет значение «смелый до безрассудности».
В предложениях 6—10 найдите антоним к слову «трусость» и выпишите его.
Антонимы — это слова с противоположным значением.
В предложении 10 есть слово «бесстрашие», которое является антонимом к слову «трусость».
Ответ: бесстрашие или бесстрашием.
Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста:
Для того чтобы отучить кота воровать, надо действовать лаской. (ИЛИ: иногда ласка эффективнее, чем наказание).
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что кот-беспризорник обладал решительным характером? Запишите ответ.
Ответ может быть сформулирован так:
Кот воровал в присутствии хозяев дома. Чтобы спастись, пошёл на отчаянный поступок — прыгнул с дерева.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
В предложениях представлено повествование. Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.
а что такое тип речи?
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3—4 текста. Запишите ответ.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
(1)Под навесами рыбного рынка лежали вываленные напоказ живые богатства Чёрного моря. (2)Хотя Гаврик ежедневно видел рыбу, но, проходя по рынку, каждый раз он неизменно восхищался её хитростью.
(3)Как же умеет природа позаботиться о себе! (4)Она постаралась сделать рыб как можно более незаметными для человеческого глаза.
(5)Например, рыба скумбрия, царица Чёрного моря. (6)Её тугое тело окрашено нежнейшими тонами, от светло-голубого до тёмно-синего. (7)Гаврик знал, что именно такого цвета бывает море далеко от берега, там, где ходят косяки скумбрии. (8)Ишь какая хитрая скумбрия!
(9)Или бычки: они водятся среди скал, а также в песке, поглубже. (10)Там совсем другие цвета, чем в открытом море. (11)Вот и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет песка.
(12)Плоские камбалы, привыкшие жить на дне бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом своей кожи. (13)Разве заметишь такую, пока она лежит на дне! (14)И мальчик восхищался хитростью камбалы.
(15)Нет слов, рыба хитра. (16)Но Гаврик знал, что человек ещё хитрее. (17)Человек как заставит сетей, как забросит прозрачную лесу удочек с блестящей блесной! (18)И вся эта рыба, такая незаметная в море, будет великолепно гореть своими волшебными красками на прилавках рынка.
В предложениях 9—11 найдите слово со значением «серовато-коричневый или серовато-рыжий». Выпишите это слово.
В предложении 11 есть слово «бурый», которое имеет значение «серовато-коричневый или серовато-рыжий».
В предложениях 6—8 найдите антоним к слову «простодушный» и выпишите его.
Антонимы — это слова с противоположным значением.
В предложении 8 есть слово «хитрая», которое является антонимом к слову «простодушный».
Ответ: хитрая или хитрый.
Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста:
Хотя природа защитила рыбу особым окрасом, человек всё равно хитрее: он научился добывать рыбу из моря.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что окрас скумбрии носит защитный характер? Запишите ответ.
Ответ может быть сформулирован так:
Скумбрия окрашена в такие цвета, которые характерны для открытого моря, где она живёт.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
В предложениях представлено рассуждение. Рассуждение — это тип текста, в котором что-то объясняется или доказывается, говорится о причинах действий, событий, явлений, устанавливаются взаимосвязи между действиями, событиями, явлениями.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7—8 текста. Запишите ответ.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
(1)Старый охотник очень любил музыку. (2)Он часто сидел на завалинке и пиликал смычком на скрипке. (3)Не очень красиво это у него получалось, но старик и тем был доволен. (4)У каждого ведь есть занятия, за которыми душа отдыхает. (5)Однажды мимо проходил знакомый и говорит старику:
(6)— Ну что ты глупостями занимаешься: брось-ка свою скрипку-то, я сейчас медведя видел в лесу!
(7)Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл в лес. (8)В лесу старик долго искал медведя, устал и присел на пенёк отдохнуть. (9)Тихо-тихо вокруг, слышно, как листья шепчут. (10)Вдруг старик услыхал: «Дзенн. » (11)Красивый такой звук, как струна пропела. (12)Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» (13)Звук слышался с опушки. (14)Старик подкрался и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. (15)А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. (16)Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. (17)Щепка задрожала, и в воздухе раздалось то самое ‹дзенн. » (18)Медведь наклонил голову и слушает. (19)Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка! (20)Закинул старик ружьё за спину да пошёл домой.
(21)Вечером старик опять сидел на завалинке со скрипкой. (22)Он пальцем дёргал одну струну, а струна тихонечко пела: «Дзенн. »
(23)Давешний прохожий спросил старика:
(24)— Нет, — ответил старик.
Методическая разработка урока русского языка на тему «Признаки и структура текста» (10 класс)
Конспект урока русского языка на тему
«Текст. Признаки и структура текста»
Коммуникативные : научиться понимать точку зрения автора, владеть правильным типом читательской деятельности, самостоятельно использовать приёмы слушания, формирование действий по ведению учебного диалога; отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, не враждебным для оппонентов образом;
Регулятивные: научиться выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и редактировать способы действия на пути к реализации целей.
Познавательные : формировать умение определять тип и стиль речи на примере представленных текстов; формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, формулировать тему, идею текста.
Предметные: научиться обобщать и систематизировать знания о тексте и его признаках; закреплять знания о типах и стилях речи; совершенствовать навыки орфографии и пунктуации.
Личностные: умение формировать положительную мотивацию изучения родного языка; нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.
Тип урока : комбинированный.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы работы : фронтальная беседа, комплексный анализ текста, самостоятельная работа, речеведческая деятельность, словарная работа.
Средства обучения: тексты (рабочие материалы), доска, схема.
Вступительное слово учителя.
— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел русского языка, который называется «Текстоведение».
— Что изучает этот раздел?
— Какая будет тема урока?
Мы с вами повторим то, что знаем о тексте, его признаки, вспомним типы и стили речи. А также будем продолжать учиться выделять тему, идею и проблему произведения.
— Запишем тему урока в тетради «Текст. Признаки и структура текста».
2. Целеполагание. Создание проблемной ситуации.
(У каждого ученика на парте лежат листы с тремя текстами).
— Перед вами рабочие материалы. Давайте посмотрим на первый текст. О чем он? Можно ли понять мысль автора? Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?
1. «Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов». «Лопай, что дают»… «Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу». «Добродетелью украшайтесь». «Катинька, я вас люблю безумно!»
(Это не текст и даже не отрывок из него. Каждое предложение здесь совершенно автономно: между ними нет связи, во всех говорится о разном).
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
(Потому, что он похож на другие тексты. Потому, что в нём есть законченная мысль. Потому, что предложения связаны друг с другом).
— Можем ли мы считать набор предложений текстом?
— Для чего нам нужны знания о тексте и его признаках? (Чтобы создавать собственные тексты)
4. Актуализация имеющихся знаний.
— Мы сказали, что одним из основных признаков текста является единство темы и наличие авторской мысли. Давайте вспомним что это?
— Что такое тема текста? (Тема – о чем этот текст).
— Что такое идея текста? (Идея – то, что хотел сказать автор текста).
— Давайте определим тему второго текста (стихотворение Тургенева «Русский язык»).
5. Объяснение нового материала.
— Что такое текст? Текст (от лат. textus — ткань; связь, соединение) — это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение.
— По каким признакам мы определяем текст? (выясняем на примере данного текста).
1. Составление схемы (коллективно, письменно)
Запись в тетради. Признаки текста:
Текст
Смысловая и грамматическая связь;
Наличие главной мысли;
Обобщение знаний о типах и стилях речи.
— Кроме того, одним из основных признаков текста является стиль. Вспомните, какие стили речи вы знаете.
Ученики не только называют стиль, но и вспоминают его отличительные особенности. Например, в художественном стиле встречаются различные средства выразительности (эпитеты, метафоры и т.д.); в научном обязательно используются научные термины; разговорный отличается тем, что в нем часто употребляются просторечные слова и выражения).
— Научный стиль используется для точной передачи научных знаний.
— Официально-деловой. Основная цель данного стиля – точная передача деловой информации.
-Художественный. Цель – воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин.
-Разговорный стиль используется для обмена сведениями, мыслями, чувствами.
— Основная цель публицистического стиля – воздействовать на читателя и слушателя, т. е. в чём-то убедить, к чему-то призвать?
6. Закрепление. Работа с текстом.
Возьмите текст № 2. Задание:
Прочитайте текст, определите тему, идею, тип и стиль речи. Прокомментируйте пропущенные орфограммы. В выделенном предложении пропущены запятые. Объясните, где и почему вы их поставите.
У каждого писателя есть главная, та единстве(н,нн)ая, (не)написа(н,нн)ая книга, которая терпеливо(медленно) оформляется, будто выкристаллизовывается по частям, по страницам из накопле(н,нн)ого душевного опыта. Это как бы вторая жизнь писателя, внутренняя, сложная, мучительная, ибо тр..пинки сознания, по которым он (не)зримо идет, не всегда ясны.
Если бы писателю удалось однажды написать эту Главную книгу высказав в ней все он вероятно больше бы не писал ничего ибо высказал самое нужное самое сокрове(н,нн)ое. Но человеческой жизни часто не хватает для этой Главной книги.
Пунктуация: деепричастный оборот, вводные слова, придаточное причины, однородные дополнения).
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— О чем мы сегодня говорили на уроке?
— При каком условии мы можем говорить, что перед нами текст? Повторим основные признаки текста.
Признаки текста: тематическое единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; наличие главной мысли, смысловая цельность, относительная законченность.
— Когда вам пригодятся знания, которые вы получили сегодня на уроке?
8. Домашнее задание:
1) Составить плана записанного текста; определить проблему, поставленную автором в тексте. Согласны ли вы с тем, что у каждого есть такая книга в жизни? Какая книга для вас стала «старым другом»?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.