Про экзамен митрофана сказано что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения

Анализ эпизода с экзаменом Митрофана по комедии Фонвизина «Недоросль»

Анализ эпизода с экзаменом Митрофана по комедии Фонвизина «Недоросль»

Эпизод с экзаменом неслучайно расположен почти в самом конце комедии. Для Д.И. Фонвизина важно было сначала в первых трех действиях показать особенности системы воспитания и обучения молодого дворянина. А в конце — результат такого воспитания.

Митрофанушка назван недорослем непросто так. В этот период по реформам Петра I в обязательном порядке было приказано получить образование всем молодым людям из дворянской среды. Недорослями называли как раз тех, кто отказывался и уклонялся от обучения. Таким людям запрещалось занимать государственные должности и вступать в брак.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у за 290 рублей

Связаться с нами:

Из первых трех действий комедии мы узнаем о жизни Митрофана. Оказывается, он всю свою жизнь только и делал, что гулял, гонял голубей, бранил слуг, много спал и ел. На его образование и воспитание огромное влияние оказала мать. Именно она, открыто осуждая моду на образованных людей, все-таки решает отдать сына на учение. Подсознательно Простакова чувствует, что наступают новые времена и нужно жить по-другому. Но сознательно этого не понимает и не поддерживает. У нее одна наука — дворянский титул и сундук с деньгами. Поэтому, например, о географии она говорит так:

«Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская».

Простакова — отрицательный персонаж комедии. Но в ней есть и одна положительная черта — безумная любовь к сыну. Однако именно эта любовь на пользу Митрофану и не идет. Под опекой матери он вырастает ленивым, капризным, эгоистичным человеком, не способным любить, а умеющим только заискивать перед сильными и влиятельными людьми.

Простакова в своем невежестве не замечает, что учителя, которых она наняла для сына — шарлатаны. Но даже если бы они были людьми образованными, все равно их знания разбились бы об «твердолобость» Митрофанушки. Невозможно научить человека, если он сам не хочет приложить к этому усилия. Так, например, Митрофанушка говорит: «Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз…» Герой учиться не для себя, а для матери. Бездумно подчиняется ее прихоти. А для самого себя ничего не берет из этого опыта. Так, например, и Цифиркин признается, что за столько лет «трудов», Митрофан и до трех считать не научился!

Сцена с экзаменом призвана раскрыть всю степень глупости, бездарности таких невежд, как Простаковы и Скотинины, которые кичатся своим дворянским титулом, но сами по себе ничего положительного не представляют. Д.И. Фонвизин как деятель просвещения считал, что положительный человек — это, прежде всего, гражданин своей страны, умный и образованный человек, который служит на благо Родины. Примерами таких положительных людей в комедии являются Стародум и Правдин. Они — представители прогрессивного дворянства, за которым стоит будущее России. А Простаковы и Скотинины — это дворянство, которое загнивает в своем ограниченном пошлом мирке, главными ценностями которого являются: еда, сон, отдых и деньги.

«Стародум: Ты меня счастливее. Меня трогают люди. Скотинин: А меня так свиньи».

Получается, что на экзамене оценивались не только знания Митрофана в науках, но и жизнеспособность тех идеалов, которые проповедуют Простаковы и Скотинины.

Автор приходит к выводу, что потребительская, пошлая философия старого дворянства, которое не желает идти в ногу со временем: развиваться и учиться, — обречена на крах и вырождение. В этом отношении показателен диалог Простаковой и Стародума.

«Простакова: Без наук люди живут и жили…покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это? Стародум: Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину».

Характеристика Митрофанушки из комедии «Недоросль» – поступки, интересы персонажа

Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» говорит об инфантильности ребенка. Он в принципе не совершает никаких поступков: кушает, валяется, гоняет голубей. В свои шестнадцать лет Митрофан смогу кое-как обучиться арифметике и грамоте. Но чтение, счет и прочие навыки подростку не давались. Капризный недоросль постоянно грубит людям, оскорбляет маму. Но если возникают проблемы, он сразу просить мать помочь их решить. Помощь воспринимает как должное.
Единственный интерес – жениться, но только с одной целью – больше не учиться. Все незначительные поступки, которые совершает герой, он делает ради себя.

Смотри также: Проблема воспитания в комедии «Недоросль»: как раскрывается тема воспитания

Притязания на руку Софьи

Беседу Милона и Стародума прерывает Скотинин. Герой старается продемонстрировать собственные положительные стороны и качества, чтобы вынудить Стародума передумать и выдать племянницу за него. Однако мужчина только развеселился от нелепого поведения, демонстрируемого Скотининым.

Про экзамен митрофана сказано что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения. Смотреть фото Про экзамен митрофана сказано что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения. Смотреть картинку Про экзамен митрофана сказано что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения. Картинка про Про экзамен митрофана сказано что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения. Фото Про экзамен митрофана сказано что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения

Появляются Простаковы с компании Правдина. Барыня восхваляет ученость и старательность Митрофана. Тогда Правдину приходит в голову мысль о проверке знаний юнца. Младший Простаков, между тем, отвечает неверно на все заданные вопросы. Но барыня выгораживает сына, оправдывая отсутствие знаний у Митрофана разными отговорками.

Простаковы выведывают у дяди Софьи, кому же девушка достанется в жены. Дядя отвечает, что девушка уже помолвлена и скоро выезжает вместе с женихом в Москву. У Простаковых и Скотинина созрел план: похитить девушку.

События Действия Пятого

Философская пауза от Фонвизина

Мудрый дядя беседует с Правдиным. В разговоре поднимаются вопросы правды, благоразумия, честной и добродетельной жизни. Эти качества выступают залогом благополучия не только отдельной семьи, но и государства в целом. Читателю, знакомому с восточной философией, а также с учением китайского мудреца Конфуция, нетрудно будет заметить схожесть взглядов Стародума и азиатского философа. Государство держится на честных, достойных, образованных и хорошо воспитанных людях.

Краткое содержание комедии

События Действия Первого

Начало произведения Фонвизина – это сцена, в которой Простакова отругала портного, который пошил недостаточно качественные одежды для сына барыни – Митрофана. Тришка ранее говорил Простаковой, что шьет он плохо. Супруг – господин Простаков – подтвердил, что кафтан сшит недобросовестно. Тогда барыня решается на наказание нерадивого портного. От мнения Простаковых отличается точка зрения Скотинина, который считает, что кафтан вышел приличным. Между тем, Тришку все равно просят уйти.

Митрофан и Простаковы

Митрофан – сынок Простаковых – капризное дитя. Родители считают, что юноша болеет, потому что тот, якобы, нормально не спит, плохо ест и жалуется на проблемы в самочувствии. На самом же деле, ночью Митрофану снилось, что отец получает побои от матери, а перед сном юноша отужинал и напился квасу. После того, как мать одарила сына любящими объятиями, чадо убежало в сторону голубятни.

Встреча Милона и Софьи

Судьба приводит Софью к Милону. Возлюбленные встретились совершенно случайно и теперь счастливы воссоединению. Девушка поведала суженому, что барыня задумала женить на ней сыночка. Митрофану 16 лет и юноша ужасно глуп. В этот момент мимо проходит Скотинин. Герой тревожится, что, в конце концов, уедет из деревни с пустыми руками, не заполучив ни жену, ни деньги. Из-за подначивания Милона и Правдина Скотинин затевает ссору с сестрой. Старые друзья сообщили Скотинину, что тот – только безвольная игрушка в руках сестры. Скотинин теряет самообладание.

Образ Еремеевны

Вскрывается инфантилизм Митрофана. Юноша гуляет с няней. Еремеевна проявляла себя женщиной мудрой и зрелой. Женщина снабжает воспитанника напутствием: учеба – свет. Однако юнец ленится: нет у мальчика желания учиться. Митрофан ссориться со Скотининым. Предмет ссоры – свадьба и богатая наследница Софья. Еремеевна удерживает героев от драки. Скотитин злится и покидает сцену.

Знакомство Правдина и учителей Митрофана

Простаковы приходят на смену Скотинину. Барыня лестно отзывается о Софье перед Милоном. Также барыня убеждает Милона, что ей жаль: она не успела вовремя оказать достойную встречу Милону. После этого на сцене появляются Цыфиркин с Кутейкиным. Правдин узнает настоящие факты биографии преподавателей мальчика Простаковых, а также то, как героям удалось попасть на службу к Простаковым.

Разговор о судьбе Софьи

Далее следует разговор между Простаковыми и Скотининым. Последний говорит, что не прочь взять в жену Софью – сироту, находящуюся на попечении дяди, который, по слухам, пропал где-то в Сибири. Стародум уехал, а вестей от него Софья не получала. Между тем, Скотинин заинтересован в девушке вовсе не из-за качеств Софьи или красоты, но потому, что в деревне Стародума – приданом Софьи – большое количество свиней.

Появление Стародума

Планы Скотинина нарушаются внезапным появлением Стародума. Софья получает письмо от дяди, однако Простаковы стараются убедить девушку, что письмо – поддельное, и на самом деле текст написал некий почитатель Софьи. Тогда девушка отдает письмо Простаковым, но оказывается, что те не умеют читать.

Про экзамен митрофана сказано что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения. Смотреть фото Про экзамен митрофана сказано что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения. Смотреть картинку Про экзамен митрофана сказано что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения. Картинка про Про экзамен митрофана сказано что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения. Фото Про экзамен митрофана сказано что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения

События Действия Второго

В этой части комедии Фонвизина выясняется факт старой дружбы между Милоном и Правдиным. Оказывается, что приезд Правдина в село не случаен. Герой собирается показать Простаковой – зазнайке, презренной фурии, где ее настоящее место. Военный же говорит, что держит путь к Москве, ожидая встретить там любимую, с которой не виделся уже много лет. Родители возлюбленной Милона погибли, после этого девушка жила у единственного родственника – дяди.

Попытка похищения Софьи

Еремеевна, выполняя приказ барыни, собиралась похитить Софью. Однако жених девушки вовремя подоспел и помешал женщине увести невесту. На шум пришли Правдин со Стародумом. Чиновник считает, что дядя и жених Софьи вполне могли бы привлечь несостоявшихся похитителей к ответственности, так как похищение – это преступление. По мнению Правдина, дядя девушки мог бы потребовать наказания правонарушителей. Барыня умоляет Соню простить ее. Софья – добрая натура – прощает горе-похитителей. Однако барыня не учится на ошибках, стремясь наказать челядь, которую Простакова винит в неудаче.

Итоги и торжество справедливости

Попытка наказать слуг пресекается Правдиным, потому что герой как раз получил извещение: беспредел в поместье Простаковых вынудил государство назначить для безграмотных господ опекуна. Попечителем оказался Правдин, который отныне будет контролировать дела в поместье нерадивого семейства. Барыня просит чиновника дать трехдневную отсрочку, но строгий мужчина не покоряется Простаковой. После этого героиня просит Правдина решить проблему с задолженностью по оплате учителям Митрофана. Правдин обещает самостоятельно разобраться с этим вопросом.

На сцене появляются три учителя Митрофана. Чиновник обнаруживает ложь Вральмана: в процессе разбирательств оказалось, что «немец» ранее ухаживал за Стародумовскими лошадьми. Соответственно, барыня узнала, что Вральман далек от высокой культуры, Германии и аристократических манер. Вральман решается вновь служить дяде Софьи. Цыфиркин – человек честный. Мужчина считает, что не должен брать плату за труд, поскольку усилия учителя математики не принесли плодов: юнец не познал азы арифметики. Правдин со Стародумом уважают учителя за то, что тот проявил честность и справедливость. Учитель грамматики же, напротив, желает получить денежное вознаграждение, но остается без денег.

Финал

Краткое содержание «Недоросля» Фонвизина заканчивается на сборах Софьи и жениха – Милона – в дорогу. Дядя девушки уезжает вместе с возлюбленными. Митрофану надоела чрезмерная опека матери. Юноша пытается вырваться из родного дома, чем вызывает недоумение и неодобрение отца. Правдин считает, что для мальчишки полезно послужить в армии. Юноша согласился на службу. Барыня расстроена: женщина отчаялась, считая, что все планы разрушены. Однако Стародум уверен: история завершилась совершенно справедливо.

События Действия Четвертого

Размышления о добродетелях

Стародум разговаривает с племянницей. Предмет беседы – вопрос добродетели, проблема нравственного падения людей. Стародум говорит, что благородство и богатство не присваиваются человеку эгоистичному и корыстному. Эти качества присущи лишь тем, кто заботиться о ближних, о друзьях, родственниках, соотечественниках. Должность следует давать за дела, плохо, когда в должности нет ничего, кроме названия. Также Стародум учит племянницу премудростям жизни замужней женщины. Семья – это партнерские отношения, в которых мужу и жене следует проявлять внимание друг к другу, взаимопонимание и взаимопомощь, прислушиваться и уметь услышать. Необходимо, чтобы супруги поддерживали друг друга. Вопрос происхождения – это не главное в браке. Главное же – любовь, искренние чувства.

Беседа Стародума и Милона

Стародум получает извещение, в котором говорится, что юноша, которого тот заприметил как будущего супруга для племянницы, является Милоном. Дядя Софьи беседует с Милоном. Стародуму нравится суженый Сони. Мудрый мужчина видит в Милоне человека высоких моральных качеств, благородных порывов и стойких нравственных принципов. Стародум дает Софье и Милону свое благословение.

События Действия Третьего

Мудрость Стародума

В деревню возвращается Стародум. Правдин узнает об этом событии первым, так как видит карету, в которой прибыл герой. Правдин поведал Стародуму о коварных планах Простаковых, которые помещики надеялись реализовать относительно Софьи.

Мудрый дядя Сони отвечает Правдину, что нужно руководствоваться рациональностью в действиях. Нельзя слушаться первого порыва, первой сильной эмоции.

В качестве примера Стародум приводит Правдину события из собственной жизни, демонстрируя, что в поступках следует избегать горячности. Путешествуя, герой понял, насколько разными бывают люди.

Встреча Стародума и Софьи

Родственники рады снова быть вместе. Дядя говорит племяннице, что отъезд был связан с целью раздобыть средства. Работа в Сибири – единственный честный способ заработать достаточно денег, иначе пришлось бы жертвовать совестью, а этого Стародум допустить не мог.

Источник

Про экзамен митрофана сказано что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения

1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаем о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении первого действия?
Сцена с портным Тришкой показывает, какие порядки установлены в доме помещиков Простаковых. Читатель с первых строк видит, что Простакова – злая, невежественная женщина, которая никого не любит и не уважает, ни с чьим мнением не считается. К простым крестьянам, своим крепостным, она относится, как к скоту. У нее одна мера воздействия на окружающих – оскорбления, рукоприкладство. Причем, так же она ведет себя и со своими близкими, кроме сына Мирофана. Сына Простакова обожает. Для него она готова на все. Из первого действия становится ясным, что в доме у Простаковых всем руководит сама хозяйка. Все ее боятся и никогда ей не противоречат.

3. В афише с перечислением действующих лиц указано: Простакова, жена его (господина Простакова). Между тем в комедии ее персонажи характеризуют себя иначе: «Это я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полным хозяином поместья у Фонвизина оказывается не помещик, а помещица? Связано ли это со временем, когда создана комедия «Недоросль»?
Так как Простакова является главной в доме, то все признают себя подчиненными ей. Ведь от ее решения зависит абсолютно все: судьба крепостных, сына, мужа, брата, Софьи и т.д. Я думаю, что Фонвизин неспроста сделал хозяйкой поместья именно помещицу. Это напрямую связано со временем создания комедии. Тогда в России правила Екатерина Великая. Комедия «Недоросль», по моему мнению, является прямым обращением к ней. Фонвизин верил, что навести порядок в стране, привлечь к ответственности невежественных помещиков, нечестных чиновников можно властью императрицы. Об этом рассуждает Стародум. Об этом свидетельствует то, что власти Простакова лишена по приказу вышестоящих органов.

4. Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами комедии. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии («Угнетать рабством себе подобных – беззаконно»)
Кульминации конфликт между положительными и отрицательными персонажами достигает в сцене воровства Софьи. Развязкой конфликта является приказ, полученный Правдиным. На основании этого приказа госпожа Простакова лишается права управлять своим поместьем, потому что безнаказанность сделали из нее деспота, который способен принести огромный вред обществу, вырастив себе подобного сына. И лишается она своей власти именно за то, что жестоко обращалась с крепостными крестьянами.

5. Кто из действующих лиц комедии, по вашему мнению, больше других удался Фонвизину? Почему?
По моему мнению, наиболее удались Д.И. Фонвизину отрицательные персонажи, особенно, госпожа Простакова. Ее образ обрисован настолько четко, ярко, что невозможно не восхищаться мастерством автора комедии. А вот положительные образы не так выразительны. Они больше являются выразителями мыслей Фонвизина.

6. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?
Язык комедии не совсем понятен современному читателю. Сложно понять некоторые рассуждения Стародума и Правдина, так как они напрямую связаны со временем создания произведения, теми проблемами, которые существовали в обществе во времена Фонвизина. Актуальна же комедия проблемами образования и воспитания, которые Фонвизин поднимает в комедии. И сегодня можно встретить Митрофанушек, которые «не хотят учиться, а хотят жениться», и жениться выгодно, которые ищут выгоду абсолютно во всем и добиваются своего любой ценой; господ Простаковых, для которых деньги – самое важное в жизни, и они готовы на все, ради наживы.

Источник

недоросль: про экзамен митрофана сказано что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего

ПРОСВЕЩЕНИЕ В ком есть желанье, всяк способен\ Возвысить дух свой, просветить\ Свой разум. Пашне он подобен, \ Могущей всё произрастить, \ Когда приложит пахарь руку. \ Терпением стяжай науку, \ Которой ты себя обрек. \ Счастливейший на свете гений, \ Уснув в вертепе вредной лени, \ 160 Парнаса не достигнет ввек». Александр Востоков 1801 ПАРНАС, ИЛИ ГОРА ИЗЯЩНОСТИ

ПРОСВЕЩЕНИЕ И Зиновьев лопнул тоже, \ Прочь пошли, не видя зги, \ С попечительского ложа\ Просвящения враги. Николай Огарев Эпиграммы 1858 Длинный Панин повалился,

ПРОСВЕЩЕНИЕ Так лились в Россию волны просвещенья, \ Силясь переспорить волны наводненья, \ Ибо, поглощенный думами о флоте, \ Кумбо им построил город на болоте. \ В этом-то болоте, в Петербурге то есть, \ Я насчет России сочиняю повесть. Василий Курочкин 1862 ПИСЬМО ОБ РОССИИ ФУКИДЗИ-ЖЕН-ИЦИРО К ДРУГУ ЕГО ФУКУТЕ ЧАО-ЦЕЕ-ЦИЮ (ПЕРЕВОД С ЯПОНСКОГО И ПРИМЕЧАНИЯ ТАЦИ-ИО-САКИ)

ПРОСВЕЩЕНИЕ К отечеству любовь была в вас просвещеньем. \ К успехам сограждан пылая чистым рвеньем, \ Как силою меча, могуществом пера\ Герои мирные, сподвижники Петра, \ На светлом поприще, где он, боец державный, \\ В борьбе с невежеством, настойчивой и славной, \ Ум завоевывал и предрассудки гнал, \ Стяжали вы венец заслуженных похвал. Петр Вяземский 1817, между 1821 и 1826 ДЕРЕВНЯ\БИБЛИОТЕКА

просвещение Обычные люди знают, что происходит сейчас, \ боги ведают будущее, \ так как они единственные полностью просвещены. \ Мудрым же из будущего открыто то, \ что случится скоро. \ Вдруг, в момент напряженные занятий, \ их слух охватывает волнение: тайные звуки\ приближающихся событий доходят до них, \ и они слушают с благоговением, в то время\ как прохожие на улице не слышат ничего. Константинос Кавафис. Перевод Н. Косман

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *