Прочитайте докажите что этот текст относится к публицистическому стилю

Публицистический стиль речи

Публицистический стиль. Устное выступление

Название этого стиля — однокоренное слово к словам «публицистика», «публика», то есть стиль этот обращен прежде всего к людям, обществу.

Цель публицистического высказывания — воздействие на массовое сознание с помощью значимой для общества информации. Информационная функция таких текстов сочетается с функцией убеждения, следовательно, чертами стиля являются логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Публицистический стиль, как и другие, характеризуется своей системой жанров. Жанр — это определённый способ организации речи, особая речевая форма, в которой самую важную роль играет образ автора.

Образ автора в публицистике — это «авторское я» журналиста, характер его отношения к действительности (например, описание, оценка). В разных жанрах образ автора различен. Так, в передовой статье журналист выступает как представитель общества, коллектива, организации и т. п. Создаётся своеобразный коллективный образ автора. Более конкретен этот образ в очерке (событие не только воспроизводится, но и служит поводом для размышлений, обобщений, постановки проблем; это очень «личный» жанр с большой психологической нагрузкой; в очерке портреты людей и описания не выдуманы; очерк оголяет мораль, бросает вывод читателю); весьма специфичен в фельетоне, отличаясь сатирическим отражением событий и анализом фактов. Очень слабо «авторское я» журналиста проявляется в заметке, потому что заметка концентрируется на сообщении. Главное — точно выразить суть информации, кратко и лаконично сообщить о факте без выводов и комментариев. Репортаж наглядно представляет событие глазами наблюдавшего, наблюдающего или участвующего человека, поэтому здесь необходима оценка происходящего, выражение собственного отношения к событиям, людям. Важнейшее свойство репортажа — эффект присутствия.

Основные стилевые черты:

Публицистический стиль одновременно консервативен и изменчив. Функция сообщения обусловливает использование нейтральной лексики (политической, экономической). В принципе весь лексикон литературного языка в распоряжении публицистики. Главное — общедоступность. Функция воздействия — важнейшая. Недаром журналистику называют четвёртой властью наряду с законодательной, судебной и исполнительной. Даже был такой анекдот: экономический кризис не был бы мировым, если бы об этом не сообщили СМИ. Для цели воздействия берётся не только готовый языковой материал, но и трансформированные слова из разных сфер деятельности. К примеру, используется специальная лексика в переносном значении: инкубатор преступности, тур переговоров (спорт), драма народа (литературоведение). Но ярче всего функция воздействия проявляется в синтаксисе: это выразительные разговорные конструкции, крылатые выражения и афоризмы, вопросительные и восклицательные предложения, повторы, параллелизм предложений, анафора и эпифора, антитеза и другие тропы и фигуры речи. Редко встречаются причастные и деепричастные обороты: они заменяются придаточными предложениями. Предложения обычно сжаты, лаконичны, ёмки.

215.1) Выразительно прочитайте текст. Опираясь на его содержание,

объясните, какую мысль стремится донести до читателя Владимир

Алексеевич Солоухин. К чему призывает нас писатель? УСТНО!

Родина складывается из конкретных и зримых вещей:

изб, деревень, рек, песен, сказок, живописных и архитектур-

ных красот. Родина — это не очертание на карте, лежащее в

железных обручах меридианов, как выразился один поэт, но,

может быть, скорее, это берёза под окном, по выражению то-

Контуры на карте и даже саму географическую карту

любить нельзя, но можно любить родник и тропинку, тихое

озеро и родной дом, друзей и родных, учителей и наставни-

ков… Да, из любви к конкретным вещам складывается лю-

бовь к родине, если же эта любовь озарена и оплодотворена

любовью к преданьям, к легендам, к истории, то это и будет

Коровник, паровоз, подъёмный кран, дорожный каток,

безусловно, полезны, но любить их нельзя. А Покров на Нер-

ли любить можно, а Василия Блаженного, Московский

Кремль, песни, стихи Пушкина, романы Толстого любить

можно. Будем же собирать по крохам, по камешку всё, что

можно любить и что в целом будет составлять нашу любовь к

2) Докажите, что текст относится к публицистическому стилю. Устно.

216.1) Прочитайте запись устного выступления, подготовленного на

тему «Я приглашаю вас на праздник!». Захотелось ли вам после его

прочтения ощутить себя причастным к этому празднику и откликнуть-

ся на приглашение? Объясните почему. УСТНО!

Нужны ли нам праздники? Я думаю, нет ни одного чело-

века, который ответил бы «нет». Согласитесь, праздники лю-

Есть праздники, существовавшие испокон веков, а есть

появившиеся совсем недавно. Я хочу пригласить вас на

празднование Дня народного единства, который мы отмеча-

ем с 2005 года 4 ноября в память об освобождении нашего го-

сударства от польских интервентов в 1612 году. Этот день на-

поминает нам о том, что могущество страны — в единстве её

народа. В 1612 году все люди, независимо от вероисповеда-

ния и национальности, смогли объединиться и отстоять сво-

боду своего Отечества.

Я приглашаю всех в День народного единства к памятни-

ку Минину и Пожарскому — копии монумента, возвышаю-

щегося на Красной площади. Памятник был открыт у нас в

Нижнем Новгороде 4 ноября 2005 года на том месте, с кото-

рого земский староста Кузьма Минин обратился к согражда-

нам с пламенным призывом собрать средства на ополчение

для освобождения Родины.

218.1) Прочитайте текст. К какому стилю он относится? Свой ответ

Жаркие. Зимние. Твои

Помимо общепринятого девиза Олимпийских игр «Бы-

стрее, выше, сильнее!», каждая из стран, принимающих

Олимпиаду, стремится придумать собственный слоган.

В 2014 году зимние Олимпийские игры проводились в

России, в городе Сочи. У Олимпиады в Сочи был свой слоган:

«Жаркие. Зимние. Твои».

Слово «Жаркие» в слогане означает борьбу спортсменов

и накал страстей болельщиков, а также указывает на место

проведения зимней Олимпиады — южный город-курорт

Слово «Зимние» символизирует время проведения Олим-

пиады и традиционное восприятие России с её снежными зи-

Слово «Твои» подчёркивает масштабность олимпийского

проекта и возможность для каждого сопереживать спортсме-

нам и радоваться их победам и достижениям.

Слоган зимней Олимпиады-2014 в Сочи раскрывает ши-

роту национального характера россиян, он адресован каждо-

му человеку, близок и понятен ему.

Зимняя Олимпиада-2014 проходила в России, и этим

нельзя не гордиться!

2) Устно перескажите содержание текста

Домашнее задание

221.Орфографический и пунктуационный практикум. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте орфограммы.

Наше Отеч..ство

Наше Отеч..ство наша Родина — матушка Россия.

Отеч..ством мы з..вём Россию потому, что в ней жили

испокон веку и живут отцы и деды наши.

Родиной мы з..вём её потому, что в ней мы р..дились.

В ней говорят р..дным нам языком и всё в ней для нас

р..дное; а матерью — потому, что она вск..рмила нас св..им

хлебом всп..ила своими водами выучила св..ему языку, как

мать, защ..щает и бер..жёт нас от всяких врагов.

Источник

Урок-практикум «Лингвистический анализ текстов публицистического текста». 11-й класс

Класс: 11

I. Повторение теоретических сведений по проблеме.

II. Повторение алгоритма выполнения лингвистического анализа текста (Приложение. Слайд 4)

III. Целеполагание по структурно-логической схеме анализа текста.

IV. Практикум с использованием справочников, учебных пособий.

Задача: приготовить защиту лингвистического анализа текста в соответствии с критериями оценки публичного выступления.

Памятка «Критерии оценки публичного выступления» (на столах каждого ученика). [4]

Область оцениванияКритерииИндикаторыВозможные баллыБаллы
Оценка постановки цели и задач, их решения.Соответствие целей и задач основным идеям работы.1) Цель и задачи работы сформулированы четко и соответствуют идеям работы.
2) Цель и задачи работы сформулированы не конкретно.
3) Цель и задачи работы не сформулированы.
1) 2-3
2) 1
3) 0
Содержание речи.Достоверность информации.1) Информация достоверна.
2) Есть неточности в изложении материала.
3) Информация содержит много фактических ошибок.
1-3
Подбор информации.1) Материал хорошо изучен и представлен в хорошо структурированном виде.
2) Отбор материала, последовательность изложения и композиция проекта демонстрируют глубокое понимание материала.
1) 0-2
2) 3-5
Презентация речи.Речь оратора.1) Аудитории было понятно изложение информации.
2) Изложение информации было ярким, запоминающимся.
3) Оратор говорил с энтузиазмом.
4) Оратор продемонстрировал достаточную экспрессивность речи.
5) Изложение информации было спонтанным.
6) Изложение информации было беглым.
7) Оратор продемонстрировал безукоризненное произношение и навыки артикуляции.
1) 1
2) 1
3) 1
4) 1
5) 0
6) 0
7) 1-2
Движения оратора.1) Оратор выбрал удачную позу при публичном выступлении.
2) Движения оратора были адекватными.
1) 1
2) 1
Итого.

1) Работа проводится в группах.

Предложены 2 варианта упражнений для лингвистического анализа текста: упражнение 113, С. 85; упражнение 185, С. 138 (Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011).

В группах распределяются задания в соответствии с памяткой «Лингвистический анализ текста». Каждый член группы работает с определённым вопросом (-ами). Ответы обсуждаются. Готовится защита выступления.

2) Проверка работ групп. Защита лингвистического анализа текста. Овладение культурой публичной речи.

Группа 1. Публичная защита лингвистического анализа текста упражнения 113.

Выразительное чтение текста (тексты на столах у каждого ученика).

Россия не только государство… Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая ещё не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала ещё в отточенных и огранённых понятиях, в своём своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся ещё в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.

Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.

Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мёртвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными вёснами выходят тёмные фиалки, синие подснежники.

Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые… таятся в её глухих недрах.

Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, Второго Рима. И придают России неслыханную красоту, запечатлённую в русском искусстве. (Н. Рерих.)

Примерный лингвистический анализ текста упражнения 113.

Какова идея текста (основная мысль)? (Россия – это сверхгосударство, которое ещё находится в поисках своего пути, в определении своих возможностей.)

Оценивание публичного выступления.

Группа 2. Публичная защита лингвистического анализа текста упражнения 185.

Выразительное чтение текста (тексты на столах у каждого ученика).

Япония – это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда – нечеловечески человеческого.

Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остаётся человеку: тут и поля, возделанные, словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но её равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну ля себя, оттеснив людей к побережью.

Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей в чайные и тутовые плантации, чтобы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни.

Даже воды внутренних заливов заштрихованы тёмными полосами, словно борозды вспаханных полей. Это плиты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны.

Ведь жемчужина, выращенная человеком, как и крохотный телевизор, на который затрачено ничтожное количество сырья, олицетворяет собой ценности, созданные будто бы из ничего, – это овеществлённый труд и разум.
(Из «Японских репортажей» журналиста Ю. Овчинникова.)

Примерный лингвистический анализ текста упр. 185.

Оценивание публичного выступления.

V. Рефлексия. Контролирующее задание для всего класса.

Мини-тест (на основе выполненных упражнений). Выполняется с самоконтролем.

Вариант 1 (фрагмент текста из домашнего задания к следующему уроку).

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.

Вариант 2 (фрагмент текста из домашнего задания к следующему уроку).

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно, первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии, стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. (Д. Лихачёв.)

Ключи (Приложение. Слайд 5).

Вариант 1: 1 – а; 2 – а; 3 – а, б.
Вариант 2: 1 – а; 2 – а; 3 – а, в.

VI. Домашнее задание.

Написать сочинение по прочитанному тексту (упражнение 188) в соответствии с экзаменационным заданием С1.

VII. Подведение итогов.

— Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Поможет ли лингвистический анализ текста написать сочинение?

Источник

Урок по русскому языку: «Публицистический стиль речи»

Тема урока: «Публицистический стиль речи»

Цель : обобщение ранее полученныхобучающимися знаний о публицистическом стиле речи.

познакомить учащихся с лексическими, синтаксическими особенностями публицистического стиля;

формировать языковые компетенции обучающихся в области стилистики;

закрепить навыки правописания.

содействовать развитию коммуникативных компетенций;

развивать навыки самоанализа, анализа, сопоставления и сравнения;

способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов.

способствовать воспитанию гражданских чувств;

воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

воспитывать духовно-нравственную культуру студентов.

Форма работы: урок-исследование.

Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: раздаточный материал, проектор, ноутбук, доска.

1. Организационный момент (3мин.).

1. Кто на голове лес носит? (Лось)

2. Домашний Дед мороз. (Холодильник)

3. Самая первая книга школьника. (Букварь)

4. Кошка с кисточками на голове. (Рысь)

5. Месяц зимних каникул. (Январь)

6. Плод дуба. (Жёлудь).

7. Комната, в которой спят. (Спальня)

8. Бабочка, которая «ест» одежду. (Моль)

Б) Словарная разминка (5 мин.).

Словарная работа (ученики заполняют пропущенные буквы).

— Какие из слов вам не знакомы? Обратитесь к словарю.

1.Выберите правильное значение слов. Записывают в тетрадь.

Б) транснациональный (2)

1) официальное сообщение о переговорах между государствами

2) выходящий за пределы одного государства, одной нации

3) понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, к какой-либо иностранной валюте

4) упрочение, укрепление чего-либо

5) общее согласие по спорному вопросу

6) род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни.

Подберите однокоренные слова к слову публицистика: публицист, публицистический, публика, публичный, опубликовать.

Публицистика – произведения, посвященные актуальным проблемам.

Публицист – автор публицистических произведений, т.е. произведений на общественно-политические темы

Публичный – осуществляемый в присутствии публики (публичное выступление)

Опубликовать – что-то объявлять, предавать гласности в печатном органе.

— К какому стилю речи относятся слова, над которыми мы провели словарную работу.

3. Проверка домашнего задания (5мин.). (Упр.462(а), стр.316.

4. Повторение изученного.

— Какие существуют стили речи?

— Назовите особенности официально-делового стиля?

5. Изучение нового материала.

А) Слово учителя: Публицистический стиль имеет древнюю историю. Он заро дился еще в античные времена. До сих пор студенты и ученые, юристы, политологи пользуются образцами публицистического сти ля, созданными ораторами Древней Греции и Рима. Прослушаем сообщение обучающегося.

Сообщение обучающегося о истории появления публицистического стиля.

Б) Просмотр видео урока (3мин.) о публицистическом стиле речи и заполнение обучающимися таблицы.

Зафиксируем полученные знания в виде таблицы.

страстность. Призывность, Актуальность.

– совмещение торжественной лексики и раз говорных средств;

– побудительные и восклицательные предложения;

– использование литературных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок

выступления на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио и телевидению; в письменной речи: статьи в газетах, журналах.

Публицистический стиль – это функциональный стиль русского литературного языка.

Зарождение публицистического стиля относится к 16 веку, в России оно связано с памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя Ивана 4 с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в 18 веке в творчестве И.А. Крылова, Н.И. Новикова, А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина и других. Окончательно сформировался этот стиль в России в 19 веке и немалую роль в этом сыграли писатели: А.Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), А.С. Пушкин («В Сибирь», «К Чаадаеву»), Н.А. Некрасов, Н.А Добролюбов, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский.

Основныецели – воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию и т.п.. Такое взаимодействие возможно, если это официальная обстановка: диспут, выступление, ораторская речь, репортаж, пресс-конференция.

Предмет речи в публицистическом стиле – общественно значимый факт.

« Доколе, Катилина, будешь ты злоупотреблять терпением нашим?»- начал свою речь римский оратор Цицерон против политического деятеля Древнего Рима.

Что интересно, русская публицистика начала 20 века использовала только начало этой фразы: «Доколе?» и публика узнавала и всю фразу и ее гневную интонацию.

Публицистика существует в следующих формах:

*в словесной (письменной и устной),

*графически изобразительной (плакат, карикатура),

*фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),

Форма публицистического стиля задается жанром: очерк, статья,заметка, репортаж, интервью, отчёт, статья, рецензия, обзор, очерк, эссе, фельетон, памфлет– всегда в письменной форме;

ораторская речь, выступление, дискуссия,публичное выступление в средствах массовой информации (СМИ) –на радио и телевидении– в устной.

*повествование (заметка, очерк, репортаж);

*описание (портретный очерк, рекламный текст);

*рассуждение (проблемная статья, судебная речь).

Общие стилевые черты:

*информативность, четкость, точность,

*логичность, простота, официальность, обобщенность;

*лаконичность изложения при информационной насыщенности;

* доходчивость изложения; эмоциональность, непринужденность высказывания;

*стандартизованность, актуальность, своевременность, воздействие

(экспрессивность, полемичность, образность).

К языковым средствам публицистического стиля относятся:

* лексические клише : пытается воздействовать на окружающих, его величество факт,

С лексические клише встречаются постоянно. Это застывшие формы, которыми пользуются и СМИ и обыкновенные люди: резкая критика, высшая финансовая элита, железный занавес, деревянный рубль, пытается воздействовать на окружающих, его величество факт и др.- кто не слышал и не использовал этих слов.

* общественно-политическая лексика и фразеология: театральный сезон открылся

премьерой, состоялся матч между командами;

* эмоционально – оценочная лексика : милосердие, помыслы, насаждать и т.д.

*использование книжной и разговорной лексики;

Морфологические средства публицистического стиля –это употребление

*различных форм слова : повелительного наклонения глаголов, настоящее время

глаголов, использование глаголов 1-го и 3-го лица в обобщенном значении:

От чиновников необходимо требова ть выполнение законов – нейтральное

повествовательное предложение. Требуй те соблюдения законов от

чиновников! – повествовательное предложение стало побудительным,

*употребление единственного числа вместо множественного

Русский парень в огне не горит ;

* производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах,

* активность суффиксов иноязычного происхождения (социализм, провокация);

* частотность приставок вне-, внутри-, между-, противо-, все-, вос-, со-:

вневедомственный, внутрисистемный, междуведомственный,

противозаконный, всевластный, воссоздание, соавтор ;

* иноязычные приставки анти-, архи, де-, дез-, пост-, транс-, контр-, гипер-;

*употребление коротких предложений:

Безобразный проступок совершили эти ученики.

И вот теперь они сидят здесь. Слушают.-

парцелляция (расчленение предложения), рубленая проза, обращения

к собеседнику, назывные предложения

*эллиптические предложения, безглагольные фразы: Банки – не только для банкиров ;

*использование изобразительно-выразительных средств языка: инверсия,

риторические вопросы, восклицательные предложения, повтор, ряды

однородных членов предложения.

* использование прямой речи, диалога (судебная речь, ораторская речь).

В наше время широкое распространение получила газетно-журнальная разновидность публицистического стиля, теле-, радио и интернет реклама.

Образец текста публицистического стиля.

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами.

(Информационная заметка в газете)

Примеров положительного воздействия публицистики можно найти немало в отечественной истории, начиная со «Слова о полку Игореве» (вспомним «золотое слово» Святослава, князя Киевского, обращенного ко всем русским князьям, призывавшего к объединению русских земель).

— Вспомните другие примеры публицистического пафоса русской литературы.

Н. А. Некрасова; «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского; «Исповедь», «Не могу молчать» Л. H. Толстого; творчество П. Я. Чаадаева, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова; произведения русских религиозных философов: B. C. Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и др.

— Как вы считаете, когда роль публицистических произведений усиливается, становится особенно важной для общества?

В наиболее острые для страны, переломные моменты истории. Примерами могут служить патриотический пафос публицистики времен Великой Отечественной войны: произведения А. Н. Толстого, Л. М. Леонова, И. Г. Эренбурга и др.; гражданский пафос демократической публицистики времен «перестройки»: статьи В. Я. Лакшина, Ю. Ф. Карякина, Г. А. Попова и др., выходившие далеко за рамки литературной критики.

Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам, людям, занимающимся общественной деятельностью, но и каждому, кто не хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного информационного бума.

Просмотр отрывков (публичных выступлений) (15 мин.)

Слово учителя: посмотрите видео отрывки, определите стиль речи, тему, цель выступления, языковые особенности.

7. Работа с текстами.

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. А ведь бывает и так, что человек не говорит, а “плюется словами”. Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: “Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде”.

Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации).

Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? (эмоциональность, страстность). Эмоциональность “роднит” публицистику с художественным стилем.

К чему призывает автор прочитанного нами текста? Постоянно учиться говорить и писать.

Призывность отличительная черта публицистического стиля.

Актуальна ли проблема, поднятая Д.С. Лихачевым? ( Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования).

Задача публицистики – сформировать определенное отношение многих людей к значимым проблемам: общественным, политическим, экономическим, философским, бытовым, моральным.

— Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя. Поэтому характерная черта текстов изучаемого стиля доходчивость .

Какие языковые средства указывают на данный стиль? (побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения; риторические вопросы (на которые отвечает сам автор); повторы; однородные члены; параллелизмы (сходное построение предложений текста).

Определим, какие лексические средства связи использует автор. Найдите в тексте антонимы (говорить – “плеваться словами”; обычные слова – жаргонные выражения, сильнее всех – трус и робок и др.); слова книжной и разговорной речи ( обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать – книжная лексика; нипочем, плюется словами – разговорная лексика).

Найдите в тексте слова и выражения, использованные в переносном значении. С каким стилем речи они сближают наш текст? (“Плюется словами”, с художественным стилем.)

– В публицистическом стиле могут использоваться слова в переносном значении и слова так называемой “газетной образности”. Это стандартные сочетания слов, которые сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля. Например: белое золото – хлопок, огненные годы – военные годы.

– Определите, что обозначается следующими сочетаниями слов:

голубые дороги – водные пути,

битва за урожай – уборка урожая,

черное золото – нефть,

зеленый щит земли – лес,

королева спорта – легкая атлетика.

Учащиеся получают листы с отпечатанными на них текстами.

Какова тема текста?

Какую задачу ставит перед собой автор текста? (Привлечь внимание читателей к определенной проблеме, призвать к чему-либо, вызвать читательский отклик, сформировать читательское мнение и т. д.)

Какие лексические средства автор использует для воздейст вия на читателей?

Какие стандартные фразы вы заметили?

Определите стиль речи. Докажите свое мнение. За счет чего достигается эмоциональное воздействие на читателя, слушателя? Каковы лексические особенности данных публицистических текстов? Какие характерные синтаксические приемы вы обнаружили в текстах?

1. Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания.

Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и изумленный пошёл по земле, создавая новую красоту.

Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги её.

— Ах, малыш, малыш, как я люблю, когда ты смеешься!

— Вот это и есть мой подарок. Это будет, как с водой.

И он сам засмеялся.

— И когда ты утешишься (в конце концов всегда утешаешься), ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом. Тебе захочется посмеяться со мною. Иной раз ты вот так распахнешь окно, и тебе будет приятно. И твои друзья станут удивляться, что ты смеешься, глядя на небо. А ты им скажешь: «Да, да, я всегда смеюсь, глядя на звезды!» И они подумают, что ты сошел с ума. Вот какую злую шутку я с тобой сыграю.

И он опять засмеялся.

— Как будто вместо звезд я подарил тебе целую кучу смеющихся бубенцов.

Он опять засмеялся.

8. Просмотр мультфильма и создание на его основе текста публицистического стиля.

Или создайте текст публицистического стиля на одну из предложенных тем.

Что значит найти себя?

Что важнее: как жить или для чего жить?

Все работы хороши, выбирай на вкус.

9. Выполнение тестовых заданий.

Слово учителя: Итак, давайте назовём характерные для публицистического стиля языковые средства?

-Скажите, где используется публицистический стиль?

-Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

-Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: 1. Сделайте видеозапись интервью, используя Интернет-сайты, телевидение. Установите зависимость языковых средств от ситуации публичного общения.

2. Из газет, журналов вырезать текст в публицистическом стиле, отметить черты, характерные для данного стиля.

3. Найти дома или в библиотеке старые газеты (вышедшие 5, 10, 20 лет назад) и сопоставить их лексику с лексикой современных газет; то же можно сделать, сравнивая и другие языковые средства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *