Проблема текста что это такое
Как правильно определить проблему в сочинении ЕГЭ по русскому
Правильность определения проблемы — это первый критерий проверки, который может быть оценен максимум в один балл. Но есть нюанс: если поставленный вопрос не засчитывается, то К1-К4 обнуляются, то есть выпускник теряет девять первичных баллов. Поэтому от него зависит, удастся ли получить за экзамен выше 80 баллов.
Как найти проблему в тексте ЕГЭ по русскому языку?
Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, важно знать, что это такое и как ее формулировать.
Проблема — это тот вопрос, которым задается автор. Ее можно записать через процессуальное слово (отглагольное существительное — например, проблема влияния чего-то на что-то) или вопрос (как что-то влияет на что-то?). Она обязательно должна касаться человека и нравственности, поэтому стоит ориентироваться на наставления, которые звучат в тексте.
Сложности могут возникнуть с текстами со множеством тезисов или иронией. В таком случае важно помнить, что главный вопрос в тексте может быть только один и он обязательно морален.
Если автор выдвигает два и более равнозначных тезисов, то стоит выбрать один из них и формулировать проблему от него. Главное — к выбранному вопросу должно быть минимум две иллюстрации в тексте.
Если же суть текста кажется аморальной или наставление выглядит неоптимистично, то автор иронизирует. В таком случае, его позиция абсолютно противоположна, и это следует учесть.
Алгоритм определения проблемы в сочинении
Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, нужно выработать алгоритм ее поиска и следовать ему. Это поможет избежать ошибок и получить высший балл за экзамен по русскому языку, при этом сэкономив время на проверку.
Что нужно избегать при формулировке проблемы
Теория по К1 не заканчивается на том, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Помимо этого, необходимо также помнить о типичных ошибках и слабых местах, которые обычно встречаются во вступлении.
Итак, в сочинении следует избегать:
Таким образом, чтобы не потерять 90+ баллов за русский язык, нужно усвоить, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Стоит обратить особое внимание на нравственные вопросы, поднимаемые автором, и его наставления, и тогда девять первичных баллов за содержание текста точно не будут потеряны.
Конспект урока по русскому языку «Проблема текста»
Класс: 11
Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.
Задачи:
1 этап
Учитель:
Задачи:
Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением, потому что именно эту проблему надо будет прокомментировать, выразить отношение автора, высказать свое мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.
Расскажите, какую классификацию проблем вы знаете.
Ответы учащихся оформляются в виде таблицы.
2 этап
Учитель: наша задача на экзамене – суметь выявить проблему данного текста. Выявление проблемы – это всегда процесс обобщения. Ваша задача – за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, который рассматривает автор.
Задание учащимся:
Ответы: 1 –Б, 2 – Д, 3 – А, 4 – Г, 5 – В.
3 этап
Способы выявления проблемы.
Учитель: Чтобы правильно выявить проблему текста, нужно определить стиль и тип речи данного текста. В текстах научного стиля авторская мысль передается точно, ясно, логично, без ярких эмоций, без подчеркивания авторского отношения к содержанию, так как для пишущего важна прежде всего фактическая сторона излагаемого.
Тексты публицистического стиля более эмоциональны, что связано с двойной функцией этого стиля речи – передать информацию и воздействовать на адресата. Поэтому авторская позиция передается, как правило, прямо, открыто, понятно. Попробуем выявить проблему текста К. Паустовского. Чтение текста учащимся.
Кто дал право человеку калечить и безобразить землю. Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять… что могущество страны – не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им.
Обсуждение. Выявили проблему охраны природы, указали, что несложно ее увидеть потому, что автор сам формулирует проблемный вопрос.
На экзамене текст обычно сложнее, поскольку это текст художественного стиля. Автор художественного произведения идет от общего к частному, то есть от абстрактных идей к художественным образам, создает особую, художественную картину мира. А мы, читатели, идем от частного к общему: мы видим героев, которые совершают различные поступки, строят свои взаимоотношения и т.д. Мы пытаемся понять, какие мысли хочет передать нам автор, изображая своих героев и их жизнь.
Поможет выявить проблему текста следующий алгоритм.
Работая над сочинением, можно идти от позиции автора к проблеме. Как правило, выявить и сформулировать основную мысль текста проще, чем сформулировать проблему. В этом случае поможет алгоритм №2.
4 этап
Работа с текстом В.Солоухина. Чтение текста. Задание: сформулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Используйте один из предложенных алгоритмов выявления проблемы.
В автомобиле вдруг закипела вода. Если бы я прозевал, мотор вышел бы из строя, потому что расплавились бы подшипники. Я остановил автомобиль, поднял капот и вскоре нашел, что ослаб хомутик, обжимающий резиновую трубку. Большая часть воды из-за этого утекла, а ее остатки закипели. Плоскогубцами я затянул хомутик, налил новой воды и поехал дальше. Неисправность оказалась пустяковой, хотя она и могла привести к гибели мотора.
Вероятно, иногда внутри нас возникают еще более незначительные неисправности, но мы погибаем от них, потому что нельзя было «открыть капот и подтянуть плоскогубцами».
Обсуждение ответов учащихся, выявивших основную проблему – проблему внутреннего состояния человека.
5 этап
Учитель: Я напоминаю, что на экзамене вам предлагается сформулировать одну из проблем текста. Обычно текст содержит 2–3 проблемы, каждая из которых может стать основой вашего сочинения. Какую же проблему выбрать?
Ответы учащихся. Выбор должен определяться ответами на два вопроса:
6 этап
Учитель. Итак, проблему мы выявили, теперь вспомним, как ее правильно сформулировать. Ответы учащихся оформляются в виде слайда.
СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ МОЖНО:
Учитель. Правильно сформулировать проблему вам помогут клише, т.е. типовые конструкции. Вспоминаем их по цепочке, кому нужно, записывайте себе в тетрадь.
Работа с текстом С.Львова. Чтение текста. Задание: выявите проблемы текста, запишите их в тетрадь, выберите одну, по которой готовы представить аргументы.
У вас плохое настроение и по вполне уважительным причинам. Но вы учитель, вам предстоит сейчас войти в класс и дать урок. Вы экскурсовод – вам предстоит провести экскурсию. Вы продавец – к вам сейчас подойдут покупатели. Вы врач – к вам в кабинет придут больные. И ваше настроение не должно отразиться ни на одном из них. Они не виноваты в ваших огорчениях. Они имеют все права на ваше внимание, умение, знание.
Расправьте плечи, распрямитесь, усилием воли сгоните с лица мрачное выражение, если сможете, улыбнитесь, и уж во всяком случае, не хмурьтесь. И подумайте о деле, которое вам предстоит делать. О деле – это главное. Сосредоточьтесь на нем! И пусть никто не заметит вашего плохого настроения, глядишь, и оно станет получше. Вы распрямите не только плечи, вы и внутренне распрямитесь.
Конечно, не всегда и не сразу. Но все ж таки такой способ помогает.
Но нет ли здесь лицемерия? У меня плохое настроение, а я делаю вид, что оно у меня хорошее, я скрываю свое состояние. Не притворяюсь ли я?
Нет, это не так. Вы не скрываете свое состояние, а побеждаете его. Одерживаете над собой победу. Заставляете себя думать не о себе, а о людях, думать о своем деле, стараться делать его как можно лучше.
Но никогда и ни за что плохое настроение не станет лучше, если вы его сорвете на окружающих. Кого-то вы обидите, кто-то резко ответит вам. И готово дело, возник конфликт. Вашего настроения он не исправит, никаких сложностей не решит, только добавит к прежним огорчениям новые.
Проверка. Обсуждение выявленных проблем:
7 этап
Что может помешать успешно сдать экзамен? Ответы учащихся:
Проблема текста. Работа с текстом.
Проблема текста. Работа с текстом. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.
-Как выявить проблему текста?
-Как сформулировать проблему текста?
Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы и общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем.
Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.
Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.
Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.
Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.
Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.
Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.
Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа.
Толпа весёлых, подвыпивших моряков съехала на берег.
Вошли в лес, стали разводить костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.
А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.
Весёлые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались.
Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живёт, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждём – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны . (В.Вересаев)
(Проблема смысла жизни, затрагивающая нравственные стороны человеческой жизни)
К аким образом содержание текста касается других людей, всего человечества?
( Нравственные (этические) нормы обеспечат гармоничные отношения между людьми и природой)
(Идея гуманизма, человеколюбия, милосердия)
Два простых способа формулировки проблемы
I . 1. Автор размышляет над проблемой смысла жизни;
2. В тексте поднимается проблема смысла жизни;
3. Текст автора заставил меня задуматься над проблемой смысла жизни.
II . Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно.
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.
-Что такое комментарий?
-Каковы типы комментария текста?
-Как выявить и сформулировать авторскую позицию?
Комментарий – рассуждение, пояснительное замечание по поводу чего-либо.
Можно выделить два типа комментария.
Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, её актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т. п.
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
— Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
Проблему смысла жизни, отсутствия гармонии в человеческом обществе автор раскрывает на примере легенды о священном лесе, что посетили моряки на острове Самои
— На чём заостряет внимание?
Туземцы не позволяют себе даже листочка сорвать. Так заботливо их отношение к святыне
— Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Цивилизованным людям следует не столь бесцеремонно врываться в девственную природу и нарушать её гармонию.
— Какие эмоции автора выражены в тексте?
— Как выражено отношение автора к изображаемому?
Некогда весёлые моряки, совершив недоброе дело, уже никогда не улыбались
Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Если проблема текста- это вопрос, то позиция автора – это ответ на поставленный в тексте вопрос. Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции:
Позиция автора такова …
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
Автор убеждает нас в том, что…
Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа:
В тексте доказывается мысль о том, что…
Основная мысль текста заключается в том, что…
Например : Позиция автора выражена явно: надо осознать, что в жизнь входить каждый человек должен «с благоговейным трепетом», «как в священный лес», тогда жизнь у всех станет счастливой и радостной.
Аргументация собственной позиции. Виды аргументов
— Что такое аргументация?
— Каковы основные виды аргументов?
Цель данного типа речи – убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого нужна логически стройная система доказательств.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
1) тезис (положение, которое надо доказать);
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: потому что…
Аргументы «за» должны быть:
— правдивыми, опираться на авторитетные источники;
— доступными, простыми, понятными;
— отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором выпускнику придётся выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от него такта, подчёркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчёркнута в критериях оценки части С).
1.1. В качестве аргумента используется ссылка на общезначимый опыт, который имеет (или мог бы иметь) каждый человек.
1.2. В качестве аргумента могут быть использованы свидетельства самого автора сочинения.
1.3.1. Пословицы, поговорки. Сами по себе пословицы и поговорки вряд ли могут быть убедительным аргументом. Особую роль здесь играет демонстрация, т.е. объяснение связи процитированного фрагмента с проблемой текста
Материал для аргументации
Вчера зашёл ко мне мой сосед – душу облегчить. Он посидел у меня с полчаса, долго раскуривал свою прокуренную трубочку и под конец рассказал о самом важном, что у него лежало на сердце.
А ещё отец так говаривал. «Ведь это и в хозяйстве так. Бедный человек не одному себе беден, а всем. Нищий человек не у себя просит, а других тревожит, о муку своей говорит, язву свою обнажает. Где беда, там общая беда; где голод, там всем хлеб горек. Безработный не один скитается, мы все им заболели. Всё равно как зуб заболит; заболит – и весь человек в смятении.. Несостоятельный человек, неудачник или пьяница – он свою беду во все стороны излучает, всех задевает, всех бременит. И опять вся ткань испорчена; и надо как можно скорее чинить, помогать, дыру заделывать. Где ты не можешь, я за тебя смогу; где оба не сможем, другие вывезут».
Нет, знаете, разбогатеть он не хотел; ни к чему это, говорил.
Вот и кажется мне, знаете, что он прав был. Все мы – одна ткань. И в этом, чуется мне, мудрость жизни сокрыта»…
В.Вересаев. Всю жизнь отдала
Трамвайный вагон подходил к остановке. Хорошо одетая, полная дама сказала упитанному мальчику лет пяти:
— Лёвочка, нам тут сходить.
Мальчик вскочил и, толкая всех локтями, бросился пробиваться к выходу. Старушка отвела его рукою и сердито сказала:
— Куда ты, мальчик, лезешь?
Мать в негодовании вскричала:
— Как вы смеете ребёнка толкать?!
Высокий мужчина заговорил громким, на весь вагон, голосом:
Мать возмущённо отругивалась. Мальчик с открытым ртом испуганно глядел на мужчину.
Вагон остановился. Публика сошла. Сошла и дама с мальчиком. Вдруг он разразился отчаянным рёвом. Мать присела перед ним на корточки, обнимала, целовала.
— Ну, не плачь, мальчик мой милый! Не плачь! Не обращай на него внимания! Он, наверно, пьяный, не плачь!
Она взяла его на руки. Мальчик, рыдая, крепко охватил её шею. Она шла, шатаясь и задыхаясь от тяжести, и повторяла:
— Ну, не плачь, не плачь, бесценный мой!
Мальчик стихал и крепко прижимался к матери.
Пришли домой. Ужинали. Мать возмущённо рассказывала мужу, как обидел в трамвае Лёвочку какой-то, должно быть, пьяный хулиган. Отец с сожалением вздохнул:
-Эх, меня не было! Я бы ему ответил!
Она с гордостью возразила:
— Я ему тоже отвечала хорошо…. Ну что, милый мой мальчик! Успокоился ты. Не бери сливу, она кислая.
Мать положила сливу обратно в вазу. Мальчик с упрямыми глазами взял её и снова положил перед собою.
— Ну, детка моя, не ешь, она не спелая, расстроишь себе животик… А вот, погоди, я тебе сегодня купила шоколад «Золотой ярлык»… Кушай шоколад.
Она взяла сливу и положила перед мальчиком плитку шоколада. Мальчик концами пальцев отодвинул шоколад и обиженно нахмурился.
— Кушай, мальчик мой, кушай! Дай, я тебе разверну.
Отец сказал просительным голосом:
— Лёвочка, дай мне кусочек шоколада!
— Не-ет, это для Лёвочки! Специально для Лёвочки сегодня купила. Тебе, папа, нельзя, это не для тебя… Ну что же ты, детка, не кушаешь?
Мальчик молчал, капризно нахмурившись.
— Ты, наверно, ещё не успокоился?
Мальчик подумал и ответил:
— Я ещё не успокоился.
— Ну, успокоишься, тогда скушаешь, да?
Мальчик молчал и не смотрел на шоколад.
Через двадцать лет. Эта самая дама, очень похудевшая, сидела на скамеечке Гоголевского бульвара. Много стало серебра в волосах, много стало золота в зубах. Она с отчаянием смотрела в одну точку и горько что-то шептала.
— А я ему всю жизнь отдала!
Они с сыном занимали просторную комнату в Нащокинском переулке. Сын задумал жениться. Сегодня она получила повестку с приглашением явиться в качестве ответчицы в суд: сын подал заявление о выселении её из комнаты. Уже четыре года назад, когда они получили эту комнату, Лёвочка предусмотрительно вписал мать проживающею «временно». Это больше всего её потрясло: значит, тогда уже он на всякий случай развязывал себе руки…
— А я ему всю жизнь отдала.
Снег пушистым слоем всё гуще покрывал ей голову, плечи и колени. Она сидела неподвижно, горько шевеля губами. Кляла судьбу, в которую не верила, винила Бога, в которого полуверила. Не винила одну себя, что всю жизнь отдала на выращивание холодного эгоиста, приученного ею думать только о себе.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
1) тезис (положение, которое надо доказать);
2) аргументация (доказательства, доводы);
Автор текста В.Вересаев размышляет о смысле жизни. Он стремится донести до читателя мысль о том, что «в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны».
Основная мысль текста заключается в том, что отсутствие гармонии
в жизни – причина всех жизненных неурядиц.
Обратив наше внимание на трепетное отношение туземцев к «священному лесу» («не позволяют себе сорвать ни листочка»), он подчёркивает бесцеремонное вмешательство «подвыпивших моряков» в девственную природу.
Отношение к святыне у чужеземцев бездумное, а потому жестокое.
Позиция автора выражена явно: чтобы не разучиться улыбаться, быть счастливыми, надо нести в мир добро.
Великий русский философ И. Ильин словно вторит автору текста, утверждая, что
Я же хочу выразить полное согласие с автором: в жизнь надо входить « с благоговейным трепетом» и быть добрыми и милосердными.
РУСТЬЮТОРС
Как найти проблему текста
↑ Что такое проблема текста?
Проблема текста – это спорный, важный, актуальный вопрос, на который есть как минимум 2 ответа.
Например: Как следует относиться к природе? (это проблема) (Ответ 1: Относиться нужно бережно, так как человек – часть природы. Ответ 2: Можно относиться потребительски, ведь человек – царь природы.) Что такое любовь? (Ответ 1: Любовь – это сильное влечение к человеку. Ответ 2: Любовь – это забота о близких) Нужно ли знать свою историю? (Ответ 1: Да, конечно, знание истории помогает избежать ошибок. Ответ 2: Нет, не нужно, это только тормозит прогресс)
↑ Какие бывают проблемы?
Все тексты так или иначе связаны с человеком и тем, что его окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние.
Стрелками на картинке показано, что человек вступает в какие-либо отношения с той или иной сферой жизни. Эти стрелки при формулировке проблемы можно будет заменить словами влияние, отношение, воздействие и т.д. (см. далее)
Сферы жизни тоже могут сталкиваться друг с другом, создавая проблемы. Например, история и государство, природа и прогресс. Но все-таки большая часть проблем вращается вокруг человека, он центральная фигура. В его голове звучат самые важные и серьезные вопросы. Поэтому если совсем не понимаете, о чем текст, то попробуйте определить, какие из понятий пересекаются в тексте. Вопрос касается человека и его самоопределения или человек сталкивается с одной их вышеперечисленных реалий?
↑ Как формулировать проблему?
Проблему можно сформулировать двумя способами:
1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны друзья?
2) При помощи Р.п. Например: Проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д.
Для того чтобы не запутаться, мы рекомендуем вам формулировать проблему в виде вопроса. Тогда вы не допустите ошибок.
↑ Типичные ошибки при формулировке проблемы:
1) В проблеме указывают авторскую позицию.
2) Проблема слишком широкая.
3) Сужение проблемы.
4) Проблема, которой нет в тексте.
Чтобы не допустить ошибки, ознакомьтесь с материалом «Примеры формулировок проблем»
Ну и самая распространенная ошибка уже связана не с формулировкой проблемы, а с дальнейшим содержанием вашего сочинения. Проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме. Но об этом позже.
↑ Слова-помощники для формулировки проблемы
С их помощью вы всегда сможете найти проблему в любом тексте.
Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:
— отношение
— взаимоотношение
— воздействие
— взаимодействие
— влияние
— роль
— восприятие
Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции: