Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть картинку Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Картинка про Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть картинку Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Картинка про Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть картинку Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Картинка про Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть картинку Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Картинка про Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса

Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть картинку Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Картинка про Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса

Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть картинку Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Картинка про Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса

Принцип придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия. Система знаний должна создаваться в логической последовательности и в той же последовательности предлагаться к восприятию ученикам. Навыки и умения, уже приобретенные человеком в процессе обучения должны систематически применяться в реальных или искусственно созданных условиях, иначе они начинают ослабевать.

Правила реализации принципа систематичности и последовательности предполагают:

Принцип прочности

Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Прочности знаний способствует так же закрепление пройденного материала и частое повторение наиболее важных моментов, уяснив которые можно восстановить картину определенной части знаний в целом.

Правила реализации принципа прочности знаний предполагают:

Принцип доступности

Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть картинку Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Картинка про Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса

Принцип подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала.

Правила реализации принципа доступности предполагает:

Принцип научности

Принцип заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания, методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области, к которой они относятся.

Правила реализации принципа научности предполагают:

Источник

Принцип систематичности и последовательности

Впервые этот принцип, как и многие другие, был применен Я.А. Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным.

Эти идеи были позднее развиты Песталоцци и К.Д. Ушинским, который отмечал, что «голова, наполненная бессвязными знаниями, похожа на кладовую, где все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».

Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение учебного материала учителем доводилось до уровня системности в сознании учащихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными.

В нашей отечественной педагогике этот принцип долгое время нарушался, особенно начиная с 20-х гг. двадцатого века, когда работали по так называемым комплексным программам, когда использовались методы проектов, бригадно-лабораторные методы и отсутствовали стабильные учебники.

Системность мышления заключается в установлении ассоциаций, т.е. связей между изучаемыми явлениями и предметами. То же самое происходит и при параллельном изучении различных предметов по школьной программе, между ними устанавливаются так называемые межпредметные связи, которые являются одним из важнейших условий реализации принципа систематичности и последовательности в учебном процессе.

Для межпредметных связей необходимо выделять так называемые «сквозные объекты», как рекомендуют психологи. Это наиболее важные явления, которые изучаются в разных учебных предметах (например, уровень развития культуры какой-то исторической эпохи, особенности которого изучаются и на уроках истории, и на уроках литературы). Между такими предметами, как история и литература, математика и физика, черчение и трудовое обучение, должны постоянно осуществляться межпредметные связи, должны поддерживаться повседневные контакты между учителями (взаимное посещение уроков, совместное перспективное планирование, выделение «сквозных тем» и т.д.). В последние годы отдельными учителями разрабатываются авторские интегративные программы по комплексному изучению определенных разделов учебных предметов.

Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения, т.е. логическую последовательность и связь между учебными предметами, изучаемыми на разных ступенях школьного обучения (в начальной, основной и средней), чтобы каждый раз вновь изучаемый материал базировался на усвоенном учащимися ранее.

Правила принципа систематичности и последовательности:

Большое значение для реализации принципа систематичности и последовательности имеет практическая деятельность учащихся, когда они могут применить теоретические знания в практической деятельности. Важность такой связи подчеркивается введением самостоятельного принципа: связи теории с практикой.

Источник

Урок 2. Основные принципы дидактики

Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть картинку Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Картинка про Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процессаВ прошлом уроке мы с вами познакомились с педагогическими воззрениями человека, сыгравшего в истории педагогики огромную роль – педагога-философа Яна Коменского. Также мы смогли сделать вывод, что именно его идеи стали основополагающими в становлении той системы образования, которую можем наблюдать и сегодня – в XXI веке. Как вы помните, мы вкратце упоминали дидактические принципы Коменского, отражающие его подход к образованию. Но если тогда мы сказали о них лишь в целях ознакомления, желая сформировать у вас целостную картину «Великой дидактики», то сейчас мы займёмся углублённым изучением этих принципов.

Для начала стоит сказать, что принципом называется основное положение какой-либо научной области, имеющее одинаковое значение для любого объекта. Принцип указывает на то, как требуется поступать в определённой ситуации и что нужно брать во внимание при решении какой-либо задачи.

Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме. Конкретно в педагогике принципы дидактики можно назвать ориентирами, координирующими весь процесс образования и служащими инструментом, который использует педагог для достижения своих педагогических целей. Беря во внимание каждый из этих принципов, организуя учебный процесс, любой преподаватель будет знать, что требования этих принципов помогут определить формы и методы обучения, его содержание и поведение самого преподавателя во время занятий.

Идеи Яна Коменского были приняты и поддержаны такими выдающимися учёными-педагогами как Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Карл Рэнсом Роджерс, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Выготский, Павел Блонский и многие другие.

Основные принципы дидактики

Итак, к основным дидактическим принципам относятся:

Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.

Принцип научности

Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.

Требования принципа научности:

Принцип доступности

Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опыт учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.

Требования принципа доступности:

Принцип целенаправленности

Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.

Требования принципа целенаправленности:

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.

Требования принципа систематичности и последовательности:

Принцип наглядности

Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы – это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств. Суть принципа наглядности состоит в том, что учащимся для восприятия зрением нужно предоставлять всё, что видимо, для восприятия слухом – всё, что слышимо, для восприятия вкусом – всё, что подлежит вкусу, для восприятия осязанием – всё, что доступно осязанию. Но максимальной информативностью обладает именно зрение, т.к. оно даёт человеку 80% знаний.

Требования принципа наглядности:

Принцип связи обучения с жизнью

Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.

Требования принципа связи обучения с жизнью:

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом. Активность учащегося выражается в усвоении содержания обучения и его целей, а также в самостоятельной организации и планировании своей работы и проверке её результатов. Активность педагога, в свою очередь, состоит в формировании мотивов обучения и применения интересов познавательного характера, формировании познавательных склонностей и использовании различных образовательных методов, например, дискуссий, деловых игр, соревновательных элементов и т.п.

Требования принципа сознательности и активности:

Принцип прочности

Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.

Требования принципа прочности:

Принцип воспитания и развития

Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».

Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:

Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.

В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования – они взяты из его труда «Великая дидактика».

Некоторые основные моменты «Великой дидактики Коменского»

Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав «Великой дидактики» Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).

Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)

Первое основоположение гласит:

Второе основоположение гласит:

Четвёртое основоположение гласит:

Шестое основоположение гласит:

Седьмое основоположение гласит:

Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)

Первое основоположение гласит:

Второе основоположение гласит:

Третье основоположение гласит:

Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)

Основные положения главы таковы:

Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.

В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Принцип последовательности и систематичности: характеристика, сущность, виды

Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть картинку Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Картинка про Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса

Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть картинку Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Картинка про Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса

Принцип последовательности вывел Ян Амос Коменский, который и ныне считается отцом дидактики.

Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть картинку Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Картинка про Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса Вам будет интересно: Что такое набат? Значение и происхождение слова

Что такое дидактические принципы? Это знание о том, как правильно структурировать и подать материал, как организовать учебный процесс. Это также и требования, которые должен выполнять преподаватель, чтобы его работа не осталась незамеченной.

Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть картинку Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Картинка про Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса

Для пользы учеников учитель должен четко соблюдать семь основных принципов обучения: последовательность, наглядность, доступность, систематизация, индивидуальный подход к учащимся и учет особенностей возраста детей. На этих принципах зиждется вся суть педагогики.

Иерархия принципов обучения

По сути, более важные принципы выделить нельзя. Но можно сказать, что без принципов последовательности, доступности и наглядности обучение вовсе неэффективно. Нельзя обучить ребенка тому, что он не в силах понять, или тому, что не упорядочено.

Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть картинку Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Картинка про Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса Вам будет интересно: Порожний – это. Значение слова

Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть картинку Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Картинка про Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса

Если школьный преподаватель не соблюдает принципа последовательности в своих планах и конспектах, дети не смогут воспринимать его уроки. И в целом процент успешности по его предмету будет низким.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности у Яна Коменского звучит так:

Этот принцип указывает на то, что преподавателю нужно учиться формировать и излагать свои мысли таким образом, чтобы у его учеников складывался единый образ в процессе обучения. Так знания останутся в памяти надолго.

Исследования памяти установили, что после 48 часов почти 80 % материала забывается. Чтобы удалось запомнить больше, нужно не только постоянно повторять материал, но и связать его логически с тем, что уже хорошо известно.

Реализация принципа

Как на практике обеспечить реализацию принципа систематичности и последовательности в обучении? Как построить урок?

Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть картинку Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Картинка про Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса

Вот несколько правил, которые помогают соблюдать принцип.

Что еще нужно для реализации принципа? Во-первых, блестящее знание учебного материала, чтобы суметь не только пересказать словами текст учебника, но и привести примеры.

Во-вторых, нужен определенный уровень сознания. К сожалению, молодые выпускники педагогических вузов не имеют такого уровня сознания. Но без него, без любви к детям, в конце концов, педагогика не может существовать.

Анализ и синтез в обучении

Принцип систематичности и последовательности учебного процесса позволяет спланировать обучение так, чтобы все материалы, которые были изучены ранее, могли стать основой для усвоения новой темы. А новая тема, в свою очередь, стала бы предпосылкой для последующих разговоров и объяснений.

Принцип наглядности

Обучение и воспитание

Для того чтобы вырастить и сформировать цельную гармоничную личность, необходимо в образовании опираться на принцип систематичности и последовательности.

В подростковом периоде человек выстраивает единую систему миропонимания, свой взгляд на вещи. И если в голове у учащихся возникает хаос от большого количества неупорядоченной информации, адаптироваться во взрослой жизни им будет сложнее.

Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть картинку Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Картинка про Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса

Активные методы обучения

Когда ученику все рассказывают и дают материал в готовой форме, ему становится скучно. Человеческий интеллект более активен, когда ему приходится сталкиваться с преградами, открывать что-то, разгадывать. Чтобы активизировать развивающийся интеллект детей, используют активные методы обучения: решение конкретных вопросов, связанных с темой, двумя группами учащихся или дидактические игры.

Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Смотреть картинку Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Картинка про Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса. Фото Принцип систематичности и последовательности подразумевает что содержание учебного процесса

Эти методы являются более продуктивными; дети не только учатся с интересом, но и сами выстраивают логические и аналогические связи между понятиями. Метод должен соответствовать цели. А интерактивные и активные методы лучше всего работают тогда, когда целью ставится обобщение пройденного за длительный период материала. Эти уроки всегда запоминаются, и материал, систематизированный таким образом, прочно укореняется в памяти.

Сходства и различия

Активный поиск учащимися связей между элементами не только стимулирует интерес к изучению предмета, но и позволяет обучать детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

Выводы

Принципы педагогики необходимо выполнять при построении конспекта урока. Для реализации принципа последовательности преподаватель обязан учитывать то, насколько успешно усвоен его учениками предыдущий материал. И если изученное ранее осталось недопонятым, объяснить еще раз. Новые термины и объяснения всегда воспринимаются с трудом, поэтому должны быть заготовлены довольно наглядные примеры для объяснений. Принцип систематизации гласит, что весь пройденный материал нужно время от времени вспоминать с учениками и проводить с ними обобщающие уроки, на которых они смогут показать свои знания и продемонстрировать ум и логику.

Таким образом, то есть организуя творческий урок, учитель может наиболее полно реализовать принципы прочности, систематичности и последовательности. Без соблюдения этих принципов обучение просто неэффективно.

Источник

Принцип систематичности и последовательности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принцип систематичности и последовательности – это принцип, предусматривающий формирование знаний, умений и навыков в системе и определенном порядке, при котором каждый элемент учебного материала связан логически с другими, последующее опирается на предыдущее и готовит к освоению нового.

Сущность принципа систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности впервые был выделен и описан Я.А. Коменским в труде «Великая дидактика». По его мнению, в обучение все должно быть последовательно, целесообразно и взаимосвязано.

В дальнейшем идеи принципа развивались Песталоцци и К. Д. Ушинским, которые считали, что знания в голове учащихся должны содержаться в виде взаимосвязанной системы, так как бессвязные знания – это беспорядок, в котором сложно «разобраться» и найти необходимую информацию.

Принцип систематичности и последовательности требует от педагога изложения учебного материала в определенной последовательности и системности.

Систематичность в обучении – это процесс овладения знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, при котором система проявляется в соответствующем расположении изучаемого учебного материала.

Последовательность в обучении – это логическая обоснованность изучения темы, раздела, курса, при котором за последующим вытекает предыдущее, опирающееся на него и подготавливающее следующую ступень познавательной деятельности учащихся.

В отечественной педагогике данный принцип значительное время игнорировался и нарушался, особенно с 20-х годов ХХ века. Это связано с тем, что в этот период учебные заведения работали по комплексным программам, в основе которых были заложены методы проектов и бригадно-лабораторные методы. Кроме того, не было стабильно установленных учебников.

Готовые работы на аналогичную тему

В основе принципа систематичности и последовательности заложена системность мышлении, которая заключается в установлении ассоциаций и связей между изучаемыми предметами и явлениями. Аналогично осуществляется и изучение различных учебных дисциплин, предусмотренных учебной программой. На основании данного принципа между ними устанавливаются межпредметные связи.

В настоящее время на основании принципа систематичности и последовательности составляются все современные учебные планы и учебные программы образовательных организаций. На основании данного принципа учебные дисциплины располагаются в планах и программах в последовательности, обусловленной логикой их изучения.

В новых учебных программах общеобразовательных школ традиционная последовательность изучения дисциплин подверглась значительному изменению. Например, ряд алгебраических действий и определений ранее начинали изучать в шестом классе, в соответствии с новыми учебными программами учащиеся начинают с ними знакомиться уже в начальной школе.

Систематичность и последовательность проявляется не только в содержании образования, но и в работе педагога и деятельности учащихся. От педагога требуют четкой последовательности и систематичности организации учебного занятия, изложения учебного материала, его повторения, закрепления и проверки. В свою очередь учащиеся должны вырабатывать навыки самостоятельной систематической работы в процессе обучения, а именно умения планировать свою деятельность, составлять логически обоснованных планов ответов и решений.

Таким образом, реализация принципа систематичности и последовательности предусматривает соблюдение преемственности, логической последовательности и связи между учебными дисциплинами, которые изучаются на различных этапах обучения, так что вновь изучаемое базируется на освоенном учащимися ранее.

Правила применения принципа систематичности и последовательности

Применение принципа систематичности и последовательности на практике требует соблюдения ряда правил и условий:

В процессе повторения пройденного учебного материала необходимо создать такие условия, при которых учащиеся будут иметь возможность взглянуть на него с разных точек зрения и под разными углами зрения, соотнести его с собственным личным и жизненным опытом, другими учебными дисциплинами и т.д.

Большое значение для реализации принципа систематичности и последовательности имеет практическая деятельность учащихся, в процессе которой они имеют возможность не просто закрепить полученные знания, но и расшить их, научится применять в практической деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *