Природа что это для детей
Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа»
Мария Тумашева
Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа»
Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребёнка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.
Игра «Живая и неживая природа».Цель: продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.
Гром и молния. С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление – гром и молнию.Развивающая среда: объекты природы и «неприроды»(кусочек гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды». Два воздушных шарика для опыта.
1. Стихотворение Л.Дайнеко:
Вот на земле огромный дом.
-Вы знакомы со словом «природа»? Что оно означает (свободные ответы)
-Почему вы относите тот или иной объект к природе? А что нельзя назвать
риродой (то, что сделал человек)
-Природа – это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» _ это всё то, что сделано руками человека.
-Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу».
Вертолёт похож на стрекозу.
Подводная лодка – на кита (дети продолжают этот ряд)
Задание №1. – разложить картинки на мир живой и неживой природы. Дети ещёраз объясняют: живая природа это то, что движется, растёт, развивается, умирает и размножается.
-В гости к нам пришёл старичок-лесовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе живой, какие к неживой. Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено. Если природа, то поясняют, какая (живая или неживая). Если неприрода, то почему они так думают
потому что сделано руками человека)
Игра «Живая и неживая природа»
-Я называю объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.
-А что собой представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (Человек – сам часть природы и одновременно существо мыслящее)
-Докажите, что человек – часть живой природы. Как он связан с живой и неживой природой (Человек движется, растёт, развивается, умирает, размножается – значит, он часть живой природы. А без природы он обречён на гибель: если не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду; множество различных материалов, лекарств и тот же воздух).
Как вы думаете, почему человека называют царём природы? Правильно ли это? (свободные ответы)
-Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
«На Земле он всех умней,
Потому и всех сильней».
Но человеку надо бережно относиться к природе.
«Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёшь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец? (С. Кирсанов)
Д\И с мячом «Живое-неживое» Мяч бросается каждому по очереди. Если назван объект живой природы, ребёнок ловит мяч, если неживой – бросает.
Д\И «Угадай, что в мешочке». Раздать детям мешочки, в которых собраны шишки, камешки, сухие ветки, пластмассовые трубочки, кусочки кирпича…Предложить каждому ребёнку на ощупь определить, что относится к природе, а что к «неприроде».
-Дети, наблюдали ли вы интересное явление – гром и молнию (грозу,
-Почему бывают грозы (в одном месте воздух сильно нагревается, в другом – остыл.) –В какое время года чаще всего бывают грозы (чаще летом)-Бывают ли грозы в пустыне (нет, сухой воздух)— Где грозы бывают почти каждый день (в тропиках, где очень жарко, влажно) –Что такое молнии (электрические разряды) –Что такое гром? (на месте вспышки молнии образуется пустота и тотчас она заполняется воздухом и мы слышим гром).
Примерное перспективное планирование НЕДЕЛЯ: «День знаний» Месяц НОД ТЕМА. ЦЕЛИ СЕНТЯБРЬ Познание (ФЭМП) Счет и сравнение Закреплять умение сравнивать два предмета по двум.
Экологическое воспитание дошкольников. Занятие-беседа «Что такое природа? Живая неживая природа» Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление.
Что такое природа — живые и неживые объекты, природные явления, сообщества и экосистемы
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Употребляя слово природа, мы зачастую подразумеваем совершенно разные вещи, ибо понятие это очень широкое.
Сегодня мы попробуем взглянуть на это под разными углами зрения.
Определим, что такое природа, какой она бывает, почему образуются и как сосуществуют природные сообщества (экосистемы), какие существуют виды природных явлений и многое другое.
Природа — это.
Слово «природа» принадлежит древнерусскому языку и состоит из двух частей – приставки «при» и корня «род».
В древнерусской мифологии упоминается о божестве по имени Род, который олицетворял собой единство людей, принадлежащих к одному роду. Именно этот бог создал такие слова, как рождение, роды, роженица, новорожденный и т.д.
Также под природой в разговорном языке часто подразумевают естественную среду обитания. Например: птицы, обитающие в природных условиях, живут дольше своих сородичей, прирученных человеком.
Изучать природу (узнавать, что это такое) дети начинают в начальных классах школы на уроке «Окружающий мир». Синонимом термина «природа» является слово «естество».
Отсюда следует, что природа – это все то, что существует само по себе, естественным образом, чего не касалась рука человека. Это внешний, материальный мир, перед которым человек бессилен, но все же может на него влиять.
Например, люди не в состоянии контролировать осадки, землетрясения, ветер и т.д. Но с легкостью могут насажать деревья, разбивая целые парки, или, наоборот, уничтожить целый лес.
Если совсем упростить определение, то природа – это естественная оболочка земли (то, что еще называют биосфера), включающая в себя:
Кстати, сам человек также является частью природы. А вот то, что он придумал и создал – уже нет.
Например, построенный из дерева дом не является природным объектом, хотя и состоит из природного материала.
Изучением природного мира занимается множество наук, которые называются естественными: физика, химия, астрономия, биология и другие.
Живая и неживая природа
Материальный мир Вселенной можно разделить на две группы:
Объекты неживой природы могут пребывать в трех состояниях:
Такие объекты могут менять форму или размер, но не самостоятельно, а под влиянием внешних факторов. Например, вода из-за низких температур превратится в лед, при сильной жаре – станет испарением. Ветра и осадки переносят камни, стирают их в песок, наметают возвышенности.
Живая и неживая природа тесно взаимосвязаны: одно не может существовать без другого. Без живых существ наша планета выглядела бы серой и безжизненной. В то же время живые существа нуждаются в солнце, воздухе, воде.
Что такое природное сообщество
Взаимодействуя, объекты живой и неживой природы формируют природные сообщества.
Каждый его участник влияет на других и испытывает их влияние на себя одновременно. Их сосуществование взаимосвязано и полезно для всех.
Участники сообщества адаптированы под его условия и не смогут жить в другом биоценозе (что это?). В своей среде они имеют все возможности для полноценного существования. Например, морские обитатели не выживут в пресном водоеме, а лесные животные не смогут жить в пустыне.
Каждая такая система существует самостоятельно и не нуждается в помощи человека. Наоборот, вмешательство людей только разрушает эти природные миры.
Что такое экосистема
Совокупность природного сообщества и среды обитания называют экосистемой – в переводе с греческого дом+объединение (биогеоценоз).
Пример: в болоте живут разные обитатели: животные, насекомые, микроорганизмы, растения. Змеи едят лягушек, лягушки питаются насекомыми, которые размножаются в зарослях растений в этом месте.
Им всем нужна вода с определённым химическим составом, температурой, физическими показателями и т.д. Убери хоть один элемент из этой цепочки, остальные обязательно это почувствуют.
Сумма экосистем представляет собой живую оболочку земли – биосферу.
Живая и неживая природа в экосистеме находятся в процессе постоянного обмена веществами и энергией. Чем прочнее эти связи, тем устойчивей система, и тем дольше она существует. Последний фактор предполагает богатое разнообразие видов обитателей.
И даже если один из них исчезнет по каким-либо причинам, то его место сможет занять другой, близкий по происхождению, что обеспечит сохранность всего биогеоценоза.
Если в системе происходят масштабные изменения условий, то природные сообщества заменяются другими. Например, если перестать обрабатывать поля, возделывать их, собирать урожай, то через некоторое время в этом месте начнут расти деревья.
Природные явления
Все это и многое другое и есть природные явления, совокупность которых делится на классы:
Необычные природные явления
Мы все привыкли к дождю или приливу на море. Но существуют необычные явления, которые вызывают удивление, страх и трепет:
Вода вдруг становилась ярко-красной, что позднее было объяснено с разных точек зрения:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
В природе все взаимосвязано, виды сосуществуют дополняя друг друга. В эту гармоничную концепцию не вписываются только люди, которые склонны пытаться подчинить или уничтожить все, что находится вокруг.
Задумался вдруг, почему так? Допустим, под словом «Природа» понимают только лишь то, что находится в пределах Земли, но отделяют от этого такое понятие, как «Космос».
Хотя строго говоря, космос ведь — этот тоже природа. Разве что объекты этой природы зачастую нельзя потрогать или приблизиться к ним, так как находятся они невообразимо дальше от человека. Но ведь например — падение метеорита, его можно назвать именно природным явлением!
Конспект занятия по окружающему миру «Что такое природа»
Конспект занятия по окружающему миру “Что такое природа”
Цель: Закрепить знания детей о природе, формировать умение логически мыслить, вызвать интерес к природе.
Задачи:Продолжать учить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой.
Материал: Интерактивная доска, фото-слайды с изображением природы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята как вы думаете, что такое природа?
Дети: Леса, небо, солнце, воздух, все живое.
Воспитатель: Правильно дети, природа-это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека, даже из природного материала.
Воспитатель: Я прочитаю вам стихотворение о природе.
-Любите родную природу
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
-На ней мы с тобою родились.
Живем мы с тобою на ней
Так будем же люди все вместе.
Мы к ней относиться добрей.
Игра: Природа и не природа
К нам в гости пришла лесна фея, и у меня на столе перепутала все картинки.
Ребята вы на один стол положите то, что относиться к природе, а на другой стол-что не относится к природе.
Воспитатель:Ребята, а теперь давайте отгадаем загадки, отгадая распределим их на две группы живая и неживая природа.
Что за чудо-красота
Показались на пути
В них не выехать не войти
А взойдет и всех разбудит
Утром глянет к нам в окне
Взгялдом всех разбудит
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью
От банана до банана
Ловко скачет (Обезьяна)
Он самый главный из зверей
И всех сильней (Лев)
Все правильно отгадали загадки
Физкультминутка “На лесной полянке”
Дети утром рано встали
За грибами в лес пошли (ходьба на месте)
Белый гриб в траве нашли (присание)
На пеньке растут опята
Наклонитесь к ним ребята (наклоны)
Вон на дереве орех
Кто подпрыгнет выше всех (прыжок)
Если хочешь доятнуться
Надо сильно потянуться (потягивания руки вверх)
Три часа в лесу бродили
Все тропинки исходили (ходьба на месте)
Утомил их долгий путь,
Дети сели отдохнуть
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру
“Три слова” Я называю понятия а вы должны назвать три названия, которые относят этому понятию
Дикие животные (медведь, рысь, зебра)
Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)
Домашние животные (кролик,коза, собака)
Морские обитатели (Скат, осьминог, кит)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все справились с заданиями и узнали много нового о природе.
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Зайкино путешествие» Цель: Знакомить детей с родным краем, через помощь Зайчонку. Закрепить умение сравнивать по величине, закрепить счет «ОДИН» «МНОГО» Окр. мир.
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое Бенилюкс» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «23» апреля 2015 года Тема. Что такое.
Конспект занятия по окружающему миру «Домашние питомцы» для детей 4–5 лет Ко Дню домашних птиц на МААМ. Тема: «Домашние птицы» для детей 4-5 лет Цели: познакомить с названиями домашних птиц, их детенышами; упражнять.
Конспект занятия по окружающему миру «Петушок с семьёй» в младшей группе Тема: «Петушок с семьёй» Задачи: учить детей слушать сказку в инсценированном варианте; знакомить с домашними птицами, с внешним видом.
Занятие по экологии «Что такое природа?», старшая группа
Занятие по валеологии «Что такое природа?»
Задачи: дать детям понять, что природа – наш общий дом; учить детей различать природу и не природу; называть объекты живой и неживой природы; показать различные компоненты природы, их взаимосвязь между собой и человеком; воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям встать в круг, взяться за руки, посмотреть на рядом стоящего ребенка и улыбнуться.
Воспитатель: Вы слышали слово «Природа» Что такое природа?
Дети: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы…
Воспитатель: А что нельзя назвать природой?
Дети: То, что сделано руками человека.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Природа не природа». (Предлагаю детям подойти к столу и выбрать по одной картинке, сказать к чему относится.)
Есть ли в природе машины? Нет, значит, автомобиль – это «не природа», а вот лошадь или верблюд, также помогают человеку передвигаться – уже природа. Почему?
Животных человек просто приручил, превратил в домашних, но они и без него существовали на земле. Машину же он сделал сам.
Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу».
А сейчас мы поиграем в игру «На что похоже». (Вертолет на кого похож – на стрекозу, подводная лодка – на кита, автомобиль – на лошадь, самолет – на птицу.)
Воспитатель: Давайте с вами пройдем на коврик. Всю природуЗемли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. Предлагаю поиграть в игру «Живая и неживая природа». Живая природа – поднять руки вверх и помахать, а неживая – замереть.
Воспитатель: Чем отличается неживая природа от живой природы?
Дети: Не питаются, не дышат, не растут, не размножаются, не умирают.
Воспитатель: А сейчас пройдем с вами за стол и выполним задание. У каждого из вас картинка, на ней изображен предмет. Около каждой картинки есть квадратик. Возле предметов «не природа» закрашиваем красным цветом, а если «природа»— зеленым.
Воспитатель: Предлагаю детям пройти на коврик и сесть. Наш дом- природа. Раньше единственным домом для человека была природа. Человек не мог строить дома, охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время,и человек научился многому: строить дома, летать на самолете и даже в космос. Но все равно единственным домом для человека остается природа. Почему человек не может жить без природы?
Дети: Почему что человек не может прожить без воды, солнца, растений, животных.
Воспитатель: Я сейчас покажу явления природы. Как они помогают человеку? Чем мы дышим?
Воспитатель: Что мы пьем? Чем умываемся?
Воспитатель: Где бывает вода?
Дети: В реке, озере, океане, лужах.
Воспитатель: Что дает человеку солнце?
Воспитатель: Для чего человеку растение?
Дети: Как лекарство.
Воспитатель: На чем растут растения?
Воспитатель: Для чего человеку животные?
Дети: одеваться, есть.
Дети представляют и рассказывают.
Воспитатель:Встаем в кружок и вспомним:
О чем мы с вами говорили?
Какая бывает природа? Почему человек не может жить без природы?
Любимый город Верея Я живу в прекрасном подмосковном городе Верея. Этот город издревле считался «воротами» к Москве. Архитектурой Верея похожа на сотни других.
Методическое пособие «Природа Земли» В подготовительной группе мы знакомим детей с природой и её особенностями и закономерностями. Как природа взаимодействует с человеком и.
НОД «Что такое природа?»
Татьяна Хадыка
НОД «Что такое природа?»
В нашем детском саду уже не первый год ведется кружок «Юный эколог!» для детей старшей и подготовительной группы, где ребята не только узнают много интересного о природе, ее явлениях, но и знакомятся с правилами поведения в природе, необходимостью защищать, охранять и приумножать природные богатства.
Сегодня я предлагаю одно из занятий данного кружка «Что такое природа?»
Цель: Сформировать представление о живой и неживой природе.
— Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком,
— Показать неразрывную связь человека и природы, необходимость заботы о ней,
— Воспитывать бережное отношение к природе, любовь ко всему живому,
— Развивать речь, коммуникативность, память, мышление.
— Готовые формы для модели «Живая и неживая природа», клей, ватман.
— Презентация «Что такое природа?»
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Стихотворение Л. Дайнеко
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
2. Вступительная беседа.
— Что такое природа? Приведите примеры.
— Почему тот или иной предмет вы отнесли к природе? Кто создал объекты природы?
— Можно сделать вывод: «Природа – это то, что существует без помощи человека.»
3. Дидактическая игра «Что в мешочке?»
(Дети достают из мешочка предметы и определяют, относятся они к природе или нет).
4. Работа с презентацией.
— Итак, вы верно определили предметы, относящиеся к объектам природы. Но все они могут быть разделены на 2 группы «Живые объекты» и «Неживые объекты» (слайды 1-4) – Как вы думаете, это живые или неживые объекты природы?
— Продолжаем просмотр презентации. К неживой природе можно отнести и явления природы, такие как ветер, дождь, радуга… (Слайды 6, 7, 8).
— Сейчас мы с вами немного отдохнем.
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
А теперь ходьба на месте,
Поднимаем ноги вместе. (Ходьба.)
Прочь прогоним лень и скуку,
Разомнем сначала руки.
Поднимай их, не ленись,
Плавно опускай их вниз. (Руки вверх – вниз.)
Повороты влево – вправо
Нам известно всем давно.
Здесь стена, а там окно. (Повороты в стороны.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь нужна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
Встали ровно. Наклонились.
Раз – вперед, а два – назад.
Повторяем все подряд. (Наклоны, руки вперед.)
Выше ноги поднимаем. (Ходьба на месте.)
Бег на месте, веселей.
И быстрей, быстрей, быстрей. (Бег на месте.)
6. Проолжение работы над презентацией.
— А что же относится к живой природе? Как вы думаете? Назовите!
— Что мы относим к растениям? (Слайд 10).
— Что к животным? (Слайды 11, 12, 13, 14, 15).
— И самый главный объект живой природы – это человек. (16).
— Чем же отличаются объекты живой природы от объектов неживой природы? (Слайд 17).
Вывод: Живая природа – это то, что движется, растет, размножается, развивается, умирает.
7. Дидактическая игра «Живое – неживое».
(Воспитатель называет объекты живой природы – дети прыгают, бегают, движутся. Когда прозвучат объекты неживой природы, дети замирают на месте, останавливаются).
8. Практическая работа. Изготовление модели «Живая и неживая природа».
(На листе ватмана дети располагают готовые формы и приклеивают их. Слева – объекты неживой природы, а справа – объекты живой природы).
— Проверим, правильно ли мы сделали. (Слайд 18).
— А что же не относится к природе вообще? (Слайд 19.) Повторим!
— В природе все живое связано между собой и с неживым. Животные питаются животными или растениями. Как? (рассуждения детей).
— Человек питается и животными, и растениями. (Объяснения детей).
— Солнце, воздух, вода нужны всему живому на планете. Почему? Объясните!
— Чтобы мы с вами могли жить, дышать свежим воздухом, радоваться солнцу и цветам, необходимо беречь природу. Заботиться о ней. Как это сделать? Чего нельзя делать нам, людям? (рассуждения детей).
— И закончить наше путешествие в мир природы я хочу словами стихотворения С. Кирсанова.
Что значишь ты без трав и птиц?
И без любви к пчеле жужжащей?
Без журавлей над хвойной чащей?
Без миловидных лисьих лиц?
Когда ж поймешь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?
«Дети и Природа» (самодельная книга) Самодельная книга «Дети и Природа» служит отличным помощником в работе по формированию у детей экологической сознательности. Целью создания.
Зимний огород на подоконнике Зимний огород на подоконникеМалыши проводят много времени в детском саду, и очень важно, чтобы атмосфера в нем была по домашнему теплой.