Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено

Урок №6 9 класс

Урок 6 Тема: ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Цели: научить производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений; обучать умению интонационно выразительно читать предложения; обобщить ранее изученное о простом предложении.

I. Организационный момент.

II. Лексическая работа по вариантам.

Задание: расставить ударения в следующих словах:

I вариант. Выкрашенный, обеспечение, досуг, диспансер, чистильщик, импорт, медикаменты, цемент, щавель.

II вариант. Поняла, договор, языковое явление, приняла, дефис, торты, квартал, аристократия, баловать, газопровод.

Объяснить лексическое значение слов:

I вариант – диспансер ;

II вариант – языковое явление.

III. Беседа с классом. Повторение изученного.

1. Что называется простым предложением?

2. Где заключено грамматическое значение предложения?

3. Что называется подлежащим? Чем может быть выражено подлежащее?

4. Что называется сказуемым? Какие типы сказуемых вам известны?

IV. Анализ предложений. Работа в группах.

1-я группа. Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.

2-я группа. Задание. З аписать предложения, подчеркнуть подлежащие, указать способ выражения подлежащего.

прич. в знач. сущ.2. Провожающие собрались на перроне.

числ. в знач. сущ.3. Восемь делится на два.

числ.4. Трое вышли на улицу.

местоим.6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)

н.ф.гл.7. Жить – Родине служить. (Пословица)

словосочет.8. Стаи воробьев купались в луже.

9. Многие из нас видели этот фильм.

10. Мы с родителями побывали в музее.

11. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе.

3-я группа. Задание. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать способ выражения сказуемого.

2. Мальчик начал волноваться сильнее.

V. Анализ текста. Повторение.

Лексический разбор слова киноварь (киноварью), – и. п., ж. р. – минерал красного цвета, сырье для получения ртути, а также краска из этого минерала («Словарь русского языка» С. И. Ожегова).

В тексте слово употреблено в переносном значении: обрызганный киноварью – метафора. По стилистической окраске слово принадлежит к книжной лексике, в художественном тексте служит для создания образа, передачи авторского отношения к описываемому предмету. Заимствовано из греческого языка.

1. Повторить материал о восклицательных и невосклицательных предложениях, двусоставных и односоставных.

3. Составить и записать односоставные предложения, охарактеризовать их.

Источник

Составное глагольное сказуемое

Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть картинку Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Картинка про Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено

Определение составного глагольного сказуемого

Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.

Правило СГС выглядит так:

составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив

Схема построения составного глагольного сказуемого

Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:

Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:

начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.

Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:

мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.

Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.

Основные вспомогательные глаголы

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Простое предложение и его грамматическая основа»(9 класс).

Тема: Простое предложение и его грамматическая основа.

Тип: повторение и обобщение

Задачи: вспомнить все, что изучали о простом предложении; обновить в памяти понятия односоставных и неполных предложений;

систематизировать знания об основе простого предложения; научить производить структурно-смысловой анализ предложений,

Знать виды простых предложений; алгоритм синтаксического разбора простого предложения;

различать изученные виды простых предложений;

уметь интонационно выразительно читать предложения;

обобщить ранее изученное о простом предложении.

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, значения родного языка в процессе получения школьного образования

Учебник, презентация, дидактический материал

Оргмомент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

Слушают учителя; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

II . Актуализация знаний учащихся.

Беседа с классом. Повторение изученного

1. Что называется простым предложением?

2. Где заключено грамматическое значение предложения?

3. Что называется подлежащим? Чем может быть выражено подлежащее?

4. Что называется сказуемым? Какие типы сказуемых вам известны?

Слушают учителя, отвечают на вопросы, воспринимают информацию зрительно и на слух.

1 ученик выполняет задание у доски, остальные – в тетради.

III . Анализ предложений. Работа в группах

1-я группа. Задание. Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы.

2. День будет жарким.

4. Река была глубока.

5. Сын – выпускник школы.

9. День был морозным.

2. Провожающие собрались на перроне.

.3. Восемь делится на два.

4. Трое вышли на улицу.

6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)

7. Жить – Родине служить. (Пословица)

8. Стаи воробьев купались в луже.

9. Многие из нас видели этот фильм.

10. Мы с родителями побывали в музее.

11. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе.

3-я группа. Задание. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать способ выражения сказуемого.

1. Деревья быстро пожелтели.

2. Мальчик начал волноваться сильнее.

3. Преподаватель словесности строг.

4. Кинофильм очень интересный.

5. Утро было раннее.

6. Два плюс три будет пять.

7. Вечером море было черного цвета.

5. Сынвыпускник школы.

прич. в знач. сущ.2. Провожающие собрались на перроне.

числ. в знач. сущ.3. Восемь делится на два.

числ.4. Трое вышли на улицу.

местоим.6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)

н.ф.гл.7. Жить – Родине служить. (Пословица)

словосочет.8. Стаи воробьев купались в луже. 9. Многие из нас видели этот фильм. 10. Мы с родителями побывали в музее.

1. Деревья быстро пожелтели. (прост. гл.)

2. Мальчик начал волноваться сильнее. (сост. гл.)

3. Преподаватель словесности строг. (кр. прил.)

4. Кинофильм очень интересный. (сост. имен)

6. Два плюс три будет пять. (сост. имен.)

7. Вечером море было черного цвета. (сост.имен.)

VI . Здоровьесберегающий момент

Звучит музыка: под музыку учащиеся делают гимнастику для глаз.

V . Закрепление. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Устно выполнить упражнение 5, стр. 7.

1. Прочитать, озаглавить текст, определить тип речи.

2. Выписать грамматические основы предложений, почеркнуть и определить, чем они выражены.

Самостоятельно выполняют задание учебника.

2. Чем односоставные предложения отличаются от двусоставных?

— которые выражают законченную мысль.

— точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

— грамматическая основа состоит из одного главного члена(подлежащее или сказуемое).

— грамматическая основа двусоставных предложений состоит из подлежащего и сказуемого).

Повторить материал о восклицательных и невосклицательных предложениях, двусоставных и односоставных предложениях.

Записывают домашнее задание.

Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть картинку Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Картинка про Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть картинку Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Картинка про Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть картинку Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Картинка про Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть картинку Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Картинка про Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено

Номер материала: ДБ-774825

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть картинку Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Картинка про Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть картинку Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Картинка про Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено

В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей

Время чтения: 1 минута

Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть картинку Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Картинка про Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть картинку Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Картинка про Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть картинку Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Картинка про Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено

В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам

Время чтения: 1 минута

Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть картинку Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Картинка про Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено

Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Составное именное сказуемое

Грамматическая основа содержит два главных члена предложения – подлежащее и сказуемое. Разнообразие предложений в родном языке даёт возможность удостовериться в том, что любое из них наделено разными методами выражения. В таких частях синтаксической конструкции кроется ключевой смысл высказывания. В то время, когда члены, не являющиеся главными, возможно просто «убрать» и смысл не станет менее понятным, грамматическая основа обязана оставаться на своем месте, иначе тот, кто читает текст не сможет догадаться, что хотел донести автор.

Подлежащее и сказуемое — главные в предложении, и к словосочетаниям они не имеют никакого отношения. Это и составляет существенную их разницу со второстепенными составляющими предложения.

Глаголом обычно обозначается сказуемое, основной член предложения. Оно даёт понятие действиям, а также состоянию предметов, лиц, обозначенными подлежащим.

Разновидности сказуемых в русском языке

Грамматическая основа понимается как основная часть каждой конструкции синтаксиса. Здесь кроется главный смысл фразы, который автор старается предъявить читателю. Обычно, подлежащее и сказуемое бывают самостоятельными. Это значит, что для понимания смысла предложения их достаточно.

Второстепенные члены предложения призваны создавать дополнительные конструкции, уточняющие или раскрывающие смысл более подробным образом, усиливающие впечатления и более полно раскрывающие смысл описываемых событий.

Подробное изучение главных членов предложения даёт нам понять, что иногда слова, воспринимаемые нами как второстепенные члены, могут дополнять смысл подлежащего либо сказуемого, и в некоторых таких случаях они становятся неотъемлемой частью грамматической основы. Ниже, мы на примере разновидностей сказуемых рассмотрим такие конструкции более детально.

Простое глагольное сказуемое

Классический и обычный вид этой части речи, обозначенный глаголом в любом наклонении.

Она вышла из кабинета и увидела его в зеркале.

Составное глагольное сказуемое

Данная разновидность содержит вспомогательный глагол и глагол неопределенной формы, его называют инфинитив. Оба элемента обязательно присутствуют в сказуемом, но элементов может быть и больше. Следующий пример наглядно покажет сказанное:

Она мечтает поступить в университет.

Составное именное сказуемое

Вот мы и добрались до героя сегодняшнего урока, именное сказуемое содержит глагол-связку и именную часть. Часто в роли связки применяют глагол «быть», но встречаются и иные разновидности. Именной частью может являться любая часть речи кроме глагола. Рассмотрим сказанное на примерах:

Понятие составного именного сказуемого

Предложения с такой формой главной части речи иногда ставят в тупик даже профессионалов. Те сочетания слов, которые часто служат второстепенными членами предложения, совсем несвойственно увидеть в роли главных членов предложения. Но если изучить правила и разобраться в способах образования составных конструкций, сделать синтаксический разбор не составит труда.

Давайте ещё раз вникнем в суть определения составного именного сказуемого. Подобные предложения содержат синтаксическую конструкцию, в которой присутствует вспомогательный глагол, дающий незавершённое понимание направленности действия, и та часть речи, которая завершает логику взаимодействия, содержит основное лексическое понимание выражения.

Чаще всего для именной составляющей используется наречие, которое и дает понимание всего словосочетания. По синтаксической роли это слово напоминает дополнение или обстоятельство.

В полдень земля была горяча как никогда.

Ты стал третьим на финише по счёту, поэтому в рейтинге победителей шансы снизились.

Мне иногда становилось страшно от мысли, что мы больше никогда не встретимся.

Как мы видим из примеров, наше сказуемое содержит две части: связку, в качестве которой обычно выступает глагол, и именную часть, которая завершает смысл всего словосочетания. Но как мы увидим далее, встречаются и конструкции именного сказуемого, использующие нулевую связку, иначе, отбрасывающие связку за ненадобностью.

Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть картинку Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Картинка про Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено

Как вы могли заметить, выделение именного сказуемого ничем не отличается от обычного, здесь мы также применяем двойную сплошную линию.

Назначение глагола-связки в предложении

Как мы уже увидели, основную логическую роль в нашем сказуемом играет именная часть, глагол-связка при этом помогает установить время происходящего и его наклонение. Наиболее часто встречающийся в роли связки глагол быть несёт смысл бытия или владения чем-нибудь и представляется в разных формах.

Кулинария есть искусство приготовления пищи

Сложность в определении вызывают составные формы таких сказуемых со знаменательной связкой. Это объясняется тем, что часто эти глаголы служат самостоятельными сказуемыми. В случае, когда глагол служит связкой, приоритетом в значении становится имя, которое связано с ним. Например,

Пример грамматической связки

Пример знаменательной связки

В этом типе связки используется глагол с полноценным значением в лексике, обычно выступающий сказуемым, но в данном случае его степень участия второстепенна, рассмотрим разные варианты:

Пример полузнаменательной связки

В данном случае глагол добавляет в лексический смысл, некоторые дополнительные оттенки, а также может служить самостоятельным членом предложения.

Слова, употребляемые в качестве именной части составного сказуемого

Определение именного сказуемого подсказывает нам, что для выражения именной части могут использоваться различные части речи.

Существительное

Применяется в творительном и именительных падежах.

Конкретность и краткость — вот первые достоинства прозы (А.С. Пушкин).

Главная потребность есть необходимость познания истины (Г. Гегель).

Пушкин стал знаменем русской литературы (Д. Лихачёв).

Прилагательное

Употребляется в форме творительного и именительного падежа, кратко выраженного, в сравнительной степени.

Источник

Способы выражения сказуемого

Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть картинку Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Картинка про Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть картинку Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Картинка про Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено

Всего получено оценок: 360.

Всего получено оценок: 360.

Сказуемое – один из главных членов предложения. Подробно его изучают в 8 классе. Многообразие значений сказуемого отражается в многообразии способов его выражения.

Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть картинку Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Картинка про Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено

Что такое сказуемое

Сказуемое сообщает нам основную информацию о подлежащем. Кроме того, оно привязывает информацию, содержащуюся в предложении, ко времени и реальности (с помощью грамматической категории наклонения).

Подлежащее и сказуемое связаны между собой предикативной связью и согласуются в своих признаках как минимум в числе.

Сказуемое в предложении очень важно. Это понятно уже по тому, что существует много односоставных предложений, где нет подлежащего, и только один нечасто встречающийся вид односоставного, в котором нет сказуемого.

Какие смыслы может выражать сказуемое

Сказуемое передает главную информацию о подлежащем.

Это может быть действие, которое совершает, совершало или будет совершать субъект (или объект), названный подлежащим.

Бывает, подлежащее является не субъектом, а объектом действия: Дом строится.

Тогда сказуемое выражено обычно глаголом или причастием.

Сказуемое может сообщать, чем является подлежащее. Тогда оно бывает выражено существительным.

Нередко сказуемое характеризует подлежащее, указывая на какое-либо его важное качество. Тогда способ выражения сказуемого – это прилагательное.

Впрочем, сказуемое может выражаться чем угодно.

Способы выражения сказуемого

В предложениях можно встретить разные виды сказуемых.

Простое глагольное бывает выражено глаголом в любой личной форме, в том числе любого времени и наклонения.

Составное глагольное состоит из двух глаголов, из которых один (модальный или фазовый) в личной форме, а второй (смысловой) в инфинитиве. Однако первая часть составного глагольного сказуемого может быть выражена также кратким прилагательным с модальным значением (рад, должен, готов, обязан и т.д.).

В составном именном сказуемом есть глагол-связка и именная часть. Эта последняя может быть выражена почти чем угодно:

Если подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом (в любом комплекте), то между ними ставится тире, в том числе перед словом “это”; но тире нет, если есть НЕ, КАК, СЛОВНО, БУДТО и т.д. или между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица.

Все способы выражения сказуемого в одной таблице

Ниже приводим таблицу с примерами способов выражения сказуемого.

Вид сказуемого

Способ выражения

Пример

Глагол в личной форме

Фазовый или модальный глагол в личной форме + инфинитив смыслового глагола

Я хочу прочитать книгу.

Я начал читать книгу.

Краткое прилагательное с модальным значением + глагол-связка + инфинитив смыслового глагола

Я рад был видеть вас.

Лес удивителен в зимнем наряде.

Моя мечта – съездить на Байкал.

Глагол-связка + синтаксически неделимое сочетание

Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Смотреть картинку Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Картинка про Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено. Фото Преподаватель словесности строг сказуемое чем выражено

Что мы узнали?

Сказуемое – один из главных членов предложения. Оно крайне важно, так как выражает связь сообщения с временем и реальностью. Оно может быть разных видов (простое глагольное, составное глагольное и составное именное). Соответственно, сказуемое может выражаться разными самостоятельными частями речи (по сути, всеми, кроме деепричастия), а также синтаксически неделимым сочетанием и фразеологизмом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *