При помощи чего осуществляется общение

Общение: функции, структура, средства

Функции и структура общения в психологии

Необходимо рассмотреть структуру и функцию общения для того, чтобы понимать его механизм и дать полноценное определение.

Общение – взаимодействие людей, при которых реализуются их социальные отношения.

В общении существует три взаимосвязанные составляющие:

Общение выполняет ряд функций:

Рассмотрим каждую из них.

Средства общения

Средство общения – это поведенческие аспекты, которые во время коммуникации проявляются и адресуются партнеру в ходе общения.

Средства общения бывают двух видов:

К вербальным средствам относят:

Язык – это система единых слов, выражений, правил, которые используются в момент коммуникации.

Интонация – это эмоциональная выразительность, придающая разный смысловой окрас одной и той же фразе.

К невербальным средствам относят:

Классификация дистанции

Рассмотрим отдельно виды дистанции. Она бывает 4 видов:

При нарушении данной дистанции у человека наблюдаются физиологически изменения: учащение сердцебиения, повышение адреналина и т.д. Раннее вторжение в интимную зону в момент коммуникации говорит о покушении на неприкосновенность собеседника.

Ученые вывели процентную составляющую использованных средств человека во время коммуникации:

Структура общения в психологии

Таким образом, исследователи выделяют 7 этапов общения:

Источник

Понятие общения, разновидности с примерами

Понятие общения

Общение — процесс взаимосвязи субъектов общества, который заключается во взаимном обмене информацией, умениями, результатами труда, навыками, деятельностью.

Посредством общения личность социализируется, происходит накопление социального опыта и формирование индивидуальностей.

Основные цели общения

Имеются 3 аспекта общения, которые взаимосвязаны между собой:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Цель общения — причины, побуждающие к обмену информацией и образованию межличностного контакта.

Содержание общения — совокупность коммуникативных данных.

Средства общения — способы передачи информации.

С помощью целей человек восполняет свои культурные, социальные, познавательные, творческие и эстетические потребности.

В зависимости от целей, общение делится на 2 типа:

В свою очередь, в социальной коммуникации выделяют несколько разновидностей:

Средства общения

Средства общения — методы передачи, обработки и получения информации.

Способы коммуникативного взаимодействия делятся на 2 вида:

Вербальное общение осуществляется посредством использования речи. Невербальное — при помощи органов чувств человека.

Способы передачи и получения информации

Способы межличностной трансляции информации делятся на 2 категории:

Способами получения информации выступают:

Органы чувств как средства общения

Более 50% информации человек передает при помощи невербального общения.

Невербальные средства общения — система из знаков, дополняющая или заменяющая вербальную коммуникацию. Осуществляется при помощи органов чувств.

К невербальным средствам относятся:

Визуальные

В состав визуальных методов коммуникации входят:

В коммуникации выделяют несколько зон общения:

Акустические

Звуковые средства коммуникации можно разделить на:

1. Имеющие отношения к речи:

2. Не относящиеся к речи:

Тактильные

Тактильными называют средства общения, связанные с прикосновениями. Они бывают двух видов:

Технические средства передачи данных

С развитием технологий стали активно использоваться технические средства для обмена данными. Несомненно, у них есть ряд преимуществ:

Информация может храниться и передаваться в различном виде:

Для передачи и получения данных используются различные технические средства и носители:

Неизменными остаются так же бумажные носители информации: книги, журналы, письма.

Речь, как главное средство общения

Основным вербальным средством общения является речь.

Речь — коммуникативный процесс между людьми, осуществляемый с помощью языка.

Устная речь помогает производить обмен информацией. Письменная речь является накоплением исторического опыта.

Речь выполняет несколько функций:

Функции речи взаимосвязаны с её свойствами:

Речь невозможна без владения каким-либо языком.

Различают 3 вида речи:

1. Внешняя.

Направлена на коммуникативное взаимодействие с другими людьми посредством разговора или с помощью различных гаджетов.

Она подразделяется на:

Устная речь бывает:

Монологическая речь — длительное обращение одного человека к другим.

Это может быть речь лектора или докладчика. Такая речь обычно строится соответственно плану, должна быть грамотно и последовательно изложена.

Диалогическая речь — общение двоих и более людей. Представляет собой поочерёдные реплики собеседников. Может быть дополнена мимикой или жестами. Такая речь является импровизированной, может быть неполной по содержанию.

2. Внутренняя.

Такая речь характеризуется беззвучным проговариванием «про себя» каких-то слов или фраз. Она помогает спланировать или контролировать коммуникативный процесс.

3. Эгоцентрическая речь присуща детям дошкольного возраста, которые проговаривая вслух, описывают или планируют свою деятельность.

Виды общения

Существует несколько классификаций видов общения:

По содержанию

В зависимости от содержания, выделяют варианты коммуникативного взаимодействия:

По средствам

Исходя из используемых средств для общения, выделяют:

По используемой технике общения

В зависимости от используемой в общении техники, его разделяют на такие виды:

Уровни общения

Уровни общения зависят от культуры собеседников, их моральных и личностных качеств, коммуникативной ситуации и социума. Существуют разные классификации уровней общения. Обратимся к более новому разделению уровней по Е. В. Андриенко, от 2000 года:

Фатический

Фатический уровень коммуникации подразумевает взаимообмен репликами, которые направлены на сохранение разговора и не несут никакой серьезной смысловой нагрузки. Это уровень вынужденного общения, когда собеседники друг другу не интересны, но продолжают разговор, например, по причине скуки.

Информационный

Информационный уровень предполагает обмен новыми данными, темами, которые интересуют собеседников. такой уровень общения наблюдается при контактах с друзьями или когда люди объединены общей деятельностью.

Личностный

Личностный уровень общения в некоторых классификациях называют духовным. Данный этап коммуникации характеризуется глубоким взаимодействием, раскрывающим собеседникам их личностные качества, мировоззрения. Возникновение такого уровня тесно связано с такими чувствами и ощущениями, как: любовь, вдохновение, озарение, счастье.

Личностный уровень общения положительно влияет на формирование нравственности в обществе.

Примеры общения в обществе

Материальное

Когнитивное

Деятельностное

Мотивационное

Манипулятивное

Межличностное

Деловое

Светское

Источник

Что такое общение — определение, виды, этапы, средства, цели

При помощи чего осуществляется общение. Смотреть фото При помощи чего осуществляется общение. Смотреть картинку При помощи чего осуществляется общение. Картинка про При помощи чего осуществляется общение. Фото При помощи чего осуществляется общение

Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.

Что такое общение?

Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:

С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).

Средства общения

Средствами общения называют способы представления, обработки, передачи, кодирования и декодирования информации. Под кодированием здесь подразумевается преобразование информации в вид, подходящий для передачи (устная речь, бумажное письмо, электронное сообщение). Соответственно, декодирование – это восприятие сказанного на слух, чтение с бумаги или с экрана.

Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.

1. Вербальные средства общения

В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).

Примеры вербальной передачи информации:

Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.

2. Невербальные средства общения

К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.

Примеры невербальной передачи информации:

Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.

Цели общения

Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).

Основные функциональные цели общения:

Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.

Этапы общения

Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:

Функции общения

Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:

Виды общения

В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:

Стороны общения

Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):

Роль общения в человеческой жизни

Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.

Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.

Источник

Средства общения

Как общаются между собой люди?

Общение осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств. Конечно, люди общаются между собой непосредственно и используют для этого язык и речь, а также сигналы, передаваемые нашим телом, в частности, голос и его интонацию, движения рук, пальцев, позы тела.

С развитием информационных технологий люди могут общаться, находясь на далеком расстоянии друг от друга как в реальном времени, так и тогда, когда им удобно. Кроме того, общение между людьми может происходить опосредованно благодаря, например, листам, книги, рисункам.

Свои мысли, переживания люди могут передавать друг другу, используя для этого различные предметы или символы.

Когда немец что-то рассказывал, венгр кивал головой и говорил «jawohl», а только тот умолкал, он говорил «was?», и немец начинал снова. Кроме того, венгр любил жестикулировать и все время руками, головой, всем телом реагировал на рассказ немца. Немец был доволен и продолжал говорить.

И только когда приехали на место, немец понял, что венгр совсем не знает немецкого языка.

С помощью каких средств они общались?

А какой средства общения люди предпочитают? Есть такая скандинавская сага об общении, которую пересказал академик А.А. Белецкий. В ней рассказывается, как однажды между мудрецом-богословом и глазом викингом состоялся диспут. Богослов показал один палец, на что одноглазый викинг ответил. показав два пальца.

Богослов показал три пальца, после чего викинг показал кулак, тогда богослов съел вишню и выплюнул косточку. Викинг нашел в кармане крыжовник и съел его.

Я почувствовал, что победить его в богословии не смогу, и сменил тему диспута.

Он далее продолжал: у меня и у него вместе три глаза. После этого я сказал, что таких наглецов, как он, надо учить не научными спорами, а кулаком. Поэтому я съел крыжовник, чтобы показать, что жизнь у него после этого будет кислым «.

С этой саги видно, что жесты допускают неоднозначность интерпретации сообщения.

Только звуковая человеческая речь дает возможность максимально четко выразить мнение и точно, адекватно ее воспринять. На это преимущество звуковой речи указывал еще М.В. Ломоносов, дополнив, что общение жестами возможно только на близком расстоянии и только в светлое время суток [21].

Как видим, общение происходит с помощью различных средств. Под средствами общения понимается то, как человек реализует содержание и цели общения. Выделяют вербальное (речевое, словесное) общение и невербальное (несловесное).

Часто на бессознательном уровне мы ведем наш язык жестами, мимикой, чтобы слова были яркими, более искренними и убедительными. Иногда же вербальные и невербальные средства употребляются отдельно друг от друга, но люди понимают их и взаимодействуют благодаря этому между собой.

В последнее время в связи с распространением компьютерных сетей и появлением Интернета начали говорить о виртуальное общение. Люди также могут общаться, используя различные символы, предметы и т.д..

Подбор средств общения зависит от общей культуры человека, его знаний о психологических механизмах общения и умений пользоваться ими.

Источник: Кишкель Е.Н. Управленческая психология

Общение осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств

Вербальные — это речевые средства общения (лат. verbalis — устный, словесный).

Невербальные — это неречевые средства (мимика, жесты, прикосновения и др.).

Речь как средство вербального общения является одновременно и источником информации, и способом воздействия на собеседника.

Структуру речевого (вербального) общения составляют:

Однако слова, звуки и интонации в ежедневном общении человека составляют (по данным исследований) всего 45%, а остальные 55% приходятся на неречевое взаимодействие.

Невербальные средства общения изучают различные науки:

В человеческом контакте выделяются следующие зоны дистанции:
1. Интимная зона (15-45 см друг от друга), в нее допускаются близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, прикосновения. Преждевременное вторжение в интимную зону посторонних людей в процессе общения воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой некоторые физиологические изменения в организме человека: учащается биение сердца, повышается выделение адреналина, наблюдается прилив крови к голове и пр.
В последнее время появилось много публикаций о воздействиях биополей всего живого на людей и, в том числе, людей друг на друга. Однако многое о таких воздействиях не доказано наукой;
2. Личная или персональная зона (42-120 см) — для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагающая только визуально-зрительный контакт между партнерами, участниками беседы;
3. Социальная зона (120-400 см) — обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, служебных помещениях, как правило, с теми, кого знают не достаточно хорошо;
4. Публичная зона (свыше 400 см) — должна быть соблюдена при общении с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митингах и др.

Мимика — это движение мышц лица, которое отражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она способна дать истинную информацию о том, что человек переживает. Мимика несет в себе до 70% информации о человеке. Глаза, взгляд, лицо человека способны рассказать больше, чем произнесенные слова. Так, например, человек, пытающийся скрыть информацию (или дающий ложную информацию), старается отвернуться, не встретиться глазами с собеседником. Замечено, что в таких случаях он смотрит прямо в глаза партнеру менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловой (фиксируется в области лба собеседника); светский (взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, до уровня его губ) способствует созданию непринужденного светского общения; интимный (взгляд направлен не в глаза собеседника, а на другие части тела до уровня груди) говорит о большей заинтересованности собеседника в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Отдельные части тела — лоб, брови, рот, нос, глаза, подбородок— выражают основные эмоции человека: страдание, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление, радость, счастье и пр. Положительные эмоции распознаются легче, чем отрицательные. Основную познавательную нагрузку в определении истинных чувств человека несут брови и губы. Доказано, что левая сторона лица чаще выдает эмоции человека, так как правое полушарие головного мозга, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются на обеих половинах лица более или менее равномерно, а отрицательные — ярче выражены на левой.

Жесты в общении несут очень большую информацию. В языке жестов, так же как и в речи, есть слова и предложения. Все огромное разнообразие жестов можно разделить на пять групп:

Существует и множество микрожестов: покраснение щек, движение глаз, подергивание губ, увеличение количества миганий глазами в минуту.

Наиболее часто при общении возникают следующие виды жестов, относящихся к разным группам:

Умение замечать, понимать и трактовать жесты людей, а также делать соответствующие выводы позволяет лучше разбираться в людях и ориентироваться во внешней среде.

Интерактивная сторона общения

Источник: Андреева И.В., Социальная психология

Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлиянии людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение А.

В интерактивной стороне общения рассматривается характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

В социальной психологии сложилось специальное направление, где интерактивная сторона общения взята за исходный пункт всякого социально-психологического анализа. Это направление — символический интеракционизм — связано с именем Г. Мида.

Выясняя социальную природу человеческого «Я», Мид пришел к выводу, что становление «Я» происходит в ситуациях общения, которые понимаются не как совокупность реакций людей на мнения друг друга, а как совместная деятельность. В процессе совместной деятельности формируется личность, осознавая себя, причем не просто смотрясь в других людей как в зеркало, но действуя совместно с ними.

О возможностях и типологии совместной деятельности писали К. Томас и Р. Килменн, выделяя следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

Основу классификации составили два независимых параметра:

Стили поведения

Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. При таком стиле предполагается тенденция ухода от ответственности за решения. Данное поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.

Конкуренция (противоборство) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей власти, принуждения, иных средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения: предполагаются жесткая позиция по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

Приспособление (уступчивость). Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

Сотрудничество означает, что индивид проявляет активность в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывает при этом и свои интересы. Предполагаются открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможны всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особенно никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, если оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

При конкуренции и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая то, что при разрешении конфликта предполагается устранение причин, его породивших, можно сделать вывод: только стиль сотрудничества поможет реализовать данную задачу полностью. При уклонении и приспособлении разрешение конфликта откладывается, а сам конфликт переходит в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены.

В некоторых случаях считается, что конфронтация в разумных, контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения разрешения конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты. Вместе с тем встает вопрос о цене победы и о том, что представляет собой поражение для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось базой для формирования новых конфликтов и не привело к расширению зоны конфликтного взаимодействия.

Идеальной же является стратегия окончательного разрешения конфликта, суть которой состоит в поиске и устранении его причин в рамках добровольного сотрудничества сторон. Такая стратегия выгодна всем. Во-первых, она превращает оппонентов в партнеров. Во-вторых, проблема не загоняется вглубь, а перестает существовать вообще. В-третьих, приобретаемые сторонами выгоды превышают те, которые могли быть получены при любой другой стратегии. В основе этой стратегии лежит отношение к конфликту как к нормальному явлению.

3 Средства общения

Средства общения – это приемы кодирования, преобразования и дешифровки передаваемой в ходе коммуникационного взаимодействия информации.

Коммуникативные средства делятся на два больших блока: речевой и неречевой блоки, т.е. вербальные и невербальные средства общения. Речь является процессом эксплуатации языка с целью коммуникационных взаимодействий индивидов. Языком называется знаковая система, основной функцией которой является обеспечение общения людей, мышления, методом выражения самосознания индивида.

Речь в качестве способа вербальной коммуникации выступает параллельно источником сведений и методом влияния на партнеров по общению.

К средствам общения относятся, в первую очередь, язык, интонации речи и эмоциональная выразительность, мимика и жесты, позы.

Язык как средство общения между индивидами тесно взаимосвязан с социумом, его культурностью и индивидами, которые живут и работают в нем, при этом, пользуются языком разнообразно и обширно.

Общением или коммуникацией называют трансляцию от одного индивида другому какой-либо информации с различной целью. Общение является следствием коммуникативного взаимодействия двух и более лиц в конкретных обстоятельствах и при наличии универсального средства общения.

Основным средством человеческого общения считается язык.

Назначение языка быть механизмом общения именуется его коммуникативной функцией. Взаимодействуя друг с другом, индивиды транслируют собственные мысли, мировоззрения, эмоции и душевные волнения, влияют взаимно в определенной направленности друг на друга, достигают общего взаимопонимания. При помощи языка субъекты межличностного взаимодействия понимают друг друга. Он дает возможность им наладить коллективную работу во всех областях людской деятельности. Язык – эта та сила, которая обуславливает существование, развитие индивидов и социума в целом. А коммуникативная функция является ведущей социальной функцией языка. Однако она далеко не единственная его функция. К его специализированным функциям относят познавательную, экспрессивную, номинативную и аккумулятивную.

Умение выражать информацию, транслировать ее и воздействовать на собеседника, называется экспрессивной функцией языка. Данную функцию рассматривают в качестве единства выражения и трансляции данных, чувств и эмоциональных переживаний, волеизъявления говорящего.

Познавательная функция взаимосвязана с присутствием в языковых знаках человеческого сознания. Язык является своеобразным инструментом сознания, отображающим результаты когнитивной деятельности личности. Лингвистические препирательства о том, что первично, мыслительная деятельность или язык, не прекратятся, наверное, никогда. Единственным верным суждением является утверждение, что язык имеет неразрывную связь с мышлением, так как человечество не только выражает словами собственные соображения, но и мысли формулируются в виде слов – личность мыслит словами. Когнитивная функция психики предназначена для фиксации следствий мыслительной деятельности и применения их в общении. Данная функция способствует познанию мира и его вербализации.

Личность мыслит при помощи категорий, и в ходе познания она открывает и называет новые для себя феномены и понятия, что является номинативной функцией языка. Она имеет тесную связь с познавательной, так как все изведанное должно обязательно иметь свое название. Также она имеет связь с умением языковых знаков давать обозначение вещам. Именно данная способность позволяет индивиду создавать мир символов. Однако в современном мире существует множество вещей, которые не имеют названий.

Аккумулятивная функция имеет тесную связь со сбором и сохранением информации. Ведь ни для кого не является тайной, что язык существует гораздо дольше людей и народа. Ярким примером этому служат мертвые языки, пережившие своих носителей. Язык независимо от того, существует ли он сегодня или нет, хранит память поколений и многовековую историю человечества. Ведь даже при потере устной речи можно овладеть древними письменами и произвести определенные выводы о минувшей жизни нации.

Язык также бывает звуковым и письменным. Ведущей формой языка является его звуковая составляющая. Бесписьменные языки также могут существовать. Когда есть только письменная фиксация, а нет ее озвучивания, то язык становится мертвым.

Невербальные средства общения

Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным. Если представить, что именно он несет от 60 до 80 процентов передаваемой собеседнику информации, легко понять необходимость в интерпретации этого способа контакта. Если мы желаем быть уверенными, что точно поняли человека, мы должны соединить в одну общую картину информацию от тела и словесные выражения.

Кто из нас не сталкивался с ощущением неясной тревоги при общении с человеком, когда он утверждал одно, однако подсознательно вы чувствовали его фальшь. Вы скажете, что это интуиция и хорошо тем, кто ее имеет. На самом деле, интуицию легко развить, наблюдая за собеседником и, зная конкретное значение жестов, сделать верные выводы.

Пример невербального общения

В одном университете на занятиях психологии провели эксперимент. Аудиторию, которая состояла из женатых пар, разделили на две группы по половому признаку и давали просмотреть видеозаписи различных вариантов плача младенцев. Затем попросили объяснить их значение. Большинство женщин, у которых были дети, безошибочно расшифровали их (голод, мокрые пеленки, боль и т.д.), в то время как мужчины не видели в вариантах плача особого различия. Это позволило сделать вывод, что женщины, как более чувствительные и наблюдательные, легче интерпретируют невербальные жесты. Мужчинам это сделать труднее, им нужна конкретика, а не всякие там сентиментальные переживания. Конечно, встречаются и исключения.

Этот случай еще объясняет тот факт, почему сильному полу бывает сложно сказать неправду своей жене, которая будто читает по глазам реальное положение вещей.

Итак, рассмотрим невербальные средства общения.

Чтобы четко понять их многообразную структуру, приведем их классификацию:

В этой части статьи подробно остановимся на первых двух группах средств невербального общения и постараемся охарактеризовать их смысл. Следует помнить, что интерпретировать отдельно взятый жест без совокупности других сигналов тела, значит, ввести себя в заблуждение. Поэтому, прежде чем сделать конкретные выводы, нужно учесть все нюансы поведения собеседника, а также его физическое и психологическое состояние.

Открытость

Руки собеседника повернуты ладонями вверх и широко раскинуты в стороны. Посадка головы прямая, плечи расправлены. Взгляд прямой. Выражение лица естественное, без напряжения и скованности. Эта поза дружелюбия, как средство невербального общения говорит об открытости, искренности. О ней также говорит пожатие руки с обхватом ее двумя своими руками. Мужчины могут в разговоре расстегнуть рубашку или пиджак. Общаясь с таким человеком, невольно расслабляешься и испытываешь к нему доверие.

Симпатия

В невербальном общении существует понятие ментального контакта, которое выражается в непроизвольном копировании жестов друг друга или всего поведения. Друг другу посылается сигнал: «Я тебя прекрасно понимаю». И действительно, если бросить взгляд на мирно беседующую пару за столиком, увидим схожие позы, одинаковое расположение рук вплоть до зеркальности. Если вы хотите убедить другого человека в безоговорочном разделении его мнения, просто скопируйте его положение тела.

Если понаблюдать за походкой счастливого влюбленного человека, отметим летящую походку, которая сильно бросается в глаза. Она также характерна для уверенных в себе, энергичных людей. Создается впечатление, что все проблемы им нипочем.

Обман

Вы наверно видели, как в разговоре кто-то прячет руки? Вполне вероятно, что он говорит неправду, так как подсознательно мозг человека посылает сигналы телу и при сказанной лжи возникает сильное желание убрать руки в карман, почесать нос, потереть глаза. Все это типичные признаки объяснять значение невербальных жестов надо в совокупности. Почесать нос может человек, страдающий насморком, потереть глаза – ребенок, только что проснувшийся и т.д.

Оборона

Руки, скрещенные на груди, перекрещенные ноги в положениях стоя и сидя – классический жест закрытости, недоступности. Частое моргание является признаком защиты, растерянности. Эмоциональный статус человека не позволяет чувствовать себя свободно и непринужденно. Если вы попробуете договориться о чем-то с таким собеседником, вполне вероятно, что получите отказ.

Сосредоточенность

Выражается в пощипывании переносицы с закрытыми глазами. Когда человек, с которым вы общаетесь, решает, как поступить или что делать, в общем думает над решением определённого вопроса – в это время он может потирать подбородок.

Критичность

Если человек держит руку у подбородка, с вытягиванием указательного пальца вдоль щеки, а другой рукой поддерживает локоть, его левая бровь опущена – вы поймете, что у него созрела негативная оценка к происходящему.

Позитивность

Интерпретируется как небольшой наклон головы вперед и легкое касание рукой щеки. Корпус тела наклонен вперед. Перед вами заинтересованный в происходящем, положительно относящийся к информации человек.

Недоверие

Наверно, вы замечали, как некоторые студенты, слушая говорящего, прикрывают рот ладонью? Этот жест говорит о несогласии с мнением лектора. Они как бы сдерживают свои высказывания, подавляют истинные чувства и переживания. Если в беседе ваш друг неожиданно сделал жест недоверия, остановитесь и подумайте, какие слова вызвали такую его реакцию? Наблюдая за поведением начальника, подчиненный поймет, что нужно сказать, а о чем лучше промолчать. Недоверие быстро переходит в непринятие, а затем в отказ.

Неуверенность

Такой невербальный жест как почесывание или потирание сзади уха или шеи может свидетельствовать о том, что человек не вполне понимает, что от него хотят или что в беседе вы имеете в виду. Как интерпретировать такой жест, если вам сказали о полном понимании? Здесь предпочтение следует отдать невербальному сигналу тела. В данном случае человек ничего не понял. Рука, обхватывающая другую за локоть сзади, также говорит о неуверенности, вероятно, ее хозяин находится в малознакомом обществе.

Скука

Собеседник подпирает свою голову рукой. Понятно, что он безразличен к происходящему. Если же он сидит в аудитории, можно с уверенностью сказать: излагаемый лектором материал совершенно неинтересен.

Неодобрение

Стряхивание с себя несуществующих ворсинок, расправление складок одежды, одергивание юбки в невербальном общении признак несогласия вашего оппонента с излагаемой точкой зрения. Вы быстро поймете необходимость перейти на нейтральные темы. Однако, если к рукаву пиджака действительно прилипла ниточка, помялась одежда, не стоит расценивать подобное как жест неодобрения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *