Про что сказка старик годовик
Про что сказка старик годовик
Новинки
Популярное
Предлагаем отвлечься на несколько минут от повседневных забот и немного поиграть с ребенком. Прочитайте ему произведение Старик-годовик и предложите ответить на вопросы, да не простые, а каверзные. Здесь понадобится не столько логика, сколько богатое воображение, ведь все в коротком тексте пронизано причудливыми метафорами и олицетворениями. Даже сам старик-годовик в сказке-загадке Даля — не простой дедушка, как может показаться вначале, и вовсе не человек. Ну-ка, ребята, кто уже догадался, о ком речь? Вспоминайте все книжки, которые прочитали, и постарайтесь найти решение головоломки!
Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая — со своим особым именем. Махнул первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.
Махнул третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.
Чтение сказки В. И. Даля Старик Годовик
Анастасия
Чтение сказки В. И. Даля Старик Годовик
Возрастная группа: разновозрастная группа
Образовательная область: Речевое развитие (чтение художественной литературы)
Тема НОД: Чтение сказки – загадки В. И. Даля «Старик-годовик
Цель: Познакомить детей с творчеством русского писателя В. И. Даля, обобщить и систематизировать знания детей по теме «Времена года»
Задачи: продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять знания детей о временах года; обогащать и активизировать словарь детей.
Развивать монологическую и диалогическую речь детей; развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ.
Воспитывать желание детей слушать произведение;
воспитывать чувство уважения друг к другу; воспитывать желание познавать новое.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная, музыкальная, познавательная.
Формы организации: групповая, подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, изготовление продукта детского творчества (рисунок «Время года»).
Оборудование: мультимедийное оборудование; мольберт; иллюстрации к сказке;аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года. Январь», «Алиса в стране чудес» (саундтрек к мультфильму); маски «Времена года» для детей; раскраска «Времена года» на каждого ребенка.
Предварительная работа: знакомство с биографией и творчеством В. И. Даля; чтение сказки В. И. Даля «Девочка Снегурочка»;загадки про времена года,беседы по временам года: зима, весна, лето, осень, знакомство с временем, работа в уголке природы по временам года, месяцам, выставка «В. Даль», разучивание физкультминутки «Весна», пальчиковой гимнастики «Цветок».
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Здравствуйте, ребята! Помогите мне отгадать загадку.
На одном боку цветы расцветают,
На третьем – плоды созревают,
Посмотрите в окошко.
Какое время года наступило?
А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете?
Сколько всего времён года? Назовите их.
Молодцы, ребята, давайте пока присядем на стульчики.
Появляются под звуки природы по очереди времена года (лето, осень, зима, весна) и загадывают загадки (дети в масках времен года).
Несу тепло с собою,
Вы все меня. Я. (лето)
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (осень).
В зелёные листочки
Времена года выстраиваются друг за другом.
Времена года, а вы хотите послушать, что же ребята о вас знают? Ну тогда, оставайтесь с нами.
Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русскиё язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.
Мужики стали жать рожь.
Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.
Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы готовы ответить на вопросы?
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Зима: А назовите мои зимние месяцы?
Весна: А мои месяцы вы знаете?
Лето: А порадуйте теперь лето своими ответами, назовите моих месяцев- помощников.
Осень: Ой, ребята, неужели вы и мои месяцы знаете?
Ребята, а сколько же в году месяцев?
Следующий вопрос. Какие это четыре крыла у каждой птицы? (иллюстрация)
Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле? (иллюстрация)
Ребята, а назовите дни недели.
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?
Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.
Ребята, так кто же такой Старик- годовик? (иллюстрация)
Ребята, а теперь давайте немножко повеселимся. Вставайте, в круг.
От солнышка весеннего лучики бегут,
Травушку-муравушку выглянуть зовут,
Вот проклюнулись росточки,
Потянулись вверх листочки,
Так и брызнули цветами.
Ну, вот мы и отдохнули немного, давайте присядем на стульчики.
Что сказочного?
Как вы думаете, для чего В. И. Даль написал такую сказку – загадку?
Чему хотел научить?
Ребята, а давайте порадуем «Времена года» и нарисуем для них рисунки. Рисунки не простые, а для каждого времени года свои.
Перед тем как приступить к рисованию нам надо размять пальчики.
Проводиться пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос красивый цветок на поляне.
К солнцу раскрыл он свои лепестки.
А под землей красоту и сияние дарят цветку корешки.
А теперь приступаем к рисованию. Каждая команда рисует картинку своего времени года.
Посмотрите, какие красивые рисунки у нас получились.
3. Заключительная часть
Что нового и интересного узнали сегодня?
С каким автором вы сегодня познакомились?
Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?
С какими новыми словами познакомились?
Что показалось трудным?
О чём сможете рассказать друзьям, родителям?
Ребята, а времена года за то, что вы столько знаете о них, приготовили вам подарки (тематические раскраски). Дети под музыку входят в группу и встают в круг.
Дети отгадывают загадку. (Времена года)
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети садятся на стульчики.
Дети отгадывают загадки.
Дети «Времена года» садятся на стульчики.
Дети слушают сказку – загадку.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Ответ полный развернутый.
Дети отвечают на вопросы «Времен года».
Дети полно и развернуто отвечают на вопросы сказки – загадки.
Дети встают в круг.
Руки вверх, все пальчики широко расставлены.
Дети встают, поднимаются на носочки.
Поднимают руки вверх, разжимают кулачки, пальчики широко расставлены.
Дети садятся на стульчики.
Дети дают полные развернутые ответы.
Дети делятся на четыре команды по временам года и рассаживаются за подготовленные для каждой команды столы.
Дети складывают кисти рук в «бутон» перед собой.
Дети «раскрывают» бутон, широко расставляют пальчики.
Опускают руки вниз, стряхивают кисти и шевелят пальчиками.
Под музыку дети рисуют.
Проводится выставка рисунков на доске.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Прикреплённые файлы:
Чтение детям ненецкой сказки «Кукушка» Чтение детям: ненецкая народная сказка «Кукушка». Творческое рассказывание по мотивам сказки. Цель: познакомить детей с новой сказкой,.
Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» Название темы: Чтение русской народной сказки»Царевна-лягушка». Возраст детей, образовательная область: 5-6 лет, речевое развитие. Цель.
Сценарий интегрированного экологического развлечения по мотивам сказки «Война грибов и ягод» В. Даля Интегрированное экологическое развлечение по мотивам сказки «Война грибов и ягод» В. Даля для детей подготовительной к школе группы с ОНР.
Конспект занятия «В гостях у сказки. Чтение художественной литературы» Конспект «Чтение художественной литературы» «В гостях у сказки» Цель: создать условия для активного использования литературного опыта в.
Конспект организованной образовательной деятельности «Чтение сказки В. Даля «Лиса лапотница» в средней группе Цель: способствовать формированию у детей интереса к сказкам. Задачи: Образовательные: • учить понимать жанровые особенности сказки, • учить.
Конспект занятия «Чтение сказки «Мороз Иванович» Где можешь ты увидеть чудеса? Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса. Природа дарит тайны нам свои. Лишь внимательно вокруг ты посмотри.
Конспект занятия «Чтение мордовской народной сказки «Пусточейка» Цель: Приобщение детей к миру мордовской художественной литературы. Задачи: Образовательные: • Познакомить детей с мордовской народной.
Занятие по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Колобок» «Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова» Цель: Познакомить со сказкой «Колобок»(обраб. К. Ушинского).
Краткое содержание Даль Старик-годовик 3 класс для читательского дневника
Главные герои: старик и птицы
Речь в этой сказке пойдет о старике-годовике, который обладал неким волшебством. Каждый раз, как он только выходил на улицу и делал взмах руками, то погода начинала сразу же меняться.
Поднимет он свои руки вверх, а из рукавов птицы летят и лужи на земле появляются. Еще раз взмахнет ручищами – снежинки в воздухе запархают, как бабочки. В третий раз выглянет на улицу – подснежники сквозь снег пробиваются и птицы с теплых стран возвращаются. До четвертого дело доходит – тут жара приходит.
А птицы, которые то прилетают, то улетают – не простые. Крыльев у них не два, а четыре, как недель в месяце. Крылья черные и белые, прям как день с ночью. Диво-дивное, да и только.
А научит эта сказка тому, что как птицы дни за днями, недели за неделями, месяцы за месяцами и год за годом – пролетает время, которое ценить необходимо и не растрачивать попусту, ведь его не вернуть.
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
События рассказа происходят на рыбалке в таежной местности, организованной для сына и старшего брата автором совместно с местным жителем Акимом, отличающимся необычным сюсюкающим говором.
В небольшой комнатушке, на чердаке дома жила бабушка со своими внуками Кеем и Гердой. К ним частенько заглядывал молодой человек, которого дети позвали Сказочником. Он обучил Кея и Герду грамоте.
Однажды к Дениске в дом прибежала девочка Алена. Она ворвалась как молния, громко кричала, как будто кого-то убили. А, как оказалось, всего-то – в магазине открывается что-то в виде ярмарки под названием весенний базар.
Начинается с того, что студент подходит к сапожнику, чтобы тот починил ему ботинки. После недолгих торгов они сходятся на цене в 20 рублей, и студент просит сапожника работать быстрее, так как он очень спешит.
Действие пьесы начинается в салоне мисс Снируэл, который является основой «школы злословия». Его посетители развлекают себя тем, что распускают сплетни об окружающих и упражняются в остроте речи.
Конспект НОД «Знакомство с произведением В. Даля «Старик-годовик»
Левицкая Дарья
Конспект НОД «Знакомство с произведением В. Даля «Старик-годовик»
Тема: Знакомство с произведением В. Даля «Старик – годовик»
Цель: создание условий для закрепления временных понятий через знакомство с произведением В. Даля «Старик – годовик»
Задачи: закрепить знания о последовательной смене времен года, дни недели. Продолжать учить участвовать в беседе по содержанию произведения, понимать основную мысль. Развивать произвольное внимание, связную диалогическую речь, умение рассуждать. Воспитывать интерес к миру природы, уважительное отношение к книге, самостоятельность.
Словарная работа:уточнить значения слов: знойный, жать рожь.
Материалы и оборудование: книга В. И. Даля «Старик – годовик», фишки, презентация с ответами на загадки.
Подзываю к себе детей. Помогите мне отгадать загадку.
-На одном боку цветы расцветают,
На третьем – плоды созревают,
О чем эта загадка? (о временах года). Бок на котором цветы расцветают – это весна. Там, где листы опадают – осень, плоды созревают – летом, а кусты замерзают – зимой.
Посмотрите в окошко.
Какое сейчас время года? (зима)
А что на это указывает? (ответы детей) Какие признаки весны вы знаете? (мороз на улице, окна замерзают, снег кругом)
Молодцы, ребята, давайте пока присядем на стульчики.
-Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем. Владимир Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.
Я принесла вам книгу, она много лет стояла у меня на книжной полке, ее читали моя бабушка и отец, ведь автор написал ее более 100 лет назад. Мы книгу бережем, берем аккуратно, только чистыми руками, страницы листаем осторожно, пользуемся закладкой.
-Сядьте красиво и правильно, слушайте внимательно.
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.
-Ребята, кто знает, что означает слово «знойно»? (означает «горячо», «душно», знойный воздух трудный для дыхания).
Мужики стали жать рожь.
Как вы понимаете выражение «жать рожь»? (означает срезать под корень стебли ржи серпом или специальными машинами).
Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
Посмотрите иллюстрации: вот чудесные птицы, а вот и сам старик – годовик. Иллюстрировала книгу художница Юлия Устинова.
-Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые нужно ответить.
-Что за птицы вылетели из рукава старка – годовика? (времена года)
-Какие это четыре крыла у каждой птицы? (зима, весна, лето, осень).
-Почему семь перьев в каждом крыле? (дни недели). Вспомните и назовите дни недели? (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).
-Вы догадались, почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (день, ночь).
Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.
-Ребята, так кто же такой старик – годовик? (волшебник)
-Что помогает нам проследить за ходом времени, не дает забыть или перепутать, какое число, время года, день недели? (календарь).
Правильно, это календарь. Вы в группе тоже ведете свой календарь, где каждый день отмечаете погоду, меняете дату.
-Давайте выполним с вами задание, а называется оно «Закончи предложение». Я начну говорить, а вы заканчивайте, подбирайте нужные слова.
-Осенью бывает холодно, а зимой еще (холоднее)
-Весной бывает жарко, а летом… (еще жарче)
-Осенью ветер дует сильно, а зимой… (еще сильнее)
-Весной много цветов, а летом… (еще больше)
-Осенью дни короткие, а зимой… (еще короче)
-Весной дни длинные, а летом… (еще длиннее)
Хорошо, я предлагаю вам отдохнуть. Давайте встанем с вами.
-Ветер дует нам в лицо
Ветерок все тише – тише,
Деревцо все выше – выше.
-Как вы думаете почему это произведение названо сказкой – загадкой? (потому что оно сказочное).
-А что в нем сказочного? (ответы детей)
-Как вы думаете, для чего В. И. Даль написал такую интересную сказку – загадку? (ответы детей).
-Чему хотел научить? (любить природу и много знать о ней)
Я приглашаю вас поиграть. По примеру писателя, я тоже приготовила загадки.
Правила игры такие, если правильно отгадаете загадку, появится картинка, а отгадавший получит фишку. Выиграет тот, у кого больше фишек.
Несу тепло с собою,
Вы все меня. Я. (лето). Появляется картинка, отгадавший получает фишку.
-Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (осень). Появляется картинка, отгадавший получает фишку.
Зовут меня. (зима). Появляется картинка, отгадавший получает фишку.
В зелёные листочки
Зовут меня. (весна). Появляется картинка, отгадавший получает фишку.
-Мокнет земля, стынут поля, дождь поливает – когда это бывает? (осенью). Появляется картинка, отгадавший получает фишку.
-Солнце печет, липа цветет, день прибывает – когда это бывает? (летом). Появляется картинка, отгадавший получает фишку.
Ваши глазки, смотрели на экран, надо им отдохнуть.
Раз – налево, два – направо,
Три – вверх, четыре – вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
-Что нового и интересного вы сегодня узнали? (ответы детей).
-С каким автором и произведением вы сегодня познакомились? (В. И. Даль – «Старик – годовик»)
-С какими новыми словами вы познакомились? (знойный, жать рожь).
-Что понравилось (ответы детей).
-О чем вы расскажете своим друзьям и родителям? (ответы детей).
Я оставлю в группе у вас книгу, чтобы вы еще раз смогли послушать сказку и посмотреть иллюстрации, я уверена, что вы будете пользоваться книгой так же как я – бережно и аккуратно.
Фотоотчёт празднования Дня рождения «Старик Хоттабыч и потерянная карта» Фотоотчёт празднования Дня рождения «Старик Хоттабыч и потерянная карта» Празднование Дней рождения детей – один из видов деятельности,.
Конспект НОД «Знакомство с мужскими профессиями» Цель. Формировать у детей целостные представления о профессиях. Задачи. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных.
Конспект НОД «Знакомство с профессией почтальона» Открытый просмотр образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в средней группе «Знакомство.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с произведением Д. Мамина — Сибиряка «Медведко» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.
Конспект экскурсии «Знакомство с библиотекой» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами конспектом экскурсии «Знакомство с библиотекой».
Конспект занятия «Знакомство с цифрами 1 и 2» Задачи. Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, высказывать.
Сценарий Дня рождения «Старик Хоттабыч и потерянная карта» Сценарий Дня рождения «Старик Хоттабыч и потерянная карта» Музыка. Дети входят в зал Вед: На Назара вы взгляните, Как нарядно он одет.
Конспект занятия «Знакомство со звуком [Й]» Знакомство со звуком Й. Цель: уточнение правильной артикуляции звука Й, его характеристика. Цель применения ИКТ: активизация речевой деятельности.
Автор сказки: Владимир Иванович Даль.
Год написания: тысячи восемьсот тридцать второй год.
Жанр: сказка – загадка.
Герои: Старик – годовик, двенадцать очень своеобразные птиц.
Сюжет: Появляется старик, стал махать рукавами и выпускать каких – то странных, но фантастически красивых птиц. Это были не простые, например, синички и воробушки, а какие – то, которые заставляли удивляться тому, что происходило после их появления. В первый раз махнул рукавом, а из данного рукава вылетели три птички, а птички эти были необыкновенные, лишь только они вылетели сходу стало очень холодно, как будто бы зимой, даже снег пошёл. После этого, он второй раз махнул рукавом, и оттуда ещё три птички повзлетали, только в этот момент холод сменился, на потепление и всё начало расцветать, что тебе весна пришла. А некоторое время спустя старец снова взмахнул своим рукавом, и ещё раз, вновь три птицы возникли, словно не откуда, и тепло, пришедшее после того неожиданного холода, подвинула жара, зной и не выносимая духота, словно лето пришло, а всё сельские обитатели быстрее побежали рожь прибирать. Опять взмах старца, уже четвертый по счёту, полетели ещё три птицы, однако ныне стало прохладно, полились мелкие и противные дождики, залегли туманы, что и бывает золотой осенью.
А оказывается – то, что птицы совсем не простые, они были не только необычайной и небывалой красоты, но особенным отличительным признаком от обыкновенных птиц было то, что у каждой из них по четыре очень красивых крыла, которые отличались своей раскраской от тех других птиц, которые ранее или позднее выпускал старец из рукавов, да ещё в каждом крыле – семь перьев и каждое это перышко имеет своё имя. Мало того на одной из сторон пера оно белоснежное, словно облако, а на другой чёрное – чёрное, казалось, что оно было словно черное небо.
Что же это за старик? И что же это за птицы такие – экзотические? Почему именно из его рукава вылетали эти волшебные создания? Птицы были словно неземные, умели поменять погоду полностью, как же они так смогли?! А для чего им четыре крыла, да ещё и семь перьев на каждом крыле? А как же так получается, что они ещё и имели различную расцветку, для какой же интересно цели?
Картинка к произведению
Интересные темы
Данная сказка начинается с того, что у короля и королевы не имелось детей, они были очень расстроены по этому поводу. Но позже все-таки у них родилась дочка. Король и Королева были несказанно
Центральным персонажем рассматриваемого произведения является Тарас Бульба, представленный автором в повести в образе казачьего полковника, имеющего знатное положение и довольно большое состо
Сказка начинается с того, что Элли со своим кутенком Тотошкой, была перенесена ураганом в Волшебную страну, который наслала злая колдунья Гингема.
Старик не может поймать рыбу уже восемьдесят четыре дня. Каждый день он идет в море на рыбалку и возвращается с пустыми руками. Первые несколько недель он брал с собой молодого парня Манолина