Представьте что вам предложили создать телешоу задача которого популяризировать чтение

Проект «Планета книголюбов»

I. Обоснование актуальности проекта и её новизна.

II. Цель, задачи и ожидаемые результаты проекта.

III. Содержание проекта.

IV. Продолжительность реализации проекта.

V. Перспективы дальнейшего развития.

I. Актуальность проекта

Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.

Во многих странах предпринимаются попытки противодействовать неуклонному снижению интереса к чтению у подрастающего поколения, но существенных результатов в этом направлении пока достичь никому не удалось. В семьях нет культуры чтения. Давно кануло в Лету семейное чтение вслух. Родителям гораздо проще включить детям кассету с мультиками, чем найти время и аргументы в пользу чтения. С детства ребёнок привыкает видеть маму не с книжкой в руках, а с пультом дистанционного управления телевизора. В обществе нет “моды” на чтение, оно давно перестало считаться у молодёжи престижным и приятным времяпрепровождением.

Такая тенденция не может не сказываться на интеллектуальных способностях наших детей. В целом для страны серьёзной проблемой становится снижающийся уровень культуры и грамотности населения, падение моральных устоев, всеобщая речевая безграмотность. Школьники стали медленнее читать, у них не вырабатывается навык скоростного чтения, столь необходимый в наш перегруженный информацией век. В результате многие из них не успевают осваивать школьную программу, снижается успешность обучения. Родители, осознавая свою беспомощность, бегут к нам за советом: как заставить ребёнка читать, если он не хочет.

К сожалению, сегодня приходится констатировать неутешительный факт: нечитающее поколение уже выросло, и мы должны принимать это как данность. Изменить это мы не в силах. Но корректировать – можем и должны. Задача школы – противостоять этому процессу, показывать детям привлекательность и пользу чтения, популяризировать чтение как один из видов получения информации и интереснейшую форму проведения досуга, способную соперничать с самыми современными средствами масс-медиа.

II. Цели и задачи проекта

Цель проекта: повышение уровня качества чтения и активизация мотивации к обучению у учащихся начальных классов.

1. Подготовительный этап.

1. Создание проекта “Планета книголюбов”.

Планируемый проект состоит из нескольких основных частей, включающие в себя разнообразные культурно-досуговые мероприятия, способствующие формированию творческого читателя.

Представьте что вам предложили создать телешоу задача которого популяризировать чтение. Смотреть фото Представьте что вам предложили создать телешоу задача которого популяризировать чтение. Смотреть картинку Представьте что вам предложили создать телешоу задача которого популяризировать чтение. Картинка про Представьте что вам предложили создать телешоу задача которого популяризировать чтение. Фото Представьте что вам предложили создать телешоу задача которого популяризировать чтение

2. Составление коллективного плана работы с библиотекарем и учителями начальных классов.

Дата проведенияМероприятияОтветственныеОктябрь1. Урок-экскурсия в парке “Природа и вдохновение”

Вельц Н.В.Ноябрь1. КВН по сказкам “Что за прелесть эти сказки!” (инсценирование сказок)

2. Библиотечный час. Навыки обращения с книгой.

3. Встреча с писателем А. Л. Барто.Учащиеся 1А, 2А

Вельц Н.В.Декабрь1. Кокурс стихов “Моя Россия”.

2. Библиотечный час. Навыки выбора книги.

3. Встреча с писателем К.И. Чуковским.Учащиеся 1А, 2А

Вельц Н.В.Январь1. Бал любимых литературных героев.

2. Библиотечный час. Как читать книгу.Учащиеся 1А, 2А

Вельц Н.В.Февраль1. Литературная игра “Что? Где? Когда?”

2. Библиотечный час. Отзывы о книгах.Учащиеся 1А, 2А

2. Неделя детской книги. Акция “Книгу в подарок школьной библиотеке”

3. Библиотечный час. Книжные выставки.Учащиеся 1А, 2А

Вельц Н.В.Апрель1. Стихи поэтов о весне.

3. Встреча с писателем С.Я. Маршаком.Учащиеся 1А, 2А

Вельц Н.В.Май1. Семейное ток-шоу “Любимые книги детства”.

2. Библиотечный час. Рекомендательные списки. Использование в работе компьютера.Учащиеся 1А, 2А

2. Экспериментальный этап – октябрь 2009 г. – май 2010 г.

1) Библиотечные часы “Новый читатель пожаловал к нам”.

Систематические воспитание культуры чтения начинается с записи читателя в библиотеку. С библиотекой дети знакомятся, учась в 1 классе. С этой целью для них организуются экскурсии в библиотеку, во время которых им рассказывают, что такое библиотека, как стать её читателем, какие есть в библиотеке книги, показывают наиболее интересные из них, обращают их внимание на иллюстрации, читают им небольшой отрывок, рассказ, стихотворение. Такие экскурсии дают детям первое представление о библиотеке, способствуют привлечению их в число читателей.. К их приходу в библиотеке готовится выставка книг, подбираются иллюстративные материалы. В беседе даются общие сведения о библиотеке и советы, о том, как выбрать книгу по рекомендательным пособиям, с книжной выставки, как обращаться с книгой, как вести себя в библиотеке.

а) Ознакомление читателя с книгой.

В это время обычно проводится беседа, знакомящая читателя с основными правилами обращения с библиотечной книгой. Уже с самого начала следует читателю уважение к книге; нужно, чтобы он на всю жизнь запомнил правила обращения с книгой, разъясненные ему в раннем детстве. Правила гигиены чтения разъясняются не только при записи читателя в библиотеку. В течение всего первого года чтения регулярно проводятся беседы о том, как сидеть, когда читаешь, как держать книгу и т.д. для читателей младшего возраста составляются плакаты с краткими советами по гигиене чтения.

б) Навыки обращения с книгой.

Очень важно научить читателя просматривать книгу, дать ему основные сведения об ее элементах. С читателем проводятся беседы о структуре книги и ее частях, причем в зависимости от возраста читателя эти беседы постепенно усложняются. Ознакомление детей с книгой начинается с титульного листа, который как бы “вводит” в книгу, с его назначения. Знакомя читателя с книгой, нужно обращать его внимание на справочный аппарат книги – толкование непонятных слов, которые обычно помещаются либо в виде сносок внизу страницы, либо в конце книги. Особенно много непонятных слов встречается в описаниях путешествий, обычаев и быта народов стран. Надо постоянно приучать читателей искать в книге или других источниках объяснение непонятных слов.

в) Навыки выбора книги.

С первых лет чтения детей библиотека начинает воспитывать у них умение выбирать книгу. Большое место в воспитании первых навыков самостоятельного выбора книги занимают индивидуальные беседы. Библиотекарь или учитель расспрашивает школьника прежде всего о том, что его интересует, что он любит делать в свободное время, о чем хочет читать; затем предлагает попробовать самому выбрать книгу. Знакомя детей с рекомендательными списками и книжными выставками, библиотекарь предлагает обратить внимание на аннотации к книгам, учит, как спросить книгу для чтения.

г) Как читать книгу.

Советы читателям о том, как работать с книгой, следует давать в соответствии с содержанием книги: рассказывая, как правильно читать художественные произведения, библиотекарь рекомендует обращать внимание не только на развитие сюжета, но и на характеры героев, на особенности стиля, язык произведения: яркие, образные выражения, описания природы и т. п. Если в книге встречается незнакомое слово, советует спросить о его значении или посмотреть в словарь, в пояснения к тексту в самой книге.

Библиотека учит читателей работать и с журналом, с газетой. Читать их полностью, все подряд, как книги, нет надобности, можно по оглавлению в журнале выбрать то, что наиболее интересует; при просмотре газеты следует остановиться в первую очередь на наиболее близких и доступных статьях.

Постоянные беседы с детьми при выдаче им книг приучают детей анализировать прочитанное; они охотно делятся впечатлениями о книге и выражают свое мнение не только устно, но нередко и письменно. Такую запись принято называть отзывом читателя о книге. Библиотекарь должен разъяснить читателю, какую пользу приносит составление отзыва о книге; чтобы составить отзыв, читатель повнимательнее прочитает книгу, подумает над ее содержанием, а это очень полезно.

е) Наглядные формы пропаганды книги.

В руководстве детским чтением видное место занимает наглядная пропаганда книги. Книжные выставки, плакаты, рекомендательные списки своей наглядностью привлекают внимание читателя к литературе, помогают ему в выборе книг, содействуют разносторонности его чтения.

Наглядные материалы могут быть разнообразными по содержанию и оформлению, но все они должны отвечать общим требованиям: быть актуальными по своей тематике, рекомендовать лучшую по своему идейному уровню, художественным и научным достоинствам литературу, быть доступными читателям определенного возраста.

ж) Книжные выставки.

Одной из наиболее эффективных форм наглядной пропаганды книги является книжная выставка. Читатель видит на выставке книги и статьи периодической печати, объединенные одной темой, данные в определенной последовательности. Это помогает систематизировать чтение юных читателей. Тематика книжных выставок разнообразна, так как организуются выставки с разными целями. Значительное количество выставок оформляется в связи со знаменательными и юбилейными датами, приурочивается к массовым мероприятиям, организуемым библиотекой.

з) Библиотечные плакаты.

Наряду с книжными выставками в школьной библиотеке широко применяются библиотечные плакаты. Их назначение – привлекать внимание читателей к литературе. Каждый библиотечный плакат должен включать название или список книг, рекомендуемых для чтения. В этом отличие библиотечного плаката от других.

и) Рекомендательные списки.

В рекомендательном списке, кроме перечня книг, можно дать краткий текст, входящий в содержание литературы, указанной в списке, а также иллюстрации. Основное место в списке занимает не иллюстративный и не текстовой материал, а именно названия книг и аннотации. Рекомендательные списки как и плакаты, могут быть настенными и настольными. В рекомендательные списки для читателей, школьников 2-4 классов, включаются названия книг на ту или иную тему, произведения писателя, книги одного жанра. Эти списки должны быть красочно оформлены и невелики по объему. Учащиеся начальной школы охотно обращаются к спискам литературы, которая рекомендуется для чтения школьникам в каждом классе. Библиотекарь и учитель предлагают им выбирать книги и проверяют, все ли указанное в списке прочитано

к) Использование в работе компьютера.

При проведении различных мероприятий используется компьютер. Например, медиатека в проведении литературных игр. Широко используется экран и проектор для презентации. Вся наглядность и объявления оформляется на компьютере. Победители конкурсов награждаются самодельными грамотами, созданными в программе “Публикация”.

2) Массовые мероприятия.

Массовая работа, являясь продолжением и дополнением индивидуального руководства чтением, помогает библиотекарю и учителю в руководстве внеклассным чтением школьников и в осуществлении стоящих перед ним воспитательных задач. Массовые мероприятия помогают знакомить читателей с лучшими произведениями литературы и искусства, с новейшими достижениями науки и техники.

1. Громкое чтение и художественное рассказывание.

Громкое чтение в силу своих особенностей является одним из самых действенных средств пропаганды книги.

Основной материал для громкого чтения дают любимые всеми детьми народные сказки. Многие дети неохотно читают стихи и не любят их. Выразительное чтение вслух лучших стихотворений поможет привить им любовь к поэзии.

В этом направлении мы планируем провести конкурсы чтецов, “Юных сказочников”, регулярное коллективное чтение и обсуждение статей газет и журналов.

2. Обзоры литературы.

Задачи обзоров литературы: показать литературу по одной из отраслей знания (например, “Книги по окружающему миру”); рекомендовать книги в помощь школьной программе того или иного класса: “Что читать по литературному чтению учащимся начальных классов”. Планируем проводить и тематические обзоры, например, “Книги для юных экологов” (так как в наших классах функционирует детская экологическая организация “Юный эколог”). В библиотеке школы организуем регулярные обзоры книжных новинок, новых номеров журналов и газет. Например, библиотекарь выступит с обзором перед детьми с сопровождением показа рекомендуемых книг и с небольшой выставкой на переносной витрине. Каждый обзор должен быть не простым перечислением названий и пересказом содержания рекомендуемых книг, но и своего рода “уроком” по привитию навыков культуры чтения. С этой целью необходимо использовать минивикторины, кроссворды. Иногда можно начать с загадки или с вопроса: “Знаете ли вы, какая самая маленькая птица в мире?” (о книге “Что такое? Кто такой?”).

Значение наглядной пропаганды огромное. Дети должны непременно видеть книги, иметь возможность взять их в руки, посмотреть иллюстрации.

4. Литературные утренники и вечера.

Литературные утренники и вечера способствуют художественному воспитанию читателей, пробуждению у них интереса к искусству, формированию литературного вкуса.

5. Встречи с писателями.

Расширение представления учащихся о том: кто такой писатель, о чём и как говорит литература, как создаётся литература, зачем пишет писатель, выражение словом опыта человечества, красоты мира, разнообразия чувств.

6. Литературные игры.

Участие в литературной игре вырабатывают у школьников умение внимательно читать литературный текст, правильно отбирать цитаты, обоснованно отстаивать свое мнение о книге и её героях, подкрепляя его конкретными фактами. (Например, “Мои любимые персонажи”).7. Неделя детской книги.

Согласно плану работы школы, в марте под руководством библиотекаря необходимо провести Неделю Детской книги.

8. Классные библиотекари и актив школьной библиотеки.

Мы описали основные методы по воспитанию культуры чтения учащихся начальных классов.

3) Работа с родителями.

а) Провести родительское собрание-конкурс “Папа, мама, я – читающая семья”.

Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.

I. Провести анкетирование учащихся перед родительским собранием по следующим вопросам:

II. На предыдущем собрании родители должны ответить на вопросы анкеты:

б) Памятки раздаются учащимся и их родителям.

Памятка 1 для родителей

Памятка 2 для детей

Памятка 3 для детей

Памятка 4 для детей и родителей

Памятка 5 для родителей

в) Участие родителей в массовых мероприятиях (см. план мероприятий).

Проанализировать работу за 2009-2010 учебный год:

а) Анализ диагностики (удовлетворённость проектом).

Провести опрос среди детей и родителей по результатам первого этапа проекта.

IV. Продолжительность реализации проекта.

V. Перспективы дальнейшего развития.

1. Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса и информационной грамотностью учащихся начальных классов;

2. Составление плана работы на 2010–2011 учебный год.

Источник

Новые технологии в популяризации литературы среди школьников: опыт и проблемы

Представьте что вам предложили создать телешоу задача которого популяризировать чтение. Смотреть фото Представьте что вам предложили создать телешоу задача которого популяризировать чтение. Смотреть картинку Представьте что вам предложили создать телешоу задача которого популяризировать чтение. Картинка про Представьте что вам предложили создать телешоу задача которого популяризировать чтение. Фото Представьте что вам предложили создать телешоу задача которого популяризировать чтение Марина Семенютина
Новые технологии в популяризации литературы среди школьников: опыт и проблемы

Сегодня новые технологии формируют новое информационное пространство, которое, несомненно, влияет на все сферы жизни человека. В том числе на формы общения библиотеки и читателя, книги и читателя.

Школьнаябиблиотека решает с педагогических позиций специфичные именно для нее задачи: эффективно объединяет традиционные для школы формы работы (уроки внеклассного чтения, занятия по развитию навыков пользования книгой и другое) с большим арсеналом библиотечных форм и методов, дающих возможность ей эффективно реализовать свой педагогический потенциал.

Какие бы технологии ни появлялись, как бы политические системы ни менялись, а чтение на любых носителях – необходимый элемент развития мыслящего человека. Поэтому приоритетным направлением деятельности любой библиотеки, сегодня должно стать продвижение и популяризация чтения, а новые информационные технологии позволяют найти новые подходы к проблеме развития интереса и любви к чтению.

Тема обновления технологий популяризации литературы в работе школьной библиотеки на основе имеющегося опыта и вновь поставленных задач – одна из актуальных проблем современного школьного библиотекаря.

В содержании и качестве детского чтения сегодня отразились все наши проблемы отношения к детству и духовной культуре общества. Это чуткий индикатор общественного развития, отношения государства к культуре и детству. Очевидно, что перспективы развития страны во многом связаны с состоянием чтения детей и подростков, поскольку именно интеллект, образование и культура подрастающего поколения будут, особенно, востребованы в развивающемся информационном обществе – «обществе знаний».

Инновационные процессы в работе школьных библиотек

Те перемены, которые происходят сегодня в общеобразовательной школе, возрождение национальной сознательности заставляют педагогов и учащихся все чаще обращаться к самостоятельной работе с книгой, периодическими изданиями, справочной литературой.

Школьные библиотеки учат детей систематично и осмысленно читать, учить пользоваться библиотекой, популяризует литературу книжную, периодическую печать, справочную.

В настоящее время происходит интенсивный процесс изменения традиционного образа библиотек, их модернизация, в ходе которой изменяются направления, методы работы с читателями. Особенно это заметно в сфере освоения библиотекарями новейших информационных и коммуникационных технологий. Этот процесс сопровождается существенными переменами в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Предлагаются новые содержание и подходы, новые отношения, новые инновационные технологии в работе школьных библиотек.

Сегодня печатная книга уже не в состоянии удовлетворить все коммуникационные и познавательные запросы наших пользователей; с появлением новых технологий само понятие чтения кардинально меняется и включает не только чтение книг, но и работу с широким кругом информационных источников, в том числе, электронных.

Современные информационные технологии позволяют расширить деятельность библиотеки и вывести их работу на качественно новый уровень. Таким новым уровнем стал Интернет.

Интернет предоставляет множество новых форм работы с пользователями, ранее неизвестных и недоступных.

В последнее время сложилось мнение, что молодежь перестает читать, потому что компьютер вытесняет книгу, и скоро вытеснит совсем. Мы привычно обвиняем прогресс в снижении интереса к чтению, считая, что этот процесс от нас не зависит, и влиять на него мы не можем.

Книги всегда будут востребованы, даже если в будущем электронные издания и заменят бумажные.Хочется вспомнить слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Книгу заменить ничем нельзя. Несмотря на новейшие открытия, новые виды сохранения информации, не будем спешить расставаться с книгой».

Поскольку школьная библиотека является обязательной структурной единицей учебного заведения, то все стратегические образовательно-воспитательные задания, которые предстоит решить национальной школе, трансформируются в задачи и деятельность школьной библиотеки.

В современных условиях школьная библиотека решает проблемы:

— наиболее полное содействие реализации государственной политики в области образования:

— обучение школьников технологиям пользования библиотекой;

— воспитание информационной культуры, постоянного стремления к поиску информации;

— формирование авторских программ читательского развития учащихся, воспитание мыслящего, вдумчивого, грамотного читателя с высоким уровнем библиографической культуры.

Вот почему школьный библиотекарь большое внимание уделяет

поиску целенаправленных новейших технологий по популяризации художественной литературы, которые формируют у учащихся ежедневную необходимость в чтении книг, работе с ними.

Новые формы и методы популяризации литературы в работе библиотеки школы

В последние годы ощущается необходимость повышения роли школьной библиотеки в воспитательном воздействии на подрастающее поколение, осознания влияния чтения на процесс социализации личности в любом возрасте. Особую тревогу вызывает чтение молодежи, как самой динамичной социальной группы и самой активной категории читателей, нуждающейся в знаниях. Отсюда возрастает роль современной библиотеки, которая всегда являлась одновременно хранилищем информации и основой для образования и культуры.

Для поддержки и развития чтения необходимо:

— стимулировать читательскую активность посредством проведения различных конкурсов и других мероприятий;

— рекламировать в библиотеке, в местных средствах массовой информации чтение художественной и научно-популярной литературы как позитивно необходимый процесс, как символ успешности личности;

— создать социальную рекламу, адресованную детям, подросткам, юношеству и формирующую в их среде моду на чтение;

— активнее поддерживать инициативы и использовать опыт других библиотек в продвижении чтения, в первую очередь, среди детей и подростков;

— внедрять в практику современные формы и методы популяризации книги, направленные на повышение качества чтения;

— активно информировать специалистов, работающих с детьми и юношеством, о новинках отечественной и зарубежной литературы;

— активно популяризировать традиции семейного чтения;

— повышать квалификацию, углублять собственные знания библиотекарей, занимающихся продвижением чтения, в том числе через проведение различных профессиональных конкурсов;

— уделять повышенное внимание развитию литературного творчества детей, подростков, юношества и взрослых;

— продвигать произведения местных авторов;

— формировать в местном сообществе позитивный образ библиотеки, используя в этих целях современные PR-технологии.

«Книга – главный способ обучения». Умению систематически и осмысленно читать детей обучает школьная библиотека. И многое в школьной читательской биографии ребенка зависит от того, насколько школьный библиотекарь вместе с учителями школы приобщает его к книге, учит овладевать искусством литературного чтения, активно популяризует родную литературу, закрепляет читательские умения и навыки, формирует национальное сознание. Вот почему школьные библиотекари большое внимание уделяют технологиям популяризации литературы, которые способствуют формированию у школьников читательской культуры.

Важнейшей функцией научно-популярной книги является популяризация и пропаганда научных знаний. Именно это в самом общем определении составляет целевое назначение рассматриваемой книги. Данная функция, наряду с просветительской и ознакомительно-образовательной, во все времена являлась ведущей. Пропагандируя научные знания, ученый передает массам последнее слово в науке и тем самым знакомит их с этим новым знанием, способствуя повышению их образовательного уровня и решая просветительскую задачу. Научные знания духовно обогащают читателя научно-популярной книги, пробуждая в нем дальнейший познавательный интерес, способствуют развитию его творческой инициативы, наконец, приобщают к знанию.

В практике школьных библиотек изучаются методы индивидуального и массового руководства чтением. В основе индивидуального руководства чтением – учет индивидуальных особенностей читательского развития, его интересов, увлечений, способностей. Непосредственное общение с читателем помогает библиотекарю применять наиболее целесообразные для каждой конкретной ситуации формы воздействия на чтение ребенка, формируя у него тем самым читательскую культуру.

Целесообразность использования группового и массового (фронтального) направлений библиотечно-библиографического обслуживания подтверждена отечественной и мировой библиотечной теорией и практикой. Но переход от индивидуального обслуживания к массовому требует разработки новых способов удовлетворения потребностей, здесь соединяются возможности слушателя и читателя, раскрывается потенциал устной речи как основы общения.

Условием популяризации являются:

1. доступность изложения (для каждой аудитории произведения

учитывается ее подготовленность, возрастные и образовательные особенности). Доступность достигается 2-мя средствами: последовательностью и конкретностью изложения (не должно быть отвлеченного цифрового материала, а если абстрактные рассуждения –должны быть подтверждены фактическими данными: цифрами, таблицами, графиками, формулами, схемами и т. д.).

2. описание фактов науки при помощи сравнения с известными читателю явлениями, а также интерпретация цифрового материала.

3.Занимательность: эстетические переживания, творческое мировосприятие автора, авторские отступления (о его позиции по данному вопросу).

4. Эффект непосредственного общения автора с читательской аудиторией.

Использование новых форм привлечения к чтению в соответствии с традиционными мероприятиями, интересными для школьников с помощью информационных технологий, которые идеально подходят для того, чтобы, вписавшись в процессы передачи знаний и информации, повысить эффективность работы, в том числе и по привлечению ребёнка к чтению.

Одна из широко распространенных форм работы по воспитанию культуры чтения учащихся – библиографический обзор. Это живая, действенная технология популяризации литературы. Она помогает лучше раскрыть книжный фонд библиотеки, шире популяризовать художественную, научно-популярную, познавательно-справочную литературу. При выборе темы и книг школьный библиотекарь учитывает интересы и спросы читателей. Библиографический обзор – устный рассказ о книгах, стремление подсказать лучшее издания. Обзор проводят с целью показать разнообразие родной и зарубежной литературы в школьной библиотеке, расширить читательский спрос.

Формированию культуры чтения учащихся способствует проведение тематических библиотечных вечеров, которые являются одной из форм рекомендации книги, обладающей ярко выраженной позитивно- иллюстрированной направленностью, проявляющейся в ознакомлении читателей с социально значимыми примерами, выводами, фактами, событиями, изложенными в книгах, с жизнью и деятельностью их авторов. При этом произведения зачастую раскрываются перед читателями с новых, неожиданных для них сторон.

Для усиления привлекательности библиотечных мероприятий в глазах школьников, особенно учащихся начальных классов, библиотеки все чаще включают в мероприятия игровые моменты, элементы соревновательности и самодеятельного творчества детей. Наиболее распространенные формы пропаганды литературы в библиотеках – это викторины и конкурсы.

Комментированное чтение – форма устного знакомства с произведением литературы, предусматривающая чтение текста вслух с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного. Данная форма работы бытует в отечественных библиотеках с конца XIX века, но до настоящего времени не исчерпала всех своих возможностей, особенно в аудиториях младших и средних школьников, в семейном кругу.

Литературные чтения – предполагают художественное исполнение произведений, своеобразный «театр одного актера».

В школьных библиотеках могут проводиться циклы чтений – массовых мероприятий, посвященных событиям, жизни замечательных людей. Например, педагогические чтения, правовые чтения, лекции.

Модифицированной формой чтения является прослушивание аудиозаписей, в том числе театральных версий лучших образцов литературы, адресованной младшим школьникам.

Одной из эффективных и распространенных форм популяризации книги и чтения является выставочная работа. Книжная выставка – это широко распространенная форма популяризации литературы. Основной отличительной чертой книжной выставки является показ на ней самих произведений печати, что дает возможность читателю непосредственно ознакомиться с книгой и – при открытом доступе немедленно получить ее.

Тенденцией последних лет стало размещение виртуальных (электронных) выставок на библиотечных сайтах. Посещение таких выставок часто является первым шагом к знакомству пользователя с ресурсами библиотеки. Виртуальная выставка, имея в своем арсенале ссылки на сторонние ресурсы, библиографические списки, графические изображения, тексты, другие дополнительные материалы значительно расширяет возможности обычной книжной выставки. Важно и то, что существуют архивы виртуальных выставок.

Работа в Интернете с поисковыми системами и другими ресурсами, издательская и проектная деятельность, новейшие информационные технологии делают школьную библиотеку более привлекательной для так называемого «цифрового поколения» и позволяет выполнять свою работу лучше, интереснее, оставляя при этом чтение на первом месте.

У детей школьного возраста современные требования к книгам и книжным героям, навеянные СМИ и Интернетом. Этих героев они желают видеть и на страницах библиотечных книг.

Поэтому условием успешной деятельности школьной библиотеки в продвижении чтения является сосуществование и взаимодействие с новейшими технологиями, правильное понимание своего места и роли в современном информационном пространстве. При этом миссия библиотеки – привлечение к чтению – не меняется, а обретает новую форму и содержание, получает новый потенциал. Современные технологии могут стать инструментом, который способен развить не только доступ к чтению, но и мотивацию к нему. С помощью интернет-пространства можно организовать увлекательную современную читательскую деятельность, активно вторгаясь в наполняя его социально ценным содержанием, помогая учащимся школы ориентироваться в литературном потоке, налаживая с ними взаимодействие, которое имело бы продолжение в реальном библиотечном пространстве.

Возможности Интернета позволяют заниматься продвижением книги и чтения вне территориальных и временных рамок. Современным и удобным инструментом для этого может быть сайт школьной библиотеки.

Современным инструментом продвижения книги и чтения в веб-среде являются социальные медиа – вид массовой коммуникации, использующий набор онлайновых технологий, которые позволяют пользователям общаться между собой. Среди социальных медиа: блоги и микроблоги, социальные сети, форумы, фото и видеохостинги.

Библиотечный блог – это своеобразный дневник, где записи, изображения или мультимедиа, открытые для чтения, просмотра и комментирования, расположены в обратном хронологическом порядке. Среди целей создания библиотечных блогов – обмен опытом по продвижению книги и чтения, информирование о предстоящих библиотечных мероприятиях, о новых поступлениях в библиотечный фонд, создание он-лайнового клуба любителей чтения, где можно обсуждать книги.

Библиотечная блогосфера развивается очень активно. Об этом свидетельствуют всевозможные каталоги библиотечных блогов. На мой взгляд, наиболее полным является перечень в блоге «Миры библиотек». В нем уже зафиксированы более тысячи блогов российских библиотек и библиотек ближнего зарубежья.

В современных условиях задачи популяризации литературы расширились и усложнились, потому что «вырос» и сильно изменился читатель. Расширились и функции научно-популярной книги. В ней нуждаются не только широкие массы читателей, но и ученые, и специалисты самых разных направлений. Она нужна тем, кто учится, и тем, кто окончил учебное заведение. Нужна она и в послевузовском образовании. На этом этапе знания дает самостоятельная работа, и этому помогает научно-популярная книга. Проблемы современной науки и техники в широком плане интересуют и врача, и педагога, и юриста, и артиста, и художника.

Таким образом, получается, что ныне научно-популярная книга стала всеобщей потребностью. Вместе с тем, очевидно, что она не может быть единой для всех. Следовательно, необходимо отчетливо представлять уровень подготовки и потребности конкретных групп читателей. Только при этом условии можно обеспечить читателя нужной ему книгой.

Литература – это не только неиссякаемый источник знаний, но и огромный океан жизненного опыта. Она делает человека интеллектуальным, развивает в нем не только чувство красоты – литература дает понимание жизни, всех ее трудностей, делает читателя мудрее.

Задача школьного библиотекаря – содействовать обучению детей чтению не только для школьных нужд, но научить читать с интересом и не спеша для удовлетворения собственного ума и души.

Важно научить читать детей много и вдумчиво, но важнее научить их самим делать свой выбор, учитывая, какую роль сыграла книга, выбранная читателем, в истории человеческой культуры, чтобы стать классической.

Классическое произведение – то, которое выдержало проверку часом. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо развивать у читателя интерес к современной литературе, ведь существует много форм и методов воспитания культурного человека, привития любви к книге. И вся работа направлена на конкретного ребенка, способствуя гармоничному развитию личности, которая способна быть наследником и продолжателем прогрессивных национальных традиций.

Подводя итог можно уверенно сказать, что современные технологии, если правильно ими воспользоваться, не сбрасывают книгу с престола, а наоборот – помогают привлечь к чтению. Это инструмент, который способен развить не только доступ, но и мотивацию к чтению.

Опыт работы «Патриотическое воспитание младших школьников» «Воспитание чувства любви к Родине начинается с того времени, как ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир. » В. Сухомлинский.

Межвузовская конференция. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития Произошедшие резкие изменения в общественной, экономической, социальной и демографической ситуации в стране привели к следующему – увеличилось.

Консультация «Новые образовательные технологии: интерактивный метод обучения» В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое.

Презентация «Новые технологии оздоровления» Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья сформировать у него необходимые.

Правовые технологии воспитания младших школьников На основе общего представления о социально-правовых явлениях и путемвоздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы правосознания.

Презентация «Новые технологии оздоровления» «Современные здоровьесберегающие технологии» «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит.

Презентация «Здоровьесберегающие технологии при обучении младших школьников» в презентации представлены; информационно-диагностическая карта, анкета-микроисследование, группы здоровья и их характеристики, анкета «Моё.

Родительское собрание «Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы» Цели: 1. Выяснить причины неуспеваемости учащихся; 2. Помочь родителям искоренить эти причины. Задачи: 1. Разработать совместно с родителями.

Новые логопедические технологии в коррекционном обучении Новые логопедические технологии в коррекционном обучении Современные требования к дошкольному образованию ставят акцент на необходимости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *