Прочитайте пассивные конструкции чем выражено в них сказуемое
Прочитайте пассивные конструкции. Чем выражено в них сказуемое? Преобразуйте пассивные конструкции в активные, запишите их. 1. Под социальной стратификацией нами понимается распределение людей, групп по стратам на основе неравенства доходов, доступа к образованию, власти и профессионального престижа. 2. При исследовании социального неравенства социологами используются многомерные моде- ли, оценивающие по нескольким критериям: доход, образование, власть, престиж. 3. Структура общества определяется социальными различия- ми между людьми.
Ответы 2
1. Под социальной стратификацией нами понимается==(возвратный глагол) распределение людей, групп по стратам на основе неравенства доходов, доступа к образованию, власти и профессионального престижа. ║ Под социальной стратификацией мы__ понимаем== распределение людей, групп по стратам на основе неравенства доходов, доступа к образованию, власти и профессионального престижа.
2. При исследовании социального неравенства социологами используются==(возвратный глагол) многомерные модели, оценивающие по нескольким критериям: доход, образование, власть, престиж. ║При исследовании социального неравенства социологи__ используют== многомерные модели, оценивающие по нескольким критериям: доход, образование, власть, престиж.
3. Структура общества определяется==(возвратный глагол) социальными различиями между людьми. ║Структуру общества определяют== социальные различия__ между людьми.
зажжены (зажёгся), скошена, оклеены, найдено, изображена, многочисленны, разбросанные, величественную.
слова эти пишутся в соответствии с правилами написания гласных перед нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных.
кроме того, есть ещё правило, которое гласит, что в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных после шипящих под ударением пишется буква ё, например: гружёный, кручёный, сечёный. в безударном положении пишется е, например: му́ченый, заму́ченный, неко́шеный, ско́шенный.
5А. Прочитайте пассивные конструкции. Чем выражено в них сказуемое? Какое значение имеют возвратные глаголы? Преобразуйте данные пассивные конструкции в активные. Запишите их. Как изменилось значение конструкции 1. Большинством специалистов в данной области слово имидж пере-
водится с английского языка как образ. 2. Имидж формируется спе-
циалистами при различных технологий, ориентированных
на изучение рынка, описание запросов и ценностей общественности.
3. Группой ученых проводится социологический опрос среди иностран-
цев с целью выяснения их мнения о нашей стране. 4. Имидж государства
трактуется автором статьи как уникальный набор ценностей, националь—
ных особенностей государства, социальных и политических процессов,
этнических и культурных традиций общества. 5. В последнее время, на
ряду с термином имидж, учеными все чаще обсуждается термин мнение
как суждение, выражающее оценку, отношение к чему-либо.
Ответы 2
1. Большинство специалистов в данной области слово имидж пере-
водят с английского языка как образ.
2. Специалисты при различных технологий, ориентированных
на изучение рынка, описание запросов и ценностей общественности, формируют имидж.
3. Группа ученых проводит социологический опрос среди иностран-
цев с целью выяснения их мнения о нашей стране.
4. Автор статьи трактует имидж государства как уникальный набор ценностей, национальных особенностей государства, социальных и политических процессов, этнических и культурных традиций общества. 5. В последнее время, на ряду с термином имидж, ученые все чаще обсуждают термин мнение как суждение, выражающее оценку, отношение к чему-либо.
Типы сказуемых (таблица с примерами)
Укажем типы сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
ОпределениеСказуемое — это главный член предложения, который определяет подлежащее и составляет с ним грамматическую основу предложения.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
Таблица
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
вспомогательный глагол + инфинитив = СГС
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
Глагольная связка + именная часть = СИС
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
Примерыстать, делаться, казаться, становиться, являться, считаться, оставаться, представлять, зваться, называться, выглядеть, доводиться, считаться и пр.
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Примерысидеть, стоять, бежать, вернуться, идти, лежать, работать, родиться, жить.
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Виды сказуемых в русском языке (примеры)
Укажем виды сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения, и способы их выражения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
Таблица
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Активные и пассивные конструкции в русском языке
Классная работа
Активные и пассивные конструкции в русском языке
Упражнение 1. а) Замените активные конструкции пассивными.
Образец: решать проблему – проблема решается
Читать лекцию — лекция читается, проводить эксперимент — эксперимент проводится, давать анализ — анализ даётся, создавать космические корабли — космические корабли создаются, исследовать явления — явления исследуются, делать операции — операции делаются, объяснять грамматику — грамматика объясняется, проверять результаты эксперимента — результаты эксперимента проверяются, строить школу — школа строится, изучать химические процессы — химические процессы изучаются, использовать новую технику — новая техника используется, выполнять научные программы — научные программы выполняются, разрабатывать современные теории — современные теории разрабатываются, решать вопросы — вопросы решаются.
б) Представьте себе, что эти действия происходили в прошлом или
будут происходить в будущем. Приведите примеры.
Читать лекцию — лекция читается-лекции читались-лекции будут читаться, проводить эксперимент — эксперимент проводится-эксперименты проводились-эксперименты будут проводиться, давать анализ — анализ даётся-анализы давались-анализы будут даваться, создавать космические корабли — космические корабли создаются-космические корабли создавались-космические корабли будут создаваться.
Упражнение 2. Прочитайте предложения. Замените активные
конструкции пассивными.
Образец: Профессор читает лекцию.
Лекция читается профессором.
1. Рабочие строят дом — Дом строится рабочими.
2. Преподаватель проверяет наши тетради — Тетради проверяется нашим преподавателем
3. Наш клуб организует интересные вечера — Интересный вечер организуются нашим клубом
4. Учёные многих стран изучают космос — Космос изучается учёными многих стран
5. Инженеры создают сложные машины — Сложные машины создаются инженерами
6. Студенты нашего факультета изучают русский язык — Русский язык изучается студентами нашего факультета
7. Наш институт организуют экскурсии для иностранных студентов — Экскурсии для странных студентов организуются нашим институтом
8. Молодые писатели создают интересные произведения — Интересные произведения создаются молодыми писателями
9. Искусственные спутники посылают сигналы из космоса на Землю — Сигнал из космоса и на землю с посылаются искусственными спутниками.
Упражнение 3. Замените пассивные конструкции активными.
Образец: На уроках химии студентами проводятся опыты.
На уроках химии студенты проводят опыты.
1. Студентами медицинского факультета изучается анатомия — Студенты медицинского факультета изучают анатомию
2. Рабочими и инженерами создаются космические корабли — Рабочие и инженеры создают космические корабли
3. Профессорами этого института делаются сложные операции – Профессоры этого института делают сложные операции
4. Наш город часто посещается туристами — Наш город часто посещают туристы
5. Газета «Будни» Читается всеми студентами нашего университета — Газету «Будни» Читают все студенты нашего университета
6. Нашим клубом готовится большая выставка – Наш клуб готовит большую выставку
7. Каждый день студентами выполняются домашние задание — Каждый день студенты выполняют домашнее задание
8. Ошибки в наших тетрадях исправляются нашим преподавателем – Ошибки в наших тетрадях исправляет наш преподаватель
9. Потом эти ошибки объясняются студентами-Потом студенты объясняют эти ошибки.
10. В поликлинике больные осматриваются опытными врачами – В поликлинике больных осматривают опытные врачи
11. Влажность воздуха измеряется этим прибором — Влажность воздуха измеряют этим прибором
Упражнение 4. Вставьте глаголы вместо точек.
1. Рабочие строят завод — Этими рабочими строится завод.
2. Учёные разрабатывают новое лекарство — новое лекарство разрабатывается учёными.
3. Студенты выбирают свою профессию — Профессия выбирается студентами.
4. Студенты обсуждают нового учителя – Новый учитель обсуждается студентами.
5. Профессор Иванов читает лекцию – лекция читается профессором Ивановым.
6. Лаборант кафедры выдает в университет — Кафендры выдаються в университет лаборантом.
7. Художник рисует портрет – Портрет рисуется художником.
8. Анвар фотографирует природу – природа фотографируются Анваром.
9. Преподаватель объясняет тему — тема объясняется преподавателем.
10. Студент выполняет свое задание – Задание выполняется студентом.
Упражнение 6. а) Прочитайте предложения и измените их.
Употребите глагол-сказуемое (предикат) в прошедшем и в будущем времени.
б) Напишите 2 предложения в активной конструкции.
Образец:
а) Эта проблема разрабатывается молодыми учеными. Эта проблема (разрабатывалась, будет разрабатываться) молодыми учеными.
б) Молодые ученые разрабатывают (разрабатывали,
будут разрабатывать) эту проблему.
1. а) Студентом решается трудная задача. Студентом (решалась, будет решаться) трудная задача. б) Студент решает (решалась, будет решаться) трудную задачу.
2. а) Этим заводом всегда выполняется план. Этим заводом всегда (выполнялся, будет выполняться) план. б) Этот завод всегда выполняет (выполнялся, будет выполняться) план.
3. а) Теорема Пифагора изучается учениками в средней школе. Теорема Пифагора (изучалась, будет изучаться) учениками в средней школе. б) В средней школе, ученики изучают (изучалась, будет изучаться) Теорем Пифагора.
4. а) Все ошибки студентов анализируются и исправляются преподавателями. Все ошибки студентов (анализировались, будут анализироваться) и исправлялись преподавателями. б) Преподаватели анализируются (анализировались, будут анализироваться) и исправляются все ошибки студентов.
5. а) В лаборатории учёными проводится эксперимент. В лаборатории учёными (проводились, будут проводиться) эксперименты. б) Учёные проводят (проводились, будут проводиться) эксперименты в лаборатории.
6. а) Интересная лекция о космосе читается профессором Ивановым. Интересная лекция о космосе (читалась, будет читаться) профессором Ивановым. б) Профессор читает (читалась, будет читаться) интересную лекцию о космоце.
7. а) Опера «Евгений Онегин» исполняется артистами Большого театра. Опера «Евгений Онегин» (была исполнена,будет исполнена) артистами большого театра. б) Артисты Большого театра исполняют (была исполнена,будет исполнена) оперу «Евгений Онегин».
8. а) Учёными разрабатывается новая проблема. Учёные (разрабатывали, будут разрабатывать) новую проблему. б) Учёные разрабатывали (разрабатывали, будут разрабатывать) новую проблему.
9. а) Молодыми архитекторами создаётся новый проект здания. Молодыми архитекторами (был создан,будет создан) новый проект здания. б) Молодие архитекторы создают (был создан,будет создан) новый проект здания.
Упражнение 7. Прочитайте предложения. Передайте их
содержание, используя активные конструкции.
Замените активную конструкцию пассивной.
А. 1. Преподаватели и ученые нашего института решают важные научные проблемы-Важные научные проблемы решаються преподавателями и учеными нашего института. 2. Этот профессор читает лекции два раза в неделю-Лекции читаються два раза в неделю этим профессором. 3. Молодые инженеры создают проект нового самолета-Проект нового самолета создаються молодыми инжинерами. 4. Все иностранные студенты в нашем университете изучают русский язык-Русский язык в нашем университете изучаються всеми иностранними студентами. 5. Машины будут проверять контрольные работы студентов-Контрольные работы студентов будут проверяться машинами. 6. Студенты будут исправлять ошибки в диктантах-Ошибки в диктантах будут исправляться студентами.
Б. 1. Мы уже прочитали рассказы Чехова-Рассказы Чехова были прочитаны нами. 2. На будущей неделе индийские студенты организуют свой интернациональный вечер-На будущей неделе индийсками студентамы будет организированна свой интернациональный вечер. 3. Эти фотографии сделал мой старший брат-Эти фотографии сделаны моим старшим братом. 4. Завтра мы решим этот вопрос-Этот вопрос завтра решиться нами. 5. Нина уже сдала в библиотеку эту книгу-Это книга было уже сдано в библиотеку Ниной. 6. Через месяц рабочие закончат строительство этого дома-Строительство этого дома закончиться через месяц рабочими.