Прикладная математика и физика что это

«Прикладные математика и физика» (бакалавриат)

Прикладные математика и физика

Степень: Академический бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Обязательными являются вступительные экзамены по математике и русскому языку, а на выбор дается физика или информатика. Форма обучения только очная. Срок обучения — 4 года.

Получить диплом по специальности «Прикладные математика и физика» c присвоением степени бакалавра можно, закончив 11 классов среднеобразовательной школы, или после окончания обучения в колледже или училище.

Описание курса

Университетское образование дает фундаментальную подготовку в области математики и физики, помимо широкой теоретической базы у вас появятся практические навыки в области современных компьютерных технологий.

Учебный процесс грамотно организован: первые 3 года закладывается теоретическая база, а начиная с 3 курса, студенты участвуют в исследовательской деятельности. В это же время учащиеся вместе с научными руководителями начинают готовить собственные инновационные проекты.

Физика и математика — точные науки, требующие от человека хорошей памяти, смекалки и усидчивости. Проходя обучение по специальности «Прикладные математика и физика», сачковать не получится, а тот, кто будет хорошо учиться, получит навыки программирования и умение логически мыслить, следовательно, потом сможет с легкостью адаптироваться на рынке труда и стать востребованным специалистом.

Чему обучают

Абитуриенту интересно знать, что же он будет изучать в течение 4 лет, для этого можно выделить некоторые профильные дисциплины:

Так же можно отметить не менее важные предметы:

Если вам интересны данные предметы и вы хотите углубиться в их познание, то специальность «Прикладные математика и физика» будет весьма актуальна.

Навыки, приобретаемые в ходе обучения

Пройдя обучение по данной специальности, вы:

— научитесь работать с различными методами в области физики и математики;

— хорошо будете разбираться в новинках ПО;

— сможете строить качественные и количественные модели с помощью теории и методов математики, физики и информатики;

— научитесь готовить отчеты в научно-технической сфере;

— будете готовы создавать новые объекты техники и хорошо разбираться в технологиях.

Вы узнаете и научитесь не только всему вышеперечисленному, но и многому другому в области прикладных физических исследований и в использовании информационных, мультимедийных и телекоммуникационных технологий.

По окончании обучающего курса, студентам нужно будет выполнить выпускную квалификационную работу в рукописном и электронном виде.

Будущая профессия

Каждый выпускник может заняться проектной деятельностью и работать в научно-исследовательском институте. Вообще, знания, полученные за годы обучения, пригодятся в разных сферах, где в основе своей лежит математический анализ, и требуется работа с вычислительными технологиями. Стоит заметить, что работодатели очень позитивно воспринимают диплом бакалавра по специальности «Прикладная математика и физика».

Источник

Обзор специальности «Прикладная математика и физика»

Большинство абитуриентов, «увидев» данную специальность, полагает, что речь пойдет о подготовке педагогов по соответствующим дисциплинам. На самом деле профиль не так прост, как кажется на первый взгляд, а спектр применения дипломированных специалистов гораздо шире.

Прикладная математика и физика что это. Смотреть фото Прикладная математика и физика что это. Смотреть картинку Прикладная математика и физика что это. Картинка про Прикладная математика и физика что это. Фото Прикладная математика и физика что это

Большинство абитуриентов, «увидев» данную специальность, полагает, что речь пойдет о подготовке педагогов по соответствующим дисциплинам. На самом деле профиль не так прост, как кажется на первый взгляд, а спектр применения дипломированных специалистов гораздо шире.

Чему учат студентов?

Направление «Прикладные математика и физика» является междисциплинарным, поэтому учащиеся получают глубокие знания и развивают соответствующие навыки в одинаковом объеме в рамках двух предметов: математики и физики. Помимо проведения банальных расчетов и анализа ситуации, констатации причинно-следственных связей и прогнозов, студенты овладевают техникой организации и реализации научных изысканий, экспериментов, а также приемами компьютерного моделирования и проектирования.

Прикладная математика и физика что это. Смотреть фото Прикладная математика и физика что это. Смотреть картинку Прикладная математика и физика что это. Картинка про Прикладная математика и физика что это. Фото Прикладная математика и физика что этоВыпускники специальности «Прикладная математика и физика»

Поверьте, выпускники рассматриваемого профиля востребованы в самых разных отраслях народного хозяйства: от педагогики до инженерии, IT-среды до инноватики, инфобезопасности до руководителей среднего и высшего звена, медицины до наноинженерии, исследователей. Дипломаты могут успешно трудиться на производстве и/или развивать научную мысль и новые тенденции, обоснованные веяния, проверяя и доказывая действие теорий, законов и прочих нюансов.

Специальность «Прикладные математика и физика» уникальна, так как готовит, как практиков, так и теоретиков (исследователей) одновременно. Ключевыми профессиональными навыками выпускников данного профиля выступают:

Таким образом, специальность «Прикладные математика и физика» способна развивать как точные навыки, так и подключать воображение, творческую жилку, но при этом каждый шаг подчиняется конкретным научным законам и призван решить точно диагностированную проблему с учетом потенциального эффекта.

Какие дисциплины изучают студенты?

Специальность «Прикладные математика и физика» относится к числу технических, точных и естественнонаучных программ, поэтому освоить ее можно на базе ФизМата, естественнонаучного факультета или политехнического, технического вуза. На базе колледжей профиль будет доступен только в качестве одного из направлений педагогики.

Сама по себе образовательная программа сфокусирована на двух науках: математика и физика, поэтому студенты тотально погрузятся в эти направления, захватив смежные и наиболее актуальные предметы, необходимые для более качественной работы и продвижений в данном русле.

Прикладная математика и физика что это. Смотреть фото Прикладная математика и физика что это. Смотреть картинку Прикладная математика и физика что это. Картинка про Прикладная математика и физика что это. Фото Прикладная математика и физика что этоУчебный процесс

Итак, к чему же готовиться новичкам? В первую очередь, следует учесть, что изучению будут подвергаться не только две указанные области, но и иные предметы: общеразвивающего и базового плана, профильные (с учетом выбранной сферы деятельности и отрасли). Учащиеся первых 1-2- курсов осваивают общие предметы при вузовской программе, но акцент будет сделан на погружении в математические и физические области.

Математический блок включает в себя геометрию и алгебру, теорию вероятностей, математическую статистику, матанализ, дискретную математику, диффуравнения и пр. Физический модуль состоит из таких предметов, как общая и теоретическая физика, квантовая механика и пр. Помимо этого, студенты освоят часть IT-предметов: от азов программирования до систем информационной безопасности, анализа данных на специальных программах, разработка и проверка программ/приложений, компьютерное моделирование и проектирование и пр.

Помимо теоретического погружения, перво-второкурсники выполняют НИР, курсовые и лабораторные работы, рефераты и доклад, простейшие эксперименты. Также их привлекают к азам научно-исследовательской жизни: подготовке научных докладов и статей, участию в конференциях и практикумах, прохождение первых (учебных, производственных и преддипломных) стажировок и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

На старших курсах студенты погружаются в науку, приступая к подготовке совместных проектов, проведению групповых или индивидуальных проектных работ, НИР, более тотальному погружению в конкретную (интересующую и соприкасающуюся с профилем) область, тему. Притом в ходе выполнения всех видов изысканий, домашнего задания учащиеся будут применять IT-приемы и машинные методы обработки данных, собственные наработки и полученный опыт.

Профильный блок ориентирован на выбранную отрасль применения специалиста: медицина – изучение современных технологий и оборудования, способов его совершенствования, оптимизации «лечебных» процедур, машиностроение – использование новых материалов, оборудования, схем и пр., педагогика – методы обучения и передачи опыта, способы решения тех или иных задач, подготовка к экзаменам (ОГЭ/ЕГЭ) и пр.

Прикладная математика и физика что это. Смотреть фото Прикладная математика и физика что это. Смотреть картинку Прикладная математика и физика что это. Картинка про Прикладная математика и физика что это. Фото Прикладная математика и физика что этоОбразовательный процесс студентов

Дипломный проект или диссертация должны продемонстрировать уровень подготовки выпускника и его профессиональную пригодность в конкретной сфере. Будьте готовы к серьезной нагрузке: множеству расчетов и анализу данных, прогнозированию результатов или организации эксперимента с целью их апробации, внимательному чтению большого объема информации (научной и учебной литературы и пр.) и т.д.

Направление «Прикладные математика и физика» подойдет человеку, если он:

Таким образом, в рамках образовательной программы «Прикладные математика и физика» студенты обретают колоссальные знания в рамках математических, физических и IT-дисциплин, а также развивают практические навыки по применению полученной базы посредством прохождения практики, проведения экспериментов и подготовки НИР, стажировки и пр.

В большинстве случаев учащиеся имеют шанс по организации и реализации зарубежной стажировки, участия в грантах или программ по международному студенческому обмену, получая тем самым фундаментальные и новейшие знания, более совершенные умения.

В 80% случаев выпускники данного направления успешно устраиваются на работу в рамках выбранной отрасли в качестве инженеров, программистов, специалистов по САПР, лаборантов, фармацевтов, технологов и пр. Лишь 20% выпускников магистратуры посвящают свою жизнь науке и исследованиям, прикрепляясь при этом к конкретной организации (объекту исследования).

Особенности выполнения НИР и ВКР по направлению «Прикладные математика и физика»

Погружаться в структуру и содержание проектов мы не станем, так как в целом к ним предъявляются стандартные требования. Автор излагает суть проблему в рамках теории (с научной точки зрения), далее выделяет конкретную проблему и анализирует реалии (в науке – проверяет действие конкретного закона, правила, на практике – анализирует ситуацию с учетом специфики деятельности и возможностей объекта), вырабатывает план мероприятий по ее решению и обосновывает его с технической, экономической и иных точек зрения.

В НИР физико-математического плана нет места погрешностям, неточностям, ошибкам. Поэтому будьте готовы к тотальной проверке данных, перепроверке всех расчетов и полученных результатов, сопоставлению данных (практических с теорией, между собой и пр.).

Обязательно учитывайте все условия и правила оформления материалов: списки графические материалы, чертежи, приложения, расчеты, ссылки и сноски первоисточники и пр.

Где, как и кем можно стать в рамках программы «Прикладные математика и физика»?

Специализация «Прикладные математика и физика» включает в себя множество более узких профилей, каждый из которых обладает уникальностью и конкретной направленностью:

Учтите, что данный профиль доступен преимущественно на базе вузов в рамках магистратуры. Приемная кампания предполагает прохождение ЕГЭ по обязательным дисциплинам (русс.яз., матем.) и профильным (физика, информатика химия, биологи, иностранный язык (зависит от «узости» специальности и сферы применения выпускника). Средний суммарный проходной балл для поступления (по стране в целом) достигает 170-230. Самыми популярными среди абитуриентов вузами, где реализуется описываемая программа, выступают МГУ, ВолГУ, БашГУ, УрФУ, СПбГУ, МФТИ и пр.

Эксперты Disshelp выполняют все виды студенческих и научных работ по профилю «Прикладные математика и физика». Грамотные и корректные расчеты, аргументированный анализ данных, четкая формулировка выводов и оформление проектов с учетом действующих стандартов и рекомендаций заказчика гарантированы каждому клиенту. В нашем арсенале: высокое качество услуг, соблюдение дедлайнов и всех условий сделки, закрепленных в договоре, конфиденциальность данных. Убедитесь в этом лично, оформив заявку на сайте или в нашем офисе.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

Прикладная математика и физика что это

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ

1.1. Направление 511600 Прикладные математика и физика утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.

1.2. Степень выпускника: бакалавр прикладных математики и физики.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы

1.3. Квалификационная характеристика выпускника. Бакалавр прикладных математики и физики может под руководством более опытного специалиста разрабатывать системы математического обеспечения решения научно-технических и производственных задач; изучать и анализировать информацию по решаемой задаче, формулировать ее сущность, давать ее математическое описание; осуществлять приведение задачи к математической форме; разрабатывать технические условия и задания на программы и подпрограммы, входящие в состав общей программы; на основе математического анализа определять возможность и методы решения задачи наиболее рациональным способом; составлять алгоритм задачи и отдельных её этапов, логическую схему программы; осуществлять разработку математической модели и выбор численного метода решения задачи; определять возможность использования готовых алгоритмов решения задач, разработанных другими организациями; выполнять работы по унификации вычислительных процессов; принимать участие в проектных работах по расширению области применения вычислительной техники, а также по совершенствованию методов математического обеспечения решения задач в области прикладных математики и физики;

на основе анализа математических моделей и алгоритмов решения физико-технических, естественнонаучных, экономических и других задач может разрабаты-вать программы, обеспечивающие возможность выполнения алгоритма и соответ-ственно поставленной задачи средствами вычислительной техники, проводить их тестирование и отладку; разрабатывать технологию решения задачи по всем этапам обработки информации; осуществлять выбор языка программирования для описания алгоритмов и структур данных; определять информацию, подлежащую обработке средствами вычислительной техники, ее объемы, структуру, с макеты и схемы ввода, обработки, хранения и вывода, методы ее контроля; определять объем и содержание данных контрольных примеров, обеспечивающих наиболее полную проверку соответствия программ их функциональному назначению; осуществлять запуск отлаженных программ и ввод исходных данных, определяемых условиями поставленных задач; проводить корректировку разработанной программы на основе анализа выходных данных; разрабатывать инструкции по работе с программами, оформлять необходимую техническую документацию; определять возможность использования готовых программных продуктов; осуществлять сопровождение внедренных программ и программных средств; разрабатывать и внедрять системы автоматической проверки правильности программ, типовые и стандартные программные средства, составлять технологию обработки информации; выполнять работу по унификации и типизации вычислительных процессов; принимать участие в создании каталогов и картотек стандартных программ, в разработке форм документов, подлежащих машинной обработке, в проектировании программ, позволяющих расширить область применения вычислительной техники;

обеспечивать правильную техническую эксплуатацию, бесперебойную работу электронного оборудования; участвовать в разработке перспективных и текущих планов и графиков работы, технического обслуживания и ремонта оборудования, мероприятий по улучшению его эксплуатации и повышению эффективности использования электронной техники; осуществлять подготовку электронно-вычислительных машин к работе, технический осмотр отдельных устройств и узлов, контролирует параметры и надежность электронных элементов оборудования, проводит тестовые проверки с целью своевременного обнаружения неисправностей, устраняет их; производить наладку элементов и блоков электронно-вычислительных машин, радиоэлектронной аппаратуры и отдельных устройств и узлов; организовать техническое обслуживание электронной техники, обеспечивать ее работоспособное состояние, рациональное использование, проведение профилактического и текущего ремонта; принимать меры по своевременному и качественному выполнению ремонтных работ согласно утвержденной документации; осуществлять контроль за проведением ремонта и испытаний электронного оборудования, за соблюдением инструкций по эксплуатации, техническому уходу за ним; участвовать в проверке технического состояния электронного оборудования, проведении профилактических осмотров и текущего ремонта, приемке его из капитального ремонта, а также в приемке и освоении вновь вводимого в эксплуатацию электронного оборудования; изучать возможность подключения дополнительных внешних устройств к электронно-вычислительным машинам с целью расширения их технических возможностей, создания вычислительных комплексов; вести учет и анализирует показатели использования электронного оборудования, изучать режимы работы и условия его эксплуатации, разрабатывать нормативные материалы по эксплуатации и техническому обслуживанию электронного оборудования; составлять заявки на электронное оборудование и запасные части к нему, техническую документацию на ремонт, отчеты о работе; осуществлять контроль за своевременным обеспечением электронной техники запасными частями и материалами, организовать хранение радиоэлектронной аппаратуры;

под руководством ведущего или ответственного исполнителя, или руководителя темы (задания), или экономиста выполнять научно-вспомогательную работу при проведении исследований или разработок в соответствии с методическими и рабочими программами; осуществлять сбор, накопление научно-технической информации и других необходимых материалов для выполнения плановой работы или отдельных заданий; систематизировать и обобщать статистические материалы и другие данные по теме (заданию) в целом, ее отдельным разделам или этапам; изучать специальную литературу по тематике проводимых исследований или разработок, составлять библиографию, аннотации, рефераты и обзоры; принимать участие в подготовке проектов перспективных и годовых планов исследований или разработок, мероприятий по повышению их экономической эффективности, научно-технических отчетов и другой технической документации; выполнять расчеты, необходимые для определения материальных и трудовых затрат проводимых исследований, разработок, экспериментов, составления планов, смет, заявок и т.п.; вести учет выполняемых работ, анализирует результаты деятельности учреждения(организации), отдельных подразделений, определять экономическую эффективность проводимых исследований и разработок, подготавливать различные обоснования, справки, составлять периодическую отчетность; принимать участие в рассмотрении методических и рабочих программ, вопросов организации выполнения работ, в обсуждении полученных результатов исследований, разработок и экспериментов, а также в подготовке и осуществлении мероприятий по их внедрению. Требования к знаниям и умениям выпускников, обеспечивающих удовлетворение приведенным квалификационным требованиям, приводятся в п.7.1.

Исходя из своих квалификационых возможностей выпускник бакалавриата по направлению 511600 «Прикладные математика и физика» может занимать должности: математик, инженер-программист (программист), инженер-электроник (электроник), экономист (ВЦ, по планированию, по финансовой работе) и другие в соответствии с требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.98 N37.

Должностные обязанности перечисленных выше должностей содержатся в приложении ©1 к настоящему Государственному образовательному стандарту.

1.4. Возможности продолжения образования.

Бакалавр подготовлен к продолжению образования в магистратуре по направлениям:

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
511600 «Прикладные математика и физика»

3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы научно-исследовательской работы.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 511600 «Прикладные математика и физика».

ИндексНаименование дисциплин и их основные разделыВсего часов
ГСЭОбщие гуманитарные и социально- экономические дисциплины1800
ГСЭ.Ф.00Федеральный компонент 1550
ГСЭ.Ф.01Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребитель-ных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

730
ГСЭ.Ф.02Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

450
ГСЭ.Ф.03Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XY вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаты в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

70
ГСЭ.Ф.04Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

70
ГСЭ.Ф.05Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

ГСЭ.Ф.06Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка, служебных документов. Интернациональные свойства русской официальной деловой письменной речью Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

ГСЭ.Ф.07Правоведение

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

ГСЭ.Ф.08Психология и педагогика

П с и х о л о г и я: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

П е д а г о г и к а: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережение. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Валютный курс. особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

ГСЭ.Р.00Национально-региональный (вузовский) компонент100
ГСЭ.В.00Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом150
ЕНОбщие математические и естественно научные дисциплины3980
ЕН.Ф.00Федеральный компонент 3500
ЕН.Ф.01Математика

Действительные числа и их свойства. Рациональные и иррациональные числа. Несчетность множества действительных чисел. Предел последовательности. Существование предела. Число e. Теорема Больцано-Вейерштрасса. Критерий Коши. Понятие функции, предел функции. Свойства пределов функций. Непрерывность функции в точке. Разрывы первого и второго рода. Производные функции в точке. Геометрический и физический смысл производной. Непрерывность функции. Свойства производной. Производные элементарных функций. Геометрический смысл дифференциала. Задачи на экстремум. Необходимое условие экстремума. Достаточные условия экстремума. Правила Лопиталя. Первообразная функция и неопределенный интеграл. Интегрирование рациональных дробей, иррациональных и трансцендентных функций. Функции многих переменных. Предел и непрерывность функции. Частные производные. Дифференцируемость функций. Геометрический смысл частных производных и первого дифференциала. Неявные функции и теорема о их существовании. Интегральное исчисление функций одного переменного. Определенный интеграл Римана. Определенный интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. Криволинейные интегралы. Несобственные интегралы. Критерий Коши сходимости несобственных интегралов. Абсолютно и условно сходящиеся интегралы. Числовые ряды. Свойства сходящихся рядов и их сходимость к нулю. Критерий сходимости Коши. Необходимое и достаточное условия сходимости ряда с неотрицательными членами. Функциональные последовательности и ряды. Равномерная сходимость, критерий Коши, признак Вейерштрасса. Почленное интегрирование и дифференцирование функционального ряда. Степенные ряды. Круг сходимости степенного ряда. Почленное дифференцирование и интегрирование степенного ряда. Разложение функций в степенный ряд (ряд Тейлора). Аналитические функции. Формула Эйлера. Ряды Фурье, лемма Римана, ядро Дирихле. Принцип локализации. Ряд Фурье в комплексной форме. Метрические, полные, линейные пространства. Нормированные пространства. Интегралы, зависящие от параметра. Интеграл и преобразование Фурье и его свойства. Обобщенные функции. Сходимость в пространстве обобщенных функций. δ-функция. Экстремумы функций многих переменных. Кратные интегралы. Поверхностные интегралы. Скалярные и векторные поля. Формулы Остроградского-Гаусса, Стокса;

Линейная алгебра и аналитическая геометрия:

Системы координат. Скалярное и векторное произведения. Изменение координат вектора при замене базиса. Метод координат. Формула перехода от декартовой системы координат к другой. Полярная система координат. Прямая и плоскость. Векторное уравнение прямой, уравнение прямой в координатах. Плоскость в пространстве. Различные формы уравнения плоскости. Прямая в пространстве. Уравнение прямой в векторной и координатной форме. Цилиндрические и конические поверхности. Линии и поверхности второго порядка. Поверхности вращения, эллипсоид, параболоиды, гиперболоиды. Аффинные преобразования на плоскости. Понятие о группе. Определители n-го порядка системы линейных уравнений. Матрицы, миноры, определители. Ранг матрицы. Теоремы о ранге матрицы и о базисном миноре. Определитель произведения двух матриц, обратная матрица. Системы линейных уравнений. Линейное пространство. Базис, размерность. Матрица перехода. Линейные отображения и линейные (матрицы) преобразования линейного пространства. Собственные векторы и собственные значения линейных преобразований. Инвариантные пространства. Характеристическое уравнение. Линейные формы. Сопряженное (двойственное) пространство. Билинейные и квадратичные формы. Евклидово пространство. Скалярное произведение. Матрица Грамма. Ортогональные матрицы. Самосопряженные преобразования, свойства их собственных векторов и собственных значений. Отыскание ортонормированного базиса, в котором квадратичная форма имеет диагональный вид. Понятие о тензорах. Основные тензорные операции.

Основные понятия, простейшие типы обыкновенных дифференциальных уравнений. Интегрирующий множитель. Методы понижения порядка дифференциальных уравнений. Линейные уравнения и линейные системы уравнений постоянными коэффициентами. Элементы вариационного исчисления. Задача Коши. Автономные системы дифференциальных уравнений. Первые интегралы и линейные однородные уравнения в частных производных первого порядка. Линейные уравнения и линейные системы уравнений с переменными коэффициентами.

Теория функций комплексного переменного (ТФКП):

Комплексные числа. Последовательность. Сфера Римана. Непрерывные функции и их свойства. Интегралы от непрерывных функций и их свойства. Дифференцируемые функции. Регулярные функции. Степенные ряды. Интегральная формула Коши. Теорема единственности. Ряды Лорана. Теоремы Сохоцкого и Пикара. Логарифмическая функция. Степенная функция. Точки ветвления. Вычеты и способы их нахождения. Основная теорема о вычетах. Лемма Жордана. Принцип аргумента. Теорема Руше. Разложение мероморфных функций на элементарные дроби. Геометрический смысл модуля и аргумента производной. Теорема об обратных функциях. Однолистные функции. Определение и общие свойства комфорных отображений. Принцип соответствия границ. Дробно-линейные отображения. Функция Жуковского. Принцип симметрии. Задача Дирихле для уравнения Лапласа. Формулы Пуассона для полуплоскости и круга. Функция Грина и ее свойства.

Уравнения математической физики (ч.1):

Основы теории вероятностей и стохастических процессов

Понятие случайного события и его вероятности. Основные теоремы о вероятности. Понятие случайной величины и ее функции распределения. Распределение суммы, произведения и частного независимых случайных величин. Закон больших чисел. Центральная предельная теорема;

1600
ЕН.Ф.02Физика

Физические основы механики:

Физические свойства пространства и времени. Преобразования Галилея. Кинематика и динамика материальной точки. Законы сохранения. Основы специальной теории относительности. Неинерциальные системы отсчета. Кинематика и динамика абсолютно твердого тела. Колебательное движение. Деформация и напряжение в твердых телах. Механика жидкостей и газов. Волны в сплошной среде и элементы акустики.

Молекулярная физика и термодинамика:

Основные экспериментальные факты о дискретном строении вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Тепловое движение. Статистическое описание молекулярных явлений. Идеальный газ. Понятие температуры. Распределение молекул по скоростям. Броуновское движение. Термодинамический подход к описанию молекулярных явлений. Первое и второе начало термодинамики. Циклические процессы. Понятие энтропии. Реальные газы и жидкости. Поверхностные явления в жидкостях. Испарение и кипение. Явления переноса.

Электричество и магнетизм:

Электромагнитное взаимодействие. Постоянное электрическое поле при наличии диэлектриков. Энергия электростатического поля. Постоянный электрический ток. Явление электропроводности. Стационарное магнитное поле. Магнетики. Электромагнитная индукция. Электромагнитные колебания. Квазистационарные переменные токи. Уравнение Максвелла. Основные свойства электромагнитных волн.

Оптика и основы квантовой микрофизики:

Шкала электромагнитных волн. Элементы фотометрии. Основные законы распространения света: принципы Гюйгенса, Ферма. Формулы Френеля. Дифракция и интерференция света. Лучевая (геометрическая ) оптика. Поляризация. Дисперсия и рассеяние света. Скорость света и основы теории относительности. Квантовые свойства излучения. Излучение света веществом. Законы излучения абсолютно черного тела. Волны де Бройля. Атом водорода по Бору. Водородоподобные атомы. Основы квантовой механики. Взаимодействие квантовой системы с излучением. Рентгеновские спектры. Атом в поле внешних сил Молекулы.

Нуклон. Взаимодействие ядерного излучения с веществом.

1000
ЕН.Ф.03Информатика

Теоретические основы информатики:

Понятие информации. Языки программирования. Основные типы данных и их представление в ЭВМ. Понятие о файловых системах. Структуры данных и их реализация на базе линейной памяти ЭВМ. Рекурсивные и итерационные алгоритмы обработки данных. Структура данных в прикладных программах. Построение файловых систем. Компиляция и интерпретация. Операционные системы.

Основы компьютерных технологий:

Принципы создания пакетов стандартных программ. Обеспечение дружественного интерфейса прикладных программ. Понятие об архитектуре ЭВМ. Компьютерный практикум. Современные языки программирования; стандартные и специальные пакеты прикладных программ решения задач, обработки данных и представление полученных результатов. Основы теории и практики современных сетевых информационных технологий. Аналого-цифровые преобразователи, практические навыки по применению персональных компьютеров для регистрации, визуализации, обработки аналоговых и цифровых сигналов различной физической природы, математического моделирования явлений и процессов, создания, поддержания и управления базами данных, приема и передачи данных.

Основные представления об электронном строении атомов и квантовых числах электрона. Классификация элементов по электронному строению и периодической системе, геометрические и энергетические характеристики атомов и их периодичность. Химические связи в двух- и многоатомных молекулах, координационные соединения. Основы термохимии, причины протекания химических реакций, скорость протекания химических реакций и факторы ее определяющие. Особенности протекания окислительно-восстановительных реакций. Использование их в качестве химических источников тока. Основные свойства растворов и кислотно-основного равновесия, включая буферные системы. Процессы комплексообразования. Тенденции изменения свойств химических элементов и их важнейших соединений. Теоретические основы строения органических соединений, номенклатуры важнейших классов органических и природных соединений, их характерные свойства.

130
ЕН.Ф.05Экология

Структура и динамика экосистем. Биогеохимические круговороты. Проблемы популяций в животном и растительном мире. Проблема популяции человека. Проблема устойчивого развития. Воспроизводство и охрана природных ресурсов. Прикладные и технологические аспекты экологии. Математические модели в экологии. Экология и экономика.

50
ЕН.Ф.06Современные проблемы естествознания (Б)

Масштабы, константы. Экспериментальные сведения о волновых и квантовых свойствах излучения и вещества. Взаимодействие квантовой системы с излучением. Системы многих частиц. Свойства атомных ядер. Радиоактивность. Ядерные реакции. Эксперименты в физике высоких энергий. Нуклонные взаимодействия и свойства ядерных сил. Модели атомных ядер. Взаимодействие ядерного излучения с веществом. Элементарные частицы и взаимодействия. Электромагнитные, сильные, слабые взаимодействия. Дискретные симметрии. Объединение взаимодействий. Современные астрофизические представления.

Электромагнитное поле как идеальный газ фононов.

Спонтанное и индуцированное излучение. Лазеры. Строение и свойства твердых тел. Колебания решеток. Фононы. Энергетический спектр электронов в кристаллах. Зонная схема. Металлы, полупроводники, изоляторы. Сверхпроводники и их основные свойства. Высокотемпературная сверхпроводимость.

Дополнительные главы высшей математики

480
ЕН.Р.00Региональный (вузовский) компонент, в том числе дисциплины и курсы по выбору студента480
ОПДОбщепрофессиональные дисциплины направления900
ОПД.Ф.00Федеральный компонент 810
ОПД.Ф.01Теоретическая физика

Классическая теоретическая механика:

Траектория; законы движения; скорость и ускорение точки. Теорема о сложении скоростей. Угловая скорость твердого тела. Сложение движений твердого тела (поступательного и вращательного). Теорема Эйлера о поле скоростей движущегося твердого тела. Поле скоростей и ускорений тела с одной неподвижной точкой. Теорема Кориолиса. Уравнения движения материальной точки в декартовых и естественных координатах. Теоремы динамики точки. Первые интегралы уравнений движения. Движение по поверхности и вдоль кривой. Реакции связей. Теорема об изменении энергии для несвободной точки. Относительные равновесие и движение точки со связью; связи систем точек и их классификация. Обобщенные координаты и обобщенные силы. Принцип виртуальных перемещений. Принцип Даламбера-Лагранжа для систем с идеальными связями. Внутренние и внешние силы. Теоремы динамики систем. Первые интегралы уравнений движения и законы сохранения. Уравнения движения систем переменного состава.

Уравнения Лагранжа второго рода. Циклические координаты. Уравнения Рауса для систем с циклическими координатами. Канонические уравнения Гамильтона. Принципы Гамильтона и Мопертюи-Лагранжа. Интегральные инварианты. Канонические преобразования. Уравнение Гамильтона-Якоби; равновесие; устойчивость. Равновесие консервативных и диссипативных систем. Реакция линейной стационарной системы на гармоническое воздействие. Частотные характеристики.

Основы специальной теории относительности. Описание движения релятивистской частицы в ковариантной форме. Лагранжиан заряженной частицы и электромагнитного поля. Уравнение Максвелла в трехмерной и четырехмерной формах. Инварианты электромагнитного поля. Энергия системы заряженных частиц в статистическом электрическом и магнитном полях. Запаздывающие потенциалы. Излучение электромагнитного поля системой заряженных частиц. Рассеяние электромагнитных волн системами заряженных частиц. Торможение излучением. Задачи о рассеянии и распадах релятивистских частиц. Движение заряженных частиц в электромагнитных полях. Излучение электромагнитного поля движущимися заряженными частицами и рассеяние плоской монохроматической волны простыми нерелятивистскими системами зарядов.

Принципы описания микроскопических систем и основные постулаты квантовой механики. Основы теории описания состояния квантовых систем. Связь основных симметрий систем с интегралами движения. Состояние и энергетический спектр частиц в гармоническом и кулоновском потенциалах. Применение для решения задач. Приближенные методы квантовой механики. Особенности описания многочастотных квантовых систем. Связь спина со статистикой. Принципы описания состояний и определения энергетического спектра сложного атома. Особенности квантового описания рассеяния частиц. Взаимодействие заряженных частиц с квантовым электромагнитном полем. Излучение и поглощение фотонов.

Основные принципы статистической физики. Термодинамика и статистика. Распределение Гиббса. Идеальный газ. Распределение Больцмана. Основы кинетической теории газов. Распределения Ферми и Бозе. Основы физики конденсированного состояния, неидеальных газов и растворов.

660
ОПД.Ф.02Информатика

Применение компьютеров в научных исследованиях:

Современные языки программирования; стандартные и специальные пакеты прикладных программ решения задач обработки данных и представления полученных результатов; основы теории и практики современных сетевых информационных технологий; аналого-цифровые преобразователи; практические навыки по применению персональных компьютеров для регистрации, визуализации, обработки аналоговых и цифровых сигналов различной физической природы. Математическое моделирование явлений и процессов; создание, поддержание и управление базами данных, приема и передачи информации.

150
ОПД.Р.00Региональный (вузовский) компонент, в том числе дисциплины и курсы по выбору студента90
СД.00
НИР.00
Специальные дисциплины. (устанавливаются вузом)
Научно-исследовательская работа бакалавра (НИР)
1200
540
ФТД.00
ФТД.01
ФТД.02
ФТД.03
Факультативы
Факультативные дисциплины ГСЭ, ЕН, ОПД и СД циклов
Военная подготовка
Факультативные дисциплины, в том числе дисциплины дополнительных квалификаций
600
130
250
220

Всего теоретического обучения 9020 часов

Итоговая государственная аттестация 280 часов

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 511600 «Прикладные математика и физика».

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель,

а также экзаменационные сессии 167 недель;

выпускной квалификационной работы не менее 5 недель;

каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) не менее 36 недель.

5.2. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.3. Объем аудиторных занятий студента в связи с большим количеством лабораторных работ и учебно-научно-исследовательской работы не должен превышать в среднем за весь период теоретического обучения 38 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.4. По решению ученого совета вуза до 30% самостоятельной работы студента могут осуществляться во вне учебное время под руководством преподавателя.

5.5. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе, не менее двух недель в зимний период.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 511600 «Прикладные математика и физика»

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки бакалавра на основе настоящего государственного образовательного стандарта бакалавра.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам, практическим занятиям и научно-исследовательской работе, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. Преподаватели специальных дисциплин должны, как правило, иметь ученую степень и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере, в том числе, обязательно в период обучения.

Учебно-методический совет по направлению 511600 Прикладные математика и физика рекомендует следующие соотношения преподавателей, имеющих ученую степень и звание:

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

При разработке основной образовательной программы:

6.3.1. Каждый раздел федерального компонента по блокам ЕН и ОПД дисциплин должен содержать, обязательный для каждого студента перечень заданий (курсовых работ) по каждому подразделу дисциплин:

лабораторно-практических работ по каждому подразделу дисциплин:

6.3.2. Должна быть представлена информационная база, обеспечивающая подготовку высококвалифицированного специалиста:

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра по направлению 511600 «Прикладные математика и физика» должно располагать соответствующей действующим санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.

6.5. Требования к организации практик

В соответствии с настоящим стандартом профессиональная подготовка бакалавров не предусматривает практики и наряду с дисциплинами в рамках циклов ОПД и СД обеспечивается научно-исследовательской работой студента в семестре, встроенной в учебный процесс (предусмотренной учебным планом).

При организации педагогической практики (в случае освоения студентами дополнительной образовательно-профессиональной программы «Преподаватель основной школы») УМО рекомендует следующее разделение видов практик:

учебно-ознакомительная 1 неделя,

учебно-воспитательная 3 недели,

6.6. Требования к условиям дополнительного образования студентов

Высшее учебное заведение обязано предоставить студентам условия для освоения на факультативной основе дополнительных квалификаций в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников вузов: «Патентовед», «Менеджер наукоемких технологий», «Переводчик с фере профессиональных коммуникаций», дополнительных квалификаций педагогического профиля и других, утвержденных Минобразованием России.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 511600 «Прикладные математика и физика»

7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра

Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени, которые с учетом результатов итоговой государственной аттестации обеспечивают выполнение профессиональных обязанностей в соответствии с квалификационными требованиями, изложенными в п.1.3.

В том числе бакалавр должен знать:

специальную литературу по тематике исследований и разработок; достижения науки и техники в соответствующей области знаний в стране и за рубежом; порядок пользования реферативными и справочно-информационными изданиями; методы проведения исследований, разработок и экспериментальных работ; планирование и организацию научных исследований и разработок, методы определения их экономической эффективности;

основы трудового законодательства; постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся использования вычислительной техники при обработке информации; руководящие и нормативные материалы, регламентирующие методы разработки алгоритмов и программ; постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по вопросам профессиональной деятельности, эксплуатации и ремонта электронного оборудования;

технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, назначение и режимы работы ЭВМ и другого оборудования, правила их технической эксплуатации; технологию обработки информации с использованием вычислительной техники; виды технических носителей информации; методы классификации и кодирования информации; действующие системы счислений, шифров и кодов; стандартные программы и команды; основы математического обеспечения и программирования; методы математического моделирования и формализации задач, разработки алгоритмов, математического и логического анализа; основные принципы структурного программирования; виды программного обеспечения; формализованные языки программирования; действующие стандарты, системы счислений, шифров и кодов; передовой отечественный и зарубежный опыт программирования и использования вычислительной техники; организацию ремонтного обслуживания; передовой отечественный и зарубежный опыт эксплуатации и технического обслуживания электронного оборудования; порядок составления заявок на электронное оборудование, запасные части, проведение ремонта и другой технической документации; основы экономики, организации труда и организации производства; правила и нормы охраны труда;

методы разработки перспективных и текущих планов (графиков) работы и порядок составления отчетности об их выполнении; порядок оформления научно-технической документации; методы учета и анализа результатов работы подразделений учреждения (организации); установленную отчетность о деятельности учреждения (организации) и порядок ее составления; методы и средства выполнения экономических расчетов и вычислительных работ; средства технологического оснащения управленческого труда; экономику, организацию труда и производства.

7.2. Требования к государственной итоговой аттестации

7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.

Итоговая государственная аттестация бакалавра включает защиту выпускной квалификационной работы (ВКР) и государственные экзамены (ГКЭ) по математике и физике, которые позволяют выявить общетеоретическую и специализированную подготовку выпускника к решению профессиональных задач.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра к выполнению квалификационных требований, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в магистратуре в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

7.2.2. Требования к выпускной работе бакалавра

Квалификационная работа бакалавра должна быть представлена в форме рукописи в компьютерном исполнении, сопровождаться перечнем изученной литературы и необходимыми иллюстрациями.

Требования к содержанию, объему и структуре определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, настоящего государственного образовательного стандарта и методических рекомендаций УМС в области прикладной математики и физики.

В соответствии с требованиями УМС выпускная квалификационная работа бакалавра прикладных математики и физики представляет собой актуальное для современных физико-технических и математических проблем естествознания законченное учебно-научное исследование, выполненное под руководством ученого, непосредственно занимающимся соответствующей проблематикой и имеющего ученую степень не ниже кандидата наук. В ВКР на основании критического анализа материалов, опубликованных в научно-технических изданиях, должны быть сформулированы: основные цели работы, решаемые задачи, обоснованы и описаны соответствующие методы их решения (теоретические, экспериментальные или расчетные). В случае необходимости в работу включается раздел с технико-экономическим обоснованием. Обязательный раздел, посвященный анализу полученных результатов, должен содержать обоснование их достоверности и при необходимости оценку погрешностей расчетов (измерений).

Объем работы не должен превышать 2-х печатных листов, включающих таблицы, рисунки, иллюстрации, список использованной литературы и выводы.

Выпускная квалификационная работа бакалавра может также выполняться в форме обобщенного научного реферата по проблеме, связанной с профессиональной ориентацией выпускника.

7.2.3. Требования к государственному экзамену

Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 511600 Прикладные математика и физика определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМС в области прикладной математики и физики, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, и настоящего государственного образовательного стандарта.

Настоящим стандартом предусмотрены два государственных квалификационных экзамена (ГКЭ) по основным дисциплинам федерального компонента естественнонаучного блока: по ЕН.Ф.01 «Математика», ЕН.Ф.02 «Физика» и ЕН.Ф.06 «Современные проблемы естествознания (Б)». ГКЭ проводятся после завершения обучения по основным разделам указанных дисциплин, как правило, после третьего года обучения по программе подготовки бакалавра. По усмотрению вуза, ГКЭ могут проводиться в различных формах: письменные, устные или комбинированные. Программы ГКЭ должны содержать базовые (основополагающие) элементы всех разделов, входящих в соответствующую дисциплину, знание которых, включая умение решать задачи с использованием теоретического инструментария и/или численного моделирования, обеспечивает выполнение профессиональных обязанностей в соответствии с квалификационными требованиями, изложенными в п.1.3 настоящего стандарта.

Учебно-методический совет по направлению 511600 «Прикладные математика и физика».

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по направлению «Прикладные математика и физика» 25 ноября 1999 года, протокол N 6.

__________________________ Кудрявцев Николай Николаевич

Заместитель председателя УМС.

__________________________ Кондранин Тимофей Владимирович.

Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования:
Начальник Г.К.Шестаков
Заместитель начальника В.С.Сенашенко

Сотрудник, курирующий данное направление
главный специалист Н.Р.Сенаторова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *