Проанализируйте каждый представленный текст определите тему проблемы что их объединяет философия

Клуб студентов «Технарь». Уникальный сайт с дипломами и курсовыми для технарей.

Все разделы / Философия /

Философия. Контрольная работа. Ответы на все вопросы.

Тип работы: Работа Контрольная
Форматы файлов: Microsoft Word
Сдано в учебном заведении: ******* Не известно

Описание:
Вы изучили теоретический материал по курсу «Философия» и решили выполнить контрольные задания. Для получения зачета Вам необходимо выполнить по 5 заданий к каждой главе, разделу по выбору. Всего 30 контрольных заданий. Ответ на задание должен быть логичным, отражать сущность проблемы, содержать определение понятий. Объем ответа не более 0,5 стр. (14 кегль, межстрочный интервал 1,5). Если вы испытываете трудность в выполнении контрольного задания, вы можете получить консультацию преподавателя, послав электронное письмо (см. раздел «Расписание консультаций»).К РАЗДЕЛУ 1.

1.»Материалистами называются философы, которые признают лишь существование материальных вещей и тел» /Вольф Х./ Можно ли согласиться с этим определением?

2. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии.

4. Что, на ваш взгляд, принципиально отличает философию от теологии и религии?

6. Дайте оценку приведенным высказываниям и предложите свое суждение по проблеме.

8. Определите к какому направлению в философии:

объективный идеализм;
субъективный идеализм;
дуализм;
материализм;
деизм.
относятся следующие высказывания:

«Мир есть воплощение абсолютной идеи».
«Все предметы, как живые, так и неживые, побуждаются к деятельности их внутренней природой (свабхава) и точно таким же путем они прекращают свою деятельность».
9. Определите к какому направлению в философии:

объективный идеализм;
субъективный идеализм;
дуализм;
материализм;
деизм.
Относятся следующие высказывания:

объективный идеализм;
субъективный идеализм;
дуализм;
материализм;
деизм.
Относятся следующие высказывания:

если люди увеличивают свое добро и экономно его расходуют, то небо не может сделать их бедными.
Нашему уму никогда не может быть доступно что-либо, кроме образа или восприятия.
11. Определите к какому направлению в философии:

объективный идеализм;
субъективный идеализм;
дуализм;
материализм;
деизм.
Относятся следующие высказывания:

в человеке сначала плоть, а потом дух.
Наши восприятия суть, наши единственные объекты.
12. Определите к какому направлению в философии:

объективный идеализм;
субъективный идеализм;
дуализм;
материализм;
деизм.
Относятся следующие высказывания:

1) идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними и суть их подобия:

2) огонь, вода, земля и воздух существуют благодаря природе и случаю: Из этих первоначал возникают тела:

1.Какое содержание вкладывается философией в понятие «бытие»? Проанализируйте приведенные ниже высказывания.

3. Философ утверждает, что мир состоит из элементов, причем элементы понимаются как:

Тела.
Атомы.
Элементарные частицы.
Ощущения.
При каком понимании элементов можно определить, является философ идеалистом или материалистом? Обоснуйте ответ.

4. Определите, против каких философских течений направлены различные части определения материи:

Материя есть философская категория.
Для обозначения объективной реальности.
Которая дана человеку в ощущениях его.
Которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
5. Известный физик С.Саката отмечает, что в современной физике имеются три точки зрения на природу элементарных частиц:

это атомы Демокрита, первичные элементы материи;
это лишь понятия, созданные для удобства описания физических явлений;
это структурные единицы, относящиеся к одному из бесконечных уровней материи.
Охарактеризуйте философские позиции, которые лежат в основе этих трех точек зрения.

6. В статье «Электроны и вакуум» известный физик П. Дирак, рассматривая вопрос о том, что такое электрон, замечает, что совершенно неважно знать, что такое электрон, важно знать, как он движется, взаимодействует, аналогично тому, как в шахматах совершенно неважно, из чего сделаны фигуры, каков их внешний вид и структура, а важно лишь знать законы их движения.

Можно ли считать П. Дирака сторонником энергетизма? Аргументируйте ответ.

7. Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Какую философскую идею выразил поэт в этом стихотворении?

8. Если каждая наука изучает какую-то форму движения материи, то куда можно отнести такие научные направления, как кибернетика, теория систем?

Согласны ли вы с этим утверждением. Обоснуйте ответ.

10. «Мир имеет начало во времени : В самом деле, допустим, что мир не имеет начала во времени, тогда до всякого данного момента времени протекла вечность и, стало быть, прошел бесконечный ряд следующих друг за другом состояний вещей в мире. Но бесконечность ряда именно в том и состоит, что никогда не может быть закончен путем последовательного синтеза. Стало быть, бесконечный прошедший мировой ряд невозможен; значит, начало мира есть необходимое условие его существования:» /Кант И. Критика чистого разума.- М., 1964.- С. 404./

Убедительно ли доказательство И. Канта? Аргументируйте ответ.

11. Определите, какие из утверждений по проблеме бесконечности мира в пространстве и во времени совместимы с материализмом. Аргументируйте свой ответ.

Мир конечен в пространстве, но бесконечен во времени.
Мир бесконечен в пространстве, но конечен во времени.
Мир бесконечен в пространстве и во времени.
Мир конечен в пространстве и во времени.
Мир безграничен, но конечен в пространстве и во времени.
12. Один из героев фантастической повести И. Ефремова рассуждает так. Поскольку мир един, то и законы его развития должны действовать одинаково, а отсюда следует, что все мыслящие существа во Вселенной должны быть похожими друг на друга.

Согласны ли вы с таким выводом? Аргументируйте ответ.

1. Каковы причины возникновения у первобытного человека представлений о душе?

2.Можно ли изучать человеческую психику без учета мозга, нервно-мозговых процессов?

3.Раскройте смысл высказывания древнегреческого философа Платона: деятельность души не есть пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой; размышляя, душа ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая.

4.Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только человеческий мозг?

5.Может ли мыслить мозг, изолированный от внешнего мира?

6.Вся материя обладает свойством: отражения»

Каким образом современная наука подтверждает это предположение?

7.Что такое «информация»? чем она отличается от сознания?

8.Может ли машина «мыслить»? В чем отличие ее работы от деятельности человеческого мозга?

9.Если сознание не материя, не тело, то что же это такое?

10.В чем проявляется зависимость (вторичность) сознания от материи?

12.Некоторые философы Нового времени отождествляли психику человека с его сознанием. В чем ошибка этих воззрений?

13.Выделите среди перечисленных явлений духовной жизни общества относящиеся к теоретическому и к обыденному сознанию.

Согласны ли вы со следующей концепцией? Человек является «открытой» системой, его поведение определяется такими факторами:
Наследственностью;
Событиями собственной истории, запечатленной в памяти и рефлексах;
Окружающей средой, на которую он реагирует.
А. Моль

Если не согласны, то какого фактора здесь не хватает?

«Кто человек: субъект или продукт человеческой деятельности?» Как вы ответите на этот вопрос?
«Человек обречен быть свободным»(Жан-Поль Сартр). Что означает высказывание Сартра? К какому направлению в философии принадлежит Сартр?
«Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей». Что имел в виду Ф. Энгельс в своем окружении?
Человек должен избавиться от страданий, тогда он будет счастлив (точка зрения буддизма).
Человек должен страдать, искупая грехи, только тогда он придет к счастью (точка зрения христианства).

Дайте философский анализ этих позиций. Что с вашей точки зрения определяет человеческое счастье?

«Да, в людях мало любви. Они исключили ее из своего культурного акта: из науки, из веры, из искусства, из этики, из политики, из воспитания. И вследствие этого человечество вступило в духовный кризис, невиданный по глубине и размаху». (И.А. Ильин).
Согласны ли вы с этим высказыванием? Что необходимо для выхода из духовного кризиса?

«Тот, кто умирает ради того, чтобы двинуть вперед наши познания, или ради возможности излечивать болезни, тот и умирая, служит жизни» (А. Де Сент-Экзюпери).
Какова точка зрения автора на проблему смерти?

16.Рассмотрите проблему души и тела, представления о человеке в философии Античности и Нового времени. В чем сходство и различие? Составьте таблицу.

Обязательная воспроизводимость эксперимента.
Повторяемость наблюдения.
Независимость знания от личности ученого.
Можно ли эти критерии считать обязательными для всех наук?

14. Какое философское направление выражают данные высказывания? Можно ли согласиться с философами?

«предметом научного исследования и познания могут быть только принципиально наблюдаемые объекты».
«нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве».
15.Примером какого философского направления являются следующие слова? Можно ли согласиться с автором?

16. Т. Кун определяет науку как сообщество, объединенное общей парадигмой (образцом научного мышления). В какой мере такое понимание науки соответствует действительности?

17.Какие из указанных ниже признаков обязательны для научной теории? Системность. Непротиворечивость. Простота. Обоснованность. Целостность. Проверяемость. Опровержимость. Способность к предсказанию. Объективная истинность. Рациональность. Объяснительная сила. Формализованность. Строгость. Завершенность.

18.Найдите правильные ответы о функциях научной теории.

Комментарии: Сдала в сентябре 2016. В файле есть ответы на все вопросы. Можно выбрать любые и сдать. Делала сама.

Источник

Контрольная работа: Анализ текста по философии вариант 1 тема 1

Проанализируйте каждый представленный текст определите тему проблемы что их объединяет философия. Смотреть фото Проанализируйте каждый представленный текст определите тему проблемы что их объединяет философия. Смотреть картинку Проанализируйте каждый представленный текст определите тему проблемы что их объединяет философия. Картинка про Проанализируйте каждый представленный текст определите тему проблемы что их объединяет философия. Фото Проанализируйте каждый представленный текст определите тему проблемы что их объединяет философия

Тема: Анализ текста по философии вариант 1 тема 1

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.12K | Скачано: 173 | Добавлен 26.02.13 в 15:44 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Год и город: Тула 2012

Содержание: порядок ответов на вопросы:

1. Задание 1. Анализ текста:

«Итак, абсолютный философский акт состоит в том, чтобы беспредметное делать предметным, непостижимое- постижимым, другими словами, объект жизненных интересов превращать в мысленный предмет, в предмет знания». Решению этой задачи философия «обязана своим существованием».

Философия «в эмпирической деятельности усматривает деятельность философскую, признавая, что и зрение есть мышление, что чувственные органы являются органами философии. Новейшая философия именно тем и отличается от философии схоластической, что она снова соединила эмпирическую деятельность с мыслительной».

(Фейербах Л. О начале философии//Избранные философские произведения. Т. 1.- М., 1995.-С. 98, 99)

а) О какой функции философии идет речь?

Если человек хочет понять смысл своей жизни, он обращается не к научным трактатам. Научное знание может многое объяснить ему, но не через это знание он будет двигаться к своим идеалам. Они лежат в другой плоскости. Постижение смысла жизни является сущностной характеристикой философского знания. Философия дает возможность человеку найти себя в безбрежном океане событий, глубоко осознать не только внешний, но и собственный духовный мир, осмыслить, в чем его предназначение в потоке бытия. Никакая другая наука не учит тому, каким надо быть, чтобы быть человеком.

Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

в) О каких ступенях познания говорит Фейербах, и как они соотносятся между собой?

Познание человека начинается с обобщения данных, полученных с помощью зрительного, слухового, вкусового и обонятельного чувств.

В первую очередь они составляют его первую ступень — чувственное познание в виде ощущения, восприятия и представления.

Процесс, начавшийся с чувственного познания, завершается рациональной ступенью познания, формами которой являются понятие (обобщенная мысль об определенном роде предметов, явлений или событий), суждение (мысль об утверждении или отрицании чего-либо) и умозаключение (добытая новая мысль). В целом познание есть единство чувственного и рационального.

Эти взаимообусловленные две ступени познания функционируют во всех сферах жизнедеятельности человека и в освоении связанной с ними действительности.

г) В чем заключается сущность схоластической философии и ее ограниченность?

Схоластическая философия — это философия определенного временного промежутка (ХI-ХIV вв.), основанная на христианском Откровении, на вере в истинность того, что изложено в Св. Писании, и в то, что эту истину можно и нужно понимать при помощи философии. Иными словами, схоластическая философия — это философия, основанная на том положении, что при нашем познании Божественных истин определенная роль принадлежит и вере, и разуму.

2. Задание 2. Анализ текста:

«. факты истории требуют воздержания от широко распространенного мнения о подчинении философии современной науке (о таком подчинении нередко заявляли представления позитивистской философии). Непредубежденный взор историка признает философию, наоборот, сложным и изменчивым культурным явлением, которое нельзя просто втиснуть в какую-либо схему. он поймет, что в этом ходячем подчинении философии науке содержится несправедливость как по отношению к философии, так и по отношению к науке: по отношению к первой, так как этим ставится слишком узкие границы для ее уходящих вширь стремлений- по отношению ко второй, так как на нее возлагается ответственность за все, что воспринимает в себя философия из многочисленных других источников».

(Виндельбанд В. Прелюдин. Философские статьи и речи.- СПБ., 1904.-С. 7-8)

а) Что представляет собой философия как явление духовой культуры?

Философия как явление духовой культуры – это свободное и дерзновенное размышление человека о тайнах окружающего мира и собственном предназначении в нем, это создание различных идей, систем и учений, как правило, противостоящих друг другу, по разному объясняющих мироздание и человека.

б) В чем заключается мировоззренческая и методологическая функция философии?

Мировоззренческая функция заключается в выработке мировоззрения (системного взгляда на мир). Теоретико-познавательная в выработке категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей. Ценностно-ориентационная в выработке и изучении ценностей, регулирующих поведение человека, социальной группы

К методологическим функциям философии относятся:

1) функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов конкретных наук;

2) критическая функция суть ее в преодолении устаревших догм и взглядов;

3) интегративная обобщение всех форм человеческого опыта и знаний (т.е. практического, познавательного, ценностного опытов);

4) прогностическая (реализуется в построении моделей будущего).

в)Почему в принципе невозможно подчинить философию науке, «втиснуть» ее в какую-либо научную схему?

В мировой и отечественной литературе широко представлена позиция, которая категорически не считает философию наукой, а относит её к феномену культуры, определяет её как особую форму общественного сознания, как своеобразный тип мировоззрения, духовно-практическую форму освоения мира. Эту позицию, к примеру, разделяли В. Виндельбанд, Н.А. Бердяев. Б. Рассел, М. Хайдеггер, К. Поппер.

г) Каково действительное соотношение философии и науки (естествознания, общественной и гуманитарной науки)?

Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялось.

На начальном этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв.

На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немало вздора.

Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и научным, и ненаучным.

3. Задание 3. Анализ текста:

«Философия может существовать лищь в том случае, если признается философская интуиция. И всякий значительный и подлинный философ имеет свою первородную интуицию. Этой интуиции не могут заменить ни догматы религии, ни истины науки. Философское познание зависит от объёма пережитого опыта, опыта всех противоречий человеческого существования.

Настоящая философия, которой действительно что-то открывается, есть не та, которая исследует объекты, а та которая мучится смыслом жизни и личной судьбы. призрачны и иллюзорны все попытки освободить философию от основной для нее темы о человеке.

Философия антропологична еще и в том смысле, что она не может быть оторвана от жизни, не может быть исключительно теоретической, она должна быть действием, и она неизбежно есть и практическая философия».

а) Дайте развернутую характеристику философского направления, обосновывающее значение интуиции как формы познавательной деятельности людей

Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», — писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.

В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, масонство, космизм, антропософию, теософию, Каббалу и др.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

· объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,

· трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворенная» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

б) В чем заключается чувственная и рациональная интуиция? Какой смысл вкладывает русский философ Николай Бердяев в понятие «философская интуиция»?

Чувственная интуиция– познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

Рациональная интуиция– познание посредством мышления.

Свобода была центральной проблемой философского творчества Бердяева,

Бердяев прославляет свободу, как высший дар — правда, не небес, свобода ведь

не сотворена — но все же, как дар, и во всякого рода принуждении готов видеть

и действительно видит посягательство на священные права человека.

в) Раскройте содержание современного философского направления, представители которого осмысливают проблемы существования человека.

Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое. Изучающему философию следует ориентироваться в этой разнородности. Недостаточно знать только одно философское направление, ибо в таком случае теряются достоинства других воззрений.

г) В чем заключается связь философии с жизнью людей, содержанием общественной практики? Какой смысл заключается в понятии «практическая философия»?

В центре внимания философии находится человек с его природным и социальным миром. Что имеется ввиду?

1.Человечество не как объект в философии, но как субъект (творец, деятель).

2. Философия рассматривает человека не просто как субъект, но человека в его отношении к миру.

Она должна определять то конкретное и уникальное место, которое занимает человек в универсуме бытия. Без общей мировоззренческой установки невозможна никакая активно-творческая деятельность человека.
3.Философия должна ответить на центральный вопрос, возникающий при рассмотрении отношения человека к миру, на основании вопроса философии о первичности объекта или субъективности бытия.

— о формах отражения субъектом мира объектов;

— О способах истинности субъективного образа объективного мира.

4.Философия должна освободить человеческий ум от скрытых в нем препятствий к адекватному восприятию мира, т.е. выполнить миссию методологического чистилища для ищущего себе верную дорогу опытного и вообще честно научного знания.

5.Философия должна обосновать свой предмет как универсальный стержень процесса познания вообще.

Мы говорим: «К Вселенной надо подходить объективно», т.е. так, как она существует в действительности.

Говоря более точно, практическая философия — это философия, имеющая целью воздействовать на людей силой мысли через посредство слова, убеждения — в процессе живого общения (консультации-беседы, собеседования, дискуссии, анализа конкретной ситуации).

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Источник

ГДЗ по литературе 10 класс учебник Зинин, Сахарова часть 1 страница 199-251

Иван Сергеевич Тургенев

Народ: от поэзии к правде

Путь к социальному роману

Самостоятельный анализ текста*

Прочитайте тургеневское стихотворение в прозе «Проклятие» (1878) и проанализируйте его, используя следующую систему вопросов:

1. Как в начале стихотворения задаётся его исходная тема («Я читал байроновского Манфреда. »)? Какую окраску придаёт повествованию авторская отсылка к философской драме Дж. Байрона?

2. Как меняется стиль повествования, когда герой стихотворения обращается к другому воспоминанию («Но тут мне вспомнилось иное. »)? Какие слова приходят на смену «высоким» выражениям («таинственное заклятие», «трепет» и т.п.)? Какую роль играет здесь приём контраста (жизнь за границей и воспоминания о России, «книжные» впечатления и реальная народная жизнь)?

3. В чём отличие драмы, разыгравшейся в доме крестьянина, от сцены из «Манфреда»? Как передано внутреннее состояние старика отца? Ощущается ли здесь присутствие тургеневского «тайного психологизма»? Почему стариковское «изволь, Петровна. », сказанное «глухим голосом», показалось лирическому герою ужаснее «манфредовского» проклятия?

4. Обратите внимание на начальную и финальную строки стихотворения («Я читал байроновского Манфреда. » — «Сын раскрыл было рот, да пошатнулся на ногах, позеленел в лице — и вышел вон»). Как их соотнесённость отражает движение авторской мысли в стихотворении?

5. Подытожьте свои наблюдения над содержанием, композицией и образами стихотворения. В чём своеобразие жанра тургеневского произведения? Как соотносятся в нём лирическое содержание и прозаическая форма? Прав ли был Тургенев, давая следующее напутствие читателю «Стихотворений в прозе»: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу»?

Исповедь поэтической души

1. Как в «Записках охотника» представлены «поэзия» и «проза» русской жизни, многообразие типов людей из народа? Выделите приёмы словесной пластики Тургенева в рассказах «Хорь и Калиныч» и «Певцы». В чём проявляется лиризм ранней тургеневской прозы?

2*. Как в романах «Рудин» и «Дворянское гнездо» отразилась проблема поиска положительного идеала в среде русской интеллигенции? Что разнит и что сближает финалы двух романов?

Рудин должен был явиться, по мысли автора, типической фигурой передового дворянского интеллигента сороковых годов со всеми сильными и слабыми сторонами его натуры. «В нем все ново, от его идей до его поступков, от его характера до его привычек», — писал Чернышевский о Рудине.

Тургенев, по моему мнению, наградил Рудина гениальностью, умением вести красноречивые разговоры, взамен забрав натуру. Такой тип человека не способен на действие, а лишь предрасположен к бесплодным разговорам. Тургенев в корне против революций и считает, что деятели нужны, но не в России, и эту идею он воплощает в образе Рудина.

Духовная жизнь Рудина гораздо разностороннее и богаче по сравнению с внутренним миром его предшественников. Он широко образован, впитал в себя философские мысли того времени, ему близки важные интересы современного общества.

Тургенев подвергает своего героя испытанию любовью. Юная Наталья Ласунская готова идти за Дмитрием Рудиным безоглядно на любые жертвы, так как принимает полные энтузиазма речи героя за его дела. Но Наталья ошибается: годы отвлеченной философской работы иссушили в Рудине живые источники сердца и души.

Время сгладило остроту первого страдания Натальи, но жизнь самого Рудина не сложилась. Богатые задатки его натуры, его ум, способности, знания пропадали впустую. Он не умел найти им правильного применения, не знал, как претворить в жизнь свои идеи, да и в самих идеях его не было ясности. Рудин замахивается на заведомо неисполнимые дела: перестроить в одиночку всю систему преподавания в гимназии; сделать судоходной реку, не считаясь с интересами владельцев маленьких мельниц на ней. Это была не вина, а беда его. «Нас бы очень далеко повело, — говорится в романе, — если бы мы хотели разобраться, отчего у нас являются Рудины».

Но вывод напрашивается сам собой: таких, как Рудин, создала эпоха, среда, исторические условия. В главном герое отразилась судьба человека тургеневского поколения, воспитанного философским немецким идеализмом. Этот идеализм окрылял, рождал веру в прогресс. Но уход в отвлеченное мышление не мог не повлечь отрицательных последствий: умозрительность, слабое знакомство с практической стороной человеческой жизни.

Несчастье людей типа Рудина заключалось в том, что они были оторваны от своего же народа, задавленного рабством и нищетой. Все планы и замыслы Рудина рушились один за другим. В конце романа он предстает перед нами бесприютным скитальцем, гонимым властями, измученным неудачами.

В письмах к друзьям Тургенев не раз подчеркивал, что ни над одним из прежних произведений он не хлопотал и не трудился с таким усердием, с такой «любовью и обдуманностью», как над «Рудиным». И судьба Рудина трагична, но не безнадежна. Своей гибелью герой отстаивает ценность поиска истины и высоту героического порыва.

Роман Тургенева «Дворянское гнездо» — это очередная попытка писателя найти героя своего времени в дворянской среде. Федор Иванович Лаврецкий воплощает в себя лучшие качества патриотически настроенного русского дворянства.

!Перелом намечается в первом Тургеневском романе «Рудин» (1855), написанным в разгар проигранной Крымской войны. Тургенев пытается осмыслить, завершившуюся эпоху, выделив самое важное в ней. Проблему «Лишнего человека» он видит по-новому. Рудин, герой романа наделен ореолом пророческой исключительности. Характер Рудина предстает своеобразной загадкой русской общественной жизни.

!Одной из главных примет времени для Тургенева является процесс внутреннего освобождения личности. Тургенев все чаще обращается к мыслям о неповторимости человеческой индивидуальности и поискам нравственной опоры. В лирико-философских повестях 50-ых годов созревает мысль о спасительности «цепей долга», о самоотречении. Мысль эта получает широкое социально-историческое обоснование в романе «Дворянское гнездо» (1858).

2.Финал романа «Рудин» героичен и трагичен одновременно. Рудин гибнет на парижских баррикадах 1848 года. Верный своей «гениальности» без «натуры», он появляется здесь тогда, когда восстание уже подавлено. Дмитрий Рудин поднимается на баррикаду с красным знаменем в одной руке и с кривой и тупой саблей в другой. Сраженный пулей, он падает замертво, а отступающие рабочие принимают его за поляка.

Несчастье людей типа Рудина заключалось в том, что они были оторваны от своего же народа, задавленного рабством и нищетой. Все планы и замыслы Рудина рушились один за другим. В конце романа он предстает перед нами бесприютным скитальцем, гонимым властями, измученным неудачами.

В письмах к друзьям Тургенев не раз подчеркивал, что ни над одним из прежних произведений он не хлопотал и не трудился с таким усердием, с такой «любовью и обдуманностью», как над «Рудиным». И судьба Рудина трагична, но не безнадежна. Своей гибелью герой отстаивает ценность поиска истины и высоту героического порыва.

И все же грустен и финал романа «Дворянское гнездо»: ведь одновременно, как песок сквозь пальцы, утекла в небытие почти вся жизнь. Поседевший Лаврецкий посещает усадьбу Калитиных: вот он «вышел в сад. и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости, и в горести, — чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-И все же грустен и финал романа «Дворянское гнездо»: ведь одновременно, как песок сквозь пальцы, утекла в небытие почти вся жизнь. Поседевший Лаврецкий посещает усадьбу Калитиных: вот он «вышел в сад. и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости, и в горести, — чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-то обладал».

И вот герой приветствует молодое поколение, идущее ему на смену: «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы. Жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака. »

Лаврецкому грустно от воспоминаний, а не от того, что рядом с ним беспечно веселится молодость. Эта черта Лаврецкого превосходно выражена в эпилоге. Литературный критик Писарев видел в ней свидетельство моральной силы героя Тургенева, его полной победы над мелким и завистливым эгоизмом. Современники Тургенева такой финал воспринимали как прощание автора с дворянским периодом русского освободительного движения. В «молодых силах» читатели увидели «новых людей», разночинцев, которые идут на смену дворянскому сословию в деле преобразования общества.

3. Что характеризует историческую ситуацию, отражённую в романе «Отцы и дети»? Чем объясняется обилие точных дат в романе?

Отцы и дети, уже по названию видно, что главная тема, затронутая в произведении, касается проблемы различий двух поколений. Потому так важно показать времена «отцов» и времена «детей». А вообще, без дат было бы сложно составить хронологию событий, может поэтому они там и присутствуют в таком большом количестве.

4. Что объединяет и что различает старших Кирсановых? Закономерна ли судьба каждого из братьев в финале романа? Как вы понимаете авторский тезис «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса»?

5. Что составляет основу нигилистической философии Базарова и как осуществляется её проверка на жизненность? В чём трагизм фигуры главного героя «Отцов и детей»?

6. Охарактеризуйте два «круга» движения тургеневского героя в романе. Что меняется в Базарове при втором посещении Марьина? Почему так нелепа, неестественна дуэль Базарова с Павлом Петровичем?

В нем меняется практически все, ну так говорить нельзя, поэтому конкретизирую

7. Как раскрывается Базаров в «объятьях Любви и Смерти»? В своих рассуждениях используйте фрагменты критической статьи Д.И. Писарева «Базаров» (1862).

Базаров полностью меняет вое мировоззрение перед смертью. Он начинает верить в любовь, внимательнее становится к родителям, начинает ценить каждую минуту, прожитую им.

8. Каковы философские итоги романа? Меняется ли внутреннее звучание его названия? Определите смысловое наполнение тургеневской антитезы и особенности её разрешения на житейскобытовом, социально-политическом и философском уровне.

Конфликт “отцов” и “детей” разворачивается на протяжении всего романа, но так и не имеет развязки. Писатель как бы предоставляет его разрешение будущему. В том, как умирает Базаров, сказываются общечеловеческие убеждения писателя. Герой умирает мужественно, с достоинством. Нигилизм, по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его смерти.

Герой понимает, что с его смертью мало что изменится. Он говорит Одинцовой: “Живите долго, это лучше всего”. В эпилоге Тургенев рассуждает о вечной природе, о бесконечной жизни, которую не в силах остановить ни политические, ни иные идеи. Связь между настоящим и будущим возможна лишь на основе любви.

Таким образом, поставив перед собой цель показать в романе столкновение “отцов” и “детей”, Тургенев выражает свое отношение к различным вопросам жизни, задумывается над вечными философскими проблемами. Ряд важных вопросов, поднятых в романе, объединяет проблема “отцов” и “детей”, которая сама является лишь частью той бесконечной естественной борьбы старого с новым. За кем будет победа, решит будущее.

9*. Как в «Отцах и детях» и других произведениях Тургенева реализуется авторский принцип «тайной психологии»: «Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления — в их расцвете или увядании»?

10. В чём своеобразие тургеневских стихотворений в прозе как «закатного» жанра писателя? Совпадают ли художественные принципы романиста Тургенева и Тургенева-поэта?

Своеобразие цикла заключается с особой

стилистике, почерке писателя.

Все темы, так или иначе поднятые в стихотворениях

уже затрагивались Тургеневым в его прозаических

«Стихотворения в прозе»— не закатный жанр, а лучшая

и красивейшая лебединая песня.

Стихотворение в прозе не размер, а литературный жанр. Это не стих, так как в нем нет главного — деления на соизмеримые отрезки. В тексте могут быть аллитерации, ассонансы и другие способы сделать прозу благозвучной, но нет постоянного размера, как в ритмизованной прозе. Возьмем, например, стихотворение Тургенева «Старик»:

Настали темные, тяжелые дни…

Свои болезни, недуги людей милых, холод и мрак старости… Всё, что ты любил, чему отдавался безвозвратно, — никнет и разрушается. Под гору пошла дорога.

Что же делать? Скорбеть? Горевать? Ни себе, ни другим ты этим не поможешь.

На засыхающем, покоробленном дереве лист мельче и реже — но зелень его та же.

Сожмись и ты, уйди в себя, в свои воспоминанья, — и там, глубоко-глубоко, на самом дне сосредоточенной души, твоя прежняя, тебе одному доступная жизнь блеснет перед тобою своей пахучей, всё еще свежей зеленью и лаской v силой весны!

Но будь осторожен… не гляди вперед, бедный старик!

Можно заметить, как меланхолия отражена в звучании: «тёмные, тяжелые», «под гору пошла дорога». Звучание здесь отвечает содержанию, может придавать певучесть в других стихах, но стихотворение в прозе не содержит размера и, тем более, само не является размером. Краткость, обособленность и поэтическое содержание делают его самостоятельным литературным жанром.

Лингвистический анализ текста

Речь героев романа «Отцы и дети» окрашена особенностями личности говорящего, его социальным положением и принадлежностью к определённой культуре. Сравните с этой точки зрения лексический состав речи двух героев-антагонистов – Базарова и Павла Кирсанова (свои наблюдения можно представить в виде наглядной таблицы). К каким выводам привело вас это сопоставление?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *