Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

3)Какие сходства у языка и у речи?

4) Какие у них различия?

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

Написать текст основываясь на противопоставления?

Написать текст основываясь на противопоставления.

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

ПОМОГИТЕ?

Прочитай пословицы о языке и речи.

Обьясните, как вы поняли их смысл.

1. В доброй беседе всяк ума копит.

2. Умные речи приятно и слушать.

3. Сперва подумай, а потом скажи.

4. По речам узнают человека.

5. Что на уме, то и на языке.

ЗАДАНИЕ : Выберите любую пословицу и составьте на эту тему текст.

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

Составить текст основываясь на приеме противопоставления?

Составить текст основываясь на приеме противопоставления.

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

Помогите пожалуста?

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

1) Прочитайте текст, который поможет вам вспомнить, чем различается понятия язык и речь?

1) Прочитайте текст, который поможет вам вспомнить, чем различается понятия язык и речь.

С чем известный лингвист Михаил Викторович Панов сравнивает процесс речи?

Представим себе конвейер.

С конвейера все время сходят новые часы, только что собранные.

И правила для всех одинаковые : все сборщики собирают часы одного типа.

Некоторые часы (большинство) отвечают стандарту, идут точно, другие будут работать с капризами ; встречается, наверное, и брак.

Этот конвейер с часами — аналогия речи.

Речь — это конкретные часы (высказывания) на конкретном конвейере (мыслительный и речевой аппарат человека).

Задача языковеда — найти в речи язык, подняться от речи к языку.

2)Запишите вопросы для беседы о различии между языком и речью, основываясь на прочитанном тексте.

С чем бы вы сравнили язык и речь?

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

Пидумайте предложения со словами язык, речь, диспут, слово, митинг, полемика, ответ, спор, вопрос, общение, коммуникация, разговор, беседа?

Пидумайте предложения со словами язык, речь, диспут, слово, митинг, полемика, ответ, спор, вопрос, общение, коммуникация, разговор, беседа.

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

Различие частей речи в английском и русском языках?

Различие частей речи в английском и русском языках.

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

Прочитай текст, озаглавь его определи стиль речи составь и запиши план текста помогите?

Прочитай текст, озаглавь его определи стиль речи составь и запиши план текста помогите.

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

Напиши текст основываясь на приеме противопоставления?

Напиши текст основываясь на приеме противопоставления.

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

Прочитай текст?

Запиши текст так, как ты его запомнил.

Укажи известный тебе части речи.

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

1. Существительное ; Обозначает признак предмета 2. Нач. Ф. Пение Пост признаки : а) неодушевленное ; б) нарицательное ; в) ср. Род ; г) 2 скл. ; 3. Непост. Признаки : а) ед. Ч. б) Им. П. 4. В зависимости от того, где находится в предложении.

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

^ Вся наша семья любит Ваську ^.

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

Знать бы мне побольше. Мне надо много знать. ( если можно менять ) то я хорошо знаю математику. Знать никогда не поздно.

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

Скоро мы будемзнать, сколько в этом правды.

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

Речь идёт о реке Енисей. Устье реки находится там, где оно впадает в Карское море.

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

В слове почурка о, в слове голова две о, в слове замовщик а, в слове хлопушка о, в слове холод две о, в слове почтовый о, в слове голосок две о, книжонка и, пятнистый я, полезный о, дикарь и, вовремя и, встречать и, борода две о.

Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Смотреть картинку Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Картинка про Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь. Фото Прочитайте текст который поможет вам вспомнить чем различаются язык и речь

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Язык и речь»

Тема урока: Язык и речь.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к наблюдению и анализу, к систематизации и обобщению; формирование способности учащихся к выражению и обоснованию своей позиции.

Образовательная цель: сформировать представление о сущности языка и речи, научить различать речь и язык, речевые и языковые явления.

Планируемые результаты обучения :

личностные : развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности;

регулятивные : умение формулировать тему и цели урока; умение оценивать процесс и результат деятельности; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений;

коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

3) предметные: умение разграничивать речевые и языковые явления; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Основные методы: наблюдение над языком; диалогический; эвристический; работа в группе.

Основные понятия : язык, речь, мертвые языки.

Оборудование : учебник Е.А. Быстровой «Русский язык. 5 класс. Часть 1», рабочие карточки; презентация; рефлективные карточки

Организационный момент.
Приветствие детей. Ответ на вопросы учащихся по домашней работе. Сбор тетрадей с домашней работой.

Мотивационный этап. Целеполагание.

— Запишем фразу: «Гибок язык человека! Речей в нём край непочатый», Гомер. (СЛАЙД 1)

— Что там нужно будет уточнить, в чем разобраться? ( что такое язык, что такое речь, чем различаются )

3. Открытие нового знания.

— Какое понятие – язык или речь – мы будем подразумевать в следующих ситуациях…
1) если говорим о чьей-то неграмотности? ( речь; записываем «неграмотная речь »);

2) если кто-то говорит слишком быстро, слишком медленно, невнятно или выразительно? ( речь; записываем «быстрая речь », «образная речь » );

3) если имеем в виду свод правил произношения и написания слов, правил постановки знаков препинания, правил образования форм слов? (язык; записываем «грамматика русского языка »);

4)что мы изучаем как учебный предмет? ( язык; записываем «сложный для изучения язык » ) Если мы говорим об устной или письменной форме, о словах чьего-то выступления или о чьём-то письме? ( речь; записываем «устная речь », «письменная речь » );

5) что передаётся от поколения поколению? ( язык; записываем «национальный язык » ).

— В чем же, по-вашему, разница между языком и речью? Что можно считать орудием, а что способом нашего обращения с этим орудием?

— Для чего нужен язык? Что значит овладеть языком ( выучить систему правил, освоить теорию )? А что значит овладеть речью? ( научиться общаться, выражать свои мысли и эмоции ) Что без чего не может существовать – язык без речи или речь без языка? ( речь без языка )

Запись: Язык – инструмент общения; речь – то, как мы используем язык для общения. Язык может существовать без речи; речь не может существовать без языка. (СЛАЙД 3)

На СЛАЙД выводится таблица. (СЛАЙД 4)

Учащиеся перечерчивают ТАБЛИЦУ в тетрадь и заполняют понятиями со следующего слайда (фронтальная форма работы). (СЛАЙД 5)

а)содержит в себе мысли, чувства, знания; б) служит для передачи мыслей, чувств, знаний;

а) одно и то же для всех членов общества; б) индивидуальное для каждого члена общества;

система знаков и правил;

а) процесс общения; б) средство общения

намеренно изучается и усваивается человеком;

а) абстрактное; б) конкретное;

а) изменчивое, вариативное; б) стабильное;

а) отражает опыт целого народа; б) отражает опыт, особенности отдельного человека;

а) зависит от условий общения; б) не зависит от условий общения.

служит для передачи мыслей, чувств, знаний; одно и то же для всех членов общества; система знаков и правил; средство общения; намеренно изучается и усваивается человеком; абстрактное; стабильное; отражает опыт целого народа; не зависит от условий общения.

содержит в себе мысли, чувства, знания; индивидуальное для каждого члена общества; процесс общения; конкретное; изменчивое, вариативное; отражает опыт, особенности отдельного человека; зависит от условий общения.

— А теперь давайте отдельно поговорим сначала о языке, потом – о речи. Какие языки, нужные для передачи информации, вы знаете?
— Свой язык имеет математика, язык математики передает информацию с помощью специальных знаков. (СЛАЙД 6)

— Существует язык цвета. Красный – цвет любви, радости; розовый – нежности; чёрный – печали; зеленый – надежды, фиолетовый – мудрости. (СЛАЙД 7)

— Существует также язык жестов, его можно считать международным, правда, есть и здесь некоторые отличия. Так, в Болгарии кивок означает отрицание, а если человек поворачивает голову налево-направо, он согласен с вами.

— Есть и другие бессловесные языки – музыки, танца. (СЛАЙД 9)

— Но какой же язык будет самым важным и удобным средством общения? Язык слов.

Запись: Словесный язык – самый универсальный.

— А как вы думаете, что такое мертвые языки?
Запись: мертвые языки – языки, которые больше не являются средством общения (латынь, санскрит, древнегреческий, церковнославянский). (СЛАЙД 10)

Выполняем упражнение 8

[Упражнение 8. Прочитайте текст, выделите в нем главное. Перескажите текст.
Зачем нужен язык?
Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями, то есть он нужен как средство общения.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять опыт человечества.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.

Без языка не было бы самого человека, потому что всё связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке. (по А. Леонтьеву) ]

Читаем вслух текст.

— О чем этот текст? ( функции языка ) Как язык помогает закреплять опыт? Какова идея? ( без языка не было бы человека )

— Бывает, что никто ничего не говорит, не слышит никаких звуков и даже не слушает. Люди не видят друг друга, но оживленно беседуют. Они понимают друг друга, отвечают, возражают, спорят. Как такое может быть? ( переписка )

— Это письменный язык или письменная речь – как правильно сказать? Почему? ( письменная речь; идет процесс общения)

Запишем ещё одно высказывание: «Речь делает возможным для людей последних живущих поколений знать всё то, что узнавали опытом и размышлениями все предшествующие поколения и лучшие передовые люди современности» Л.Н. Толстой.

— Какой знак препинания поставили? Поясняют правописание выделенных слов. Как вы понимаете это высказывание? Попробуйте привести примеры.

Работа в группах (на подготовку 1-2 минуты) (СЛАЙД 11)

Группа 1: докажите на примерах, что речь отдельного человека может изменяться вместе с ним;

Группа 2: докажите на примерах, что язык может изменяться, а не остаётся постоянно одинаковым;

Группа 3: докажите на примерах, что особенности речи могут многое рассказать о человеке.

Подведение итогов урока.

— Какие цели вы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли их достичь? Чем отличаются друг от друга язык и речь? Какие бывают языки и какой – самый универсальный?

5. Рефлексия.
— Осталось ли что-то непонятным? Заполните рефлективные карточки.

На уроке я работал

А) активно; Б) пассивно

Своей работой на уроке я

А) доволен; б) не доволен

Урок мне показался

А) коротким; б) длинным

А) не устал; б) устал

А) стало хуже; б) стало лучше

Материал урока мне был

1. а) понятен, б) не понятен; 2. а) полезен; б) бесполезен; 3. а) интересен; б) скучен

Домашнее задание мне кажется

1. а) интересным, б) скучным; 2. а) полезным; б) бесполезным

6 . Домашнее задание. (СЛАЙД 12)

Домашнее задание при наличии вопросов поясняется.

Источник

Задание 18 Язык и речь. Правописание. Культура речи § 3 Что мы знаем о типах речи Русский язык 7 класс Разумовская М.М.

Требуется помощь чата в выполнении этого задания! Народ, выручайте!
1. Сравните два отрывка из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий ». Что общего у этих двух текстов и чем они различаются? (Сравните их тему, стиль и тип речи.)
I. Матрос вырвался и побежал по палубе, увёртываясь и виляя между корзинами, ящиками, людьми. За ним бежал усатый.
Они, один за другим, нырнули в проход машинного отделения. Затем вынырнули с другой стороны. Пробежали вверх по трапу, дробно стуча подошвами и срываясь со скользких медных ступенек.
— Стой, держи! — кричал усатый, тяжело сопя. Матрос со всего маху перепрыгнул через высокую крышку люка. Он увернулся от усатого, обежавшего её сбоку, перепрыгнул через люк обратно и вскочил на скамейку. Со скамейки — на перила борта, схватился
за флагшток кормового флага, изо всей силы шарахнул усатого рейкой по лицу и прыгнул в море.
II. [Петя раскраснелся и кричал на всю улицу, изображая страшную сцену в лицах:]
— Тогда этот ка-ак вдарит его по морде щепкой с гвоздём. А тогда тот ка-ак закричит на весь «Тургенев»: «Сто-ой, сто-о-ой. » А тогда этот ка-ак вскочит на перила да как соскочит в море, — бабах! — аж только брызги полетели, высокие, до четвёртого этажа, честное благородное слово!
2. Какие формы глагола используются в первом и во втором текстах? Чем вызван выбор этих форм?
3. Подберите синонимы к выделенным глаголам и объясните, почему автор выбрал именно эти слова.
4. Какие языковые средства, характерные для каждого из стилей, вы заметили в первом и во втором текстах?
5. Найдите в первом тексте предложения с причастным и
деепричастным оборотами. Объясните знаки препинания.

Источник

Задание 18 Язык и речь. Правописание. Культура речи § 3 Что мы знаем о типах речи Русский язык 7 класс Разумовская М.М.

Требуется помощь чата в выполнении этого задания! Народ, выручайте!
1. Сравните два отрывка из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий ». Что общего у этих двух текстов и чем они различаются? (Сравните их тему, стиль и тип речи.)
I. Матрос вырвался и побежал по палубе, увёртываясь и виляя между корзинами, ящиками, людьми. За ним бежал усатый.
Они, один за другим, нырнули в проход машинного отделения. Затем вынырнули с другой стороны. Пробежали вверх по трапу, дробно стуча подошвами и срываясь со скользких медных ступенек.
— Стой, держи! — кричал усатый, тяжело сопя. Матрос со всего маху перепрыгнул через высокую крышку люка. Он увернулся от усатого, обежавшего её сбоку, перепрыгнул через люк обратно и вскочил на скамейку. Со скамейки — на перила борта, схватился
за флагшток кормового флага, изо всей силы шарахнул усатого рейкой по лицу и прыгнул в море.
II. [Петя раскраснелся и кричал на всю улицу, изображая страшную сцену в лицах:]
— Тогда этот ка-ак вдарит его по морде щепкой с гвоздём. А тогда тот ка-ак закричит на весь «Тургенев»: «Сто-ой, сто-о-ой. » А тогда этот ка-ак вскочит на перила да как соскочит в море, — бабах! — аж только брызги полетели, высокие, до четвёртого этажа, честное благородное слово!
2. Какие формы глагола используются в первом и во втором текстах? Чем вызван выбор этих форм?
3. Подберите синонимы к выделенным глаголам и объясните, почему автор выбрал именно эти слова.
4. Какие языковые средства, характерные для каждого из стилей, вы заметили в первом и во втором текстах?
5. Найдите в первом тексте предложения с причастным и
деепричастным оборотами. Объясните знаки препинания.

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Язык и речь»

Тема урока: Язык и речь.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к наблюдению и анализу, к систематизации и обобщению; формирование способности учащихся к выражению и обоснованию своей позиции.

Образовательная цель: сформировать представление о сущности языка и речи, научить различать речь и язык, речевые и языковые явления.

Планируемые результаты обучения :

личностные : развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности;

регулятивные : умение формулировать тему и цели урока; умение оценивать процесс и результат деятельности; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений;

коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

3) предметные: умение разграничивать речевые и языковые явления; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Основные методы: наблюдение над языком; диалогический; эвристический; работа в группе.

Основные понятия : язык, речь, мертвые языки.

Оборудование : учебник Е.А. Быстровой «Русский язык. 5 класс. Часть 1», рабочие карточки; презентация; рефлективные карточки

Организационный момент.
Приветствие детей. Ответ на вопросы учащихся по домашней работе. Сбор тетрадей с домашней работой.

Мотивационный этап. Целеполагание.

— Запишем фразу: «Гибок язык человека! Речей в нём край непочатый», Гомер. (СЛАЙД 1)

— Что там нужно будет уточнить, в чем разобраться? ( что такое язык, что такое речь, чем различаются )

3. Открытие нового знания.

— Какое понятие – язык или речь – мы будем подразумевать в следующих ситуациях…
1) если говорим о чьей-то неграмотности? ( речь; записываем «неграмотная речь »);

2) если кто-то говорит слишком быстро, слишком медленно, невнятно или выразительно? ( речь; записываем «быстрая речь », «образная речь » );

3) если имеем в виду свод правил произношения и написания слов, правил постановки знаков препинания, правил образования форм слов? (язык; записываем «грамматика русского языка »);

4)что мы изучаем как учебный предмет? ( язык; записываем «сложный для изучения язык » ) Если мы говорим об устной или письменной форме, о словах чьего-то выступления или о чьём-то письме? ( речь; записываем «устная речь », «письменная речь » );

5) что передаётся от поколения поколению? ( язык; записываем «национальный язык » ).

— В чем же, по-вашему, разница между языком и речью? Что можно считать орудием, а что способом нашего обращения с этим орудием?

— Для чего нужен язык? Что значит овладеть языком ( выучить систему правил, освоить теорию )? А что значит овладеть речью? ( научиться общаться, выражать свои мысли и эмоции ) Что без чего не может существовать – язык без речи или речь без языка? ( речь без языка )

Запись: Язык – инструмент общения; речь – то, как мы используем язык для общения. Язык может существовать без речи; речь не может существовать без языка. (СЛАЙД 3)

На СЛАЙД выводится таблица. (СЛАЙД 4)

Учащиеся перечерчивают ТАБЛИЦУ в тетрадь и заполняют понятиями со следующего слайда (фронтальная форма работы). (СЛАЙД 5)

а)содержит в себе мысли, чувства, знания; б) служит для передачи мыслей, чувств, знаний;

а) одно и то же для всех членов общества; б) индивидуальное для каждого члена общества;

система знаков и правил;

а) процесс общения; б) средство общения

намеренно изучается и усваивается человеком;

а) абстрактное; б) конкретное;

а) изменчивое, вариативное; б) стабильное;

а) отражает опыт целого народа; б) отражает опыт, особенности отдельного человека;

а) зависит от условий общения; б) не зависит от условий общения.

служит для передачи мыслей, чувств, знаний; одно и то же для всех членов общества; система знаков и правил; средство общения; намеренно изучается и усваивается человеком; абстрактное; стабильное; отражает опыт целого народа; не зависит от условий общения.

содержит в себе мысли, чувства, знания; индивидуальное для каждого члена общества; процесс общения; конкретное; изменчивое, вариативное; отражает опыт, особенности отдельного человека; зависит от условий общения.

— А теперь давайте отдельно поговорим сначала о языке, потом – о речи. Какие языки, нужные для передачи информации, вы знаете?
— Свой язык имеет математика, язык математики передает информацию с помощью специальных знаков. (СЛАЙД 6)

— Существует язык цвета. Красный – цвет любви, радости; розовый – нежности; чёрный – печали; зеленый – надежды, фиолетовый – мудрости. (СЛАЙД 7)

— Существует также язык жестов, его можно считать международным, правда, есть и здесь некоторые отличия. Так, в Болгарии кивок означает отрицание, а если человек поворачивает голову налево-направо, он согласен с вами.

— Есть и другие бессловесные языки – музыки, танца. (СЛАЙД 9)

— Но какой же язык будет самым важным и удобным средством общения? Язык слов.

Запись: Словесный язык – самый универсальный.

— А как вы думаете, что такое мертвые языки?
Запись: мертвые языки – языки, которые больше не являются средством общения (латынь, санскрит, древнегреческий, церковнославянский). (СЛАЙД 10)

Выполняем упражнение 8

[Упражнение 8. Прочитайте текст, выделите в нем главное. Перескажите текст.
Зачем нужен язык?
Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями, то есть он нужен как средство общения.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять опыт человечества.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.

Без языка не было бы самого человека, потому что всё связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке. (по А. Леонтьеву) ]

Читаем вслух текст.

— О чем этот текст? ( функции языка ) Как язык помогает закреплять опыт? Какова идея? ( без языка не было бы человека )

— Бывает, что никто ничего не говорит, не слышит никаких звуков и даже не слушает. Люди не видят друг друга, но оживленно беседуют. Они понимают друг друга, отвечают, возражают, спорят. Как такое может быть? ( переписка )

— Это письменный язык или письменная речь – как правильно сказать? Почему? ( письменная речь; идет процесс общения)

Запишем ещё одно высказывание: «Речь делает возможным для людей последних живущих поколений знать всё то, что узнавали опытом и размышлениями все предшествующие поколения и лучшие передовые люди современности» Л.Н. Толстой.

— Какой знак препинания поставили? Поясняют правописание выделенных слов. Как вы понимаете это высказывание? Попробуйте привести примеры.

Работа в группах (на подготовку 1-2 минуты) (СЛАЙД 11)

Группа 1: докажите на примерах, что речь отдельного человека может изменяться вместе с ним;

Группа 2: докажите на примерах, что язык может изменяться, а не остаётся постоянно одинаковым;

Группа 3: докажите на примерах, что особенности речи могут многое рассказать о человеке.

Подведение итогов урока.

— Какие цели вы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли их достичь? Чем отличаются друг от друга язык и речь? Какие бывают языки и какой – самый универсальный?

5. Рефлексия.
— Осталось ли что-то непонятным? Заполните рефлективные карточки.

На уроке я работал

А) активно; Б) пассивно

Своей работой на уроке я

А) доволен; б) не доволен

Урок мне показался

А) коротким; б) длинным

А) не устал; б) устал

А) стало хуже; б) стало лучше

Материал урока мне был

1. а) понятен, б) не понятен; 2. а) полезен; б) бесполезен; 3. а) интересен; б) скучен

Домашнее задание мне кажется

1. а) интересным, б) скучным; 2. а) полезным; б) бесполезным

6 . Домашнее задание. (СЛАЙД 12)

Домашнее задание при наличии вопросов поясняется.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *