Проблемная дочь что делать

Дочь-подросток стала не нужна: «От нее одни проблемы и негатив»

— …И вечно этот ноющий голос, знаешь: «А почему я-а-а-а?» – с раздражением рассказывает о дочери Майя. – Лень непроходимая, ужимки все эти – и постоянно кислая морда и поджатые губки, тьфу! Меня от нее уже трясет! Видеть ее не могу.

Семья Майи, ее муж и двое детей, со стороны смотрятся как на рекламной картинке: высокие и стройные родители, замечательные и тоже необыкновенно фотогеничные дети: четырнадцатилетняя дочь и пятилетний сын. Мальчик и девочка, как по заказу.

– Эх, везет же людям! – наверняка думает кто–то, глядя на них со стороны.

Ведь на свете сотни и тысячи семей, у которых не получается родить хотя бы одного.

О том, что дети даются свыше не всем, Майя с мужем, к сожалению, знают не понаслышке. Старшую дочь они планировали больше шести лет. За эти годы было все: обследования, лечение, процедуры, куча испорченных тестов, рухнувших надежд и море отчаяния. Беременность была чудом, которому удивились даже врачи. Все девять месяцев Майя носила себя как хрустальную вазу, соблюдала все приметы и боялась поверить в чудо.

Однако все было хорошо, и день, когда наконец родилась замечательная здоровенькая дочка, сделал Майю самой счастливой на свете.

Безусловно, все молодые мамы стараются быть «хорошими матерями», но Майя ради своей дочки буквально лезла из кожи вон. До двух с половиной лет кормила грудью, все разрешала, летела на каждый писк, таскала на руках, тискала и зацеловывала. Тем же самым занимались и все прочие окружающие взрослые: папа, две бабушки и дедушка. Для единственной и горячо любимой дочки/внучки готовы были отдать и сделать все, ребенок буквально купался в обожании.

Покупали самые лучшие, наисвежайшие продукты, кормили самыми полезными блюдами, заваливали игрушками, читали, играли и плясали перед ребенком с бубнами. При этом девочка, всем на удивление, росла, будто снежная королева – неулыбчивой, неласковой, капризной, истеричной, с тяжелым характером. Разговаривала исключительно ноющим голосом, вечно с надрывом что-то требовала, истерила, лезла в драку. Майя сгребла дочь в охапку и потащила к психологам.

– Ребенку не хватает любви! – с умным видом говорили специалисты.

Но как? Почему? Девочку буквально вылизывают языком, тащат все, на что она покажет пальчиком, реагируют на каждый вздох – что еще можно сделать?

– Вам лучше знать! – настаивали психологи. – Любите еще больше!

И все любили – с утроенной силой.

Майя с головой погрузилась в материнство, точнее говоря, в свою обожаемую дочь. О том, что у нее могут быть другие дети, она как–то не думала, зная о своих гинекологических проблемах. То есть она знала, конечно, что где–то в параллельном мире существует такое понятие, как контрацепция, и многие ее подруги предохраняются, если беременность не планируют. Тем не менее предохраняться самой как–то и в голову не приходило. Одна–то беременность в ее случае была чудом, об этом ей сказали уже полсотни раз разные врачи. И тут неожиданно – второе чудо.

Конечно, решили рожать.

В этот раз все было по–другому: беременность шла как бы между делом, особого внимания своему состоянию Майя не уделяла. И, надо же, сын родился – абсолютно другой. Добрый, великодушный, ласковый, благодарный за любую мелочь. Майя даже не представляла, что дети бывают такими.

А дочка после рождения брата совсем сникла. С ней вообще одни проблемы, и чем дальше, тем страшнее. Все делает назло, учится из рук вон плохо, теряет и портит вещи. В последнее время только и делает, что хамит, разговаривает на крике, постоянно чего-то требует, всех ненавидит и гадит исподтишка.

– Любить надо ребенка! – как мантру, повторяют Майе бабушки. Но уже через пятнадцать минут общения с «деткой» все хватаются за голову.

Пять обойденных психологов патологий не нашли, все упирают на дурной характер и намекают на отсутствие внимания и любви.

– Что же делать? – заглядывает им в глаза Майя.

– Больше любить! – в один голос говорят психологи. – Ребенку не хватает внимания, она ревнует, это же очевидно.

Честно говоря, от этих призывов и рекомендаций – «Больше любить!» – Майю уже потряхивает. С одной стороны, она просто не представляет уже, куда больше–то? И сколько еще можно заглядывать дочери в глаза, спускать на тормозах ее выходки и давать, давать, давать без конца.

С другой стороны, и это самое страшное, иной раз на Майю наваливается ощущение, что все, давать больше нечего. Правы психологи.

Нет ее, любви к этому ребенку, дочери – на фоне сына есть с чем сравнить. Ну это если называть вещи своими именами. Есть раздражение, злость, ожидание очередной пакости, настороженность, чувство вины и – отторжение.

Конечно, страшно говорить такое про своего ребенка, и нельзя так. Но как быть, если дочь действительно чем дальше, тем больше раздражает и вызывает одни негативные эмоции?

Пару месяцев назад на работе тетки активно обсуждали родителей, вознамерившихся сдать в детский дом сына–трудного подростка, с которым не справлялись. Эта история очень нашумела в интернете, все делились ссылками и квохтали – как же, мол, так, а Майя вдруг подумала, что очень хорошо понимает этих людей.

Была бы посмелее, не боялась бы осуждения – она бы, пожалуй, тоже рассмотрела такой вариант. Отдать ее куда-нибудь, навещать раз в две недели – а остальное время жить и не знать проблем. Растить сына, радоваться жизни, с радостью идти домой, где нет дочери. Но нет, конечно, нет, Майя никогда на такое не решится. Да даже с мужем поговорить на эту тему откровенно – и то страшно.

Всех доступных психологов Майя уже обошла, ничем они не помогли, веры им у нее нет.

Может, у кого–то была такая ситуация?

Как быть, когда нет любви к ребенку? Как жить дальше.

Проблемная дочь что делать. Смотреть фото Проблемная дочь что делать. Смотреть картинку Проблемная дочь что делать. Картинка про Проблемная дочь что делать. Фото Проблемная дочь что делать

Я чрезвычайно высоко ценю комментарии, которые оставляете вы, мои читатели.

Порой ваши заметки и рассказы ценнее и интереснее, чем сам пост, который скорее является приглашением к разговору. Благодаря вашему участию затронутая тема раскрывается гораздо полнее и обретает вполне законченный вид.

Комментировать статьи на этом сайте проще всего в гостевом режиме, указав в соответствующем поле свой ник и e-mail (если хотите получать уведомления об ответах на ваш коммент).

Однако у гостевого режима есть и ограничения, к примеру, вы не сможете ставить лайки понравившимся комментариям, а также не отредактируете и не удалите свои собственные комменты

С уважением, Елена Дунаева.

Комментарии ( 48 )

Источник

Раздражает дочь – не слушается, хамит. Что делать?

Как перестать ссориться с дочерью: три рецепта

Часто подруги рассказывают о своих проблемах с девочками, которые либо не слушаются, либо хамят мамам, либо просто игнорируют все их требования. Это всё мне очень знакомо.

У меня растёт дочка. Скоро ей будет 13 лет. Несколько лет назад я часто ссорилась с ней.

Дочь меня тогда раздражала: то одним, то другим. Своей медлительностью. Несамостоятельностью. Непослушанием. Неуверенностью. Многим. И это было ужасно!

Тогда мне казалось, что этому не будет конца. Раздражение. Ссора. Слёзы. Мир. Потом — всё сначала. А после скандала — слёзы, муки, терзания из-за того, что я плохая мать. И снова — мнимый мир: контроль, опека, слияние. И так по кругу.

К счастью, мне суждено было узнать, как выйти из этого круга. И ситуация изменилась. Изменились отношения с дочерью.

Нет, дочка моя не стала другой. Она по-прежнему не быстрая, не самая умная, не самая уверенная. Просто я вижу это по-другому. Потому, что изменилась сама я. Сейчас я могу сказать — мне повезло, что у меня такая классная дочь! Люблю. Уважаю. Принимаю.

Я прошла путь от бесконечных ссор и придирок до взрослых, уважительных отношений со своей дочерью. Теперь мне хочется помочь мамам разобраться, почему их дочери не слушаются. В чём здесь проблема? В мамах, в дочках или во всех сразу?

Дочь не слушается. Где взять авторитет?

На мой взгляд, дочь не слушается мать главным образом потому, что у матери нет авторитета. А это связано с тем, что в семье нарушена иерархия, и дочь чувствует себя главнее матери.

Многие мамы на вопрос: «Кто главный у вас в семье?», смеясь, отвечают: «Конечно дочка!». А потом удивляются и переживают, когда девочка «качает» права и буквально заставляет маму делать так, как хочется ей, дочке. Хотя эти же девочки совершенно спокойно принимают авторитет другого взрослого, подчиняясь требованиям. И удовлетворяются простым ответом: «Будет так потому, что я так сказала. Я тут главная».

Но установление авторитета матери и границ, которые нарушать нельзя ни в коем случае, — это не про поединок воли. И это не значит, что нужно драться за власть. И совсем не значит, что нужно кричать и ругаться.

Это просто данность, закон жизни. Просто маме необходимо осознать, что именно она — старшая женщина. И её надо уважать. И слушаться.

Что здесь поможет маме? Твердость, спокойствие и терпение.

Сначала дочь, не признающая авторитета, может бунтовать, скандалить, капризничать. Это надо выдержать. Это пройдет. Еще раз — твердость, спокойствие и терпение.

Представьте себе, что вы утес в море. Море спокойно — утёс стоит. Море бушует — утёс тоже стоит. Ему всё нипочем. Так же поступаем и мы. Море побушует и успокоится.

Также советую воспользоваться сказкотерапией — это психологическая, воспитательная, исцеляющая система, основанная на сказках. Так, для укрепления авторитета взрослого полезно читать и обсуждать сказки, в которых четко видна иерархия, подчиненность младшего старшему. Например, всем известная русская народная сказка «Репка». Она отлично простраивает иерархию, учит умению подчиняться, уважать авторитет, быть на «своём месте».

Честно скажу, что с авторитетом у меня проблем не было. Он был всегда. И моя дочка всегда знала, кто главный. Но с другим у меня проблемы были.

Как научиться доверять дочери, отпускать ее

Раньше для меня было просто подвигом отпустить дочь. Разрешить ей самой ездить в школу, самой решать, что надевать на улицу, самой учиться без контроля с моей стороны.

Отпускание — очень важный момент в жизни девочки. В определённое время маме нужно разрешить дочке быть самостоятельной. Нужно уменьшить контроль, связанный с учебой, с одеждой с друзьями. Можно давать советы, сопровождать. Но не контролировать. В противном случае у дочери не будет возможности взрослеть.

Правильно взрослеть. Взрослеть, проходя свои жизненные уроки, набивая свои шишку, набираясь своего опыта. Для того чтобы повзрослеть в положенный срок, а не в 35 лет.

Для этого маме нужно научиться доверять своей дочери, доверять миру. Но как же это сделать? Здесь на помощь приходят женские сказки. В них описаны базовые женские ценности, показаны возможные сюжеты развития женской судьбы, раскрыты основные ловушки и опасности. Проживая сказки вместе с дочерью, можно научить её «уму-разуму», предостеречь, показать последствия поступков. Но главное — объяснить, что в жизни, как и в сказке, конец всегда закономерен. Прекрасные сказки для девичьего воспитания — «Золушка», «Морозко», «Гуси-лебеди», «Принцесса на горошине» и многие другие.

На каком языке говорить с дочерью

К сожалению, очень часто мать и дочь не принимают друг друга, не слышат друг друга и говорят на языке осуждения. Эта проблема была и у меня.

Разбирая прошлый опыт, я пришла к выводу: причины непослушания дочерей кроются, как это ни обидно, в поведении матери. Недаром мудрецы говорят: «Если ты недоволен ребенком — посмотри на себя в зеркало». Ребенок, особенно девочка, копирует поведение матери. Поэтому в поведении дочери каждая мама легко узнает себя, если присмотрится.

Как же избежать ссор, скандалов и непонимания, даже когда дочь находится в пресловутом подростковом возрасте? Эта задача вполне выполнима. Но нужно знать один секрет. Вот он.

Самое важное воспитание дочери — не что мама говорит, а как она это говорит. Девочка не запоминает, что говорит мама. Она запоминает то, как мама относится к тому о чём говорит. Поэтому самое важное в воспитании девочки — это язык любви.

Очень часто мы говорим с девочками на языке осуждения. На этом языке любые, даже самые правильные требования ощущаются девочкой как осуждение себя со стороны матери.

Например, такие слова: «Прибери комнату! Неужели ты хочешь вырасти грязнулей? Сколько тебе можно говорить об этом? Неужели я опять должна за тобой прибирать?» будут восприняты девочкой совсем не с тем посылом, который вкладывала в него мать. Мама хотела привить дочке привычку к порядку и аккуратности. А девочка услышала и почувствовала себя источником проблем.

Потому что язык осуждения всегда меняет информацию и порождает ответное осуждение. Мама осуждает поведение девочки, а дочка внутри себя поняла, что маме нравится осуждать. И в следующий раз дочь сделает что-то достойное осуждение просто для того, чтобы дать маме возможность сделать то, что ей нравится — осудить.

Язык любви, наоборот, усиливает добрые послания. Самое простое, что можно сделать, это как можно чаще использовать ласковые слова, ласковые обращения: «милая», «дорогая», «доченька», «радость моя». Те слова, которые вы, будучи дочерью, хотели бы слышать (или слышали) от своих матерей.

Вы не поверите, как это меняет взаимоотношения! Тут же вы увидите ласковый взгляд своей доченьки, смотрящей на вас с любовью.

Обращайтесь к ней на языке любви, выражайте свою просьбу так, чтобы сама интонация говорила вашей девочке о том, как сильно вы ее любите.

Как можно было бы передать то послание про грязнулю: «Милая доченька! Сейчас ты приберешься, наведешь чистоту. Когда кругом порядок, то и внутри у нас чисто и хорошо. Ты, как волшебница, можешь изменить мир и сделать его красивым! Позови меня, чтобы я вместе с тобой порадовалась тому, как ты хорошо прибралась!».

Язык любви доступен всем. Чем чаще мы говорим на этом языке, тем меньше ссор происходит. Этот язык можно освоить, его можно тренировать.

Для тренировки нужно выделить время. Взять тетрадку и записать послание, которое вы делаете своей дочери на языке осуждения. А потом перевести его на язык любви. Прочитать его потом вслух три раза. И так в течение месяца.

Дорогие мамы, помните: ваша девочка — это уникальный дар. Ведь у девочки есть великое предназначение: жить в радости и нести её в мир. И пусть язык любви поможет вам в раскрытии этого дара в себе и в ваших дочках!

Источник

У дочери вечно все плохо и кто-то виноват, но не она. Устала от этого

Нельзя так говорить, но я устала от своей дочери. Она какой-то вечный комок негатива, вечно все плохо и виноват в этом кто угодно, только не она.

Это пошло с детства, и я считаю, что тут руку приложила свекровь. Она внучку любила и баловала безбожно. Всегда Оленька у нее была самая лучшая, самая замечательная и ни в чем не виноватая. А с бабушкой дочь проводила очень много времени. У свекрови было трое сыновей, а она всегда хотела дочь, поэтому на внучке она отыгралась по полной.

Так получилось, что к моему замужеству у меня из родни остались только дальние родственники, которых я толком не знала даже. С мужем жили хорошо, родили дочь, со свекровью были уважительные спокойные отношения. Она приходила к нам, мы к ней. Я видела, что она балует внучку, но встречи были довольно редкими на тот момент, поэтому ничего страшного не происходило.

А потом не стало моего мужа. Жить стало сложно, моих денег на все не хватало, после мужа остались долги, о которых я ничего не знала. Свекровь позвала переехать к ней, чтобы не тратиться на съем. Я согласилась. Она очень сильно помогала, согласившись сидеть с внучкой. Я носилась в поисках более денежной работы и по итогу было решено ездить работать вахтами. Свекровь меня уверила, что с внучкой она справится. Дочери на тот момент было 5 лет.

Вахтами работать было тяжело, но платили хорошо и без обмана, поэтому старалась иногда брать дополнительные смены, чтобы побольше заработать. Свекровь меня не упрекала, она самозабвенно занималась внучкой. Когда я бывала дома, старалась проводить все время с дочерью. Замечать изменения я стала сразу.

Дочка стала более плаксивой, начала считать, что ее желания должны моментально исполняться. Я старалась скорректировать это поведение, говорила со свекровью, что девочку надо держать строже, а то она совсем от рук отобьется. Свекровь вздыхала, кивала, но ничего не менялось.

Даже отдав долги, я продолжила работать там же. Очень хотелось обзавестись своим углом. Свекровь нас никуда не гнала, но я понимала, что так быть не должно. Копить получалось со скрипом, львиная доля отправлялась свекрови на содержание ребенка. Когда дочери было 14 лет, свекровь умерла.

Оказалось, что она по завещанию оставила квартиру нам с дочерью. Я была в шоке от ее поступка, у свекрови оставалось еще двое сыновей, но она решила одарить нас с дочерью.

Конечно, после того, как бабушки не стало, я оставила работу вахтами. Дочь одна оставаться не могла. К быту девочка была совершенно не приспособлена. По этому поводу было сломано много копий, была куча скандалов, в которых она обвиняла меня, что я ее бросила, что из-за меня у нее не было нормального детства с родителями. Она совершенно не понимала, что если бы я так не поступила, что мы с ней просто умерли бы от голода. Но как такие вещи объяснишь подростку?

За это время я устроилась на нормальную работу и решила откладывать на ипотеку. Очень не хотелось, чтобы дочь повторила мой путь, где нет своего угла. Разъезжаться нам в любом случае придется. В ипотеку я собиралась брать однушку. А там бы уже разобрались, что и как.

Свадьбу сыграли быстро, молодые решили жить ото всех отдельно. Я же продолжала копить на квартиру, чтобы был поменьше взнос. Решила, что как только куплю квартиру, перееду туда, а молодые мои пусть в двушку въезжают. По моим подсчетам, копить мне оставалось около 9 месяцев.

Но через полгода дочь заявилась домой с чемоданами и сказала, что подает на развод. Якобы муж по дому ничего не делал, внимания ей не уделял, кошмар, как жить. Я свою дочь знаю, поэтому позвонила зятю.

— Вы, конечно, извините, но с Олей жить невозможно. У нее вечно все плохо и в этом всегда кто-то виноват, но не она. Из любого пустяка высасывает скандал и потом рыдает весь день. Я устал жить в этом театре. Сначала думал, что на беременна и у ее от этого крыша едет, но оказалось, что нет. С меня этого царства уныния и негатива хватит.

Ничего ей говорить не стала. На следующий день пошла заниматься ипотекой. Как только куплю квартиру, съеду туда. Долю перепишу на Ольгу, пусть дальше сама разбирается, раз я такая плохая и всю жизнь ей порчу. Да, можно сказать, что я убегаю от проблем. Но решить их одна я не могу, а дочь только ноет и мотает нервы окружающим. Я устала.

Источник

Как справиться с трудным поведением у подростков

Выясняем, почему разобраться в трудном поведении у подростков — задача родителей и как они могут это сделать

Проблемная дочь что делать. Смотреть фото Проблемная дочь что делать. Смотреть картинку Проблемная дочь что делать. Картинка про Проблемная дочь что делать. Фото Проблемная дочь что делать

Проблемная дочь что делать. Смотреть фото Проблемная дочь что делать. Смотреть картинку Проблемная дочь что делать. Картинка про Проблемная дочь что делать. Фото Проблемная дочь что делать

Вокруг подростков сложились мифы о том, что они агрессивные, грубые и пытаются делать всё назло своим родителям. Подросткам действительно свойственно проявлять трудное поведение, только делают они это, потому что ещё не знают, как можно выражать свои эмоции по-другому. Мы поговорили с благотворительным фондом «Шалаш» о причинах такого поведения и выявили конкретные шаги, которые родители могут предпринять, чтобы помочь ребёнку с трудным поведением.

Проблемная дочь что делать. Смотреть фото Проблемная дочь что делать. Смотреть картинку Проблемная дочь что делать. Картинка про Проблемная дочь что делать. Фото Проблемная дочь что делать

Как проявляется трудное поведение у подростков

Трудное поведение проявляется по-разному — от непослушания до совершения преступлений в подростковом возрасте. Фонд «Шалаш» использует такую формулировку:

«Поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими и при этом причиняет вред или создаёт риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых, других живых существ, окружающему пространству и вещам».

Самое главное в этом определении — повторяемость поведения и вред самому ребёнку. Трудное поведение мешает подростку взаимодействовать с другими людьми, учиться, развивать навыки. Ребёнок сам сильно страдает от таких реакций, поэтому важно не называть детей «трудными» или «трудновоспитуемыми». Фонд «Шалаш» использует формулировку «дети, которым трудно», потому что ребёнок не может сам справиться с трудным поведением, и это ответственность взрослого — помочь ему разобраться.

Проблемная дочь что делать. Смотреть фото Проблемная дочь что делать. Смотреть картинку Проблемная дочь что делать. Картинка про Проблемная дочь что делать. Фото Проблемная дочь что делать

Причины трудного поведения подростков

Часто сложное поведение — это реакция на стресс, проблемы и способ защититься. Трудное поведение может возникнуть по разным причинам, но в целом предпосылки можно объединить в пять больших пунктов.

👪 Семья

Семья влияет на поведение ребёнка через собственные характеристики и практики воспитания. Физическое и психологическое жестокое обращение, культ силы в семье (часто мужской), постоянные конфликты в семье приводят к недостатку доверия и привязанности у ребёнка. Он может страдать от низкой самооценки и низкой удовлетворённости жизнью (ВОЗ).

При этом, как бы родители не прививали ребёнку здоровые привычки в общении (нельзя бить, оскорблять, кричать), в первую очередь он будет копировать поведение членов семьи (Singh, 2011). Взрослым важно скоординированно рассказывать и показывать, что правильно, а что — нет. Например, если один родитель перебегает дорогу в неположенном месте вместе с ребёнком, а другой — строго переходит по переходу, то у ребёнка не сложится чёткого понимания, как нужно поступать в таких ситуациях, сколько бы бесед с ним ни проводили.

Проблемная дочь что делать. Смотреть фото Проблемная дочь что делать. Смотреть картинку Проблемная дочь что делать. Картинка про Проблемная дочь что делать. Фото Проблемная дочь что делать

Часто ребёнок может кричать или злиться как будто бы без видимой причины. Часто такая реакция связана с тем, что ребёнок испытывает недостаток внимания и таким образом пытается его привлечь. Если продолжить игнорировать это поведение или, наоборот, реагировать исключительно на него, то такое поведение может закрепиться, потому что оно сработало, и остаться у человека во взрослом возрасте (Lopez-Romero, Maneiro, Cutrín, Gómez-Fraguela, Villar, Luengo & Romero, 2019).

🏫 Школа

Ребёнок проводит почти каждый день в школе, поэтому школьная среда значительно влияет на его поведение. Например, буллинг, недостаток внимания со стороны учителей, отстранение от учёбы могут привести к школьной неуспешности. Дети, подвергшиеся буллингу, чаще прогуливают школу, меньше вовлекаются в жизнь класса, у них снижается академическая успеваемость (Buhs, 2005), а также могут привести к клинической депрессии (Ford et al., 2017) и суицидальным мыслям (Lardier et al., 2016).

🧸 Влияние сверстников и подходящие ситуации

Сверстники неизбежно влияют на поведение ребёнка, но есть ситуации, когда не поддаваться деструктивному влиянию оказывается намного сложнее. Например, детям, у которых мало друзей, намного сложнее отказываться и давать отпор сверстникам, потому что они боятся потерять и так небольшой круг общения. Также больше подвержены влиянию младшие дети, которые общаются со старшими. Девочки чаще подвержены влиянию со стороны небольшого количества человек, в то время как мальчики склонны быть восприимчивыми к силам группы. Это связано с тем, что мальчики дружат группами, в то время как девочки ориентированы на то, чтобы ладить с тем или иным конкретным человеком (Laursen, 2013).

🧑‍🤝‍🧑 Особенности социализации

Мальчиков и девочек воспитывают по-разному, им предъявляют разные требования и ожидают разного поведения, и это называется гендерная социализация.

😡 Черты личности, неврологическое развитие

Индивидуальные психологические и поведенческие характеристики также могут вызывать трудное поведение, например импульсивность или неспособность отсрочить наслаждение, агрессию, низкий уровень эмпатии и неусидчивость (Farrington, 2002). Другие факторы риска могут быть заметны уже в детстве: агрессивное поведение, задержка речи или нарушение функций речи, отсутствие контроля собственных эмоций, жестокость к животным (Walklate, 2003).

Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение

В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.

Проблемная дочь что делать. Смотреть фото Проблемная дочь что делать. Смотреть картинку Проблемная дочь что делать. Картинка про Проблемная дочь что делать. Фото Проблемная дочь что делать

социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»

1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.

2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться. Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи. Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.

3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей. Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать.

Инструкции для работы с трудным поведением

Важно сказать, что трудное поведение бывает разное и к каждому его проявлению нужно находить свой подход. Команда фонда «Шалаш» выбрала три распространённых проявления и рассказала, почему ребёнок может так делать и что родители могут предпринять в этом случае (или наоборот точно так не делать).

☝️ Что делать, если ребёнок вас обманул

☝️ Что делать, если обманы продолжаются некоторое время

🙅 Точно не нужно:

☝️ Что делать, если ребёнок вам отказывает

🙅 Точно не нужно:

☝️ Что делать, если ребёнок ведёт себя агрессивно

🙅 Точно не нужно:

Изображение на обложке: Ani / Dribbble

Прим. ред. Фонд «Шалаш» системно решает проблему трудного поведения в России: дает учителям и родителям конкретные и проверенные инструменты, помогает предотвратить серьезные негативные последствия и справиться с трудным поведением детей на ранних стадиях с помощью развития учебных и социальных навыков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *