Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг

Дидактический материал по теме «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными»

Данный материал можно использовать при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова»

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по теме «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными»»

Дидактический материал по теме

«Правописание слов с проверяемыми безударными гласными»

Из текста выпишите слова только с проверяемыми

безударными гласными в корне

Беловежская пуща. Мы с..дели и наблюдали за тем, как из-за темнеющих очертаний деревьев поднимается раск..ленный шар солнца. Вот он уже по..вился из-за в..рхушек дерев..ев и осв..тил все вокруг. Его лучи огненным потоком хлынули на землю, ра..ы-пались по траве. Весь лес, усыпанный каплями росы, перел..-вался, менялся под лучами утреннего со..нца. А вокруг звонко расп..вали птиц. Что может быть лучше такого яркого замечательного утра? (Г. Скребицкий.)

Объясните различное написание выделенных слов

Выпишите слова с пропущенными буквами.

Обозначьте условия выбора орфограммы

1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_сало вообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении.

Менять, сменить, заменить, мина.

Волны, волнистый, вол, волноваться.

Изба, избаловать, избушка, избенка.

Давка, давить, давно, придавить.

Линючий, полинять, ленивый, вылинять.

Лепка, лепить, прилепить, слепой.

Догадайтесь, какие буквы в слова нужно вставить.

Подберите к ним проверочные слова

Исправьте допущенные ошибки

Поезд, состоявший из теплушек, двигался на восток и двигался не очень быстро, как и полагается поезду, везущему солдат не на фронт, а от фронта. Солдаты целыми днями сидели и стояли, тесно прижавшись друг к другу, у открытых дверей и наслождались великим покоем, исходившим от широких серых полей. Стаи птиц улетали на юг. Золотые березки сминялись зелеными елками, а то вдруг у колодца возникала красная мокрая рябина. Впрочем, деревья не так успокоительно и мирно действовали на солдат (солдаты досыта насмотрелись на разные деревья), как зрелище станций, семафоров, стрелок, пакгаузов – всей исправно действующей системы железных дорог. Привыкнув к пешим маршам или передвежениям на машинах, солдаты во время боев, хотя и пересекали не раз незаметно для себя пару рельсов, но почти забыли, что на свете есть железная дорога, по которой можно ездить.

Источник

Методическое пособие по русскому языку «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне»

Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг. Смотреть фото Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг. Смотреть картинку Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг. Картинка про Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг. Фото Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг

Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг. Смотреть фото Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг. Смотреть картинку Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг. Картинка про Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг. Фото Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг

Описание разработки

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением: рекА – рЕки

Приемы проверки безударных гласных корня.

1. Замени единственное число множественным:

2. Замени множественное число единственным:

5. У глаголов измени число:

6. Подбери слово другой части речи, сохранив тот же корень:

7. Запомни сложносокращенные слова, которые помогают проверить безударную гласную:

Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг. Смотреть фото Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг. Смотреть картинку Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг. Картинка про Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг. Фото Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг

Примерять (платье) – примирять (поссорившихся);

Запевать (песню) – запивать (лекарство);

Посидеть ( на траве) – поседеть (от горя);

Старожил (местности) – сторожил (сад);

Посвятить (стихи) – посветить (фонариком);

Полоскать (белье) – поласкать (собачку);

Залезать (в огород) – зализать (рану);

Разредить (всходы) – разрядить (ружье);

Свила (гнездо) – свела (ребенка);

Отварил (в воде) – отворил (окна);

Умалять (значение) – умолять (о помощи);

Обвевал (лицо) – обвивал (ствол);

Частота (пульса) – чистота (в квартире);

Навевать (грусть) – навивать (проволоку);

Развевается (флаг) – развивается (общество);

Даю (тетрадь) – дою (корову);

Далекий (даль) – долина (дол);

Содержимое разработки

«Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени

А.В. Ляпидевского» филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)»

(ОЛТК ГА филиал ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И))

Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг. Смотреть фото Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг. Смотреть картинку Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг. Картинка про Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг. Фото Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг

по теме «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне»

для курсантов всех специальностей

Методическое пособие по теме «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне» для курсантов всех специальностей /Сост. А.А. Макаревич / ОЛТК ГА. – Омск, 2015. – 8 с.

Методическое пособие содержит теоретический материал по теме «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне», тренировочные и контрольные упражнения. Пособие предназначено в помощь преподавателям и обучающимся.

© А.А.Макаревич, составление, 2015

Правописание слов с безударными гласными в корне

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением: рекА – рЕки

Приемы проверки безударных гласных корня

1. Замени единственное число множественным:

2. Замени множественное число единственным:

5. У глаголов измени число:

6. Подбери слово другой части речи, сохранив тот же корень:

7. Запомни сложносокращенные слова, которые помогают проверить безударную гласную:

Примерять (платье) – примирять (поссорившихся);

Запевать (песню) – запивать (лекарство);

Посидеть ( на траве) – поседеть (от горя);

Старожил (местности) – сторожил (сад);

Посвятить (стихи) – посветить (фонариком);

Полоскать (белье) – поласкать (собачку);

Залезать (в огород) – зализать (рану);

Разредить (всходы) – разрядить (ружье);

Свила (гнездо) – свела (ребенка);

Отварил (в воде) – отворил (окна);

Умалять (значение) – умолять (о помощи);

Обвевал (лицо) – обвивал (ствол);

Частота (пульса) – чистота (в квартире);

Навевать (грусть) – навивать (проволоку);

Развевается (флаг) – развивается (общество);

Даю (тетрадь) – дою (корову);

Далекий (даль) – долина (дол);

Раскалить (плиту) – расколоть (стакан);

Выкопать (картофель) – выкупать (ребенка);

Налепить (игрушки) – налипает (снег);

Тренировочные упражнения по теме:

«Правописание слов с проверяемыми безударными гласными»

Можно ли проверить безударный гласный в словах, расположенных слева, словами из правого столбика? Почему?

Выпишите только те пары слов, в которых одно слово является проверочным для другого. Чем вы объясните свой выбор?

Учитывая значение слов, подберите к ним однокоренные проверочные. Корень выделите. От чего зависит ваш выбор?

Крепкий, объединение, скр..пучий, объединение, скрип, единый, соль, сторож, с..лонка, ст..рожить, сало, старший, честь, сажать, расч..щать, сож..ление, чистый, жалость, смирный, диво, см…риться, уд…вительный, смерить, дева, лижет, кроткий, прибл..жение, укр.тить, близкий, краткий.

Учитывая значения слов, вставьте пропущенные буквы

Продолжите начатое толкование лексического значения слов.

Из текста выпишите слова только с проверяемыми безударными гласными в корне.

а) Беловежская пуща. Мы с..дели и наблюдали за тем, как из-за темнеющих очертаний деревьев поднимается раск..ленный шар солнца. Вот он уже по..вился из-за в..рхушек дерев..ев и осв..тил все вокруг. Его лучи огненным потоком хлынули на землю, ра..ы-пались по траве. Весь лес, усыпанный каплями росы, перел..вался, менялся под лучами утреннего со..нца. А вокруг звонко расп..вали птиц. Что может быть лучше такого яркого замечательного утра? (Г. Скребицкий.)

Контрольные упражнения по теме:

«Правописание гласных в корне, проверяемых ударением»

№1. Объясните различное написание выделенных слов.

№2. Подберите проверочные слова к приведённым ниже.

Долина, зарождение, испарение, обнажать, обогащаться, обстоятельство, объединение, оземь, озимь, ознаменование, поглощать, посвящение, просвещение, раскалённый, слипаться, сокращение, соревнование, увядать, угрожать, удаляться.

№3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Месяц величаво поднялся на небо посв. тить добрым людям и всему миру.2. В то время все науки препод. вались на латинском языке.3. Влажный, промозглый воздух ещё не успел разр. диться после ночи и был тяжёл. 4. Маменька обв. ла удивлёнными глазами свою комнату. 5. Она накинула на голову зелёный газ, обв. ла его концы вокруг шеи. 6. Всё погл. щается бездонной тр. синой нашей жизни. 7. Степь до самой зари не могла охладиться от погл. щённого за день жара. 8. По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посв. тить себя кабинетным занятиям. 9. Отец подр. жал деду в обращении с братьями, с мамой, со мною. 10. Желтоватый снег опилок густо порошил, нав. вая внизу сугроб. 11. Толпа не понимала, как это могло случиться, что столь быстро разр. дилось общее гневное настроение. 12. Лётчик обл. котился о перила и смотрел, как разгорается рассвет.

№4. Проверьте написание безударных гласных в корнях выделенных слов.

№5. Объясните написание выделенных гласных. Поставьте знак ударения.

Поглощать, преподаватель, остановиться, долина, прополоть, увлечение, залепить, растрепать, обстоятельство, растолковать, наслаждаться, обновлённый, возрождение, ознаменовать, продолжение, пренебрежительный.

№6. Перепишите, вставляя неударяемые гласные.

№7. Объясните правописание гласных в корнях выделенных слов.

№8. Подчеркнуть в данных словах проверяемые безударные гласные корня.

Чтобы стало ясно лексическое значение слов, подобрать к каждому подходящие по смыслу слова.

№9. Найти в предложениях слова с проверяемыми безударными гласными в корнях и подобрать однокоренные проверочные слова.

Обратить внимание: корни в проверочных и проверяемых словах должны иметь одно и то же значение.

В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, с вечера разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна. Утром яркое Солнце быстро съело тонкий ледок, и весь тёплый воздух задрожал от испарений ожившей земли.

№10. Подчеркнуть проверяемые безударные гласные в корнях слов и объяснить их написание.

1. Вите подарили золотых рыбок. Они плавали в большой банке с водой. Солнечный луч заглянул в банку и крошечным солнышком разлёгся на золотом песочке. А рыбки? Каждая их чешуйка переливалась. 2. Небо затянулось тяжёлыми осенними облаками. 3. В сыром воздухе уже чувствовались лёгкие запахи весны. 4. Медведь мягко ступал по хрупким веточкам. 5. Гроза наводила на меня тяжёлое чувство тоски и страха. 6. Железная дорога шла по низкой местности. 1. В хорошее весеннее утро мы отправились в ближний лес для прогулки. 2. Дятел сорвёт с ветки шишку и достанет острым языком семена. 3. В сухом морозном воздухе сверкает на Солнце серебристый иней. 4. Редко доносится треск деревьев. 5. Морозные лучи Солнца осветили прекрасную картину зимнего леса. 6. Клёсты I. водятся во всей северной Европе, где есть еловый лес. 7. Красивый красный цвет клёста пропадает, если его держать в клетке. 8. Жила у меня в комнате сова, спала днём на печке. 9. Держать сов в комнате очень интересно и легко. 10. Совы любят купаться в свежей воде и в сухом песке. 11. Пищу взрослой кукушки составляют бабочки, гусеницы, жуки, ягоды. 12. Гнездо иволга вьёт высоко на дереве.

№11. Выделенные слова разобрать по составу.

Объяснить написание безударных гласных в корнях слов.

На ручей, рябой и пёстрый,

За листком летит листок,

И струёй, сухой и острой,

Улетела злая вьюга,

Принесли тепло грачи.

Побежали друг за другом

Уж первый снег проносится, белея.

Застыла на поверхности пруда.

Листва редеет, и светлей аллея.

Список рекомендуемой литературы:

Власенков, А.И. Русский язык: учебник для студ. СПО / А.И.Власенков, Т.В.Потемкина.- М.: Дрофа, 2014.-272с.

Русский язык: учебник для студ. СПО /Н.А.Герасименко (и др.).- 6-е изд., стер.- М.: Академия, 2011.- 496с.

Источник

Прежде чем начнешь гладить белье хорошо наколи утюг

3. Учитывая значение слов, подберите к ним однокоренные проверочные. Корень выделите. От чего зависит ваш выбор? Крепкий, объединение, скр..пучий, объединение, скрип, единый, соль, сторож, с..лонка, ст..рожить, сало, старший, честь, сажать, расч..щать, сож..ление, чистый, жалость, смирный, диво, см…риться, уд…вительный, смерить, дева, лижет, кроткий, прибл..жение, укр.тить, близкий, краткий.

6. Из текста выпишите слова только с проверяемыми безударными гласными в корне.

а) Беловежская пуща. Мы с..дели и наблюдали за тем, как из-за темнеющих очертаний деревьев поднимается раск..ленный шар солнца. Вот он уже по..вился из-за в..рхушек дерев..ев и осв..тил все вокруг. Его лучи огненным потоком хлынули на землю, ра..ы-пались по траве. Весь лес, усыпанный каплями росы, перел..-вался, менялся под лучами утреннего со..нца. А вокруг звонко расп..вали птиц. Что может быть лучше такого яркого замечательного утра? (Г. Скребицкий.)

№1.Объясните различное написание выделенных слов.

№2. Подберите проверочные слова к приведённым ниже.

Долина, зарождение, испарение, обнажать, обогащаться, обстоятельство, объединение, оземь, озимь, ознаменование, поглощать, посвящение, просвещение, раскалённый, слипаться, сокращение, соревнование, увядать, угрожать, удаляться.

№3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Месяц величаво поднялся на небо посв. тить добрым людям и всему миру.2. В то время все науки препод. вались на латинском языке.3. Влажный, промозглый воздух ещё не успел разр. диться после ночи и был тяжёл. 4. Маменька обв. ла удивлёнными глазами свою комнату. 5. Она накинула на голову зелёный газ, обв. ла его концы вокруг шеи. 6. Всё погл. щается бездонной тр. синой нашей жизни. 7. Степь до самой зари не могла охладиться от погл. щённого за день жара. 8. По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посв. тить себя кабинетным занятиям. 9. Отец подр. жал деду в обращении с братьями, с мамой, со мною. 10. Желтоватый снег опилок густо порошил, нав. вая внизу сугроб. 11. Толпа не понимала, как это могло случиться, что столь быстро разр. дилось общее гневное настроение. 12. Лётчик обл. котился о перила и смотрел, как разгорается рассвет.

№4. Проверьте написание безударных гласных в корнях выделенных слов.

№5. Объясните написание выделенных гласных.

Поставьте знак ударения. Поглощать, преподаватель, остановиться, долина, прополоть, обнажить, увлечение, залепить, растрепать, определение, обстоятельство, растолковать, распространить, наслаждаться, обновлённый, возрождение, ознаменовать, продолжение, пренебрежительный.

№6. Проверьте неударяемые гласные в корнях выделенных слов; сопоставьте эти слова попарно.

№7. Перепишите, вставляя неударяемые гласные.

№8. Объясните правописание гласных в корнях выделенных слов.

№9. Подчеркнуть в данных словах проверяемые безударные гласные корня.

Объяснительный диктант

№10. Найти в предложениях слова с проверяемыми безударными гласными в корнях и подобрать однокоренные проверочные слова.

Обратить внимание: корни в проверочных и проверяемых словах должны иметь одно и то же значение. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, с вечера разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна. Утром яркое Солнце быстро съело тонкий ледок, и весь тёплый воздух задрожал от испарений ожившей земли.

Диктант «Проверяю себя»

№11. Подчеркнуть проверяемые безударные гласные в корнях слов и объяснить их написание.

1. Вите подарили золотых рыбок. Они плавали в большой банке с водой. Солнечный луч заглянул в банку и крошечным солнышком разлёгся на золотом песочке. А рыбки? Каждая их чешуйка переливалась. 2. Небо затянулось тяжёлыми осенними облаками. 3. В сыром воздухе уже чувствовались лёгкие запахи весны. 4. Медведь мягко ступал по хрупким веточкам. 5. Гроза наводила на меня тяжёлое чувство тоски и страха. 6. Железная дорога шла по низкой местности. 1. В хорошее весеннее утро мы отправились в ближний лес для прогулки. 2. Дятел сорвёт с ветки шишку и достанет острым языком семена. 3. В сухом морозном воздухе сверкает на Солнце серебристый иней. 4. Редко доносится треск деревьев. 5. Морозные лучи Солнца осветили прекрасную картину зимнего леса. 6. Клёсты I. водятся во всей северной Европе, где есть еловый лес. 7. Красивый красный цвет клёста пропадает, если его держать в клетке. 8. Жила у меня в комнате сова, спала днём на печке. 9. Держать сов в комнате очень интересно и легко. 10. Совы любят купаться в свежей воде и в сухом песке. 11. Пищу взрослой кукушки составляют бабочки, гусеницы, жуки, ягоды. 12. Гнездо иволга вьёт высоко на дереве.

№12. Выделенные слова разобрать по составу.

Объяснить написание безударных гласных в корнях слов.

Источник

Дидактический материал к уроку русского языка на тему «Проверяемая безударная гласная в корне слова»

Дидактический материал по теме :

«Правописание слов с проверяемыми безударными гласными.»

3. Учитывая значение слов, подберите к ним однокоренные проверочные. Корень выделите. От чего зависит ваш выбор? Крепкий, объединение, скр..пучий, объединение, скрип, единый, соль, сторож, с..лонка, ст..рожить, сало, старший, честь, сажать, расч..щать, сож..ление, чистый, жалость, смирный, диво, см…риться, уд…вительный, смерить, дева, лижет, кроткий, прибл..жение, укр.тить, близкий, краткий.

6. Из текста выпишите слова только с проверяемыми безударными гласными в корне.

а) Беловежская пуща. Мы с..дели и наблюдали за тем, как из-за темнеющих очертаний деревьев поднимается раск..ленный шар солнца. Вот он уже по..вился из-за в..рхушек дерев..ев и осв..тил все вокруг. Его лучи огненным потоком хлынули на землю, ра..ы-пались по траве. Весь лес, усыпанный каплями росы, перел..-вался, менялся под лучами утреннего со..нца. А вокруг звонко расп..вали птиц. Что может быть лучше такого яркого замечательного утра? (Г. Скребицкий.)

Правописание гласных в корне, проверяемых ударением.

1.Объясните различное написание выделенных слов.

2. Подберите проверочные слова к приведённым ниже.

Долина, зарождение, испарение, обнажать, обогащаться, обстоятельство, объединение, оземь, озимь, ознаменование, поглощать, посвящение, просвещение, раскалённый, слипаться, сокращение, соревнование, увядать, угрожать, удаляться .

3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Месяц величаво поднялся на небо посв. тить добрым людям и всему миру.2. В то время все науки препод. вались на латинском языке.3. Влажный, промозглый воздух ещё не успел разр. диться после ночи и был тяжёл. 4. Маменька обв. ла удивлёнными глазами свою комнату. 5. Она накинула на голову зелёный газ, обв. ла его концы вокруг шеи. 6. Всё погл. щается бездонной тр. синой нашей жизни. 7. Степь до самой зари не могла охладиться от погл. щённого за день жара. 8. По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посв. тить себя кабинетным занятиям. 9. Отец подр. жал деду в обращении с братьями, с мамой, со мною. 10. Желтоватый снег опилок густо порошил, нав. вая внизу сугроб. 11. Толпа не понимала, как это могло случиться, что столь быстро разр. дилось общее гневное настроение. 12. Лётчик обл. котился о перила и смотрел, как разгорается рассвет.

4. Проверьте написание безударных гласных в корнях выделенных слов.

5. Объясните написание выделенных гласных.

Поставьте знак ударения. Поглощать, преподаватель, остановиться, долина, прополоть, обнажить, увлечение, залепить, растрепать, определение, обстоятельство, растолковать, распространить, наслаждаться, обновлённый, возрождение, ознаменовать, продолжение, пренебрежительный.

6. Проверьте неударяемые гласные в корнях выделенных слов; сопоставьте эти слова попарно.

7. Перепишите, вставляя неударяемые гласные.

8. Объясните правописание гласных в корнях выделенных слов.

9. Подчеркнуть в данных словах проверяемые безударные гласные корня.

Обратить внимание: корни в проверочных и проверяемых словах должны иметь одно и то же значение. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, с вечера разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна. Утром яркое Солнце быстро съело тонкий ледок, и весь тёплый воздух задрожал от испарений ожившей земли.

Диктант «Проверяю себя»

11. Подчеркнуть проверяемые безударные гласные в корнях слов и объяснить их написание.

1. Вите подарили золотых рыбок. Они плавали в большой банке с водой. Солнечный луч заглянул в банку и крошечным солнышком разлёгся на золотом песочке. А рыбки? Каждая их чешуйка переливалась. 2. Небо затянулось тяжёлыми осенними облаками. 3. В сыром воздухе уже чувствовались лёгкие запахи весны. 4. Медведь мягко ступал по хрупким веточкам. 5. Гроза наводила на меня тяжёлое чувство тоски и страха. 6. Железная дорога шла по низкой местности. 1. В хорошее весеннее утро мы отправились в ближний лес для прогулки. 2. Дятел сорвёт с ветки шишку и достанет острым языком семена. 3. В сухом морозном воздухе сверкает на Солнце серебристый иней. 4. Редко доносится треск деревьев. 5. Морозные лучи Солнца осветили прекрасную картину зимнего леса. 6. Клёсты I. водятся во всей северной Европе, где есть еловый лес. 7. Красивый красный цвет клёста пропадает, если его держать в клетке. 8. Жила у меня в комнате сова, спала днём на печке. 9. Держать сов в комнате очень интересно и легко. 10. Совы любят купаться в свежей воде и в сухом песке. 11. Пищу взрослой кукушки составляют бабочки, гусеницы, жуки, ягоды. 12. Гнездо иволга вьёт высоко на дереве.

12. Выделенные слова разобрать по составу.

Объяснить написание безударных гласных в корнях слов.

Источник

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задание 1. Подчеркните нужное слово в скобках.

Лектор спокойно (ОБЕЖАЛ, ОБИЖАЛ) глазами присутствующих.

Прежде чем начнешь гладить белье, хорошо (НАКАЛИ, НАКОЛИ) утюг.

Приезжий быстро (ОТВОРИЛ, ОТВАРИЛ) дверь и вошел в комнату.

Идите без шума, не (СКРИПИТЕ, СКРЕПИТЕ) сапогами.

Один за другим стали (СОБИРАТЬСЯ, СОБЕРУТСЯ) ученики.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы в выделенных словах.

Небольшая РЕЧОНКА огибала эту гору.

ЦИТРУСОВЫЕ богаты витамином С.

ПТЕНЦЫ были голодны.

Это была знакомая с детства РОЩА.

У бабушки есть СИТЦЕВЫЙ халат.

Задание 3. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в выделенных словах.

приятная РЕЧЬ падал с ПЛЕЧ крутой ПОДЪЁМ громко СМЕЁШЬСЯ куриный БУЛЬОН Задание 4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в выделенных словах.

ПРЯНЫЙ запах КАРМАННЫЕ часы ВЕТРЕНЫЙ день берёза СПИЛЕНА говорил ВЗВОЛНОВАННО Задание 5. Вставьте пропущенные буквы в выделенных словах.

Под высокими елями ВИДИШЬ белые цветы кислицы.

Стало плохо видно из-за СТЕЛЮЩЕГОСЯ по земле дыма.

ПАХНЕТ дубовой листвой, цветами.

ВЕЮЩИЙ с юга ветер приносил полынный запах.

Окно, ЗАВЕШЕННОЕ толстым ковром, не давало света.

Задание 6. Укажите, в каких предложениях НЕ со словом пишется слитно, а в каких раздельно.

НЕ нужно плохо говорить об окружающих.

Это было отнюдь НЕ простое решение.

Полы ещё НЕ покрашены.

Это был НЕлепый поступок.

Какие только мысли НЕ одолевали меня!

Задание 7. Укажите, какие слова пишутся слитно, а какие раздельно.

Был он невысок, в ТО ЖЕ время поджар, мускулист.

Прибывшие ТАКЖЕ расположились у костра.

В ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких дней еще будет осыпаться листва.

СНАЧАЛА они долго продвигались по равнине.

Все так же ВГЛУБЬ ведет тропинка, что вьется сквозь игристый снег.

Задание 8. Исправьте ошибки в употреблении слов.

Рядом напишите верный вариант слова.

Ейный голос завораживал. _____________________ЕЁ________________________________________

На обоих сторонах улицы было много людей. _________ОБЕИХ_______________________________

Закатившее солнце оставило на небе алый след. __________________ЗАКАТИВШЕЕСЯ__________ Человек метается по комнате. ___________________________МЕЧЕТСЯ_______________________

Он чуть не погиб через предательство друга. __________________ИЗ-ЗА________________________

Задание 9. Вставьте, где это необходимо, пропущенные знаки препинания.

В чаще леса сорвалась с шуршанием тяжелая шишка, царапнула густые ветви и гулко ударилась о землю.

Митя подошел к обрыву и, цепляясь за кусты и камни, стал спускаться вниз.

Через несколько минут они попали в низкие пещеры, следующие друг за другом.

Задание 10. Вставьте, где это необходимо, пропущенные знаки препинания.

Тополь, что он когда-то посадил возле школы, спилили.

На другое утро, хотя было дождливо и холодно, я позволил себе прогуляться по родным местам.

Вечерело, и с наступлением сумерек пустели улицы города.

На улице совсем близко полыхнула молния и раскатился гром.

Когда стало светать и закричали первые петухи, во дворе появилась большая кошка.

Часть 2

(1)В эту ночь Сергей возвращался из соседней деревни. (2)Он шагал прямиком по степи. (3)Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути. (4)Но сумерки сгущались. (5)И горизонт растаял. (6)А скоро совсем ничего не стало видно, даже свою вытянутую руку. (7)И не было звёзд. (8)Глухая тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата. (9)Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лёг спать в сухой траве.

(10)Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. (11)В лесу даже на ощупь можно отыскать мох на стволе или наткнуться на муравейник и узнать, где север и юг. (12)А здесь темно и пусто. (13)И тишина. (14)Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог.

(15)Сергей поднялся на высокий холм и хотел идти дальше, но вдруг увидел в стороне маленький огонёк. (16)Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко. (17)Сергей повернул на свет. (18)Он думал, что ещё придётся много шагать, но через сотню метров подошёл к низкой глинобитной мазанке. (19)Огонёк был не светом далёкого окошка, а пламенем керосиновой лампочки.

(20)Она стояла на плоской крыше мазанки, бросая вокруг жёлтый рассеянный свет.

(21)Сергей постучал в оконце и через несколько секунд услышал топот босых ног. (22)Скрипнул крючок. (23)Мальчик лет десяти или одиннадцати взглянул снизу вверх на Сергея.

— (25)Мне надо на Кара – Сук, – сказал Сергей.

— (26)Это правее, километра три отсюда. (27)А вы, видимо, не здешний?

— (28)Будь я здешний, разве бы я заблудился? – раздражённо заметил Сергей.

— (29)Случается… (30)Есть хотите?

(32)Мальчик скрылся за скрипучей дверью и сразу вернулся с большим куском хлеба и кружкой молока.

— (33)Ты, что же, здесь один?

— (34)Не… (35)Я с дедом. (36)Отару овец пасём.

— (37)А зачем у вас лампа на крыше горит? – спросил Сергей, прожёвывая хлеб.

— (38)Да так, на всякий случай. (39)Вдруг заплутается кто… (40)А в степи ни огонька.

(42)Сергей не стал объяснять, что сказал спасибо не за еду, а за огонёк, который избавил его от ночных блужданий.

— (43)Ты каждую ночь зажигаешь свой маяк? – спросил Сергей.

— (44)Каждую… (45)Только дед сердится, что я керосин зря жгу. (46)Я теперь стал рано-рано вставать, чтобы успеть погасить. (47)Дед проснётся, а лампа уже на лавке… (48)Мальчик негромко засмеялся, и Сергей тоже улыбнулся.

(49)Вскоре Сергей задремал. (50)Когда он проснулся, то увидел, что ночь посветлела. (51)Снова проступили очертания гор, начинался синий рассвет.

— (52)Эй, внук, – донёсся из мазанки стариковский голос, – лампу задул? (53)А то я сегодня рано встаю.

(54)Мальчик вскочил – Сергей весело рассмеялся и протянул ему руку.

— (55)Мне пора… (56)Спасибо за огонёк! (57)Мальчик смущённо подал маленькую ладонь и покосился на лампу. (58)Она всё ещё горела неподвижным жёлтым огнём.

(По В. Крапивину*) * Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) – детский писатель, автор книг о детях и для детей.

Задание 11. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему каждую ночь мальчик зажигал на крыше дома керосиновую лампу?»

1) Мальчик боялся темноты.

2) Дедушка просил внука зажигать лампу, чтобы в темноте лучше было видно двор.

3) Мальчик встречал Сергея, который плохо знал дорогу к их дому.

4) Мальчик думал о путниках, заблудившихся ночью в степи.

Задание 12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Но сумерки сгущались.

2) Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лег спать в сухой траве.

3) Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу.

4) Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко.

Задание 13. Из предложения 48 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

Ответ:

Задание 14. Из предложений 3–7 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Ответ:

Задание 15. Из предложений 26–32 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе наречия пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

Ответ:

Задание 16. Замените просторечное слово «заплутается» в предложении 39 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: _________ЗАБЛУДИТСЯ, ПОТЕРЯЕТСЯ, _________________________________________

Задание 17. Из предложения 6 выпишите страдательное причастие.

Задание 18. Выпишите грамматическую основу из предложения 6.

Ответ: __________________________________ НЕ СТАЛО ВИДНО ___________________________

Задание 19. Среди предложений 15–23 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

Задание 20. Выпишите из предложения 9 местоимения.

Ответ: ___________________________КОТОРЫЙ, ЭТУ_____________________________________

Задание 21. Среди предложений 26-28 найдите предложение с вводными словами. Выпишите номер этого предложения.

Задание 22. Укажите количество грамматических основ в предложении 14. Ответ запишите цифрой.

Задание 23. Выпишите из предложения 11 наречие.

Ответ: ___________________________________НА ОЩУПЬ__________________________________

Задание 24. Среди предложений 3-9 найдите сложные предложения. Выпишите номера этих предложений.

Ответ: __________________________________3, 9__________________________________________

Задание 25. Среди предложений 42–50 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

26.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Евгения Николаевича Ширяева: «Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете написать работу в научном или публицистическом стиле. Начать сочинение можно словами Е. Н. Ширяева.

Объём сочинения не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

26.2 Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как Вы понимаете смысл предложения данного текста: «Спасибо за огонёк!»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

26.3 Как вы понимаете значение слова НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ЗАДАНИЕ ___________________ (укажите номер задания: 26.1, 26.2, 26.3) _______________________________________________________________________________________

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *