Про что рассказ честное слово пантелеев
«Честное слово» — читательский дневник по рассказу Л. Пантелеева
«Честное слово» рассказ был написан Леонидом Пантелеевым в 1941 году.
Описание книги для читательского дневника
Название произведения: Честное слово
Автор: Леонид Пантелеев
Жанр: Рассказ
Год написания: 1941
Издательство: Искательпресс
Год издания: 2016
Количество страниц: 100
Главные герои и их краткая характеристика
Автор. Ответственный и добрый человек.
Мальчик. Очень честный, храбрый, с огромной силой воли.
Майор. Добрый и отзывчивый.
Краткое содержание и сюжет
Однажды автор засиделся с интересной книжкой в городском саду и опомнился, когда наступил вечер. Он поспешил к выходу, потому что боялся, что сад закроется, и вдруг слышал плач.
Автор заглянул за кустарник и увидел мальчика лет восьми, в коротких штанишках на лямочках, который стоял у будки и плакал.
Автор обратился к мальчику и спросил его, почему тот плачет. Но мальчик ничего не отвечал. Его никто не обидел и он не был болен. Но когда автор хотел увести его, мальчик отказался. Оказалось, что он играл в войну с большими ребятами и его поставили часовым охранять пороховой склад, который по условиям игры размещался как раз в этой будке. Маршал мальчишек потребовал от мальчика дать честное слово, что тот никуда не уйдет и мальчик конечно дал честное слово.
Автор спросил, давно ли мальчик стоит на часах и тот ответил, что давно, тогда еще светло было. И прибавил, что думает, что про него забыли. Автор спросил, почему же он тогда не уходит, но мальчик снова повторил про честное слово. Автор понял, что смеяться над этим нельзя. Он стал искать выход из ситуации, ведь мальчик был голодным. Он хотел отправить мальчика домой кушать, сказав, что пока сам постоит на часах, но мальчик отказался. Автор не был военным и не мог сменить его.
Автору в голову пришла удачная мысль и он, велев мальчику ждать, торопливо бросился к выходу из парка. Он ждал какого-нибудь военного, но как назло мимо проходили только мальчишки-ремесленники и железнодорожники. Но вот автор увидел военную фуражку. Это был молодой кавалерийский майор и он собирался сесть в трамвай.
Автор подбежал к остановке и отозвал майора в сторону. Тот казался удивленным и автор рассказал ему про маленького мальчика, который стоит на часах, потому что дал честное слово.
Майор сразу проникся сутью дела и поспешил за автором в сад. Он увидел мальчика и спросил его звание. Мальчик ответил, что он сержант. Тогда майор приказал ему оставить пост. Мальчик спросил, какое звание у этого человека, и майор представился.
Мальчик радостно и звонко ответил «Есть, оставить пост!» и все засмеялись.
Они успели выйти сада как раз перед тем, как сторож повесил замок. Потом майор пожал всем руки и побежал на трамвай.
Автор спросил мальчика не проводить ли его, но мальчик ответил, что не боится. И автор понял, что такой мальчик действительно не испугается ни хулиганов, ни темноты, и что из него вырастет настоящий человек. И ему стало очень приятно, что он познакомился с таким мальчиком и автор еще раз пожал мальчику руку.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Однажды автор засиделся в саду, а когда стемнело побежал к выходу. Он услышал плач и нашел маленького мальчика, который сказал, что стоит на часах. Мальчик дал честное слово, что не оставит пост, и не мог уйти. Автор выбежал из парка и нашел молодого майора, который согласился помочь. Майор снял мальчика с поста и тот обрадовался. Автор попрощался с мальчиком, зная, что из него вырастет настоящий человек.
Основная мысль
Данное слово нужно держать вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
План пересказа
1) В саду наступил вечер
2) Плач за деревьями
4) Часовой на часах
6) Автор ищет военного
8) Приказ оставить пост
9) Прощание с мальчиком.
Чему учит
Рассказ учит быть честным, смелым, ответственным. Учит крепко держать свое слово, и не обращать внимание на то, что другие свое слово не держат. Учит отзывчивости и сочувствию. Учит уважать любого человека, вне зависимости от его возраста.
Отзыв и что мне понравилось
Мне очень понравился это рассказ и особенно мальчик, который понимал, что его забыли и бросили, но несмотря на это был полон решимости не покидать свой пост. Ведь для него нарушить свое слово было невозможным. Твердости характера это мальчика может позавидовать каждый.
Вывод и мое мнение
Мальчик обладал сильной волей. Он уже в детстве осознал как важно быть ответственным. Рассказ учит даже в мелочах быть верным слову. Мальчик не думал, что в игре можно поступиться принципами. Правильное обучение делает детей важными членами общества.
Детский час
для детей и родителей
Отзыв о рассказе Пантелеева «Честное слово»
Главный герой рассказа Пантелеева «Честное слово» — маленький мальчик, который однажды пришел в парк на Васильевском острове. Там к нему подошли ребята постарше и предложили поиграть в войну. Мальчик согласился и они, назначив его сержантом, поставили караулить небольшую будку, сказав, что это пороховой склад. Игравшие взяли с мальчика честное слово, что он не оставит свой пост, а потом убежали.
Мальчик честно держал слово и никуда не отходил от будки. Но постепенно начало темнеть, а за ним никто не приходил. Тогда мальчик потихоньку начал плакать. Его плач услышал один из посетителей парка, от лица которого ведется рассказ. Он подошел к мальчику и спросил, почему тот плачет?
Мальчик ему все рассказал, но когда посетитель хотел отвести его домой, он отказался, сказав, что не может нарушить данное слово. Посетитель с уважением отнесся к словам мальчика. Он стал думать, как же выйти из этой ситуации и понял, что снять часового с поста может только настоящий военный.
Посетитель стал искать людей в военной форме, но в парке уже почти никого не было. Тогда он пошел к трамвайной остановке, и там ему удалось увидеть настоящего военного в звании майора. Когда майор услышал о том, что случилось с мальчиком, он тут же согласился помочь и вместе с рассказчиком направился в парк.
Когда они нашли мальчика, тот снова потихоньку плакал. Майор обратился к малышу и спросил, в каком он звании. Услышав ответ, он приказал юному часовому оставить вверенный пост. Мальчик с радостью подчинился этому приказу. Когда они вышли из парка, майор распрощался и ушел. А рассказчик предложил мальчику проводить его домой. Но тот сказал, что он живет близко и дойдет сам, потому что ничего не боится.
Рассказчик посмотрел на мальчика и понял, что человек с такой сильной волей действительно ничего не боится.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Пантелеева «Честное слово» заключается в том, что честь превыше всего. Мальчик, принявший на себя обязанности часового, прекрасно понимал, что мальчишки, взявшие его в игру, забыли о нем и давно ушли домой. Но мальчик дал им честное слово, что не бросит свой пост и он не мог нарушить данного слова, поэтому продолжал стоять на посту.
Рассказ Пантелеева «Честное слово» учит быть честным и всегда держать свое слово, даже перед самим собой.
В рассказе мне понравился посетитель, который уважительно отнесся к положению мальчика, не стал над ним смеяться, и сумел найти настоящего военного, который освободил мальчика от обязанностей часового.
Какие пословицы подходят к рассказу Пантелеева «Честное слово»?
Давши слово, держись, а не давши, крепись.
Всякому своя честь дорога.
Дорога помощь вовремя.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Честное слово — Пантелеев Л.
История про мальчика, который даже во время игры не хотел нарушить свое честное слово. Он с ребятами играл в парке, они поставили его на пост, а потом забыли про него.
Честное слово читать
Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живет, и кто его папа и мама. В потемках я даже не успел как следует разглядеть его лицо. Я только помню, что нос у него был в веснушках и что штанишки у него были коротенькие и держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе.
Как-то летом я зашел в садик, — я не знаю, как он называется, на Васильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интересная книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер.
Когда в глазах у меня зарябило и читать стало совсем трудно, я за хлопнул книгу, поднялся и пошел к выходу.
Сад уже опустел, на улицах мелькали огоньки, и где-то за деревьями звенел колокольчик сторожа.
Я боялся, что сад закроется, и шел очень быстро. Вдруг я остановился. Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет.
Я свернул на боковую дорожку — там белел в темноте небольшой каменный домик, какие бывают во всех городских садах; какая-то будка или сторожка. А около ее стены стоял маленький мальчик лет семи или восьми и, опустив голову, громко и безутешно плакал.
Я подошел и окликнул его:
— Эй, что с тобой, мальчик?
Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голому, посмотрел на меня и сказал:
— Ничего.
— Как это ничего? Тебя кто обидел?
— Никто.
— Так чего ж ты плачешь?
Ему еще трудно было говорить, он еще не проглотил всех слез, еще всхлипывал, икал, шмыгал носом.
— Давай пошли, — сказал я ему. — Смотри, уже поздно, уже сад закрывается.
И я хотел взять мальчика за руку. Но мальчик поспешно отдернул руку и сказал:
— Не могу.
— Что не можешь?
— Идти не могу.
— Как? Почему? Что с тобой?
— Ничего, — сказал мальчик.
— Ты что — нездоров?
— Нет, — сказал он, — здоров.
— Так почему ж ты идти не можешь?
— Я — часовой, — сказал он.
— Как часовой? Какой часовой?
— Ну, что вы — не понимаете? Мы играем.
— Да с кем же ты играешь?
Мальчик помолчал, вздохнул и сказал:
— Не знаю.
Тут я, признаться, подумал, что, наверно, мальчик все-таки болен и что у него голова не в порядке.
— Послушай, — сказал я ему. — Что ты говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь — с кем?
— Да, — сказал мальчик. — Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята подходят и говорят: «Хочешь играть в войну?» Я говорю: «Хочу». Стали играть, мне говорят: «Ты сержант». Один большой мальчик… он маршал был… он привел меня сюда и говорит: «Тут у нас пороховой склад — в этой будке. А ты будешь часовой… Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю: «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдешь».
— Ну?
— Ну, я и сказал: «Честное слово — не уйду».
— Ну и что?
— Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.
— Так, — улыбнулся я. — А давно они тебя сюда поставили?
— Еще светло было.
— Так где же они?
Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:
— Я думаю, — они ушли.
— Как ушли?
— Забыли.
— Так чего ж ты тогда стоишь?
— Я честное слово сказал…
Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось — хоть лопни. А игра это или не игра — все равно.
— Вот так история получилась! — сказал я ему. — Что же ты будешь делать?
— Не знаю, — сказал мальчик и опять заплакал.
Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь. Но что я мог сделать? Идти искать этих глупых мальчишек, которые поставили его на караул взяли с него честное слово, а сами убежали домой? Да где ж их сейчас найдешь, этих мальчишек.
Они уже небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят.
А человек на часах стоит. В темноте. И голодный небось…
— Ты, наверно, есть хочешь? — спросил я у него.
— Да, — сказал он, — хочу.
— Ну, вот что, — сказал я, подумав. — Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут.
— Да, — сказал мальчик. — А это можно разве?
— Почему же нельзя?
— Вы же не военный.
Я почесал затылок и сказал:
— Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Это может сделать только военный, только начальник…
И тут мне вдруг в голову пришла счастливая мысль. Я подумал, что если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так в чем же дело? Надо, значит, идти искать военного.
Я ничего не сказал мальчику, только сказал: «Подожди минутку», — а сам, не теряя времени, побежал к выходу…
Ворота еще не были закрыты, еще сторож ходил где-то в самых дальних уголках сада и дозванивал там в свой колокольчик.
Я стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой-нибудь лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец. Но, как назло, ни один военный не показывался на улице. Вот было мелькнули на другой стороне улицы какие-то черные шинели, я обрадовался, подумал, что это военные моряки, перебежал улицу и увидел, что это не моряки, а мальчишки-ремесленники. Прошел высокий железнодорожник в очень красивой шинели с зелеными нашивками. Но и железнодорожник с его замечательной шинелью мне тоже был в эту минуту ни к чему.
Я уже хотел несолоно хлебавши возвращаться в сад, как вдруг увидел — за углом, на трамвайной остановке — защитную командирскую фуражку с синим кавалерийским околышем. Кажется, еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту. Сломя голову я побежал к остановке. И вдруг, не успел добежать, вижу — к остановке подходит трамвай, и командир, молодой кавалерийский майор, вместе с остальной публикой собирается протискиваться в вагон.
Запыхавшись, я подбежал к нему, схватил за руку и закричал:
— Товарищ майор! Минуточку! Подождите! Товарищ майор!
Он оглянулся, с удивлением на меня посмотрел и сказал:
— В чем дело?
— Видите ли, в чем дело, — сказал я. — Тут, в саду, около каменной будки, на часах стоит мальчик… Он не может уйти, он дал честное слово… Он очень маленький… Он плачет…
Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом. Наверное, он тоже подумал, что я болен и что у меня голова не в порядке.
— При чем же тут я? — сказал он.
Трамвай его ушел, и он смотрел на меня очень сердито.
Но когда я немножко подробнее объяснил ему, в чем дело, он не стал раздумывать, а сразу сказал:
— Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?
Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на воротах замок. Я попросил его несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада.
В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на том же месте, где я его оставил, и опять — но на этот раз очень тихо — плакал. Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнул от радости, а я сказал:
— Ну, вот, я привел начальника.
Увидев командира, мальчик как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.
— Товарищ караульный, — сказал командир. — Какое вы носите звание?
— Я — сержант, — сказал мальчик.
— Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
Мальчик помолчал, посопел носом и сказал:
— А у вас какое звание? Я не вижу, сколько у вас звездочек…
— Я — майор, — сказал командир.
И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:
— Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост.
И сказал это он так звонко и так ловко, что мы оба не выдержали и расхохотались.
И мальчик тоже весело и с облегчением засмеялся.
Не успели мы втроем выйти из сада, как за нами хлопнули ворота и сторож несколько раз повернул в скважине ключ.
Майор протянул мальчику руку.
— Молодец, товарищ сержант, — сказал он. — Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания.
Мальчик что-то пробормотал и сказал: «До свиданья».
А майор отдал нам обоим честь и, увидев, что опять подходит его трамвай, побежал к остановке.
Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.
— Может быть, тебя проводить? — спросил я у него.
— Нет, я близко живу. Я не боюсь, — сказал мальчик.
Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, действительно, нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.
А когда он вырастет… Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.
Я подумал так, и мне стало очень приятно, что я познакомился с этим мальчиком.
И я еще раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.
Анализ рассказа «Честное слово»
Рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово» повествует о смелом и благородном мальчике, который обладал сильной волей и храбрым сердцем. Повествование ведётся от лица автора, который стал случайным участником описываемых событий. Он отдыхал в парке и услышал плач маленького мальчика. Старшие ребята велели ему стоять на посту, и он не мог уйти, не мог нарушить данное им честное слово. Автор видит, как серьёзно мальчик относится к игре, и это вызывает у него улыбку. Но она сразу же сменяется восхищением силой воли этого маленького человека. Автор придумывает, как освободить мальчика от данного слова. Только приказ командира, которого рассказчик случайно встретил около парка, смог заставить ребёнка покинуть свой пост. Этот герой вызывает уважение. Он ещё маленький и доверчивый, но уже смелый, мужественный, несгибаемый. Для него собственное честное слово оказывается дороже всего. Ни холод, ни голод не могут поколебать его волю. Авторскому восхищению нет предела: «Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей». Этот рассказ учит нас мужеству, благородству, честности. Людям, обладающим такими качествами, нечего бояться. Читателю хочется быть похожим на этого мальчика.
Спс большое ели ели нашёл) респект вам!
Спасибо,большое,а то не знала как написать.
Главная мысль рассказа,на мой взгляд- это чувство долга, верность своему слову,сила духа, достойные уважения и гордости моральные качества человека, незапятнанная репутация
спосибо большое ачто не мог ответить на вопрос в учебной тетрадки.
Рассказ «Честное слово»: краткое содержание
Одна из добрых и поучительных историй, которую написал советский писатель Леонид Пантелеев, — рассказ «Честное слово». Краткое содержание позволяет в сокращении узнать историю ответственного и принципиального маленького мальчика, который не мог нарушить данное им слово и оставить свой пост, даже если это была всего лишь игра. Произведение было написано в 1941 году, но затронутые в нём темы остаются актуальными и для современных детей.
Краткое содержание
Однажды летом рассказчик засиделся в садике на Васильевском острове за чтением интересной книги. Когда наступил вечер, он пошёл к выходу, но тут услышал, будто в стороне, за кустами, кто-то плачет. Пойдя на звук, он увидел странную картинку: там находилось небольшое каменное строение, какие бывают в городских парках, а возле него в одиночестве стоял обычный мальчик лет семи-восьми, который и лил слёзы.
Рассказчик спросил у него, что случилось. Задавая ему вопросы, он выяснил, что мальчик не может уйти из парка: он — часовой, сержант, охраняющий в этой будке вымышленный пороховой склад. Ещё днём к нему подошли какие-то большие ребята и позвали его играть в войну.
Они взяли с него честное слово, что он отсюда не уйдёт, пока они его не сменят, но уже стемнело, а они, скорее всего, просто забыли о нём и разошлись по домам. Однако нарушить честное слово он теперь не мог.
Сначала мужчина хотел рассмеяться, но потом спохватился и подумал: мальчик прав. Он должен держать слово, и не имеет значения, игра это или нет.
Он предложил проголодавшемуся мальчику заменить его на часах, но так поступить было нельзя, ведь рассказчик не был военным. И тут его осенило: только начальник может снять его с караула. Тогда он велел мальчику подождать, а сам побежал искать настоящего военного.
Мимо ворот сада, как назло, военные не проходили. К счастью, вскоре мужчина увидел на трамвайной остановке молодого кавалерийского майора. Он уже собирался садиться в трамвай, но рассказчик остановил его и объяснил ситуацию. Сначала майор смотрел на него сердито, ведь его трамвай ушёл, но, когда он выслушал всю историю, он с готовностью направился вместе с ним в сад.
Сторож уже закрывал ворота, но всё же они успели пройти в глубину сада. Товарищ майор приказал мальчику оставить пост, а тот с радостью выполнил приказ.
Характеристика главных героев
В рассказе три главных героя.
Их описание и характеристика:
Каждый из персонажей этого произведения может чему-то научить читателя: их хорошие поступки заставляют задуматься о многих моральных вопросах.
Идея и основная мысль
Быть честным, ответственным, мужественным и благородным — всему этому учит рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово». В читательский дневник можно записать главную мысль, которая отражена в известной пословице: «Давши слово — держись, а не давши — крепись».
Положительные качества характера должны воспитываться с самого детства. Если ребёнок умеет следовать своим принципам и твёрдым убеждениям даже в детских играх и в мелочах, можно не сомневаться, что впоследствии он будет так же ответственно поступать и в более серьёзных ситуациях, вырастет смелым и надёжным человеком. Возможно, он даже станет военным, а на службе очень важно чётко исполнять приказы и держать своё слово. Мальчик понимал, что он принимал участие в игре в войну, его поставили охранять пороховой склад — а это серьёзно, даже если всё это лишь понарошку.
В произведении мальчик противопоставляется безответственным и безалаберным старшим ребятам, которые взяли с него слово и просто забыли об этом, убежали и наверняка уже находились дома, когда голодный и продрогший герой всё ещё стоял на посту. Однако он держал слово, невзирая на какие-либо обстоятельства.
Поэтому рассказчик, хоть и хотел сначала посмеяться, вскоре осознал, что мальчик прав, и всерьёз озадачился его проблемой, решив помочь ему. Он и военный проявили отзывчивость и сочувствие, не отмахнулись от него и не посчитали это детскими глупостями, а вошли в положение и тем самым повлияли на воспитание в мальчике достойных качеств.
Читая этот рассказ, с ответственного и принципиального мальчишки хочется брать пример. На протяжении всего рассказа автор относится к своему герою положительно, описывает его с уважением и восхищением, а в финале неслучайно резюмирует: тот, у которого такая сильная воля и крепкое слово, не испугается темноты, хулиганов и более страшных вещей. Такому человеку нечего бояться. Также он предполагает, что, когда этот мальчик вырастет, он станет настоящим человеком, знакомству с которым он рад уже сейчас.