Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » Литературное чтение » Легенда о покорении Сибири Ермаком. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Легенда о покорении Сибири Ермаком. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

1. Книгочей.

Прочитайте справочную статью о Ермаке. Что нового вы узнали о народном герое? Подчеркните.

Ермак Тимофеевич – казачий атаман (начальник). Походом около 1581 года начал завоевание Сибири Российским Государством. Погиб в 1585 году в бою с ханом Кучумом. Герой народных песен.

2. Точное слово

Впишите пропущенные слова.

Ермак Тимофеевич – народный герой, герой народных песен и казачий атаман (начальник).

3. Схема

Разделите текст на части. Проверьте, есть ли ошибка в плане. Пронумеруйте части правильно.

Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Смотреть фото Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Смотреть картинку Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Картинка про Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Фото Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали

Пометка для родителей: Правильная последовательность в плане по «Легенде о покорении Сибири Ермаком»: 1. Дума Царя. 2. Совет слуги. 3. Поиски Ермака. 4. Завоевание Сибири.

4.*. Поиск

Кроссворд «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

4,5. До каких рек дошел Ермак со своим войском?

Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Смотреть фото Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Смотреть картинку Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Картинка про Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Фото Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали

Пометка для родителей: Ответы к кроссворду по «Легенде о покорении Сибири Ермаком»: 1. Сибирь хотел присоединить к Руси царь Иван. 2. Грозный – это второе имя дал царю Ивану народ. 3. Дон – на Дону искали Ермака слуги царя, ведь Ермак был донским казаком. 4. Иртыш – до этой реки дошел Ермак. 5. Тобол переходил Ермак во время своего похода на Кучумское царство. 6. Кучум – имя царя, с которым сражался Ермак. 7. Крестьянин – бедный слуга, подсказавший царю Ивану имя храбреца, способного покорить Сибирь. 8. Урал – место, где жила семья Ермака.

Источник

Прочитайте справочную статью о ермаке Что нового вы узнали о народном герое подчеркните Ермак Тимофеевич казачий атаман начальник походом около 1581 года начал завоевание Сибири российским государством погиб в 1.585 году в бою с ханом Кучум герой народных песен

Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Смотреть фото Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Смотреть картинку Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Картинка про Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Фото Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали

Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Смотреть фото Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Смотреть картинку Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Картинка про Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Фото Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали

Ответы

Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Смотреть фото Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Смотреть картинку Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Картинка про Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Фото Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали

Ермак Тимофеевич был главный среди казаков, который пошел на Сибирь, т.к позже добился узнаваемости, и приходил к Ивану Грозному, с Ермаком был побежден царь Кучумом, но к сожалению побиг в войне с ним. (Извини, немного кратко)

Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Смотреть фото Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Смотреть картинку Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Картинка про Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Фото Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали

творчество великого писателя льва николаевича толстого знакомо не только россиянам, но и далеко за пределами нашей страны. среди множества прекрасных произведений этого автора нельзя не отметить роман «война и мир».

для меня стала открытием многогранность человеческих взаимоотношений. на фоне ярких событий, происходящих в стране, мы видим зарождение прекрасной любви андрея и наташи ростовой.

две блестящие человеческие натуры, два разных характера, наташа и андрей — их отношения приковывают внимание читателей. любовь на фоне мировых потрясений, войны, людского горя — сильный контраст, однако именно он придает роману реалистичности.

жизнь всегда идет своим в итоге мир в сердце князя вернет именно наташа ростова. перед смертью андрей познает смысл жизни — прощение и любовь. сердца наших героев вновь наполнит светлое чувство.

автор романа показал нам, что «война и мир» — это не только мировые события, но и события, происходящие в личной жизни его героев. такой ход дает возможность понять, что все в жизни возможно, все может случиться с каждым из нас, учит нас жить достойно!

Источник

Прочитайте справочную статью о ермаке Что нового вы узнали о народном герое подчеркните Ермак Тимофеевич казачий атаман начальник походом около 1581 года начал завоевание Сибири российским государством погиб в 1.585 году в бою с ханом Кучум герой народных песен​

что-то завораживающее есть в печальной осенней поре. вокруг все желтеет.деревья одевают золотой наряд.замля уткрыта листвой,но осенняя красота быстро куда-то уходит.небо все чаще покрыто тучами.льют ходолгие дожди.с каждым днем все холоднее.дни становятся короче,а ночи длиннее.от столько унылой погоды нет настроения,приходит чувсто грусти.но все же я люблю осень!

суупер чесно читала класс мне понравилось

1)побег 2)в лесу 3)у речки 4)возвращение в плен 5) ама как то так по простенькому

печорин и онегин принадлежат к типу «лишние люди».онегина и печорина объединяет их происхождение, хорошее образование, манеры, оба героя совершенно не принимают устои и принципы общества. объединяет их совершенное одиночество, которое они не в силах преодолеть. они оба стремятся исчезнуть из общества и жить своим миром, который для них идеален. оба героя не способны надолго увлекаться женщинами, каждая с кем бы они не связывались, быстро наскучивала им.оба причиняют боль людям, при этом думая только о себе и своём удовольствии.

их различия совершенно не видимы и их не так-то и много. печорин стремится к свободе, он не слушает мнение света, ему глубоко наплевать на то, что скажут о нём в высшем обществе. в то время как онегин не хочет получить плохую оценку о себе и прислушивается к мнению общества. печорин пренебрегает другими людьми, он циник во всем понимании этого слова, а онегин не может вести себя по хамски и испытывать такие чувства, так как это не приемлет свет.

Источник

Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали о народном герое?

8 ответов на вопрос “Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали о народном герое?”

Мокроусова Ольга
ученица 11 класса МБОУ гимназии №76.
Учитель Балавинцева Н.Н.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Образ Ермака в фольклоре, литературе и изобразительном искусстве.
Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Смотреть фото Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Смотреть картинку Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Картинка про Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали. Фото Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали

Несколько сот казаков под предводительством Ермака смело вступили в войну с татарским ханом Кучумом, властителем Сибирского ханства. 25 октября 1581 года после ожесточённой битвы Ермак занял столицу Кучума, расположенную на реке Иртыш. Это была первая победа русских в тех краях. Об этой славной победе пишет Аполлон Коринфский в стихотворении «Бегство богов»:
А Обью-рекой подплывал на стругах
Ермак – победитель героем,
С крестом на груди и со стягом в руках,
Сопутствуем огненным боем.
Настойчиво в донских преданиях упоминается, что причиной гибели Ермака была кольчуга, полученная в подарок от Ивана Грозного, «она-то и потянула на дно». В литературе авторы придерживаются такой же точки зрения. К.Рылеев в стихотворении «Смерть Ермака» так пишет об этом:
Но сила року уступила…
…Лишивши сил богатыря
Бороться с ярою волною
Тяжёлый панцирь – дар царя –
Стал гибели его виною…
Образ Ермака привлекал внимание не только писателей, но и многих художников. Пожалуй, самой известной картиной о Ермаке является картина В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», написанная им в 1895 году. Присоединение Сибири к Московской Руси – важное событие в истории формирования русского государства. Решающее сражение на берегу Иртыша послужило сюжетом грандиозного полотна. В ледяной воде сибирской реки встречаются две стихии – дружина Ермака и татарское войско. Ермак, стоя под стягом, уверенно и решительно руководит наступлением. Суриков даёт почувствовать, что казаки выйдут из этой схватки победителями. Достигает он этого выверенными композиционными приёмами. Тщательно пишет художник одежду своих героев. Здесь простые казацкие кафтаны, узорный кафтан есаула, блестящие доспехи Ермака, отороченные мехом папахи, тяжёлые, подбитые крупными гвоздями сапоги.

Художник М.В.Нестеров, одним из первых оценивший «Покорение Сибири Ермаком», писал о своём впечатлении: «…я вижу драму, в которой люди во имя чего-то бьют друг друга, отдают свою жизнь за что-то им дорогое, заветное. Суровая природа усугубляет суровые деяния… Впечатление растёт, охватывает меня, как сама жизнь…»
«Покорение Сибири» – лучшая по колориту суриковская картина в Государственном Русском музее. Поражает богатство красочной палитры Сурикова. Мрачные серые и коричневые тона подчёркивают суровость осенней сибирской природы и трагизм человеческой борьбы и гибели.
«Умер Ермак, погиб в Иртыше, в отчаянной схватке с татарами, но умерло только бренное тело его. Сам он, великий донской атаман, жив и доныне. Жив в песнях казачьих старых и новых,- » так о великом казаке писал П.Н.Краснов в романе «Смерть Ермака».
Не забыли Ермака и потомки. В Тобольске, главном городе Западной Сибири, первом покорённом Ермаком, поставлен ему, по велению императора Николая I, в 1838 году памятник с надписью: «Покорителю Сибири Ермаку». Другой памятник поставлен в 1904 году на пожертвования донцов в Новочеркасске, в войске Донском, на родине Ермака. На Дону есть Ермаковская станица, есть Ермаковы хутора и не один донец носит славное имя Ермаково, «как бы в воспоминание, что деды его ходили в славный поход с Ермаком и смелою битвой завоевали родной Руси целое великое Сибирское царство!»
Я считаю, что Ермак поистине является нашим национальным героем, поступки которого нельзя забывать. Я горжусь, что живу в краю, имеющем таких славных героев.

Сочинение по “Капитанской дочке”
В «Капитанской дочке» рассказана история жизни Петра Андреевича Гринева, включенная в водоворот исторических событий. При всей сжатости самого повествования, тема восстания Пугачева изложена достаточно полно и законченно: от начала восстания до поражения и гибели Пугачева.
Основную причину восстания – угнетение народа – Пушкин в своем романе полностью не раскрывает, однако ее довольно легко понять. Автор в целом ряде небольших замечаний в различных главах романа говорит о недовольстве народа и о жестокости правительства. «Башкирцы народ напуганный, да и киргизцы проучены», – говорит капитан Миронов, а что значит «проучены» мы видим в сцене допроса схваченного башкирца. «Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей… Эхе!- сказал комендант, узнав по странным его приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах». Впоследствии мы узнаем, что у башкирца вырезан язык. Неудивительно, что именно этот «изувеченный» башкирец оказывается верхом на перекладине с веревкой в руках в момент казни коменданта. В этой же главе, в историческом отступлении о «возмущении» казаков в 1772 г., сказано: «Причиною тому были строгие меры, предпринятые генерал-майором Траубергом». Весь рассказ о восстании построен так, что сомнений в его «естественности» не возникает.
Для нас сейчас все это – давняя история. Но, как мы слышали, во времена Пушкина еще были живы очевидцы событий – из числа и дворян, и простого народа. Вроде бы события одни и те же, но как по-разному они воспринимались! Если для дворян Пугачев был “злодеем”, “извергом”, то в народном сознании, отраженном в песнях и сказаниях, эта личность постепенно приобрела легендарные черты, воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом царе, “заступнике”.
Один из самых ярких писателей второй половины 18 века, А.П. Сумароков, называл Пугачёва “варваром”, “псом бешеным”, “врагом Отечества”, превзошедшим “тигра и аспида”, “свирепым Атреем”, т.е. сыноубийцей и клятвопреступником.
В “Стансе граду Синбирску на Пугачёва” он писал:
Убийца сей, разив, тираня благородных,
Колико погубил отцов и матерей!
В замужество дает за ратников негодных
Почтенных дочерей.
Не зря вспомнился исторический труд Пушкина о Пугачёве, а именно следующие строки Пушкина-историка: “Имя страшного бунтовщика гремит ещё в краях, где он свирепствовал. Народ живо ещё помнит кровавою пору, которую – так выразительно – прозвал он “пугачёвщиною” (“История Пугачёва”).
Но тут возникает что-то непонятное – то у Пушкина “страшный бунтовщик”, то вдруг возникает образ “посаженого отца”. В чём же здесь дело? Действительно, ситуация на первый взгляд странная и удивительная. В историческом труде Пушкина, написанном на основе фактов, Пугачёв – злодей, способный на низкие и подлые поступки, предательство в любви и дружбе, а в повести – яркая и цельная личность, воплощающая лучшие черты русской натуры с её щедростью и широтой души, высокими нравственными принципами, силой и удалью.
Именно Пугачёв, вольно или невольно, определяет судьбу действующих лиц произведения. Емельян Пугачёв изображён фактически главным героем. Он впервые появляется в повести Пушкина “Капитанская дочка” при романтических обстоятельствах, во время метели, представая странной, неясной, несколько мрачной личностью. Во второй же раз он предстаёт уже величественным “государем”.
В «Капитанской дочке» вождь кровопролитной и длительной крестьянской войны впервые был изображён обычным человеком, вызывающим несомненное сочувствие, воплотившим в себе многие черты русского национального характера: мятежную жажду свободы, удаль, живой и острый ум. Пугачёв справедлив, великодушен, отзывчив. Он кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Но автор не идеализирует бунтовщика. За свою свободу Пугачёв платит чужими жизнями.
В исторических трудах Пугачёв, как правило, изображается злодеем. Пушкин, как он сам говорил, стремился к объективности. По словам А.С. Пушкина, его задача – изобразить Пугачёва в соответствии с «истиной исторической», для чего писатель долго работал над документальными источниками.
Пугачёв был талантливым от природы человеком, наделённым неукротимой энергией, отвагой, незаурядными военными способностями, административной хваткой. Но его представление о цели восстания были традиционными для такого рода движения. Идеал виделся в казацко-крестьянском, «вольном» государстве со своим мужицким царём, сделать всех вечными казаками, пожаловать землю, волю, земельные, лесные, сенные, рыбные угодья. Как говориться пожаловать крестом и бородой., освобождение от рекрутских наборов и поборов, казнить дворян, помещиков и не праведных судей. Таковы были положения Пугачёвских манифестов. Объективно, восстание было направлено против российской государственности.
В повести «Капитанская дочка» Пугачев, с одной стороны, дан как историческая личность – талантливый руководитель военных действий повстанцев против правительственных войск 1773 – 1774гг.
Пушкин изображает Пугачева талантливым, смелым руководителем крестьянского восстания, подчеркивает его ум, сметливость, храбрость, героизм, гуманность, связь с народом. Все это создает облик подлинного Пугачева. Для Пушкина он выражал национальный характер русского народа. Пугачев — подлинный представитель народа.
Человеческий облик Пугачева также сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и “готовности ему помочь”. Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя “важный вид” и улыбаться, добродушно подмигивать.
Возможно, именно описанное выше определило решение Пушкина придать своему историческому роману форму воспоминаний. Скорее всего, именно поэтому ему нужен был «свидетель» событий, непосредственно в них участвовавший, знакомый с фактами жизни Пугачева, взаимоотношениями руководителей восстания. Интонация разговоров Гринева и Пугачева – доверительная, что очень важно в человеческих отношениях как в романе, так и в нашей жизни.
Пушкин ставил перед собой нелегкую задачу — показать двойственность позиции Гринева: осуждая, не принимая восстания, он вынужден был свидетельствовать не только о кровавых расправах Пугачева, но и о его великодушии, гуманности, справедливости и щедрости.
Довольно интересное изображение Пугачева встречается в следующем эпизоде. Петр Андреевич Гринев, подъезжая к Оренбургу,где ему предстоит служить верой и правдой государю-императору, попадает в буран. Пока его кибитка «тихо подвигалась» к жилью, Гринёву снится страшный сон.
Мужик с черной бородой лежит в постели отца Петра Андреевича, а матушка, называя его Андреем Петровичем и «посаженным отцом», хочет, чтобы Петруша «поцеловал у него ручку» и попросил благословения. Мужик машет топором, комната наполняется мертвыми телами. «Страшный мужик» «ласково кличет» его, приговаривая: «Не боись, подойди под мое благословение». В самый апогей сновидения Петр просыпается.
Сон пропитан эмоциональными переживаниями героя. Петр Андреевич обеспокоен, ему страшно, ужас и недоумение охватывают его. Гринёв сам признаёт, что это “сон, в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни”.
Вскоре перед нами предстаёт следующая, вполне реальная сцена. Мужиком с бородой оказывается Емельян Пугачёв. Теперь уже не «отец-самозванец», а «царь-самозванец» приезжает в крепость, где живёт Петр, Маша и её родители.
В данном произведении сон не только раскрывает эмоции и переживания Петра Андреевича Гринёва, а предсказывает грядущие события, то есть является вещим. Почему же Пушкин рассказывает нам вещий сон? Неужели готовит нас к страшному завершению одной из сюжетных линий повести, связанной с судьбой Пугачёва? Безусловно, это так, но сон раскрывает ещё и двойственный характер Емельяна Пугачёва: с одной стороны, перед нами «страшный мужик», который убивает людей, да ещё так страшно, топором, проливая много крови, а с другой – он же «ласково кличет» и хочет благословить Петрушу, словно родной отец!
Вторая встреча Гринева с Пугачевым происходит в Белогорской крепости, во время страшных событий. Именно тогда-то Пугачеву и вспомнилась щедрость молодого барина Петра Гринева. Узнав Петрушу, разбойник дарит ему жизнь.
В главе VII- «Приступ» – мы видим уже предводителя народного восстания. Во главе осаждающих крепость «на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблей в руках: это был сам Пугачев». Он отдает «повеления», в его образе чувствуется уже величие, сила. Отмечена его смелость: «картечь хватила в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди … » Вот Пугачев сидит «в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». Он окружен народом, встретившим его с хлебом и солью. Рассказчик не скрывает жестокости Пугачева: «Унять старую ведьму» – и по приказанию Пугачева жену капитана Миронова казнят. Но расправа с офицерами Белогорской крепости, сопротивляющимися восстанию, воспринимается как нечто понятное и неизбежное в ходе ожесточенной борьбы. И здесь же отмечается способность Пугачева к добрым движениям сердца. Пугачев помиловал по просьбе Савельича офицера Гринева: он вспомнил заячий тулупчик и стакан вина. «Долг платежом красен».
В сцене беседы Пугачева с Гриневым раскрываются многие положительные качества предводителя восстания. Мы видим, что Пугачев близок к народу, справедлив. Ему свойственны народная мудрость и проницательность. Это позволяет герою трезво оценивать и свои силы, и возможности народного войска.
Первый важный разговор Пугачева с Гриневым происходит в Белогорской крепости после окончания «военного совета». Неожиданно для рассказчика Пугачев предлагает Гриневу служить ему с усердием, великодушно обещая щедро наградить за верную службу: «…Я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в князья». Но Гринев тверд в своих убеждениях: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Пугачев проявляет милость и доброту – отпускает Гринева. Но мы чувствуем, что отказ Гринева его огорчает…
Зеркальные сцены повести с участием Пугачева дают читателю возможность понаблюдать за реакцией этого человека на разные события и самому сделать вывод о чертах его характера.
Например, резко противопоставлены Пугачёв и генерал и в отношении к судьбе Маши Мироновой, оказавшейся во власти Швабрина. С какой бессердечностью отнёсся генерал к Маше! И наоборот, какое человеческое сочувствие проявил Пугачёв! «Кто из моих людей смеет обижать сироту?» — закричал он. И едет сам в Белогорскую крепость выручать невесту Гринёва.
Также, в восьмой главе описывается военный совет у Пугачёва, а в десятой — у генерала. Они даны не менее контрастно. У Пугачёва идет живое, свободное обсуждение событий, в результате которого принимается смелое, правильное решение. Сатирически зарисован совет у генерала, на котором принято было решение, «что всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады», которая, как позднее отмечает Гринёв, оказалась «гибельна для жителей».
Знаменательно, что роман завершается кровавой сценой, написанной уже самим автором — издателем мемуаров Гринева. Опираясь на «семейственные предания», он писал, что Гринев «присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».Пугачев знал, что ждет его, и шел безбоязненно по избранной дороге.
Важнейшая черта образа Пугачева – превращение. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений: он и казак — человек с собственным именем, и самозванец, присвоивший имя покойного Петра III. В сюжете произведения он из “бродяги” превращается в “великого государя”. В нем проступают то черты хитрого и изобретательного казака, то мудрость народного вождя и полководца. Превращения следуют одно за другим: властный и грозный “государь” оборачивается искренним и милосердным спасителем “его благородия” и “красной девицы”, нетерпеливый и скорый на расправу человек становится рассудительным и примиряющим.
Большое внимание Пушкин уделяет описанию внешности Пугачева. Особенно его привлекают две детали: борода и глаза. Борода – черная, с проседью. Глаза выдают в нем человека сильного, не лишенного наблюдательности. Автор характеризует их как “живые”, “сверкающие”, “ястребиные”, “огненные”.
В повести постоянно упоминаются глаза Пугачева: “живые большие глаза так и бегали”, “прищуривал левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости”, “глаза у Пугачева сверкали”. Эта деталь необходима для создания его динамического портрета.
Немаловажной деталью портрета Пугачева является его одежда.
Вот каким предстает перед нами Пугачев-бродяга в главе «Вожатый»:
“Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицоегоимело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары”.
А вот Пугачев-царь из главы «Приступ» – “Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев”.
“Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо”.
Сам образ “великого государя” “Капитанской дочки” очень многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения.
Пушкин использует многообразные художественные средства для создания образа Пугачева, к числу которых относится речевая характеристика. Когда Пугачев говорит простым, народным языком, к которому он привык, его речь звучит плавно и красиво. Поговорки и присказки придают ей музыкальность. Но как только Пугачев напускает на себя царскую, с его точки зрения, важность (“Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать”), он начинает выглядеть смешно (Гринев сам называет сцену казни “ужасною комедией”).
При описании поведения Пугачева прослеживается детскость, наивность, желание подражать другому миру, против которого он восстал.
И все же главное в образе Емельяна Пугачева — это величие и героизм, что нашло выражение в символичном смысле сказки об орле и вороне. Герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью. Он ассоциирует себя с орлом, который живет “всего-навсего только тридцать три года”, но зато пьет “живую кровь”.
Вся сцена построена так, что сказка поэтически-непосредственно передает тайный смысл реальной жизни Пугачева: все известное о нем убеждает нас – не может этот человек орлиной натуры жить по законам ворона, не видит он смысла в долгой жизни, если нужно питаться мертвечиной. Есть иная жизнь – пусть недолгая, но свободная: «…лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!» Большинство простых людей считало его настоящим царем и относилось к нему с уважением, встречало хлебом-солью, называло «наш батюшка».
Постепенно Пугачев начинает понимать, что дело его обречено и даже самые ярые сторонники могут в любой момент предать его. «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою» (эти слова Пугачева оказались пророческими). Но как человек целеустремленный Пугачев не мог отказаться от начатого им дела. Он не мог оставить людей, которые поверили и пошли за ним: «Поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал».
В повести мы видим Пугачева с нескольких сторон: он благороден, ибо пощадил Гринева, помог ему спасти Машу Миронову и наказал бесчестного Швабрина, но он и жесток. Как писал Ф. М. Достоевский, Пугачев отличается «зверством, а вместе беззаветным русским добродушием».
Пушкин устами героя сокрушается о позорном конце: “Емеля! Емеля! — думал я с досады, — зачем не наткнулся ты на штык или неподвернулся на картечь! Лучшего ничего не мог бы ты придумать”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *